Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» _________________Владимиров В.М. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики (УП.04.01) по ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Председатель ______Мартынова В.А. Протокол № 1 от «31» августа 2021г Зам.директора по производственному обучению _________________ Г.В. Ятайкин Протокол № 1 от «31» августа 2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики (УП.04.01) по ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности Разработчик: Федорова М.А. преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г №69) для специального среднего профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Рабочая программа учебной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г №69) 1.1. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения учебной практики. 1.1.1. Область и объекты профессиональной деятельности. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности. 1.1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам освоения учебной практики. С целью овладения видами профессиональной деятельности по специальности обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт: − Загрузка специализированного программного обеспечения, использование меню ПО; − Ввод редактирование, сохранение экономической и бухгалтерской информации в специализированном программном обеспечении; − Владение навыками использования системы 1С: Бухгалтерия для решения задач бухгалтерского учета; − Умение вести учет поступления материалов и товаров, их движение и списание в системе 1С: Бухгалтерия; − Умение вести бухгалтерскую отчетность в системе 1С: Бухгалтерия. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями. Код Наименование результата обучения ПК 3.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы, формировать бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования в банках на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета ПК 3.2. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы, формировать бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования в бюджетных организациях на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета ПК 3.3. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы, формировать бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования в малых предприятиях на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета 4 ПК 3.4. ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы, формировать бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования в предприятиях торговли на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 5 1.2. Количество часов на освоение учебной практики: 36 часов. Показатели Всего, в том числе: в рамках освоения профессионального модуля: Объем часов / продолжительность часов недель 36 1 36 1 6 2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности (Учебная практика) Этап практики Знать, уметь Содержание практики 1 2 3 Этап 1 Учебнопроизводственная практика Определение финансовых результатов хозяйственной деятельности Тема 1.1. ПБУ 9/99 и иные нормативные документы по определению финансовых результатов Студент должен: знать ПБУ 9/99 и иные нормативные документы по определению финансовых результатов Уметь - использовать положения ПБУ 9/99 и нормативных документов для определения финансовых результатов Тема 1.2. Расчет финансового Студент должен: результата хозяйственной знать деятельности предприятия методику расчета финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Уметь - рассчитать финансовый Количество Уровень часов усвоения 4 5 Учебная практика: Изучение ПБУ 9/99 и иные нормативные документы по определению финансовых результатов 2 2,3 Учебная практика: Определение финансового результата хозяйственной деятельности учебного предприятия. 2 2,3 результат хозяйственной деятельности предприятия. Тема 1.3. Распределение Студент должен: Учебная практика: Распределение прибыли, прибыли, заполнение журналов- знать заполнение журналов-ордеров № 13, 15 по ордеров № 13, 15 - порядок распределения данным учебного предприятия прибыли; - порядок формирования журналов-ордеров № 13, 15 Уметь распределять прибыль предприятия; - заполнить журналы-ордера № 13, 15 Этап 2 Учебнопроизводственная практика Бухгалтерская отчетность предприятия Тема 2.1. Составление Студент должен: Учебная практика: Составление бухгалтерского баланса знать бухгалтерского баланса учебного предприятия - процедуру составления бухгалтерского баланса Уметь - составить бухгалтерский баланс Тема 2.2. Составление отчета о Студент должен: Учебная практика: Составление отчета о прибылях и убытках знать прибылях и убытках учебного предприятия - процедуру составления отчета о прибылях и убытках. Уметь - составить отчет о прибылях и убытках Тема 2.3. Составление отчета об Студент должен: Учебная практика: Составление отчета об изменении капитала знать изменении капитала учебного предприятия - процедуру составления отчета об изменении 2 2,3 2 2,3 2 2,3 2 2,3 8 капитала. Уметь составлять отчет об изменении капитала Тема 2.4. Составление отчета о Студент должен: движении денежных средств знать - процедуру составления отчета о движении денежных средств. Уметь составлять отчет о движении денежных средств Тема 2.5. Составление Студент должен: приложения к бухгалтерскому знать балансу - процедуру составления приложения к бухгалтерскому балансу. Уметь - составлять приложение к бухгалтерскому балансу Этап 3 Учебнопроизводственная практика Налоговая и статистическая отчетность Тема 3.1 Заполнение деклараций Студент должен: по федеральным налогам знать процедуру заполнения деклараций по федеральным налогам. Уметь заполнять налоговые декларации по федеральным налогам Тема 3.2. Заполнение деклараций Студент должен: по региональным налогам знать Учебная практика: Составление отчета о движении денежных средств учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Составления приложения к бухгалтерскому балансу учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Заполнение деклараций по федеральным налогам на основе данных учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Заполнение деклараций по региональным налогам на основе данных 2 2,3 9 Тема 3.3. Заполнение деклараций по местным налогам Тема 3.4. Заполнение форм статистической отчетности Тема 3.5. отчетности фонды Заполнение форм во внебюджетные процедуру заполнения деклараций по региональным налогам. Уметь заполнять налоговые декларации по региональным налогам Студент должен: знать процедуру заполнения деклараций по местным налогам. Уметь заполнять налоговые декларации по местным налогам Студент должен: знать - процедуру заполнения форм статистической отчетности Уметь - заполнять статистическую отчетность Студент должен: знать - процедуру заполнения форм отчетности во внебюджетные фонды Уметь - заполнять отчетность во внебюджетные фонды учебного предприятия Учебная практика: Заполнение деклараций по местным налогам на основе данных учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Заполнение форм статистической отчетности на основе данных учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Заполнение форм отчетности во внебюджетные фонды на основе данных учебного предприятия 2 2,3 Этап 4. Учебнопроизводственная практика Анализ форм бухгалтерской отчетности 10 Тема 4.1 Анализ формы № 1 Студент должен: «Бухгалтерский баланс» знать методику анализа бухгалтерского баланса Уметь -анализировать бухгалтерский баланс. Тема 4.2. Анализ формы № 2 Студент должен: «Отчет о прибылях и убытках» знать - методику анализа отчета о прибылях и убытках. Уметь - анализировать отчет о прибылях и убытках Тема 4.3. Анализ формы № 3 Студент должен: «Отчет об изменениях капитала» знать - методику анализа отчета об изменении капитала Уметь - анализировать отчет об изменении капитала Тема 4.4. Анализ формы № 4 Студент должен: «Отчет о движении денежных знать средств» - методику анализа отчета о движении денежных средств. Уметь - анализировать отчет о движении денежных средств Тема 4.5. Анализ формы № 5 Студент должен: «Приложение к бухгалтерскому знать балансу» методику анализа приложение к бухгалтерскому балансу Уметь - анализировать приложение к Учебная практика: Анализ формы № 1 «Бухгалтерский баланс» на основе данных учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Анализ формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Анализ формы № 3 «Отчет об изменениях капитала» учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Анализ формы № 4 «Отчет о движении денежных средств» учебного предприятия 2 2,3 Учебная практика: Анализ формы № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» учебного предприятия 2 2,3 11 бухгалтерскому балансу. ИТОГО ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 36 ч 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация дисциплины требует наличия учебной бухгалтерии. Оборудование учебного кабинета: − Посадочные места по количеству обучающихся; − Рабочее место преподавателя; − Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет; − Аудиторная доска для письма; − Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся. Технические средства обучения: − Мультимедиа проектор; − Экран; − Персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением (ОС Windows 7; 1С: Бухгалтерия 8.3); 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Михеева Е.В. Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. - М.: ОИЦ «Академия», 2012. 208 с. 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие. / Е. В. Михеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с. Дополнительные источники: 1. 1С:Предприятие 8.1. Руководство пользователя / В. Байдаков, В. И. Дранищев [и др.] - .: Фирма «1C», 2008. - 303 с. 2. Севостьянов А. Д. 1C:Бухгалтерия 8. Практика применения / А. Д. Севостьянов, Е. В. Володина, Ю. М. Севостьянова. - М.: АУЦ «1C» ООО «Константа», 2008. - 232 с. 3. Харитонов С.А. Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерия 8. Задачи, решения, результаты. / С. А. Харитонов, Д. В. Чистов. - М.: 1СПаблишинг, 2008. - 463 с. Интернет-ресурсы: 1. Самоучитель 1С. [Электронный ресурс]. http://www.tepka.ru/1c_besplatno/ 2. 1С Предприятие 8. [Электронный ресурс]. - http://v8.1c.ru/buhv8/ 3. 1С Предприятие 7.7 и 8.0. [Электронный ресурс]. http://www.mista.ru/1c.htm 4. Школа бухгалтера. [Электронный ресурс]. - http://buhclass.ru/ - - 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК4. 1. Проводить обработку первичных бухгалтерских документов и составлять бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования в банках ПК 4.2. Проводить обработку первичных бухгалтерских документов и составлять бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования в бюджетных организациях ПК 4.3. Проводить обработку первичных бухгалтерских документов и составлять бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования на малых предприятиях Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки -присваивать номера лицевым счетам; Текущий контроль -составлять документы аналитического в форме: учёта и анализировать содержание - оценка документов синтетического учёта; выполнения -составлять бухгалтерские проводки по практических отражению в учёте кассовых и заданий депозитных операций; - принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей; - проверять наличие в первичных банковских документах обязательных реквизитов; - проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку. - понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций; -составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта; -заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации; -составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности бюджетных организаций. -составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта; -заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации; -составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности малых предприятий; -определять финансовые результаты деятельности малых предприятий и отражать их в учете; заполнять декларацию о доходах предпринимателей 15 ПК4. 4. Проводить обработку первичных бухгалтерских документов и составлять бухгалтерские проводки по учету имущества и источникам его финансирования на предприятиях торговли Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно -заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации; -составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности предприятий торговли; - проводить учет материальнопроизводственных запасов; - проводить учет готовой продукции и ее реализации; - проводить учет текущих операций и расчетов. Основные показатели оценки результата − демонстрация профессии интереса к будущей − выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации в различных отраслях экономики; − оценка эффективности и качества выполнения; − решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации и источников его формирования в различны отраслях экономики; − эффективный поиск необходимой информации; − использование различных источников, включая электронные. Формы и методы контроля и оценки Интерпретац ия результатов наблюдений за деятельност ью обучающихс я в процессе освоения образователь ной программы − использование программ автоматизации бухгалтерского учета − взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения 16 общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности − самоанализ и коррекция собственной работы результатов − организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля − анализ инноваций в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации; 17