Новая рабочая программа Основы философии Ветеринария

Министерство образования Республики Мордовия
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
__________________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Основы философии»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель: _________В.А. Мартынова
Протокол №___ от «_____»_____20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной
работе
_______________Т.В. Шитова
Протокол №____ от «___»_______20___г.

Рабочая программа учебной дисциплины
«Основы философии»

Разработчик:
Симунин Р.А. преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ № 657 от 23
ноября 2020 г. для специальности среднего профессионального образования
базовой подготовки 36.02.01 «Ветеринария»)

2

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Основы
философии»
2. Результаты усвоения программы
3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Основы
философии»
4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Основы
философии»
5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной
дисциплины «Основы философии»

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой
учебной дисциплины, составленной на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства просвещения РФ № 657 от 23
ноября 2020 г. для специальности среднего профессионального образования
базовой подготовки 36.02.01 «Ветеринария»).
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему
гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной
образовательной программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
 ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего специалиста;
 определить значение философии как отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской позиции и профессиональных
навыков;
 определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
 сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
 основные критерии и понятия философии;
 роль философии в жизни человека и общества;
 основы философского учения о бытии;
 сущность процесса познания;
 основы научной, философской и религиозной картин мира;
 об условиях формирования личности, свободе и ответственности за
сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
 о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и
использованием достижений науки, техники и технологий.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
«Основы философии»:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 часов, в том
числе:
теоретические занятия – 39 часов;
практические занятия – 9 часов;
итоговая аттестация – дифференцированный зачет

2.РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Результатом усвоения программы «Основы философии» являются общие
(ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчинённых), результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

5

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
из них: теоретические занятия
практические занятия

Количество
часов
48
48
39
9

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

6

3.2. Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»

Коды общих компетенций

1

Наименования разделов и тем рабочей
программы учебной дисциплины «Основы
философии»

2

Раздел 1. Роль философии в жизни человека и
общества. Основные этапы формирования
философской картины мира
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.1.Философская картина мира. Сущность,
ОК 06, ОК 07, ОК 09
структура и значение философии как основы
формирования культуры гражданина и будущего
специалиста
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.2.Древневосточная философия
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.3.Философия Античности
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.4. Философия Средних веков
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.5.Философия Нового времени
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.6. Философия эпохи Просвещения
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.7. Немецкая философия
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.8. Русская философия

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная
тельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка
обучаюобучающегося
щегося
В том
числе
Всего,
Всего,
практичес часов
часов
кие

3

4

5

18

16

3

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

4

2

2

6

Коды общих компетенций

1
ОК 06, ОК 07, ОК 09

Наименования разделов и тем рабочей
программы учебной дисциплины «Основы
философии»

2

Раздел 2. Философское осмысление природы и
человека, сознание и познание
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.1. Основные категории и понятия философии.
ОК 06, ОК 07, ОК 09
Основы философского учения о бытие
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.2. Материя
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.3. Духовный мир (сознание)
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность
ОК 06, ОК 07, ОК 09
процесса познания
Раздел 3. Основные ценности человеческого
бытия
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.1. Аксиология (теория ценностей)
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.2. Философская антропология
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.3. Личность и условия ее формирования
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.4.Свобода и ответственность личности
ОК 06, ОК 07, ОК 09

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная
тельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка
обучаюобучающегося
щегося
В том
числе
Всего,
Всего,
практичес часов
часов
кие

3

4

5

12

8

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

10

8

2

2

2

2

2

2

4

2

6

2
8

Коды общих компетенций

1

Наименования разделов и тем рабочей
программы учебной дисциплины «Основы
философии»

2

Раздел 4. Философия и культура. Духовная и
социальная жизнь человека
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 4.1. Философия и культура
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 4.2. Социальная философия
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 4.3. Общественный прогресс и глобальные
ОК 06, ОК 07, ОК 09
проблемы современности
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Итоговое занятие
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ИТОГО:

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная
тельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка
обучаюобучающегося
щегося
В том
числе
Всего,
Всего,
практичес часов
часов
кие

3

4

8

7

2

2

2

2

2

1

2

2

48

39

5

6

1

9

9

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине ОГСЭ.01. «Основы философии»
Наименование тем

1
Философская
картина мира.
Сущность, структура
и значение
философии как
основы
формирования
культуры
гражданина
и будущего
специалиста

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Философская картина мира. Сущность,
знать:
структура и значение философии как
основы формирования культуры
 определение философии;
гражданина и будущего специалиста
 особенности философии как науки;
-Философия и ее основные разделы.
уметь:
Философская картина мира.
 применять философские понятия
-Соотношение философии с религией,
(логичность, системность,
искусством и наукой.
обобщённость);
-Основной вопрос философии. Функции
 отличать знание от мудрости.
философии

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

Древневосточная
философия

Студент должен:
знать:
 основные тенденции развития
философии Древнего Востока;
уметь:
 использовать идеи древневосточной
философии для анализа нравственных
ценностей.

Древневосточная философия
-Философия Древней Индии.
-Ортодоксальные и неортодоксальные
школы индийской философии.
-Буддизм.
-Философия Древнего Китая.
-Конфуцианство. Даосизм. Легизм

2

1

Философия
Античности

Студент должен:
знать:
 выдающихся представителей
философской эпохи и их основные идеи;
уметь:
 прослеживать влияние философских

Эллинский период развития античной
философии
-От мифа к Логосу.
-Причины появления древнегреческой
философии.
-Этапы и периоды развития античной

2

1

Наименование тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
идей на развитие науки, искусства,
философии.
социальной и политической жизни,
мысли.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Философия Средних
веков

Студент должен:
знать:
 основные идеи древнеримской
философии;
 направленность философской мысли
Средневековья;
уметь:
 отличать философию Древнего Рима от
средневековой европейской философии;
 определять тенденцию развития
философии Средневековья.

Философия Средних веков
-Источники формирования средневековой
философии.
-Этапы развития средневековой
философии.

2

1

Философия Нового
времени

Студент должен:
знать:
 основные идеи мыслителей эпохи
Возрождения и Нового времени;
 особенности теории познания в
философии Нового времени;
уметь:
 определять значение идей Возрождения
и Нового времени для анализа
современности.

Философия Нового времени
-Философия Нового времени.
-Спор эмпириков (сенсуалистов) и
рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене
Декарт.

2

1

11

Наименование тем

1
Философия эпохи
Просвещения

Немецкая
философия.

Русская философия.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Философия эпохи Просвещения

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

Студент должен:
знать:
 основные идеи мыслителей эпохи
Возрождения и Нового времени;
 особенности теории познания в
философии Нового времени;
уметь:
 определять значение идей Возрождения
и Нового времени для анализа
современности.
Студент должен:
знать:
 основные идеи И. Канта, Г. Гегеля,
Л.Фейербаха, К. Маркса;
уметь:
 соотносить идеи великих немецких
философов с актуальными проблемами
современности.

Немецкая классическая философия.
Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг
Фейербах.
-Классический материализм XIX в.: Карл
Маркс и Фридрих Энгельс.
-Иррационализм: волюнтаризм Артура
Шопенгауэра и «философия жизни»
Фридриха Ницше

2

1

Студент должен:
знать:
 основные вехи в развитии русской
философии;
 значимые идеи великих русских
философов;
уметь:

Русская философия
Общая характеристика русской
философии.
Период зарождения древнерусской
философии и раннехристианской
философии Руси.
Период борьбы за освобождение от

4

1

12

Наименование тем

1

Основные категории
и понятия
философии. Основы
философского
учения о бытии

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
монголо-татарского
ига,
становления и
 соотносить русскую идею прошлого с
развития централизованного Русского
проблемами современной российской
государства (Московской Руси)
действительности.
Русская философия XVIII в.: М.В.
Ломоносов и А.Н.Радищев.
Основные направления русской
философии XIX в.: декабристская
философия; философия западников и
славянофилов; консервативная религиозная и
монархическая философия

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Практическое занятие .
Подготовка сочинения «Основные направления русской философии конца XIX - ХХ
вв.»
Студент должен:
Основные категории и понятия
знать:
философии. Основы философского учения
о бытии
 понятие бытия и его проблемы;
Категории как фундаментальные понятия.
 виды бытия;
Основные философские категории:
уметь:
сущность, явление, единичное, общее,
применять понятие бытия для анализа
часть, целое, порядок, причина,
объективного мира.
случайность, необходимость,
действительность, возможность.
Определение и структура бытия.
Объективная реальность. Субъективная
реальность.
Небытие (ничто). Формы существования
бытия

2

2,3

2

1

13

Наименование тем

1
Материя

Духовный мир
(сознание)

Учение о познании
(гносеология).
Сущность процесса
познания

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
знать:
 понятие материи;
 виды, сферы, уровни материи;
 свойства материи;
уметь:
 применять знание категорий движения,
пространства, время для анализа
современной картины мира.
Студент должен:
знать:
 философскую сущность сознания;
 характеристику свойств и форм
сознания;
уметь:
 определять субъективную и
объективную функции сознания.

Материя как субстанция. Материя с точки
зрения материализма.
Основные свойства материи:
субстанциальность, структурность,
системность, способность к
самоорганизации, неуничтожимость и
несотворимость, движение, пространство,
время и отражение. Виды, сферы и уровни
материи.
Сознание, его структура и свойства
Философские интерпретации проблемы
сознания.
Свойства и формы сознания. Структура
сознания.
Бессознательное: фрейдизм и
неофрейдизм.

Практическое занятие.
Подготовка сочинения на тему «Ценности духового мира человека»
Студент должен:
Учение о познании (гносеология).
знать:
Сущность процесса познания.
Теория познания. Понятие познания.
 понятие познания;
Субъект и объект познания. Чувственное
 уровни и формы познания;
познание. Рациональное познание. Виды
уметь:
познания. Понятие истины. Критерии
 определять уровни и формы познания

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

4

1,2

2

3

2

1,2

14

Наименование тем

1

Аксиология
(теория ценностей)

Философская
антропология.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
истины. Абсолютная и относительная
истина.
Ложь и заблуждение. Проблема,
гипотеза, теория. Методы научного
познания.
Практическое занятие.
Подготовка сочинения на тему «Что такое истина»
Студент должен:
Аксиология – учение о ценностях.
знать:
Основания ценностей: потребности,
интересы и традиции.
 определение ценностей;
Классификация ценностей: первичные и
 основания ценностей (потребности,
вторичные, витальные и культурные,
интересы и традиции);
материальные и духовные,
 классификацию ценностей по уровням;
общечеловеческие и личные,
уметь:
терминальные и инструментальные
 определять первичные и вторичные
ценности.
ценности;
ориентироваться в системе ценностей.
Студент должен:
Предмет философской антропологии.
знать:
История развития философского
понимания происхождения и сущности
 теории происхождения человека;
человека.
 природу и сущность человека;
Как Человек возник на Земле? Религиозная
уметь:
версия. Космическая теория.
 применять различные философские
Эволюционная теория.
теории к определению сущности
Человек, как единство духа и тела:
человека.
биологизаторская и социологизаторская
трактовка человека.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

1

2

1,2

15

Наименование тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Личность и условия
ее формирования

Студент должен:
знать:
 понятия «индивид», «личность»,
«индивидуальность»;
уметь:
 определять нравственные основы
личности;
 делать самооценку своей личности.

От индивида к личности. Индивид.
Личность. Индивидуальность.
Нравственные основы личности.
Самооценка личности.

4

1,2

Свобода
и ответственность

Студент должен:
знать:
 философские представления о свободе;
уметь:
соотносить возможность выбора с
необходимостью найти ответственность
за сделанный выбор.

Индивидуальный проект на тему: «Мое
личное отношение к проблеме смысла
человеческой жизни и ее философским
трактовкам».

2

1,2

Философия и
культура

Студент должен:
знать:
 понятие культуры;
 материальную и духовную культуру
уметь:
 применять к себе понятие культура

Философия и культура
Материальная и духовная культура.
Что такое цивилизация?
Как соотносятся культура и
цивилизация? Массовая культура и
контркультура

2

1

16

Наименование тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Социальная
философия

Студент должен:
знать:
 теории происхождения человека;
 природу и сущность человека;
уметь:
 применять различные философские
теории к определению сущности
человека.

Философия общества
Общество – народ – нация – государство.
Движущие силы развития общества.
Сферы общественной жизни: социальная,
экономическая, политическая и духовная.
Общественное бытие и общественное
сознание.
Философия истории. Направленность
социального развития и проблема «конца
истории».

2

1,2

Общественный
прогресс и
глобальные
проблемы
современности

Студент должен:
знать:
 понятия «прогресс» и «регресс»;
 глобальные проблемы современности;
уметь:
 находить философские подходы к
проблеме решения вопроса преодоления
глобальных проблем.

Развитие: прогресс и регресс. Структура и
основания гражданского общества.
Единство и многообразие развития
общества. Историческое будущее России.

2

1,2

1

3

2

1,2

Закрепление знаний
и умений в области
философских наук.

Практическая работа
Выполнение тестовых заданий для подготовки к зачету/экзамену
Студент должен:
Основные философские категории.
знать:
Современный философский подход к
проблемам
действительности.
 основные понятия философии;
 основные философские направления;

17

Наименование тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
 актуальные философские проблемы;
уметь:
 применять полученные на занятиях
знания для анализа философских
проблем.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

18

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная
литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования,
вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи,
видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор,
комплекты слайдов.
Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или
частично практическими.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования.
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов,
курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации
по
применению
Положения
о
производственной
(профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений
среднего профессионального образования.
Рекомендации
по
планированию
и
организации
производственной
(профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Литература.
Учебные пособия:
1. Хаврак А.П. Философия: учебное пособие,- М.: Дашков и К,2018.- 373
2. Курбатов В.И. основы философии: учебное пособие-М.: Наука,2017.-349.
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 256 с (с хрестоматией).
3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2018. - 288 с. (Профессиональное образование)
4. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2019. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Кº». 2018. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии:
учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2019. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2018. –
496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова.
– М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2019. – 799 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos

19

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать время, отведенное
на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на
дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в
соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности
образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального
модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно
приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную
программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных
учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной
практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных
модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею
со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать
в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые
для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию
воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных
и творческих клубов и так далее;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода
использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных
ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным
учреждением по каждому виду практики.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться
учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам
и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным
фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной
профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети «Интернет».
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов,
изданной за последние 5 лет.
20

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания
в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда, состоящего не менее чем из
3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети «Интернет».
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную
образовательную программу по специальности среднего профессионального образования,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов
лабораторных
работ
и
практических
занятий,
дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна
соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая
использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так
далее.

21

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной
дисциплины «Основы философии», обеспечивает организацию и проведение текущего и
итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый
контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить
представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются
фонды оценочных средств (ФОС).

23


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».