МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум ______________ В.М. Владимиров АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Социальная адаптация и основы социальноправовых знаний» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Председатель ____________ В.А. Мартынова Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослобоский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _____________________ Т.В. Шитова Протокол № ___ от «___ »_______ 20____г. Протокол № ___ от «___»__________20__г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» Разработчик: Симунин Р.А., преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум». Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 18103 «Садовник» для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без получения среднего общего образования сроком обучения 1 год 10 месяцев с учетом их психофизических особенностей. 2 Содержание стр. 1. Паспорт программы учебной дисциплины 4 2. Структура и содержание учебной дисциплины 6 3. Тематический план и содержание учебной дисциплины 7 4. Условия реализации учебной дисциплины 13 5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 15 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью адаптированной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящей в состав адаптированного учебного цикла по профессии 18103 «Садовник». Рабочая программа адаптированной дисциплины разработана в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 06-830вн в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины разработана в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в адаптационный цикл 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. 1.3. 4 ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. Обучающийся должен уметь: - использовать нормы позитивного социального поведения; - использовать свои права адекватно законодательству; -обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью; - анализировать и осознано применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - составлять необходимые заявительные документы; составлять резюме, осуществлять самопрезентацию при трудоустройстве; - использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Обучающийся должен знать: - механизмы социальной адаптации; -основополагающие международные документы, относящиеся к правам инвалидов; - основы гражданского и семейного законодательства; - основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов; - основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования, - функции органов труда и занятости населения. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины. Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельная (внеаудиторная) нагрузка обучающегося 24 часа. 5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия самостоятельная работа Итоговая аттестация не предусмотрена 6 Объем часов 72 48 10 24 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины АУД. 02 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Понятие социальной адаптации, ее этапы, механизмы, условия Тема 1.1. Основы социальной адаптации. Тема 1.2. Механизмы социальной адаптации Раздел 2. Законодательство о правах инвалидов Тема 2.1 Международные договоры о правах инвалидов. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) 2 Объем часов Уровень освоения 3 4 10 Содержание учебного материала Понятие «социальная адаптация». Виды социальной адаптации: физиологическая, управленческая (организационная), психологическая, экономическая, педагогическая, профессиональная. Содержание учебного материала Механизмы социальной адаптации: психические механизмы, социально-психологические механизмы, социальные механизмы. Виды социально-психологической адаптации: функциональная, организационная, ситуативная. Практические занятия: Решение ситуационных задач «Нормы позитивного социального поведения». Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему: Социально - психологическая адаптация Конспект на тему: Виды социально-психологической адаптации 2 2 1 5 19 Содержание учебного материала Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, 1993.; Всемирный доклад ВОЗ об инвалидности, 2011. Конвенция ООН о правах инвалидов, 2006 г: Общие принципы. Общие обязательства. Равенство перед законом. Свобода и личная неприкосновенность. Защита личностной целостности. Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации. Обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры. Конвенция МОТ о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Декларация ООН о правах умственно отсталых 7 4 Тема 2.2 Законодательство Российской Федерации о правах инвалидов Тема 2.3 Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации лиц, 1971.; Рекомендация Совета Европы по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психическими расстройствами, 1983 и др. Содержание учебного материала Конституция Российской Федерации о правах и свободах гражданина. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов»: понятия: социальная защита населения, медико-социальная экспертиза, реабилитация и абилитация инвалидов. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов, образование и обеспечение занятости. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: 1 общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: формы социального обслуживания, виды социальных услуг, финансовое обеспечение социального обслуживания. Федеральная программа «Доступная среда» Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов. Содержание учебного материала Приказ Минтруда России от 12.10.2016 № 570н «Об утверждении перечня установленных законодательством Российской Федерации гарантий, выплат и компенсаций, подлежащих включению в федеральный реестр инвалидов». Проведение реабилитационных мероприятий. Предоставление технических средств реабилитации и услуг. Оказание медицинской помощи. Обеспечение беспрепятственного доступа к информации и объектам социальной инфраструктуры. Обеспечение инвалидов жилой площадью, льготы по оплате жилья. Обеспечение занятости инвалидов. Материальное обеспечение инвалидов. Социально-бытовое обслуживание инвалидов. Санаторно-курортное лечение инвалидов. Практические занятия: 1.Составление перечня гарантий, обеспечиваемых инвалидам в РФ на основании материалов сайтов https://i-mio.org/, http://paralife.narod.ru/socialnaya-podderzhkainvalidov.htm 2. Составление словаря понятий на основе Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: инвалид, социальная защита населения, социальная поддержка населения, реабилитация, абилитация, индивидуальная программа реабилитации и абилитации, технические средства реабилитации. 8 4 4 3 3. Оформление комплекта документов для получения путевки на санаторно-курортное лечениии. Самостоятельная работа обучающихся: Доклад на тему: Социальная защита инвалидов Раздел 3. Основы гражданского и семейного законодательства. Тема 3.1. Основы гражданского законодательства. Тема 3.2. Основы семейного законодательства. Раздел 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов. Тема 4.1. Основы трудового законодательства. Тема 4.2. 4 9 Содержание учебного материала Понятие и система гражданского права. Гражданский кодекс РФ. Понятие гражданскоправового договора. Правоспособность и дееспособность граждан. Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования, наследование по закону и по завещанию). Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей. Содержание учебного материала Понятие семейного права. Семейный кодекс РФ. Брачно-семейное законодательство РФ; Заключение и прекращение брака; Права и обязанности родителей и детей. Практические занятия: 1. Решение ситуационных задач «Очереди наследования», «Действия потребителя в случае нарушения его прав». 2.Составление образца брачного договора произвольной формы Самостоятельная работа обучающихся: Конспект на тему: Правоспособность и дееспособность граждан Реферат на тему: Права и обязанности родителей и детей. 1 2 2 2 1 4 11 Содержание учебного материала Трудовой кодекс РФ. Понятие труда, предмет и метод трудового права. Понятие и виды трудового правоотношения. Понятие, стороны и виды трудового договора. Трудовая дисциплина и ответственность в сфере труда. Содержание учебного материала 9 4 2 2 Особенности регулирования труда инвалидов. Раздел 5. Профессиональная подготовка и трудоустройство инвалидов. Тема 5.1. Государственная политика в области профессиональной подготовки и профессионального образования инвалидов Тема 5.2. Государственная политика в области трудоустройства инвалидов Нормативные правовые акты, регулирующие труд инвалидов. Оформление трудовых отношений. Создание доступных условий труда. Рабочее время. Время отдыха. Дополнительные гарантии охраны труда инвалидов. Оплата труда инвалидов. Практические занятия: Составление трудового договора, используя изученный материал. Самостоятельная работа обучающихся: Презентация на тему «Оплата труда» 2 1 4 8 Содержание учебного материала Интегрированное профессиональное обучение инвалидов. Специализированные профессиональные образовательные организации. Специальные условия для получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированные образовательные программы, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы. Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов с различными нарушениями функций организма. Услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь. Доступность зданий организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья. Содержание учебного материала Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (послед. ред.) «О занятости населения в Российской Федерации». Программы государственных служб занятости, адресованные инвалидам. Специализированные предприятия. Самозанятость и организация инвалидами собственного дела. Программы трудоустройства инвалидов. Сопровождаемое содействие занятости инвалидов. Квотирование рабочих мест. Права, обязанности и ответственность работодателей 1 в обеспечении занятости инвалидов. Практические занятия: 1. Составление плана поиска работы. 2. Составление резюме для устройства на работу по профессии или специальности. 10 2 2 2 Самостоятельная работа обучающихся: Конспект на тему: Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов. Раздел 6. Медико-социальная экспертиза Тема 6.1. Порядок направления гражданина на МСЭ. Проведение медикосоциальной экспертизы Раздел 7. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов. Тема 7.1. Сущность понятия «Реабилитация инвалидов», Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалидов 2 5 Содержание учебного материала Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (посл. ред.) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Условия и порядок установления инвалидности. Перечень документов: в случае признания гражданина инвалидом, в случае отказа в признании гражданина инвалидом Практические занятия: 1. Составление заявления на проведение МСЭ для определения степени утраты профессиональной трудоспособности. 2. Составление заявления на проведение МСЭ для разработки (коррекции) Индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) Самостоятельная работа обучающихся: Доклад на тему: Условия и порядок установления инвалидности. 2 1 2 10 Содержание учебного материала Понятие реабилитации инвалидов. Цель реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида. Основные мероприятия реабилитации или абилитации инвалидов в ИПРА: мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации или абилитации, по занятию спортом, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Рекомендации по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями. Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые 11 2 Тема 7.2. Профессиональная реабилитация инвалидов инвалиду. Виды помощи, в которых нуждается инвалид для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами Содержание учебного материала Профессиональная реабилитация инвалидов: профессиональная ориентация, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственная адаптация. Оснащение (оборудование) специального рабочего места для трудоустройства инвалида. Услуги органов службы занятости населения. Ответственность работодателей (должностных лиц) за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты; за непредставление или несвоевременное представление (представление в искаженном виде) 1 сведений о выполнении квоты, движении рабочих мест. Практические занятия: Оформление документов для получения технических средств реабилитации (ТСР) инвалидами. Итоговое занятие Самостоятельная работа обучающихся: Презентация на тему: Поиск работы. Резюме. 1 1 4 Всего: 12 2 72 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета общих, гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Оборудование учебного кабинета: — рабочее место преподавателя; — посадочные места по количеству обучающихся; — комплект учебно-наглядных пособий; — организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся - инвалидов (дополнительные места для обучающихся с нарушениями, слуха, зрения и опорнодвигательного аппарата, увеличение прохода между рядами) Технические средства обучения: — компьютер с лицензионным программным обеспечением; — мультимедиапроектор; — акустический усилитель и колонки; — электронная доска; Информационное обеспечение обучения учебных изданий, Интернет-ресурсов, Перечень дополнительной литературы Основная литература: 1. Ананьева Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков// Методист, 2015. 2. Балашова И.А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2016. 3. Профессиональная ориентация учащихся/Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт». - 2014. 4. Чистякова С.Н. Порофессиональное самоопределение. - М.: Академия, 2015. 5. Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере. - М.: Академия, 2016. Дополнительная литература: 1. Гулевич Л.А. Предпрофильная подготовка как взаимосвязанность и взаимозависимость процессов образования и профориентации \\ Профильная школа. - 2017, № 5, с. 3-7. 2. Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Самопрезентация при трудоустройстве. М.: 2018. 3. Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Тренинг уверенного поведения 13 Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения. - Ярославль ИРО, 2016 5. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность// Народное образование, 2016, №8, стр. 189193 6. Федорова М. Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. - М.: 2015. 7. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учеб.для вузов. - М.: 2015. 4. Средства обучения: 1. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 2001. 2. Всеобщая декларация прав человека. - М., 1998. 3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. - М., 1996. 4. Конституция РФ. - М.: 2003. 5. Трудовой кодекс РФ. - М.: 2006. 6. Семейный кодекс РФ. - М.: 2002. 7. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: 2004 г. 8. Уголовный кодекс РФ. - М.: 2002 г. 9. ФЗ РФ "Об образовании", - М.: 2013 г. 10. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года 11. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»№ 181ФЗ от 24.11.1995 г., М., 1995. 12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Интернет источники 1. www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал 2. www.pravoteka.ru Портал правовой помощи 3. www.ucpr.arbicon.ru Свободный каталог периодики библиотек России http://allstatepravo.ru/index.php Образовательный портал студента-юриста http://www.lexed.ru/ Федеральный центр образовательного законодательства 4. http://adhdportal.com/ Библиотека правовых изданий 5. Ресурсы информационно-правовой системы Гарант 6. Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс 14 Общие требования к организации образовательного процесса Основная профессиональная образовательная программа учебной дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем темам. Каждый обучающийся имеет доступ к необходимым нормативным и учебно-дидактическим материалам, сопровождающим все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины. 3.3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов и исследований. 15