Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» _________________Владимиров В.М. «____»_____________2021г ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ПМ) 04 УПРАВЛЕНИЕ РАБОТАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТОСПОСИБНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 «Электрофикация и автоматизация сельского хозяйства» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Председатель ______Мартынова В.А. Протокол № 1 от «31» августа 2021г Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе ________________Шитова Т.В. Протокол № 1 от «31» августа 2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (ПМ) 04 УПРАВЛЕНИЕ РАБОТАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТОСПОСИБНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ Разработчик: Федорова М.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа разработана в качестве примерной программы для использования образовательным учреждением при разработке программы учебной дисциплины ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники» Рабочая программа ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники» составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Организация - разработчик Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Краснослободский аграрный техникум». Разработчик: Фёдорова М.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Краснолободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ) Рекомендована: Методическим советом Государственного бюджетного профессионального общеобразовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»)в качестве рабочей программы профессионального модуля ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники» Заключение: Методического совета № 1 от 31.08.2021г. (основание Протокол заседания Методического совета Государственного бюджетного профессионального общеобразовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Красносслободский аграрный техникум») от 31.08.2021 г. № 1) Содержание 1. 2. 3. 4. 5. Паспорт программы Профессионального модуля ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники» Результаты усвоения профессионального модуля Структура и содержание профессионального модуля Условия реализации программы профессионального модуля Контроль и оценка результатов условия профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 04.01 «УПРАВЛЕНИЕ РАБОТАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ» 1.1.Область применения программы. Программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление структурным подразделением организации (предприятия) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): ПК4.1 Участвовать в планировании основных показателей в области обеспечения работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники; ПК.4.2. Планировать выполнение работ исполнителями; ПК.4.3. Организовывать работу трудового коллектива; ПК.4.4.Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями; ПК.4.5. Вести утверждённую учетно-отчётную документацию. Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, профессиональной подготовке в рамках специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Опыт работы не требуется. Уровень образования: основное общее, среднее профессиональное образование. 1.2.Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: - участие в планировании и анализе производственных показателей организации (предприятия) отрасли и структурного подразделения; - участие в управлении первичным трудовым коллективом; - ведение документации установленного образца. уметь: - рассчитывать по принятой методике основные производственные показатели электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей; - планировать работу исполнителей; - инструктировать и контролировать исполнителей на всех стадиях работ; - подбирать и осуществлять мероприятия по мотивации и стимулированию персонала; - оценивать качество выполняемых работ. знать: - основы организации электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей; - структуру организации (предприятия) и руководимого подразделения; - характер взаимодействия с другими подразделениями; - функциональные обязанности работников и руководителей; - основные производственные показатели работы организации (предприятия) отрасли и его структурных подразделений; - методы планирования, контроля и оценки работ исполнителей; - виды, формы и методы мотивации персонала, в том числе материальное и нематериальное стимулирование работников; - методы оценивания качества выполняемых работ; - правила первичного документооборота, учета и отчетности. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 195 часов, - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 130 часов; - в том числе: - теория - 100 часов; - ЛПЗ – 30 часов; - самостоятельной работы обучающегося – 65 часов; - курсовая работа - 20 часов; -учебная практика – 72 часов; - производственной практики – 36 часов 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Управление структурным подразделением организации, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ПК 4.5 ОК 1 ОК 2 ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 ОК 10 Наименование результата обучения Участвовать в планировании основных показателей производства продукции растениеводства. Планировать выполнение работ исполнителями. Организовывать работу трудового коллектива. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) Освоение содержания ПМ позволяет обучающимся повысить свой уровень в части сформированности следующих профессиональных компетенций: ПК- 4.5. Вести утвержденную учетно-отчетную документацию уметь: - планировать работу исполнителей; - рассчитывать потребность в ресурсах. знать: - функциональные обязанности работников и руководителей; - основные производственные показатели работы организации (предприятия) отрасли и его структурных подразделений; - правила первичного документооборота, учета и отчетности; - методы расчета потребности в ресурсах с учетом региональных нормативов. ПК-4.6. Определять потребность в ресурсах с учетом региональных нормативов. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ. 3.1. Тематический план профессионального модуля. ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной. Коды общих и профессиональ ных компетенций. ОК-1 ОК-2 ПК 4.1-4.5. ОК -3.ОК-6. ОК-7. ПК 4.1-4.5. Наименование разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины. ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной» Раздел I Организационноэкономические основы предприятий АПК. Раздел II Экономические ресурсы предприятия и их использования . Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Обязательная аудиторная Самост учебная нагрузка обучающегося оя тельная Всего работа часов(макс.уче обучаю бная нагрузка и ще практики) гося в.т.ч.лабор в.т.ч., аторные курсовая Всего, занятия и работа Всего, часов практичес (проект часов кие ) часов занятия, часов 25 14 4 11 52 40 16 12 Практика Учебна я, часов Произв одствен ная (по профил ю специал ьности)( если предусм отрена рассред оточен ная практи ка) ОК-03 ОК08 ПК 4.1-4.5. ОК-9 ОК- 4 ПК 4.1-4.5. ОК-5 ОК-9 ПК 4.1-4.5. Раздел III Основные показатели работы организации отрасли и его структурных подразделений. Раздел IV Планирование деятельности структурного подразделения. Раздел v Контроль соблюдения технологических процессов. Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе Учебная практика ПМ.04. Производственная ПМ.04. 30 22 2 8 34 22 4 12 24 12 4 12 20 72 практика ИТОГО: 36 195 110 30 20 55 72 36 Квалификационный экзамен *Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний. 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ПМ 04 «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной Содержание обучения по дисциплине. Наименование разделов и тем Знать, уметь. 1 Раздел 1. Управление структурным подразделением организации МДК 04.01. Управление структурным подразделением организации (предприятия) Раздел I Организационноэкономические основы предприятий АПК Тема1.1 Классификация организационных форм предприятия АПК. 2 Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 3 Количес тво часов Уровень освоения 4 5 195 23 Студент должен: знать: - по каким признакам классифицируются организационные формы Содержание. Классификация организационно-правовых форм предприятия. Особенности предприятия. Предпринимательство 2 2 производства; - что относится к организационным формам производства. Тема 1.2 Социально-экономические условия развития сельской энергетики. Тема 1.3. Особенности управления отраслями и обслуживающими подразделениями. Тема1.4. Организация управления во внутрихозяйственном подразделении. Тема1.5. Основные элементы важнейший вид экономической деятельности. Организационноэкономические основы кооперативов. Организационно-экономические основы фермерских хозяйств. Студент должен: Содержание. знать: Роль и место электро энергетиков - этапы развития социально-экономическом развитии села. электрификации с\х. Структура энергетиков ВПК. Этапы развития электрификации с\х. Экономические предпосылки совершенствования сельской электроэнергетической службы. Студент должен: Содержание. знать: Влияние особенностей с\х на организацию - формы организаций; управления производством. Организация - организацию работников работников электротехнической электротехнической Службы обеспечение сельской службы. электроэнергетики. Формы организаций. Организационная структура энергетической службы. Студент должен: Содержание. знать: Основные принципы цифрования. Функции - систему управления. Структура управления. внутрихозяйственных Должностные функции руководителей и отношений; работников. -принципы внутрихозяйственного расчета; - функцию управления. Студент должен: знать: Содержание. Методы управления. Управленческое 2 2 2 2 2 2 2 2 процесса управления. -процессы управления проблем все виды элементов; - что управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля; - основные виды и этапы контроля в организации. Студент должен: уметь: 1. - элементы процесса управления; - разрабатывать структуры 1. электротехнической службы с/х предприятия; - работать с должностной инструкции руководителя 2. и работников подразделения. 3. 4. решение. Этика и стиль руководителя. Производство в системе управления. Практические занятия: 1. Разработка организационной структуры электротехнической службы с/х предприятия 2. Разработка должностной инструкции руководителя и работников подразделения. Самостоятельная работа. 1.Подготовка информации по новым организационным формам предприятий в сельском хозяйстве в условиях рыночных отношений. 2.Реферат: Повышение роли человеческого фактора в управлении производством. 3.Объективные законы развития управления. 4.Роль менеджера на предприятии и взаимоотношения руководителя с подчиненными 5. 5.Реферат: Конфликты и пути их устранения. 6. 6. Организационная структура предприятий по электроснабжению и электрификации сельского хозяйства. Глава 2 2 2 2 2 2 2 2 1 52 Экономические ресурсы предприятия и их использования. Тема 2.1. Основные средства предприятия. Тема 2.2. Оборотные средства. Студент должен: знать: - эффективность использования основных средств; -ревизия основных средств; - для учёта основных средств, определения их состава и структуры необходима их классификация; -существуют группы основных средств: Студент должен: знать: - что входит в состав оборотных средств: - эффективность использования оборотных средств предприятий (организаций)ю - понимать три основных показателя: • Коэффициент оборачиваемости; • Коэффициент загрузки Содержание. Производственные фонды, и их использования. Учёт и оценка основного капитала. Износ и амортизация. Показатели Амортизационного использования основного капитала. 2 2 Содержание. Экономическая сущность и состав оборотных средств. Исчисление и их формирование. Методика определения потребителей. Экономическая эффективность использования оборотных средств. 2 2 оборотных средств; • Длительность одного оборота. Тема 2.3. Трудовые ресурсы и их использования в рыночных условиях. Студент должен: знать: - понятие и состав трудовых ресурсов. - рынок труда в сельском хозяйстве. - занятость и безработица в сельском хозяйстве. -пути улучшения использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Тема 2.4. Студент должен: Организация знать: мотивация - функция мотивации коллектива заключается; исполнителей. -сущность мотивации; - главная задача с точки зрения мотивационного процесса работников заключение; -возможность в условиях рынка экономические методы управления: Тема 2.5. Студент должен: Бестарифная оплата труда. знать: - что такое бестарифная система оплаты труда: Содержание. Состав трудовых ресурсов. Цена труда. Рынок труда. Особенности труда в сельском хозяйстве. Состояние использования трудовых ресурсов. 2 2 Содержание. Производительность труда. Показатели и методика определения. Мотивация труда и применение организаций заработной платой. 2 2 Содержание. Тарифная система оплаты труда. Единая тарифная сетка и ее применение. Бестарифная оплата труда. 2 2 Тема 2.6. Формы и системы оплаты труда в с/х. Тема 2.7. Оплата труда руководителей и - как оформить и внедрить бестарифную систему оплаты: - преимущества бестарифной системы оплаты труда: - недостатки бестарифной системы оплаты труда. Студент должен: знать: - формы и системы оплаты труда; - характеристику форм и систем оплаты труда; - тарифная система оплаты труда - сдельная форма оплаты труда; - бестарифные системы оплаты труда; - натуральная форма оплаты труда; -оплата труда руководителей, специалистов и служащих; -организация оплаты труда в сельскохозяйственных организациях: Студент должен: знать: - особенности системы Содержание. Формы оплаты труда. Системы оплаты труда. Виды оплаты труда Работников. Требование коллективов и работников. 2 2 Содержание. Должностные оклады персонала электротехнической службы. 2 2 специалистов. • • • • оплаты труда руководителей и специалистов; - понятие и специфика управленческого труда - система оплаты труда руководителей и специалистов; - пути совершенствования системы оплаты труда руководителей и специалистов в современных условиях. Премиальные и порядок их накопления. Общий фонд оплаты труда персонала службы. • Тема 2.8. Оплата труда на ремонтных работах. Студент должен: знать: - оценка качества труда; - тарифная система; - формы и системы оплаты труда; - оплата труда ремонтных и производственных работах. Тема 2.9. Организация Студент должен: премирование работников. знать: -систему премирования работников: сущность, элементы и ее взаимосвязь с системой мотивации . -формирование и регулирование и оценка эффективности системы премирования работников Содержание. Начисление заработной платы за объем выполненных работ Разработка КТУ среди электромонтажников. Распределение заработной платы с учетом КТУ. 2 2 Содержание. Основные элементы премирования. Принципы организации Премирование. Определение размера премии коллектива и отдельными видами работников. 2 2 Тема 2.10. Нематериальная мотивация труда Тема 2.11. Аттестация работников. Тема 2.12. Организация повышения квалификации рабочих. предприятия. Студент должен: знать: -теории мотивации труда; -теория мотивации А. Маслоу; -факторы, влияющие на нематериальную мотивацию сотрудников; -формы и способы нематериальной мотивации сотрудников. Студент должен: знать: -понятие аттестации работников; - что является целью аттестации; - при проведении аттестации необходимо выработать критерии оценки. Студент должен: знать: -понятие персонала: -классификацию персонала: - процессы управления персоналам. Студент должен: уметь: -теоретически и методически Содержание. Моральное поощрение работников и ее виды. Нематериальная мотивация труда и моральный климат коллектива. Особенности управления в данной системе. 2 2 Содержание. Содержание аттестации работников. Методы аттестации. Влияние аттестации работников на выполнение производственной работы. 2 2 Содержание. Понятие и особенности обучения персонала. Значение и задачи повышения классификации персонала. Методы обучения и повышения персонала. 2 2 Практические занятия: 1.Определение размера капиталовложений в ремонтно –эксплуатационную базу предприятия. 2 рассчитывать основы 3. повышения квалификации персонала; 1. –рассчитывать 4. 2. трудоемкость обслуживания и ремонта. 5. - рассчитывать 6. трудоемкости кап.ремонта; - рассчитывать годовой фонда заработной платы 7. персонала электротехнической 8. службы электромонтеров:9. - рассчитывать заработную плату специалистов электр. 1. - рассчитывать учет труда и зар. платы: 2. 3. 4. 2.Определение капитальной численности персонала электротехнической службы с/х предприятия. 3.Определение трудоемкости обслуживания и ремонта. 4. Определение трудоемкости кап.ремонта. 5.Определение планового годового фонда заработной платы персонала электротехнической службы электромонтеров. 6. Определение планового годового фонда заработной платы специалистов электр. 7.Разработка организационной структуры. 8. Составление первичных документов по учету труда и зар.платы. Самостоятельная работа. 1.Работа с нормативной документацией. 2.Изучение материалов по начислению заработной платы. 3.Реферат: Аттестация кадров 4.Реферат: Стиль руководства. 5.Профессионально-организаторские черты стиля руководства 5. 6.Профессионально-организаторские черты стиля руководства. Глава 3. Основныепоказатели работы организации отрасли и его структурныхподразделен ий. Тема 3.1 Студент должен: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 30 Содержание. 2 2 Себестоимость потребления Электроэнергии. . Тема 3.2. Расчет производственных затрат по электрохозяйству. Тема 3.3. Ценообразование в рыночной экономике. знать: - правила отпуска электроэнергии сельским потребителям; - учет потребления электроэнергии; - тариф потребления электроэнергии; -электрохозяйство предприятия: Студент должен: знать: - расчёт эффективного времени среднесписочного рабочего в год; - расчет трудоёмкости ремонтных работ и численности персонала электрохозяйства цеха; - расчет годового фонда оплаты труда персонала энергохозяйства цеха; - составление сметы затрат по видам ремонта оборудования - составление сметы затрат на электрооборудование; Студент должен: знать: - цену как экономическая категорию; Издержки электрических сетей. Классификация затрат себестоимости. Структура затрат. Методы расчета затрат. Содержание. Состав производственных затрат .Методика расчета затрат. Факторы и пути снижения себестоимости. 2 2 Содержание. Экономическая сущность и функция цен. Стоимость товара. Закон стоимости. Затраты, формирующие цену 2 2 Тема 3.4. Виды цен. Тема 3.5. Механизм рыночного ценообразования. Тема 3.6. Доход организации. - функцию цен в экономике; - виды цен; - этапы процесса ценообразования; - особенности ценообразования в российской экономике; - государственное регулирование процесса ценообразования в России: Студент должен: знать: - понятие и сущность цены. - виды цен и их классификация; - классификация цен: Студент должен: знать: - эластичность спроса и предложения: сущность, виды, значение; - рыночная цена и ее виды; - закон спроса; - закон предложения;равновесная цена: Студент должен: знать: - экономическая сущность доходов организации: Содержание. Цены на основные факторы производства. Система цен на продукцию с\х. Цена на капитал. Ценовые стратегии. 2 2 Содержание. Ценовые отношения. Ценообразование. Функция государства в регулировании цен. Ценовая политика. 2 2 Содержание. Экономическая эффективность производства 2 2 Сущность прибыли и её источники. -методика анализа доходов организации; - пути повышения доходов организации: Тема.3.7. Студент должен: Рентабельность знать: работы предприятия. -рентабельность, её сущность и роль в оценке финансовых результатов деятельности предприятия; -показатели рентабельности, их характеристика и определение: Тема 3.8. Студент должен: Показатель экономической знать: эффективности - сущность экономической деятельности структурного эффективности производст ва; подразделения. -показатели экономической эффективности; -критерии эффективности производства: Тема 3.9. Студент должен: Показатель повышения знать: экономической - формирование системы эффективности. технико-экономических показателей; - методику оценки техникоорганизационного уровня Методика расчета прибыли. Содержание. Рентабельность обобщающий показатель эффективности. Показатель рентабельности. Способы её определения. Пути повышения рентабельности. 2 2 Содержание. Валовой и чистый доход. Валовая продукция. Фонд возмещения. Фонд накопления норма нахождения. 2 2 Содержание. Общая и сравнительная экономическая эффективность. Методика расчета общей Эффективности. Порядок определения сравнительной экономической эффективности. 2 2 Тема 3.10. Повышение технического и организационного уровня деятельности подразделения. производства: Студент должен: знать: -показатели экономической эффективности; - сущность экономической эффективности производства; - экономическую эффективность затрат; - основные направления повышения эффективности: Студент должен: уметь: 1. - составлять смету затрат на содержание 2. электрохозяйства; 1. - работать со сводной таблицей техникоэкономических показателей: 2. 3. 4. Содержание. Технико-экономическое сопоставление вариантов инвестиционных проектов. Подготовка исходных данных.Учёт инфляции Экономическое обоснование выбранного Варианта. Оценка финансовой самостоятельности инвестиционного проекта. Практическая работа. 1.Расчёт годовой сметы затраты на содержания электрохозяйства. Самостоятельная работа. 1. Работа с периодическими изданиями, электронными ресурсами. Написать реферат «Научно – технический процесс – основа инновационной деятельности» 2. Задачи и основные методы и принципы планирования. 3.Производственная программа и производственные мощности. 5. 4.Реферат на тему «Методика определения экономической эффективности капитальных вложений» 2 2 2 2 2 2 2 Глава 4. Планирование деятельности структурного подразделения. Тема 4.1. Методологические основы планирования. Тема 4.2. Классификация планов. Тема 4.3. Анализ хозяйственной деятельности. Тема 4.4. Организация производства. 34 Студент должен: знать: - виды и формы планов; - принципы планирования; - методы и средства планирования. Студент должен: знать: - планирование: сущность, классификация, принципы. Студент должен: знать: -цели и задачи анализа хозяйственной деятельности - метод анализа хозяйствования, его характерные черты; -метод факторного анализа хозяйственной деятельности: Студент должен: знать: - организацию производства и ее основные принципы; - формы, типы и методы Содержание. Прогнозирование и планирование. Принципы планирования. Организация планирования подразделения. Элементы и методы. 2 2 Содержание. Этапы планирования. Виды планов .Примитивные планы. Бизнес-план. Оперативное планирование 2 2 Содержание. Методы приемы анализа. Исходные данные Порядок проведения анализа. Оформление результатов анализа. 2 2 Содержание. Понятие организации производства. .Производственный и технологический процесс. Закономерности с\х производства. Организация производства в электрохозяйстве. 2 2 Тема 4.5. Производственный цикл и его структура. Тема 4.6. Руководство и управление производством. Тема 4.7. Организация труда коллектива исполнителей. Тема 4.8. организации производства; - производственный цикл и его структура: Студент должен: знать: -длительность производственного цикла; - время перерывов в работе; - производственный цикл изготовления изделия и факторы, влияющие на его продолжительность. Студент должен: знать: - понятие, сущность и цели организации и управления производством; - особенности промышленного производства: Студент должен: знать: - основные функции управления коллективом исполнителей; - функции службы управления персоналом в организации: Студент должен: Содержание. Структура производственного цикла. Организация купли-продажи энергии .Порядок взаиморасчетов. Организация розничного рынка электроэнергии. 2 2 Содержание. Состав кадров управления. Управление персоналом .Оценка кадров управления. Особенности управленческого труда. 2 2 Содержание. Принципы организации труда. Формы организации труда. Организация труда в электрохозяйстве. 2 2 Содержание. 2 2 Нормирование труда. Тема 4.9. Системы оплаты в подразделении. знать: - сущность и задачи нормирования труда; - методы нормирования труда; возникновение и развитие нормирования труда. Студент должен: знать: -формы и системы оплаты труда в подразделении; - преимущества и недостатки форм оплаты трудав подразделении; - бестарифная система оплаты трудав подразделении; - тарифная система оплаты труда в подразделении: Студент должен: уметь: 1. - рассчитывать потребности с\х предприятия в электроэнергии; - Анализировать электротехнической службы в с\х предприятии: Сущность нормирования и виды норм. Формы организации труда .Способы изучения затраченного рабочего времени. Управление норм обслуживания в электрохозяйстве. Содержание. Виды оплаты труда электромонтеров. Особенности применения различных систем оплаты труда .Заработная плата руководителей подразделений. Практические задания. 2. 1.Планирование годовой потребности с\х предприятия в электроэнергии. 3. 2.Анализ деятельности электротехнической службы в с\хпредприятии Самостоятельная работа. 1. 1.Написать доклад «Технико – экономические показатели производственной деятельности 2 2 2 2 2 2. 3. 4. 5. 6. Глава5. Контроль соблюдения технологических процессов. Тема.5.1. Контроль-функция Менеджмента. Тема 5.2. Организация контроля. Тема 5.3. Контроль качества выполняемых работ. электрической службы» Работа с электронами ресурсами. 2.Реферат: Ущербы от нарушения электроснабжения. 3.Виды, формы и методы мотивации персонала 4.Нематериальное стимулирование работников комплекса мероприятий по экономии электрической энергии. 5.Организация рабочего места электрика 6.Разработка комплекса мероприятий по экономии электрической энергии. 2 2 2 2 2 24 Студент должен: знать: - контроль как функция менеджмента; - понятие, виды, формы: Студент должен: знать: - сущность контроля; - понятие контроля; - контроль управление проверка. Студент должен: знать: -понятие качества продукции и виды Содержание. Понятие контроля. Процесс проведения Контроля. Эффективность контроля. 2 2 Содержание. Задачи и функции технического контроля. Организация проведения технического контроля. Оперативное выявление и устранение причин нарушения технических процессов. Содержание. Оценка качества выполняемых работ..Методы оценивания качества.Экон.эфективность. 2 2 2 2 Тема 5.4. Инвентаризация имущества ремонтной базы. контроля качества; - понятие и сущность организации контроля качества; - виды контроля качества. Студент должен: знать: - нормативно-правовое регулирование - понятие, сущность и цели проведения инвентаризации; - виды инвентаризации: - порядок проведения инвентаризации; - отражение результатов инвентаризации в учете. Студент должен: уметь: - рассчитывать оформлять при заполнении учета электрооборудования; - грамотно оформлять документации учёта работы электрооборудования. Содержание. Инвентаризация имущества. Виды инвентаризации. Порядок проведения Порядок списания имущества и документальное оформление . Практические занятия. 1. Оформление и заполнение документации учета электрооборудования. 2. Оформление документации учёта работы электрооборудования. Самостоятельная работа. 1. Составить схему эффективного контроля. 2. Выполнить мультимедийную презентацию по главе 5. 3. Составление технической документации 4. Состояние и пути совершенствования управления качеством работ и продукции 2 2 2 2 2 2 2 2 5. Нематериальное стимулирование работников 6.Виды, формы и методы мотивации персонала. Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе. Примерная тематика курсовых работ. 1. Организация электротехнической службы сельскохозяйственном предприятии. 2. Расчет себестоимости потребления электроэнергии сельскохозяйственными предприятиями различными организационно-правовых форм хозяйствования. 3. Анализ работы электрической службы сельскохозяйственных потребителей. 4. Экономическая эффективность электрификации производственных процессов в структурных подразделениях сельскохозяйственного предприятия. 5. Экономическая эффективность инвестиций на проведение электрифицированных работ. 6. Организация маркетинговой службы на сельскохозяйственном предприятии. 7. Оценка финансового состояния предприятия и разработка мероприятий по его стабилизации. 8. Организация службы менеджмента в условиях сельскохозяйственного предприятия. 9. Экономические ресурсы организации и их использование. 10. Основные показатели работы структурных подразделений сельскохозяйственной организации. 11.Планирование деятельности структурных подразделений организации. 12. Контроль соблюдения технологических процессов. 13.Совершенствование структуры управления производством в сельскохозяйственной организации. 14. Организация управления материально-техническим снабжением в АПК. 15. Оценка эффективности структуры энергоресурсов и энергетической оснащённости в организации. 16 Антикризисное управление в АПК. 17. Оценка эффективности электрификации и механизации (автоматизации) производственных процессов в организации. 18. Факторы и пути повышения эффективности использования основных средств в структурном подразделении. 19. Технико-экономическая оценка средств электрификации в сельскохозяйственном производстве. 20. Экономический расчёт строительства электрической комплексной трансформаторной подстанции в организации. 2 2 20 21. Управление мотивацией персонала в организации. 22. Экономическая оценка систем централизованного сельского электроснабжения. Учебная практика. Виды работ: - участие в планировании и анализе производственных показателей организации (предприятия) отрасли и структурных подразделений; -участие в управлении первичным трудовым коллективом; - ведение документации установленного образца. - планирование потребности в материалах на техническое обслуживание и текущий ремонт электродвигателей, магнитных пускателей и др. -планирование годового объема обслуживания и ремонта электроустановок; - определение размера электрохозяйства в условных единицах и расчет численности работников электрохозяйства; - расчет показателей работы электрохозяйства, анализ работы электрохозяйства и организации; заполнение утвержденной учетно-отчетной документации Производственная практика (по профилю специальности) - планирование и анализ производственных показателей организации отрасли и структурного подразделения; - участие в управлении первичным трудовым коллективом; - ведение документации установленного образца. Производственная практика (по профилю специальности) Вид работы: - участие в проведении анализа текущей и итоговой работы предприятия, отрасли, подразделения, определять экономическую эффективность применяемых электротехнической службы. - участие в составлении экономических годовых заданий. - участие в составлении рабочих планов на периоды основных работ. - ознакомление с договорами и участие в составлении и заключении договоров на коллективные и арендные подряды, аренду, расчеты основных экономических показателей работы подразделения. - участие в начислении заработной платы при различных системах оплаты труда. -участие в составлении различных видов управленческой документации. 72 36 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ. 4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета экономики, маркетинга и менеджмента. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - учебно-методический комплекс. Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор. Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику. Средства обучения: - посадочные места по количеству обучающихся ; - рабочее место преподавателя; - учебно-методический комплекс. - компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор. 4.2.Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных дополнительнойлитературы. изданий, Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. - М.: Юрайт, 2016 г. ISBN 978-5-9916-3302-4 2. Басаков М.И., Замыцкова О.И. Делопроизводство Ростов-на-Дону , Феникс, 2017ISBN 978-5-222-21763-4 3. Веснин Р.В. Управление персоналом в схемах Москва Проспект 2017 ISBN 978-5-482-01712-8 4. Бизнес-планирование: учеб.пособие / Н.Д. Стрекалова. - СПб.: Питер, 2016. ISBN 978-5-388-00458-1 5. Экономика фирмы: учеб.для вузов/В.А.Максимов [и др]. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. ISBN 978-5-222-14981-2 6. Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления. - М.: издат.центр «Академия», 2017.ISBN 978-5-7695-6112-2 7. Терновых К.С., Алексеенко А.С. Планирование на предприятиях АПК.-М.:Колос С, 2017ISBN 978-5-9532-0520-7 8.Экономика и управление в сельском хозяйстве: Учебник под ред. Г.А. Петраневой - М.: издат.центр «Академия», 2015.ISBN5-7695-1158-3 Дополнительные источники: 1. Бахрамов Ю.М. Финансовый менеджмент: учеб.для вузов/.-2-е изд.-СПб.: Питер, 2016. ISBN 978-5-49807-928-8 2. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: учеб.для вузов/Р.А. СПб Питер, 2016. ISBN 978-5-4237-0238-0 3.Экономика предприятия [:учеб.для вузов/под ред.В.М.Семенова.-5-е изд.- СПб: Питер, 2016. ISBN 978-5-91180-462-6 4.Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой. - М.: издат.центр «Академия», 2017. ISBN9785769531781 1. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Практикум. - М.: издат.центр «Академия», 2016. ISBN 9785769564550 2. Савицкая Г.В. Экономический анализ М, Новое знание, 2016 ISBN 5-94735-080-7 Справочная литература: 1. Прудников В.М. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Москва ИНФРА-М 2016ISBN 978-5-16-003353-2 2. В.Н. Батищев. Справочник мастера по техническому обслуживанию и ремонту машин.М. «Академия» 2017 г. ISBN 978-5-7695-4743-0. 3. Сборник нормативных материалов М, ФГНУ РосинформагротехISBN 5-7367-0258-4 Интернет-ресурсы: 1. http://knigosite.ruBалентинКрасник «Управление электрохозяйством предприятий» 2. http://www.books.ru книга Управление электрохозяйством предприятий 3. http://base.garant.ru Положение об управлении электрохозяйством 4. http://www.znaytovar.ruB.В. Красник «Управление электрохозяйством предприятий». Производственно-практическое пособие 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Обязательным условием изучения профессионального модуля «Управление работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники», является освоение общепрофессиональных дисциплин Метрология, стандартизация и подтверждение качества, Основы экономики, маркетинга и менеджмента, Правовые основы профессиональной деятельности и профессионального модуля «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в том числе электроосвещение), автоматизация сельскохозяйственных организаций". Обновлять содержание программы профессионального модуля с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, экономики. При работе над курсовой работай (проектом )оказывать обучающимся консультацию. 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие высшего профессионального образования соответствующее профилю преподаваемого модуля. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой Инженерно-педагогический состав: высшее специальное образование. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) Результаты ( освоенные профессиональные компетенции) ПК 4.1. Участвовать в планировании основных показателей в области обеспечения работоспособности электрохозяйства, сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники. ПК 4.2. Планировать выполнение работ исполнителями. ПК 4.3. Организовать работу трудового коллектива. Основные показатели оценки - годовая смета на содержание электрохозяйства и плановых показателей работы электротехнической службы. - план организационно – технических мероприятий с учетом результатов проведенного анализа. - точность Формы и методы контроля и оценки Текущий контроль в форме: 1.Подготовка реферата 2.Поисковое задание 3.Курсовая работа 4.Тестирование. 5.Защита практических работ 6.Устный опрос. 7. Экзамен (квалифицированный) и грамотность составления нарядов на выполнение работ; инструктаж исполнителей на всех стадиях работ. - план работы электротехнической службы предприятия. - планирование деятельности исполнителей структурного подразделения. Текущий контроль в форме: 1.Подготовка реферата 2.Поисковое задание 3.Курсовая работа 4.Тестирование. 5.Защита практических работ 6.Устный опрос. определение численности работников электрохозяйства; - начисление заработной платы работникам электрохозяйств; - качество рекомендаций по использованию стиля руководителя; формы материального и нематериального стимулирования. Текущий контроль в форме: 1.Подготовка реферата 2.Поисковое задание 3.Курсовая работа 4.Тестирование. 5.Защита практических работ 6.Устный опрос. - ПК 4.4. Контролировать ход и - текущий контроль оценивать результаты выполнения работ исполнителями. работы исполнителей коллектива и составление соответствующей документации. проверка выбора способов выполнения работ; - точность и грамотное оформление нарядов на выполнение работ; - инструктаж исполнителей всех стадий работ; анализировать результаты работы. ПК4.5.Вести утвержденную - точность и грамотность составления технической, учетно-отчетной документации. - документальное оформление аттестации рабочих мест и коллектива исполнителей - заполненная учетноотчетная документация. учетно- отчетную документацию. Текущий контроль в форме: 1.Подготовка реферата 2.Поисковое задание 3.Курсовая работа 4.Тестирование. 5.Защита практических работ 6.Устный опрос. Текущий контроль в форме: 1.Подготовка реферата 2.Поисковое задание 3.Курсовая работа 4.Тестирование. 5.Защита практических работ 6.Устный опрос. 7. Экзамен (квалифицированный) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные общие компетенции) ОК.01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес Основные показатели оценки результата - демонстрация интереса к будущей профессии Формы и методы контроля и оценки. Интерпретация результатов наблюдений за деятельность обучающегося в процессе освоения образовательной программы. ОК.02. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области управления работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники; оценка эффективности и качества выполнения; ОК.03. Принимать решения решение стандартных и в стандартных и нестандартных нестандартных ситуациях и профессиональных задач в нести за них области управления ответственность работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники; ОК.04. Осуществлять - эффективный поиск поиск и использование необходимой информации, необходимой информации; для эффективного использование различных выполнения источников, включая профессиональных задач, электронные. профессионального и личностного развития. ОК.05.Использовать при анализе информационнопроизводственных коммуникационные показателей организации технологии в отрасли и структурного профессиональной подразделения. деятельности ОК.06. Работать в взаимодействие с коллективе и в команде, обучающимися, эффективно общаться с преподавателями в ходе коллегами, руководством, обучения. - Интерпретация результатов наблюдений за деятельность обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Интерпретация результатов наблюдений за деятельность обучающегося в процессе освоения образовательной программы. Подготовка рефератов, докладов, курсовая работа, использование электронных данных. Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях. Наблюдение за ролью обучающегося в группе. потребителями ОК.07. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК.08.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК.09.Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. самоанализ и коррекция результатов собственной работы. Деловые игры, моделирования профессиональных ситуаций. организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля. Выполнять индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты творческих и проектных работ. - анализ инноваций в области управления работами по обеспечению работоспособности электрического хозяйства сельскохозяйственных потребителей и автоматизированных систем сельскохозяйственной техники. - соблюдение техники безопасности. Семинары учебно практические конференции Олимпиады. Своевременность постановки на воинский учет.