ОУД. 02 РП_Литература

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
Владимиров В.М. __________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Литература»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общих гуманитарных
социально-экономических дисциплин
Председатель _________ В..А.. Мартынова
«___» ____________ 2021г.
Протокол № ___ от «____» _____ 2021 г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Заместитель директора по учебной работе
__________________ Т.В. Шитова
«___» ____________ 2021 г.
Протокол № ___ от «____» _____ 2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»

Составитель: Соколова П.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».
Рабочая программа составлена на основании примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «История», рекомендованной
государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития
образования» (ФГАУ «ФИРО»). В качестве примерной программы для реализации
основной профессиональной образовательной программы СПО на базе
основного общего образования с получением среднего общего образования
(Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный № рецензии 371 от 23 июля
2015 г. ФГАУ «ФИРО»)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка программы учебной дисциплины «Литература».
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Литература»
3. Результаты освоения программы «Литература»
4. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Литература».
5. Условия реализации программы учебной дисциплины «Литература».
6. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«Литература».

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература»
предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего и общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего
звена.
Рабочая программы «Литература» направлено на достижение следующих
целей:
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном
мире;
формирование
гуманистического
мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви
и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного
процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих
способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной
и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном
процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания
сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования
необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:
− Введение;
− «Развитие русской литературы и культуры первой половины  века»;
− «Особенности развития русской литературы во второй половине  века»;
− «Поэзия второй половины  века»;
− «Особенности развития литературы и других видов искусств в начале 
века»;
− «Особенности развития литературы 1920-х годов»
− «Особенности развития литературы 1930 начала 1940-х годов»
− «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет»
− «Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов»
− «Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции)
− «Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов»

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
Литературе
принадлежит
ведущее
место
в
эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его
миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен
культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой
воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям
нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к
вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра,
справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что
национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст
возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции
читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,
включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства,
развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям
учащегося.
Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении более
глубокого анализа предложенных для освоения произведений, формировании
представления о литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики
сочинений, увеличении различных форм и видов творческой деятельности.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития
литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной
литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей,
чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для
чтения, изучения, обсуждения и повторения.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЛИТЕРАТУРА».
Результатом усвоения программы «Литература»
являются общие (ОК)
компетенции.
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат
выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

4. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в форме д/зачёта.

Количест
во часов
78

4.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

Коды общих
компетенций

1
ОК 1,4
ОК 3
ОК 4
ОК 6
ОК.6
ОК.4,6
ОК.4,6

ОК.5
ОК.5

ОК.3
ОК.3
ОК.3
ОК.4
ОК.4

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Литература»*

Количество часов,
отведенное на освоение
учебной дисциплины
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
обучающегося
Всего,
часов

2

3

Введение.
Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине  века.
Тема 1.1. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Темы и мотивы лирики поэта.
Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов. Основные мотивы лирики.
Тема 1.3. Н.В.Гоголь. Петербургские повести, «Портрет».
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.
Тема 2.1. Русская литература второй половины XIX века.
Тема 2.2. А.Н.Островский.
Тема 2.2.1. А.Н.Островский – драматург. Социально-культурная новизна.
Тема 2.2.2. Драма А.Н.Островского «Гроза». Творческая история драмы. Конфликт
романтической личности с укладом жизни, лишённой нравственных основ.
Тема 2.3. И.А.Гончаров.
Тема 2.3.1. И.А.Гончаров. Основные этапы жизни. Роман «Обломов».
Тема 2.3.2. Отражение социально-психологических проблем России в романе Гончарова
«Обломов».
Тема 2.4. И.С.Тургенев.
Тема 2.4.1. И.С.Тургенев. Основные этапы жизни и творчества
Тема 2.4.2. Роман «Отцы и дети» как система российских социальных противоречий в системе
общественных отношений.
Тема 2.4.3. Художественные образы романа «Отцы и дети» И.С. Тургенева.
Тема 2.5. Н.Г. Чернышевский.
Тема 2.5.1 Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество.
Тема 2.5.2. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»

2
6
2
2
2
40
2
2
2

2
2

2
2
2
2
2

Коды общих
компетенций

1
ОК 3
ОК.4
ОК 2
ОК 2
ОК .2
ОК 2
ОК 4,6
ОК 2,5
ОК 3
ОК 6,7
ОК 6
ОК 6
ОК 6
ОК 2
ОК 2
ОК 6
ОК 2

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Литература»*

2
Тема 2.6.Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».
Тема 2.7. М.Е. Салтыков - Щедрин.
Тема 2.7.1. М.Е. Салтыков - Щедрин. Сказки.
Тема 2.7.2. М.Е. Салтыков - Щедрин. История создания «История одного города»
Тема 2.8. Ф.М.Достоевский.
Тема 2.8.1. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Тема 2.8.2. М.Ф. Достоевский. Роман «Униженные и оскорбленные»
Тема 2.8.2. М.Ф. Достоевский. Роман «Идиот»
Тема 2.9. Л.Н.Толстой.
Тема 2.9.1. Л.Н.Толстой. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир» Духовные
искания героев романа «Война и мир».
Тема 2.9.2. Кутузов и Наполеон. Развенчание идеи «наполеонизма».
Тема 2.10. А.П. Чехов
Тема 2.10.1. А.П. Чехов. Художественное совершенство рассказов.
Тема 2.10.2. Драматургия А.П.Чехова. Комедия «Вишнёвый сад».
Тема 3. Поэзия второй половины XIX века.
Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.
Своеобразие лирики поэтов.
Тема 3.2. Н.А. Некрасов. Жанровое своеобразие лирики. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале  века.
Тема 4.1. Введение в русскую литературу ХХ века. И.А.Бунин Лирика. Проза.
Тема 4.2. А.И.Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».
Тема 4.3. Серебряный век русской поэзии. А.А. Блок. Тема родины в лирике Блока. Поэма
«Двенадцать».
Тема 4.4. М.Горький. Пьеса «На дне»
Тема 5. Особенности развития литературы 1920х годов.
Тема 5.1. Литературный процесс 1920х г. В.В.Маяковский.

Количество часов,
отведенное на освоение
учебной дисциплины
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
обучающегося
Всего,
часов
3
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
8
2
2
2
2
4
2

Коды общих
компетенций

1
ОК 7
ОК 4
ОК 5
ОК 4
ОК 2
ОК 2
ОК 2
ОК 2,4
ОК 2,4

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Литература»*

2
Тема 5.2. С.А.Есенин. Развитие темы родины как выражение любви к России.
Тема 6. Особенности развития литературы 1930 –начала 1940х годов.
Тема 6.1.Становление мировой культуры в 1930е г. М.И.Цветаева, О.Э. Мандельштам.
Тема 6.2. М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
Тема 6.3. М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор).
Тема 7. Особенности развития литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Тема 7.1. А.А.Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».
Тема 7.2. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго»
Тема 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980х годов.
Тема 8.1. Творчество писателей прозаиков и поэтов 1950-1980х годов. А.Т. Твардовский.
Лирика. А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор».
Тема 8.2. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов (Три волны эмиграции). Обзор.
Тема 9. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х годов.
Тема 9.1. Общественно-культурная ситуация в России конца - начала  века. Проза.
Поэзия.
Дифференцированный зачет
ИТОГО

Количество часов,
отведенное на освоение
учебной дисциплины
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
обучающегося
Всего,
часов
3
2
6
2
2
2
4
2
2
4
2
2
4
2
2
78

4.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА».
Наименование
разделов и тем
1
Введение.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

Структурное содержание учебного материала
3
Историко-культурный процесс рубежа V - 
века. Романтизм – ведущее направление русской
литературы 1-й половины XIX века. Самобытность
русского романтизма. Литературные общества и кружки.

Студент должен:
знать:
− закономерности историко-культурного процесса;
− романтизм как ведущее направление
уметь:
− соотносить развитие литературы с общественной
жизнью и культурой России ХIХ века;
− отличать романтизм от других направлений.
Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине  века
Тема 1.1. А.С. Пушкин. Студент должен:
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Жизнь и творческий
знать:
Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы
путь. Темы и мотивы
сеятель пустынный...», «...Вновь я посетил...», «К морю»,
− основные факторы жизни и творчества А.С.
лирики поэта
«Вольность», «Деревня», «Пророк», «Поэту», «Пора, мой
Пушкина;
друг, пора! Покоя сердце просит...».
− литературное понятие «Элегия»;
Философское начало в ранней лирике Творчество.
уметь:
Жизненный
и творческий путь.
Роль Пушкина в
− анализировать стихотворения и поэму «Медный
становлении
русского
литературного
языка.
Болдинская
всадник»;
− выразительно читать стихотворения и отрывки из осень в творчестве Пушкина. Пушкин мыслитель. Жизнь
произведений Пушкина в других видах искусства.
поэмы;
− выявлять авторскую позицию;
Тема 1.2.
Студент должен:
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.
М.Ю.Лермонтов.
знать:
Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как
Основные мотивы
части
пёстрою толпою...», «Выхожу один я на дорогу...»,
− основные факторы жизни Лермонтова;
лирики.
Сон», «Родина», «Мой Демон», «Я не унижусь пред
− особенности своеобразия творчества;
тобой», «Нет, я не Байрон, я другой...».
− содержание изученных стихотворений;
Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Мотивы
уметь:
одиночества.
Трагизм любовной лирики.
− анализировать стихотворения Лермонтова;
− выразительно читать стихотворения Лермонтова;
− выявлять авторскую позицию;

Кол-во
часов
4
1

2

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 1.3. Н.В.Гоголь.
«Петербургские
повести» «Портрет».

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

Структурное содержание учебного материала
3
Сведения из биографии. Жизненный и творческий
путь. «Петербургские повести»: проблематика и
художественное своеобразие. Особенности сатиры.
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской
литературе.

Студент должен:
знать:
− содержание повестей Гоголя;
− факты жизни и творчества Гоголя;
уметь:
− анализировать повести Гоголя;
− сопоставлять литературные произведения;
− формулировать своё отношение к прочитанному;
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половины XIX века.
Тема 2.1. Русская
Студент должен:
Культурно-историческое развитие России середины
литература второй
знать:
XIX века, отражение его в литературном процессе.
половины XIX века.
− закономерности историко-культурного процесса; Феномен русской литературы. Взаимодействие разных
стилей и направлений. Жизнеутверждающий и
уметь:
− соотносить развитие литературы с общественной критический реализм. Нравственные поиски героев.
Литературная критика. Эстетическая полемика.
жизнью и культурой России ХIХ века;
Журнальная полемика.
Тема 2.2. А.Н.Островский
Тема 2.2.1.
Студент должен:
А.Н.Островский –
знать:
драматург. Социально- − понятие «драма»;
культурная новизна
− понятие «конфликт»;
− содержание драмы «Гроза»;
уметь:
− анализировать драму «Гроза»;
Тема 2.2.3. Конфликт
− определять род и жанр произведения;
романтической
− аргументировано формулировать своё отношение
личности с укладом
к прочитанному произведению;
жизни, лишённой
нравственных основ.

Сведения
из
биографии..Социально-культурная
новизна драматургии А.Н.Островского. темы «горячего
сердца» и «темного мира» в творчестве.
Образ Катерины – воплощение лучших качеств
женской натуры.
Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в
драме. Роль персонажей второго ряда.

Кол-во
часов
4
2

1

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 2.3. И.А.Гончаров.
Тема 2.3.1.
И.А.Гончаров.
Основные этапы
жизни. Роман
«Обломов».
Тема 2.3.2. Отражение
социальнопсихологических
проблем России в
романе Гончарова
«Обломов».

Содержание обучения по дисциплине

Кол-во
часов

Знать, уметь
2

Структурное содержание учебного материала
3

Студент должен:
знать:
− понятие «Роман»;
− содержание романа «Обломов»;
− факты жизни И.А. Гончарова;
уметь:
− анализировать эпизод романа;
− соотносить произведение с общественной
жизнью;
− формулировать своё отношение к прочитанному;

Сведения из биографии. Роль В.Г. Белинского в жизни
И.А. Гончарова «Обломов». Творческая история романа.
Своеобразие сюжета и жанра произведения. Образ
Обломова.
Оценка романа «Обломов» в критике (Н.
Добролюбова, Д.И. Писарева и др.) Прошлое и будущее
России. Решение автором проблемы любви в романе.
Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга
Ильинская – Агафья Пшеницына). Постижение
авторского идеала человека, живущего в переходную
эпоху.

4

Сведения из биографии. Психологизм творчества
Тургенева. Тема любви в творчестве. Своеобразие
художественной манеры.
Смысл названия романа. Нравственная проблематика
романа и её общечеловеческое значение. Особенности
композиции романа. Базаров в системе образов.
Любовная интрига в романе. Базаров и родители.
Конфликт «отцов» и «детей».
Авторская позиция в романе. Базаров и Кириловы.
Базаров и Одинцова. Значение заключительных сцен
романа.

5

Тема 2.4. И.С.Тургенев.
Тема 2.4.1. Основные
Студент должен:
этапы жизни и
знать:
творчества.
− понятия «роман»;
Тема 2.4.2. Роман
− содержание романа «Отцы и дети»;
«Отцы и дети» как
− эволюцию творческого мировоззрения И.С.
система российских
Тургенева;
социальных
уметь:
противоречий в
− анализировать отдельные эпизоды романа;
системе общественных − соотносить роман «Отцы и дети» с общественной
отношений.
жизнью России»;
Тема 2.4.3.
− аргументированно формулировать своё
Художественные
отношение к прочитанному;
образы романа «Отцы
и дети».
Тема 2.5 Н.Г.Чернышевский
Тема 2.5.1. Н.Г.
Студент должен:
Чернышевский., Жизнь знать:
и творчество

Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.
эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в
романе «Что делать?» . Особенности
жанра и

4

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 2.5.2. Н.Г.
Чернышевский роман
«Что делать?»

Тема 2.6. Н.С.Лесков.
Повести
«Очарованный
странник».

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
− понятия «роман»;
− содержание романа «Что делать?»;
уметь:
− анализировать отдельные эпизоды романа;
− аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;

Студент должен:
знать:
− основные факты жизни и творчества Н.С.
Лескова;
уметь:
− анализировать художественное произведение;
− соотносить художественную литературу с
общественной жизнью»
Тема 2.7 М.Е. Салтыков- Щедрин.
Тема 2.7.1
Студент должен:
М.Е. Салтыковзнать:
Щедрин. Сказки.
− понятия «сказка», «сатира», «гротеск», «Эзопов
Тема 2.7.2 М.Е.
язык»;
Салтыков- Щедрин.
уметь:
История создания
− анализировать сказки;
«История одного
− определять род и жанр произведения;
города»
− сопоставлять литературные сказки с народными;
Тема 2.8. Ф.М.Достоевский
Тема 2.8.1.
Студент должен:
Ф.М.Достоевский.
знать:
Роман «Преступление
− основные факты жизни Достоевского;
и наказание»
− содержание произведения;
Тема 2.8.2.
уметь:
Ф.М.Достоевский.
− анализировать сцены из романа;
Роман «Униженные и

Структурное содержание учебного материала
3
композиции романа.
Утопические идеи в романе. Нравственные и
идеологические проблемы . «Женский вопрос» в романе.
Образы «новых»людей. Теория «разумного эгоизма» .
образ
«особенного
человека»
Рахметова.
Противопоставление «новых людей» старому миру.
Смысл финала романа.
Сведение из биографии. Художественный мир
Н.С.Лескова. Повести «Очарованный странник».
Особенности композиции и жанра повести. Смысл
названия повести. Особенности повествовательной
манеры Н.С. Лескова.

Кол-во
часов
4

2

.

Сведения из биографии. Жанровое своеобразие.
Тематика и проблематика сказок. Своеобразие
фантастики в сказках. Обобщенный смысл сказок.
Замысел и история создания «История одного города.
Своеобразие
жанра.
Композиция.
Образ
градоначальников. Приемы сатирической фантастики

3

Сведения из биографии.
«Преступление и наказание». Своеобразие жанра.
Отображение русской действительности в романе.
Проблематика романа. Смысл теории Раскольникова.
Символические образы в романе. Библейские мотивы в
произведении.
Жанровое
своеобразие
романа
«Униженные
и

2

1

Наименование
разделов и тем
1
оскорбленные»
Тема 2.8.2.
Ф.М.Достоевский.
Роман «Идиот»

Тема 2.9. Л.Н.Толстой.
Тема 2.9.1.
Л.Н.Толстой.
Духовные искания
писателя. Романэпопея «Война и мир»
Тема 2.9.2. Духовные
искания героев романа.
Тема 2.9.3. Кутузов и
Наполеон. Развенчание
идеи «наполеонизма»

Тема 2.10. А.П.Чехов.
Тема 2.10.1.
А.П.Чехов.
Художественное
совершенство
рассказов.
Тема 2.10.2.
Драматургия
А.П.Чехова. Комедия

Содержание обучения по дисциплине

Кол-во
часов

Знать, уметь
2
− соотносить художественное произведение с
общественной жизнью;
− определять род и жанр произведения;
− формулировать своё отношение к произведению.
использовать знания для:
− создания связного текста;
участия в дискуссии.

Структурное содержание учебного материала
3
оскорбленные». Особенности сюжета. Боль за
униженных, угнетенных в произведении. Сложный
богатый внутренний мир «маленького человека»
Жанровое своеобразие романа «Идиот». Особенности
сюжета.
Философская
глубина.
Нравственная
проблематика романа. Трагичность отношения героев к
внешнему миру.

Студент должен:
знать:
− понятие «роман-эпопея»;
− основные факты о жизни и творчестве Толстого;
− содержание романа «Война и мир»;
уметь:
− воспроизводить содержание романа;
− анализировать отдельные эпизоды произведения;
− выявлять темы и проблемы романа;
− выявлять авторскую позицию;
− аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному.
− соотносить роман «Война и мир» с общественной
жизнью и культурой;

Биография. Жизненный и творческий путь. Духовные
искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». «Жанровое своеобразие
романа. Особенности композиционной структуры
романа. Художественные принципы Художественные
образы. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера
Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.
Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная»
в романе
Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в
понимании писателя.. Осуждение жестокости войны в
романе.
Проблематика
русского
национального
характера.

4

Студент должен:
знать: основные факты жизни и творчества
А.П. Чехова; уметь:
− воспроизводить содержание рассказов;
− анализировать литературное произведение;
Студент должен:
знать:
− понятия «драма», «ремарка», «реплика»,

Сведения из биографии.
Новаторство
Юмористические рассказы. Пародийность
рассказов . Новый тип рассказа.

4

Чехова.
ранних

Комедия «Вишневый сад» - история создания, жанр,
система персонажей. Драматургия Чехова. «Вишнёвый
сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра.

4

4

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Кол-во
часов

Знать, уметь
1
2
«Вишнёвый сад».
«конфликт», «комедия»;
− содержание комедии «Вишнёвый сад»;
уметь:
− анализировать пьесу «Вишнёвый сад»;
− определять род и жанр произведения;
− выявлять авторскую позицию;
Тема 3. Поэзия второй половины  века.
Тема 3.1. Обзор
Студент должен:
русской поэзии второй знать:
половины  века
− основные факты жизни и творчества Ф.И.
.Ф.И.Тютчев.
А.А.
Тютчева;
Фет. Своеобразие
− стихотворения поэта;
лирики поэтов.
− основные факты жизни и творчества А.А. Фета;
− стихотворения поэта;
уметь:
− анализировать лирическое произведение;
− определять тему лирического произведения;
− выявлять авторскую позицию;
− анализировать лирическое произведение;
− определять тему лирического произведения;
− выявлять авторскую позицию

Структурное содержание учебного материала
3
Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение
границ исторического времени в пьесе. Роль А.П. Чехова
в мировой драматургии театра.

Тема 3.2.Н.А.Некрасов. Студент должен:
Жанровое своеобразие знать:
лирики. Поэма «Кому
− понятие «поэма»;
на Руси жить хорошо». − понятие «тема» и «идея» литературного
произведения;
− содержание изучаемых стихотворений и поэмы;
уметь:

Сведения из биографии.
2
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Гражданский пафос лирики. Жанровое своеобразие
лирики Некрасова. Любовная лирика.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы.
Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика
поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских

Обзор русской поэзии второй половины  века,
стилевое жанровое и тематическое разнообразие русской
лирики.
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...»,
«Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы
любим», «Последняя любовь», «Нам не дано
предугадать...», «К.Б.» («Я встретил Вас – и всё
былое...»), «День и ночь», «Эти бедные селенья» и др.
Философская, общественно-политическая и любовная
лирика. Художественные особенности лирики Ф.И.
Тютчева.
Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье...», «Ещё
майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Ещё одно
забывчивое слово», «Вечер» и др.
Эстетические взгляды поэта и художественные
особенности лирики. темы, мотивы и художественное
своеобразие лирики А.А. Фета.

4

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала
1
2
3
типов.
Проблема
счастья.
Сатирическое изображение
− анализировать лирическое произведение;
«хозяев» жизни. Образ женщины в поэме.
− анализировать отрывок поэмы;
− соотносить художественную литературу с
общественной жизнью;
− определять род и жанр литературного
произведения;
− выразительно читать изученные произведения;
Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале  века.
Тема 4.1. Введение в
Студент должен:
Серебряный век как культурно историческая эпоха.
русскую литературу
знать:
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи.
ХХ века. И.А. Бунин.
Основные тенденции развития прозы. Реализм и
− понятия «серебряный век»;
Лирика. Проза.
− основные факты жизни и творчества И.А. Бунина; модернизм. Расцвет религиозно-философской мысли.
Сведения из биографии А.И.Бунина. Лирика
− содержание рассказов Бунина;
А.И.Бунина.
Философичность
лирики
Бунина.
уметь:
Особенность
поэтика
И.А.
Бунина.
− выразительно читать стихотворения;
.
− сопоставлять стихотворения различных течений;
− воспроизводить содержание рассказов;
− анализировать литературное произведение;
− выявлять темы и проблемы произведений;
Тема 4.2. А.И.Куприн. Студент должен:
Сведения из биографии.
Тема любви в повести
знать:
Повесть «Гранатовый браслет».
«Гранатовый браслет». − основные факты жизни и творчества
Поэтическое
изображение
природы, богатство
духовного мира героев. Нравственные и социальные
А.И.Куприна;
проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков
− содержание повести «Гранатовый браслет»;
современного общества. Повесть «Гранатовый браслет».
уметь:
Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной
− воспроизводить содержание литературного
любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл
произведения;
произведения. Символическое и реалистическое в
− анализировать повесть «Гранатовый браслет»;
творчестве Куприна.
− аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;
− писать сочинение;
Тема 4.3. Серебряный
Студент должен:
Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца

Кол-во
часов
4

2

2

2

Наименование
разделов и тем
1
век русской поэзии. М.
Горький пьеса «На
дне» Литературные
течения поэзии
русского модернизма.

Тема 4.4. А.А. Блок.
Тема родины в лирике
Блока. Поэма
«Двенадцать».

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
знать:
− понятия «серебряный век», «модернизм»,
«символизм», «акмеизм», «футуризм»,
«крестьянская поэзия»;
уметь:
− выразительно читать стихотворения;
− анализировать стихотворения;
− сопоставлять стихотворения различных течений;
− формулировать своё отношение к прочитанному;
Студент должен:
знать:
− основные факты жизни и творчества А.Блока;
− понятия «символизм», «поэма»;
уметь:
− анализировать литературное произведение;
− соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;
− определять род и жанр произведения;
− выявлять авторскую позицию;
− выразительно читать произведения;

Тема 5. Особенности развития литературы 1920х годов.
Тема 5.1.
Студент должен:
Литературный процесс знать:
1920х г.
− основные факты из жизни и творчества
В.В.Маяковский.
В.Маяковского;
− понятие «Футуризм»;
уметь:
− анализировать стихотворения В.Маяковского;
− выразительно читать литературные произведения;
− соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;

Структурное содержание учебного материала
3
XIX – начала ХХ века. Литературные течения поэзии
русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.
Новокрестьянская поэзия.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и её
философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении
человека. Авторская позиция и способы её выражения.
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ.
Горький-романист.

Кол-во
часов
4

Сведения из биографии.
Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь,
улица, фонарь, аптека...», «На железной дороге», Поэма
«Двенадцать».
Лирика. Тема исторического прошлого в лирике
Блока. Тема родины, тревога за судьбу России.
Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком
социального характера революции. Сюжет поэмы и её
герои. Борьба миров. Композиция, лексика, ритмика.

2

Сведения из биографии.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно...», «Прозаседавшиеся»,
«Лиличка!».
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное
содержание, гиперболичность и пластика образов,
яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема
несоответствия
мечты
и
действительности,
несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы
духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о

2

Наименование
разделов и тем
1

Тема 5.2. С.А.Есенин.
Развитие темы родины
как выражение любви
к России.

Содержание обучения по дисциплине

Кол-во
часов

Знать, уметь
2
− аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;

Структурное содержание учебного материала
3
любви. Сатира Маяковского. Обличие мещанства и
«новообращённых».

Студент должен:
знать:
− понятие «поэтические средства художественной
выразительности»;
− основные факты жизни и творчества С.Есенина;
уметь:
− выразительно читать изученные стихотворения;
− анализировать лирические произведения;
− сопоставлять литературные произведения;
− аргуметированно формулировать своё отношение
к прочитанному произведению;

Сведения из биографии.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо
матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...»,
«Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Письмо к
женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый
дом...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Мы теперь
уходим понемногу...», «Русь Советская», «Шаганэ, ты
моя, Шаганэ...». Поэтизация русской природы, русской
деревни, развитие темы родины как выражение любви к
России.

2

Поворот к патриотизму в середине 1930х г. Первый
съезд советских писателей. Биография. Идейнотематические особенности поэзии М.И.Цветаевой.
Художественные
особенности.
Фольклорные
и
литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой.
Своеобразие стиля поэтессы.

2

Сведения из биографии.
Роман «Мастер и Маргарита».
Своеобразие жанра. Система образов. Анализ романа
«Мастер и Маргарита»

2

Тема 6. Особенности развития литературы 1930 – 1940х годов.
Тема 6.1. Становление Студент должен:
русской культуры в
знать:
1930е г. М.И.Цветаева, − основные факты жизни и творчества
О.Э. Мандельштам
М.Цветаевой;
уметь:
− анализировать лирическое произведение;
− выразительно читать стихотворения;
− сопоставлять лирические произведения;
− выявлять авторскую позицию;
Тема 6.4. М.А. Булгаков.
Студент должен:
знать:
Тема 6.4.2. М.А.
Булгаков. Роман
− факты из жизни и творчества писателя;
«Мастер и Маргарита»
− понятие «роман»;
уметь:
− воспроизводить содержание романа;
− анализировать отдельные эпизоды произведения;

4

Наименование
разделов и тем
1

Тема 6.6.
М.А.Шолохов. Романэпопея «Тихий Дон»
(обзор).

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
− формулировать своё отношение к произведению;
− соотносить художественную литературу с
общественной жизнью;
− выявлять авторскую позицию;

Структурное содержание учебного материала
3

Студент должен:
Сведения из биографии.
знать:
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского
народа и казачества в годы Гражданской войны.
− факты из жизни и творчества Шолохова;
Своеобразие
жанра.
Особенности
композиции.
− понятие «роман-эпопея»;
Столкновение
старого
и
нового
мира
в романе.
уметь:
Мастерство психологического анализа. Патриотизм и
− анализировать эпизоды произведения;
гуманизм романа.
− соотносить произведение с общественной
жизнью;
− выявлять авторскую позицию;
− аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;
Тема 7. Особенности развития литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Тема 7.1.
Студент должен:
Жизненный и творческий путь.
А.А.Ахматова.
знать:
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость
Лирика. Поэма
переживаний
поэта, его радость, скорбь, тревога.
− основные факты жизни и творчества;
«Реквием».
Тематика и тональность лирики периода первой мировой
− понятие «поэта»;
войны: судьба страны и народа..
уметь:
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм
− анализировать стихотворения и поэму;
поэмы.
Трагизм жизни и судьбы лирической героини и
− выразительно читать лирические произведения;
поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.
− определять род и жанр произведения;
− выявлять авторскую позицию;
Тема 7.2
Студент должен:
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.
Б.Л.Пастернак. Роман знать:
Эволюция поэтического стиля. История создания романа
«Доктор Живаго».
«Доктор Живаго». Жанровое своеобразие. Тема
− основные факты жизни и творчества
интеллигенции и революции. Особенности композиции
Б.Пастернака;
романа. Система образов романа.
уметь:
− выразительно читать стихотворения;
− анализировать лирическое произведение;

Кол-во
часов
4

2

2

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала
1
2
3
− выявлять авторскую позицию;
Тема 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980х годов.
Тема8.1. Творчество
Студент должен:
Особенности направления и течения. Проблема и
писателей прозаиков и знать:
проблематика, традиции и новаторство в произведениях
поэтов в1950-1980е г.
прозаиков. Историческая тема в советской литературе.
− понятия «направления» и «течения»;
А.Т.Твардовский.
уметь:
Лирика.
− сопоставлять литературное произведение с
А.И. Солженицын..
общественной жизнью;
Рассказ «Матренин
Студент должен:
Биография. Творчество. Особенности поэтического мира.
двор»
знать:
Автобиографизм
поэзии
Твардовского.
Образ
лирического героя.
− факты жизни и творчества А.Т.Твардовского.
уметь:
− выразительно читать произведения;
− сопоставлять литературные произведения;
Студент должен:
Сведения из биографии.
знать:
«Матренин
двор»
А.И.Солженицын.
Отражение
конфликтов
истории
в
судьбах
героев.
Характеры
героев.
− содержание изученных литературных
Мастерство Солженицына – психолога: глубина
произведений;
характеров,
историко-философское
обобщение
в
− основные факты жизни и творчества
творчестве писателя.
А.И.Солженицына;
уметь:
− воспроизводить содержание литературных
произведений;
− анализировать литературные произведения;
− соотносить рассказы Солженицына с
общественной жизнью и культурой 2-ой
половины ХХ века;
− выявлять авторскую позицию;
Тема 8.2 Русское литературное зарубежье 1920-1990х годов. (Три волны эмиграции)
Тема 9. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000х годов.
Тема 9.1.
Студент должен:
Смешение разных идеологических и эстетических
Общественнознать:
ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на
культурная ситуация в
рубеже 1980 – 1990х г.
«Задержанная» и
− понятия «задержанная»,

Кол-во
часов
4

2

1

1

2

Наименование
разделов и тем
1
России конца  начала  века.

Итоговое занятие

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
«возвращенная»литература;
уметь:
− сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью и культурой;
− выразительно читать;

Кол-во
часов

Структурное содержание учебного материала
3
«возвращенная»
литература. Произведения А.
Солженицына, А.Бека и других.

4

Повторение пройденного материала

1

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
5.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Оборудование кабинета: учебная и справочная литература,
нормативно-техническая
документация,
мультимедийный
проектор,
компьютер, интерактивная доска, аудио- и видеозаписи, видеофильмы,
Реализация программы предполагает все занятия проводить
практическими или частично практическими.
Литература
Для обучающихся
1. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. – М., 2018
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2017.
3. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. –
М., 2017.
4. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.
пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2017.
Для преподавателей
1. .История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и
С.М. Петрова. – М., 2018.
2. История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина.
– М., 2017..
3. .Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2018.
4. Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2019.
5. Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2018.
6. Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2019.
7. Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2018
Основные источники:
1. .Егорова Н.В., Золотарева И.В. и др. «Поурочные разработки по литературе XIX в.
10 класс (в 2-х частях)». М.: «ВАКО», 4-е изд., перераб. и допол., 2018год.
2. Коровина В.Я. «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11,
10-11 классы». М.: «Просвещение», 2018 год.
3. .Королева Н.С., Мошенская Т.Н. «Открытые уроки литературы.5-9 классы». М.:
«ВАКО», 2019 год.
4. .Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Учебник для 10-11 класса (среднее
профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2018год.
5. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. «Литература». Книга для преподавателя (среднее
профессиональное образование). М.: «Акадеимя», 2018год.
Дополнительные источники:
1. Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для
общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2018год.
2. Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.:
«Дрофа», 2019 год.
Интернет – ресурсы: www.gramota.ru rus.1september.ru www.alleng.ru
ruslit.ioso.ru www.grammа www.slovari.ru

6. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ « ЛИТЕРАТУРА»
Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»
Введение.

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)
ОК.2

Основные показатели результатов
подготовки

Определение особенностей
литературной борьбы первой половины
XIX века.

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.
Тема 1.1. А.С. ПушОК.3
Определение особенностей творчества
кин. Жизнь и
А.С. Пушкина
творческий путь.
Темы и мотивы
лирики поэта
Тема 1.2.
ОК.4
Умение анализировать стихотворения
М.Ю.Лермонтов.
М.Ю.Лермонтова
Основные мотивы
лирики

Формы и
методы
контроля
Устное
собеседование

Устное
собеседовании.

Викторина
(тест) по
творчеству
М.Ю.Лермонт
ова. Устное
собеседование
Устное
собеседование

Тема 1.3.
ОК.6
Определение художественного
Н.В.Гоголь.
своеобразия сборника Н.В.Гоголя
«Петербургские
«Петербургские повести».
повести»,
«Портрет»,
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.
Тема 2.1. Русская
ОК.6
Определение литературной второй
Устное
литература второй
половины XIX века.
собеседование
половины XIX века.
Тема 2.2. А.Н.Островский.
Тема 2.2.1.
ОК.4,6
Определение своеобразия драматургии
Доклад
А.Н.Островский –
А.Н.Островского
драматург.
Социальнокультурная новизна .
Тема 2.2.2. Пьеса
ОК.4,6
Определение своеобразия драматургии
Рецензии на
А.Н.Островского
А.Н.Островского
сочинение
«Гроза
Тема 2.2.3.
ОК.4,6
Определение своеобразия драматургии
Доклад
Конфликт
А.Н.Островского
романтической
личности с укладом
жизни, лишённой
нравственных основ.
Тема 2.3. И.А.Гончаров.
Тема 2.3.1.
ОК.5
Умение соотносить роман «Обломов» с Диспут.
И.А.Гончаров.
общественной жизнью России.
Основные этапы
жизни. Роман

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

«Обломов».
Тема 2.3.2.
ОК.5
Отражение
социальнопсихологических
проблем России в
романе Гончарова
«Обломов».
Тема 2.4. И.С.Тургенев.
Тема 2.4.1.
ОК.3
И.С.Тургенев
Основные этапы
жизни и творчества
Тема 2.4.2. Роман
ОК.3
«Отцы и дети» как
система российских
социальных
противоречий в
системе
общественных
отношений.
Тема 2.4.3.
ОК.3
Художественные
образы романа
«Отцы и дети». И.С.
Тургенева
Тема 2.5. Н.Г.Чернышевский.
Тема 2.5.1. Н.Г.
ОК.3
Чернышевский.
Жизнь и творчество
Тема 2.5.2.
ОК.3
Н.Г.Чернышевский.
роман «Что делать?»
Тема 2.6.
ОК.2
Н.С.Лесков. Повесть
«Очарованный
странник».
Тема 2.7. М.Е.Салтыков-Щедрин.
Тема 2.7.1.
ОК.4
М.Е.СалтыковЩедрин. Сказки.
Тема 2.7.2.
ОК.2
М.Е.СалтыковЩедрин. История
создания «История
одного города.
Тема 2.8. Ф.М.Достоевский.
Тема 2.8.1.
ОК.2

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

Умение соотносить роман «Обломов» с
общественной жизнью России.

Устное
собеседование

Определение условий формирования
творческого мировоззрения И.С.
Тургенева.

Устное
собеседование
Диспут.

Написание реферата: «И.С.Тургенев.
Стихотворения в прозе: тематика,
основные мотивы, жанровое
своеобразие»

Защита
рефератов

Умение соотносить роман «Отцы и
дети» с общественной жизнью России.

Устное
собеседование

Определение условий формирования
творческого мировоззрения Н.Г.
Чернышевского.
Умение соотносить роман «Что
делать?» с общественной жизнью
России.
Определение особенностей творчества
Н.С.Лескова

Диспут.

Определение художественных
особенностей сказок М.Е.СалтыковаЩедрина.

Устное
собеседование

Определение художественного
своеобразия «История одного города».

Устное
собеседование

Определение особенностей творчества

Устное

Устное
собеседование
Устное
собеседование

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Ф.М.Достоевский.
Ф.М.Достоевского.
Роман
«Преступление и
наказание»
Тема 2.8.2.
ОК.2
Определение художественного
Ф.М.Достоевский.
своеобразия «Униженные и
Роман «Униженные
оскорбленные».
и оскорбленные»
Тема 2.8.2.
ОК.2
Определение условий формирования
Ф.М.Достоевский.
творческого мировоззрения.
Роман «Идиот»
Ф.М.Достоевского.
Тема 2.9. Л.Н.Толстой.
Тема 2.9.1.
ОК.4,6
Определение условий духовных исканий
Л.Н.Толстой.
Л.Н.Толстого.
Духовные искания
писателя. Романэпопея «Война и
мир»
Тема 2.9.2.
ОК.2,5
Определение духовных исканий героев
Духовные искания
романа «Война и мир».
героев романа.
«Война и мир».
Тема 2.9.3. Кутузов
ОК.2,5
Умение аргументировано
и Наполеон.
формулировать своё отношение к
Развенчание идеи
прочитанному.
«наполеонизма».
Тема 2.10. А.П. Чехов.
Тема 2.10.1.
ОК.3
Умение анализировать рассказы
А.П.Чехов.
А.П.Чехова.
Художественное
совершенство
рассказов.
Тема 2.10.2.
ОК.6,7
Умение анализировать пьесу; выявление
Драматургия
авторской позиции, знание содержания
А.П.Чехова.
пьесы.
Комедия
«Вишнёвый сад».
Тема 3. Поэзия второй половины  века.
Тема 3.1. Обзор
ОК.6
Определение особенностей русской
русской поэзии
поэзии второй половины XIX века.
второй половины
 века.
Ф.И.Тютчев.
ОК.4
Знание стихов поэта, умение
А.А.Фет. Лирика.
анализировать лирическое
Своеобразие лирики
произведение.
поэтов.

Формы и
методы
контроля
собеседование

Устное
собеседование
Диспут.

Устное
собеседование

Устное
собеседование
Устное
собеседование

Устное
собеседование
Диспут.
Устное
собеседование
Выступление с
докладами.
Устное
собеседование
Устное
собеседование
Чтение
стихотворений
.

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)
ОК.6

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

Тема 3.2
Определение основных тем и идей
Устное
Н.А.Некрасов.
лирики Н.А.Некрасова Определение
собеседование
Жанровое
своеобразия поэмы «Кому на Руси
своеобразие лирики.
жить хорошо».
Поэма «Кому на
Руси жить хорошо».
Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале  века.
Тема 4.1. Введение в
ОК2,.4
Определение особенностей развития
Устное
русскую литературу
русской поэзии.
собеседование
ХХ века.
Воспроизведение содержания рассказы Чтение
И.А.Бунина. Лирика.
И.А.Бунина.
стихотворения
Проза.
Умение выявлять тему и проблему
наизусть.
рассказа.
Тема 4.2.
ОК.2
Воспроизведение содержания повести.
Дискуссия.
А.И.Куприн. Тема
Умение аргументировать своё
Конкурс
любви в повести
отношение к прочитанному. Написание сочинений по
«Гранатовый
сочинения-миниатюры.
повести
браслет».
«Гранатовый
браслет».
Тема 4.3.
ОК.2,3
Определение особенностей развития
Устное
Серебряный век
русской поэзии.
собеседование
русской поэзии М.
Умение аргументированно излагать
Горький Пьеса «На
свою позицию в сочинениидне»
рассуждении.
Использование своих знаний в
дискуссии.
Тема 4.4. А.А. Блок.
ОК.6
Умение анализировать литературное
Устное
Тема родины в
произведение. Определение
собеседование
лирике Блока. Поэма
особенностей общественной жизни
Прослушивание
«Двенадцать».
начала ХХ века.
выразительног
о чтения
стихов
А.Блока.
Тема 5. Особенности развития литературы 1920х годов.
Тема 5.1.
Ок.2
Умение выразительного чтения и
Устное
Литературный
анализа стихотворения В.Маяковского. собеседование
процесс 1920х г.
Аргументированно
В.В.Маяковский.
формулировать своё отношение к
прочитанному.
Тема 5.2.
ОК.7
Определение особенностей лирики
Устное
С.А.Есенин..
С.Есенина.
собеседование
Развитие темы
Умение выразительно читать и
Литературная
родины как
анализировать стихотворения
гостиная по
выражение любви к
С.Есенина.
творчеству
России.
С.Есенина.
Тема 6. Особенности развития литературы 1930-начала 1940х годов.
Тема 6.1.

ОК.4

Определение тематики поэзии

Устное

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»
Становление новой
культуры в 1930е г.
М.И.Цветаева. О.Э.
Мандельштам.
Тема 6.4.2.
М.А.Булгаков.
Роман «Мастер и
Маргарита».

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

ОК.2, 4, 5

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

М.Цветаевой.
Определение особенностей лирики
поэта.

собеседование

Умение выявлять авторскую позицию и
аргументировано формулировать своё
отношение к прочитанному.

Доклады,
устное
собеседование

Тема 6.3.
ОК.3
Определение жанровых особенностей
Устное
М.А.Шолохов.
романа «Тихой Дон». Выявление
собеседование
Роман-эпопея
авторской позиции.
«Тихий Дон» (обзор)
Тема 7. Особенности развития литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Тема 7.1.
ОК.2
Умение аргументировать
Устное
А.А.Ахматова.
литературное произведение. Выявление собеседование
Лирика. Поэма
авторской позиции
Доклады.
«Реквием».
Тема 7.2.
ОК.2
Умение выразительного чтения и
Устное
Б.Л.Пастернак.
анализа лирического произведения.
собеседование
Роман «Доктор
Определение своеобразия лирики
Живаго».
Б.Пастернака.
Тема 8. Особенности развития литературы 1950-1980х годов.
Тема 8.1. Творчество
ОК.2,5
Определение современной прозы.
Устное
писателей прозаиков
собеседование
в 1950-1980г.
ОК.2,5
Умение выразительного чтения и
Устное
Тема 8.2.
анализа лирического произведения.
собеседование
Творчество поэтов в
1950-1980е г.
Тема 8.4.
А.Т.Твардовский.
Лирика
Тема 8.5.
А.И.Солженицын.
Рассказ «Матренин
двор»

ОК.2

Умение выразительного чтения и
анализа лирического произведения.

ОК.3

Умение аргументировано
формулировать своё отношение к
прочитанному.

Устное
собеседование
Доклады.
Устное
собеседование
Чтение
произведений.

Тема 8.2. Русская литературное зарубежье 1920-1990х годов (Три волны эмиграции)
Тема 9. Особенности развития литературы конца 1980- 2000х годов.
ОбщественноОК.2
Определение особенностей русской
культурная ситуация
литературы последних десятилетий.
в России конца  начала  века.
Дифференцированн
ОК.4
ый зачет

Устное
собеседование
Диспут.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой
(таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».