Обществознание (вкл.экон. и право) 108 часов

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
____________________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Обществознание (включая экономику и право)»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной
комиссии общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Председатель__________В.А.Мартынова

Рекомендована методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
________________Т.В. Шитова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Обществознание (включая экономику и право)»

Разработчик: Тараскина Н.А., преподаватель Государственного бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Республики
Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказы Министерства образования и
науки РФ от 7 мая 2014 г. № 454,№504) по специальностям 35.02.05 «Агрономия»
36.02.01 «Ветеринария».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)
1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право)
является частью основной образовательной программы подготовки специалистов среднего
звена по специальности среднего профессионального образования: 36.02.01
«Ветеринария»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в
соответствии с естественно - научным профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего
образования общественных наук по выбору из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего
образования – базовый.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа
строгой преемственности по отношению к содержанию курса обществознания на ступ ени
основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Обществознание (включая экономику и право)
для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и
цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и
право) имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами:
историей, экономикой и профессиональными дисциплинами – БЖ.
Изучение учебной дисциплины Обществознание (включая экономику и право)
завершается итоговой аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках
освоения программы подготовки специалистов среднего звена на базе основного общего
образования.
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины Обществознание (включая экономику
и право) обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в
контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий
Личностные
(обеспечивают ценностносмысловую
ориентацию обучающихся и ориентацию в
социальных ролях и межличностных
отношениях)

Общие компетенции (в соответствии с
ФГОС СПО по специальности/профессии)
ОК1. Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК8. Самостоятельно определять задачи
профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием,

Регулятивные:
Целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль (коррекция),
саморегуляция , оценка (обеспечивают
организацию обучающимися своей учебной
деятельности)

Познавательные
(обеспечивают исследовательскую
компетентность, умение работать с
информацией)

осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК2. Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных
задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК3. Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность
ОК4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного развития
ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности

Коммуникативные
(обеспечивают социальную компетентность
и учет позиции других людей, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем,
взаимодействовать и сотрудничать со
сверстниками и взрослыми)

ОК9. Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в профессиональной
деятельности
ОК6. Работать в коллективе и в команде,
эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК7. Брать на себя ответственность за
работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

108

в том числе:
теоретическое обучение

108

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

54

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Введение

Содержание учебного материала
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их
изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №1
Работа со словарем
Раздел 1. Человек и общество

Объем часов

2/1
2

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК8,ОК9

1
10/5

Тема № 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Тема № 1.1.1.
Человек, индивид,
личность
Тема № 1.1.2.
Социализация
личности

Содержание учебного материала
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой
деятельности. Потребности, способности, интересы.
Содержание учебного материала
Самосознание и социальное поведение. Социализация личности. Проблема
познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний.

Тема № 1.1.3.
Содержание учебного материала
Свобода как условие
Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека,
самореализации
внешние – со стороны общества)
личности
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №2
Сообщение на тему «Деятельность».

2

2

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №3
Сообщение на тему «Истина».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №4
Сообщение на тему «Конфликты».
Тема № 1.2. Общество как сложная система
Тема № 1.2.1.
Представление об
обществе как
сложной динамичной
системе
Тема № 1.2.2.
Общество и природа

3

Содержание учебного материала
Подсистемы и элементы общества. Основные институты общества и их функции.
2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5,
ОК8,ОК9

Содержание учебного материала
Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,
индустриальной, информационной. Понятие общественного прогресса.
Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Социальные и
гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №5
Сообщение на тему «Общество как сложная система».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №6
Сообщение на тему «Общество».
Раздел 2. Духовная культура человека и общества

2

2

14/7

Тема № 2.1. Духовная культура личности и общества
Тема № 2.1.1
Понятие о культуре

Содержание учебного материала
Духовная культура личности и общества. Культура народная, массовая,
элитарная. Особенности молодежной субкультуры. Взаимосвязь различных
культур. Учреждения культуры.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №7
Доклад на тему «Молодежная субкультура».

2

1

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5,
ОК8,ОК9

Тема № 2.2. Наука и образование в современном мире
Тема № 2.2.1
Содержание учебного материала
Наука
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Тема № 2.2.2
Содержание учебного материала
Значимость труда
Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед
ученого
обществом.
Тема № 2.2.3
Содержание учебного материала
Образование как
Образование как способ передачи знаний и опыта. Система образования в РФ.
способ передачи
Государственные гарантии получения образования. Профессиональное
знаний и опыта
образование.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №8
Сообщение на тему «Наука и образование».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №9
Конспект на тему «Наука».
Тема № 2.3. Мораль, искусство и религия как элемент духовной культуры
Тема № 2.3.1
Содержание учебного материала
Мораль
Основные принципы и нормы морали. Долг и совесть. Моральный идеал.
Тема № 2.3.2
Содержание учебного материала
Мировые религии
Мировые религии. Свобода совести. Религиозные объединения в РФ.
Тема № 2.3.3
Содержание учебного материала
Искусство
Искусство. Виды искусств.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №10
Сообщение на тему «Наука и образование».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №11
Конспект на тему «Наука».
Раздел 3. Экономика
Тема № 3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы
Тема № 3.1.1
Содержание учебного материала
Экономика семьи
Экономика семьи
Тема № 3.1.2
Содержание учебного материала
Экономика как наука Главные вопросы экономики. Выбор альтернативной стоимости. Ограниченность

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

2

2

4

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5,
ОК8,ОК9

2
2

2
26/13

2
2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5,
ОК8,ОК9

и хозяйство
ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен.
Тема № 3.1.3
Содержание учебного материала
Типы экономических Типы экономических систем: централизованная, традиционная и рыночная
систем
экономика.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №12
Сообщение на тему «Экономика».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №13
Конспект на тему «Экономические системы».
Тема № 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
Тема № 3.2.1
Содержание учебного материала
Рынок
Факторы спроса. Предложение. Основные рыночные структуры: совершенная и
несовершенная конкуренция.
Тема № 3.2.2
Содержание учебного материала
Фирма
Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность
труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Акции и облигации.
Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент.
Тема № 3.2.3
Содержание учебного материала
Банковская система
Банковская система. Роль центрального банка России. Основные операции
коммерческих банков. Виды, причины и последствия инфляции.
Антиинфляционные меры. Понятие ВВП и его структура
Тема № 3.2.4
Содержание учебного материала
Экономический рост
Экономические циклы. Виды налогов. государственные расходы.
и развитие
Государственный бюджет. Основы налоговой политики государства.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №14
Раскрыть тему на примерах
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №15
Конспект на тему «Рынок».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №16
Проследить взаимосвязь причин и последствий инфляции.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №17
Конспект на тему «Фирма».

2

3

2

2

2

2

4

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК7,
ОК8,ОК9

Тема № 3.3. Рынок труда и безработица
Тема № 3.3.1
Содержание учебного материала
Спрос на труд
Спрос на труд и его факторы
Тема № 3.3.2
Содержание учебного материала
Предложение труда
Предложение труда. Факторы предложения труда. Человеческий капитал
Тема № 3.3.3
Содержание учебного материала
Понятие безработицы Понятие безработицы. Причины безработицы и экономические последствия.
Тема № 3.3.4
Содержание учебного материала
Рациональный
Рациональный потребитель. Реальный и номинальный доход.
потребитель
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №18
Заполнение таблицы.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №19
Конспект на тему «Рынок труда».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №20
Сообщение на тему «Защита прав потребителя».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №21
Сообщение на тему «Безработица».
Тема № 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.
Тема № 3.4.1
Содержание учебного материала
Рыночная экономика
Становление современной рыночной экономики России. Особенности
России
современной рыночной экономики РФ, ее экономические институты. Основные
проблемы экономики России и ее регионов.
Тема № 3.4.2
Содержание учебного материала
Экономическая
Экономическая политика Российской Федерации. Организация международной
политика РФ
торговли.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №22
Сообщение на тему «Проблемы экономики».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №23
Сообщение на тему «Экономика России».

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК8,ОК9

2
2
2

4

2

2

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5,
ОК8,ОК9

Раздел 4. Социальные отношения
Тема № 4.1. Социальная роль и стратификация
Тема № 4.1.1
Содержание учебного материала
Социальные
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах.
отношения
Тема № 4.1.2
Социальная роль

Содержание учебного материала
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальный статус и престиж.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №24
Реферат на тему «Выбор профессии».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №25
Сообщение на тему «Социальная роль».
Тема № 4.2. Социальные нормы и конфликты
Тема № 4.2.1
Содержание учебного материала
Социальный контроль Социальный контроль. Социальные нормы и санкции. Виды социальных норм и
санкций.
Тема № 4.2.2
Содержание учебного материала
Девиантное
Формы и проявления девиантного поведения. Опасность наркомании,
поведение
алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
Тема № 4.2.3
Содержание учебного материала
Социальный
Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.
конфликт
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №26
Конспект на тему «Конфликты».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №27
Подготовить примеры по теме.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №28
Решение теста.
Тема № 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Тема № 4.3.1
Содержание учебного материала
Особенности
Стратификация в современной России. Молодежь как социальная группа

16/8

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

2

2

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

2

2

3

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5,
ОК8,ОК9

стратификации в
современной России
Содержание учебного материала
Межнациональные отношения. Этнические общности. Этносоциальные
конфликты, пути их разрешения.
Содержание учебного материала
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семья как
Тема № 4.3.3
малая социальная группа. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие
Семья как малая
семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака.
социальная группа
Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей
и детей. Опека и попечительство.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №29
Конспект на тему «Важнейшие социальные общности».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №30
Сообщение на тему «Социальные общности и группы».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №31
Конспект на тему «Семья».
Раздел 5. Политика
Тема № 5.1. Политика и власть. Государство в политическом режиме.
Тема № 5.1.1
Содержание учебного материала
Политика и власть
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное
явление. Политическая систем, ее внутренняя структура.
Содержание учебного материала
Политические институты. Государство как политический институт. Признаки
Тема № 5.1.2
государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции
Политические
государства.
Особенности
функционального назначения
современного
институты
государства.
Межгосударственная
интеграция,
формирование
надгосударственных институтов.
Содержание учебного материала
Формы правления. Территориально-государственное устройство. Политический
Тема № 5.1.3
режим. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования
Формы государства
демократический институтов и традиций. Правовое государство, понятие и
Тема № 4.3.2
Этнические общности

2

2

3

12/6

2

2

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

признаки.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №32
Конспект на тему «Политика».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №33
Таблица «Политика и власть».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №34
Конспект на тему «Власть».
Тема № 5.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала
Тема № 5.2.1
Личность и государство. Политический статус личности. Причины и особенности
экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и
Личность и
ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной
государство
России.
Содержание учебного материала
Тема № 5.2.2
Особенности избирательной компании в Российской Федерации. Роль средств
Выборы
массой информации в политической жизни общества.
Тема № 5.2.3
Содержание учебного материала
ИдейноСовременные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социалполитические
демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в
Российской Федерации.
системы
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №35
Конспект на тему «Основы конституционного права РФ».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №36
Сообщение на тему «Отрасли российского права».
Раздел 6. Право
Тема № 6.1 Правовое регулирование общественных отношений
Тема № 6.1.1
Содержание учебного материала
Юриспруденция
Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм.
Правовые и моральные нормы. Частное и публичное право.
Тема № 6.1.2
Содержание учебного материала
Основные формы
Формы права. Нормативно-правовые акты и их характеристика. Действие
права
нормативно- правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовые отношения и их структура. Виды противоправных поступков.

3

2

2
ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК8,ОК9
2

3
28/14

2

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

Тема № 6.1.3
Содержание учебного материала
Юридическая
Юридическая ответственность и ее задачи
ответственность
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №37
Конспект на тему «Право».

2
3

Тема № 6.2. Основы конституционного права в Российской Федерации
Тема № 6.2.1
Конституционное
право
Тема № 6.2.2
Разделение власти
Тема № 6.2.3
Судебная система
Российской
Федерации
Тема № 6.2.4
Гражданство

Содержание учебного материала
Конституционное право как отрасль российского права. Основы
конституционного строя Российской Федерации. Система государственных
органов Российской Федерации.
Содержание учебного материала
Разделение власти. Законодательная власть. Исполнительная власть. Местное
самоуправление.
Содержание учебного материала
Судебная власть. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура.
Нотариат.
Содержание учебного материала
Порядок приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации.
Права гражданина Российской Федерации участвовать в управлении делами
государства. Основания отсрочки от военной службы.
Содержание учебного материала

Тема № 6.2.5
Защита прав
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
человека
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №38
Реферат на тему «Я-гражданин России».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №39
Таблица «Разделение власти».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №40
Конспект на тему «Основания отсрочки от военной службы».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №41

2

2

2

2

2

5

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

Конспект на тему «Конституционное право».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №42
Сообщение на тему «Гражданство в РФ».
Тема № 6.3. Отрасли российского права
Тема № 6.3.1
Содержание учебного материала
Гражданское право
Гражданское право и гражданские правоотношения
Содержание учебного материала
Тема № 6.3.2
Предпринимательская Предпринимательская деятельность. Правовое регулирование
деятельность
предпринимательской деятельности
Содержание учебного материала
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.
Тема № 6.3.3
Право на интеллектуальную собственность. Основание приобретения права
Имущественные
собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные не
права
имущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав.
Содержание учебного материала
Трудовые
правоотношения.
Занятость
и
трудоустройство.
Охрана
Тема № 6.3.4
трудоустройства. Порядок приема на работу. Коллективный договор. Роль
Трудовое право
профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их
разрешения. Заработная плата.
Содержание учебного материала
Тема № 6.3.5
Преступление как наиболее опасное деяние. Состав преступления. Уголовная
Уголовная
ответственность
ответственность.
Тема № 6.3.6
Содержание учебного материала
Уголовная
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства,
ответственность
исключающие уголовную ответственность
несовершеннолетних

2

2

2

2

2

2

ОК1, ОК2, ОК3,
ОК4, ОК5, ОК6,
ОК7, ОК8,ОК9

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №43
Работа с источником правовой информации.
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №44
Сообщение на тему «Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях».
Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся №45
Конспект на тему «Договор»
Дифференцированный зачет
ИТОГО

6

162

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение программы интегрированной учебной дисциплины «Обществознание»
предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется
возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и
период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
должно
удовлетворять
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы
учебной дисциплины «Обществознание» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся
ученых и др.);
• информационно-коммуникационные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения,
инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение интегрированной учебной дисциплины «Обществознание»,
рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего
общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования.
Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научной и научнопопулярной литературой по экономике, социологии, праву и т.п.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Обществознание» студенты
должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по
обществознанию, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным
книгам, практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов
власти.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Баранов П.А. Обществознание в таблицах. 10—11 класс. — М., 2012.
Баранов П.А., Шевченко С.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. —
М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень.— М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественнонаучного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.
Воронцов А.В., Королева Г.Э., Наумов С.А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. — М., 2013.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей
социально-экономического профиля. — М., 2014.
Горелов А.А., Горелова Т.А. Обществознание для профессий и специальностей
социально-экономического профиля. Практикум. — М., 2014.
Котова О.А., Лискова Т.Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. —
М., 2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ 2015. Обществознание.
Типовые тестовые задания. — М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. — М., 2016.
Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. — М., 2015.
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //
СЗ РФ. — 2006. — № 23. — Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (ч. I). — Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136ФЗ) //
СЗ РФ. — 2001. — № 44. — Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным
законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197ФЗ) //
СЗ РФ. — 2002. — № 1 (Ч. I). — Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63ФЗ) //
СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. — 1992. —
№ 15. — Ст. 766.

Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. — 1991. — № 18. — Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. —
2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1995. — № 10.
— Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и
адвокатуре
в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» //
СЗ РФ. — 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» // СЗ РФ. — 1999. — № 14. — Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. —
2002. — № 2. — Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. —
1995. — 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ
РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения
смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. —
1996. —
18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной
экономической
политике» // Российская газета. — 2012. — 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего
образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного
общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных
стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального
образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. — М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Общество
знание. — М., 2014.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов). www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый
урок»). www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка освоения результатов учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ,
тестирования, а так же в результате выполнения обучающимися индивидуальных
занятий, проектов, исследований.
Результаты обучения раскрываются через усвоенные знания и приобретенные
умения, направленные на приобретение общих компетенций.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».