Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Утверждаю
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский
аграрный техникум»
_____В.М. Владимиров
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии математических и общих
естественнонаучных дисциплин
Председатель__________Ю.В. Садовникова
Протокол №____от «____»_______20____г.
Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_____________________ Т.В. Шитова
Протокол №_____от ____»______20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»
Разработчик: Бесков А.Н. преподаватель общеобразовательных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального учреждения Республики
Мордовия « Краснослободский аграрный техникум»
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от
05.02.2018 г. № 69 ) и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 г № 1061 н,
регистрационный № 309, приказом Министерства образования и науки РФ от
28.07.2004 г. № 832 для специальности среднего профессионального образования
базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
«Экономика и бухгалтерский учет».
Программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке
студентов по смежным специальностям.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
данная дисциплина принадлежит
естественнонаучному циклу.
к
математическому
и
общему
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
- оценивать качество окружающей среды;
- использовать экозащитную технику и технологии;
- определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения и понятия природопользования;
- современное состояние окружающей среды России и мира;
- экологические принципы рационального использования природных ресурсов
и охраны природы;
- способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;
- основные направления рационального природопользования;
- основные положения и сущность экономического механизма охраны
окружающей среды;
- правовые вопросы экологической безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
Итоговая аттестация :Д/З
Объем часов
36
36
16
20
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование
разделов и тем
1
РАЗДЕЛ 1.
Экология.
Тема 1.1.
Введение.
Тема 1.2.
Экология
–
теоретическая
основа
охраны
природы.
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
1 Экология как наука, её содержание, задачи.
Основной объект экологии – экосистема. Структура экологии.
Комплекс экологических наук. Связь экологии с другими науками.
Методы экологических исследований, экологическое
прогнозирование и моделирование природных процессов.
2 Современное состояние окружающей среды России.
Причины сложного экологического положения в России.
Глобальные проблемы экологии. Современная экологическая
обстановка в Мордовии, Краснослободском районе.
Содержание учебного материала
1 Природа как объект воздействия и среда обитания человека.
2 Понятие среды.
3 Условия существования организмов. Факторы среды, их
классификация и воздействия на организм. Жизненные формы.
4 Адаптации организмов. Адаптивные способности растений и
5 животных в различных местообитаниях.
6 Географическая зональность и изменчивость организмов.
Антропогенные факторы. Влияние производственной
деятельности человека на среду обитания. Глобальные и
локальное воздействие. Природные ресурсы, их классификация,
проблемы исчерпаемости, рациональные системы использования
Объем
часов
3
22
Уровень
освоения
4
ознакомительный
2
ознакомительный
2
2
природных ресурсов – эколого-экономические механизмы
рационального природопользования.
Практическое занятие №1. Сравнение морфологических и
анатомических особенностей растений из разных мест обитания.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Экосистема,
её 1 Определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», их
состав,
общая
взаимосвязь. Состав экосистемы. Трофические группы организмов
характеристика.
2 в экосистемах. Пищевые цепи и пищевые связи.
Структура экосистемы. Естественные и антропогенные системы.
Бюджет солнечной энергии в экосистеме.
Практическое занятие №2. Составление схем пищевых связей на
примере местных видов.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Биологическая
1 Биологическая продуктивность – важнейшая характеристика
продуктивность.
2 экосистемы, единицы её измерения. Первичная и вторичная
продукция экосистемы. Валовая и чистая первичная продукция.
Переход энергии с одного трофического уровня на другой.
Основные классы экосистем по продуктивности. Продуктивность
основных экосистем России. Запас биомассы. Соотношение запаса
биомассы и биологической продуктивности. Экологические
пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую
продуктивность экосистем (лимитирующие факторы).
Роль человека в уменьшении их влияния. П.Р.№3
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Биосфера.
1 Биосфера, её структура, состав, возникновение.
Функции живого в биосфере.
2 Учение В.И.Вернадского о биосфере как дальнейшее развитие
идей отечественных и зарубежных учёных об эволюции
природных комплексов на планете.
Зональное и вертикальное распределение биоценозов в биосфере.
2
ознакомительный
2
2
ознакомительный
2
2
ознакомительный
П.Р.№4 Основные биосферные циклы веществ. Антропогенное
воздействие на биосферу.
Ноосфера – сфера разума.
Практическое занятие №5. Влияние деятельности человека на
биосферу.
Тема 1.6.
Экологическое
равновесие.
Содержание учебного материала
1 Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в
экосистеме. Экологические сукцессии. Постоянство циклов
2 питательных элементов.
Типы взаимоотношений между организмами в экосистеме при
экологическом равновесии. Горизонтальные и вертикальные
взаимоотношения организмов. Смешанные взаимоотношения
организмов. Популяции. Их стабильность. Факторы, нарушающие
стабильность экосистемы. Экологическая ниша. Биологическое
разнообразие.
РАЗДЕЛ 2.
Рациональное
природопользование.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Естественные
1 Основные естественные экосистемы России. Возникновение
экосистемы России и
великих озёр Каспия, Байкала, Арала. Становление их
их
рациональное
разнообразной флоры и фауны. Заповедники Прикаспия,
использование.
2 Приаралья, Байкальский и Баргузинский, цели их создания:
охрана уникальных природных экосистем.
3 ПР. Р.№6 Агроценозы. Поддержание экологического равновесия.
Поддержание видового разнообразия агроценозов, сохранение
рудеральной флоры и фауны. Охрана лесов, их рациональное
2
2
ознакомительный
2
14
ознакомительный
2
4
использование.
Леса и растительный мир. Сохранение площадей под
растительностью. Уничтожение и деградация растительности.
Защита лесов от вредителей. Радиоактивное загрязнение и
пожары.
Тема 2.2.
Экосистемы
сельского хозяйства.
Тема 2.3.
Городские
промышленные
экосистемы.
Содержание учебного материала
1 Общее представление об агроэкосистеме. Структура, основные
трофические блоки. Почва – главный ресурс агроэкосистемы.
2 Пр.р.№7Основные приёмы сохранения плодородия почв.
Экология животноводства.
Содержание учебного материала
и 1 Городские и промышленные экосистемы. Источники и виды
загрязнений. Отходы: промышленные, бытовые, радиоактивные
(токсичные).
Пр.р.№8 Влияние на атмосферу энергии. Экологические виды
2 топлива. Загрязнение водоёмов. Способы очистки воды.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Общие
вопросы 1 Два уровня охраны природы: популяционно-видовой,
охраны природы.
экосистемный. Создание Красных книг, создание генных банков.
П.Р.№9Особо охраняемые природные территории.
продуктивный
2
продуктивный
2
продуктивный
4
Итоговая аттестация: Д/З
Всего:
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- доска учебная;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место для преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал,
гербарии растений, учебные плакаты, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1.
В.М.Константинов,
Ю.Б.Челидзе.
Экологические
основы
природопользования. – М.: Академия, 208
2. Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Гранд, 2018
3. В.И.Жидкин. Охрана природы с основами экологии. – Саранск: Мордовское
книжное издательство, 2019
4. Основы экологии. Под редакцией В.И.Жидкина. - Саранск, Мордовское
книжное издательство, 2019.
Дополнительные источники:
1. Астошин, Благосклонов. Охрана природы. – М.: Колос, 2020
2. Красная книга Мордовии тома 1 и 2, Красная книга России.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,
проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
оценивать эффективность
природоохранных мероприятий;
оценивать качество окружающей
среды;
использовать экозащитную технику и
технологии;
определять формы ответственности
за загрязнение окружающей среды.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
основные определения и понятия
природопользования;
современное состояние
окружающей среды России и мира;
экологические принципы
рационального
использования
природных ресурсов и охрана
природы;
способы охраны биосферы от
загрязнения антропогенными
выбросами;
основные направления рационального
природопользования;
основные положения и сущность
экономического механизма охраны
окружающей среды;
правовые вопросы экологической
безопасности.
Формы и методы контроля и
оценки результатов
обучения
устный опрос, тестирование
устный опрос, тестирование
подготовка сообщений
практическая работа
тестирование
написание рефератов
написание рефератов
подготовка сообщений
письменный опрос
тестирование
устный опрос