Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ______________В.М.Владимиров ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства Рассмотрена и одобрена Рекомендована Методическом советом на заседании предметной (цикловой) комиссии агрономических дисциплин Председатель _________С.Н. Пильщиков ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе ________________________Т.В.Шитова Протокол № ___от «____» _____20___г Протокол № ___от «____» _____20___г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства Разработчики: Преподаватели общепрофессиональных и специальных дисциплин специальности «Агрономия»: Иванова Н.И., Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа ПМ 03. Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014г № 454) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.05 «Агрономия» 2 СОДЕРЖАНИЕ Стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА, ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Реализация агротехнологий различной интенсивности 1.1. Область применения программы Примерная программа профессионального модуля (далее примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение. 2. Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации. 3. Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения. 4. Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и её транспортировку. 5. Реализовывать продукцию растениеводства. Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области агрономии при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется. 1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: определения и подтверждения качества продукции растениеводства; уметь: - подготавливать объекты и оборудование для хранения продукции растениеводства к работе; - определять способы и методы хранения; - анализировать условия хранения продукции растениеводства; - рассчитывать потери при транспортировке, хранении и реализации продукции растениеводства; - определять качество зерна, плодоовощной продукции, технических культур в целях их реализации; 4 знать: - основы стандартизации и подтверждения качества продукции растениеводства; - технологии ее хранения; - требования к режимам и срокам хранения продукции растениеводства; - характеристики объектов и оборудования для хранения продукции растениеводства; - условия транспортировки продукции растениеводства; - нормы потерь при транспортировке, хранении и реализации продукции растениеводства 1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля: всего – 306 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 162 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов; самостоятельной работы обучающегося – 54 часа; учебной и производственной практики – 144 часов. 5 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 3.1 ПК 3.2 ПК 3.3 ПК 3.4 ПК 3.5 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 Наименование результата обучения Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку Реализовывать продукцию растениеводства Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 03 ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА, ПРЕДПРОДАЖНАЯ ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ РАСТЕНИЕВОДСТВА 3.1. Тематический план профессионального модуля Коды профессиональных компетенций 1 ПК 1-5 ПК 1-5 Наименования разделов профессионального модуля* 2 Раздел 1. Транспортировка и хранение продукции растениеводства Раздел 2. Переработка продукции растениеводства Производственная практика (по профилю специальности), часов Всего: Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 3 105 57 Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Самостоятельная Обязательная аудиторная учебная работа нагрузка обучающегося обучающегося в т.ч. в т.ч., в т.ч., лабораторные курсовая курсовая Всего, работы и Всего, работа работа часов часов практические (проект), (проект), занятия, часов часов часов 4 5 6 7 8 18 70 35 38 4 19 Практика Учебная часов 9 72 Производственн ая (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенн ая практика) 10 36 36 162 108 22 54 108 36 Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний. * 7 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) Пм. 03 Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем 1 Раздел 1. Транспортировка и хранение продукции растениеводства МДК. 03.01. Технологии хранения, транспортировки, предпродажной подготовки и реализации продукции растениеводства Тема 1.1. Общие методы и механизация хранения продукции растениеводства Тема 1.2. Транспортировка продукции растениеводства к месту хранения Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) Объем часов Уровень освоения 2 3 70 4 70 Содержание 1 Биологические основы хранения Лежкость и ее связь с периодами покоя. Дыхание как основной процесс жизнедеятельности при хранении 2 Общие методы и механизация хранения Характеристика объектов и оборудование для хранения продукции растениеводства 3 Подготовка объектов хранения Дезинфекция. Установка вентиляций, оборудования к сезону хранения 4 Сроки хранения продукции растениеводства Требования к режимам хранения продукции растениеводства. Влияние агротехники и удобрений на хранение 5 Способы размещения продукции растениеводства Характеристика хранилищ, буртов, холодильников по технологическим и экономическим показателям 6 Стандарты на продукцию растениеводства Основы стандартизации и подтверждения качества продукции растениеводства Практические занятия 1 Определения товарного качества зерна 2 Определение товарного качества овощей и плодов 3 Определение товарного качества продукции технических культур с целью её реализации Содержание 1 Технологии транспортировки продукции растениеводства Условия транспортировки продукции растениеводства. Потери при транспортировке и меры по их сокращению. Расчет потерь при транспортировке 24 2 2 2 2 2 2 6 4 8 Тема 1.3. Хранение продукции растениеводства Тема 1.4. Хранение зерна Содержание 1 Теоретические основы хранения продукции растениеводства Особенности, определяющие лежкость и сохраняемость продукции растениеводства. Послеуборочная товарная обработка продукции 2 Хранение картофеля Потери при хранении картофеля и меры их сокращения. Лежкие сорта картофеля. 3 Хранение капусты Сроки дифференциации точек роста, холодостойкость, интенсивность тепло- и влаговыделения. Лежкие сорта капусты. Оптимальные условия и технология хранения 4 Хранение корнеплодов Оптимальные условия хранения корнеплодов. Потери при хранении корнеплодов и меры их сокращения 5 Хранение лука и чеснока Особенности, определяющие сохраняемость луковиц. Продолжительность периода покоя, устойчивость к отрицательным температурам и пониженной влажности среды. Сорта и технология хранения 6 Хранение плодовых овощей Дозревание и хранения томатов лежких сортов. Условия технологии хранения. Кратковременное хранение зеленных овощей в различных упаковках 7 Хранение яблок, груш, винограда и цитрусовых Продолжительность послеуборочного дозревания, устойчивость к измененному составу газовой среды. Оптимальные условия и технология хранения лежких сортов. Потери и меры их сокращения 8 Реализация продукции растениеводства на переработку и в розничную сеть с применением различных видов тары и упаковочного материала Практические занятия Анализ условий хранения продукции растениеводства в стационарных хранилищах 1 Определение оптимальных условий хранения продукции растениеводства объектов 2 хранения Анализ режимов и сроков хранения продукции растениеводства 3 Расчет вместимости буртов хранилищ и потребности площади размещения 4 Расчет режимов хранения в холодильниках 5 Содержание 1 Состав зерновой массы, и характеристика ее компонентов. Факторы определяющие интенсивность дыхания при хранении. Послеуборочное дозревание. Явления самосогревания и меры их предупреждения. Основы зерносушения Лабораторные работы 1 Определения качества зерна в лабораторных условиях Контрольная работа по разделу «Хранение продукции растениеводства» 38 2 2 2 2 2 2 2 2 10 4 2 2 9 Самостоятельная работа при изучении раздела 1 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Подготовка к лабораторным работам и практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных и практических работ, отчетов и подготовка к их защите Тематика внеаудиторной самостоятельной работы 1. Используя различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы, подготовить сообщения: - влияние физиологически активных препаратов на хранение продукции растениеводства, - современные пункты для послеуборочной обработки продукции, - материал, применяемый для упаковки продукции, - методы создания газовых сред при хранении; 1. Составить схему влияния состава газовой среды на характер и интенсивность дыхания плодов и овощей 2. Выполнить расчет эффективности перевозок продукции на хранение, в контейнере 3. Написание докладов по товарной обработке продукции (по индивидуальному заданию преподавателя); 4. Выполнить расчет эффективности хранения продукции в хранилищах; 5. Составить таблицу о недостатках и преимуществу вертикальных вытяжных труб, применяемых при хранении; 6. Выполнить расчет снижения потерь при хранении за счет правильной закладки продукции; 7. Ознакомление со способами хранения сельскохозяйственной продукции в передовых хозяйствах района, области и их оценка 35 Учебная практика Виды работ: - отбор на анализ средних образцов зерновых культур; - отбор на анализ средних образцов овощных культур; - отбор на анализ средних образцов кормовых культур; - отбор на анализ средних образцов картофеля; - разбор анализов средних образцов по фракциям, пользуясь стандартами; - контроль режимов хранения картофеля, овощей, кормовых культур в хранилищах; - планирование способов хранения сельскохозяйственных культур; - оценка хранилищ по технолого-экономическим показателям; - проектирование мест в хранилищах и камерах холодильников для хранения продукции; - выполнение расчетов потребности в таре и упаковочных материалах; - расчет потерь продукции растениеводства при транспортировке; - определение сохраняемости картофеля, овощей и плодов; - определение качества муки, крупы 72 10 Раздел 2. Переработка продукции растениеводства МДК 03.01. Технологии хранения, транспортировки, предпродажной подготовки и реализации продукции растениеводства Тема 2.1. Предпродажная подготовка продукции растениеводства Тема 2.2. Способы консервирования продукции растениеводства Тема 2.3. Транспортировка и реализация готовой продукции 38 38 Содержание 1 Подготовка продукции к переработке: сортировка, калибровка, мойка, измельчение. 4 Содержание 1 Консервирование тепловой стерилизацией Зависимость температуры и времени стерилизации от кислотности сырья. Пастеризация. Горячий разлив 2 Способы приготовления различных видов консервов Натуральные овощные консервы. Закусочные консервы. Томатопродукты. Условия хранения и причины порчи 3 Консервирование сахаром Производство варенья, джема, повидла, мармелада, пастилы, цукатов 4 Консервирование быстрым замораживанием Виды установок. Условия хранения замороженной продукции 5 Сушка продукции растениеводства Солнечная, сублимационная сушка, на сушильных установках. Упаковка и хранение сушеных продуктов, маркировка, этикетирование 6 Микробиологические методы консервирования Общая характеристика методов консервирования. Квашение, соление, мочение 7 Способы хранения консервированной продукции Процессы, происходящие в перерабатываемой продукции растениеводства при хранении Лабораторные работы 1 Определение кислотности в плодах и овощах 2 Определение содержание сухих веществ в продукции растениеводства рефрактометром Содержание 1 Транспортировка продукции растениеводства Технологии транспортировки продукции растениеводства в упаковке. Условия транспортировки. Потери при транспортировке и меры по их сокращению. Расчет потерь при транспортировке 2 Реализация сельскохозяйственной продукции Каналы реализации. Способы реализации продукции растениеводства. Документация. Определение возможного дохода от реализации готовой продукции. 28 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 6 11 Самостоятельная работа при изучении раздела 2. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам, составленным преподавателем к параграфам, главам учебных пособий). Подготовка к лабораторным работам и с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы по разделу 1 1. Используя различные источники информации, в том числе Интернет-ресурсы, подготовить сообщения: - по методам и видам упаковки консервов, - о методах асептического консервирования; 2. Выполнить расчет по учету консервов в специальных массовых или объемных единицах; 3. Работа с документацией по санитарным требованиям: - применение безвредных консервантов при консервировании, - утилизация отходов после переработки, - получение и применение пищевых красителей, - способы пропитки материалов для упаковки готовой продукции; 4. Выполнить расчет по учету готовой продукции 5. Изучить способы переработки продукции растениеводства на предприятиях района, области; 6. Изучить способы утилизации отходов при консервировании плодов и овощей Учебная практика Виды работ - выполнение работ по переработке зерна в крупу; - расчет потерь продукции растениеводства при транспортировке; - ознакомление с переработкой продукции растениеводства в регионе; - определение качества квашеной капусты; - выполнение работ по производству маринованных плодов и овощей; - приготовление томатного сока и пюре и плодово-ягодных компотов; - ознакомление с организацией технологического контроля на предприятиях и определением качества готовой продукции; - составление документации по реализации продукции; - расчет потерь продукции растениеводства при транспортировке; Производственная практика (по профилю специальности) итоговая по модулю Виды работ - участие в переработке зерна в муку; - участие в определение качества муки и крупы; - участие в определение качества хлебопечения; - участие в производстве сушеной продукции; - участие в проведении работ по микробиологическим методам консервирования; - участие в определении качества соленых огурцов, томатов, томатной пасты, квашеной капусты, моченых яблок; - участие в варке варенья и джемов Всего Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 19 36 36 306 12 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории Технологии хранения и переработки продукции растениеводства (по ФГОС) Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - консервы; - образцы упаковки: банки, коробки; - макеты хранилищ; - таблицы, плакаты, схемы, карты; - портреты ученых; - витрина с муляжами плодов, овощей и картофеля; - стенд «Виды пленки». - учебно-методическое обеспечение: инструкционные карты по выполнению лабораторных и практических работ, комплекты заданий, производственных ситуаций, контрольных вопросов, тестов. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным мультимедиапроектор программным 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы обеспечением и Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Манжесов В. И., Попов И.А., Щедрин Д.С. Технология хранения растениеводческой продукции. – М.: КолосС, 2019. (Учебники и учебные пособия для средних специальных учебных заведений) 2. Филатов В.И., Баздырев Г.И., Объедков М.Г. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства. – т М.: Колос, 2019. 3. Широков Е.П., Полегаев В.И. Хранение и переработка продукции растениеводства с основами стандартизации и сертификации. Часть 1. Картофель, плоды, овощи: Учеб. пособие. – М.: Колос, 2020. Дополнительные источники: Скрипков Ю.Г. Прогрессивная технология хранения и переработки плодов и овощей. – М.: Агропромиздат, 2019 13 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Перед изучением ПМ.03 Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства, необходимо изучение модулей ПМ.01 «Реализация агротехнологий различной интенсивности», ПМ.02 «Защита почв от эрозии и дефляции, воспроизводство их плодородия» и изучение дисциплин: Основы агрономии; Основы механизации, электрификации и автоматизации сельскохозяйственного производства; Микробиология, санитария и гигиена; Основы экономики, менеджмента и маркетинга и Метрология, стандартизация и подтверждение качества. Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков в рамках данного профессионального модуля. В процессе обучения по профессиональному модулю обучающимся оказываются консультации. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится концентрированно. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Наличие высшего профессионального образования соответствующего профилю модулю: Хранение, транспортировка, предпродажная подготовка и реализация продукции растениеводства. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов. Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже одного раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 14 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Выбирать способы и методы закладки продукции растениеводства на хранение Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки Определение способов и методов хранения продукции растениеводства в соответствии с технологиями; - экспертное наблюдение и оценка выполнения лабораторных и практических работ; Обоснование различных - экспертное наблюдение и технологий хранения; оценка выполнения работ учебной и Определение требований к на производственной режимам и срокам хранения практике; продукции растениеводства; Изложение характеристик объектов и оборудования для хранения продукции растениеводства оценка контрольных темам МДК; выполнения работ по - тестирование, устный (письменный) опрос; - оценка выполнения самостоятельной работы; - экзамен по МДК; Подготавливать объекты для хранения продукции растениеводства к эксплуатации квалификационный экзамен по модулю Выполнение работ по - экспертное наблюдение и подготовке объектов и оценка выполнения оборудования к хранению лабораторных и продукции растениеводства; практических работ; - экспертное наблюдение и технологий оценка выполнения работ продукции на учебной и производственной практике; Определение режимов и сроков оценка выполнения хранения продукции контрольных работ по растениеводства; темам МДК; Изложение характеристик - тестирование, устный объектов и оборудования для (письменный) опрос; хранения продукции - оценка выполнения растениеводства самостоятельной работы; - экзамен по МДК; Обоснование хранения растениеводства; квалификационный экзамен по модулю 15 Контролировать состояние продукции растениеводства в период хранения Организовывать и осуществлять подготовку продукции растениеводства к реализации и ее транспортировку Контроль условий хранения - экспертное наблюдение и продукции растениеводства; оценка выполнения практических работ; Определение требований к - экспертное наблюдение и режимам и срокам хранения оценка выполнения работ продукции растениеводства; на учебной и производственной Определение потерь при практике; хранении и реализации оценка выполнения продукции растениеводства; контрольных работ по обоснование потерь темам МДК; - тестирование, устный Требования к условиям (письменный) опрос; хранения продукции - оценка растениеводства и её выполнениясамостоятельн реализации. ой работы; - устный экзамен по МДК; квалификационный экзамен по модулю Демонстрация навыков - экспертное наблюдение и подготовки продукции оценка выполнения растениеводства к переработке лабораторных и и подготовки её к реализации; практических работ; Обоснование потерь при - экспертное наблюдение и подготовке продукции к оценка выполнения работ переработке, транспортировке, на учебной и хранению и реализации производственной продукции практике; Определение потерь при транспортировке, хранении и реализации продукции растениеводства; оценка контрольных темам МДК; выполнения работ по - тестирование, устный условий (письменный) опрос; продукции - оценка выполнения самостоятельной работы; Определение способов - устный экзамен по МДК; консервирования и хранения квалификационный продукции экзамен по модулю Определение потерь при - экспертное наблюдение и транспортировке, хранении и оценка выполнения работ реализации продукции на учебной и растениеводства; обоснование производственной потерь; практике; Определение транспортировки растениеводства; Реализовывать продукцию растениеводства Определение транспортировки растениеводства; - тестирование, устный условий (письменный) опрос; продукции - оценка выполнения самостоятельной работы; 16 - экзамен по МДК; квалификационный экзамен по модулю Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты Основные показатели Формы и методы (освоенные общие оценки результата контроля и оценки компетенции) Понимать сущность и - демонстрация интереса к - оценка выступлений с социальную значимость будущей профессии сообщениями, своей будущей профессии, презентациями на занятиях проявлять к ней устойчивый по результатам интерес самостоятельной работы; - экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практиках; оценка содержания портфолио студента Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области хранения, переработки и реализации продукции растениеводства - экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практике - решение стандартных и нестандартных задач в области хранения, переработки и реализации продукции растениеводства. оценка выполнения практических работ на моделирование и решение нестандартных ситуаций Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития эффективный поиск необходимой информации с использованием различных источников, включая электронные. - наблюдение и оценка деятельности студентов при подготовке сообщений, докладов; Использовать информационнокоммуникационные технологии наблюдение за использованием информационных технологий нения демонстрация навыков - наблюдение за использования формированием навыков информационноработы в глобальных, для коммуникационных корпоративных и 17 совершенствования профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации технологий профессиональной деятельности взаимодействие обучающимися преподавателями сотрудниками в обучения. в локальных информационных сетях с - наблюдение за ролью обучающихся в группе; и ходе - самоанализ и коррекция ре- - экспертное наблюдение и зультатов собственной оценка работы в малых работы группах на теоретических занятиях, деловых играх моделирования социальных и профессиональных ситуаций; - мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося; - проявление интереса к - контроль выполнения дополнительной информации индивидуальной по специальности, самостоятельной работы расширению кругозора; обучающегося; - планирование обучающимся - открытые защиты и повышения личностного и оценка творческих и проектных работ квалификационного уровня; организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) - анализ инноваций в области хранения, переработки и реализации продукции растениеводства - демонстрация трудолюбия, выносливости, находчивости и любви к Родине; - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности - наблюдение за участием в учебно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах - своевременность постановки на воинский учёт; - наблюдение за участием в воинских сборах 18