ОУД. 12 РП_Право

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
___________________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Право»

Рассмотрена и ободрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель_________В.А.Мартынова
Протокол №___от «_____»_____20__г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной рабо
те
________________Т.В.Шитова
Протокол №____ от «___»_______20_г.

Рабочая программа учебной дисциплины
«Право»
Разработчик: Шитова Т.В. преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от
05.02.2018 г. № 69 ) и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного
приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 г № 1061 н,
регистрационный № 309, приказом Министерства образования и науки РФ от
28.07.2004 г. № 832 для специальности среднего профессионального образования
базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины ОДП.04 «Право».

4

2. Результаты усвоения программы.

5

3. Структура и содержание программы учебной дисциплины ОДП.04
«Право».
4. Условия реализации программы учебной дисциплины ОДП.04
«Право».
5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной
дисциплины ОДП.04 «Право».

6
7-28
29-36

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
учебной дисциплины ОУД. 12 «Право»
Область применения.
Программа учебной дисциплины ОДП.04 «Право» составлена с учётом ГОС СПО 3го поколения и предназначена для реализации государственных требований к минимуму
содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Экономика и
бухгалтерский учёт (по отраслям)» цикла ОП.00.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
− о роли права в жизни современного общества;
− о юридической силе различных источников права и механизме их действия;
− об основных отраслях российского права;
− о содержании основных прав и свобод человека;
− об органах, осуществляющих государственную власть в РФ;

1.1.

знать:
− основные положения конституции Российской Федерации;
− права и свободы человека и гражданина в РФ;
− механизмы защиты прав и свобод человека в РФ;
уметь:
− применять полученные знания при работе с конкретными нормативно-правовыми
актами;
− анализировать различные жизненные ситуации с точки зрения их соответствия нормам
права, распознавать случаи нарушения правовых норм и наступления юридической
ответственности.
Цели и задачи программы, требования к результатам усвоения:
Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Право»:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 85 час.;
− итоговая аттестация – дифференцированный зачёт

1.2.
1.3.

2.Результаты усвоения программы «Право»
Результатом усвоения программы учебной дисциплины ОДП.04 «Право» являются
общие (ОК) компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Право»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в форме д/зачёта

Количество
часов
85

3.2. Тематический план учебной дисциплины «Право»

Коды общих
компетенций

1
ОК.1.

ОК.2.
ОК.4.

ОК.3.
ОК.9.
ОК.6.

ОК.7.

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
лабора
торные в т.ч.,
занякурсоВсего,
Всего,
тия и
вая
часов
часов
практи работа
ческие (проект)
часов
занятия,
часов

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Право»

Всего
часов

2

3

4

1.Юриспруденция как важная общественная наука. Роль
права в жизни человека и общества
2 Правовое регулирование общественных отношений.
Теоретические основы права как системы
Тема 2.1 Правовые нормы и система права
Тема 2.2 Источники права
3.Правоотношения, правовая культура и правовое
поведение личности
Тема 3.1.Правоотношения
Тема 3.2. Правомерное поведение
Тема 3.3. Правонарушение
4.Государство и право. Основы конституционного права
Российской Федерации
Тема 4.1.Государство

2

2

2
2

2
2

2
2
2

2
2
2

2

2

5

6

7

Коды общих
компетенций

1
ОК.7.
ОК.8.
ОК.4
ОК.2.
ОК.4.
ОК.4.
ОК.9.
ОК.3.
ОК.3.
ОК.5.
ОК.5.
.
ОК.1.

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
лабора
торные в т.ч.,
занякурсоВсего,
Всего,
тия и
вая
часов
часов
практи работа
ческие (проект)
часов
занятия,
часов

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Право»

Всего
часов

2

3

4

Тема 4.2. Конституция РФ- основной закон
Тема 4.3.Органы государственное власти
Тема 4.4. Избирательное право
5.Правосудие и правоохранительные органы
Тема 5.1.Правосудие в РФ
Тема 5.2 Правоохранительные органы .
Тема 5.3 Защита прав в правоохранительных органах
6.Гражданское право
Тема 6.1.Понятие и сущность гражданского права
Тема 6.2.Физическое лицо как субъект права
Тема 6.3. Юридическое лицо как субъект права
Тема 6.4.Обязательственное право
Тема 6.5.Защита гражданских прав
7.Защита прав потребителей
Тема 7.1. Защита прав потребителей

2
2
2

2
2
2

2
2
2

2
2
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

2

2

5

6

7

Коды общих
компетенций

1
ОК.10.
ОК.7.

ОК.5.
ОК.5.
ОК.2.
ОК.2.
ОК.1.
ОК.4.
ОК.2.
ОК.4

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
лабора
торные в т.ч.,
занякурсоВсего,
Всего,
тия и
вая
часов
часов
практи работа
ческие (проект)
часов
занятия,
часов

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Право»

Всего
часов

2

3

4

Тема 7.2. Защита прав потребителей

2

2

2

2

2
2
2

2
2
2

2
2

2
2

2
2
2

2
2
2

8. Правовое регулирование образовательной деятельности
Тема 8.1. Правовое регулирование образовательной
деятельности
9.Семейное право и наследственное право
Тема 9.1 Брак и семья
Тема 9.2.Права и обязанности супругов
Тема 9.3.Родители и дети: правовые основы
взаимоотношений
Тема 9.4. Наследование
Тема 9.5.Порядок защиты наследственных прав
10.Трудовое право
Тема 10.1. Понятие и признаки трудового права
Тема 10.2.Трудовой договор
Тема 10.3. Дисциплина труда

5

6

7

Коды общих
компетенций

1
ОК.3.
ОК.5.
ОК.9.
ОК.6.
ОК.6.
ОК.8.
ОК.1.

ОК.2.
ОК.2.
ОК.7.
ОК.5.
ОК.5.
ОК.2.

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
лабора
торные в т.ч.,
занякурсоВсего,
Всего,
тия и
вая
часов
часов
практи работа
ческие (проект)
часов
занятия,
часов

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Право»

Всего
часов

2

3

4

Тема 10.4 Рабочее время
Тема 10.5. Время отдыха
11.Административное право и административный процесс
Тема 11.1Понятие административного права
Тема 11.2 Административное правонарушение
Тема 11.3Административная ответственность
Тема 11.4 Порядок привлечения к административной
ответственности
12.Уголовное право и уголовный процесс
Тема 12.1. Понятие уголовного права
Тема 12.2.Преступление
Тема 12.3. Уголовная ответственность
Тема 12.4. . Уголовная ответственность несовершеннолетних
Тема 12.5. Уголовный процесс
Тема 12.6. Уголовное судопроизводство

2

2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2

2
2
2
2
2
2

5

6

7

Коды общих
компетенций

1

ОК.1.

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Право»

Всего
часов

2

3

13. Международное право как основа взаимоотношений
государств мира
Тема 13.1 Международное право
2
Итоговое занятие Дифференцированный зачет
1
ИТОГО: 85

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
лабора
торные в т.ч.,
занякурсоВсего,
Всего,
тия и
вая
часов
часов
практи работа
ческие (проект)
часов
занятия,
часов
4

2
1
85

5

6

7

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине ОДП.04 «Право»
Наименование
разделов и тем

1
1.Юриспруденция
как важная
общественная наука.
Роль права в жизни
человека и общества

Тема 2.1 Правовые
нормы и система
права

Тема 2.2.Источники
права

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Предмет, цели и задачи учебной
знать:
дисциплины «Право». Межпредметные
- предмет, цели и задачи учебной
связи с дисциплинами: социология,
дисциплины «Право»;
обществознание, правовое обеспечение
уметь:
профессиональной деятельности и
- соотносить учебную дисциплину
другими. Значение учебной дисциплины в
«Право» с другими дисциплинами.
подготовке к профессиональной
деятельности специалистов по экономике
и бухгалтерскому учёту.
2. Правовое регулирование общественных отношений
Студент должен:
Социальное регулирование и его виды.
знать:
Понятие
нормативно-регулятивной
- понятие социальное регулирование;
системы общества. Виды социальных
- понятие нормативно-регулятивной
норм. Соотношение права и других
системы общества;
социальных регуляторов. Правовые и
- виды социальных норм;
моральные нормы. Понятие системы
уметь:
права.
Признаки
системы
права.
- различать правовые и моральные нормы. Соотношение системы права и системы
законодательства в РФ.
Студент должен:
Источники права. Правовой обычай.
знать:
Судебный прецедент. Нормативный
- источники права ;
правовой акт, Международный договор
уметь:
- систематизировать право в РФ.
3.Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1

2

1

2

1

Наименование
разделов и тем

1
Тема 3.1.
Правоотношения

Тема 3.2.
Правомерное
поведение

Тема 3.3.
Правонарушение

Тема 4.1.Государство

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Понятие правоотношения.
знать:
Юридические факты как основа
- понятие и суть отношений в праве;
правоотношений. Виды и структура
уметь:
правоотношений
-определять структуру правоотношений,
характеризовать его элементы.
Студент должен:
Правосознание и его структура.
знать:
Правовая психология . Правовая
- смысл правомерного поведения в
идеология. Правовая культура
обществе.
Правосознание. Деформация
уметь:
правосознания. Дефект правосознания.
- уважительно относится к правам и
Правовой идеализм. Правовой релятивизм.
обязанностям участников
Правовой субъективизм. Правовой
правоотношений
инфантилизм. Правовой нигилизм.

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1

2

1

Студент должен:
Понятие правонарушения, состав , виды
знать:
правонарушений
- понятие правонарушения, его состав и
Юридическая ответственность , ее виды
признаки
и основания
уметь:
- соблюдать нормы права.
4.Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации
Студент должен:
Понятие государства, его признаки.
знать:
Формы правления и формы
- Понятие государства, его признаки.
государственного устройства, функции
Формы правления и формы
государства
государственного устройства, функции
государства
уметь:

2

1

2

1

Наименование
разделов и тем

1
Тема 4.2.
Конституция РФ основной закон
Тема 4.3.Органы
государственное
власти

Тема 4.4.
Избирательное право

Тема 5.1.Правосудие
в РФ

Тема 5.2

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
- характеризовать сущность государства
Студент должен:
Конституция РФ - основной закон
знать:
страны. Структура Конституции .Основы
- основной закон страны
конституционного строя. Гражданство
уметь:
- характеризовать Конституцию РФ
Студент должен:
Система государственных органов РФ.
знать:
Принцип разделения властей. Президент
- систему государственных органов РФ;
РФ: полномочия, статус. Органы
- принцип разделения властей;
исполнительной власти РФ. Федеральное
уметь:
собрание РФ - законодательная власть.
- различать органы государственной
Судебная власть РФ. Подведомственность
власти РФ.
судов РФ.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1

Студент должен:
Понятие и источники избирательного
знать:
права. Принципы избирательного права.
- понятие, источники и принципы
Избирательная система: понятие и виды.
избирательного права;
Избирательный процесс в РФ. Виды
уметь:
избирательных систем.
- полностью реализовывать своё
избирательное право в РФ.
5.Правосудие и правоохранительные органы
Студент должен:
Судебная система РФ: структура,
знать:
звенья, инстанции. Принципы
- систему судебных органов РФ
осуществления правосудия в РФ..
уметь:
- определять законность действий
правоохранительных органов в РФ.
Студент должен:
Система правоохранительных органов.

2

1

2

1

2

1,2

Наименование
разделов и тем

1
Правоохранительные
органы .

Тема 2.3. Защита
прав в
правоохранительных
органах

Тема 6.1.Понятие и
сущность
гражданского права

Тема 6.2.Физическое
лицо как субъект
права

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
знать:
Виды правоохранительных органов.
- систему и виды правоохранительных
Содержание правоохранительной
органов;
деятельности Федеральной
- виды правоохранительных органов;
регистрационной службы. Адвокатура.
уметь:
Нотариат.
- определять законность действий
правоохранительных органов в РФ.
Студент должен:
Написание жалобы и искового
знать:
заявления
- компетенцию правоохранительных
органов
уметь:
- обращаться за защитой в
правоохранительные органы
6.Гражданское право
Студент должен:
Понятие гражданского права и
знать:
гражданских правоотношений. Структура
- понятие гражданского права;
гражданских правоотношений и их виды.
- понятие и виды гражданских
правоотношений.
уметь:
- вступать в гражданские правоотношения.
Студент должен:
знать:
- понятие и признаки физического лица;
уметь:
- различать физические и юридические
лица.

Понятие и признаки физического лица.
Правоспособность физических лиц.
Понятие гражданской правоспособности.
Понятие гражданской дееспособности.
Дееспособность несовершеннолетних.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1,2

2

1,2

Наименование
разделов и тем

1
Тема 6.3.
Юридическое лицо
как субъект права

Тема 6.4.
Обязательственное
право

Тема 6.5.Защита
гражданских прав

Тема 7.1. Защита
прав потребителей

7.2.Защита прав
потребителей

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Организационно-правовые
формы
знать:
юридических
лиц.
Коммерческие
- организационно-правовая форма;
организации.
Некоммерческие
- коммерческие организации;
организации.
- некоммерческие организации;
Решение правовых задач на тему
уметь:
«Юридические лица».
- различать организационно-правовые
формы юридических лиц.
Студент должен:
Понятие гражданско-правового
знать:
договора. Виды гражданско-правовых
- понятие гражданско-правового договора; договоров. Субъекты договорного права.
- виды гражданско-правовых договоров;
Исполнение, изменение и расторжение
уметь:
договорного обязательства.
- использовать гражданско-правовой
договор в своей профессии.
Студент должен:
Способы защиты гражданских прав.
знать:
-способы защиты гражданских прав
уметь:
- использовать знания на практике
7.Защита прав потребителей
Студент должен:
Понятие защиты прав потребителей.
знать:
3aкoн o защите прав потребителей.
- основные права потребителя;
Основные права потребителя.
уметь:
- защищать свои права потребителя.
Студент должен:
Процессуальные особенности защиты
знать:
прав потребителей. Общества по защите

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1

2

1

2

1

2

1,3

2

1

Наименование
разделов и тем

1

Тема 8.1. Правовое
регулирование
образовательной
деятельности

Тема 9.1 Брак и
семья

Тема 9.2.Права и
обязанности
супругов

Тема 9.3.Родители и

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
- понятие защиты прав потребителей;
прав потребителей.
уметь:
- защищать свои права потребителя
8. Правовое регулирование образовательной деятельности
Студент должен:
Образовательная деятельность в
знать:
Российской Федерации. Правовое
- понятие образовательной деятельности в регулирование образования. Порядок
РФ;
приёма в образовательное учреждение
- порядок оказания платных
профессионального образования. Порядок
образовательных услуг;
оказания платных образовательных услуг.
уметь:
- разбираться в правовом регулировании
образовательных услуг.
9.Семейное право и наследственное право
Студент должен:
Понятие и источники семейного права.
знать:
Понятие семьи и семейных
- понятие и источники семейного права;
правоотношений. Члены семьи. Понятие
- понятие семьи и семейных
брака, условия его заключения,
правоотношений;
расторжения, признания не
уметь:
действительным.
- защищать свои семейные права.
Студент должен:
Личные и имущественные отношения
знать:
между супругами
- имущественные отношения между
супругами
уметь:
- соблюдать права и обязанности членов
семьи.
Студент должен:
Личные и имущественные отношения

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1

2

1

2

1,2

Наименование
разделов и тем

1
дети: правовые
основы
взаимоотношений

Тема 9.4.
Наследование

Тема 9.5.Порядок
защиты
наследственных прав

Тема 10.1. Понятие и
признаки трудового
права

Тема 10.2.Трудовой

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
знать:
между родителями и детьми
- правовую природу имущественных и
неимущественных отношения между
родителями и детьми
-алиментные обязанности
уметь:
- соблюдать права и обязанности членов
семьи.
Студент должен:
Понятие наследования. Завещание
знать:
- понятие наследования;
уметь:
- составлять завещание.
Студент должен:
Способы и порядок защиты
знать:
наследственных прав
- порядок защиты наследственных прав;
уметь:
- обращаться за защитой прав по
наследственному праву
10.Трудовое право
Студент должен:
Понятие трудовое право. Понятие
знать:
трудовых правоотношений. Содержание
- понятие трудового права и трудовых
трудового правоотношения. Основания
правоотношений;
возникновения, изменения и прекращения
- основания возникновения, изменения и
трудовых правоотношений.
прекращения трудовых правоотношений;
уметь:
- вступать в трудовые правоотношения.
Студент должен:
Понятие трудовой договор. Виды

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1,2

2

1,2

2

1,2

Наименование
разделов и тем

1
договор

Тема 10.3.
Дисциплина труда

Тема 10.4 Рабочее
время

Тема 10.5. Время
отдыха

Тема 11.1Понятие
административного

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
знать:
трудового договора. Общий порядок
- понятие и виды трудового договора;
заключения трудовых договоров.
- общий порядок заключения трудовых
Содержание трудового договора.
договоров;
Прекращение трудового договора.
уметь:
Отношения ответственности сторон
- составлять трудовой договор.
трудового договора.
.
Студент должен:
Понятие трудовой дисциплины. Виды
знать:
дисциплинарных наказаний. Порядок
- понятие трудовой дисциплины;
наложения дисциплинарных взысканий
- меры, обеспечивающие дисциплину
труда
уметь:
- применять дисциплинарные наказания
Студент должен:
Понятие рабочего время. Виды
знать:
рабочего время. Учёт рабочего время.
- понятие рабочего время;
- виды рабочего время;
- учёт рабочего время;
уметь:
- защищать своё право на труд
Студент должен:
Время отдыха. Виды время отдыха.
знать:
- время отдыха;
уметь:
- защищать своё право на отдых.
11.Административное право и административный процесс
Студент должен:
Понятие и источники
знать:
административного права. Система

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

2

1,2

2

1,2

2

1

Наименование
разделов и тем

1
права

Тема 11.2
Административное
правонарушение

Тема
11.3Административн
ая ответственность

Тема 11.4 Порядок
привлечения к
административной
ответственности

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
- понятие и система административного
административного права. Виды
права;
административно-правовых отношений.
- функции административного права;
Функции административного права.
уметь:
- различать административно-правовые
отношения.
Студент должен:
Административное правонарушение,
знать:
его виды КоАП РФ
- понятие административного
правонарушения
- состав административного
правонарушения;
уметь:
- различать административно-правовые
отношения.
Студент должен:
Административная ответственность.
знать:
Административное наказание.;
- понятия административной
ответственности;
уметь:
- строить своё поведение в соответствии с
нормами административного права.
Студент должен:
Подведомственность дел об
знать:
административных правонарушениях
- порядок и сроки привлечения к
Порядок привлечения к административной
административной ответственности
ответственности
уметь:
- отстаивать свои права при привлечении к
административной ответственности

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1

2

1

Наименование
разделов и тем

1
Тема 12.1. Понятие
уголовного права

Тема
12.2.Преступление

Тема 12.3. Уголовная
ответственность

Тема 12.4. .
Уголовная
ответственность
несовершеннолетних

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
12.Уголовное право и уголовный процесс
Студент должен:
Понятие и принципы уголовного права.
знать:
Уголовный кодекс РФ как основной
- понятие уголовного права;
источник уголовного
- источники уголовного права;
уметь:
- различать виды преступлений между
собой.
Студент должен:
Понятие преступления. Состав
знать:
преступления. Виды преступлений.
- понятие преступления
- состав преступления;
уметь:
- различать виды преступлений между
собой.
Студент должен:
Уголовная ответственность. Принципы
знать:
юридической ответственности. Уголовное
- уголовная ответственность;
наказание и его виды. Обстоятельства,
- принципы юридической ответственности; смягчающие и отягчающие наказание.
- виды уголовного наказания;
уметь:
- строить своё поведение в соответствии с
уголовным правом.
Студент должен:
Возраст наступления уголовной
знать:
ответственности несовершеннолетних.
- возраст наступления уголовной
Наказание несовершеннолетним за
ответственности несовершеннолетних;
преступление. Принудительные меры
- наказание несовершеннолетним;
воспитательного воздействия.
уметь:

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1

2

1

2

1

Наименование
разделов и тем

1
Тема 12.5.
Уголовный процесс

Тема 12.6. Уголовное
судопроизводство

Тема 13.1
Международное
право

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
- соблюдать нормы уголовного права
несовершеннолетними.
Студент должен:
Понятие уголовной процесс Уголовнознать:
процессуальный кодекс РФ
- стадии уголовного процесса ;
уметь:
- соблюдать нормы уголовного права
Студент должен:
Уголовное судопроизводство.
знать:
Процессуальные нормы
- порядок судебного производства
уголовных дел ;
уметь:
- соблюдать нормы уголовного права
13. Международное право как основа взаимоотношений государств мира
Студент должен:
Международное право. Международное
знать:
публичное право. Международное частное
- понятие международного права;
право. Сущность современной доктрины
- сущность современной доктрины
международного права.
международного права;
уметь:
- находить взаимодействие норм
международного права и моей будущей
профессии.

Итоговое занятие
Дифференцированны
й зачет
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

2

1

2

1

1

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная
литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования,
вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи,
видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор,
комплекты слайдов.
Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или
частично практическими.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт по
отраслям».
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов,
курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации
по
применению
Положения
о
производственной
(профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений
среднего профессионального образования.
Рекомендации
по
планированию
и
организации
производственной
(профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Конституция РФ
Гражданский кодекс РФ
Трудовой кодекс РФ
Гражданско-процессуальный кодекс РФ
Арбитражно-процессуальный кодекс РФ
Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ»
Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ»
Федеральный закон «Об мировых судьях в РФ»
Федеральный закон «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров»
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»
Федеральный закон «О занятости населения в РФ»
Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ»
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»
Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Федеральный закон «Об акционерных обществах»
Федеральный закон «О производственных кооперативах»
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в
РФ»
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ»
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Федеральный закон «О защитах прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»
Федеральный закон «О естественных монополиях»
Закон РФ «О сертификации продукции и услуг»
Закон РФ «Об обеспечении единства измерений»
Закон РФ «О стандартизации»

Закон РФ «О защите прав потребителей»
Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»
Основная литература
1. Певцова Е.А. «Право», учебник , М., Академия,2018
2. Гражданское право, Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.И.Гомола 6-е изд., исп. и доп.- М., издательский центр «Академия», 2018.
3. Правовое регулирование профессиональной деятельности: учебник // под ред.
А.С.Аракчеева и Д.С. Тузова. - М., 2019.
4. Предпринимательское право. Учебное пособие – М., Приор, 2019.
Дополнительная литература
1. Абашин Э.А. Арбитраж: долги юридических лиц. - М., 2018.
2. Анисимов В.П., Вавенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л.,
Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: практикум. -М.,2018.
3. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: схемы и комментарии. М., 2003.
4. Иванов В.Н. Как защитить свои права и законные интересы. - М., .2018.
5. Козлов Ю.М. Административное право: учебник. — М., 2018.
6. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научнопрактический) / под ред. К.Я.Ананьевой. - М., 2020.
7. Основы правовых знаний: учебное пособие / под ред. В.И. Шкатуллы. М.,2020.
8. Пискарев И.К. Образцы судебных документов: практическое пособие. - М.,2019.
9. Пучинский Б.И. «Коммерческое право России» - М., Юристъ, 2018.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать время, отведенное
на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на
дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в
соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности
образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального
модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно
приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную
программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных
учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной
практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных
модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею
со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать
в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые
для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию
воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных
25

и творческих клубов и так далее;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода
использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных
ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным
учреждением по каждому виду практики.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться
учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам
и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным
фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной
профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети «Интернет».
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов,
изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания
в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда, состоящего не менее чем из
3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети «Интернет».
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную
образовательную программу по специальности среднего профессионального образования,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов
лабораторных
работ
и
практических
занятий,
дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна
соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая
использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так
далее.

26

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВО»
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной
дисциплины ОДП.04 «Право», обеспечивает организацию и проведение текущего и
итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый
контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить
представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются
фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты
(освоенные
общие и
профессиональ
ные
компетенции)

ОК.1.

ОК.2.

Раздел (тема) программы
учебной дисциплины

Основные показатели
результатов
подготовки

«Право»
1.Юриспруденция как
важная общественная
наука. Роль права в жизни
человека и общества
Тема 2.1 Правовые нормы и
система права

ОК.4.

Тема 2.2 Источники права

ОК.3.

Тема 3.1.Правоотношения

ОК.9.

Тема 3.2. Правомерное
поведение

ОК.6.

Тема 3.3. Правонарушение

Формы и
методы
контроля

Исследование умений
определять место права в
будущей профессии.

Обсуждение

Исследование умений
видеть и выделять
правовые и моральные
нормы из системы
социальных норм.
Определение умений
различать между собой
источники права
Исследование умений
вступать в
правоотношения
Исследование умений
видеть и различать
дефекты и деформации
правосознания
Исследование умений
определять субъективную
сторону правонарушений

Устный опрос

Правовой
диктант
Построение
ДП
Беседа

Тестирование

ОК.7.
ОК.7.

ОК.8.
ОК.4.

ОК.2.

ОК.4.

ОК.4.

ОК.9.
ОК.3.

ОК.3.

ОК.5.

Тема 4.1.Государство

Исследование умений
использовать только
правомерное поведение.
Тема 4.2. Конституция РФ- Определение умений
основной закон
ориентироваться в
конституции РФ и
находить необходимые
данные.
Тема 4.3.Органы
Анализ умений различать
государственное власти
компетенцию
государственных органов
Тема 4.4. Избирательное
Исследование умений
право
участвовать в
голосовании во время
выборов.
Тема 5.1.Правосудие в РФ
Исследование умений
различать
подведомственность
судов РФ.
Тема 5.2
Анализ умений
Правоохранительные
определять законность
органы .
действий
правоохранительных
органов в РФ.
Тема 5.3 Защита прав в
Исследование умений
правоохранительных
составлять иски в суд на
органах
защиту имущественного
и неимущественного
права.
Тема 6.1.Понятие и
Анализ умений защищать
сущность гражданского
права и свободы ребёнка
права
в России.
Тема 6.2.Физическое лицо
Определение умений
как субъект права
реализовывать своё
избирательное право в
РФ.
Тема 6.3. Юридическое
Определение умений
лицо как субъект права
различать
организационноправовые формы
юридических лиц.
Тема 6.4.Обязательственное Исследование умений
право
использовать
гражданско-правовой
договор в своей
профессии. Исследование
умений заключать
гражданско-правовой
договор.

Устный опрос
Тестирование

Тестирование
Устный опрос

Тестирование

Устный опрос

Тестирование

Дискуссия
Тестирование

Тестирование

Устный опрос

ОК.5.

Тема 6.5.Защита
гражданских прав

ОК.1.

Тема 7.1. Защита прав
потребителей

ОК.10.

Тема 7.2. Защита прав
потребителей
Тема 8.1. Правовое
регулирование
образовательной
деятельности
Тема 9.1 Брак и семья

ОК.5.
ОК.5.

Тема 9.2.Права и
обязанности супругов

ОК.2.

Тема 9.3.Родители и дети:
правовые основы
взаимоотношений
Тема 9.4. Наследование

ОК.2.
ОК.1.
ОК.4.

Тема 9.5.Порядок защиты
наследственных прав
Тема 10.1. Понятие и
признаки трудового права

ОК.2.

Тема 10.2.Трудовой
договор

ОК.4.

Тема 10.3. Дисциплина
труда

ОК.3.

Тема 10.4 Рабочее время

ОК.5.

Тема 10.5. Время отдыха

ОК.6.

Тема 11.1Понятие
административного права

ОК.6.

Тема 11.2
Административное
правонарушение

Исследование умений
вступать в гражданские
правоотношения и
определять его элементы.
Исследование умений
реализовать в своей
будущей профессии
права потребителя
Анализ умений защищать
права потребителя
Анализ умений
разбираться в правовом
регулировании
образовательных услуг.
Определение умений
составлять завещание.
Определение умений
защищать свои семейные
права.
Определение умений
защищать свои семейные
права.
Анализ знаний норма
наследственного права.
Анализ умений защищать
своё право на наследство
Определений умений
различать нормы
трудового права
Анализ умений
составлять трудовой
договор.
Определение умений
соблюдать трудовой
дисциплину
Определение умений
защищать свои семейные
права.
Исследование умений
защищать своё право на
отдых.
Определение умений
различать
административно
правовые отношения.
Определение умений
строить своё поведение в
соответствии с нормами
административного
права.

Решение
ситуаций
Устный опрос

Тестирование,
кроссворд
Тестирование

Устный опрос
Правовой
диктант
Решение задач
Тестирование
Решение задач
Устный опрос
Решение
ситуационных
задач
Тестирование
Устный опрос
Устный опрос
Тестирование

Устный опрос

ОК.8.

Тема
11.3Административная
ответственность

ОК.1.

Тема 11.4 Порядок
привлечения к
административной
ответственности

ОК.2.

Тема 12.1. Понятие
уголовного права

ОК.2.

Тема 12.2.Преступление

ОК.7.

Тема 12.3. Уголовная
ответственность

ОК.5.

Тема 12.4. . Уголовная
ответственность
несовершеннолетних

ОК.5.

Тема 12.5. Уголовный
процесс

ОК.2.

Тема 12.6. Уголовное
судопроизводство

ОК.1.

Тема 13.1 Международное
право

Анализ умений
квалифицировать
административную
ответственность
Анализ знаний правил
порядка производства по
делам об
административных
правонарушениях
Анализ знаний
принципов уголовного
права и действий
уголовного закона
Исследование умений
различать виды
преступлений между
собой. Анализ умений
квалифицировать
преступления
Анализ умений строить
своё поведение в
соответствии с нормами
уголовного права.
Анализ умений
соблюдать нормы
уголовного права
несовершеннолетними.
Анализ умений вступать
во взаимоотношения в
уголовном процессе
Анализ умений
участвовать в уголовном
судопроизводстве на
стороне обвинения и на
стороне защиты
Исследование умений
находить взаимодействие
норм международного
права в будущей
профессии.

Тестирование

Устный опрос

Устный опрос

Устный опрос

Решение задач

Решение задач

Тестирование
Тестирование

Кроссворд

Итоговое
занятие
Критерии оценки освоенных умений, усвоенных знаний при проведении
промежуточной аттестации по учебной дисциплине (междисциплинарному курсу).
Оценивание результатов тестирования
За каждый правильный ответ ставится один балл. Максимальное количество баллов
соответствует максимальному количеству вопросов.
Рейтинг оценки:
26-30 баллов – оценка «5»;
21-25 баллов – оценка «4»;

8-20 баллов – оценка «3»;
0-7 баллов – оценка «2».
Критерии оценки освоенных умений, усвоенных знаний при проведении текущей
оценки умений и знаний по учебной дисциплине.
Отметка «5» выставляется студенту, который глубоко, осмысленно, в полном объеме
усвоил программный материал, свободно владеет методологией занятия, умеет применять
знания при решении задач, показывает способность самостоятельно пополнять и
обновлять знания
Отметка «4» ставится, если студент допустил малозначительные ошибки, или
недостаточно полно раскрыл содержание вопроса, а затем не смог в процессе беседы
самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое-либо
из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.
Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не
раскрыты некоторые существенные аспекты содержания, или студент не смог показать
необходимые умения.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».