16 ПМ05 МДК05.01.-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05. Выполнение работ по должности электромонтер
по обслуживанию электроустановок

Программа профессионального модуля ПМ.05. выполнение работ по должности
электромонтер по обслуживанию электроустановок разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства
образования и науки от 30 сентября 2009 года № 367) для специальности среднего
профессионального образования базовой подготовки 35.02.08. «Электрификация и
автоматизация сельского хозяйства».
Организация-разработчик Государственное бюджетное образовательное
учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение) «Краснослободский аграрный техникум»
(
Разработчик:
Антошкин Ф.И. Ягодкин В.А.- преподаватель общепрофессиональных
дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения
Республики Мордовия среднего профессионального образования
(среднего
специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» ГБОУ
РМ СПО (ССУЗ) «Краснослободский аграрный техникум»).

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства» в части освоения основного вида профессиональной деятельности
(ВДП): Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам
освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- читать средней сложности чертежи и электрические схемы.
- выполнять монтаж (демонтаж) и обслуживать силовые, осветительные
электроустановки, электроизмерительные приборы, ПЗА в сетях напряжением до
1000В.
- выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением
до 1000В.
- проводить электрические измерения в электроустановках, электроаппаратах
и электропроводниках.
- выполнять монтаж и пайку несложных устройств на базе полупроводниковой
техники.
- поддерживать режимы и заданные параметры электроустановок.
- осуществлять надзор и контроль за состоянием
и эксплуатацией
электрооборудования.
- выполнять слесарную и механическую обработку деталей.
- обеспечивать электробезопасность.
уметь:
- читать чертежи, электрические схемы средней сложности;
- подготавливать необходимые инструменты и материалы для работы;
- осуществлять безопасно процесс эксплуатации электрооборудования и
средств автоматизации;
- выполнять основные слесарные и электромонтажные работы;
- осуществлять уход за электромонтажным и слесарным инструментом и
приборами;
- соблюдать правила техники безопасности, труда и противопожарной
безопасности, производственной санитарии.
1.3. Рекомендуемое
количество часов на освоение
профессионального модуля:
всего – 360 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 288, включая:

программы

ПЗ – 144;
самостоятельной работы обучающегося – 72 ч.;
учебной практики - 144
2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является
овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД):
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих, в том числе профессионального (ПК) и общими (ОК)
компетенциями:
Код
ПК 5.1

Наименование результата обучения
Читать средней сложности чертежи и электрические схемы.

ПК 5.2

ПК 5.6

Выполнять монтаж и обслуживать силовые, осветительные электроустановки,
электроизмерительные приборы, ПЗА в сетях напряжением до 1000 В.
Выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов напряжением
до 1000 В.
Проводить электрические измерения в электроустановках, электроаппаратах
и электропроводниках.
Выполнять монтаж и пайку несложных устройств на базе полупроводниковой
техники.
Поддерживать режимы работы и заданные параметры электроустановок.

ПК 5.7

Выполнять слесарную и механическую обработку деталей.

ПК 5.8

Обеспечивать электробезопасность.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффектного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за
результат выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

ПК 5.3
ПК 5.4
ПК 5.5

ОК 2.
ОК 3.
ОК 4.
ОК 5.
ОК 6.
ОК 7.
ОК 8.
ОК 9.
ОК 10.

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05. Выполнение работ по должности электромонтер по обслуживанию электроустановок

Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 5.1 – 5.8
ОК 1-10

ПК 5.1- 5.6
5.8
ОК 1-10

ПК 5.6-5.8
ОК 1-10
ПК 5.1 - 5.6
5.8
ОК 1-10

Наименование
разделов
профессионального
модуля

2
ПМ 05. Выполнение
работ по одной или
нескольким
профессиям рабочих,
должностям служащих
МДК.05.01
Выполнение работ по
должности
электромонтер по
обслуживанию
электроустановок
Учебная практика
Раздел I. Выполнение
слесарной обработки
металлов
Раздел II. Выполнение
работ по должности
электромонтер по
обслуживанию
электроустановок

Всего
часов
(макс.учебная
нагрузка и
практики)

Объем времени, отведенный на освоение
междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная,
Самостоятельная
учебная нагрузка
работа
Производственная
Учебная,
обучающегося
обучающегося
(по профилю
часов
Всего,
в т.ч.
в т.ч.
специальности),
часов лабораторные курсовая
Всего,
часов
работы и
практические
занятия,
часов

работа
(проект),
часов

часов

6

7
72

3
360

4
288

5
144

216

144

144

72

8

9
144

72

72

72

10

Тематический план МДК 05. 01. Выполнение работ по должности электромонтер по обслуживанию электроустановок
1
2
3
4
5
6
7
8
9
ПК 5.8
1.Правила ТБ при
3
2
1
ОК 2
работе и организация
рабочего места
ПК 5.1
2. Исследование
3
2
1
ОК 3-9
основных величин,
применяемых в
электротехнике, их
обозначение и единицы
измерения
ПК 5.1
3. Исследование
6
4
2
ОК 3-9
позиционных и
графических
обозначений элементов
в электрических схемах
3.1. Условные
3
2
1
буквенно-цифровые
обозначения.
3.2. Построение
3
2
1
условных графических
обозначений
ПК 5.1
4. Исследование
12
8
4
ОК 3-9
электрических схем
4.1. Схемы
3
2
1
электрического
освещения.
4.2. Схемы
3
2
1
распределения
электроэнергии между
потребителями.
4.3. Схемы управления
3
2
1
электрооборудования
силовых электрических
цепей.
4.4.Схемы
3
2
1

10

электроустановок с
электронной и
микроэлектронной
аппаратурой.
ПК 5.3
ОК 3-9
ПК 5.1
ОК 3-9
ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9
ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

5. Исследование
физических и
технических свойств
диэлектриков
6. Исследование
физических процессов
в проводниковых
материалах
7. Исследование видов,
и методов измерения.

3

2

1

3

2

1

3

2

1

8. Исследование
электроизмерительных
приборов:
амперметров,
вольтметров,
ваттметров.
8.1.Исследование
электроизмерительных
приборов амперметра,
вольтметра.
8.2. Исследование
электроизмерительного
прибора ваттметра.

6

4

2

3

2

1

3

2

1

9. Исследование
электроизмерительных
приборов для
измерения
сопротивлений,
комбинированные

6

4

2

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

ПК 5.1
ПК 5.4

приборы
(мультиметры).
9.1. Измерение
сопротивлений
методом «амперметравольтметра».
9.2. Измерение
сопротивлений
омметром, авометром.
10. Исследование
проверки состояния
изоляции мегомметром
в электроустановках,
электроаппаратах и
электропроводника.
10.1. Методика
измерения
сопротивления
изоляции установок.
10.2. Проверка
состояния изоляции
мегомметром.
11.Исследование учета
и измерения
эл.энергии.
подключения счетчика
к активной энергии.
11.1. Исследование
схемы включения
однофазного счетчика.
11.2. Исследование
схемы включения 3-х
фазного счетчика.
12. Исследование схем
замещения

3

2

1

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

3

2

1

ОК 3-9

электрической цепи с
различными видами
потребителей.

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

13. Исследование и
сравнение
энергетических
процессов в
электрической цепи с
R, L, С
13.1.Цепь переменного
тока с активным
сопротивлением.
13.2.Цепь переменного
тока с индуктивным
сопротивлением.
13.3.Цепь переменного
тока с емкостным
сопротивлением.

9

6

3

3

2

1

3

2

1

3

2

1

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

14. Исследование
режимов работ в
электрической цепи.

3

2

1

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

15. Исследование 3-х
фазных электрических
цепей
15.1. Исследование 3-х
фазной электрической
цепи при соединении
потребителей по схеме
«звезда».
15.2. Исследование 3-х
фазной электрической
цепи при соединении
потребителей по схеме

6

4

2

3

2

1

3

2

1

ПК 5.1
ПК 5.4
ОК 3-9

ПК 5.1
ОК 1-2

ПК 5.2
ОК 3-9

ПК 5.2
ОК 3-9

ПК 5.2
ОК 3-9
ПК 5.2
ОК 3-9

«треугольник».
16. Выбор схем
соединений
осветительной и
силовой нагрузок при
включении в 3-х
фазную сеть
17. Исследование
терминов и
определений
электрооборудования и
электроустановок.

3

2

1

3

2

1

18. Исследование
защитных устройств в
эле
18.1. Защитное
заземление, зануление.
18.2. Индивидуальные
средства защиты.

6

4

2

3

2

1

3

2

1

19. Исследование
электромонтажных
изделий и материалов
19.1. Крепёжные
детали к конструкции.
19.2. Изоляционные
изделия и материалы.

6

4

2

3

2

1

3

2

1

20. Исследование
электроустановочных
изделий.
21. Исследование
осветительных
приборов

3

2

1

6

4

2

ПК 5.2
ОК 3-9

ПК 5.2
ОК 3-9
ПК 5.2
ОК 3-9
ПК 5.2
ОК 3-9
ПК 5.2
ОК 3-9
ПК 5.2
ОК 3-9

ПК 5.2
ОК 3-9

21.1. Осветительные
патроны, выключатели,
переключатели.
21.2. Штепсельные
розетки, блоки,
коробки.
22. Ознакомление с
конструкцией
предохранителей,
автоматических
выключателей
23. Ознакомление с
конструкцией
магнитных пускателей
контакторов
24. Исследование
квартирных и
групповых РУ

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

25. Выбор автоматов и
вставок по расчетному
току
26. Выбор магнитных
пускателей.

3

2

1

3

2

1

27. Исследование
электрической цепи
осветительных
установок
27.1. Схемы включения
ламп накаливания и
люминесцентных ламп.
27.2.Расчет освещения

6

4

2

3

2

1

3

2

1

28. Исследование
электрических схем

3

2

1

ПК 5.2-5.3
ОК 3-9
ПК 5.2-5.3
ОК 3-9

ПК 5.2-5.3
ОК 3-9

ПК 5.2-5.3

силовых
электроустановок
29. Исследование
внутренних сетей
30. Исследование
технологии монтажа
различных видов
электропроводок и
осветительного
оборудования.
30.1. Технология
монтажа
электропроводок.
30.2 Технология
монтажа
осветительного
оборудования

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

31. Составление плана
расположения
силового и
осветительного
электрооборудования
конкретного объекта и
нанесение
токораспределительной
сети.
31.1. Выбор силового
электрооборудования и
нанесение на плане
помещения.
31.2. Нанесение
электропроводки на
плане помещения.

6

4

2

3

2

1

3

2

1

32.Расчет и выбор

6

4

2

ОК 3-9

ПЗА, сечение проводов
для силовой сети.
32.1. Выбор ПЗА
32.2. Выбор сечения
проводов.

3
3

2
2

1
1

33. Расчет и выбор
ПЗА, сечение
проводов для
осветительной сети.
33.1. Выбор ПЗА
33.2. Выбор сечения
проводов.

6

4

2

3
3

2
2

1
1

ПК 5.2-5.3
ОК 3-9

34. Исследование 3-х
фазного АД
короткозамкнутым
ротором.

3

2

1

ПК 5.2-5.3
ОК 3-9

35. Исследование
аппаратов управления
электродвигателями
переменного тока.
35.1. Аппараты
управления
(кнопочные станции,
контакторы).
35.2. Магнитные
пускатели
(реверсивные,
неверсивные).

6

4

2

3

2

1

3

2

1

36. Исследование схем
управления
электродвигателями

6

4

2

ПК 5.2-5.3
ОК 3-9

ПК 5.2-5.3
ОК 3-9

переменного тока.
36.1.Схемы управления
электродвигателя.
36.2. Релейная защита.
ПК 5.5
ОК 3-9

ПК 5.5
ОК 3-9

ПК 5.5
ОК 3-9

37. Исследование
радиоэлементов
широкого применения.
37.1. Монтажные
обмоточные провода.
37.2. Резисторы.
Конденсаторы
(классификация,
основные параметры).
38. Исследование
коммутационных
деталей и устройств.
38.1. Коммутационные
детали и устройства.
38.2 Низкочастотные
трансформаторы и
дроссели.
39. Исследование
приборов и
приспособлений
применяемых при
слаботочном монтаже
39.1. Измеритель
параметров
полупроводниковых
приборов.
39.2. Приспособление
применяемое при
слаботочном монтаже.

3

2

1

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

6

4

2

3

2

1

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

40. Исследование
системы обозначения
полупроводниковых
диодов, транзисторов.

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

41. Измерение
параметров
полупроводниковых
диодов

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

42. Измерение
параметров
транзисторов

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

43. Исследование
принципиальной
схемы
стабилизированного
выпрямителя.

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

44. Расчет
выпрямителей
44.1. Составление схем
однополупериодного,
2-х периодного
выпрямителей.
44.2. Составление схем
мостового и 3-х
фазного выпрямителей.

6

4

2

3

2

1

3

2

1

45. Исследование
принципиальной схемы
усилителя

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

ПК 5.5
ОК 3.9

46. Настройка и снятие
параметров усилителя

3

2

1

ПК 5.5
ОК 3-9

47. Исследование
интегральных
микросхем

3

2

1

3.2. Тематический план учебной практики
Раздел 1. Выполнение слесарной обработки металлов
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК) и тем

1
Раздел 1. Выполнение слесарной обработки металлов
Тема 1.
Вводное занятие.

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)

2
Общий вводный инструктаж. Оснащение и организация
рабочего места слесаря, его оснащение.
Номенклатура, назначение слесарного и мерительного
инструмента и приспособлений, уход за ними и правила их
хранения.
Составление технологической карты.
Задачи слесарной практики.
Правила внутреннего распорядка, режима работы в учебных
мастерских.

Объем
часов

Уровень
освоения

3
72
6

4
3
3

Тема 2.
Слесарный и мерительный инструмент

Подготовка заготовок и деталей к обработке, безопасные
приемы обращения со слесарным, мерительным и режущим
инструментом и приспособлениями.
Методы измерения.
Назначение слесарного и мерительного инструмента.
Организация рабочего места слесаря.
Назначение и сущность измерения, контрольноизмерительный инструмент и приспособления.
Техника безопасности.

6

3

Тема 3.
Опиливание металла

Назначение опиливания.
Шероховатость поверхности.
Виды и типы напильников.
Техника безопасности.
Правила выбора инструмента, приемы рубки: углы и приемы
заточки зубила и крейцмейселя для рубки различных
металлов. Контроль качества рубки.

6

3

6

3

Тема 4.
Резка и рубка металла

Виды и причины брака при рубке.
Назначение и применение рубки и резки металла.
Инструменты, применяемые при резке и рубке.
Организация рабочего места.
Техника безопасности при резке и рубке.
Тема 5.
Правка и гибка металла

Назначение правки и гибки металла.
Ручная правка листового и пруткового материала.
Ручная гибка листового и пруткового материала.
Гибка и развальцовка труб.
Техника безопасности при гибке и правке металла.

6

3

Тема 6.
Разметка

Назначение разметки.
Виды разметок.
Инструменты и приспособления для разметки, приемы работы
с ними.
Техника безопасности
Назначение и сущность сверления отверстий, применяемые
сверлильные станки, ручные электрические дрели.
Техника безопасности.
Назначение зенкерования и развертывания.
Техника безопасности при зенкеровании и развертывании.
Виды зенкеров и разверток.

6

3

6

3

6

3

Тема 9.
Нарезание резьбы

Назначение резьбы.
Классификация резьбы.
Профили резьбы.
Нарезание внутренней резьбы.
Нарезание наружной резьбы.
Техника безопасности при нарезании резьбы.

6

3

Тема 10.
Шабрение и притирка

Назначение шабрения и притирки.
Оборудование и инструмент.
Организация рабочего места.
Техника безопасности.

6

3

Тема 7.
Сверление
Тема 8.
Зенкерование и развертывание отверстий

Тема 11.
Комплексная слесарная работа

Комплексная слесарная обработка деталей.
Опиливание плоских и фигурных плоскостей деталей.
Разметка, сверление.
Детали «молоток», «гаечный ключ».
Техника безопасности.

12

3

Раздел 2. Выполнение работ по должности электромонтер по обслуживанию электроустановок
Наименование разделов профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
1
Раздел 2. Выполнение работ по должности
электромонтер по обслуживанию электроустановок
Тема 1.
Вводное занятие.

Тема 2.
Лужение и пайка

Тема 3.
Монтаж внутренних электрических проводок

Тема 4.
Монтаж электродвигателей и трансформаторов.

Тема 5.
Монтаж, пайка несложных устройств на базе
полупроводниковой техники

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект)
2

Объем
часов

Уровень
освоения

3
72

4
3

Оснащение рабочего места. Подготовка материалов для
монтажных работ, инструменты и приспособления. Средства
индивидуальной защиты и их использование.
Приемы оказания доврачебной помощи при поражении
электрическим током. Вводный инструтаж.

6

3

Сущность и назначение лужении пайки. Приспособления и
инструменты, последовательность подготовки;
характеристика, марки и применение припоев и плюсов;
привала лужения и пайки, правила безопасности труда при
выполнении работ.
Правила и способы монтажа внутренних электропроводок,
порядок маркировки жил проводов и кабелей. Монтаж
внутренней проводки по горючему основанию. Монтаж
внутренней проводки по негорючему основанию. Монтаж
тросовой проводки, правила безопасности труда при
выполнении работ.

6

3

18

3

12

3

6

3

Требование к монтажу электродвигателей и трансформаторов.
Ознакомление с паспортными данными и сопоставление их с
условиями эксплуатации. Монтаж электродвигателя.
Монтаж трансформатора, правила безопасности труда при
выполнении работ.
Порядок производства радиомонтажной пайки; удаление
изоляции с контактных мест проводов, оконцевание проводов,
сращивание. Сборка и проверка работ и схем на
полупроводниковых приборах, правила безопасности труда
при выполнении работ.

Тема 6.
Монтаж электротехнологических установок.

Тема 7.
Монтаж схем управления технологическими
процессами

Порядок сборки и монтажа светильников с лампами
накаливания; светильников с газоразрядными лампами.
Монтаж светильников с лампами накаливания. Монтаж
светильников с газоразрядными лампами, правила
безопасности труда при выполнении работ.
Монтаж и наладка системы прямого пуска двигателя с
помощью реверсивного и нереверсивного магнитного
пускателя. Порядок монтажа пультов, панелей щитов
управления, правила безопасности труда при выполнении
работ.

12

3

12

3

Наименование
разделов и тем

1
Тема: ПТБ при
работе о
организации
рабочего места

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Инструктаж
по
безопасности
труда,
знать:
противопожарной безопасности. Рабочее место,
- ПТБ при работе;
его оснащение, инструменты и приспособление для
- назначение инструментов и
работ.
приспособлений;
Самостоятельная работа
уметь:
Ответить на контрольные вопросы.
- осуществлять безопасную работу
электрооборудования.

Тема:
Исследование
основных величин
применяемых в
электротехнике

Студент должен:
знать:
- единицы измерения системы СИ.

Наименование величин, принятое обозначение,
единицы измерения, связь с другими единицами.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

Тема:
Исследование
позиционных и
графических
обозначений
элементов в
электрических
схемах

Студент должен:
знать:
- позиционные и графические
обозначения элементов электрических
схем;
- смысл геометрического образа в
условном обозначении;
уметь:
- изображать графические элементы
электрических схем с соблюдением
ГОСТов и ЕСКД.

Построение условных, графических обозначений
(точка, прямая линия, окружность,
полуокружность, прямоугольный треугольник,
квадратная скобка, стрелка).
Позиционные обозначения.
Условные обозначения различных устройств
(электрических
.машин,
трансформаторов,
иммутационных аппаратов и приборов и их
отдельных частей (обмоток, контактов).
Самостоятельная работа
Построить условные обозначения асинхронной
электрической
машины
упрощенным
многолинейным и развернутым способами

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

2

2,3

1

3

2

2,3

1

3

4

2,3

2

3

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
1
2
3
Тема:
Студент должен:
Основные правила выполнения принципиальных
Исследование
знать:
электрических схем.
электрических схем - основы электротехники;
Схемы электрического освещения
с лампами
- устройство и принцип действия всех
накаливания
и
газоразрядными
лампами.
элементов;
Управление электрооборудованием силовых цепей
- правила выполнения схем;
устройствами
дистанционного
управления,
уметь:
защиты, автоматики (магнитными пускателями,
- читать принципиальные электрические контакторами,
реле,
выключателями
с
схемы электроустановок;
электромагнитными приводами).
- устанавливать её основное назначение; Электрические
схемы
электроустановок
с
- определять связь с входящими в неё
электронной аппаратурой (электровакуумных, и
элементами и устройствами.
полупроводниковых
приборов,
резисторов,
конденсаторов).
Самостоятельная работа
Описать и пояснить схему электропроводки
квартиры, дома.
Описать
и
пояснить
схему
управления
электрическим светильником из двух мест.
Описать и пояснить схему неверельного
управления
электродвигателем
магнитным
пускателем.
Наименование
разделов и тем

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

8

2,3

4

3

Наименование
разделов и тем

1
Тема:
Исследование
физических и
технических
свойств
диэлектриков

Исследование
физических
процессов в
проводниковых
материалах

Исследование
видов, методов
измерения

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Физические и технические свойства диэлектриков.
знать:
Классификация, способы получения, химический
- классификацию диэлектриков;
состав,
свойства,
область
применения,
- электрические свойства, область
сравнительная характеристика.
применения и способы обработки
Самостоятельная работа
ЭКМ;
Выполнить какой диэлектрик из указанных в
уметь:
таблице 1 приложение 2 может дать наибольшую
- определить свойства диэлектриков
электрическую емкость конденсатора при прочих
(электрической проницаемости,
равных условиях.
электрической прочности).
Студент должен:
знать:
- классификацию проводниковых
материалов;
- электрические свойства, область
применения;
- уметь:
- определять свойства проводниковых
материалов по плотности, удельной
проводимости, удельному
сопротивлению, температурному
коэффициенту сопротивления.

Проводниковые материалы.
Характеристики
проводниковых
материалов
(удельная проводимость, удельное сопротивление,
температурный коэффициент).
Материалы с малым удельным сопротивлением и с
большим.
Проводниковые изделия (провода и шнуры
внутренних сетей, проводимых для ЛЭП).
Самостоятельная работа
Описать какие преимущества и недостатки имеет
применение алюминия вместо меди для проводов
линейных, обмоточных.

Студент должен:
знать:
- виды и методы измерений;
- виды погрешностей;

Роль электрических измерений.
Метод непосредственной оценки, метод сравнения.
Прямые и косвенные измерения

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

2

2,3

1

3

2

2,3

1

3

2

2,3

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
- устройство электроизмерительных
Абсолютная, относительная и приведенная
приборов;
погрешности.
- назначение электроизмерительных
Самостоятельная работа
приборов;
Определение погрешности.
уметь:
- определить электроизмерительные по
классу точности, роду измеряемой
величины, условии эксплуатации, по
роду тока, по системе;

Исследование
Студент должен:
электроизмеритель- знать:
ных приборов:
- устройство и принцип действия элекамперметров,
троизмерительных приборов;
вольтметров,
- принцип измерения тока, напряжения,
ваттметров
мощности;
- схема схемы включения амперметра,
вольтметра, ваттметра;
- способы расширения пределов
измерения;
уметь:
- включать электроизмерительные
приборы (амперметр, вольтметр, ваттметр);
- производить измерение тока,
напряжения, мощности;
- рассчитывать шунты, добавочные
сопротивления;

Принципы измерения тока, напряжения,
мощности.
Способы расширения пределов измерения по току,
напряжению. Расчет добавочных сопротивлений,
шунтов.
Схемы включения амперметра, вольтметра,
ваттметра.
Понятие о номинальном токе и напряжении.
Самостоятельная работа
Начертить возможную схему многопредельного
амперметра.
Начертить возможную схему многопредельного
вольтметра.
Расчет шунта и добавочного сопротивления.
Объяснить зависимость вращающего момента
электродинамического ваттметра от активной
мощности.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

4

2,3

1

3

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, практики, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
Исследование
Студент должен:
Измерение
сопротивлений
методом
электроизмерительных знать:
«амперметра-вольтметра», омметром, авометром,
приборов для
- способы измерения сопротивлений;
теория мостов.
измерения
- устройство, принципы работы
Магазины сопротивлений, конструкции, схемы
сопротивлений .
омметров, авометров, измерительных соединения сопротивлений.
Мультиметры.
мостов сопротивления;
Самостоятельная работа
- схемы включения электроизмеритель- Объяснить способы измерения сопротивлений
ных приборов для измерения
(амперметром и вольтметром, омметром и
сопротивления;
авометром,
уметь:
- включать электроизмерительные
приборы;
- производить измерение
сопротивления.
Исследование
Студент должен:
Измерение сопротивления изоляции установок,
проверки состояния
знать:
не
находящихся
под
напряжением
(в
изоляции мегометром
- устройство и принцип работы
электроустановках и электропроводниках).
мегомметра;
Мегомметры.
- методику измерения сопротивления
Самостоятельная работа
изоляции в электроустановках;
Описать порядок пользования мегомметром.
- схему включения мегомметра;
При
измерении
сопротивлении
изоляции
уметь:
мегомметром с ручным приводом частоту
- производить включение и измерение
вращения от руки поддерживать постоянной
сопротивления изоляции электроневозможно, поэтому меняется напряжение
установок, электроаппаратах и
встроенного в прибор магнитоэлектрического
электропроводниках.
генератора.
Наименование
разделов и тем

Почему в этом случае непостоянство напряжения
источника не сказывается на результате измерения?

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

4

2,3

2

3

4

2,3

2

3

Наименование
разделов и тем

1
Исследование схем
замещения
электрической
цепи с различными
визами
потребителей

Исследование и
сравнение
энергетических
процессов в
электрической
цепи с активным,
индуктивным,
емкостным
сопротивлениями

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Свойства электрической цепи.
знать:
Элементы электрической цепи, электрические
- основные виды электрических цепей;
соединения между ними.
- влияние величины различных нагрузок Активные элементы электрической цепи.
на параметры электрической цепи;
Пассивные элементы электрической цепи.
- о физических процессах, происходяСамостоятельная работа
щих в электрических цепях;
Рассмотреть принципиальную электрическую
уметь:
схему и её схему замещения.
- подбирать параметры цепей по заданным условиям работы;
- собирать электрические схемы;
- анализировать полученные результаты.
Студент должен:
знать:
- основные законы для цепей
переменного тока;
- физические процессы, происходящие
в электрических цепях;
- влияние величины различных нагрузок
на параметры электрической цепи;
уметь:
- рассчитывать параметры
электрической цепи;
- собирать электрические схемы;
- обрабатывать и анализировать
результаты расчетов и экспериментов;

Цепь переменного тока с активным
сопротивлением: напряжение, ток, мощность,
векторные диаграммы.
Цепь переменного тока с индуктивным
сопротивлением.
Цепь переменного тока с емкостным
сопротивлением.
Самостоятельная работа
Выяснить особенности цепей переменного тока.
Решение задач.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

2

2,3

1

3

6

2,3

3

3

Наименование
разделов и тем

1
Исследование
режимов работы в
электрической цепи

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, практики, курсовая работа
(проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Режимы работы электрической цепи.
знать:
Номинальный режим, рабочий, режим холостого
- режимы работы электрической цепи;
хода, режим короткого замыкания.
- закон сохранения энергии;
Самостоятельная работа
- принцип действия источников и
Выяснить и описать работы, по каким причинам
приемников;
рабочий режим приемников отличается от
уметь:
номинального.
- собирать электрические схемы;

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

2

2,3

1

3

4

2,3

2

3

2

2,3

1

3

- анализировать полученные результаты.

Исследование 3-х
фазных
электрических цепей

Выбор схем
соединения
осветительной и
силовой нагрузок
при включении в
3-х фазную сеть

Студент должен:
знать:
- принцип получения 3-х фазной э.д.с.
- основные параметры 3-х фазной цепи;
- основные виды нагрузок 3-х фазного
приемника электрической энергии;
уметь:
- собирать электрические схемы;
- рассчитывать 3-х фазную цепь.
Студент должен:
знать:
- основные виды нагрузок 3-х фазного
приемника электрической энергии;
- соотношения между фазными и
линейными величинами;
- основные схемы соединения 3-х
фазной электрической цепей;
уметь:
- делать правильный выбор схемы соединения;

Исследование 3-х фазной электрической цепи при
соединении потребителей в звезду.
Исследование 3-х фазной электрической цепи при
соединении потребителей в треугольнике.
Соотношения между фазными и линейными
величинами.
Роль нулевого провода.
Самостоятельная работа
Расчет 3-х фазной электрической цепи.
Схемы соединения осветительной и силовой
нагрузок при включении в 3-х фазную сеть.
Самостоятельная работа
Решение задач.

Содержание обучения по
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические
занятия, самостоятельная работа
обучающихся, практики, курсовая работа
(проект)
(если предусмотрены)
1
2
3
Исследование
Студент должен:
Термины, определяющие основные понятия,
терминов и
знать:
относящие к электрооборудованию и
определений
- стандарты, применяемые в науке,
применяемые в документации, в технической и
электрооборудования технике и производстве, термины,
справочной литературе.
и электроустановок
относящие к электрооборудованию и к
Самостоятельная работа
электротехническим устройствам;
Работа с технической литературой.
Наименование
разделов и тем

Исследование
защитных устройств
в электроустановках

Исследование
электромонтажных
изделий и
материалов

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
2

5
2,3

1

3

Студент должен:
знать:
- защитные устройства в электроустановках;
- степень поражения электрическим
током;
- действие электрического тока на
организм человека;
- ПТБ и ПТЭ;
уметь:
- пользоваться индивидуальными
средствами защиты;
- обеспечить безопасное состояние и
эксплуатацию электроустановок.

Защитные устройства в электроустановках
(заземление, зануление, защитное отключение.
Индивидуальные средства защиты.
Первая помощь пострадавшему.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

2

2,3

1

3

Студент должен:
знать:
- устройство и назначение электромонтажных изделий;
- классификацию помещений по
характеру окружающей среды;

Крепежные детали и конструкция стальной трубы,
трубы изоляционные.
Изоляционные изделия и материалы.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы

2

2,3

1

3

Наименование
разделов и тем

1

Исследование
электроустановочных изделий

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
- виды электромонтажных изделий;
уметь:
- выбирать электромонтажные изделия и
материалы.
Студент должен:
Осветительная арматура (осветительные патроны,
знать:
штифтовые патроны, выключатели,
- устройство и назначение электроустапереключатели, монтажные розетки, вилки, 2-х
новочных изделий;
полюсные и з-х полюсные соединения, блоки
- классификацию помещений по хараккоробки).
теру окружающей среды;
Самостоятельная работа
- виды электроустановочных изделий;
Ответить на контрольные вопросы.
уметь:

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

4

2,3

1

3

- выбирать электроустановочные
изделия.

Исследование
осветительных
приборов

Студент должен:
знать:
- типы осветительных приборов;
- свойства и основные характеристики;
уметь:
- оценивать энергетическую
эффективность различных типов
светильников

Светильники для ламп накаливания.
Светильники с люминисцентными лампами.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

2

2,3

1

3

Ознакомление с
конструкцией
предохранителей

Студент должен:
знать:
- устройство и принцип действия
предохранителей автоматов;
- назначение предохранителей
автоматов;

Плавкие предохранители (трубчатые, разборные).
Автоматические выключатели.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

2

2,3

1

3

Наименование
разделов и тем

1
Ознакомление с
конструкцией
магнитных
пускателей,
контакторов
Исследование
квартирных и
групповых РУ
Выбор автоматов и
вставок по
расчетному току

Выбор магнитных
пускателей

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
- правила выбора.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

Студент должен:
знать:
- устройство и принцип действия
магнитных пускателей и монтажников
- назначение магнитных пускателей и
контакторов;
- правила выбора.
Студент должен:
знать:
- устройства и назначение РУ;
- правила выбора.
Студент должен:
знать:
- аппаратуру управления и защиты;
- назначение ПЗА;
- правила выбора;
уметь:
- выбирать ПЗА.

Магнитные пускатели реверсивные,
нереверсивные).
Контакторы.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы

2

2,3

1

3

Квартирные щитки.
Групповые РУ.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.
Методика выбора автоматов и вставок
Самостоятельная работа
Выбор автоматов и вставок конкретно
индивидуального задания.

2

2,3

1

3

2
1

2,3
3

Студент должен:
знать:
- аппаратуру управления и защиты;
- назначение ПЗА;
- правила выбора;
уметь:
- выбирать ПЗА.

Методика выбора магнитных пускателей.
Самостоятельная работа
Выбор магнитных пускателей конкретно
индивидуального задания.

2
1

2,3
3

Наименование
разделов и тем

1
Исследование
электрической
цепи
осветительных
установок

Исследование схем
силовых
электроустановок

Исследование
внутренних сетей
Исследование
технологии
монтажа

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Схемы включения ламп накаливания и
знать:
люминисцентных ламп.
- системы, виды и основные показатели
Расчет освещения.
электрического освещения;
Самостоятельная работа
- характеристики осветительных установок;
Расчет освещения согласно задания.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
4

5
2,3

2

3

Схемы питания жилых домов (радиальные,
магистральные).
Самостоятельная работа
Пояснить принцип работы люминисцентных ламп.

2

2,3

1

3

Виды электропроводок и способы их прокладки.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

2
1

2,3
3

Виды электрических проводок. Разметочные,
пробивные и крепежные работы. Установочные
провода и кабельные изделия (классификация,
назначение).
Монтаж электропроводок.

8

2,3

уметь:
- анализировать характеристики
светильников и работу осветительной
установки в целом;
- рассчитывать осветительные установки.

Студент должен:
знать:
- схемы питания силовых
Электроустановок;
уметь:
- анализировать схемы питания
силовых электроустановок.
Студент должен:
знать:
- виды внутренних сетей;
- способы прокладки.
Студент должен:
знать:
- виды электрических проводок;
- правила и способы монтажа
внутренних сетей;
- порядок маркировки жил проводов

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
и кабелей;
Самостоятельная работа
- последовательность технологии
Ответить на контрольные вопросы.
монтажа;
- ПТБ при выполнении работ;
уметь:
- выбирать способы прокладки
внутренних сетей;
- расшифровывать марки проводов и
кабелей.

Составление плана
Студент должен:
расположения
знать:
силового и
- условные обозначения силового и
осветительного
осветительного электрооборудования;
оборудования
- правила техники эксплуатации
конкретного
силового и осветительного
объекта и нанесение
электрооборудования;
токораспределитель- уметь:
ной сети
- наносить трассу электропроводки на
плане помещения.
- выбирать силовое электрооборудование
и наносить на плане помещения.
Расчет и выбор ПЗА, Студент должен:
сечение проводов
знать:
для силовой
- назначение ПЗА;
проводки
- правила выбора ПЗА, сечения проводов;
уметь:
- исследовать ПЗА;
- выбирать ПЗА и сечения проводов.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
4

5
3

Нанесение однолинейной схемы электропроводки
на плане помещения.
Выбор силового электрооборудования согласно
индивидуального задания и нанесение на плане
помещения.
Самостоятельная работа
Оформление отчета о проделанной работе.

4

2,3

2

3

Расчет и выбор магнитных пускателей, автоматов,
тепловых реле, сечения проводов для силовой и
осветительной сети.
Выбор рабочих машин.
Самостоятельная работа
Расчет и выбор ПЗА для силовой сети.

4

2,3

2

3

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
1
2
3
Расчет и выбор ПЗА, Студент должен:
Расчет и выбор автоматов, тепловых реле, сечения
сечения проводов
знать:
проводов для осветительной сети.
для осветительной
- назначение ПЗА;
Самостоятельная работа
сети
- правила выбора ПЗА, сечения проводов;
Расчет и выбор ПЗА для осветительной сети.
уметь:
- исследовать ПЗА;
- выбирать ПЗА и сечения проводов.
Исследование 3-х
Студент должен:
Пуск 3-х фазного АД с короткозамкнутым
фазного АД с
знать:
ротором.
короткозамкнутым
- устройство и принцип работы 3-х
Самостоятельная работа
ротором
фазного АД;
Ответить на контрольные вопросы.
- режимы работы электродвигателя;
- назначение и область применения АД;
уметь:
- включать электродвигатель;
- выбирать электродвигатель;
- строить характеристики.
Исследование
Студент должен:
Аппараты управления электродвигателями
аппаратов
знать:
(станции 2-х кнопочные, 3-х кнопочные,
управления,
- устройство, принцип работы
контакторы, магнитные пускатели).
электродвигателями
назначение аппаратов управления;
Самостоятельная работа
переменного тока
- правила выбора;
Ответить на контрольные вопросы.
уметь:
- делать правильный выбор аппаратов
управления;
- подключать электродвигатели с
помощью аппаратов управления.
Наименование
разделов и тем

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
4

5
2,3

2

2,3

1

3

4

2,3

2

3

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
1
2
3
Исследование схем Студент должен:
Схемы управления (ручные, дистанционные,
управления
знать:
автоматические).
электродвигателями - виды схем управления;
Самостоятельная работа
- назначение элементов схем управления;
Ответить на контрольные работы.
- принцип работы;
уметь:
- анализировать схемы управления.
Наименование
разделов и тем

Исследование
радиоэлементов
широкого
применения

Исследование
коммутационных
деталей и устройств

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
4

5
2,3

2

3

Студент должен:
знать:
- марки монтажных проводов;
- марки обмоточных проводов;
- классификацию резисторов,
конденсаторов;
- параметры резисторов,
конденсаторов;
уметь:
- выбирать резисторы, конденсаторы
по параметрам;
- расшифровать марку конденсатора,
резистора;
- монтажных проводов.

Монтажные провода.
Обмоточные провода.
Резисторы.
Конденсаторы.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

4

2,3

2

3

Студент должен:
знать:
- классификацию коммутационных
деталей и устройств;
- основные параметры;
- область применения;

Коммутационные детали и устройства
(классификация, основные параметры).
Низкочастотные трансформаторы и дроссели.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

4

2,3

2

3

Наименование
разделов и тем

1

Исследование
приборов и
приспособлений,
применяемых при
слаботочном
монтаже

Исследование
системы
обозначения
полупроводниковых
диодов,
транзисторов
Измерение
параметров
полупроводниковых
диодов

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
уметь:
- анализировать электрические цепи
электронной аппаратуры.
Студент должен:
знать:
- приборы и приспособления при
слаботочном монтаже;
- технические данные приборов и
приспособлений;
уметь:
- производить подготовку к проведению
измерении;
- измерять параметры диодов,
транзисторов.
Студент должен:
знать:
- условные обозначения согласно ГОСТа;
уметь:
- расшифровать условные обозначения
диодов, транзисторов.

Студент должен:
знать:
- устройство и принцип работы
полупроводниковых диодов;
- параметры полупроводниковых диодов;
- классификации и назначение
полупроводниковых диодов;
- схемы включения;

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

Измеритель параметров полупроводниковых
приборов.
Приспособления для заготовки проводов.
Приспособление к электропаяльнику.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

4

2,3

2

3

Системы обозначения полупроводниковых диодов
и транзисторов.
Самостоятельная работа
Расшифровать полупроводниковые диоды,
транзисторы согласно индивидуального задания.

2

2,3

1

3

Исследование полупроводникового диода
(классификации, параметры, схемы включения).
Самостоятельная работы
Ответить на контрольные вопросы

2

2,3

1

3

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3

Количество
часов

Уровень
усвоения

4

5

Исследование биполярного транзистора
(устройство, принцип работ, параметры, схемы
включения).
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

2

2,3

1

3

Структура схемы выпрямителя.
Анализ принципиальной электрической схемы
выпрямителя.
Самостоятельная работа
Ответить на контрольные вопросы.

2

2,3

1

3

уметь:
- измерять параметры полупроводниковых
диодов;
- собирать электрические схемы с
полупроводниковыми диодами;
- анализировать электрическую схему.

Измерение
параметров
транзисторов

Исследование
принципиальной
электрической
схемы выпрямителя

Студент должен:
знать:
- устройство и принцип работы
транзисторов;
- классификацию и назначение
транзисторов;
- схемы включения:
- параметры транзисторов;
уметь:
- измерять параметры транзистора;
- собирать электрические схемы с
транзисторами;
- анализировать электрическую схему.
Студент должен:
знать:
- основные параметры электронных
выпрямителей;
- принцип работы выпрямителей;
уметь:
- составлять схемы выпрямителей;
- пояснять работу схем выпрямителя.

Наименование
разделов и тем

1
Расчет
выпрямителей

Исследование
принципиальной
схемы усилителя

Настройка и снятие
параметров
усилителя

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Расчет выпрямителей (однополупериодного,
знать:
2-х полупериодного, мостового, 3-х фазного)
- основные параметры выпрямителей;
Самостоятельная работа
- основные требования, предъявляемые Расчет выпрямителя по индивидуальному
к выпрямителям;
заданию.
- методику расчета выпрямителей;
уметь:
- осуществлять расчет выпрямителей.
Студент должен:
Анализ принципиальной электрической схемы
знать:
усилителя.
- основные технические характеристики Самостоятельная работа
усилителей;
Ответить на контрольные вопросы.
- принцип работы усилителей;
уметь:
- снимать строить характеристики
усилителя;
- определить коэффициент усиления.
Студент должен:
Настройка и снятие параметров усилителя
знать:
(влияние на выходную мощность коэффициентной
- технические характеристики усилителей; трансформации и напряжении смещения).
- принцип работы усилителя;
Самостоятельная работа
- назначение обратной связи в усилители;
Ответить на контрольные вопросы
уметь:
- собирать электрическую схему
электронного усилителя низкой частоты;
- анализировать работу усилителя;
- снимать и строить амплитудно-частитную
характеристику усилителя.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
4

5
2,3

2

3

2

2,3

1

3

2

2,3

1

3

Наименование
разделов и тем

1
Исследование
интегральных схем

Содержание обучения по модулю
Структурное содержание учебного материала,
Знать, уметь
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
практики, курсовая работа (проект)
(если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Интегральные схемы микроэлектроники.
знать:
Основные параметры больших интегральных
- объективную необходимость
схем.
применения материальных микросхем;
Самостоятельная работа
- основные логические операции и, или, не Ответить на контрольные вопросы.
их комбинации;
уметь:
- пользоваться справочной литературой по
интегральным микросхемам.

Количество
часов

Уровень
усвоения

4
2

5
2,3

1

3

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие слесарной
электромонтажной мастерских.

и

Оборудование мастерских и рабочих мест в мастерской:
- рабочие столы и стулья для обучающихся;
- рабочий стол и стул для преподавателя;
- доска классная;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект плакатов;
- методические пособия;
- лабораторные стенды по слесарной и механической обработке металлов;
- инструменты, приспособления для разборочных и сборочных работ;
- инструмент приспособления для электромонтажных работ;
- контрольно-измерительные приборы;
- лабораторные стенды в электромонтажной мастерской;
- мерительные и режущие инструменты;
- стенды для разборки, сборки и ремонта;
- токарно-винторезные станки.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- видеопроектор;
- экран.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Реализация программ профессионального модуля должна обеспечиваться доступом
каждого обучающегося к базам данных библиотечного фонда.
Учебно-методическая документация:
1. Учебно-методический комплекс по разделам.
2. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по
профессиональному модулю.
3. Сборник тестовых заданий по разделам модуля.
4.
Учебно-методические пособия (рабочие тетради для практических занятий,
инструкционные карты, методические рекомендации для выполнения практических
работ).
5. Отчет по практическим занятиям.
6. Дневник-отчет по учебной практике.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
Основные источники:
1. А.И. Долгих, С.В. Фокин, О.Н. Шпортько Слесарные работы. (Текст)/ А.И. Долгих, С.В.
Фокин, О.Н. Шпортько-М.: Альфа-М Инфора-М, 2007. -228 с.
2. С.А. Зайцев, А.Н. Толстов и др. Метрология, стандартизация и сертификация в
энергетике. (Текст) С.А. Зайцев, А.Н. Толстов и др. –М.: академия, 2009.-224с.
3. Б.С. Покровский, В.А. Скакун Справочник слесаря. (Текст) / Б.С. Порковский, В.А.
Скакун-М.: издательский центр «Академия», 2008. 312 с.
4. С.А. Зайцев, Д.Д. Грибанов и др. Контрольно-измерительные приборы и инструменты
(Текст)/ С.А. Зайцев, Д.Д. Грибанов и др.-М.: Академия, 2008. – 464 с.

5. Кумин В.Д., Казимирчук А.Ф. Электрические и конструкционные материалы. –М.:
КолосС, 2004.
6. Тарасенко А.П. Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства –
М.: КолосС, 2008.
7. Сукманов В.И. Электрические машины и аппараты – М.: КолосС, 2004.
8. Шеповалова Л.Н. Основы автоматики – М.: КолосС, 2004.
9. Москаленко В.В. Электрический привод – М.: Мастерство 2008.
10. Косицин О.А. Электротехнология и электрическое освещение - М.: Агропромиздат
2004.
11. Справочник инженера-электрика сельскохозяйственного производства – М.:
Информагротех.
4.3. Общие требования к организациям образовательного процесса
Практические занятия проводятся в учебных лабораториях образовательного
учреждения.
Учебная практика проводится в электромонтажной и слесарной мастерских.
Организация учебного процесса и преподавание профессионального модуля в
современных условиях должны основываться на инновационных психологопедагогических подходах и технологиях, направленных на повышение эффективности
преподавания и качества подготовки обучающихся.
Освоению
данного
модуля
должны
предшествовать
дисциплины
из
общепрофессионального цикла, таких как «Основы электротехники» «Техническая
механика», «Инженерная графика», «Метрология, стандартизация и подтверждение
качества», «Электрические машины и аппараты», «Электронная техника», «Основы
автоматики».
Данный вид практики под руководством мастеров производственного обучения,
которые проводят общий инструктаж по безопасности труда, производственной
санитарии, пожарной безопасности и охраны окружающей среды, а также вводный
инструктаж перед каждой темой, следя за своевременным и качественным выполнением
заданий, и оценивают работу.
Для успешного освоения профессионального модуля каждый студент обеспечивается
учебно-методическими материалами (учебно-методической литературой, заданиями и
рекомендациями по самостоятельной работе, инструкционными картами к практическим
занятиям).
Практические занятия обеспечивают приобретение и закрепление необходимых
умений и навыков, формирование профессиональных компетенций, готовность к
самостоятельной и индивидуальной работе, готовность к принятию ответственных
решений в рамках профессиональных компетенций.
Оценка практических знаний студентов осуществляется с помощью тестового
контроля и оценки результатов практических работ.
В конце изучения профессионального модуля проводится квалификационный
экзамен..
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
практикой:
Мастер производственного обучения, преподаватели.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
1
ПК 5.1. Читать
средней сложности
чертежи и
электрические
схемы.

Основные показатели оценки
результата
2
Значение позиционных и графических обозначений
элементов в электрических схемах, деталей и
сборочных изделий чертежа.
Умение изображать чертежи и электрические схемы
согласно ПОСТа и ЕСКД.
Проектирование своих действий на выполнение
задания по ситуации.
Разработка и составление чертежей деталей,
электрических схем.

Формы и методы
контроля и оценки
3
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование
- оценка по результату
формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности
Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности

ПК 5.2. Выполнять
монтаж и
обслуживать
силовые
осветительные
электроустановки,
электроизмерительные приборы,
ПЗА в сетях
напряжением до
1000 В.

Выбор инструментов и материалов для работы.
Приемы ведения электромонтажных работ.
Обслуживание силовых и осветительных
электроустановок, электроизмерительных приборов,
ПЗА, согласно ПУЭ, соблюдение ПТБ.

Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование
- оценка по результату
формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности.

5.3. Выполнять
разделку,
сращивание
изоляцию и пайку
проводов
напряжением до
1000 В.

Применение правил лужений и пайки при работе.

Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование

Оконцевание, сращивание и ответвление проводов

- оценка по результату

Знание характеристик марок проводов, припоев,
флюсов.

различными способами.

формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности

5.4. Проводить
электрические
измерения в
электроустановках,
электроаппаратах и
электропроводниках.

Установка , подключение, отключение
и обслуживание электроизмерительных приборов.
Проведение электрических замеров в
электроустановках, электроаппаратах.

Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование
- оценка по результату
формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности

5.5. Выполнять
монтаж и пайку
несложных
устройств на базе
полупроводниковой
техники.

Проведение монтажа (демонтажа), сборки и проверки
работы схем на полупроводниковых приборах и
микросхемах.

Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование
- оценка по результату
формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности

5.6. Поддерживать
режимы работы и
заданные параметры
электроустановок.

Осуществление безопасного процесса эксплуатации
электрооборудования и средств автоматизации.

Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование

- оценка по результату

формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности

5.7. Выполнять
слесарную и
механическую
обработку деталей.

Выбор технологического оборудования в соответствии
с технологическими картами.
Умение пользоваться мерительными и
вспомогательными инструментами и
приспособлениями.
Умение определять материалы и их свойства, выбирать
режимы обработки.
Знание видов обработки металлов и сплавов,
требований к качеству обработки деталей.
Умение соблюдать технологическую
последовательность при выполнении слесарных работ,
при выполнении разборки и ремонта узлов и
механизмов электрооборудования, агрегатов и машин.

5.8. Обеспечивать
электробезопасность

Соблюдение правил безопасности труда
противопожарной безопасности, и внутреннего
распорядка.

Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование
- оценка по результату
формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности
Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
Входной контроль:
- тестирование.
Текущий контроль:
- устный опрос;
- тестирование
- оценка по результату
формализованного
наблюдения за
процессом деятельности
- оценка продукта
учебной деятельности
Итоговый контроль:
- оценка продукта
практической
деятельности
квалификационный
экзамен.

Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
1
ОК 1. Понимать сущность
и социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы
и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения
в стандартных и
нестандартных ситуациях и
нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск
и использование
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно- коммуникационные технологии в
профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в
коллективе и в команде,
эффективно общаться с
коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя
ответственность за работу
членов команды
(подчинённых), за
результат выполнения
заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи
профессионального и
личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий в

Основные показатели оценки
результата

Формы и методы контроля
и оценки

2
Демонстрация интереса к
профессиональной деятельности в
процессе практического обучения

3
Наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
практического обучения

Правильная организация собственной
профессиональной деятельности,
постановка целей и выбор методов её
достижения, определение
эффективности и качества решения
профессиональных задач.

Анализ действий
обучающихся в ходе
составления
технологических карт.

Грамотный анализ ситуации,
определение алгоритма действий в
данной ситуации.

Наблюдение за действиями
обучающегося в ходе
учебной практики,
выполнения ПЗ в процессе
решения смоделированных
задач и ситуаций.
Анализ и оценка
содержатель-ной
составляющей отчетной
работы.

Демонстрация рационального выбора
методов поиска, обработки и
использования информации в
процессе решения
профессиональных задач

Обоснованное использование
информационно-коммуникационных
технологий в процессе обучения.

Анализ и оценка
содержатель-ной
составляющей отчетной
работы.

Способность к коллективной работе,
демонстрация навыков корректного
общения с коллегами, руководством,
потребителями.

Анализ действий обучающихся на учебной практике,
ПЗ.

Осознание степени и готовность
брать на себя ответственность за
работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения задний.

Наблюдение за действиями
обучающегося в процессе
прохождения учебной
практики, ПЗ

Определение задач
профессионального и личностного
развития, составление оптимальной
траектории самообразования и
повышения квалификации.

Оценка качественных
достижений в
профессиональ-ной
внеучебной деятельности
обучающихся.

Систематический анализ обновления
технологий в профессиональной
деятельности.

Оценка уровня
ориентирован-ности в
современных технологиях

профессиональной
деятельности.
ОК 10. Исполнять
воинскую обязанность, в
том числе с применением
полученных
профессиональных знаний
(для юношей).

Демонстрация начальной военной
подготовки, определение области
применения профессиональных
знаний при прохождении военной
службы.

профессиональ-ной
деятельности в ходе
прохождения учебной
практики, ПЗ.
Оценка действий
обучающихся в ходе
проведения учебных
сборов.

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
40
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
41
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».