РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Русский язык

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Русский язык»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общих гуманитарных
социально-экономических дисциплин
Председатель
____________ В.А. Мартынова
«___» ____________ 2021 г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
__________________ Т.В. Шитова
«___» ____________ 2021 г.
Протокол № ___ от «____» _____ 2021 г.

Протокол № ___ от «____» _____ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»

Составитель: Родиошкина Н.П. преподаватель общеобразовательных дисциплин

Рабочая программа составлена на основании примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык», рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждение «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).
В
качестве
примерной
программы
для
реализации
основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21
июля 2015 г. Регистрационный № рецензии 371 от 23 июля 2015 г. ФГАУ
«ФИРО»).

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка программы учебной дисциплины «Русский язык».
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Русский язык»
3. Результаты освоения программы «Русский язык»
4. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Русский язык».
5. Условия реализации программы учебной дисциплины «Русский язык».
6. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«Русский язык».

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский
язык» предназначена для изучения русского языка в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего и общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего
образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих,
специалистов среднего звена.
Рабочая программы «Русский язык» направлено на достижение следующих
целей:
• совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых,
речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;
• формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций
(языковой,
лингвистической
(языковедческой),
коммуникативной,
культуроведческой);
• совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка,
правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и
письменной речи в разных речевых ситуациях;
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном
мире;
формирование
гуманистического
мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви
и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.









Рабочая программа состоит из следующих разделов:
Введение;
«Язык и речь. Функциональные стили речи»;
«Фонетика, орфоэпия, графика, орфография»;
«Лексикология и фразеология»;
«Морфемика. Способы словообразования. Орфография»;
«Морфология и орфография»;
«Синтаксис и пунктуация»;

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает
их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации
личности.
В реальном образовательном процессе формирование указанных
компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды
компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по
овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием,
чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в
процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в
соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно
отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с
речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и
воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные
связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической
принадлежности.
Формирование
языковой
и
лингвистической
(языковедческой)
компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладения
основными
нормами
русского
литературного
языка;
совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими
словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание
языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и
истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение
нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК».
Результатом усвоения программы «Русский язык и литература» являются
общие (ОК) компетенции.
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат
выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

4. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»
4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:

Количест
во часов
78
78

Итоговая аттестация в форме письменного экзамена.

4.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА»

Коды
общих
компетенци
й

1
ОК.1, 4
ОК.1, 6
ОК.2, 4
ОК 2,4
ОК.5, 10
ОК.1, 9
ОК 1,9

ОК.2, 5
ОК.2, 5
ОК.2, 5
ОК.1, 8
ОК.6, 8
ОК.4, 8
ОК.4, 8
ОК.4, 8

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
Введение. Язык и общество.
Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили.
Тема 1.1.Язык и речь. Виды речевой деятельности. Требования к речи.
Тема 1.2. Функциональные стили речи.
Тема 1.2.1. Разговорный стиль речи.
Тема 1.2.2. Научный стиль речи. Жанры.
Тема 1.2.3. Официально-деловой стиль речи.
Тема 1.2.4. Публицистический стиль речи.
Тема 1.2.5. Художественный стиль речи.
Тема 1.3. Текст. Как произведение речи.
Тема 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Тема 2.1. Система фонетических единиц.
Тема 2.2. Орфоэпические нормы: произношение.
Тема 2.3. Нормы ударения.
Тема 2.4. Фонетический принцип русской орфографии.
Тема 3. Лексика и фразеология.
Тема .1. Слова в лексической системе языка.
Тема 3.2. Прямое и переносное значение слова
Тема 3.3.Лексика с точки зрения происхождения, употребления,
активный-пассивный запас.

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная
ятельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3
2
14
2

4
2
14
2

5

2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
10
2
2
2

2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
10
2
2
2

-

-

Коды
общих
компетенци
й

1
ОК.4, 8
ОК.2, 6
ОК.5, 8
ОК.5, 8
ОК.5, 8
ОК.5, 8
ОК.1, 8
ОК.2,4,
ОК.2, 9,4, 5,
8
ОК. 6, 7,2, 5
ОК.4,6
ОК..2,5
ОК.4, 8, 9
ОК.4, 5
ОК.4,9

ОК.4, 6
ОК.4, 8

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
Тема 3.4. Русская фразеология.
Тема 3.5.Лексико-фразеологические нормы.
Тема 4. Морфемика. Словообразования. Орфография.
Тема 4.1. Морфемика.
Тема 4.1.1. Многозначность морфем
Тема 4.2. Словообразование
Тема 4.2.1. Словообразование профессиональной лексики и терминов
Тема 4.3. Правописание гласных в корне приставок, сложных слов.
Тема 5. Морфология и орфография.
Тема 5.1. Система знаменательных частей речи.
Тема 5.1.1. Имя существительное. . Имя прилагательное Употребление
в речи.
Тема 5.1.2. Имя числительное. Местоимение.
Тема 5.1.3. Глагол. Причастие. Деепричастие
Тема 5.1.4. Наречие.
Тема 5.2. Служебные части речи.
Тема 5.2.1. Предлог. Союз.
Тема 5.2.2. Частица. Междометия.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация.
Тема 6.1. Единицы синтаксиса: словосочетание. Сложное
синтаксическое целое.
Тема 6.2. Простое предложение.
Тема 6.2.1. Виды предложений.
Тема 6.2.2. Второстепенные члены предложения.

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная
ятельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3
2
2
10
2
2
2
2
2
14
2
2

4
2
2
10
2
2
2
2
2
14
2
2

5
-

2
2
2

2
2
2

2
2
20
2

2
2
20
2

-

2
2

2
2

-

Коды
общих
компетенци
й

1
ОК.4, 8
ОК.1, 4
ОК.4, 5
ОК.2, 4
ОК.4, 5
ОК.4, 5
ОК.4, 5

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
Тема 6.3. Осложнённое простое предложение.
Тема 6.3.1. Предложение с однородными членами и обособленными
членами предложения.
Тема 6.3.2. Предложения с вводными словами, обращениями и
междометиями.
Тема 6.3.3. Способы передачи чужой речи.
Тема 6.4. Сложное предложение.
Тема 6.4.1. Сложносочинённое предложение (ССП).
Тема 6.4.2. Сложноподчинённое предложение (СПП).
Тема 6.4.3. Сложное бессоюзное предложение (СБП).
Тема 6.5. Сложное синтаксическое целое как компонент текста (ССЦ).
ИТОГО

Всего часов
(макс. учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная
ятельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3

4

5

2

2

-

2

2

-

2

2

2
2
2
2
78

2
2
2
2
78

-

4.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК».
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Язык и
общество.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

Студент должен:
знать:
 связь языка и истории, культуры русского народа; уровни
языка, их взаимосвязь; понятие нормы русского литературного
языка;
 закономерности историко-культурного процесса;
уметь:
 оценивать устные высказывания с точки зрения норм русского
литературного языка;
 соотносить развитие литературы с общественной жизнью и
культурой России ХIХ в;
Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили.
Тема 1.1.Язык и Студент должен:
речь. Виды
знать:
речевой
 виды речевой деятельности;
деятельности.
 компонент речевой ситуации;
Требования к
 свойства речи: точность, выразительность;
речи.
 функции речи;
уметь:
 анализировать языковые единицы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
 анализировать речевые ситуации;
составлять текст доклада.
Тема 1.2. Функциональные стили речи.
Тема 1.2.1.
Студент должен:
Разговорный
знать:
стиль речи.
 понятие «стиль речи»;
 стилевые черты и языковые средства стилей речи
(разговорного);
уметь:
 исследовать признаки разговорной речи;

Структурное содержание учебного материала
3
Язык как средство общения. Язык и общество.
Язык как система. Язык и культура. Русский
литературный язык. Языковая норма.
Историко-культурный процесс и периодизация
русской литературы. Специфика литературы как
вида искусства.

Кол-во
часов
4
2

Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая
ситуация и её компоненты.
Основные требования к речи: правильность,
точность, выразительность, уместность
употребления языковых средств.

2

Разговорный стиль речи, его основные признаки,
сфера использования. Виды речевой деятельности.
Основные требования к речи.

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.2.2.
Научный стиль
речи. Жанры
научного стиля.

Тема 1.2.3.
Официальноделовой стиль
речи. Жанры
делового стиля.

Тема 1.2.4.
Публицистичес
кий стиль речи.
Жанры
публицистичес
кого стиля.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей речи (разговорного);
Студент должен:
знать:
 понятие «стиль речи»;
 стилевые черты и языковые средства стилей речи ( научного);
 речевые жанры;
уметь:
 выделять стилевые черты; лексические и грамматические
средства научного стиля;
 проводить лингвистический анализ текстов различных
функциональных стилей речи (научного);
Студент должен:
знать:
 цель сообщения, сферу применения, стилевые черты, языковые
признаки официально-делового стиля;
 особенности жанров делового стиля;
уметь:
 создавать и перерабатывать текст делового стиля;
 проводить лингвистический анализ текстов официальноделового стиля;
 отмечать признаки официально-делового стиля в текстах;
оформлять документы: заявление, доверенность, расписку и др.
Студент должен:
знать:
 признаки публицистического стиля речи: сфера употребления;
стилевые черты; языковые средства; жанры;
 особенности построения публичного выступления;
 структуру очерка, газетной статьи, репортажа;
уметь:
 составлять текст публицистического стиля разных жанров;
выступать перед аудиторией;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Научный стиль речи. Основные жанры научного
стиля: доклад, статья, сообщение и др.
использование научного стиля.

2

Официально-деловой стиль речи, его признаки,
назначение. Жанры официально-делового стиля:
заявление, доверенность, расписка, резюме и др.

2

Публицистический стиль речи, его назначение.
Основные жанры публицистического стиля. Основы
ораторского искусства. Подготовка публичной речи.
Особенности построения публичного выступления.

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
1
2
Тема 1.2.5.
Студент должен:
Художественны знать:
й стиль речи.
 признаки художественного стиля речи: сфера употребления;
стилевые черты; языковые средства; жанры;
 систему изобразительно-выразительных средств языка;
уметь:
 использовать приёмы ораторского искусства;
анализировать язык художественного текста.
- выступать перед аудиторией;
Тема 1.3. Текст. Студент должен:
Как
знать:
произведение
 признаки и структуру текста;
речи. Типы
 средства и виды связи предложений в тексте;
речи.
 приёмы информационной переработки текста;
 функцию абзаца;
 функционально-смысловые типы речи;
уметь:
 создавать и перерабатывать текст;
 выделять ССЦ в тексте;
 использовать приёмы информационной переработки текста;
 использовать заданные типы речи при создании текста;
исследовать средства и способы связи предложений в тексте.
Тема 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Тема 2.1.
Студент должен:
Система
знать:
фонетических
 единицы фонетики: звук, слог, ударение; средства
единиц.
выразительности устной речи (пауза, логическое ударение,
интонация, звукоподражание);
уметь:
 анализировать фонетические единицы;
 использовать информацию об уровне устной речи из СМИ;
 применять в устной речи интонационные (выразительные)
средства;

Структурное содержание учебного материала
3
Художественный стиль речи. Жанры
художественного стиля речи

Кол-во
часов
4
2

Текст как произведение речи. Признаки,
структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи
предложений в тексте. Информационная
переработка текста (план, тезисы, конспект,
реферат, аннотация). Абзац как средство
смыслового членения текста.
Функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение).
Соединение в тексте различных типов речи.
Самостоятельная работа: Составление
сочинения-миниатюры по заданному типы речи:
повествование; описание; рассуждение.

2

Фонетические единицы. Открытый и закрытый
слог. Соотношение буквы и звука. Ударение.

2

1

Наименование
разделов и тем
1

Тема 2.2.
Орфоэпические
нормы:
произношение.

Тема 2.3.
Нормы
ударения.

Тема 2.4.
Фонетический
принцип
русской
орфографии.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
 развивать творческие способности выразительного чтения;
 совершенствовать способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью и речью окружающих; СМИ.
Студент должен:
знать:
 понятие «Орфоэпия»;
 нормы произношения гласных и согласных звуков; сочетания
согласных звуков, заимствованных слов;
уметь:
 оценивать устную речь с точки зрения выполнения
орфоэпических норм;
 получать информацию о нормах произношения;
 применять в практике речевого общения орфоэпические нормы;
 совершенствовать коммуникативные способности устной речи.
Студент должен:
знать:
 нормы ударения морфологических единиц: существительных,
глаголов, кратких прилагательных;
уметь:
 оценивать устные высказывания с точки зрения постановки
ударения;
 создавать устные диалогические высказывания в соответствии с
нормами устной речи;
 совершенствовать устную речь;
 развивать готовность к речевому взаимодействию;
 наблюдать за собственной речью, оценивать её и
совершенствовать.
Студент должен:
знать:
 понятие «фонетический принцип русской орфоэпии»;
 систему орфограмм, подчиняющихся фонетическому
принципу;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Орфоэпические нормы: произносительные и
нормы ударения. Произношение гласных и
согласных звуков.

2

Орфоэпические нормы: произносительные и
нормы ударения. Использование орфоэпического
словаря.

2

Правописание безударных гласных, звонких и
глухих согласных. Употребление буквы Ь.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок З-/С-. Правописание И-Ы
после приставок.

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
2
 орфоэпические правила;
уметь:
 анализировать письменный текст с точки зрения правильности
употребления языковых единиц;
 соблюдать в практике письма орфографические нормы;
 использовать знания и умения для совершенствования
письменной речи;
 осознавать необходимость самообразования.
Тема 3. Лексика и фразеология.
Тема 3.1. Слова Студент должен:
в лексической
знать:
системе языка.
 значение слова в лексической системе языка;
 лексические единицы языка, их признаки;
уметь:
 анализировать признаки лексических единиц;
 извлекать информацию о лексическом составе языка из
источников (справочная литература, словари);
 создавать устные высказывания с использованием лексических
средств в социально-культурной сфере общения.
Тема 3.2
Студент должен:
Прямое и
знать:
переносное
 значение прямого и переносного слова в системе языка;
значение слова уметь:
 анализировать признаки прямого и переносного значения слова;
 извлекать информацию о прямом и переносном значении слова
из источников (справочная литература, словари);
Тема 3.3.
Студент должен:
Лексика с
знать:
точки зрения
 значение слова в лексической системе языка;
происхождения  лексические единицы языка, их признаки;
, употребления, уметь:
активный использовать богатство лексики языка в целях увеличения
пассивный
словарного запаса;
1

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Слово в лексической системе языка. Лексическое
и грамматическое значение слова. Многозначность
слова..

2

Прямое и переносное значение слова. Метафора,
метонимия как выразительные средства языка.
Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их
употребление.

2

Русская лексика с точки зрения её происхождения
(исконно русская лексика, заимствованная лексика,
старославянизмы) .
Лексика с точки зрения её употребления:
нейтральная лексика, книжная лексика, лексика
устной речи (жаргонизмы, арготизмы,
диалектизмы). Словарный запас.

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
2
запас.
 расширять круг лексических средств для профессионального и
личностного развития.
Тема 3.4.
Студент должен:
Русская
знать:
фразеология.
 понятие «фразеологизм»;
 структуру фразеологических оборотов;
 отличие фразеологизма от слова;
уметь:
 анализировать признаки фразеологического оборота с точки
зрения уместности употребления;
 использовать реферативный вид чтение;
 создавать письменное монологическое высказывания в
социально-культурной сфере общения;
 использовать приёмы информационной переработки
письменного текста: план, тезис, конспект;
 осознавать богатство духовной и культурной ценности народа;
 обогащать словарный запас в целях участия в культурной
жизни государства.
Тема 3.5.
Студент должен:
Лексикознать:
фразеологическ  лексико-фразеологические нормы;
ие нормы.
 функцию лексических и фразеологических словарей;
Ошибки
уметь:
лексики и
 анализировать лексические ошибки;
фразеологии.
 оценивать свои высказывания с точки зрения употребления
Лексикография.
лексико-фразеологических единиц; правильности и точности их
применения;
 получать информацию о лексико-фразеологических нормах и
ошибках употребления лексико-фразеологических единиц в
речи (учебная литература);
 применять в практике речевого общения лексические нормы
современного русского литературного языка;
 развивать навыки самостоятельной работы и работы в
1

Структурное содержание учебного материала
3
Особенности русского речевого этикета.
Фольклорная лексика и фразеология.
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова.
Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
Лексико-фразеологический разбор.

Лексические нормы. Лексические ошибки и их
исправление. Ошибки в употреблении
фразеологических единиц и их исправление.
Лексические и фразеологические словари.

Кол-во
часов
4

2

2

Наименование
разделов и тем
1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

микрогруппе;
 расширять круг используемых лексико-фразеологических
единиц;
 наблюдать за собственной речью и оценивать её.
Тема 4. Морфемика. Способы словообразования. Орфография.
Тема 4.1.
Студент должен:
Морфемика
знать:
 понятие морфемы как значительной части слова;
уметь:
 применять в практике речевого общения грамматические
нормы русского литературного языка;
 использовать приёмы информаций переработки письменного
текста (доклад);
использовать знания для увеличения словарного запаса, для
самовыражения в различных областях человеческой деятельности
Тема 4.1.1.
Студент должен:
Многозначност знать:
ь морфем.
 понятие многозначности морфемы;
 понятие синонимия и антонимия морфем;
уметь:
 выполнять морфологический разбор слова
Тема 4.2.
Студент должен:
Словообразова знать:
ние.
 средства и способы словообразования;
 грамматические (словообразовательные) нормы русского
литературного языка;
уметь:
 получать информацию о способах словообразования из учебнонаучной литературы;
 применять в практике речевого общения грамматические
(словообразовательные) нормы русского литературного языка;
Тема 4.2.1.
Студент должен:
словообразован знать:

Кол-во
часов

Структурное содержание учебного материала
3

4

Понятие морфемы как значимой части слова.

2

Многозначность морфем. Синонимия и
антонимия морфем. Морфемный разбор слова.

2

Способы словообразования. Словообразование
значимой части речи.

2

Особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов. Понятие об

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
2
ие
 словообразовательных элементов в образовании
профессиональ
профессиональной лексики и терминов;
ной лексики и
 понятие этимология
терминов.
уметь:
 получать информацию о способах словообразования из учебнонаучной литературы;
 использовать знания для увеличения словарного запаса, для
самовыражения в различных областях человеческой
деятельности.
Тема 4.3.
Студент должен:
Правописание
знать:
гласных в
 взаимосвязь словообразования и орфографии;
корне
 правописание гласных в корне слова, приставок, сложных слов;
приставок,
уметь:
сложных слов.
 анализировать языковые средства с точки зрения правильности
написания слова;
 соблюдать в практике письма орфографические нормы
современного русского литературного языка;
 совершенствовать письменную речь;
 осознавать культуру письменной речи как средство
межличностного и межкультурного общения;
 использовать полученные знания и умения для
самообразования и профессионального развития.
Тема 5. Морфология и орфография.
Тема 5.1.
Студент должен:
Система
знать:
знаменательны
 Грамматические признаки слова;
х частей речи.
 Грамматическое значение слова;
уметь:
 Отличать знаменательные части от незнаменательных;
Тема 5.1.1. Имя Студент должен:
существительн знать:
ое. Имя
 признаки и функцию имени существительного и
1

Структурное содержание учебного материала
3
этимологии. Словообразовательный анализ.

Кол-во
часов
4

Правописание чередующихся гласных в корнях
слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.
Правописание сложных слов.

2

Грамматические признаки слова (грамматическое
значение, грамматическая форма и синтаксическая
функция). Знаменательные и незнаменательные
части речи и их роль в построении текста.

2

Имя существительное. Имя прилагательное.
Лексико-грамматические разряды имён
существительных и прилагательных Род, число,

2

Наименование
разделов и тем
1
прилагательное
. Употребление
форм имени
существительн
ого и
прилагательног
о в речи.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

прилагательного;
 нормы употребления форм имени существительного и
прилагательного;
 орфографические нормы имени существительного и
прилагательного;
уметь:
 анализировать формы имени существительного и
прилагательного с точки зрения их правильности употребления
и написания;
 оценивать письменные тексты с точки зрения эффективности
выполнения коммуникативных задач;
 соблюдать в практике письма орфографические нормы
написания имён существительных и прилагательных;
 корректировать письменный текст;
Тема 5.1.2. Имя Студент должен:
числительное.
знать:
Местоимение.
 признаки и функцию имени числительного и местоимений;
Правописание.
 нормы употребления форм имени числительного и
Употребление в
местоимений;
речи.
 орфографические нормы имени числительного и местоимений;
уметь:
 анализировать формы имени числительного и местоимения с
точки зрения их правильности употребления и написания;
 оценивать письменные тексты с точки зрения эффективности
выполнения коммуникативных задач;
Тема 5.1.3.
Студент должен:
Глагол. Формы знать:
глагола:
 признаки морфологических единиц: глагола, причастия,
деепричастие,
деепричастия;
причастие.
 орфографические нормы глагола и глагольных форм;
Грамматически
 нормы употребления в речи глагола и глагольных форм;
е признаки,
уметь:
правописание,
 осуществлять самоконтроль: оценивать письменные

Структурное содержание учебного материала
3
падеж, склонение. Правописание.

Кол-во
часов
4

Имя числительное. Местоимение. Лексикограмматические разряды имён числительных.
Правописание числительных и местоимений.
Употребление числительных и местоимений в речи.

2

Глагол. Грамматические признаки глагола.
Правописание суффиксов и личных окончаний
глагола. Правописание НЕ с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Употребление форм глагола в речи.
Причастие как особая форма глагола.
Образование действительных и страдательных
причастий. Правописание суффиксов и окончаний

2

Наименование
разделов и тем
1
употребление
форм глагола,
причастий,
деепричастий в
речи.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
высказывания с точки зрения употребления и написания
глаголов и глагольных форм;
 анализировать языковые (морфологические единицы: глагол,
глагольные формы) с точки зрения языкового формирования,
уровня достижения коммуникативных задач;
 применять в речи грамматические нормы современного
русского литературного языка (нормы употребления
глагольных форм);
 совершенствовать способность к самооценке: наблюдать за
речью и исправлять собственную речь.

Тема 5.1.4.
Студент должен:
Наречие.
знать:
Грамматически
 грамматические признаки наречия;
е признаки.
 степени сравнения наречия;
Правописание.
 нормы написания и употребления наречий в речи;
Употребление в уметь:
речи.
 отличать наречия от слов-омонимов;
 осуществлять речевой самоконтроль;
 использовать наречия (в научном стиле, деловом) в
соответствии с коммуникативными задачами;
 применять в практике речевого общения орфографические
правила и грамматические нормы употребления наречий;
 оценивать уровень своей письменной речи.
Тема 5.2. Служебные части речи.
Тема 5.2.1.
Студент должен:
Предлог, союз: знать:
правописание
 разряды и функцию предлогов и союзов;
простых,
 нормы правописания сложных и производных предлогов и
сложных,
союзов;
производных.
 отличие производных предлогов от слов-омонимов;

Структурное содержание учебного материала
3
причастий. Правописание НЕ с причастиями.
Правописание -Н- и –НН- в причастиях и
отглагольных прилагательных. Причастный оборот
и знаки препинания в предложении с причастным
оборотом.
Деепричастие как особая форма глагола.
Образование деепричастий совершенного и
несовершенного вида. Правописание НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложениях с деепричастным
оборотом.
Особенности построения предложений с
деепричастиями.
Наречие. Грамматические признаки наречия.
Степени сравнения наречий. Правописание наречий.
Отличие наречий от слов-омонимов.
Употребление наречия в речи.
Слова категории состояния (безличнопредикативные слова). Отличие слов категории
состояния от слов-омонимов. Группы словомонимов. Группы слов категории состояния. Их
функции в речи.

Предлог как часть речи. Союз как часть речи.
Правописание предлогов и союзов. Употребление в
простых и сложных предложениях.

Кол-во
часов
4

2

2

Наименование
разделов и тем
1
Употребление
предлогов и
союзов.

Тема 5.2.2.
Частица:
правописание,
употребление в
речи.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
 взаимосвязь самостоятельных и служебных частей речи;
уметь:
 анализировать предлоги и союзы с точки зрения правильности,
точности и уместности их употребления;
 соблюдать в практике письма орфографические нормы
написания предлогов и союзов;
 использовать союзы как средство связи предложений в тексте
(письменном и устном);
 использовать знания и умения для совершенствования
коммуникативных способностей: составлять связный текст с
использованием союзов.
Студент должен:
знать:
 функцию частицы как части речи;
 правописание частиц НЕ-НИ;
 частицу как средство выразительности речи;
уметь:
 анализировать частицы с точки зрения правильности, точности
и уместности употребления;
 использовать частицы как средства выразительности устной
речи;
 соблюдать в письменной речи орфографические нормы
написания частиц;
 совершенствовать коммуникативные способности через
употребление частиц.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация.
Тема 6.1.
Студент должен:
Единицы
знать:
синтаксиса:
 единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, сложное
словосочетание
синтаксическое целое);
, предложение,
 виды связи слов в словосочетании;
сложное
 нормы построения словосочетаний;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Частица как часть речи. Правописание частиц.
Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями
речи. Частицы как средство выразительности речи.
Употребление частиц в речи.

2

Основные единицы синтаксиса. Словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание. Строение словосочетания. Виды
связи слов в словосочетании. Нормы построения
словосочетаний. Синтаксический разбор
словосочетаний. Значение словосочетания в

2

Наименование
разделов и тем
1
синтаксическое
целое.
Словосочетани
е.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

уметь:
 анализировать словосочетания с точки зрения правильности
построения;
 проводить анализ предложения с точки зрения
функционирования словосочетаний;
 соблюдать в практике речевого общения нормы построения
словосочетаний;
 совершенствовать способность оценивать свою речь.
Тема 6.2. Простое предложение.
Тема 6.2.1.
Студент должен:
Виды
знать:
предложений.
 виды предложений по цели высказывания;
 средства выражения грамматической основы двусоставного
предложения;
 нормы согласования подлежащего и сказуемого;
уметь:
 определять виды предложений;
 находить грамматическую основу предложения;
 определять тип сказуемого;
 совершенствовать способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Тема 6.2.2.
Студент должен:
Второстепенны знать:
е члены
 смысл понятий: «определение», «дополнение»,
предложения.
«обстоятельство», «приложение»;
Односоставное
 виды односоставных предложений;
предложение.
 средства выражения подлежащего и сказуемого в
односоставном предложении;
уметь:
 находить в предложении (контексте) второстепенные члены
предложения;
 использовать в практике речевого общения (построение
предложений, текста) второстепенные члены предложения;

Структурное содержание учебного материала
3
построении предложения.

Кол-во
часов
4

Виды предложениё по цели высказывания;
восклицательное предложение. Интонационное
богатство русской речи.
Грамматическая основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с
подлежащим.

2

Второстепенные члены предложения
(определение, приложение, обстоятельство,
дополнение).
Роль второстепенных членов предложения в
построении текста.
Односоставное и неполное предложения.
Односоставные предложения с главным членом в
форме подлежащего.
Односоставные предложения с главным членом в
форме сказуемого.

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
2
 использовать определения, дополнения, обстоятельства,
приложения при переработке письменного текста;
Тема 6.3. Осложнённое простое предложение.
Тема 6.3.1.
Студент должен:
Предложение с знать:
однородными
 правило постановки знаков препинания при однородных членах
членами и
предложения;
обособленными  понятие «однородные и неоднородные определения»;
членами
уметь:
предложения.
 соблюдать в практике письма пунктуационные нормы
современного литературного языка;
 обособлять определения, дополнения, обстоятельства,
приложения;
 выделять уточняющие члены предложения;
 совершенствовать письменную речь.
Тема 6.3.2.
Студент должен:
Предложения с знать:
вводными
 правила постановки знаков препинания при вводных словах,
словами,
вводных предложениях; обращениях, междометиях;
обращениями и  стилистическое различие вводных слов;
междометиями.  функцию употребления вводных слов, обращений, междометий
в речи;
уметь:
 анализировать языковые единицы (вводные слова, обращения,
междометия) с точки зрения их уместности;
 соблюдать в практике письма пунктуационные нормы
(выделять вводные слова, определения, междометия).
Тема 6.3.3.
Студент должен:
Способы
знать:
передачи чужой  способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь,
речи.
цитирование;
 оформление диалога;
 пунктуационные нормы: знаки препинания при прямой речи,
1

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные
определения..
Употребление однородных членов предложения в
разных стилях речи. Предложения с обособленными
и уточняющими членами. Обособление
определений. Обособление приложений.
Обособление дополнений. Обособление
обстоятельств. Роль сравнительного оборота как
изобразительного средства языка. Уточняющие
члены предложения.

2

Знаки препинания при словах, грамматически не
связанных с членами предложения. Вводные слова и
предложения. Отличие вводных слов от
знаменательных слов-омонимов. Употребление
вводных слов в речи; стилистическое различие
между ними. Использование вводных слов как
средства связи предложений в тексте.
Знаки препинания при обращении.
Знаки препинания при междометии.
Употребление междометий в речи.

2

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания
при прямой речи. Замена прямой речи косвенной.
Знаки препинания при диалоге.

2

Наименование
разделов и тем
1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

цитатах, диалоге;
 правила замены прямой речи косвенной;
уметь:
 передавать чужую речь различными способами;
 соблюдать в практике письма пунктуационные нормы;
 оформлять диалог;
 использовать правила постановки знаков препинания при
цитатах в исследовательской (реферативной) деятельности;
 заменять прямую речь на косвенную.
Тема 6.4. Сложное предложение.
Тема 6.4.1.
Студент должен:
Сложносочинён знать:
ное
 средства связи сложносочинённого предложения;
предложение
 виды сочинительных союзов;
(ССП).
 правила постановки знаков препинания сложносочинённого
предложения;
уметь:
 обосновывать выбор знаков препинания сложносочинённого
предложения (запятая, её отсутствие, тире);
 применять в практике письма пунктуационные нормы.
Тема 6.4.2.
Студент должен:
Сложноподчин знать:
ённое
 средства связи придаточной части с главной;
предложение
 виды придаточных предложений;
(СПП).
 пунктуационные нормы постановки знаков препинания в
сложноподчинённом предложении;
уметь:
 применять в практике письма пунктуационные нормы;
 преобразовывать сложноподчинённое предложение с
придаточным определительным в простое с причастным
оборотом; предложение с прямой речью в сложноподчинённое
с придаточным изъяснительным;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Сложносочинённое предложение. Знаки
препинания в сложносочинённом предложении.
Употребление сложносочинённых предложений в
речи.

2

Сложноподчинённое предложение. Знаки
препинания в сложноподчинённом предложении.
Использование сложноподчинённых предложений в
разных стилях речи.

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 6.4.3.
Сложное
бессоюзное
предложение
(СБП).

Тема 6.5.
Сложное
синтаксическое
целое как
компонент
текста (ССЦ).

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
Студент должен:
знать:
 смысловые отношения между частями сложного бессоюзного
предложения;
 функцию интонации;
 правила постановки знаков препинания сложного бессоюзного
предложения (запятая, точка с запятой, тире, двоеточие);
уметь:
 получать информацию о синонимии сложных предложений из
справочной литературы;
 применять в практике письма пунктуационные нормы;
 развивать способность обосновывать выбор знака препинания в
сложном бессоюзном предложении;
Студент должен:
знать:
 понятие «сложное синтаксическое целое»;
 функцию единиц языка;
 средства организации предложений в составе сложного
синтаксического целого;
 структурные особенности сложного синтаксического целого;
уметь:
 выделать средства организации предложений;
 различать параллельную и цепную связь между
предложениями;
 понимать функцию зачина;
 выделять микротемы в составе сложного синтаксического
целого;
 находить зачин, срединную часть, концовку;
 исследовать средства и способы связи между предложениями в
ССЦ.

Структурное содержание учебного материала
3
Бессоюзное сложное предложение. Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении.
Использование бессоюзных сложных предложений в
речи.
Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое как компонент
текста (ССЦ). Его структура и анализ. Период и его
построение.

Кол-во
часов
4
2

2

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование кабинета: учебная и справочная литература, нормативно-техническая
документация, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, аудио- и
видеозаписи, видеофильмы,
Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или
частично практическими.

Литература (для преподавателей).
1.Власенков А.И. Русская словесность. Методические рекомендации к учебному пособию
«Русский язык, грамматика, текст, стили речи. 10-11 классы».-М., 2010.
2.Войтелева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку.-М.,2006.
3.Культура речи: нормы русского языка (материалы к урокам 9-11 класс общеобразовательной
школы): Учебное пособие/сост. Н.Б.Ружецева.-Екатеринбург:У – Фактория, 2005.
4.Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.-М.,2004г.
5.Русский язык и культура речи. Учебник для технических вузов./Под редакцией В.И.
Максимова, А.В. Голубевой.-М.:Высшее образование, 2006.
6.Розенталь Д.Э. Современный русский язык./Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.М.:Айрис-пресс, 2006.
7.Войтелева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Учебное пособие
для средних профессиональных учебных заведений.-М.:, 2010.
Литература (для обучающихся).
1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язы: грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для
10-11 классов общеобразовательных учреждений.-М., 2005.
2.Войлова К.А. и др. Русский язык. 1500 тестов и проверочных заданий для школьников и
поступающих в вузы.-М.: «Дрофа», 1999.
3.Войтелева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Учебное пособие
для средних профессиональных учебных заведений.-М.:, 2010.
4.Греков В.Ф. и др. Пособие по русскому языку в старших классах.-М., 2002.
5.Греков В.Ф., Чижов В.В. Пособие по русскому языку в старших классах.-М.: ООО
«Издательство оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2006.
6. Дудников, А. В. Русский язык.- М.: Высшая школа, 2004.
7.Розенталь Д.Э. «Русский язык» сборник упражнений.-М.:Издательский дом «Дрофа».
8.Русский язык: учебник для средних специальных учебных заведений./ Под ред.
В.И.Максимова.-М.: Гардарики, 2001.
9. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы.
Учебное пособие.-М.: «Дрофа», 2000.
10.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебник для вузов.-М.: «Высшая
школа», 1987.
11.Розенталь Д.Э. Современный русский язык. /Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.М.:Айрис-пресс, 2006.
12.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебник для вузов.-М.: «Высшая
школа», 1987.
Словари.
1.Введенская Л.А., Комеников Н.П. Учебный словарь паронимов. – М: ИКЦ «МАРТ», Костов
Н.Д.: Издательский центр «МАРТ», 2005.
2.Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для
учащихся. М.: Просвещение, 1989.
3.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. –М.: Издательство «Правда», 1986.
4.Семёнов А.В. Словарь синонимов и антонимов для школьников.-М.:ЮНВЕС, 2004.
5.Орфографический словарь русского языка для школьников. Грамматика.-М.:ТОО
«Транспорт», 1997.
6.Справочник школьника. 5-11 классы. Под отд. Ред. О.Л. Соболевой.-М.: «Аст Пресс», 2002.
7.Введенская Л.А., Колесников М.П. Учебный словарь омонимов русского языка.-М.: ИКЦ
«Март», издательский центр «Март», 2005.
8.Нечаев И.В. Словарь иностранных слов: 4000 единиц/ И.В.Нечаева.-М.: ООО «Издательство
АСТ», 2004.
9.Фразеологический словарь для школьников./ Сост. Т.А.Химина.-СПб: Издательский дом
«Литера», 2005.
10.В.В.Лопатин, О.В. Иванова, Ю.А. Сафонова. Учебный орфографический словарь русского

языка.-М.:ЭКСМО, 2006.
11.Справочник школьника. 5-11 классы. Под общ. Ред. О.Л.Соболевой.-М.: «АСТ-Аресс»,
2002г.
12.Большой фразеологический словарь русского языка. Отв. ред. В.Н.Гелия – 4-е изд.-М.:АстПресс книга, 2009 – (фундаментальные словари).
13.Букчина Б.З. Орфографический словарь русского языка. – 5-е изд. испр. – М.:АСТ-Пресскнига, 2009.
14.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: «Диамант»: СПб: ТОО, 1996.
15.Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: словоизменение.-М.:1987.
16.Колесников Н.П. Словарь омонимов русского языка.-Ростов-на-Дону: Издательство
«Феникс», 1995.

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)
ОК.1,4

Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля

Исследование осознания основных
норм русского литературного языка.
Переработка письменного текста.
Выбор языковых средств для
обоснования своей позиции.
Определение проблем, влияющих на
развитие литературы XIX века.
Тема 1. Язык и речь. Функциональные стили.
Тема 1.1.Язык и речь. ОК.1, 6
Сравнение систем «язык» и «речь».
Виды речевой
Определение видов речевой
деятельности.
деятельности.
Требования к речи.
Анализ речевых ситуаций.
Выявление требований к речи.
Составление плаката доклада.
Введение. Язык и
общество.

Тема 1.2. Функциональные стили речи.
Тема 1.2.1.
ОК.2, 4
Разговорный стиль
речи.
Тема 1.2.2. Научный
стиль речи. Жанры
научного стиля.
Тема 1.2.3.
Официально-деловой
стиль речи. Жанры
делового стиля.

ОК.5, 10

Тема 1.2.4.
Публицистический
стиль речи. Жанры
публицистического
стиля.

ОК.1, 9

Исследование понятия «стиль речи».
Выявление стилевых черт
разговорного, научного стиля речи.
Анализ языковых средств стилей
речи (лексика, грамматика:
морфология, синтаксис).
Определение речевых жанров.
Составление таблицы «Стили речи».
Анализ стилевых черт официальноделового стиля.
Использование «образцов» деловых
документов для составления деловых
бумаг.
Исследование лексики в официальноделовой среде.
Сравнение официально-деловой
лексики с общеупотребительной.
Нахождение аргументов для
определения стиля речи текста.
Исследование признаков
публицистического,
художественного стилей речи.
Сравнение стилевых черт и языковых
средств 2-х стилей речи.

Устное
собеседование.
Аудиторная
письменная работа.

Устное
собеседование.
Рефлексия на
осознание
индивидуальной
цели.
Выступление с
докладом.
Устное
собеседование.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Рефлексия на
осознание
содержания занятия.
Устное
собеседование.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Письменная работа
(оформление
деловых
документов).
Устное
собеседование.
Письменная
аудиторная работа.
Составление

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)

Тема 1.2.5.
Художественный
стиль речи. Жанры.

Тема 1.3. Текст. Как
произведение речи.
Типы речи.

Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля
Анализ структуры текстов
публицистического стиля разных
жанров.
Определение функции языковых
средств в художественном тексте.

ОК.2, 5

Исследование признаков текста.
Систематизация средств и способов
связи предложений в тексте.
Выделение ССЦ в составе текста.
Выделение микротем текста.
Определение типов речи по
содержанию.
Определение функции зачина в
построении текста.

Тема 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.
Тема 2.1. Система
ОК.2, 5
Систематизация фонетических
фонетических
единиц. Анализ средств
единиц.
выразительности по прочитанным
стихотворным произведениям.
Тема 2.2.
ОК.2, 5
Систематизация норм произношения
Орфоэпические
гласных и согласных звуков
нормы:
иноязычных слов.
произношение.
Анализ слов и словосочетаний с
точки зрения произносительных
норм.
Тема 2.3. Нормы
ударения.

ОК.1, 8

Тема 2.4.
Фонетический
принцип русской
орфографии.

ОК.6, 8

Тема 3. Лексика и фразеология.
Тема 3.1. Слова в
ОК.4, 8
лексической системе
языка.

Исследование норм ударения в
словах.
Выделение трудных случаев в
постановке ударения: сложные
существительные.
Прилагательные, причастия,
иноязычные слова; выбор ударения и
обоснование своего выбора.
Исследование понятия
«фонетический принцип русской
орфографии».
Определение связи орфографии с
фонетикой;
Планирование выполнения
самостоятельной работы.
Анализ орфографических задач.
Исследование лексического значения
слов.
Анализ лексической системы языка;

таблицы «Стили
речи».
Рефлексия на
осознание
индивидуальной
цели.
Письменная
аудиторная работа.
Фронтальная
письменная работа.
Самостоятельная
работа.
Сочинение.
Рефлексия на
осознание
предметного языка.
Устное
собеседование.
Выразительное
чтение стихов.
Произношение
звуков и слов в
соответствии с
нормами.
Оценка результатов
выполнения
упражнений.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Тестирование.
Устное
собеседование.
Беседа.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Орфографический
диктант.

Устное
собеседование.
Аудиторная

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»
Тема 3.2. Прямое и
переносное значение
слова
Тема 3.3. Лексика с
точки зрения
происхождения,
употребления,
активный-пассивный
запас.
Тема 3.4. Русская
фразеология.

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)
ОК.4, 8
ОК.4, 8

ОК.4, 8

Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля
Определение лексических единиц в
тексте.
Обоснование выбора лексических
единиц (по признакам).
Исследование библеизмов и
старославянизмов.

Исследование признаков
фразеологического оборота.
Анализ источников происхождения
фразеологических оборотов.
Сравнение фразеологизмов и
афоризмов.
Планирование выполнения
самостоятельной работы.
Тема 3.5..ЛексикоОК.2, 6
Систематизация лексических норм.
фразеологические
Выделение лексических ошибок.
нормы. Ошибки
Анализ ошибок и употреблении
лексики и
лексических единиц.
фразеологии.
Использование системы лексикоЛексикография.
фразеологических норм для
исправления ошибок.
Анализ лексических признаков слова.
Исследование функций словарей.
Тема 4. Морфемика. Способы словообразования. Орфография.
Тема 4.1.
ОК.5, 8
Исследование средств и способов
Морфемика.
словообразования.
Анализ международных
Тема 4.1.1.
ОК.5, 8
словообразовательных элементов в
Многозначность
образовании профессиональной
морфем.
лексики и терминов.
Тема 4.2.
ОК.5, 8
Исследование сферы использования
словообразование.
этимологического словаря.
Тема 4.2.1.
ОК.5, 8
Словообразование
профессиональной
лексики и терминов.
Тема 4.3.
ОК.1, 8
Выбор написания орфограммы.
Правописание
Обоснование выбора правилом.
гласных в корне
Анализ речевых ошибок (повтор
приставок, сложных
однокоренных слов).
слов.
Тема 5. Морфология и орфография.
Тема 5.1. Система знаменательных частей речи.
Тема 5.1.1. Имя
ОК.2, 9,4, 5, 8 Систематизация признаков имён
существительное.
существительных (лексикоИмя прилагательное.
грамматических разрядов).

самостоятельная
работа.
Тестирование.
Устный опрос.

Беседа. Аудиторная
самостоятельная
работа.
Устный опрос.
Оценка сочинений и
доклада.
Устное
собеседование.
Фронтальная
работа.
Индивидуальная
работа по словарям.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Устное
собеседование.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Тест.
Оценка докладов.

Письменный опрос.
Тест.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Устное
собеседование.
Аудиторная

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)

Употребление форм
имени
существительного и
имени
прилагательного в
речи.

Тема 5.1.2. Имя
числительное.
Местоимение.
Употребление в речи.

ОК.6, 7,2, 5

Тема 5.1.3. Глагол.
Формы глагола:
деепричастие,
причастие.
Грамматические
признаки,
правописание,
употребление форм
глагола, причастий,
деепричастий в речи.

ОК.4, 6

Тема 5.1.5. Наречие.
Грамматические
признаки.
Правописание.
Употребление в речи.

ОК.2, 5

Тема 5.2. Служебные части речи.
Тема 5.2.1. Предлог,
ОК.4,8, 9
союз: правописание.
Употребление

Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля
Исследование лексикограмматических разрядов имён
прилагательных. Анализ орфограмм
(окончание, суффиксы, сложные
существительные).
Рассмотрение примеров
употребления форм имён
существительных в речи.
Нахождение ошибок в употреблении
форм имён прилагательных (степени
сравнения). Анализ норм
правописания прилагательных.
Исправление ошибок.
Исследование лексикограмматических разрядов
числительных. Определение
значений местоимений.
Выявление сферы употребления
форм числительных. Выбор
нормативного употребления
числительных и обоснование выбора
правилом. Выделение ошибок в
употреблении и написании
местоимений.
Анализ функции местоимения как
средства связи предложений в тексте.
Исследование норм правописания
глагола и глагольных форм.
Анализ образования причастий и
деепричастий.
Рассмотрение особенностей
построения предложений с
деепричастиями.
Исполнение заданий по постановке
знаков препинания в предложении с
причастным и деепричастным
оборотом.
Определение грамматических
признаков наречия.
Исследование орфографических
правил (норм) написания наречий.
Выбор орфограмм и обоснование
выбора правилом.

самостоятельная
работа.
Фронтальная
работа.
Тестирование.
Орфографический
диктант.
Орфографические
«задачи».

Исследование признаков и функции
предлогов и союзов.
Выбор нормативного написания

Аудиторная
самостоятельная
работа.

Устное
собеседование.
Индивидуальный
опрос.
Аудиторная
письменная работа.
Тест (из ЕГЭ).
Орфографический
диктант.

Беседа.
Письменный опрос.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Контрольная
работа.

Письменный опрос.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Орфографический
диктант.
Тестирование.

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)

предлогов и союзов.

Тема 5.2.2. Частица:
правописание,
употребление в речи.
Междометия,
звукоподражательны
е слова.

ОК.4, 5

Тема 6. Синтаксис и пунктуация.
Тема 6.1. Единицы
ОК.4,9
синтаксиса:
словосочетание,
предложение,
сложное
синтаксическое
целое.
Словосочетание.

Тема 6.2. Простое предложение.
Тема 6.2.1. Виды
ОК.4, 6
предложений.

Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля
предлогов и союзов.
Сравнение производных предлогов
со словами-омонимами. Анализ
правил написания союзов
(сочинительных и подчинительных).
Выполнение заданий практической и
самостоятельной работ.
Нахождение ошибок в употреблении
предлогов.
Заполнение таблицы «сравнение».
Сравнение союзов «тоже», «также»,
«чтобы», «зато» от слов-омонимов.
Выявление функции союзов в
простом и сложном предложении.
Определение функций частиц и
междометий в речи.
Выявление норм написания частиц.
Сравнение частиц НЕ-НИ.
Нахождение орфографических
ошибок.
Обоснование исправления ошибки
нормой.
Определение выразительности
междометий.

Тестирование.
Орфографический
диктант.
Индивидуальное
задание.
Устное
собеседование.

Определение единиц синтаксиса.
Анализ видов подчинительной связи
в словосочетании.
Исследование норм управления,
согласования.
Выбор словосочетаний с точки
зрения построения.
Выделение в предложении
словосочетаний.
Определение вида связи в
словосочетании.
Нахождение в предложении
словосочетаний со связью:
согласование, управление,
примыкание.

Устное
собеседование.
Аудиторная
письменная работа.
Тестирование.
Анализ конспекта.

Определение видов предложений по
цели высказывания.
Нахождение грамматической основы.
Исследование способов выражения
подлежащего.
Определение типов сказуемого.

Устное
собеседование.
Аудиторная
письменная работа.
Конспектирование.
Выразительное

Письменная
аудиторная работа.
Тест.
Правка текста.
Оценка доклада.

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Исследование норм согласования
подлежащего и сказуемого.
Тема 6.2.2.
ОК.4, 8
Исследование признаков
Второстепенные
второстепенных членов
члены предложения.
предложения.
Односоставное
Выделение в тексте (предложении)
предложение.
второстепенных членов
предложения.
Определение роли второстепенных
членов в построении предложения.
Определение типов односоставных
предложений.
Нахождение в диалоге неполных
предложений.
Тема 6.3. Осложнённое простое предложение.
Тема 6.3.1.
ОК.4, 8
Рассмотрение предложений с
Предложение с
однородными членами.
однородными
Сравнение однородные и
членами и
неоднородные определения.
обособленными
Употребление однородных членов в
членами
разных стилях речи.
предложения.
Анализ пунктуационных норм в
предложениях с обособленными
членами предложения:
определениями, дополнениями,
обстоятельствами, приложениями.
Использование схем и
пунктуационных норм при
составлении предложений.
Тема 6.3.2.
ОК.1, 4
Систематизация правил постановки
Предложения с
знаков препинания при вводных
вводными словами,
словах обращениям, междометиях.
обращениями и
Сравнение вводных слов с
междометиями.
знаменательными сломамиомонимами.
Планирование самостоятельной
работы.
Отбор вводных слов для составления
текста сочинения-миниатюры.
Анализ употребления в речи
обращений и междометий.
Тема 6.3.3. Способы
ОК.4, 5
Исследование способов передачи
передачи чужой речи.
чужой речи.
Систематизация правил постановки
знаков препинания при прямой речи;
косвенной речи; цитатах; диалоге.
Анализ знаков препинания в
предложениях с прямой речью.

Формы и методы
контроля
чтение диалога.
Устное
собеседование.
Тест.
Аудиторная
самостоятельная
работа.
Выразительное
чтение диалога.

Устное
собеседование.
Письменный опрос.
Аудиторная
самостоятельная
работа.

Устное
собеседование.
Письменный опрос.
Аудиторная
самостоятельная
работа.

Аудиторная
самостоятельная
работа.
Письменная
фронтальная беседа.
Устный опрос.

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«Русский язык»

Результаты
(освоенные
общие и
профессионал
ьные
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки
Формы и методы
контроля
Выбор способов оформления диалога
и знаков препинания.

Тема 6.4. Сложное предложение.
Тема 6.4.1.
ОК.2, 4
Сложносочинённое
предложение (ССП).

Тема 6.4.2.
Сложноподчинённое
предложение (СПП).

ОК.4, 5

Тема 6.4.3. Сложное
бессоюзное
предложение (СБП).

ОК.4, 5

Тема 6.5. Сложное
ОК.4, 5
синтаксическое целое
как компонент текста
(ССЦ).

Исследование средств связи сложных
предложений.
Систематизация правил постановки
знаков препинания в
сложносочинённом предложении..
Выявление случаев постановки тире
в сложносочинённом предложении.
Определение функции употребления
неполных предложений в составе
сложносочинённого предложения.
Определение средств связи в
сложном предложении.
Анализ видов придаточной части в
СПП.
Исследование пунктуационных норм:
постановка знаков препинания в
СПП; выбор знаков препинания и
обоснование выбора.
Анализ функционально-смыслового
типа речи.
Выявление связи между СПП и
типом речи.
Исследование смысловых
отношений.
Выявление зависимости знаков
препинания от смысловых
отношений части СБП.
Выбор знаков препинания.
Нахождение аргумента выбора.
Исполнение задания
самостоятельной работы.
Рассмотрение примеров с разными
видами связи.
Анализ синтаксических конструкций.
Выявление признаков ССЦ.
Выделение композиционных частей
СЦЦ.
Определение функции зачина.
Исследование средств и способов
связи между предложениями.
Нахождение аргументов для
доказательства своей позиции.

Устный опрос.
Тестирование.
Аудиторная
самостоятельная
работа.

Письменный
практикум.
Тестирование.
Устный опрос.

Аудиторная
самостоятельная
работа.
Интонационное
выделение частей
предложения
(устная работа).
Тестирование.

Составление
опорного конспекта.
Письменная
аудиторная работа.
Фронтальная
беседа.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».