Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» _____В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель__________Ю.В. Садовникова Протокол №____от «____»_______20____г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _____________________ Т.В. Шитова Протокол №_____от ____»______20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Разработчик: Бесков А.Н. преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального учреждения Республики Мордовия « Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 05.02.2018 г. № 69 ) и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 г № 1061 н, регистрационный № 309, приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2004 г. № 832 для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Экономика и бухгалтерский учет». Программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке студентов по смежным специальностям. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина принадлежит естественнонаучному циклу. к математическому и общему 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - оценивать эффективность природоохранных мероприятий; - оценивать качество окружающей среды; - использовать экозащитную технику и технологии; - определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные определения и понятия природопользования; - современное состояние окружающей среды России и мира; - экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; - способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами; - основные направления рационального природопользования; - основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды; - правовые вопросы экологической безопасности. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Итоговая аттестация :Д/З Объем часов 36 36 16 20 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Наименование разделов и тем 1 РАЗДЕЛ 1. Экология. Тема 1.1. Введение. Тема 1.2. Экология – теоретическая основа охраны природы. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Экология как наука, её содержание, задачи. Основной объект экологии – экосистема. Структура экологии. Комплекс экологических наук. Связь экологии с другими науками. Методы экологических исследований, экологическое прогнозирование и моделирование природных процессов. 2 Современное состояние окружающей среды России. Причины сложного экологического положения в России. Глобальные проблемы экологии. Современная экологическая обстановка в Мордовии, Краснослободском районе. Содержание учебного материала 1 Природа как объект воздействия и среда обитания человека. 2 Понятие среды. 3 Условия существования организмов. Факторы среды, их классификация и воздействия на организм. Жизненные формы. 4 Адаптации организмов. Адаптивные способности растений и 5 животных в различных местообитаниях. 6 Географическая зональность и изменчивость организмов. Антропогенные факторы. Влияние производственной деятельности человека на среду обитания. Глобальные и локальное воздействие. Природные ресурсы, их классификация, проблемы исчерпаемости, рациональные системы использования Объем часов 3 22 Уровень освоения 4 ознакомительный 2 ознакомительный 2 2 природных ресурсов – эколого-экономические механизмы рационального природопользования. Практическое занятие №1. Сравнение морфологических и анатомических особенностей растений из разных мест обитания. Тема 1.3. Содержание учебного материала Экосистема, её 1 Определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», их состав, общая взаимосвязь. Состав экосистемы. Трофические группы организмов характеристика. 2 в экосистемах. Пищевые цепи и пищевые связи. Структура экосистемы. Естественные и антропогенные системы. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Практическое занятие №2. Составление схем пищевых связей на примере местных видов. Тема 1.4. Содержание учебного материала Биологическая 1 Биологическая продуктивность – важнейшая характеристика продуктивность. 2 экосистемы, единицы её измерения. Первичная и вторичная продукция экосистемы. Валовая и чистая первичная продукция. Переход энергии с одного трофического уровня на другой. Основные классы экосистем по продуктивности. Продуктивность основных экосистем России. Запас биомассы. Соотношение запаса биомассы и биологической продуктивности. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем (лимитирующие факторы). Роль человека в уменьшении их влияния. П.Р.№3 Тема 1.5. Содержание учебного материала Биосфера. 1 Биосфера, её структура, состав, возникновение. Функции живого в биосфере. 2 Учение В.И.Вернадского о биосфере как дальнейшее развитие идей отечественных и зарубежных учёных об эволюции природных комплексов на планете. Зональное и вертикальное распределение биоценозов в биосфере. 2 ознакомительный 2 2 ознакомительный 2 2 ознакомительный П.Р.№4 Основные биосферные циклы веществ. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера – сфера разума. Практическое занятие №5. Влияние деятельности человека на биосферу. Тема 1.6. Экологическое равновесие. Содержание учебного материала 1 Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в экосистеме. Экологические сукцессии. Постоянство циклов 2 питательных элементов. Типы взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения организмов. Смешанные взаимоотношения организмов. Популяции. Их стабильность. Факторы, нарушающие стабильность экосистемы. Экологическая ниша. Биологическое разнообразие. РАЗДЕЛ 2. Рациональное природопользование. Тема 2.1. Содержание учебного материала Естественные 1 Основные естественные экосистемы России. Возникновение экосистемы России и великих озёр Каспия, Байкала, Арала. Становление их их рациональное разнообразной флоры и фауны. Заповедники Прикаспия, использование. 2 Приаралья, Байкальский и Баргузинский, цели их создания: охрана уникальных природных экосистем. 3 ПР. Р.№6 Агроценозы. Поддержание экологического равновесия. Поддержание видового разнообразия агроценозов, сохранение рудеральной флоры и фауны. Охрана лесов, их рациональное 2 2 ознакомительный 2 14 ознакомительный 2 4 использование. Леса и растительный мир. Сохранение площадей под растительностью. Уничтожение и деградация растительности. Защита лесов от вредителей. Радиоактивное загрязнение и пожары. Тема 2.2. Экосистемы сельского хозяйства. Тема 2.3. Городские промышленные экосистемы. Содержание учебного материала 1 Общее представление об агроэкосистеме. Структура, основные трофические блоки. Почва – главный ресурс агроэкосистемы. 2 Пр.р.№7Основные приёмы сохранения плодородия почв. Экология животноводства. Содержание учебного материала и 1 Городские и промышленные экосистемы. Источники и виды загрязнений. Отходы: промышленные, бытовые, радиоактивные (токсичные). Пр.р.№8 Влияние на атмосферу энергии. Экологические виды 2 топлива. Загрязнение водоёмов. Способы очистки воды. Тема 2.4. Содержание учебного материала Общие вопросы 1 Два уровня охраны природы: популяционно-видовой, охраны природы. экосистемный. Создание Красных книг, создание генных банков. П.Р.№9Особо охраняемые природные территории. продуктивный 2 продуктивный 2 продуктивный 4 Итоговая аттестация: Д/З Всего: 36 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования. Оборудование учебного кабинета: - доска учебная; - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место для преподавателя; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал, гербарии растений, учебные плакаты, схемы. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Основные источники: 1. В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 208 2. Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Гранд, 2018 3. В.И.Жидкин. Охрана природы с основами экологии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2019 4. Основы экологии. Под редакцией В.И.Жидкина. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 2019. Дополнительные источники: 1. Астошин, Благосклонов. Охрана природы. – М.: Колос, 2020 2. Красная книга Мордовии тома 1 и 2, Красная книга России. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оценивать эффективность природоохранных мероприятий; оценивать качество окружающей среды; использовать экозащитную технику и технологии; определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные определения и понятия природопользования; современное состояние окружающей среды России и мира; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охрана природы; способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами; основные направления рационального природопользования; основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды; правовые вопросы экологической безопасности. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения устный опрос, тестирование устный опрос, тестирование подготовка сообщений практическая работа тестирование написание рефератов написание рефератов подготовка сообщений письменный опрос тестирование устный опрос