Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» __________________В.М.Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Физическая культура» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной(цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель_________ Ю.В.Садовникова «_____»________________20____г. Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Зам. директора по учебной работе ________________________ Т.В.Шитова Протокол № ____ от «_____» ___20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Физическая культура» Разработчик: Сидоркин А.Ю., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа составлена на основании примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «История», рекомендованной государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»). В качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный № рецензии 371 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО. СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины «Физическая культура». 3 2. Результаты усвоения программы. 4 3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Физическая культура». 4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Физическая культура». 5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины «Физическая культура». 5 24 27 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 1.1. Область применения рабочей программы рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04. является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования», в рамках реализации ОПОП СПО 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. 1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура»: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов; Программой предусмотрено лекционных занятий - 8 часов, все остальные предусмотренные программой теоретические сведения сообщаются в ходе проведения практических занятий. Элементы ППФП включены в каждый раздел рабочей программы 2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Результатом усвоения программы «Физическая культура» являются общие компетенции (ОК). ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количест во часов 117 117 Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Теоретические занятия 8 Практические занятия 109 Итоговая аттестация: в форме дифференцированного зачета 3.2. Тематический план учебной дисциплины «Физическая культура» Всего часов Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» 1 2 Раздел 1. Теоретическая часть 1.1. Ок8 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. 1.6. Ок2,3,8 Ок2,6 (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, занятия, часов часов часов 3 8 Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО Основы ЗОЖ. ФК в обеспечении здоровья Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями Самоконтроль, его основные методы и критерии оценки Психофизические основы учебного и производственного труда. Средства ФК в регулировании работоспособности ФК в профессиональной деятельности специалиста 4 5 8 8 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности 109 Тема 2.1 Лёгкая атлетика. 18 18 18 2.1.1 Бег на короткие дистанции, старт, стартовый разгон, бег по прямой. 2.1.2 Бег на средние дистанции, бег по виражу. 2.1.3 Эстафетный бег. 2.1.4 Техника бега на длинные дистанции по пересечённой местности. 2.1.5 Прыжок в длину способом «согнув ноги», бег на средние дистанции 2.1.6 Прыжок в длину способом «согнув ноги», техника метания. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 2 2 4 2 2 4 2 2 109 109 6 Всего часов Коды общих компетенций 1 Ок3 Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, занятия, часов часов часов 2 2.1.7 Кроссовый бег, развитие выносливости. ОРУ 3 4 2 2 5 2 Тема 2.2 Спортивные игры. 56 56 56 2.2.1 Волейбол. Правила игры. Стойки в волейболе. Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая. Приём и передачи мяча. 2.2.2 Волейбол. Приём и передачи мяча, техника подачи. 2.2.3 Волейбол. Нападающий удар по прямой и с переводом мяча в зону 2,4. 2.2.4 Волейбол. Блокирование нападающего удара одиночное и групповое в зонах 2,3,4. 2.5.5 Волейбол. Тактика игры в защите. Страховка у сетки. Расстановка игроков. 2.2.6 Волейбол. Тактика игры в нападении. Страховка у сетки. Расстановка игроков. 2.2.7 Волейбол. Групповые и командные действия игроков. Учебная и контрольная игра. 2.2.8 Волейбол. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра и судейство. 2.2.9 Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди. Ловля мяча 2.2.10 Баскетбол. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди. 2.2.11 Баскетбол. Броски мяча по кольцу с места, в движении. 2.2.12 Баскетбол. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом. 2.2.13 Баскетбол. Тактика игры в защите в баскетболе. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 6 Всего часов Коды общих компетенций 1 Ок 8 Ок8 Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» 2 2.2.14 Баскетбол. Тактика игры в нападении. групповые и командные действия игроков. 2.2.15 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя учебная игра и судейство. 2.2.16 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 2.2.17 Настольный теннис. Правила игры. Способы держания ракетки. Передвижения: шаги, прыжки, рывки. 2.2.18. Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. 2.2.19 Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. 2.2.20 Настольный теннис. Тактика одиночной игры. Двусторонняя учебная игра. Футбол. 2.2. 25 Футбол. Правила игры. Ведение мяча. 2.2. 26 Футбол. Удары по мячу внутренней стороной стопы. 2.2. 27 Футбол. Удары по мячу внешней стороны стопы. 2.2. 28 Футбол. Удары по мячу подъёмом стопы. 2.3. 29 Футбол. Удары по мячу головой. 2.2. 30 Футбол. Остановка мяча ногой. 2.2. 31 Футбол. Остановка мяча грудью. 2.2. 32 Футбол. Тактика игры. Тема 2.3 Лыжная подготовка. 2.3.1 Одновременные: бесшажный, одношажный, двухшажный классические ходы (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, занятия, часов часов часов 3 4 2 2 5 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 2 2 2 2 2 18 2 2 2 6 Всего часов Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» 1 2 2.3.2 Попеременные лыжные ходы. 2.3.3 Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в лыжном спорте. 2.3.4 Передвижение по пересечённой местности. Применение способов передвижения на лыжах. 2.3.5 Передвижение коньковым ходом. Ок8 Тема 2.4 Гимнастика. 2.4.1.Возникновение гимнастики строевые упражнения стойки, шаги, повороты, построения, перестроения). 2.4.2. Упражнения на матах. 2.4.3. Упражнения на перекладине (вис, упор, размахивания). 2.4.4. Упражнения на перекладине (подъём, соскок). 2.4.5. Упражнения на брусьях (вис, упор, размахивания). 2.4.6. Упражнения на брусьях (подъём, соскок). 2.4.7. Опорный прыжок через «козла». 2.4.8. Опорный прыжок через «коня». Итого (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, занятия, часов часов часов 3 4 6 4 6 5 4 6 2 2 2 4 4 4 17 17 17 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 3 2 2 2 2 2 2 3 117 4 117 109 6 3.3 Содержание обучения по учебной дисциплине «Физическая культура» Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. Количество часов Уровень усвоения 2 3 4 5 знать: факторы составляющие здоровье человека уметь: использовать в практической деятельности природные средства оздоровления Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система Здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия. 2 1 Раздел 1. Научнометодические основы формирования физической культуры личности 1.1. Основы здорового образа жизни. Раздел 2. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности Тема 2.1. атлетика. Практические занятия по лёгкой атлетике. Легкая Студент должен: 1. На каждом занятии планируется знать: методику составления программ решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию оздоровительного бега, правила личной техники двигательных действий. гигиены, профилактики травматизма и 2. На каждом занятии планируется оказания доврачебной помощи при занятиях сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей легкой атлетикой. программой. уметь: технически правильно осуществлять 3. На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому двигательные действия, использовать их в воспитанию двигательных качеств и условиях соревновательной деятельности. способностей: Проводить самостоятельные занятия по -воспитание быстроты в процессе занятий 18 развитию основных физических способностей, подбирать физические упражнения и планировать самостоятельные занятия с беговой направленностью, контролировать и регулировать состояния организма при занятиях легкой атлетикой. 2.1.1 Бег на короткие дистанции, старт, стартовый разгон, бег по прямой. знать: - историю развития легкой атлетики. - правила проведения соревнований по легкой атлетике. -рациональную технику бега на короткие дистанции уметь: -провести разминку перед занятием по легкой атлетике. 2.1.2 Бег на средние знать: особенности техники бега на средние дистанции, бег по дистанции. виражу. - способы старта в беге на средние дистанции. уметь: провести разминку перед занятием по легкой атлетике. лёгкой атлетикой. -воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий лёгкой атлетикой. -воспитание выносливости в процессе занятий лёгкой атлетикой. -воспитание координации движений в процессе занятий лёгкой атлетикой. 2 2 2 2 2 2 Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, закрепление 2 2 Ходьба, бег, ОРУ Стартовые позиции: высокая, средняя, низкая. Повторное пробегание отрезков 5 по 30м. Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, закрепление техники двигательных действий. Переменная тренировка на ЧСС 150-160 4 по 400 м. Развитие скоростной выносливости. . 2.1.3 Эстафетный бег. знать: историю развития эстафетного бега способы передачи эстафеты. уметь: демонстрировать передачу эстафеты в коридоре. 2.1.4 Техника бега на знать: особенности техники бега на длинные Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, закрепление техники двигательных действий. Переменная тренировка на ЧСС 150-160 4по 100 м. Развитие скоростной выносливости. длинные дистанции по дистанции. техники прыжков в длину с разбега. Разбег пересечённой уметь: применить на практике различные в сочетании с отталкиванием. Движения в местности. способы преодоления препятствий. фазе полета и безопасное приземление. 3 2.1.5 Прыжок в длину способом «согнув ноги», бег на средние дистанции. знать: способы прыжков в длину с разбега рациональную технику выполнения прыжков в длину с разбега уметь: провести разминку перед занятием по прыжкам в длину с разбега. Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, закрепление 4 техники метания с разбега. Разбег в сочетании с финальным усилием. Повторное выполнение метания мяча и гранаты с места и с разбега. 2 2.1.6 Прыжок в длину способом «согнув ноги», техника метания. знать: способы метания с разбега рациональную технику выполнения метания с разбега уметь: провести разминку перед занятием по метанию в длину с разбега. Равномерная ходьба по стадиону. - техника работы рук - сочетание дыхания с работой рук и ног. 2 2 Ходьба, бег, ОРУ Техника бега с горы, в гору. Преодоление ям, перепрыгивание препятствий. 2 3 Равномерный кроссовый бег 6 км .на ЧСС 130-140 ударов минуту. 2 2.1.7 Техника спортив- знать: основы техники спортивной ходьбы ной ходьбы. уметь: применять на практике методику Равномерная оздоровительной ходьбы и бега. тренировка. 2.1.8 Кроссовый бег, знать: развитие выносливости, -способы преодоления препятствий на ОРУ. пересечённой местности. - способы предупреждения травматизма при 3 Тема 2.2. Спортивные игры. 2.2.1 Волейбол. Правила игры. Стойки в волейболе. Подача мяча: нижняя прямая, занятиях кроссовым бегом. уметь: оказать первую доврачебную помощь в случае возникновения травмы. Студент должен: знать: психофизиологические основы обучения двигательным действиям способы организации самостоятельных занятий спортивными играми профилактику травматизма при занятиях спортивными играми. -правила соревнования по видам спорта. уметь: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой подготовкой, проведением занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта, контролировать и регулировать состояния организма при занятиях спортивными играми. знать: правила проведения соревнований историю развития волейбола - технику выполнения подачи и передачи Практические занятия 1. На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, предусмотренных настоящей программой. 3. На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми. -воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми. -воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми. -воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми. 4. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры, двусторонние игры на счёт. 5. После изучение техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, техникотактических приёмов игры. 6. В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм. сообщение теоретических сведений по правилам игры в волейбол. Ходьба, бег, ОРУ 2 2 верхняя прямая. Приём и передачи мяча. - правила техники безопасности. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения подач, передач. провести разминку перед занятием по спортивным играм. 2.2.2 Волейбол. Приём и передачи мяча, техника подачи. знать: способы выполнения подачи и передачи мяча. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения передач на месте и в движении. провести разминку перед занятием по спортивным играм. 2.2.3 Волейбол. Нападающий удар по прямой и с переводом мяча в зону 2,4. знать: способы выполнения нападающего удара. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения нападающего удара. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 2.2.4 Волейбол. Блокирование нападающего удара одиночное и групповое в зонах 2,3,4. знать: способы построения тактики игры при блокировании нападающего удара. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения блокирования нападающего удара. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. знать: способы построения командной игры в защите. уметь: занимать наиболее выгодную позицию при игре в защите. - страховать товарищей по команде Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 2.2.5 Волейбол. Тактика игры в защите. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 2 2 2 2 2 3 2 2 2.2.6 Волейбол. Тактика игры в нападении. Страховка у сетки. Расстановка игроков. знать: способы построения командной игры в нападении. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения командных нападающих действий. - страховать товарищей по команде Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 2 2 Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 2 2 2.2.7 Волейбол. Групповые и командные действия игроков. Учебная и контрольная игра. знать: системы построения групповых и командных действий игроков уметь: обеспечить судейство в игре по волейболу. 2.2.8 Волейбол. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра и судейство. знать: системы построения групповых и командных действий игроков уметь: обеспечить судейство в игре по волейболу. Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 2 2 2.2.9 Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди. Ловля мяча. знать: - правила проведения соревнований - историю развития баскетбола - технику выполнения ведения и передачи. - правила техники безопасности. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения ведения, передач. Сообщение теоретических сведений по правилам игры в баскетбол. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 2 2 2.2.10 Баскетбол. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди. провести разминку перед занятием по баскетболу. знать: способы выполнения ведения и передачи мяча. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения передач на месте и в движении. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 2 2 2.2.11 Баскетбол. Броски мяча по кольцу с места, в движении. знать: способы выполнения бросков мяча. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения бросков мяча с места и в движении. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 2 2 2.2.12 Баскетбол. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом. знать: способы выполнения передвижений без мяча. - способы выполнения обманных действий. уметь: демонстрировать технику индивидуальных действий в учебной игре. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в баскетбол. 2 2 2.2.13 Баскетбол. Тактика игры в защите в баскетболе знать: способы построения командной игры в защите. уметь: демонстрировать персональную и зонную технику игры в защите в учебной игре. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. . 2 2 2.2.14 Баскетбол. Тактика игры в нападении. Групповые и командные действия знать: способы ведения командной игры в нападении. уметь: выполнять групповые и командные Ходьба, бег, ОРУ закрепление и совершенствование техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры в защите и 2 2 игроков. действия в нападении в учебной игре. нападении. знать: способы построения командной игры в защите и нападении. уметь: - выполнять групповые и командные действия в нападении и защите в учебной игре - обеспечить судейство в игре по баскетболу. Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. знать: способы построения командной игры в защите и нападении. - правила проведения соревнований уметь: - выполнять групповые и командные действия в нападении и защите в учебной игре - обеспечить судейство в игре по баскетболу. 2.2.17 Настольный теннис. Правила игры. Способы держания ракетки. Передвижения: шаги, прыжки, рывки. 2.2.18. Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. 2.2.15 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя учебная игра и судейство. 2.2.16 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 2 2 Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 2 2 знать: - способы держания ракетки; - правила игры. уметь: - владеть ракеткой при отбивании шарика внутренней и внешней стороной. Ходьба, бег. ОРУ, ТБ и гигиена. Изучение способов держания ракетки, передвижений у стола. 2 2 знать: - способы выполнения подачи, приёма подачи. уметь: - рационально применять различные способы приёма подач. Ходьба, бег, ОРУ. Изучение техники подач разными способами слева и справа. 2 2 2.2.19 Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. знать: - способы подрезки, откидки при приёме подачи и в игре. уметь: - разнообразить приёмы подачи подрезкой и откидкой в игре. 2.2.20 Настольный теннис. Тактика одиночной игры. Двусторонняя учебная игра. знать: - тактические схемы игры от обороны или в атаке. уметь: - умело применять разнообразные тактические приёмы, переходя от защиты к атаке. 2.2.21 Настольный теннис. Тактика одиночной игры. Двусторонняя игра. Футбол. 2.2. 25 Футбол. Правила игры. Ведение мяча. Ходьба, бег. ОРУ. Изучение техники приёмов подач, откидки, подрезки. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание технико-тактических приёмов в игре. 2 2 знать: - тактические схемы игры от обороны или в атаке. уметь: - умело применять разнообразные тактические приёмы, переходя от защиты к атаке. Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание технико-тактических приёмов в игре. 2 2 знать: - разнообразные способы ударов по мячу. уметь: - проводить удары по мячу внутреннею стороной стопы. Ходьба, бег. ОРУ. Совершенствование техники ведения футбольного мяча. 2 2 2.2. 26 Футбол. Удары по мячу внутренней стороной стопы. Ходьба, бег. ОРУ, закрепление и знать: совершенствование техники ударов по мячу 2 - разнообразные способы ударов по мячу. внутренней стороной стопы. уметь: - проводить удары по мячу внешней стороной стопы. 2.2. 27 Футбол. Удары знать: Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание и 2 2 2 по мячу внешней стороны стопы. - целесообразность разных ударов, соответственно ситуации. уметь: - производить удары по мячу подъемном стопы. закрепление ударов по мячу внешней стороной стопы. 2.2. 28 Футбол. Удары по мячу подъёмом стопы. знать: - об эффективности игры головой при высоком полете мяча. уметь: - выбирать место на поле, подстраиваясь под летящий мяч и ударить по нему головой. Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание и закрепление ударов по мячу подъемом стопы. 2 2 2.3. 29 Футбол. Удары по мячу головой. знать: - способы остановки мяча ногой. уметь: - остановить двигающийся к тебе мяч движением ноги. Ходьба, бег. ОРУ. Обучение и закрепление техники ударов по мячу головой. 2 2 знать: - способы остановки мяча грудью уметь: -грудью остановить мяч летящий на небольшой высоте и сбросить его себе под ноги. Ходьба, бег. ОРУ. Изучение техники остановки мяча ногой. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники остановки летящего мяча грудью. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение тактическим действиям «вне игры», «глухая защита», «Прессинг». 2 2 2.2. 30 Футбол. Остановка мяча ногой. 2.2. 31 Футбол. Остановка мяча грудью. 2.2. 32 Футбол. Тактика игры. знать: - тактические схемы в игре. уметь: - умело переходить от тактики «глухой защиты» к нападению с использованием прессинга. Тема 2.3 Лыжная подготовка. 2.3.1 Одновременные: бесшажный, одношажный, двухшажный классические ходы 2.3.2 Попеременные лыжные ходы. 2.3.3 Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в лыжном спорте. знать: правила гигиены и питания при занятиях лыжным спортом. правила подготовки лыжного инвентаря. правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом. уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия лыжного спорта в условиях соревновательной деятельности, - контролировать и регулировать функциональное состояние организма при занятиях лыжным спортом, - пользоваться современным спортивным инвентарем - разрабатывать индивидуальный двигательный режим, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности -оказать доврачебную помощь при травмах и обморожениях. ТБ, гигиена. Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники одновременных классических ходов: бесшажного, одношажного, двухшажного. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники поперечных лыжных ходов. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. ТБ. Изучение техники торможения способом «плугом», «упором», «падением». Изучение техники спусков с горы в высокой, средней и низкой стойках. Изучение подъемов в гору способами «ступающим», «елочкой», «лесенкой» Повороты: переступанием «плугом». Спуски: высокая, средняя, низкой стойки. Торможение: «плугом», упором, падением. Преодоление препятствий на лыжах. Прохождение соревновательной дистанции. Развитие выносливости: равномерная тренировка в режиме умеренной и большой интенсивности. Кросс по пересеченной местности. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение хождению на лыжах дистанции с подъемами спусками. Применение различных классических способов ходьбы на лыжах. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники конькового хода на лыжах. 3 2 Ходьба, бег. ОРУ. Построение в шеренгу, колонну по два, по три, четыре; перестроение из одной шеренги в две, три, четыре; повороты на месте и в движении. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение кувырком знать: - технику безопасности, гигиену при занятиях через голову вперед, назад. Стойки на трех точках и лопатках, колесо. гимнастикой. уметь: - делать кувырки, стойки на лопатках, трёх точках. 2 2 2.3.4 Передвижение по пересечённой местности. Применение способов передвижения на лыжах. 2.3.5. Передвижение коньковым ходом. Тема 2.4 Гимнастика. 2.4.1.Возникновение гимнастики строевые упражнения стойки, шаги, повороты, построения, перестроения). 2.4.2. Упражнения на матах. знать: - историю возникновения гимнастики, технику перестроений поворотов, построений. уметь: - ходить строевым шагом, делать повороты на месте и в движении, рассчитываться и перевертываться. знать: - значение терминов «вис», «упор», «мах», «фиксация». уметь: делать размахивания. Ходьба, бег. ОРУ. Отработать положение вис, упор, размахивания, фиксация на перекладине. 2 2 знать: - значение терминов «соскок», «подъем». уметь: - выполнять подъем переворотом, подъем силой, соскок «мах дугой». Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание техники подъёма переворотом, силой и соскока на перекладине. 2 2 2.4.5. Упражнения на брусьях (вис, упор, размахивания). знать: - значение терминов «вис», «упор», «размахивание». уметь: - выполнять размахивание в упоре на руках. Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание техники виса на руках, на предплечьях, технику размахивания. 2 2 2.4.6. Упражнения на брусьях (подъём, соскок). знать: - технику выполнения подъёма махом и соскока назад. уметь: - выполнять размахивание, подъём махом вперед, соскок махом назад. Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание техники подъема махом вперед, махом назад, соскок махом назад. 2 2 2.4.7. Опорный прыжок через «козла». знать: - технику безопасности, страховку, технику разбега, отталкивания и прыжка через «козла». уметь: - выполнять опорный прыжок через «козла» с разбега. Ходьба, бег. ОРУ. Изучение ТБ при выполнении опорного прыжка через козла, страховка. Обучение техники разбега, напрыгивания, прыжка, приземления. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Изучение ТБ, страховки при выполнении опорного прыжка через 2 2.4.3. Упражнения на перекладине. 2.4.4. Упражнения на перекладине (подъём, соскок). 2.4.8. Опорный прыжок через «коня». знать: - ТБ, страховку, технику разбега, 2 напрыгивание на дальнюю треть коня, отталкивание руками, приземление. уметь: - выполнять технику опорного прыжка через «коня». Итоговое занятие «коня». Отработать разбега, напрыгивания, отталкивание от «коня», приземление. 1 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации учебной дисциплины имеется универсальный спортивный зал, зал аэробики, тренажёрный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, открытая площадка для занятий спортивными и подвижными играми, оборудованные раздевалки с душевыми кабинами. Спортивное оборудование: Баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи, щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны, столы, сетки, ракетки для игры в настольный теннис, ракетки для игры в бадминтон, оборудование для силовых упражнений (гири, гантели, утяжелители, резина, штанги с комплектом различных отягощений); оборудование для занятий аэробикой (Степ-платформы, скакалки, гимнастические коврики). гимнастическая перекладина, брусья, гимнастические маты, оборудование для опорных прыжков, секундомеры. оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-прикладной физической подготовке; контрольно-измерительное оборудование для тестирования состояния физического здоровья. Для занятий лыжным спортом: лыжная база с лыжехранилищем, мастерской для мелкого ремонта лыжного инвентаря и теплой раздевалкой; учебно-тренировочные лыжни и трассы спусков на склонах, отвечающие требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази и.т.п.). Для военно-прикладной подготовки: стрелковый тир, полоса препятствий, татами или маты для проведения занятий борьбой, рукопашным боем. Технические средства обучения: - музыкальный центр, выносные колонки, микрофон, компьютер, экран для обеспечения возможности демонстрации комплексов упражнений; - электронные носители с записями комплексов упражнений для демонстрации на экране. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых дополнительной литературы учебных изданий, Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. В.И. Лях Физическая культура М. Просвещение 2018г. 2. А.В.Решетников Физическая культура М. Академия 2018г. 3. И.С. Барчуков Физическая культура и физическая подготовка М. ЮНИТИДАНА 4..Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов [Текст] / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2017. -366 с. 5. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Г.С..: Издательский центр «Академия», 2018. – Дополнительные источники: 1. Аэробика - идеальная фигура: методические рекомендации / Сост.: В.А. Гриднев, В.П. Шибкова, О.В Кольцова, Г.А. Комендантов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2018. - 44 с. 2. Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические рекомендации. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2019. 47 с. 3. Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений: методические рекомендации. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2018. - 66 с. 4. Бурбо, Л. Тренируем мышцы ног и ягодиц за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. – Ростов Н/дону: «Феникс», 2018. – 160 с. 5. Бурбо,Л. Фитбол за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. – Ростов н/дону: «Феникс», 2018. – 160 с. Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся [Текст] / Л. В. Волков – Киев: Издательство Олимпийская литература. – 2018. - 290с. 6. Жмулин А. В., Масягина Н. В. Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» в контексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] – М.: Издательство «Прометей» МПГУ. – 2017. Стр. 11-13. 7. Кречмер, Э. Строение тела и характер [Текст] / Э. Кречмер. – М.: Педагогика, 2020. – 158 с. 8. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / Кеннет Купер: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 192 с.: ил. 9. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда – Москва: Издательство Советский спорт. - 2018. – 192с. 10.Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта [Текст] / И. В. Муравов – Киев: Издательство Здоровье. - 2018. – 272с. 11.Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе обучения: Методические указания. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - 30 с. 12.Программное и организационно - методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Методические рекомендации к формированию Комплексной программы учебного заведения по предмету «Физическая культура» [Текст] / Под ред. И.П. Залетаева, А. П. Зотова, М. В. Анисимовой, О. М. Плахова – Москва: Издательство Физкультура и Спорт. - 2018. – 160с. 13.Ратов И. П. Двигательные возможности человека и нетрадиционные методы их развития и восстановления [Текст] / И. П. Ратов – Минск: Издательство Минтиппроэкт. - 2018. – 116 с. 14.Рубцова И.В., Кубышкина Е.В., Алаторцева Е.В., Готовцева Я.В. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2017. - 23 с. 15.Селуянов, В.Н. ИЗОТОН (Основы оздоровительной физической культуры) [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, Е.Б. Мякиченко. – М., Фин. Академия, ОФК. – 2018. – 138 с. 16.Черемисинов В. Н. Валеология [Текст] / В. Н. Черемисинов – Москва: Издательство Физическая культура. - 2018. – 144с. 17.Черенкова С. Л., Физическая культура: самостоятельные занятия [Текст] / С.Л. Черенкова - Брянск: БГТУ. - 2019. – 205 с. Шевякова С.А., Захарова В.Р., Мосиенко М.Г. 18.Физическая культура в режиме дня студента: Методические рекомендации. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2018. - 15 с. Интернет ресурсы: 1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики http://sport.minstm.gov.ru Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы http://www.mossport.ru 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. Должен уметь: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. - выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой, подготовкой, проведением студентом занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля обучения: – практические задания по работе с информацией – домашние задания проблемного характера - ведение календаря самонаблюдения. Оценка подготовленных студентом фрагментов занятий (занятий) с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. Методы оценки результатов: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - тестирование в контрольных точках. Лёгкая атлетика. 1.Оценка техники выполнения двигательных действий (проводится в ходе занятий): бега на короткие, средние, длинные дистанции; прыжков в длину; Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами лёгкой атлетики. Спортивные игры. Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр Волейбол (Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра.) Баскетбол (Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Индивидуальные и командные действия игроков.) Футбол. Передвижение по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой, грудью. Приём паса: ногой, головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Настольный теннис. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топспин, свеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры.) Оценка технико-тактических действий студентов в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм Оценка выполнения студентом функций судьи. Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами спортивных игр. Лыжная подготовка. Оценка техники передвижения на лыжах различными ходами по пересеченной местности, техники выполнения поворотов, торможения, спусков и подъемов, Прохождение дистанций до 5 км (девушки), до 10 км (юноши). Гимнастика. Оценка умения выполнять строевые упражнения (построение, перестроение, шаги, повороты), вольные упражнения (кувырки, перевороты, стойки), упражнения на перекладине (вис, упор, размахивание, фиксация, подъем переворотом, силой, соскок), упражнения на брусьях (вис, упор, фиксация, подъем, размахивание, соскок)., опорный прыжок через «козла», «коня».