ЕН.02 РП_Эколог. основы приропользования

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский
аграрный техникум»
_____В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии математических и общих
естественнонаучных дисциплин
Председатель__________Ю.В. Садовникова
Протокол №____от «____»_______20____г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_____________________ Т.В. Шитова
Протокол №_____от ____»______20____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
Разработчик: Бесков А.Н. преподаватель общеобразовательных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального учреждения Республики
Мордовия « Краснослободский аграрный техникум»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от
05.02.2018 г. № 69 ) и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 г № 1061 н,
регистрационный № 309, приказом Министерства образования и науки РФ от
28.07.2004 г. № 832 для специальности среднего профессионального образования
базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
«Экономика и бухгалтерский учет».
Программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке
студентов по смежным специальностям.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
данная дисциплина принадлежит
естественнонаучному циклу.

к

математическому

и

общему

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
- оценивать качество окружающей среды;
- использовать экозащитную технику и технологии;
- определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения и понятия природопользования;
- современное состояние окружающей среды России и мира;
- экологические принципы рационального использования природных ресурсов
и охраны природы;
- способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;
- основные направления рационального природопользования;
- основные положения и сущность экономического механизма охраны
окружающей среды;
- правовые вопросы экологической безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Итоговая аттестация :Д/З

Объем часов
36
36
16
20

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование
разделов и тем
1
РАЗДЕЛ 1.
Экология.
Тема 1.1.
Введение.

Тема 1.2.
Экология
–
теоретическая
основа
охраны
природы.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Экология как наука, её содержание, задачи.
Основной объект экологии – экосистема. Структура экологии.
Комплекс экологических наук. Связь экологии с другими науками.
Методы экологических исследований, экологическое
прогнозирование и моделирование природных процессов.
2 Современное состояние окружающей среды России.
Причины сложного экологического положения в России.
Глобальные проблемы экологии. Современная экологическая
обстановка в Мордовии, Краснослободском районе.
Содержание учебного материала
1 Природа как объект воздействия и среда обитания человека.
2 Понятие среды.
3 Условия существования организмов. Факторы среды, их
классификация и воздействия на организм. Жизненные формы.
4 Адаптации организмов. Адаптивные способности растений и
5 животных в различных местообитаниях.
6 Географическая зональность и изменчивость организмов.
Антропогенные факторы. Влияние производственной
деятельности человека на среду обитания. Глобальные и
локальное воздействие. Природные ресурсы, их классификация,
проблемы исчерпаемости, рациональные системы использования

Объем
часов
3
22

Уровень
освоения
4

ознакомительный
2

ознакомительный
2

2

природных ресурсов – эколого-экономические механизмы
рационального природопользования.
Практическое занятие №1. Сравнение морфологических и
анатомических особенностей растений из разных мест обитания.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Экосистема,
её 1 Определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», их
состав,
общая
взаимосвязь. Состав экосистемы. Трофические группы организмов
характеристика.
2 в экосистемах. Пищевые цепи и пищевые связи.
Структура экосистемы. Естественные и антропогенные системы.
Бюджет солнечной энергии в экосистеме.
Практическое занятие №2. Составление схем пищевых связей на
примере местных видов.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Биологическая
1 Биологическая продуктивность – важнейшая характеристика
продуктивность.
2 экосистемы, единицы её измерения. Первичная и вторичная
продукция экосистемы. Валовая и чистая первичная продукция.
Переход энергии с одного трофического уровня на другой.
Основные классы экосистем по продуктивности. Продуктивность
основных экосистем России. Запас биомассы. Соотношение запаса
биомассы и биологической продуктивности. Экологические
пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую
продуктивность экосистем (лимитирующие факторы).
Роль человека в уменьшении их влияния. П.Р.№3
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Биосфера.
1 Биосфера, её структура, состав, возникновение.
Функции живого в биосфере.
2 Учение В.И.Вернадского о биосфере как дальнейшее развитие
идей отечественных и зарубежных учёных об эволюции
природных комплексов на планете.
Зональное и вертикальное распределение биоценозов в биосфере.

2
ознакомительный
2

2
ознакомительный
2

2
ознакомительный

П.Р.№4 Основные биосферные циклы веществ. Антропогенное
воздействие на биосферу.
Ноосфера – сфера разума.
Практическое занятие №5. Влияние деятельности человека на
биосферу.
Тема 1.6.
Экологическое
равновесие.

Содержание учебного материала
1 Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в
экосистеме. Экологические сукцессии. Постоянство циклов
2 питательных элементов.
Типы взаимоотношений между организмами в экосистеме при
экологическом равновесии. Горизонтальные и вертикальные
взаимоотношения организмов. Смешанные взаимоотношения
организмов. Популяции. Их стабильность. Факторы, нарушающие
стабильность экосистемы. Экологическая ниша. Биологическое
разнообразие.

РАЗДЕЛ 2.
Рациональное
природопользование.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Естественные
1 Основные естественные экосистемы России. Возникновение
экосистемы России и
великих озёр Каспия, Байкала, Арала. Становление их
их
рациональное
разнообразной флоры и фауны. Заповедники Прикаспия,
использование.
2 Приаралья, Байкальский и Баргузинский, цели их создания:
охрана уникальных природных экосистем.
3 ПР. Р.№6 Агроценозы. Поддержание экологического равновесия.
Поддержание видового разнообразия агроценозов, сохранение
рудеральной флоры и фауны. Охрана лесов, их рациональное

2
2

ознакомительный
2

14

ознакомительный
2

4

использование.
Леса и растительный мир. Сохранение площадей под
растительностью. Уничтожение и деградация растительности.
Защита лесов от вредителей. Радиоактивное загрязнение и
пожары.
Тема 2.2.
Экосистемы
сельского хозяйства.

Тема 2.3.
Городские
промышленные
экосистемы.

Содержание учебного материала
1 Общее представление об агроэкосистеме. Структура, основные
трофические блоки. Почва – главный ресурс агроэкосистемы.
2 Пр.р.№7Основные приёмы сохранения плодородия почв.
Экология животноводства.

Содержание учебного материала
и 1 Городские и промышленные экосистемы. Источники и виды
загрязнений. Отходы: промышленные, бытовые, радиоактивные
(токсичные).
Пр.р.№8 Влияние на атмосферу энергии. Экологические виды
2 топлива. Загрязнение водоёмов. Способы очистки воды.

Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Общие
вопросы 1 Два уровня охраны природы: популяционно-видовой,
охраны природы.
экосистемный. Создание Красных книг, создание генных банков.
П.Р.№9Особо охраняемые природные территории.

продуктивный
2

продуктивный

2

продуктивный
4

Итоговая аттестация: Д/З
Всего:

36

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- доска учебная;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место для преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал,
гербарии растений, учебные плакаты, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1.
В.М.Константинов,
Ю.Б.Челидзе.
Экологические
основы
природопользования. – М.: Академия, 208
2. Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Гранд, 2018
3. В.И.Жидкин. Охрана природы с основами экологии. – Саранск: Мордовское
книжное издательство, 2019
4. Основы экологии. Под редакцией В.И.Жидкина. - Саранск, Мордовское
книжное издательство, 2019.
Дополнительные источники:
1. Астошин, Благосклонов. Охрана природы. – М.: Колос, 2020
2. Красная книга Мордовии тома 1 и 2, Красная книга России.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
оценивать эффективность
природоохранных мероприятий;
оценивать качество окружающей
среды;
использовать экозащитную технику и
технологии;
определять формы ответственности
за загрязнение окружающей среды.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
основные определения и понятия
природопользования;
современное состояние
окружающей среды России и мира;
экологические принципы
рационального
использования
природных ресурсов и охрана
природы;
способы охраны биосферы от
загрязнения антропогенными
выбросами;
основные направления рационального
природопользования;
основные положения и сущность
экономического механизма охраны
окружающей среды;
правовые вопросы экологической
безопасности.

Формы и методы контроля и
оценки результатов
обучения
устный опрос, тестирование
устный опрос, тестирование
подготовка сообщений
практическая работа

тестирование
написание рефератов
написание рефератов

подготовка сообщений
письменный опрос
тестирование
устный опрос


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».