ОД.09 Русский язык и культура речи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум
______________ В.М.Владимиров

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Общепрофессиональной дисциплины
«Русский язык и культура речи»

Рассмотрена и одобрена на заседании
предметной (цикловой) комиссии общих
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин
Председатель ________В.А.Мартынова

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослобоский аграрный
техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_____________________ Т.В.Шитова

Протокол № ___ от «__»_______ 20____г.

Протокол № ___ от «___»__________20__г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»

Разработчик: Юрченкова Ж.А., преподаватель общеобразовательных
дисциплин

Государственного

бюджетного

профессионального

образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного

(приказ Министерства

образования и науки Российской Федерации от 09 декабря 2016 г. № 1545)
для профессии среднего профессионального образования базовой подготовки
18103 «Садовник»

СОДЕРЖАНИЕ

стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

1. Паспорт программы учебной дисциплины «Русский язык и культура
речи»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины предназначена для профессиональной
подготовки рабочих по профессии «Садовник»

и устанавливает базовые

знания для освоения учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в
рамках вариативной части.
Учебная программа по курсу «Русский язык и культура речи» содержит
тематический план на 40 часов.
1.2. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- создавать тексты в устной форме диалогического или монологического
характера с соблюдением компонентов культуры речи; оценивать
письменные высказывания с точки зрения языкового оформления,
эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- владеть понятиями фонема, фонетические средства речевой
выразительности, пользоваться орфоэпическими словарями;
пользоваться
способами
словообразования,
использовать
словообразовательные средства в изобразительно-выразительных целях;
- употреблять грамматические формы слов в соответствии с нормой,
особенностями создаваемого текста;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебнонаучных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в
том числе представленных в электронном виде на различных
информационных носителях;
- различать тексты по их принадлежности к стилям, анализировать речь с
точки зрения ее нормативности, уместности, целесообразности;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.

Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков
самостоятельной деятельности, самореализации, самовыражения в
различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и
речевых средств;
совершенствования коммуникативных способностей;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью, функции языка, признаки литературного
языка и типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи;
- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи, выявлять грамматические
ошибки в тексте;
- синтаксический строй предложения;
- функциональные стили литературного языка.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная нагрузка обучающегося 40 часов;
обязательная (аудиторная) учебная нагрузка обучающегося 40 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Самостоятельная (внеаудиторная) нагрузка
Обязательная (аудиторная) учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в виде дифференцированного зачета

Объем часов
40
40

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Русский язык и культура речи»
Наименование
разделов и тем
1
Введение
Раздел 1. Язык и
речь
Раздел 2. Фонетика
Раздел 3. Орфоэпия
Раздел 4. Лексика

Раздел 5.
Фразеология
Раздел 6.
Морфемика.
Словообразование
Раздел 7.
Морфология

Раздел 8. Синтаксис.
Пунктуация
Раздел 9.
Орфография
Раздел 10.
Стилистика

Итого

Содержание учебного материала
2
Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язык и общество. Язык и
культура. Русский язык в современном мире.
Понятие о литературном языке. Типы норм.
Специфика устной и письменной речи. Словари
русского языка. Понятие культуры речи. Качества
хорошей речи
Основные фонетические единицы. Графика.
Фонетический разбор
Орфоэпическая норма. Варианты русского
литературного произношения. Орфоэпические словари
Лексическое значение слова. Многозначность слова.
Прямое и переносное значение слова. Синонимы,
антонимы, омонимы. Лексические нормы.
Употребление профессиональной лексики и научных
терминов.
Фразеология, типы фразеологических единиц, их
использование в речи. Фразеологические обороты.
Ошибки в употреблении фразеологизмов и их
исправление.
Виды морфем. Морфемный разбор слова.
Словообразовательные нормы.

Объем Уровень
часов освоения
3
4
2
2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

2

4

2

Морфология. Грамматические категории и способы их
выражения в русском языке. Формы рода, числа и
падежа имен существительных. Формы имен
прилагательных. Формы имен числительных. Формы
местоимений. Формы глаголов. Формы наречий.
Служебные части речи.
Виды словосочетаний. Главные члены предложения.
Второстепенные члены предложения. Осложненное
простое предложение. Виды сложных предложений.
Функции знаков препинания
Принципы русской орфографии.

8

2

8

2

2

2

Функциональные стили речи. Научный стиль.
Публицистический стиль. Официально-деловой стиль.
Разговорный стиль. Художественный стиль
Дифференцированный зачет

2

2
40

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспече нию
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета: печатные и экранные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, электронная библиотека, мультимедийные обучающие программы и др.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, средства телекоммуникации (выход в Интернет) и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М.: ОИЦ
«Академия» 2017. Гриф Минобр. Серия: Среднее профессиональное
образование.
2. Воителева Т. М.. Русский язык и культура речи. Дидактические
материалы: учебное пособие для студентов среднего проф. образ./ Т.М.
Воителева. – 8-е изд., стер. – М.: ОИЦ «Академия» 2017. Гриф Минобр.
Серия: Среднее профессиональное образование.
3. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура.-: учебное
пособие_ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – Изд. 15-е, стер.. – Ростов н/Д:
«Феникс», 2018. Гриф Минобр.
4. Греков В.Ф. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов.
учреждений / Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2018.
Дополнительные источники:
1. Ожегов С. И. Словарь русского языка.-М.:«Оникс, Мир и Образование»,
2010. – 640с.
2. Субботина Л. А., Алабугина Ю. В. Фразеологический словарь русского
языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 640с.
3. Субботина Л. А., Михайлова О. А. Словарь синонимов и антонимов
русского языка для школьников.- «Астрель, АСТ». 2010. 672с.
4. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. М.: «АСТ- Пресс
Книга», 2009. 800с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения практических
занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий.
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
- связь языка и истории,
культуры русского и других
народов;
- смысл понятий: речевая
ситуация и ее компоненты,
литературный язык, языковая
норма, култура речи;
- основные единицы и уровни
языка,
их
признаки
и
взаимосвязь;
орфоэпические,
лексические,
грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения
в
социально-культурной,
учебно-научной,
официально-деловой сферах
общения.

-представляет русский язык как
духовную, нравственную и
культурную ценность народа,
определяет роль, место и
функции русского языка в
современном мире;
- определяет связь языка и
истории, культуры русского и
других народов, перечисляет
основные языковые семьи.; определяет
смысл понятий
русского литературного языка
(речевая ситуация и ее компоненты, языковая норма, культура речи) и правила их применения, формулирует понятия: речевая ситуация, литературный язык, языковая норма,
культура речи, объясняет их
смысл.

Формы и методы оценки
результатов обучения
Оценка результатов
выполнения:
- устный опрос;
- практическое занятие;
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- конспект;
- индивидуальное задание;


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».