ОП.09 РП_БЖ

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
___________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии специальных
дисциплин
Председатель__________Л.П.Селезнева
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
_________________________А.П.Интякова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
Разработчик:
Ледяйкин А.Е., преподаватель дисциплин профессионального цикла
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 05.02.2018 г. № 69) для специальности среднего
профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и
бухгалтерский учет» (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности».
3. Тематический план учебной дисциплины
4. Содержание обучения по учебной дисциплине «Безопасность
жизнедеятельности».
5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности».

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности «Экономика и
бухгалтерский учет» (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к циклу общепрофессиональных
дисциплин.
1.3. . Цели и задачи программы, требования к результатам усвоения:
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного
вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового
поражения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять
среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на
воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
знать:
- принципы обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики
прогнозирования развития событий и оценки последствий при природных и техногенных
чрезвычайных ситуаций, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной
угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной
деятельности и быту;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожаре;
- организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в
добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные
специальности, родственные специальности СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении
обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 68 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 0 часов.
Итоговая аттестация в виде д/зачета.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
Лабораторные работы
Практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
В том числе:
Внеаудиторная самостоятельная работа
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество часов
68
68
22
-

3.2. Тематический план учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Всего часов
Коды общих
и профессиональных
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Экономика организации»

(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на освоение учебной
дисциплины
Обязательная аудиторная учебная
нагрузка обучающегося

Всего,
часов

1
ОК.9
ОК.8
ОК. 3
ОК.5
ОК.5
ОК.7
ОК.3
ОК.8
ОК.10
ОК.10

в т.ч.
лабораторные
занятия и
практические
занятия,
часов

в т.ч., курсовая работа

Самостояте
льная
работа
обучающегося
Всего,
часов

(проект)

часов

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Гражданская оборона
Тема 1.1. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Тема 1.2. Организация гражданской обороны
Тема 1.3. Защита населения и территорий при стихийных
бедствиях
Тема 1.4. Защита населения и территорий при авариях
(катастрофах) на транспорте
Тема 1.5. Защита населения и территорий при авариях
(катастрофах) на производственных объектах
Тема 1.6.Обеспечение безопасности при неблагоприятной
экологической обстановке
Тема 1.7. Обеспечение безопасности при
неблагоприятной социальной обстановке
Раздел 2. Основы военной службы
Тема 2.1 Вооруженные Силы России на современном
этапе
Тема 2.2 Уставы вооруженных Сил Российской
Федерации
Тема 2.3 Строевая подготовка

30
2

2

-

-

-

6
4

6
4

2
-

-

-

2

2

-

-

-

10

10

4

-

-

2

2

-

-

-

4

4

-

-

-

38
4

4

-

-

-

2

2

-

-

-

8

8

6

-

-

ОК.3
ОК.7
Итого:

Тема 2.4 Огневая подготовка
Тема 2.5 Медико-санитарная подготовка

6
18
68

6
18
68

4
8
22

-

-

4. Содержание обучения по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем

1
Раздел 1.
Гражданская
оборона
Тема 1.1. Единая
государственная
система
предупреждения
и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций

Знать, уметь

2

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
3

Студент должен:
знать:
- задачи, решаемые РСЧС по защите
населения от ЧС;
- правовые основы организации защиты
населения;
уметь:
- оценивать уровень своей
подготовленности по защите населения
в ЧС.
Тема 1.2.
Студент должен:
Организация
знать:
гражданской
- основные задачи государственных
обороны
служб по защите населения в ЧС мирного
и военного времени;
уметь:
- выполнять установленные правила
поведения при угрозе и возникновении
ЧС, пользоваться средствами
индивидуальной и коллективной защиты
при при чрезвычайных ситуациях.
Тема 1.3. Защита Студент должен:
населения и
знать:
территорий при
- основные мероприятия, проводимые по
стихийных
защите населения при стихийных
бедствиях
бедствиях;

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
30

5

Основные направления деятельности
государственных организаций и ведомств РФ по
защите населения и территорий от ЧС

2

Современное оружие массового поражения.
Средства индивидуальной и коллективной защиты
ОМП.
Приборы химической и радиационной разведки и
контроля.
Правила поведения в очагах поражения.
Практические занятия:
- отработка нормативов по надеванию противогазов
и ОЗК, работа с приборами радиационной и
химической разведки

6

Защита населения при землетрясениях,
наводнениях, ураганах, бурях, смерчах, грозах.
Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели,
вьюге, оползнях.
Защита при пожарах.

4

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
2
3

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

уметь:
- владеть способами защиты населения,
пользоваться средствами
индивидуальной и коллективной защиты
при стихийных бедствий.
Тема1.4. Защита
населения и
территорий при
авариях
(катастрофах) на
транспорте

Студент должен:
знать:
- потенциальные опасности,
возникающие на всех видах транспорта;
уметь:
- правильно оценивать ситуации при
возникновении аварии или катастроф,
оказать первую необходимую помощь.
Тема 1.5. Защита Студент должен:
населения и
знать:
территорий при
- потенциальные опасности,
авариях
возникающие на различных
(катастрофах) на производственных объектах;
производственны уметь:
х объектах
- правильно оценивать возникающие
ситуации на производственных объектах,
оказать помощь пострадавшим,
пользоваться средствами
пожаротушения.
Тема 1.6.
Студент должен:
Обеспечение
знать:
безопасности при потенциальные опасности, возникающие
неблагоприятной при неблагоприятной социальной
экологической
обстановке, характерной для нашего
обстановке
региона;

Защита при авариях (катастрофах) на
автомобильном и железнодорожном транспорте.
Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и
водном транспорте.

2

Защита при авариях (катастрофах) на пожара - и
взрывоопасных объектах.
Защита при авариях (катастрофах) на
гидродинамических объектах.
Защита при авариях (катастрофах) на химическирадиационно опасных объектах.
Практическое занятие
Отработка порядка и правила действий при
возникновении пожара, пользование средствами
пожаротушения.

10

Обеспечение безопасности при возникновении
общественных беспорядков.
Обеспечение безопасности при угрозе и совершении
теракта и в случае захвата заложников.

2

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
2
3

уметь:
- оценивать уровень своей
подготовленности для обеспечения
безопасности при неблагоприятной
социальной обстановке
Тема 1.7.
Студент должен:
Обеспечение
знать:
безопасности при - существующие рекомендации по
неблагоприятной уменьшению вредного воздействия на
социальной
человека различных опасных явлений
обстановке
при неблагоприятной экономической
обстановке;
уметь:
- оценивать степень опасности для
человека при неблагоприятной
обстановке.
Раздел 2.
Основы
военной службы
Тема 2.1.
Студент должен:
Вооруженные
знать:
Силы России на
- состав и предназначение Вооруженных
современном
Сил РФ;
этапе
уметь:
- различать виды и рода войск
Вооруженных Сил РФ и воинские звания
военнослужащих.
Тема 2.2. Уставы Студент должен:
Вооруженных
знать:
Сил Российской
- названия и предназначения
Федерации
общевоинских уставов Вооруженных
Сил РФ, военную присягу;

Обеспечение безопасности при неблагоприятной
экологической обстановке, характерной для нашего
региона.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

4

38
Состав и организационная структура Вооруженных
Сил.
Виды и рода войск.
Система руководства и управления Вооруженными
Силами.
Комплектование Вооруженных Сил личным
составом.

4

Военная присяга. Боевое знание воинской части.
Взаимоотношение между военнослужащими.
Размещение и быт военнослужащих.
Караульная служба. Обязанности и действия
часового.

2

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.3.
Строевая
подготовка

Тема 2.4.
Огневая
подготовка

Тема 2.5.
Медикосанитарная
подготовка

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
2
3
уметь:
- использовать значение статей воинских
уставов в армейской службе.
Студент должен:
знать:
- строй и управление ими, положения
строевого Устава ВС РФ;
уметь:
- выполнять строевые приемы с
оружием и без оружия, в строю и вне
строя.
Студент должен:
знать:
- назначение и материальную часть
автомата Калашникова, правила ведения
стрельбы;
уметь:
- разобрать и собрать автомат
Калашникова, подготовить к стрельбе и
вести огонь из автомата.
Студент должен:
знать:
- общие сведения об оказании первой
помощи при различных видах ран, травм,
ушибов, переломов;
уметь:
уметь:
- оказать само- и взаимопомощь в
различных экстремальных и
чрезвычайных ситуациях.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

Строй и управление ими.
Практическое занятие
Строевая стойка и повороты на месте и в движении.
Движение строевым и походным шагом.
Построение и перестроение в строю.
Выполнение воинского приветствия в строю и на
месте.

2

Материальная часть автомата Калашникова.
Практическое занятие
Неполная разборка и сборка АКМ.
Подготовка автомата к стрельбе, принятие
положения для стрельбы, прицеливание.

2

Общие сведения о ранах, способах остановки
кровотечения и обработки ран.
Первая помощь при ушибах, переломах, вывихах,
растяжениях.
Первая помощь при ожогах и поражении
электрическим током, утоплении.
Первая помощь при перегревании и охлаждении.
Первая помощь при отравлениях и клинической
смерти.
Практическое занятие
Наложении кровоостанавливающего жгута
(закрутки), пальцевое прижатие артерий.

6

4

10

8

Наименование
разделов и тем

1

Всего:

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если предусмотрены)
2
3
Наложение повязок на голову, туловище,
конечности.
Отработка на тренажере искусственного дыхания и
непрямого массажа сердца.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

68

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности», обеспечивает организацию и проведение текущего и
итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль
проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители
общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия)
индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема)
Результаты
Основные показатели результатов
программы учебной
(освоенные общие
подготовки
дисциплины
и
«Безопасность
профессиональные
жизнедеятельности
компетенции)
1
2
3
Раздел 1. Гражданская
оборона
Тема 1.1. Единая
ОК 9
Уметь правильно ориентироваться в
государственная
различных чрезвычайных и
система
экстремальных ситуациях
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
Тема 1.2. Организация
ОК 8
Уметь правильно определять и
гражданской обороны
решать задачи, поставленные перед
человеком и обществом
чрезвычайными ситуациями
Тема 1.3. Защита
ОК 3
Уметь решать проблемы, оценивать
населения и территорий
риски, принимать решения в
при стихийных
нестандартных ситуациях
бедствиях
Тема1.4. Защита
ОК 5
Уметь правильно использовать
населения и территорий
информационно-коммуникационные
при авариях
технологии в профессиональной
(катастрофах) на
деятельности
транспорте
Тема 1.5. Защита
ОК 5
Правильно использовать
населения и территорий
информационно-коммуникационные
при авариях
технологии в профессиональной
(катастрофах) на
деятельности
производственных
объектах
Тема 1.6. Обеспечение
ОК 7
Уметь правильно анализировать и
безопасности при
оценивать информации в различных

Формы и
методы
контроля

4

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

неблагоприятной
экологической
обстановке
Тема 1.7. Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной
социальной обстановке
Раздел 2. Основы
военной службы
Тема 2.1. Вооруженные
Силы России на
современном этапе

чрезвычайных ситуациях
ОК 3

Решать проблемы, оценивать риск,
принимать правильные решения в
чрезвычайных и экстремальных
ситуациях

2,3,4,5

ОК 8

Понимать сущность и социальную
значимость Вооруженных Сил в
системе обороноспособности
государства
Исполнять воинскую обязанность в
том числе с применением знаний,
полученных в учебном заведении
Исполнять воинскую обязанность,
уметь работать в коллективе,
общаться с коллегами, руководством
Уметь принимать правильные
решения в нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность
Брать на себя ответственность в
различных чрезвычайных и
экстремальных ситуациях

2,3,4,5

Тема 2.2. Уставы
Вооруженных Сил
Российской Федерации
Тема 2.3. Строевая
подготовка

ОК 10

Тема 2.4. Огневая
подготовка

ОК 8

Тема 2.5. Медикосанитарная подготовка

ОК 7

ОК 10

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового
контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
Удовлетворительно
2
Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения
профессионального модуля.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».