АД.01 Психология личности и профессиональное самоопределение (1)

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
____________________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Адаптированной дисциплины
«Психология личности и профессиональное
самоопределение»»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ АДАПТИРОВАННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология личности и профессиональное самоопределение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью адаптационной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, входящей в состав
адаптационного учебного цикла по профессии 18103 «Садовник»

Рабочая программа адаптационной дисциплины разработана в соответствии с
«Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ среднего профессионального образования» Министерства
образования и науки Российской Федерации от 20 апреля 2015 года № 06-830вн в
соответствии с особыми образовательными потребностями инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) с учетом особенностей их
психофизического развития и индивидуальных возможностей.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в целях обеспечения права
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение среднего
профессионального образования, а также реализации специальных условий для обучения данной
категории обучающихся.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
дисциплина входит в адаптационный цикл цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной
дисциплины:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО,
входящим в состав укрупненной группы профессий 44.00.00 «образование и педагогика»
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся инвалид или обучающийся с
ограниченными возможностями здоровья должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
3

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК
5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и
социальными партнерами.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей,
содержания, смены технологий.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее
правовых норм.

должен уметь:
• применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях
профессиональной деятельности и взаимодействия с окружающими;
• использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также
приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
• на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований
профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор
собственного пути профессионального обучения;
• планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
• успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной,
образовательной и профессиональной среде;
должен знать:
• необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
• простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления
собственными психическими состояниями, основные механизмы психической
регуляции поведения человека;
• современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией
требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
• основные принципы и технологии выбора профессии;
• методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации
учебной и будущей профессиональной деятельности.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины.
максимальной учебной нагрузки обучающегося 50 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия

5

Объем часов
50
50
14

Тематический план и содержание учебной дисциплины АУД.03.Психология личности и профессиональное самоопределение
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия

1

2

Всего:

Тема 1. Психология
профессиональной
деятельности.
Сущность
профессионального
самоопределения.

Объем
часов
50

Уровень
освоения

Содержание учебного материала:
1. Основные понятия психологии труда и психологии профессиональной деятельности:
профессиональный ориентация,
2. Профессиональный отбор кадров
3. Профессиональное самоопределение: факторы и условия формирования.
Тема 2. Проблемы
Содержание учебного материала:
выбора. Профессиональная 1. Целеполагание как основа правильного выбора профессии: цели, задачи и средства
непригодность.
профессиональной ориентации.
2. Профессиональная пригодность и непригодность. Желания и возможности человека при
выборе будущей профессии.
3. Профессиограмма: определение, виды профессиограмм различных профессий.

6

6

1,2

Тема 3. Технология выбора Содержание учебного материала
профессии. Правильные
1. Технология выбора профессии.
ориентиры.
2. Правильные ориентиры.

4

1,2

Тема 4. Личностные
регуляторы выбора
профессии. Понятие о
личности, ее структуре.

Практические занятия:
Самодиагностика профессиональной ориентации по опроснику Е.А. Климова
Практические занятия:
Составление профессиограммы садовника.

2

Содержание учебного материала
1. Теории личности: бихевиоризм, психоаналитическая теория, гуманистическая концепция.
Личность с точки зрения разных концепций.
2. Структуры личности и их характеристики: способности, темперамент, характер, воля, эмоции,
мотивация, направленность, ценностные ориентации.
Мотивы выбора профессии и личностные особенности.
Практические занятия:
Отределение своего типа личности

2

Практические занятия: Анализ основных положений теорий личности
6

2

1,2

2

2

1,2

Тема 5. Психические
процессы и волевая
регуляция деятельности
человека.

концепция)
Содержание учебного материала
1. Психические процессы: познавательные, эмоциональные, волевые.
2. Воля как регулятор человеческой деятельности: понятие и характеристики. Структура
волевой регуляции деятельности человека.
Практические занятия:
Самостоятельное составление опорного конспекта и таблицы «Психические процессы»

Тема6. Характер,
Содержание учебного материала
темперамент и
1. Характер: понятие, особенности, свойства. Характер и система отношений личности.
направленность личности.
Отличие характера от темперамента. Исторические типы темперамента.
2. Направленность личности и мотивация. Основные составляющие направленности
Практические занятия: Описание своего характера.
Тема 7. Познание задатков
и способностей.

Содержание учебного материала:
1. Основные признаки задатков и способностей. Механизмы формирования способностей.
2. Виды задатков и способностей. Условия развития способностей.

Тема 8. Самопознание.
Содержание учебного материала:
Самовоспитание личности.
1. Самопознание и Я-концепция (Образ Я): структура и свойства.
2. Многообразие способов самопознания: самонаблюдение и рефлексия. Самовоспитание и
личности как формирование волевых качеств.
Тема 9. Профессиональное Содержание учебного материала:
самоопределение на
1. Этапы профессионального самоопределения и возрастная динамика выбора профессии.
разных стадиях возрастного
2. Мотивы и факторы выбора профессии среди молодежи. Консультации по
развития человека.
профориентации для молодежи.
Особенности юношеского
периода.
Тема 10. Профессия,
специальность,
специализация.
Основные классификации

Содержание учебного материала:
1. Современный рынок труда и основные классификации профессий:
a) классификация Е.А. Климова,
b) классификация Дж. Голланда,
c) классификации по условиям, целям и средствам труда.
7

2

1,2

2

4

1,2

2
2

1, 2

4

1

4

1, 2

2

1, 2

профессий.

2. Основные отличия профессии, специальности и специализации. Многообразие профессий на
современном рынке труда.

2

Практические занятия: Самодиагностика (Д.Голланд)
Всего:

8

50

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

общих,

Оборудование учебного кабинета:
— рабочее место преподавателя;
— посадочные места по количеству обучающихся;
— комплект учебно-наглядных пособий;
— организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся
- инвалидов (дополнительные места для обучающихся с нарушениями, слуха,
зрения и опорно-двигательного аппарата, увеличение прохода между рядами)
Технические средства обучения:
— компьютер с лицензионным программным обеспечением;
— мультимедиапроектор;
— акустический усилитель и колонки;
— электронная доска;
Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основная литература:
1. Ананьева Т.В. Профильное обучение как фактор профессионального
самоопределения старших подростков// Методист, 2015.
2. Балашова И.А. Профориентационная деятельность образовательных учреждений //
Справочник руководителя образовательного учреждения, 2016.
3. Профессиональная ориентация учащихся/Сост. О.А. Хаткевич. Мн.: Изд. ООО
«Красико-Принт». - 2004.
4. Чистякова С.Н. Порофессиональное самоопределение. - М.: Академия, 2015.
5. Чистякова С.Н. Родичев Н.Ф. Профессиональное самоопределение: от учебы к
профессиональной карьере. - М.: Академия, 2016.
Дополнительная литература:
1. Гулевич Л.А. Предпрофильная подготовка как взаимосвязанность и
взаимозависимость процессов образования и профориентации \\ Профильная
школа. - 2017, № 5, с. 3-7.
2. Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Самопрезентация при трудоустройстве. - М.: 2018.
3. Корягин А.М., Бариева Н.Ю. Тренинг уверенного поведения
4. Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Найди свой путь: учебное пособие для
предпрофильного обучения. - Ярославль ИРО, 2016
5. Соловцова Е. Профессиональная ориентация, деятельность и личностная
одаренность// Народное образование, 2006, №8, стр. 189-193
6. Федорова М. Ю. Образовательное право: Уч. пособие для вузов. - М.: 2015.
7. Шкатулла В. И. Образовательное право: Учеб.для вузов. - М.: 2015.
Средства обучения:
1. Конвенция ООН о правах ребенка. - М., 2001.
2. Всеобщая декларация прав человека. - М., 1998.
3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования. - М., 1996.
9

4. Конституция РФ. - М.: 2003.
5. Трудовой кодекс РФ. - М.: 2006.
6. Семейный кодекс РФ. - М.: 2002.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях. - М.: 2004 г.
8. Уголовный кодекс РФ. - М.: 2002 г.
9. ФЗ РФ "Об образовании", - М.: 2013 г.
10. Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года
11. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»№ 181-ФЗ от
24.11.1995 г., М., 1995.
12. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах
социального обслуживания граждан в Российской Федерации"

Интернет источники
1. www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
2. www.pravoteka.ru Портал правовой помощи
3. www.ucpr.arbicon.ru Свободный каталог периодики библиотек России
4. http://allstatepravo.ru/index.php Образовательный портал студента-юриста
5.
http://www.lexed.ru/
Федеральный
образовательного законодательства
6. http://adhdportal.com/ Библиотека правовых изданий
7. Ресурсы информационно-правовой системы Гарант
8. Ресурсы информационно-правовой системы Консультант Плюс

цент

3.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Основная профессиональная образовательная программа учебной дисциплины
обеспечивается учебно-методической документацией по всем темам. Каждый
обучающийся имеет доступ к необходимым нормативным и учебно-дидактическим
материалам, сопровождающим все виды аудиторной и внеаудиторной работы.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по
междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального
образования, соответствующего профилю учебной дисциплины.

10

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий , а также выполнения
обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные
ПК 5.4. Оформлять педагогические
умения, усвоенные знания)
разработки в виде отчетов, рефератов,
ОК 2. Организовывать собственную выступлений. ___________________________
деятельность, определять методы решения
Формы и методы контроля и оценки
профессиональных задач, оценивать их результатов обучения ____________________
эффективность и качество.
работы
на
практике,
ОК 3. Оценивать риски и принимать Планирование
составление отчетов
решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для Активное участие в решении ситуационных
постановки и решения профессиональных задач. Участие в деловых играх
задач, профессионального и личностного
Работа
с
учебными
изданиями,
развития.
нормативными
документами
ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные
технологии
для
совершенствования
профессиональной Поиск информации, работа с электронными
носителями. Оформление документации.
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и
команде,
взаимодействовать
с
Составление конспектов бесед, занятий.
руководством, коллегами и социальными
Работа на педагогической практике. Анализ
партнерами.
документации ОУ. Составление отчета по
ОК 8. Самостоятельно определять
проделанной деятельности
задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Результаты самостоятельных работ. Устный
ОК
9.
Осуществлять опрос.
профессиональную деятельность в условиях
обновления ее целей, содержания, смены
технологий.
Результаты самостоятельной работы. Работа
ОК 11. Строить профессиональную на педагогической практике
деятельность
с
Решение
ситуативных
задач.
Разбор
соблюдением
ситуаций.
регулирующих ее правовых норм.
ПК 2.7. Анализировать процесс и Написание и оформление рефератов, эссе.
самостоятельных
работ.
результаты организации различных видов Результаты
Оформление документации
деятельности и общения детей.
3.

11


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».