Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Работа с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- обеспечен доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется пандус.
- имеются условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, буфет на 1 этаже учебного корпуса.
- имеется доступ к информационным системам и информационнотелекоммуникационным систем, к электронным образовательным ресурсам, в том числе приспособлением для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, к которым обеспечивается доступ обучающихся.
- имеются компьютеры в библиотеке, доступ к сети «Интернет».
Сведения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов
Ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов:
Осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах: поступления, обучения, трудоустройства. Ответственный - социальный педагог. Социальный педагог осуществляет социальную защиту, выявляет потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и их семей в сфере социальной поддержки, определяет направления помощи в адаптации и социализации, участвует в установленном законодательством РФ порядке в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в государственных органах и органах местного самоуправления.
Реализация требования к доступности зданий и сооружений профессиональных образовательных организаций и безопасного в них нахождения
В учебном корпусе №1 ,созданы следующие условия для обеспечения доступности прилегающей территории, входных путей:
- вход оборудован пандусом и звонком дежурному сотруднику службы охраны
- на первом этаже учебного корпуса находятся аудитории для лекционных и практических занятий
- функции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них выполняют дежурные учебного корпуса.
В техникуме имеется возможность оборудования аудиторий адаптированными местами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Кадровое обеспечение
Штат сотрудников техникума укомплектован в соответствии со штатным расписанием. Имеющихся штатных единиц достаточно для организации психолого-педагогической и коррекционной работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
В целях обеспечения условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по мере необходимости к работе могут быть привлечены иные специалисты.
С целью повышения квалификации педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.
Обеспечение требований к работе с абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Организация профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ предусматривает:
- Дни открытых дверей;
- разработку и совершенствование рекламно-информационных проспектов о, профессиях, специальностях по которым ведется подготовка в техникуме;
- выступление преподавателей техникума на родительских собраниях, классных часах в образовательных учреждениях;
- проведение методических семинаров для педагогов школ по вопросам профориентации учащихся (при необходимости);
Лица с ограниченными возможностями здоровья принимаются в техникум без вступительных испытаний.
Информационная открытость
Имеется раздел сайта, отражающий наличие специальных условий для получения образования обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Имеется версия сайта для слабовидящих.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Техникум располагает современной материально- технической базой, отвечающей требованиям государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов пожарной безопасности.
Образовательный процесс обеспечен персональными компьютерами, мультемидийными средствами, оргтехникой, техническими средствами для проведения вебинаров.
Имеются программные и технические средства для обучающихся с ОВЗ и инвалидов.
Имеются: мультимедийные средства, оргтехника, проекторы с экранами; технические средства для организации онлайн трансляции; персональные компьютеры с подключенными Web-камерами. Предусмотрена возможность дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Предусмотрена возможность оборудования любой аудитории для проведения занятий с использованием мультимедийного проектора
Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, техникум имеет возможность определить набор адаптационных дисциплин включаемых в вариативную часть программ.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися.
Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, банк рабочих программ дисциплин.
Возможно заключение договора на прохождение всех видов практики, в том числе для обучающихся с ОВЗ и инвалидов для всех реализуемых направлений и специальностей.
При необходимости для прохождения практики возможно создание специальных рабочих мест в соответствии с характером нарушения здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых инвалидом трудовых функций.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных образовательной программой.
Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.
Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов.При составлении индивидуального плана обучения могут предусматриваться различные варианты проведения занятий: в академической группе, а также с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов осуществляется во взаимодействии с центрами занятости населения, предприятиями и организациями в соответствии с мероприятиями по содействию трудоустройству выпускников техникума.
Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа лиц с ОВЗ и инвалидов являются: информирование об имеющихся вакансиях, ведение базы данных по студентам и выпускникам с ОВЗ и инвалидностью; профессиональное тестирование по выявлению интересов и способностей; участие в ярмарках вакансий; организация дней открытых дверей и встреч с работодателями; индивидуальные и групповые консультации обучающихся и выпускников по вопросам трудоустройства и поведения на рынке труда.
Организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий
В образовательном процессе техникума возможно использование дистанционные технологии и технологии электронного обучения.
Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ОВЗ возможно в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».
Организационно-педагогическое сопровождение (далее - ОПС) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает контроль над освоением образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и базовым или индивидуальным учебными планами. ОПС включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций, контроль по результатам текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации).
Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение инвалидов и лиц с ОВЗ возможно в соответствии с рекомендациями учреждений медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся, установление особого порядка освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».
Организационно-педагогическое сопровождение (далее - ОПС) обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ предполагает контроль над освоением образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и базовым или индивидуальным учебными планами. ОПС включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организацию индивидуальных консультаций, контроль по результатам текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации).
Психолого-педагогическое сопровождение (далее - ППС) при необходимости оказывается инвалидам и лицам с ОВЗ, испытывающим сложности в усвоении учебного материала, и/или в установлении межличностных взаимодействий с педагогами и/или обучающимися в процессе обучения. ППС предусматривает:
-проведение семинаров для преподавателей и сотрудников, работающих с данным контингентом обучающихся;
- индивидуальное консультирование обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:
- создание условий для успешной адаптации инвалидов и лиц с ОВЗ к процессу обучения;
- социальную поддержку инвалидов и лиц с ОВЗ, включая решение бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения, предоставление услуг медицинского кабинета;
- организацию студенческой волонтерской службы при поддержке Студенческого совета техникума, студенческого актива техникума для оказания волонтерской помощи инвалидам и лицам с ОВЗ (персональное сопровождение в образовательном пространстве, выполнение функций посредника между студентом-инвалидом и преподавателями и др.);
- создание в техникуме толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
В возможен особый порядок реализации дисциплины «Физическая культура».
Для инвалидов и лиц с ОВЗ в техникуме возможен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья. В техникуме имеются различные спортивные тренажеры.
В техникуме ведется работа по созданию толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.
В техникуме создано волонтерское объединение в том числе и для оказания помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Имеется медпункты для оказания первой медицинской помощи; оказания лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий, в том числе, организацию наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими; пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные кабинеты частично приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Учебные кабинеты оборудованы техническими средствами обучения, обладающими возможностями звукоусиления и увеличения изображения с учетом особых потребностей студентов с нарушениями сенсорной сферы (мультимедийные проекторы, мультимедийные доски, динамики).
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В учебном корпусе №1 ,созданы следующие условия для обеспечения доступности прилегающей территории, входных путей:
- вход оборудован пандусом и звонком дежурному сотруднику службы охраны
- на первом этаже учебного корпуса находятся аудитории для лекционных и практических занятий
- функции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них выполняют дежурные учебного корпуса.
В техникуме имеется возможность оборудования аудиторий адаптированными местами для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Имеется спортивный зал,оснащенный оборудованием и инвентарем по всем разделам учебной программы по физической культуре.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Печатные
(учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, рабочие тетради и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по учебным дисциплинам;
- карты;
- картины на уроках русского языка, литературы;
- натуральные объекты;
- модели, муляжи, макеты;
- лабораторное оборудование;
- магнитные доски
Механические визуальные приборы:
- микроскоп
- телескоп
- фотоаппарат
- видеокамера
Электронные образовательные ресурсы:
- мультимедийные учебники и универсальные энциклопедии
- сетевые образовательные ресурсы
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр;
- наушники
- микрофон
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- образовательные видеофильмы, учебные фильмы, в том числе на цифровых носителях и т.п.;
- презентации
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска
- проекторы
- телевизоры
Словесные:
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- учебные пособия
- другая необходимая литература
Спортивное оборудование:
- тренажеры
- гимнастическое оборудование
- спортивные снаряды
- мячи, скакалки, обручи и т.п.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
- вход оборудован пандусом и звонком дежурному сотруднику службы охраны
- на первом этаже учебного корпуса находятся аудитории для лекционных и практических занятий
- функции по организации сопровождения и содействия инвалидам при входе в объекты и выхода из них выполняют дежурные учебного корпуса.
Специальные условия питания
Имеются условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, буфет и столовая на 1 этаже учебного корпуса.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию обучающихся в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
·электронной почтой;
·локальной сетью;
·выходом в Интернет;
·разработан и действует сайт техникума.
Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствиис договором оказание телематических услуг об оказании услуг связипо передаче данных с юридическим лицом.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент - фильтрации.
Доступк информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ не ограничен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Предусмотрена возможность дистанционного обучения лиц с ОВЗ и инвалидов. Предусмотрена возможность оборудования любой аудитории для проведения занятий с использованием мультимедийного проектора
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Учебные кабинеты и лаборатории оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- мультимедийные комплексы (проектор и экран),
- интерактивные доски,
- телевизоры,
- веб-камеры,
- МФУ,
- наушники с микрофоном.