ОГСЭ.05 РП_Психология общения

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
____________________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Психология общения»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной
комиссии общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Председатель__________Мартынова В.А.

Рекомендована методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
________________Шитова Т.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Психология общения

Разработчик: Тараскина Н.А., преподаватель Государственного бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Республики
Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и
науки России от 5 февраля 2018 г. № 69 (ред. От 17 декабря 2020 г.) для
специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по
отраслям)»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01 – ОК
07, ОК 09,
ОК 10

Умения
применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности;
использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного общения;

Знания
взаимосвязь общения и
деятельности;
цели, функции, виды и уровни
общения;
роли и ролевые ожидания в
общении; виды социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения; этические
принципы общения;
источники, причины, виды и
способы разрешения
конфликтов;
приемы саморегуляции в
процессе общения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

32

Объем образовательной программы

32

в том числе:
теоретическое обучение

26

практические занятия

6

Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке
Тема № 1.1.
Введение
Тема № 1.2.
Представления о
личности и ее
свойствах

Объем часов

3

Содержание учебного материала
Предмет курса, основные понятия и определения.
Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.
Содержание учебного материала
Представления о личности и ее свойствах.
Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства.
Практическое занятие

Диагностика типов личности. Определение типов темперамента. Самоанализ
результатов тестирования.
Тема
№
1.3. Содержание учебного материала
Общение - основа Общение - основа человеческого бытия.
человеческого
Понятие об общении в психологии. Общение в системе олбщественных
бытия.
отношений. Общение в системе межличностных отношений.
Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения
Тема № 2.1.
Содержание учебного материала
Структура общения
Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия.
Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны
общения

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
2

2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

Тема № 2.3.
Виды общения

Содержание учебного материала
Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение.

Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении
Тема № 3.1.
Содержание учебного материала
Роли и ролевые
Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С.
ожидания в общении Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя.
Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении
Тема № 4.1.
Содержание учебного материала
Механизмы
Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия.
взаимопонимания в
Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль
общении
в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса
общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».
Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения
Тема № 5.1. Типы
Содержание учебного материала
собеседников
Типы собеседников. Правила ведения беседы. Задавание вопросов.Техники для
выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Правила слушания.
Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и
противодействия. Толерантность как средство повышения эффективности
общения.
Тема № 5.2. Техники Содержание учебного материала
активного слушания Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные
методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы
личностного роста, группы сенситивности. Толерантность как средство
повышения эффективности общения. Виды психологических защит.
Практическое занятие
Практическое занятие. Разработка правил эффективного общения. Разработка и
проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и
активного слушания.
Раздел 6. Этические принципы общения
Тема № 6.1. Этика
Содержание учебного материала
общения

2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
2

2

2

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

Этика и мораль. Этика общения и культура общения. Этикет. Культура
поведения. Характеристика способов овладения культурой общения.
Особенности национальных стилей этики общения.
Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Тема № 7.1.
Содержание учебного материала
Конфликты:
1. Понятие «конфликта». Основные признаки конфликта. Причины конфликтов
причины, динамика, в общении. Виды конфликтов: внутриличностные и межличностные, конфликт
способы
«личность-группа» и межгрупповые, социально-бытовые, семейно-бытовые,
разрешения
экономические и идеологические, конструктивные
и деструктивные,
реалистичные и нереалистичные, ролевые, мотивационные
2. Структура конфликта. Предмет конфликта, стороны конфликта, образ
конфликтной ситуации, субъективные мотивы его участников, позиции
конфликтующих сторон. Исходы конфликтных ситуаций и конфликтов. Стадии
протекания конфликта. Правила поведения в конфликтах
Тема № 7.2.
Практическое занятие
Стратегии поведения Практическое занятие. Определение уровня конфликтности личности. Способы
в конфликтных
реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов
ситуациях
урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
2

2

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

32

ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной
предусмотрены следующие специальные помещения:

дисциплины

должны

быть

Кабинет социально-экономических дисциплин,
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся,
плакаты по темам занятий; техническими средствами обучения: мультимедийный
комплекс (проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания
1.Михалкин, Н. В. Социальная психология : учебное пособие / Н. В. Михалкин. –
Москва: Российская академия
правосудия, 2018. - 256 с. – Режим
доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140629.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2016-2018. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения:
09.08.2018). – Доступ по логину и паролю.
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн
[Электронный ресурс]. – Москва, 2016-2018. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата
обращения: 08.08.2018). – Доступ по логину и паролю.
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 09.08.2018). – Доступ
по логину и паролю.
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2016-2018. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php; (дата обращения: 14.08.2018). –
Доступ с территории ИВМ.
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. –
Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 396 с. : ил. - (Для средних
специальных учебных заведений). – Режим
доступа: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Взаимосвязь общения и
деятельности.
Цели, функции, виды и уровни
общения.
Роли и ролевые ожидания в
общении.
Виды социальных
взаимодействий.
Механизмы взаимопонимания в
общении.
Техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения.
Этические принципы общения.
Источники, причины, виды и
способы разрешения
конфликтов.
Приемы саморегуляции в
процессе общения.

Умения:
Применять техники и приемы
эффективного общения в
профессиональной деятельности.
Использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного
общения.

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:
-взаимосвязь общения и
деятельности;
цели, функции, виды и
уровни общения;
-роли и ролевые ожидания
в общении;
-виды социальных
взаимодействий;
-механизмы
взаимопонимания в
общении;
-техники и приемы
общения, правила
слушания, ведения
беседы, убеждения;
-этические принципы
общения;
-источники, причины,
виды и способы
разрешения конфликтов;
-приемы саморегуляции в
процессе общения.

Устный опрос.
Письменный опрос.
Тестирование.
Дифференцированный
зачет.

Уметь:
-применять техники и
приемы эффективного
общения в
профессиональной
деятельности;
-использовать приемы
саморегуляции поведения
в процессе
межличностного общения.

Устный опрос.
Письменный опрос.
Тестирование,
Дифференцированный
зачет.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».