1 РП история 2 курс-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ
специальности:
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»,
32.02.05 «Агрономия»,
36.02.01 «Ветеринария»,
36.02.02 «Зоотехния»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования
и науки от 14.10. 2009 года № 405) для специальностей среднего
профессионального образования базовой подготовки:
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»,
32.02.05 «Агрономия»,
36.02.01 «Ветеринария»,
36.02.02 «Зоотехния».
Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»).
Разработчик:
Щукина О.А., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»).
Рекомендована: Методическим советом Государственного бюджетного
образовательного профессионального учреждения Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум») в качестве рабочей программы учебной дисциплины
«История».
Заключение: Методического совета № ____ от __________2019 г.
(основание: Протокол заседания Методического совета Государственного
бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум») от «____» _________2019 г. № ____

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История».

4

2. Результаты усвоения программы.

5

3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «История».
4. Условия реализации программы учебной дисциплины «История».
5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«История».

6-25
26

27-29

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти
XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX –
начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на
развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в
современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в
России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
в том числе практических занятий 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа;
итоговая аттестация – дифференцированный зачет.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ»
Результатом усвоения программы «История» являются общие компетенции (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
72
48
8
24
24

6

3.2. Тематический план учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»

Коды общих
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «История»

1

2

ОК. 3
ОК. 4
ОК. 4
ОК. 9
ОК. 6
ОК. 10

ОК. 8
ОК. 8
ОК. 10
ОК. 3

Раздел. 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е
годы.
Тема 1.1. От сверхдержавы к распаду.
Тема 1.1.1. СССР к началу 1980-х. Закономерности развития.
Тема 1.1.2. Попытка обновления. Перестройка Горбачёва.
Тема 1.1.3. Распад СССР.
Тема 1.1.4. Культура государства 1980-х годов.
Тема 1.2. СССР в международных отношениях в 1980-е годы.
Тема 1.2.1. Кризис социалистического лагеря. Образование
СНГ.
Тема 1.2.2. Отношения с Западом. Разрядка в Холодной
войне.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ века - начале ХХI века.
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы.
Тема 2.1.1. Экономические реформы начала 90-х. Переход к
рынку.
Тема 2.1.2. Путь к демократии.
Тема 2.1.3. Межнациональные конфликты внутри молодого
государства в 90-е годы.
Тема 2.1.4. Международные организации в разрешении

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Всего,
Всего,
практические
часов
часов
занятия,
часов
4

5

6

21

14

7

3
3
3
3

2
2
2
2

1
1
1
1

3

2

1

6

4

51

34

17

3

2

1

3
6

2
4

1
2

3

2

2

2

2

1

Коды общих
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «История»

1

2

ОК. 8
ОК. 8
ОК. 1
ОК. 9

ОК. 9
ОК. 6
ОК. 2

ОК. 5
ОК. 7

конфликтов.
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветстком
пространстве.
Тема 2.2.1. Российская Федерация и бывшие союзные
республики.
Тема 2.2.2. Бархатные революции в странах СНГ.
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.
Тема 2.3.1. Расширение Евросоюза и Россия.
Тема 2.3.2. Формирование единого образовательного и
культурного пространства.
Тема 2.4. Развитие культуры в России.
Тема 2.4.1. Традиции или ориентир на Запад?
Тема 2.4.2. Молодёжные субкультуры и экстремистские
движения.
Тема 2.4.3. Массовая и элитарная культура современного
мира.
Тема 2.5. Перспективы развития Российской Федерации в
мире.
Тема 2.5.1. Направления развития и основные проблемы РФ в
начале XXI века.
Закрепление знаний и умений.

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Всего,
Всего,
практические
часов
часов
занятия,
часов
4

5

6

3

2

1

3

2

1

3
3

2
2

1
1

3
6

2
4

1
2

3

2

6

4

3

2

2

1

2

2
2
8

Коды общих
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «История»

1

2

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

Зачёт по предмету.
ИТОГО:

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Всего,
Всего,
практические
часов
часов
занятия,
часов
4

5

3

2

72

48

6

8

24

9

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ»
Наименование
разделов и тем

1
Раздел. 1. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е годы.
Тема 1.1. От
сверхдержавы к
распаду.
Тема 1.1.1. СССР к
началу 1980-х.
Закономерности
развития.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Студент должен:
Период Хрущёва. Период Брежнева.
знать:
Период Андропова. Период Черненко.
Противоречия в культуре. Динамика
− основные характеристики периодов
развития социализма в СССР.
управления государством Хрущёва,
Брежнева, Андропова, Черненко;
− понятие «развитой социализм»;
− основные противоречия в развитии
СССР второй половины ХХ века;
уметь:
− выявлять основные проблемы
советского общества;
− оценивать уровень развития страны в
разные периоды социализма;
− строить диаграмму, отражающую темпы
развития страны.
Самостоятельная работа.
Подготовка выступлений по кратким характеристикам периодов Хрущёва, Брежнева,
Андропова, Черненко.
Составление диаграммы по динамике развития социализма в СССР.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

1

3

Наименование
разделов и тем

1
Тема 1.1.2. Попытка
обновления.
Перестройка
Горбачёва.

Тема 1.1.3. Распад
СССР.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Перестройка глазами обывателя.
знать:
Личность Горбачёва.
Дисциплинированные коррективы.
− суть понятий «перестройка»,
Гласность. Концепция хозрасчёта. Авария
«Гласность», «плюрализм»;
в Чернобыле. Первый президент.
− цели и методы перестройки;
− временные рамки политики;
уметь:
− сопоставлять мнение народа и научные
данные;
− анализировать и сопоставлять события в
Чернобыле 1986 и в Японии 2011 годов;
− формировать свою позицию.
Самостоятельная работа.
Изложение воспоминаний родителей об этой эпохе в кратком эссе.
Оценка последствия гласности в рефлексии.
Студент должен:
Межнациональные конфликты.
знать:
Нагорный Карабах. Прибалтийские
республики.
− суть межнациональных противоречий
Новый союзный договор. Путч августа
1980-х годов;
1991 года. Беловежское соглашение.
− дату и название акта распада СССР;
Создание СНГ.
− причину, суть, итоги Путча 1991 года;
уметь:
− оценивать позиции советских
республик;
− выявлять причины межнациональных
противоречий;
− анализировать документ Беловежского
соглашения;

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1,2

1

3

2

1,2

11

Наименование
разделов и тем

1

Тема 1.1.4. Культура
государства 1980-х
годов.

Тема 1.2. СССР в
международных
отношениях в 1980-е
годы.
Тема 1.2.1. Кризис

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
− формировать свою позицию к факту
распада СССР.
Самостоятельная работа.
Составление социально-экономической карты СССР. Анализ ресурсообеспеченности
союзных республик.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

Студент должен:
Разрушение «железного занавеса».
знать:
Постмодернизм. Возрождение
православия. Поиск новых идеалов.
− причины разрушения советских
культурных устоев;
− последствия демократизации культуры;
уметь:
− выявлять проблемы культурного
развития общества;
− находить альтернативы развития
обновлённого общества;
− оценивать культурные достижения 80- и
90-х годов;
− анализировать художественные фильмы
как проявление культуры.
Самостоятельная работа.
Подготовка выступлений о различных направлениях искусства в 90-е годы.

2

1,2

1

3

Студент должен:

2

1,2

Ликвидация ОВД и СЭВ. Вывод войск

12

Наименование
разделов и тем

1
социалистического
лагеря. Образование
СНГ.

Тема 1.2.2.
Отношения с
Западом. Разрядка в
Холодной войне.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
знать:
из Афганистана. Крушение
социалистических режимов в Восточной
− причины распада социалистического
Европе. Объединение Германии.
лагеря;
Перестройка и перемены в странах
− даты объединения Германии, вывода
социалистического
лагеря. Вывод войск из
войск из Афганистана;
− страны, входившие в социалистический Афганистана.
лагерь;
уметь:
− выявлять взаимосвязь перестройки и
распада социалистического лагеря;
− анализировать противоречия в
отношениях СССР с социалистическими
странами;
− осознавать неизбежность распада
социалистического лагеря;
− оценивать военное вмешательство СССР
в Афганистан.
Самостоятельная работа.
Подготовка к семинару по взаимоотношениям СССР с социалистическими странами.
Подготовка выступлений-обвинений или выступлений-защит от социалистических
стран по отношению к СССР.
Студент должен:
Политика «разрядки» в холодной войне.
знать:
Разоружение стран. Новые формы
противостояния. Встречи в верхах.
− суть понятий «новое политическое
мышление», «разрядка»;
− характер перемен в отношениях с
Западом;
− основные международные договоры по

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

2

1,2

13

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
разоружению;
уметь:
− выявлять противоречия во
взаимоотношениях с Западом;
− исследовать содержание ОСВ-1, ОСВ-2;
− оценивать изменения во внешней
политике;
− отбирать и анализировать информацию
о встречах Горбачёва и Рейгана по
документальному фильму.
Практическое занятие.
Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический,
внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот
период событий.
Самостоятельная работа.
Проведение исследования внешней политики СССР во второй половине ХХ века по
таблице (45-91 гг.)
Этапы внешней политики,
хронологические рамки, цель

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

2

3

Причины курса

Раздел 2. Россия и
14

Наименование
разделов и тем

1
мир в конце ХХ
века - начале ХХI
века.
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е
годы.
Тема 2.1.1.
Экономические
реформы начала 90х.
Переход к рынку.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Студент должен:
Плановая и рыночная экономики.
знать:
Программа «500 дней». Либерализация
цен. Социальное расслоение.
− основные черты рыночной экономики;
Экономический кризис 2998 года. Итоги
− имена лидеров, проводящих реформы;
реформ глазами обывателя и власти.
− цели и основные методы проведения
экономических реформ;
− суть понятий «приватизация»,
«ваучеризация», «финансовые
пирамиды»;
уметь:
− находить информацию о реформе в сети
интернет;
− формировать своё понимание
преобразований;
− исследовать последствия реформ
реально существующих людей, своей
семьи;
− анализировать статьи в периодической
печати, исторических документах.
Самостоятельная работа.
Составление сообщений на основе систематизации материала о реформах, взятого из

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

1

3

15

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Интернета.
Заполнение таблицы «Рыночные реформы в России».
Направления реформ
Основные мероприятия

Тема 2.1.2. Путь к
демократии.

Студент должен:
знать:
− суть понятия «демократия», основные
черты;
− методы перехода к демократии;
− этапы демократизации общества во
второй половине ХХ века;
уметь:
− выявлять соответствие России
признакам демократии;
− исследовать Конституцию по вопросам
основных прав и свобод человека;
− определять противоречия
демократизации;
− анализировать исторические условия
принятия Конституции 1993 года.

Попытки демократизации. Демократия
как режим. Демократия стран Запада.
Первый Президент РФ. Октябрь 1993 года.
Парламентские выборы.
Конституция демократической России.

по Конституции

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

1

3

Результаты

Самостоятельная работа.
Исследование демократии в России по Конституции РФ по таблице:
Признаки демократии

Количество часов

в реальности
16

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.1.3.
Межнациональные
конфликты внутри
молодого
государства в 90-е
годы.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Многопартийность
Свобода слова
Парламентаризм
Народ – источник власти

Студент должен:
Многонациональное государство.
знать:
Чеченские компании. Чечня глазами
современников. Терроризм.
− причины и итоги чеченских военных
компаний;
− суть понятий «сепаратизм»,
«терроризм»;
уметь:
− анализировать альтернативы решения
чеченской проблемы;
− оценивать изменения в
межнациональных отношениях внутри
нового государства;
− проводить социологический опрос и
анализировать данные;
− выявлять цели терроризма.
Практическое занятие.
Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий
политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

2

1,2

17

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.1.4.
Международные
организации в
разрешении
конфликтов.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Самостоятельная работа.
Проведение социологического опроса.
Поиск и систематизация с помощью таблиц и диаграммы информации из Интернета о
террористических актах в РФ 90-х-2000-х годов.
Студент должен:
ООН. История возникновения. Устав
знать:
ООН. Деятельность ЮНЕСКЛ. Принципы
и действительность.
− цели, методы, основные направления
деятельности ООН, ЮНЕСКО;
− противоречия в деятельности
организаций;
уметь:
− анализировать документы – Уставы
организаций ООН и ЮНЕСКО;
− анализировать действия в соответствии
с принципами, изложенными в Уставе.
Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы в результате анализа деятельности организаций.
Военный конфликт
Действия ООН
Противоречия принципам

Тема 2.2. Укрепление
влияния России на
постсоветстком
пространстве.
Тема 2.2.1.
Студент должен:
Российская
знать:

Договоры с Украиной, Белоруссией,
Литвой, Абхазией, Грузией. Изменения в

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
3

2

1,2

1

3

2

1,2

18

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
1
2
3
Федерация и бывшие − содержание основных противоречий
территориальном устройстве РФ.
союзные республики.
России с Украиной, Белоруссией,
Грузией, Абхазией и др.;
− направление российской политики в
отношении стран СНГ;
уметь:
− анализировать территориальные
изменения стран;
− выявлять проблемы в развитии стран
СНГ после выхода из СССР;
− исследовать содержание договоров РФ
со странами СНГ;
− оценивать СНГ как межгосударственное
объединение.

Тема 2.2.2.
Бархатные
революции в странах
СНГ.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Самостоятельная работа.
Исследование политических карт 1993-2009 гг. и решений президента по реформе
территориального устройства.
Исследование понятий «суверенитет», «независимость», «самостоятельность» по
отношению к государственной политике.

1

3

Студент должен:
знать:
− суть понятий «бархатная революция»,
«оранжевая революция»;
− причины и последствия революций в
Грузии, по Украине, в Киргизии;

2

1,2

Бархатная революция в Грузии. Позиция
Саакашвилли. Оранжевая революция на
Украине. Ющенко и Янукович.
Противостояние в Киргизии.

19

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.3. Россия и
мировые
интеграционные
процессы.
Тема 2.3.1.
Расширение
Евросоюза и Россия.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
− основных деятелей,
противоборствующих в революциях;
уметь:
− выяснять позицию РФ в этих событиях;
− выявлять закономерности в ходе
революций разных стран;
− формулировать свою точку зрения по
данным событиям.
Самостоятельная работа.
Исследование общественного мнения о личностях лидеров революций через отзывы,
помещённые в сети Интернет.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

Студент должен:
Расширение Евросоюза. Формирование
знать:
мирового «рынка труда». Политические
ориентиры России.
− суть процесса глобализации;
− основную позицию Евросоюза;
уметь:
− анализировать документы ВТО, ЕЭС,
ОЭСР;
− соотносить процесс глобализации с
позицией граждан России;
− выявлять отрицательные стороны
глобализации.
Самостоятельная работа.
Исследование международного движения «Антиглобалистов» в сети Интернет.

2

1,2

1

3
20

Наименование
разделов и тем

1
Тема 2.3.2.
Формирование
единого
образовательного и
культурного
пространства.

Тема 2.4. Развитие
культуры в России.
Тема 2.4.1. Традиции
или ориентир на
Запад?

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Формирование единого
знать:
образовательного пространства в Европе и
− направления изменений в образовании в др. регионах мира. Реформы в образовании
РФ начала XXI века. Рыночные отношения
начале ХХI века;
в системе образования.
− значение единого образовательного
пространства в Европе и др. регионах
мира;
уметь:
− выявлять противоречия российских
традиций в образовании и процессов,
происходящих в мире;
− исследовать способы адаптации
российского общества к новым
образовательным программам.
Самостоятельная работа.
Проведение социального опроса по проблеме ЕГЭ в России.
Создание эссе на тему «Специалист XXI века».
Студент должен:
знать:
− различия культурных основ Запада и
России;
− современные виды культур;
уметь:
− исследовать противоречия культурного
развития современной России;
− сравнивать культурные основы Запада и

Соприкосновение с культурой Запада в
истории России.
Разрушение советских идеалов.
Экспансия западной системы ценностей.
СМИ как основной источник культуры.

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1,2

1

3

2

1,2

21

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.4.2.
Молодёжные
субкультуры и
экстремистские
движения.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
России;
− формировать свою позицию по
восприятию западных ценностей;
− осознавать российские традиции как
основу для полноценного развития
общества.
Самостоятельная работа.
Исследование программ телеканалов ТВ за неделю с целью выявления влияния
зарубежной культуры.
Студент должен:
Почему не как все? Эмо, готы, фаны,
знать:
скинхэды, панки и другие.
Психологические основы субкультур.
− причины возникновения субкультур в
Молодёжь и проблемы общества.
обществе;
− самые распространённые субкультуры и
их признаки;
уметь:
− выявлять через рассмотрение
субкультур проблемы в обществе;
− формировать своё отношение к той или
иной субкультуре или движению с
позиции гражданина.
Практическое занятие.
Сопоставление и анализ документов современных националистических и
экстремистских молодежных организаций в Европе и России.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

2

1,2

2

1,2

22

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.4.3. Массовая
и элитарная культура
современного мира.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Самостоятельная работа.
Анализ интервью с представителями субкультур.
Подготовка выступления к проведению дискуссии.
Студент должен:
Современные СМИ и их воздействие на
знать:
человека. Природа массовой культуры.
Элитарная культура как
− понятия «массовая культура»,
противопоставление массовой. Примеры в
«элитарная культура»;
разных сферах искусства.
− основные признаки массовой и
элитарной культуры;
уметь:
− находить примеры видов культур в
современной жизни;
− анализировать и оценивать значение той
и другой культуры в развитии личности;
− выявлять условия зарождения массовой
культуры.
Самостоятельная работа.
Заполнение сравнительной таблицы по видам культуры.
Вид культуры
Массовая
Элитарная
Время возникновения
Признаки
Противоречия

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
3

2

1,2

1

3

Тема 2.5.
Перспективы
развития Российской
Федерации в мире.
23

Наименование
разделов и тем

1
Тема 2.5.1.
Направления
развития и основные
проблемы РФ в
начале XXI века.

Закрепление знаний
и умений.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Единое государство. Насущные
знать:
проблемы общества. Развитая экономика и
её основы. Выборы как отражение
− условия успешного политического и
общественных противоречий. Уровень
социально-экономического развития
жизни и социальное расслоение.
страны;
уметь:
− выявлять основные проблемы
современного российского общества;
− формировать в себе уважение к своей
стране, народу, его истории;
− видеть необходимость сохранения
территориальной целостности России;
− осознавать свою роль в обществе.
Практическое занятие.
Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за
последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социальноэкономического и политического курса с государственными традициями России.
Самостоятельная работа.
Исследование рейтинга в последних выборах лидирующих политических партий
«Единая Россия» и КПРФ, ЛДПР по Интернету и через проведение социологических
опросов.
Студент должен:
Выполнение тестов при подготовке к
знать:
зачету.
- этапы развития СССР в конце XX века;
- причины и следствия распада СССР;
- этапы развития Российской Федерации в
конце XX века – начале XXI века;

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1,2

2

1,2

2

3

2

1,2

24

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

1,2

уметь:
- работать с картами СССР и РФ, а также
сопредельных государств;
-выявлять основные проблемы
российского общества;
- формировать свою позицию по
отношению к событиям, происходящим в
РФ.
Самостоятельная работа.
Закрепление знаний и умений по предмету. Подготовка к зачету.

Зачет по предмету
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

25

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или,
при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным
программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Используемая литература
1. А.Ф. Киселёв, В.П. Попов История России ХХ-н.XXI века. М.: «Дрофа», 2007.
2. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
3. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. –
М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
5. Е.Т. Гайдар Смуты и институты. Государство и эволюция. «Норма». СанктПетербург 2010.
6. Д. Травин Очерки новейшей истории России. «Норма». Санкт-Петербург 2010.
7. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России.
М. Соврем. Гуманит. Универ. 2007.
8. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстильполиграфия, 2009. - 352 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«История»

Раздел. 1. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е годы.
Тема 1.1. От
сверхдержавы к
распаду.
Тема 1.1.1. СССР к
началу 1980-х.
Закономерности
развития.
Тема 1.1.2. Попытка
обновления.
Перестройка
Горбачёва.
Тема 1.1.3. Распад
СССР.
Тема 1.1.4. Культура
государства 1980-х
годов.
Тема 1.2. СССР в
международных
отношениях в 1980-е
годы.
Тема 1.2.1. Кризис
социалистического
лагеря. Образование
СНГ.
Тема 1.2.2.
Отношения с
Западом. Разрядка в
Холодной войне.

Результаты
(освоенные общие и
профессиональные
компетенции)

Основные показатели
результатов
подготовки

ОК. 3

Осознание противоречий в
обществе СССР в 70-80гг.

2,3,4,5
Проведение
семинара.

ОК. 4

Исследование методов и
результатов перестройки.

2,3,4,5
Фронтальный
опрос.

ОК. 4

Понимание последствий
распада СССР

ОК. 9

Оценка культуры
государства 80-х годов.

2,3,4,5
Письменный
опрос.
2,3,4,5
Беседа.

ОК. 6

Анализ способов
взаимодействия СССР со
странами
социалистического лагеря.

2,3,4,5
Семинар.

ОК. 10

Выявление изменений во
внешней политике СССР в
80-е годы.

2,3,4,5
Работа с
картами.
Заполнение
таблицы.

Формы и методы
контроля

Раздел 2. Россия и
мир в конце ХХ
века - начале ХХI
века.
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е
годы.
27

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«История»

Результаты
(освоенные общие и
профессиональные
компетенции)

Формы и методы
контроля

Исследование методов
перехода страны от
плановой экономике к
рыночной.

2,3,4,5
Заполнение
таблицы.

Анализ демократии в
соответствии с
Конституцией РФ.
Сопоставление сути
чеченской проблемы с её
восприятием в российском
обществе.

2,3,4,5
Диспут

ОК. 3

Выявление противоречий в
деятельности
международных
организаций.

2,3,4,5
Таблица.

ОК. 8

Исследование изменений в
отношениях России с
бывшими союзными
республиками.

2,3,4,5
Письменный
опрос.

ОК. 8

Анализ информации о
«бархатных революциях»,
содержащейся в сети
Интернет.

2,3,4,5
Семинар.

ОК. 1

Выявление плюсов и
минусов процесса
глобализации.

2,3,4,5
Дискуссия.

ОК. 9

Осознание противоречий
современного образования в
России.

2,3,4,5
Письменная
рефлексия.

ОК. 9

Анализ влияния на
российское общество
западной системы
ценностей.

2,3,4,5
Дискуссия.

Тема 2.1.1.
ОК. 8
Экономические
реформы начала 90-х.
Переход к рынку.
Тема 2.1.2. Путь к
ОК. 8
демократии.
Тема 2.1.3.
Межнациональные
конфликты внутри
молодого
государства в 90-е
годы.
Тема 2.1.4.
Международные
организации в
разрешении
конфликтов.
Тема 2.2. Укрепление
влияния России на
постсоветстком
пространстве.
Тема 2.2.1.
Российская
Федерация и бывшие
союзные республики.
Тема 2.2.2.
Бархатные
революции в странах
СНГ.
Тема 2.3. Россия и
мировые
интеграционные
процессы.
Тема 2.3.1.
Расширение
Евросоюза и Россия.
Тема 2.3.2.
Формирование
единого
образовательного и
культурного
пространства.
Тема 2.4. Развитие
культуры в России.
Тема 2.4.1. Традиции
или ориентир на
Запад?

Основные показатели
результатов
подготовки

ОК. 10

2,3,4,5
Устный опрос.
Работа с
картами.

28

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«История»

Результаты
(освоенные общие и
профессиональные
компетенции)

Основные показатели
результатов
подготовки

Формы и методы
контроля

Тема 2.4.2.
Молодёжные
субкультуры и
экстремистские
движения.
Тема 2.4.3. Массовая
и элитарная культура
современного мира.
Тема 2.5.
Перспективы
развития Российской
Федерации в мире.
Тема 2.5.1.
Направления
развития и основные
проблемы РФ в
начале XXI века.
Тема 2.5.2.
Экономика и наука:
проблемы
инноваций.
Зачёт по предмету.

ОК. 6

Выявление психологических
основ возникновения
субкультур.

2,3,4,5
Дискуссия. Анализ
документов.

ОК. 2

Сравнение влияния на
общество массовой и
элитарной культур.

2, 3, 4, 5
Письменный
опрос.

ОК. 5

Оценка современной
социально-экономической
ситуации в РФ.

2,3,4,5
Дискуссия.
Работа с
картами.

ОК. 7

Осознание своей роли в
экономике, основанной на
инновациях.

2,3,4,5
Письменная
рефлексия.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения
профессионального модуля.

29


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».