Министерство образования Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ специальности: 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 32.02.05 «Агрономия», 36.02.01 «Ветеринария», 36.02.02 «Зоотехния» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 14.10. 2009 года № 405) для специальностей среднего профессионального образования базовой подготовки: 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 32.02.05 «Агрономия», 36.02.01 «Ветеринария», 36.02.02 «Зоотехния». Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»). Разработчик: Щукина О.А., преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»). Рекомендована: Методическим советом Государственного бюджетного образовательного профессионального учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум») в качестве рабочей программы учебной дисциплины «История». Заключение: Методического совета № ____ от __________2019 г. (основание: Протокол заседания Методического совета Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум») от «____» _________2019 г. № ____ СОДЕРЖАНИЕ стр. 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История». 4 2. Результаты усвоения программы. 5 3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «История». 4. Условия реализации программы учебной дисциплины «История». 5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины «История». 6-25 26 27-29 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 1.1. Область применения программы. Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы. 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв. Задачи: – рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.; – показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; – сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; – показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: – ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире; – выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: – основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.; – сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.; – основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира; – назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности; – о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; – содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; в том числе практических занятий 8 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа; итоговая аттестация – дифференцированный зачет. 2.РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ» Результатом усвоения программы «История» являются общие компетенции (ОК). ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История» 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Количество часов 72 48 8 24 24 6 3.2. Тематический план учебной дисциплины «ИСТОРИЯ» Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «История» 1 2 ОК. 3 ОК. 4 ОК. 4 ОК. 9 ОК. 6 ОК. 10 ОК. 8 ОК. 8 ОК. 10 ОК. 3 Раздел. 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы. Тема 1.1. От сверхдержавы к распаду. Тема 1.1.1. СССР к началу 1980-х. Закономерности развития. Тема 1.1.2. Попытка обновления. Перестройка Горбачёва. Тема 1.1.3. Распад СССР. Тема 1.1.4. Культура государства 1980-х годов. Тема 1.2. СССР в международных отношениях в 1980-е годы. Тема 1.2.1. Кризис социалистического лагеря. Образование СНГ. Тема 1.2.2. Отношения с Западом. Разрядка в Холодной войне. Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ века - начале ХХI века. Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы. Тема 2.1.1. Экономические реформы начала 90-х. Переход к рынку. Тема 2.1.2. Путь к демократии. Тема 2.1.3. Межнациональные конфликты внутри молодого государства в 90-е годы. Тема 2.1.4. Международные организации в разрешении Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 3 Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. Всего, Всего, практические часов часов занятия, часов 4 5 6 21 14 7 3 3 3 3 2 2 2 2 1 1 1 1 3 2 1 6 4 51 34 17 3 2 1 3 6 2 4 1 2 3 2 2 2 2 1 Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «История» 1 2 ОК. 8 ОК. 8 ОК. 1 ОК. 9 ОК. 9 ОК. 6 ОК. 2 ОК. 5 ОК. 7 конфликтов. Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветстком пространстве. Тема 2.2.1. Российская Федерация и бывшие союзные республики. Тема 2.2.2. Бархатные революции в странах СНГ. Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы. Тема 2.3.1. Расширение Евросоюза и Россия. Тема 2.3.2. Формирование единого образовательного и культурного пространства. Тема 2.4. Развитие культуры в России. Тема 2.4.1. Традиции или ориентир на Запад? Тема 2.4.2. Молодёжные субкультуры и экстремистские движения. Тема 2.4.3. Массовая и элитарная культура современного мира. Тема 2.5. Перспективы развития Российской Федерации в мире. Тема 2.5.1. Направления развития и основные проблемы РФ в начале XXI века. Закрепление знаний и умений. Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 3 Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. Всего, Всего, практические часов часов занятия, часов 4 5 6 3 2 1 3 2 1 3 3 2 2 1 1 3 6 2 4 1 2 3 2 6 4 3 2 2 1 2 2 2 8 Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «История» 1 2 Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 3 Зачёт по предмету. ИТОГО: Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. Всего, Всего, практические часов часов занятия, часов 4 5 3 2 72 48 6 8 24 9 3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ» Наименование разделов и тем 1 Раздел. 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы. Тема 1.1. От сверхдержавы к распаду. Тема 1.1.1. СССР к началу 1980-х. Закономерности развития. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Период Хрущёва. Период Брежнева. знать: Период Андропова. Период Черненко. Противоречия в культуре. Динамика − основные характеристики периодов развития социализма в СССР. управления государством Хрущёва, Брежнева, Андропова, Черненко; − понятие «развитой социализм»; − основные противоречия в развитии СССР второй половины ХХ века; уметь: − выявлять основные проблемы советского общества; − оценивать уровень развития страны в разные периоды социализма; − строить диаграмму, отражающую темпы развития страны. Самостоятельная работа. Подготовка выступлений по кратким характеристикам периодов Хрущёва, Брежнева, Андропова, Черненко. Составление диаграммы по динамике развития социализма в СССР. Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1,2 1 3 Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1.2. Попытка обновления. Перестройка Горбачёва. Тема 1.1.3. Распад СССР. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Перестройка глазами обывателя. знать: Личность Горбачёва. Дисциплинированные коррективы. − суть понятий «перестройка», Гласность. Концепция хозрасчёта. Авария «Гласность», «плюрализм»; в Чернобыле. Первый президент. − цели и методы перестройки; − временные рамки политики; уметь: − сопоставлять мнение народа и научные данные; − анализировать и сопоставлять события в Чернобыле 1986 и в Японии 2011 годов; − формировать свою позицию. Самостоятельная работа. Изложение воспоминаний родителей об этой эпохе в кратком эссе. Оценка последствия гласности в рефлексии. Студент должен: Межнациональные конфликты. знать: Нагорный Карабах. Прибалтийские республики. − суть межнациональных противоречий Новый союзный договор. Путч августа 1980-х годов; 1991 года. Беловежское соглашение. − дату и название акта распада СССР; Создание СНГ. − причину, суть, итоги Путча 1991 года; уметь: − оценивать позиции советских республик; − выявлять причины межнациональных противоречий; − анализировать документ Беловежского соглашения; Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 1,2 1 3 2 1,2 11 Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1.4. Культура государства 1980-х годов. Тема 1.2. СССР в международных отношениях в 1980-е годы. Тема 1.2.1. Кризис Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 − формировать свою позицию к факту распада СССР. Самостоятельная работа. Составление социально-экономической карты СССР. Анализ ресурсообеспеченности союзных республик. Количество часов Уровень усвоения 4 5 1 3 Студент должен: Разрушение «железного занавеса». знать: Постмодернизм. Возрождение православия. Поиск новых идеалов. − причины разрушения советских культурных устоев; − последствия демократизации культуры; уметь: − выявлять проблемы культурного развития общества; − находить альтернативы развития обновлённого общества; − оценивать культурные достижения 80- и 90-х годов; − анализировать художественные фильмы как проявление культуры. Самостоятельная работа. Подготовка выступлений о различных направлениях искусства в 90-е годы. 2 1,2 1 3 Студент должен: 2 1,2 Ликвидация ОВД и СЭВ. Вывод войск 12 Наименование разделов и тем 1 социалистического лагеря. Образование СНГ. Тема 1.2.2. Отношения с Западом. Разрядка в Холодной войне. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 знать: из Афганистана. Крушение социалистических режимов в Восточной − причины распада социалистического Европе. Объединение Германии. лагеря; Перестройка и перемены в странах − даты объединения Германии, вывода социалистического лагеря. Вывод войск из войск из Афганистана; − страны, входившие в социалистический Афганистана. лагерь; уметь: − выявлять взаимосвязь перестройки и распада социалистического лагеря; − анализировать противоречия в отношениях СССР с социалистическими странами; − осознавать неизбежность распада социалистического лагеря; − оценивать военное вмешательство СССР в Афганистан. Самостоятельная работа. Подготовка к семинару по взаимоотношениям СССР с социалистическими странами. Подготовка выступлений-обвинений или выступлений-защит от социалистических стран по отношению к СССР. Студент должен: Политика «разрядки» в холодной войне. знать: Разоружение стран. Новые формы противостояния. Встречи в верхах. − суть понятий «новое политическое мышление», «разрядка»; − характер перемен в отношениях с Западом; − основные международные договоры по Количество часов Уровень усвоения 4 5 1 3 2 1,2 13 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 разоружению; уметь: − выявлять противоречия во взаимоотношениях с Западом; − исследовать содержание ОСВ-1, ОСВ-2; − оценивать изменения во внешней политике; − отбирать и анализировать информацию о встречах Горбачёва и Рейгана по документальному фильму. Практическое занятие. Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий. Самостоятельная работа. Проведение исследования внешней политики СССР во второй половине ХХ века по таблице (45-91 гг.) Этапы внешней политики, хронологические рамки, цель Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1,2 2 3 Причины курса Раздел 2. Россия и 14 Наименование разделов и тем 1 мир в конце ХХ века - начале ХХI века. Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы. Тема 2.1.1. Экономические реформы начала 90х. Переход к рынку. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Плановая и рыночная экономики. знать: Программа «500 дней». Либерализация цен. Социальное расслоение. − основные черты рыночной экономики; Экономический кризис 2998 года. Итоги − имена лидеров, проводящих реформы; реформ глазами обывателя и власти. − цели и основные методы проведения экономических реформ; − суть понятий «приватизация», «ваучеризация», «финансовые пирамиды»; уметь: − находить информацию о реформе в сети интернет; − формировать своё понимание преобразований; − исследовать последствия реформ реально существующих людей, своей семьи; − анализировать статьи в периодической печати, исторических документах. Самостоятельная работа. Составление сообщений на основе систематизации материала о реформах, взятого из Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1,2 1 3 15 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Интернета. Заполнение таблицы «Рыночные реформы в России». Направления реформ Основные мероприятия Тема 2.1.2. Путь к демократии. Студент должен: знать: − суть понятия «демократия», основные черты; − методы перехода к демократии; − этапы демократизации общества во второй половине ХХ века; уметь: − выявлять соответствие России признакам демократии; − исследовать Конституцию по вопросам основных прав и свобод человека; − определять противоречия демократизации; − анализировать исторические условия принятия Конституции 1993 года. Попытки демократизации. Демократия как режим. Демократия стран Запада. Первый Президент РФ. Октябрь 1993 года. Парламентские выборы. Конституция демократической России. по Конституции Уровень усвоения 4 5 2 1,2 1 3 Результаты Самостоятельная работа. Исследование демократии в России по Конституции РФ по таблице: Признаки демократии Количество часов в реальности 16 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.1.3. Межнациональные конфликты внутри молодого государства в 90-е годы. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Многопартийность Свобода слова Парламентаризм Народ – источник власти Студент должен: Многонациональное государство. знать: Чеченские компании. Чечня глазами современников. Терроризм. − причины и итоги чеченских военных компаний; − суть понятий «сепаратизм», «терроризм»; уметь: − анализировать альтернативы решения чеченской проблемы; − оценивать изменения в межнациональных отношениях внутри нового государства; − проводить социологический опрос и анализировать данные; − выявлять цели терроризма. Практическое занятие. Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов. Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1,2 2 1,2 17 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.1.4. Международные организации в разрешении конфликтов. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Самостоятельная работа. Проведение социологического опроса. Поиск и систематизация с помощью таблиц и диаграммы информации из Интернета о террористических актах в РФ 90-х-2000-х годов. Студент должен: ООН. История возникновения. Устав знать: ООН. Деятельность ЮНЕСКЛ. Принципы и действительность. − цели, методы, основные направления деятельности ООН, ЮНЕСКО; − противоречия в деятельности организаций; уметь: − анализировать документы – Уставы организаций ООН и ЮНЕСКО; − анализировать действия в соответствии с принципами, изложенными в Уставе. Самостоятельная работа. Заполнение таблицы в результате анализа деятельности организаций. Военный конфликт Действия ООН Противоречия принципам Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветстком пространстве. Тема 2.2.1. Студент должен: Российская знать: Договоры с Украиной, Белоруссией, Литвой, Абхазией, Грузией. Изменения в Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 3 2 1,2 1 3 2 1,2 18 Наименование разделов и тем Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 1 2 3 Федерация и бывшие − содержание основных противоречий территориальном устройстве РФ. союзные республики. России с Украиной, Белоруссией, Грузией, Абхазией и др.; − направление российской политики в отношении стран СНГ; уметь: − анализировать территориальные изменения стран; − выявлять проблемы в развитии стран СНГ после выхода из СССР; − исследовать содержание договоров РФ со странами СНГ; − оценивать СНГ как межгосударственное объединение. Тема 2.2.2. Бархатные революции в странах СНГ. Количество часов Уровень усвоения 4 5 Самостоятельная работа. Исследование политических карт 1993-2009 гг. и решений президента по реформе территориального устройства. Исследование понятий «суверенитет», «независимость», «самостоятельность» по отношению к государственной политике. 1 3 Студент должен: знать: − суть понятий «бархатная революция», «оранжевая революция»; − причины и последствия революций в Грузии, по Украине, в Киргизии; 2 1,2 Бархатная революция в Грузии. Позиция Саакашвилли. Оранжевая революция на Украине. Ющенко и Янукович. Противостояние в Киргизии. 19 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы. Тема 2.3.1. Расширение Евросоюза и Россия. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 − основных деятелей, противоборствующих в революциях; уметь: − выяснять позицию РФ в этих событиях; − выявлять закономерности в ходе революций разных стран; − формулировать свою точку зрения по данным событиям. Самостоятельная работа. Исследование общественного мнения о личностях лидеров революций через отзывы, помещённые в сети Интернет. Количество часов Уровень усвоения 4 5 1 3 Студент должен: Расширение Евросоюза. Формирование знать: мирового «рынка труда». Политические ориентиры России. − суть процесса глобализации; − основную позицию Евросоюза; уметь: − анализировать документы ВТО, ЕЭС, ОЭСР; − соотносить процесс глобализации с позицией граждан России; − выявлять отрицательные стороны глобализации. Самостоятельная работа. Исследование международного движения «Антиглобалистов» в сети Интернет. 2 1,2 1 3 20 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.3.2. Формирование единого образовательного и культурного пространства. Тема 2.4. Развитие культуры в России. Тема 2.4.1. Традиции или ориентир на Запад? Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Формирование единого знать: образовательного пространства в Европе и − направления изменений в образовании в др. регионах мира. Реформы в образовании РФ начала XXI века. Рыночные отношения начале ХХI века; в системе образования. − значение единого образовательного пространства в Европе и др. регионах мира; уметь: − выявлять противоречия российских традиций в образовании и процессов, происходящих в мире; − исследовать способы адаптации российского общества к новым образовательным программам. Самостоятельная работа. Проведение социального опроса по проблеме ЕГЭ в России. Создание эссе на тему «Специалист XXI века». Студент должен: знать: − различия культурных основ Запада и России; − современные виды культур; уметь: − исследовать противоречия культурного развития современной России; − сравнивать культурные основы Запада и Соприкосновение с культурой Запада в истории России. Разрушение советских идеалов. Экспансия западной системы ценностей. СМИ как основной источник культуры. Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 1,2 1 3 2 1,2 21 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.4.2. Молодёжные субкультуры и экстремистские движения. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 России; − формировать свою позицию по восприятию западных ценностей; − осознавать российские традиции как основу для полноценного развития общества. Самостоятельная работа. Исследование программ телеканалов ТВ за неделю с целью выявления влияния зарубежной культуры. Студент должен: Почему не как все? Эмо, готы, фаны, знать: скинхэды, панки и другие. Психологические основы субкультур. − причины возникновения субкультур в Молодёжь и проблемы общества. обществе; − самые распространённые субкультуры и их признаки; уметь: − выявлять через рассмотрение субкультур проблемы в обществе; − формировать своё отношение к той или иной субкультуре или движению с позиции гражданина. Практическое занятие. Сопоставление и анализ документов современных националистических и экстремистских молодежных организаций в Европе и России. Количество часов Уровень усвоения 4 5 1 3 2 1,2 2 1,2 22 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.4.3. Массовая и элитарная культура современного мира. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Самостоятельная работа. Анализ интервью с представителями субкультур. Подготовка выступления к проведению дискуссии. Студент должен: Современные СМИ и их воздействие на знать: человека. Природа массовой культуры. Элитарная культура как − понятия «массовая культура», противопоставление массовой. Примеры в «элитарная культура»; разных сферах искусства. − основные признаки массовой и элитарной культуры; уметь: − находить примеры видов культур в современной жизни; − анализировать и оценивать значение той и другой культуры в развитии личности; − выявлять условия зарождения массовой культуры. Самостоятельная работа. Заполнение сравнительной таблицы по видам культуры. Вид культуры Массовая Элитарная Время возникновения Признаки Противоречия Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 3 2 1,2 1 3 Тема 2.5. Перспективы развития Российской Федерации в мире. 23 Наименование разделов и тем 1 Тема 2.5.1. Направления развития и основные проблемы РФ в начале XXI века. Закрепление знаний и умений. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Единое государство. Насущные знать: проблемы общества. Развитая экономика и её основы. Выборы как отражение − условия успешного политического и общественных противоречий. Уровень социально-экономического развития жизни и социальное расслоение. страны; уметь: − выявлять основные проблемы современного российского общества; − формировать в себе уважение к своей стране, народу, его истории; − видеть необходимость сохранения территориальной целостности России; − осознавать свою роль в обществе. Практическое занятие. Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социальноэкономического и политического курса с государственными традициями России. Самостоятельная работа. Исследование рейтинга в последних выборах лидирующих политических партий «Единая Россия» и КПРФ, ЛДПР по Интернету и через проведение социологических опросов. Студент должен: Выполнение тестов при подготовке к знать: зачету. - этапы развития СССР в конце XX века; - причины и следствия распада СССР; - этапы развития Российской Федерации в конце XX века – начале XXI века; Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 1,2 2 1,2 2 3 2 1,2 24 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 3 2 1,2 уметь: - работать с картами СССР и РФ, а также сопредельных государств; -выявлять основные проблемы российского общества; - формировать свою позицию по отношению к событиям, происходящим в РФ. Самостоятельная работа. Закрепление знаний и умений по предмету. Подготовка к зачету. Зачет по предмету Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 25 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или, при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета: Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением. Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы. Используемая литература 1. А.Ф. Киселёв, В.П. Попов История России ХХ-н.XXI века. М.: «Дрофа», 2007. 2. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И., Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с. 3. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с. 4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2007. - 432 с. 5. Е.Т. Гайдар Смуты и институты. Государство и эволюция. «Норма». СанктПетербург 2010. 6. Д. Травин Очерки новейшей истории России. «Норма». Санкт-Петербург 2010. 7. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России. М. Соврем. Гуманит. Универ. 2007. 8. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстильполиграфия, 2009. - 352 с. Интернет-ресурсы: http://school-collection.edu.ru 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Раздел (тема) программы учебной дисциплины «История» Раздел. 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е годы. Тема 1.1. От сверхдержавы к распаду. Тема 1.1.1. СССР к началу 1980-х. Закономерности развития. Тема 1.1.2. Попытка обновления. Перестройка Горбачёва. Тема 1.1.3. Распад СССР. Тема 1.1.4. Культура государства 1980-х годов. Тема 1.2. СССР в международных отношениях в 1980-е годы. Тема 1.2.1. Кризис социалистического лагеря. Образование СНГ. Тема 1.2.2. Отношения с Западом. Разрядка в Холодной войне. Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) Основные показатели результатов подготовки ОК. 3 Осознание противоречий в обществе СССР в 70-80гг. 2,3,4,5 Проведение семинара. ОК. 4 Исследование методов и результатов перестройки. 2,3,4,5 Фронтальный опрос. ОК. 4 Понимание последствий распада СССР ОК. 9 Оценка культуры государства 80-х годов. 2,3,4,5 Письменный опрос. 2,3,4,5 Беседа. ОК. 6 Анализ способов взаимодействия СССР со странами социалистического лагеря. 2,3,4,5 Семинар. ОК. 10 Выявление изменений во внешней политике СССР в 80-е годы. 2,3,4,5 Работа с картами. Заполнение таблицы. Формы и методы контроля Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ века - начале ХХI века. Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы. 27 Раздел (тема) программы учебной дисциплины «История» Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) Формы и методы контроля Исследование методов перехода страны от плановой экономике к рыночной. 2,3,4,5 Заполнение таблицы. Анализ демократии в соответствии с Конституцией РФ. Сопоставление сути чеченской проблемы с её восприятием в российском обществе. 2,3,4,5 Диспут ОК. 3 Выявление противоречий в деятельности международных организаций. 2,3,4,5 Таблица. ОК. 8 Исследование изменений в отношениях России с бывшими союзными республиками. 2,3,4,5 Письменный опрос. ОК. 8 Анализ информации о «бархатных революциях», содержащейся в сети Интернет. 2,3,4,5 Семинар. ОК. 1 Выявление плюсов и минусов процесса глобализации. 2,3,4,5 Дискуссия. ОК. 9 Осознание противоречий современного образования в России. 2,3,4,5 Письменная рефлексия. ОК. 9 Анализ влияния на российское общество западной системы ценностей. 2,3,4,5 Дискуссия. Тема 2.1.1. ОК. 8 Экономические реформы начала 90-х. Переход к рынку. Тема 2.1.2. Путь к ОК. 8 демократии. Тема 2.1.3. Межнациональные конфликты внутри молодого государства в 90-е годы. Тема 2.1.4. Международные организации в разрешении конфликтов. Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветстком пространстве. Тема 2.2.1. Российская Федерация и бывшие союзные республики. Тема 2.2.2. Бархатные революции в странах СНГ. Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы. Тема 2.3.1. Расширение Евросоюза и Россия. Тема 2.3.2. Формирование единого образовательного и культурного пространства. Тема 2.4. Развитие культуры в России. Тема 2.4.1. Традиции или ориентир на Запад? Основные показатели результатов подготовки ОК. 10 2,3,4,5 Устный опрос. Работа с картами. 28 Раздел (тема) программы учебной дисциплины «История» Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля Тема 2.4.2. Молодёжные субкультуры и экстремистские движения. Тема 2.4.3. Массовая и элитарная культура современного мира. Тема 2.5. Перспективы развития Российской Федерации в мире. Тема 2.5.1. Направления развития и основные проблемы РФ в начале XXI века. Тема 2.5.2. Экономика и наука: проблемы инноваций. Зачёт по предмету. ОК. 6 Выявление психологических основ возникновения субкультур. 2,3,4,5 Дискуссия. Анализ документов. ОК. 2 Сравнение влияния на общество массовой и элитарной культур. 2, 3, 4, 5 Письменный опрос. ОК. 5 Оценка современной социально-экономической ситуации в РФ. 2,3,4,5 Дискуссия. Работа с картами. ОК. 7 Осознание своей роли в экономике, основанной на инновациях. 2,3,4,5 Письменная рефлексия. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля. 29