Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________________В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Адаптированной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение»» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ АДАПТИРОВАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Психология личности и профессиональное самоопределение 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью адаптационной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав адаптационного учебного цикла по профессии 18103 «Садовник» Рабочая программа адаптационной дисциплины разработана в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования» Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 06-830вн в соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в целях обеспечения права инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся. 1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в адаптационный цикл цикл 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 44.00.00 «образование и педагогика» В результате освоения учебной дисциплины обучающийся инвалид или обучающийся с ограниченными возможностями здоровья должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 3 ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. должен уметь: • применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими; • использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения; • на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения; • планировать и составлять временную перспективу своего будущего; • успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде; должен знать: • необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; • простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека; • современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью; • основные принципы и технологии выбора профессии; • методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности. 1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины. максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов. 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия 5 Объем часов 50 50 14 Тематический план и содержание учебной дисциплины АУД.03.Психология личности и профессиональное самоопределение Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия 1 2 Всего: Тема 1. Психология профессиональной деятельности. Сущность профессионального самоопределения. Объем часов 50 Уровень освоения Содержание учебного материала: 1. Основные понятия психологии труда и психологии профессиональной деятельности: профессиональный ориентация, 2. Профессиональный отбор кадров 3. Профессиональное самоопределение: факторы и условия формирования. Тема 2. Проблемы Содержание учебного материала: выбора. Профессиональная 1. Целеполагание как основа правильного выбора профессии: цели, задачи и средства непригодность. профессиональной ориентации. 2. Профессиональная пригодность и непригодность. Желания и возможности человека при выборе будущей профессии. 3. Профессиограмма: определение, виды профессиограмм различных профессий. 6 6 1,2 Тема 3. Технология выбора Содержание учебного материала профессии. Правильные 1. Технология выбора профессии. ориентиры. 2. Правильные ориентиры. 4 1,2 Тема 4. Личностные регуляторы выбора профессии. Понятие о личности, ее структуре. Практические занятия: Самодиагностика профессиональной ориентации по опроснику Е.А. Климова Практические занятия: Составление профессиограммы садовника. 2 Содержание учебного материала 1. Теории личности: бихевиоризм, психоаналитическая теория, гуманистическая концепция. Личность с точки зрения разных концепций. 2. Структуры личности и их характеристики: способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация, направленность, ценностные ориентации. Мотивы выбора профессии и личностные особенности. Практические занятия: Отределение своего типа личности 2 Практические занятия: Анализ основных положений теорий личности 6 2 1,2 2 2 1,2 Тема 5. Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. концепция) Содержание учебного материала 1. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые. 2. Воля как регулятор человеческой деятельности: понятие и характеристики. Структура волевой регуляции деятельности человека. Практические занятия: Самостоятельное составление опорного конспекта и таблицы «Психические процессы» Тема6. Характер, Содержание учебного материала темперамент и 1. Характер: понятие, особенности, свойства. Характер и система отношений личности. направленность личности. Отличие характера от темперамента. Исторические типы темперамента. 2. Направленность личности и мотивация. Основные составляющие направленности Практические занятия: Описание своего характера. Тема 7. Познание задатков и способностей. Содержание учебного материала: 1. Основные признаки задатков и способностей. Механизмы формирования способностей. 2. Виды задатков и способностей. Условия развития способностей. Тема 8. Самопознание. Содержание учебного материала: Самовоспитание личности. 1. Самопознание и Я-концепция (Образ Я): структура и свойства. 2. Многообразие способов самопознания: самонаблюдение и рефлексия. Самовоспитание и личности как формирование волевых качеств. Тема 9. Профессиональное Содержание учебного материала: самоопределение на 1. Этапы профессионального самоопределения и возрастная динамика выбора профессии. разных стадиях возрастного 2. Мотивы и факторы выбора профессии среди молодежи. Консультации по развития человека. профориентации для молодежи. Особенности юношеского периода. Тема 10. Профессия, специальность, специализация. Основные классификации Содержание учебного материала: 1. Современный рынок труда и основные классификации профессий: a) классификация Е.А. Климова, b) классификация Дж. Голланда, c) классификации по условиям, целям и средствам труда. 7 2 1,2 2 4 1,2 2 2 1, 2 4 1 4 1, 2 2 1, 2 профессий. 2. Основные отличия профессии, специальности и специализации. Многообразие профессий на современном рынке труда. 2 Практические занятия: Самодиагностика (Д.Голланд) Всего: 8 50 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин. общих, Оборудование учебного кабинета: — рабочее место преподавателя; — посадочные места по количеству обучающихся; — комплект учебно-наглядных пособий; — организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся - инвалидов (дополнительные места для обучающихся с нарушениями, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата, увеличение прохода между рядами) Технические средства обучения: — компьютер с лицензионным программным обеспечением; — мультимедиапроектор; — акустический усилитель и колонки; — электронная доска; Информационное обеспечение обучения Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основная литература: 1. Ананьева Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального самоопределения старших подростков// Методист, 2015. 2. Балашова И.А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений // Справочник руководителя образовательного учреждения, 2016. 3. Профессиональная ориентация учащихся/Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт». - 2004. 4. Чистякова С.Н. Порофессиональное самоопределение. - М.: Академия, 2015. 5. Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере. - М.: Академия, 2016. Дополнительная литература: 1. Гулевич Л.А. Предпрофильная подготовка как взаимосвязанность и взаимозависимость процессов образования и профориентации \\ Профильная школа. - 2017, № 5, с. 3-7. 2. Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Самопрезентация при трудоустройстве. - М.: 2018. 3. Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Тренинг уверенного поведения 4. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для предпрофильного обучения. - Ярославль ИРО, 2016 5. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность// Народное образование, 2006, №8, стр. 189-193 6. Федорова М. Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. - М.: 2015. 7. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учеб.для вузов. - М.: 2015. Средства обучения: 1. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 2001. 2. Всеобщая декларация прав человека. - М., 1998. 3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. - М., 1996. 9 4. Конституция РФ. - М.: 2003. 5. Трудовой кодекс РФ. - М.: 2006. 6. Семейный кодекс РФ. - М.: 2002. 7. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: 2004 г. 8. Уголовный кодекс РФ. - М.: 2002 г. 9. ФЗ РФ "Об образовании", - М.: 2013 г. 10. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года 11. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»№ 181-ФЗ от 24.11.1995 г., М., 1995. 12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" Интернет источники 1. www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал 2. www.pravoteka.ru Портал правовой помощи 3. www.ucpr.arbicon.ru Свободный каталог периодики библиотек России 4. http://allstatepravo.ru/index.php Образовательный портал студента-юриста 5. http://www.lexed.ru/ Федеральный образовательного законодательства 6. http://adhdportal.com/ Библиотека правовых изданий 7. Ресурсы информационно-правовой системы Гарант 8. Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс цент 3.3. Общие требования к организации образовательного процесса Основная профессиональная образовательная программа учебной дисциплины обеспечивается учебно-методической документацией по всем темам. Каждый обучающийся имеет доступ к необходимым нормативным и учебно-дидактическим материалам, сопровождающим все виды аудиторной и внеаудиторной работы. 3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю учебной дисциплины. 10 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные ПК 5.4. Оформлять педагогические умения, усвоенные знания) разработки в виде отчетов, рефератов, ОК 2. Организовывать собственную выступлений. ___________________________ деятельность, определять методы решения Формы и методы контроля и оценки профессиональных задач, оценивать их результатов обучения ____________________ эффективность и качество. работы на практике, ОК 3. Оценивать риски и принимать Планирование составление отчетов решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для Активное участие в решении ситуационных постановки и решения профессиональных задач. Участие в деловых играх задач, профессионального и личностного Работа с учебными изданиями, развития. нормативными документами ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии для совершенствования профессиональной Поиск информации, работа с электронными носителями. Оформление документации. деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с Составление конспектов бесед, занятий. руководством, коллегами и социальными Работа на педагогической практике. Анализ партнерами. документации ОУ. Составление отчета по ОК 8. Самостоятельно определять проделанной деятельности задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Результаты самостоятельных работ. Устный ОК 9. Осуществлять опрос. профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. Результаты самостоятельной работы. Работа ОК 11. Строить профессиональную на педагогической практике деятельность с Решение ситуативных задач. Разбор соблюдением ситуаций. регулирующих ее правовых норм. ПК 2.7. Анализировать процесс и Написание и оформление рефератов, эссе. самостоятельных работ. результаты организации различных видов Результаты Оформление документации деятельности и общения детей. 3. 11