Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________В.М.Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной(цикловой) комиссии агрономических дисциплин Председатель__________С.Н.Пильщиков Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Зам. директора по учебной работе _________________________Т.В. Шитова Протокол № ____ от «_____» ___20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Экологические основы природопользования» Разработчик: Бесков А.Н., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1564) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 2. СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Экологические основы природопользования 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО «Эксплуатация и ремонт с/х техники», «Электрификация и автоматизация с/х», «Агрономия», «Ветеринария», «Экономика и бухгалтерский учет». Программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке студентов по смежным специальностям. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: данная дисциплина принадлежит к математическому и общему естественнонаучному циклу. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - оценивать эффективность природоохранных мероприятий; - оценивать качество окружающей среды; - использовать экозащитную технику и технологии; - определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - основные определения и понятия природопользования; - современное состояние окружающей среды России и мира; - экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; - способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами; - основные направления рационального природопользования; - сновные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды; - правовые вопросы экологической безопасности. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов; самостоятельной работы обучающегося 25 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе: Выполнение рефератов, докладов, сообщений Итоговая аттестация в форме зачета Объем часов 60 48 6 5 2 12 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования» Наименование разделов и тем 1 РАЗДЕЛ 1. Экология. Тема 1.1. Введение. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 2 Содержание учебного материала 1 Экология как наука, её содержание, задачи. Основной объект экологии – экосистема. Структура экологии. Комплекс экологических наук. Связь экологии с другими науками. Методы экологических исследований, экологическое прогнозирование и моделирование природных процессов. 2 Современное состояние окружающей среды России. Причины сложного экологического положения в России. Глобальные проблемы экологии. Современная экологическая обстановка в Мордовии, Краснослободском районе. Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по теме: «Гидросфера как среда жизнедеятельности», «Жизненные свойства воды». Тема 1.2. Содержание учебного материала Экология – 1 Природа как объект воздействия и среда обитания человека. теоретическая 2 Понятие среды. основа охраны 3 Условия существования организмов. Факторы среды, их природы. классификация и воздействия на организм. Жизненные формы. 4 Адаптации организмов. Адаптивные способности растений и 5 животных в различных местообитаниях. 6 Географическая зональность и изменчивость организмов. Антропогенные факторы. Влияние производственной деятельности человека на среду обитания. Глобальные и Объем часов 3 28 Уровень освоения 4 2 ознакомительный 1 6 ознакомительный локальное воздействие. Природные ресурсы, их классификация, проблемы исчерпаемости, рациональные системы использования природных ресурсов – эколого-экономические механизмы рационального природопользования. Практическое занятие №1. Сравнение морфологических и анатомических особенностей растений из разных мест обитания. Тема 1.3. Содержание учебного материала Экосистема, её 1 Определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», их состав, общая взаимосвязь. Состав экосистемы. Трофические группы организмов характеристика. 2 в экосистемах. Пищевые цепи и пищевые связи. Структура экосистемы. Естественные и антропогенные системы. Бюджет солнечной энергии в экосистеме. Практическое занятие №2. Составление схем пищевых связей на примере местных видов. Тема 1.4. Содержание учебного материала Биологическая 1 Биологическая продуктивность – важнейшая характеристика продуктивность. 2 экосистемы, единицы её измерения. Первичная и вторичная продукция экосистемы. Валовая и чистая первичная продукция. Переход энергии с одного трофического уровня на другой. Основные классы экосистем по продуктивности. Продуктивность основных экосистем России. Запас биомассы. Соотношение запаса биомассы и биологической продуктивности. Экологические пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую продуктивность экосистем (лимитирующие факторы). Роль человека в уменьшении их влияния. Тема 1.5. Содержание учебного материала Биосфера. 1 Биосфера, её структура, состав, возникновение. Функции живого в биосфере. 2 Учение В.И.Вернадского о биосфере как дальнейшее развитие идей отечественных и зарубежных учёных об эволюции 2 2 ознакомительный 1 2 ознакомительный 2 ознакомительный Тема 1.6. Экологическое равновесие. природных комплексов на планете. Зональное и вертикальное распределение биоценозов в биосфере. Основные биосферные циклы веществ. Антропогенное воздействие на биосферу. Ноосфера – сфера разума. Практическое занятие №3. Влияние деятельности человека на биосферу. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рефератов по теме: «Водные биоресурсы». Содержание учебного материала 1 Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в экосистеме. Экологические сукцессии. Постоянство циклов 2 питательных элементов. Типы взаимоотношений между организмами в экосистеме при экологическом равновесии. Горизонтальные и вертикальные взаимоотношения организмов. Смешанные взаимоотношения организмов. Популяции. Их стабильность. Факторы, нарушающие стабильность экосистемы. Экологическая ниша. Биологическое разнообразие. Контрольная работа №1. Предмет экологии. Основные понятия. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Последствия вмешательства человека в экосистемы рек Мокши, Суры, лесов Мордовии». РАЗДЕЛ 2. Рациональное природопользование. Тема 2.1. Содержание учебного материала Естественные 1 Основные естественные экосистемы России. Возникновение экосистемы России и великих озёр Каспия, Байкала, Арала. Становление их их рациональное разнообразной флоры и фауны. Заповедники Прикаспия, 2 1 2 ознакомительный 1 2 22 5 ознакомительный использование. 2 Приаралья, Байкальский и Баргузинский, цели их создания: охрана уникальных природных экосистем. 3 Агроценозы. Поддержание экологического равновесия. Поддержание видового разнообразия агроценозов, сохранение рудеральной флоры и фауны. Охрана лесов, их рациональное использование. Леса и растительный мир. Сохранение площадей под растительностью. Уничтожение и деградация растительности. Защита лесов от вредителей. Радиоактивное загрязнение и пожары. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения «Древесные и кустарниковые формы лесных растений Мордовии», «Лекарственные растения Мордовии». Тема 2.2. Содержание учебного материала Экосистемы 1 Общее представление об агроэкосистеме. Структура, основные сельского хозяйства. трофические блоки. Почва – главный ресурс агроэкосистемы. 2 Основные приёмы сохранения плодородия почв. Экология животноводства. Самостоятельная работа обучающихся. Составить опорный конспект по экосистемам сельского хозяйства. Тема 2.3. Содержание учебного материала Городские и 1 Городские и промышленные экосистемы. Источники и виды промышленные загрязнений. Отходы: промышленные, бытовые, радиоактивные экосистемы. 2 (токсичные). Влияние на атмосферу энергии. Экологические виды топлива. Загрязнение водоёмов. Способы очистки воды. Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение о загрязнении рек Мокши, Суры. Тема 2.4. Содержание учебного материала Общие вопросы 1 Два уровня охраны природы: популяционно-видовой, 3 2 продуктивный 2 2 продуктивный 3 4 продуктивный охраны природы. экосистемный. Создание Красных книг, создание генных банков. Особо охраняемые природные территории. Контрольная работа №2. Охрана природы и природопользование. Самостоятельная работа обучающихся. Изучение видового состава растений нашей зоны. Итоговый зачет не предусмотрен Всего: 1 2 60 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования. Оборудование учебного кабинета: - доска учебная; - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место для преподавателя; - комплект учебно-методической документации; - наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал, гербарии растений, учебные плакаты, схемы. Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением. 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. В.М.Константинов, Ю.Б.Челидзе. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, 2019 2. Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Гранд, 2018 3. В.И.Жидкин. Охрана природы с основами экологии. – Саранск: Мордовское книжное издательство, 2019 4. Основы экологии. Под редакцией В.И.Жидкина. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 2018 Дополнительные источники: 1. Астошин, Благосклонов. Охрана природы. – М.: Колос, 2018 2. Закон Российской Федерации «О рациональной безопасности населения». Российская газета, 17.01.2019 г. 3. Красная книга Мордовии тома 1 и 2, Красная книга России. 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: оценивать эффективность природоохранных мероприятий; оценивать качество окружающей среды; использовать экозащитную технику и технологии; определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: основные определения и понятия природопользования; современное состояние окружающей среды России и мира; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охрана природы; способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами; основные направления рационального природопользования; основные положения и сущность экономического механизма охраны окружающей среды; правовые вопросы экологической безопасности. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения устный опрос, тестирование устный опрос, тестирование подготовка сообщений практическая работа тестирование написание рефератов написание рефератов подготовка сообщений письменный опрос тестирование устный опрос