1 РП Основы философии-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»
специальность «Агрономия», « Механизация сельского
хозяйства», Электрификация и автоматизация сельского
хозяйства», «Ветеринария»

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. Пояснительная записка программы учебной дисциплины «Основы
философии».
2. Результаты усвоения программы.
3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Основы
философии».
4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Основы философии».
5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«Основы философии».

2

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. « «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Рабочая программа составлена в
соответствии с Примерной программой учебной
дисциплины, составленной на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) для специальности
«Агрономия»
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и
социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и
будущего специалиста;
− определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования
личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
− определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных
и духовных ценностей;
− сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− основные критерии и понятия философии;
− роль философии в жизни человека и общества;
− основы философского учения о бытии;
− сущность процесса познания;
− основы научной, философской и религиозной картин мира;
− об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни,
культуры, окружающей среды;
− о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологий.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Основы
философии»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 72 час.;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 48 час., в том числе:
самостоятельной работы обучающегося – 24 час.;
итоговая аттестация – экзамен./ дифференцированный зачет

2.РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ОГСЭ.01. « «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Результатом усвоения программы «Основы философии» являются общие (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

4

3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме экзамена/дифференцированного зачета

Количество
часов
72
48
8
24
24

5

3.2. Тематический план учебной дисциплины ОГСЭ.01. «Основы философии»

Коды общих компетенций

1

Наименования разделов и тем рабочей
программы учебной дисциплины «Основы
философии»

2

Раздел 1. Роль философии в жизни человека и
общества. Основные этапы формирования
философской картины мира
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.1.Философская картина мира. Сущность,
ОК 06, ОК 07, ОК 09
структура и значение философии как основы
формирования культуры гражданина и будущего
специалиста
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.2.Древневосточная философия
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.3.Философия античности
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.4. Философия средних веков
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.5.Философия Нового времени.
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.6. Философия эпохи Просвещения
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.7. Немецкая философия
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 1.8. Русская философия.

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная
тельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка
обучаюобучающегося
щегося
В том
числе
Всего,
Всего,
практичес часов
часов
кие

3

4

5

6

32

16

2

14

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

2

2

4

2

6

2

2
2

2

Коды общих компетенций

1

Наименования разделов и тем рабочей
программы учебной дисциплины «Основы
философии»

2

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная
тельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка
обучаюобучающегося
щегося
В том
числе
Всего,
Всего,
практичес часов
часов
кие

3

4

5

6

14

8

4

2

4

2

2

2

4

2

2

4

2

2

12

8

2

2

2

2

4

2

2

4

2

2

ОК 06, ОК 07, ОК 09
Раздел 2. Философское осмысление природы и
человека, сознание и познание
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.1. Основные категории и понятия философии.
ОК 06, ОК 07, ОК 09
Основы философского учения о бытие
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.2. Материя
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.3. Духовный мир (сознание)
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 2.4. Учение о познании (гносеология). Сущность
ОК 06, ОК 07, ОК 09
процесса познания
Раздел 3. Основные ценности человеческого
бытия
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.1. Аксиология (теория ценностей)
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.2. Философская антропология
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.3. Личность и условия ее формирования
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 3.4.Свобода и ответственность личности
ОК 06, ОК 07, ОК 09

2

4

7

Коды общих компетенций

1

Наименования разделов и тем рабочей
программы учебной дисциплины «Основы
философии»

2

Раздел 4. Философия и культура. Духовная и
социальная жизнь человека
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 4.1. Философия и культура
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 4.2. Социальная философия
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, 4.3. Общественный прогресс и глобальные
ОК 06, ОК 07, ОК 09
проблемы современности
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, Итоговое занятие
ОК 06, ОК 07, ОК 09
ИТОГО:

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная
тельная
аудиторная учебная
работа
нагрузка
обучаюобучающегося
щегося
В том
числе
Всего,
Всего,
практичес часов
часов
кие

3

4

5

6

14

8

2

4

4

2

2

2

6

2

2

2

72

40

2

2

2

8

24

8

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине ОГСЭ.01. «Основы философии»
Наименование тем

1
Философская
картина мира.
Сущность, структура
и значение
философии как
основы
формирования
культуры
гражданина
и будущего
специалиста

Древневосточная
философия

Философия
Античности

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Философская картина мира. Сущность,
знать:
структура и значение философии как
основы формирования культуры
− определение философии;
гражданина и будущего специалиста
− особенности философии как науки;
-Философия и ее основные разделы.
уметь:
Философская картина мира.
− применять философские понятия
-Соотношение философии с религией,
(логичность, системность,
искусством и наукой.
обобщённость);
-Основной вопрос философии. Функции
− отличать знание от мудрости.
философии

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

Самостоятельная работа.
Индивидуальный проект на тему: Культура – её влияние на восприятие и понимание
сущности профессии: социальная необходимость и личное восприятие себя в выбранной
специальности
Студент должен:
Древневосточная философия
знать:
-Философия Древней Индии.
-Ортодоксальные и неортодоксальные
− основные тенденции развития
школы индийской философии.
философии Древнего Востока;
-Буддизм.
уметь:
-Философия Древнего Китая.
− использовать идеи древневосточной
-Конфуцианство. Даосизм. Легизм
философии для анализа нравственных
ценностей.
Самостоятельная работа.
Выполнение задания «Мировоззрения и его исторические типы»
Студент должен:
Эллинский период развития античной
знать:
философии

2

3

2

1

2

3

2

1

Наименование тем

1

Философия Средних
веков

Философия Нового
времени

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
-От мифа к Логосу.
− выдающихся представителей
философской эпохи и их основные идеи; -Причины появления древнегреческой
философии.
уметь:
-Этапы и периоды развития античной
− прослеживать влияние философских
философии.
идей на развитие науки, искусства,
социальной и политической жизни,
мысли.
Самостоятельная работа.
Творческое задание: «Влияние на дальнейшее развитие нашей цивилизации
материализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона) в Античной
философии»
Студент должен:
Философия Средних веков
знать:
-Источники формирования средневековой
философии.
− основные идеи древнеримской
-Этапы развития средневековой
философии;
философии.
− направленность философской мысли
Средневековья;
уметь:
− отличать философию Древнего Рима от
средневековой европейской философии;
− определять тенденцию развития
философии Средневековья.
Самостоятельная работа.
Подготовка сообщения об одном из учений Средних веков
Студент должен:
Философия Нового времени
знать:
-Философия Нового времени.
-Спор эмпириков (сенсуалистов) и
− основные идеи мыслителей эпохи
рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене
Возрождения и Нового времени;

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

1

1

3

2

1

10

Наименование тем

1

Философия эпохи
Просвещения

Немецкая
философия.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Декарт.
− особенности теории познания в
философии Нового времени;
уметь:
− определять значение идей Возрождения
и Нового времени для анализа
современности.
Самостоятельная работа.
Написание реферата « Философы Нового времени»
Студент должен:
Философия эпохи Просвещения
знать:
− основные идеи мыслителей эпохи
Возрождения и Нового времени;
− особенности теории познания в
философии Нового времени;
уметь:
− определять значение идей Возрождения
и Нового времени для анализа
современности.
Студент должен:
Немецкая классическая философия.
знать:
Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг
Фейербах.
− основные идеи И. Канта, Г. Гегеля,
-Классический материализм XIX в.: Карл
Л.Фейербаха, К. Маркса;
Маркс и Фридрих Энгельс.
уметь:
-Иррационализм: волюнтаризм Артура
− соотносить идеи великих немецких
Шопенгауэра и «философия жизни»
философов с актуальными проблемами
Фридриха Ницше
современности.
Самостоятельная работа.
Составление кроссворда по разделу

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

1

2

1

2

3

11

Наименование тем

1
Русская философия.

Основные категории
и понятия
философии. Основы
философского
учения о бытии

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Русская философия
Общая характеристика русской
философии.
Период зарождения древнерусской
философии и раннехристианской
философии Руси.
Период борьбы за освобождение от
монголо-татарского ига, становления и
развития централизованного Русского
государства (Московской Руси)
Русская философия XVIII в.: М.В.
Ломоносов и А.Н.Радищев.
Основные направления русской
философии XIX в.: декабристская
философия; философия западников и
славянофилов; консервативная религиозная и
монархическая философия

2

1

Самостоятельная работа.
Подготовка презентационных материалов: «Русская философия об особенностях и
уникальности исторического развития России»
Практическое занятие .
Подготовка сочинения «Основные направления русской философии конца XIX - ХХ
вв»
Студент должен:
Основные категории и понятия
знать:
философии. Основы философского учения
о бытии
− понятие бытия и его проблемы;
Категории как фундаментальные понятия.
− виды бытия;
Основные философские категории:
уметь:

2

3

2

2,3

2

1

Студент должен:
знать:
− основные вехи в развитии русской
философии;
− значимые идеи великих русских
философов;
уметь:
− соотносить русскую идею прошлого с
проблемами современной российской
действительности.

12

Наименование тем

1

Материя

Духовный мир
(сознание)

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
применять понятие бытия для анализа
сущность, явление, единичное, общее,
объективного мира.
часть, целое, порядок, причина,
случайность, необходимость,
действительность, возможность.
Определение и структура бытия.
Объективная реальность. Субъективная
реальность.
Небытие (ничто). Формы существования
бытия
Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Многообразие материального мира»
Студент должен:
Материя как субстанция. Материя с точки
знать:
зрения материализма.
Основные свойства материи:
− понятие материи;
субстанциальность, структурность,
− виды, сферы, уровни материи;
системность, способность к
− свойства материи;
самоорганизации, неуничтожимость и
уметь:
несотворимость, движение, пространство,
− применять знание категорий движения,
время и отражение. Виды, сферы и уровни
пространства, время для анализа
материи.
современной картины мира.
Студент должен:
Сознание, его структура и свойства
знать:
Философские интерпретации проблемы
сознания.
− философскую сущность сознания;
Свойства и формы сознания. Структура
− характеристику свойств и форм
сознания.
сознания;
Бессознательное: фрейдизм и
уметь:
неофрейдизм
− определять субъективную и
объективную функции сознания.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

1

1,2

2

1,2

13

Наименование тем

1

Учение о познании
(гносеология).
Сущность процесса
познания

Аксиология
(теория ценностей)

Философская
антропология.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Практическое занятие.
Подготовка сочинения на тему «Ценности духового мира человека»
Студент должен:
Учение о познании (гносеология).
знать:
Сущность процесса познания
Теория познания. Понятие познания.
− понятие познания;
Субъект и объект познания. Чувственное
− уровни и формы познания;
познание. Рациональное познание. Виды
уметь:
познания. Понятие истины. Критерии
− определять уровни и формы познания
истины. Абсолютная и относительная
истина.
Ложь и заблуждение. Проблема,
гипотеза, теория. Методы научного
познания
Практическое занятие.
Подготовка сочинения на тему «Что такое истина»
Студент должен:
Аксиология – учение о ценностях.
знать:
Основания ценностей: потребности,
интересы и традиции.
− определение ценностей;
Классификация ценностей: первичные и
− основания ценностей (потребности,
вторичные,
витальные и культурные,
интересы и традиции);
материальные и духовные,
− классификацию ценностей по уровням;
общечеловеческие и личные,
уметь:
терминальные и инструментальные
− определять первичные и вторичные
ценности
ценности;
ориентироваться в системе ценностей.
Студент должен:
Предмет философской антропологии.
знать:
История развития философского

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

1,2

2

3

2

1

2

1,2

14

Наименование тем

1

Личность и условия
ее формирования

Свобода
и ответственность

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
понимания происхождения и сущности
− теории происхождения человека;
человека.
− природу и сущность человека;
Как Человек возник на Земле? Религиозная
уметь:
версия. Космическая теория.
− применять различные философские
Эволюционная теория.
теории к определению сущности
Человек как единство духа и тела:
человека.
биологизаторская и социологизаторская
трактовка человека.
Студент должен:
От индивида к личности Индивид.
знать:
Личность. Индивидуальность.
Нравственные основы личности.
− понятия «индивид», «личность»,
Самооценка личности..
«индивидуальность»;
уметь:
− определять нравственные основы
личности;
− делать самооценку своей личности.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

Самостоятельная работа.
Подготовка эссе на тему: « Мои качества как личности»
Студент должен:
Индивидуальный проект на тему: «Мое
знать:
личное отношение к проблеме смысла
человеческой жизни и ее философским
− философские представления о свободе;
трактовкам»
уметь:
соотносить возможность выбора с
необходимостью найти ответственность
за сделанный выбор.
Самостоятельная работа.
Индивидуальный проект на тему: «Мое личное отношение к проблеме смысла

2

3

2

1,2

2

3

15

Наименование тем

1
Философия и
культура

Социальная
философия

Общественный
прогресс и
глобальные
проблемы
современности

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
человеческой жизни и ее философским трактовкам»
Студент должен:
Философия и культура
знать:
Материальная и духовная культура.
Что такое цивилизация?
− понятие культуры;
Как соотносятся культура и
− материальную и духовную культуру
цивилизация? Массовая культура и
уметь:
контркультура
− применять к себе понятие культура

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1

Самостоятельная работа.
Индивидуальный проект на тему: Взаимосвязь понятий, философия как высшая форма
мировоззрения и высшая форма культуры восприятия окружающего мира
Студент должен:
Философия общества
знать:
Общество – народ – нация – государство.
Движущие силы развития общества.
− теории происхождения человека;
Сферы общественной жизни: социальная,
− природу и сущность человека;
экономическая, политическая и духовная.
уметь:
Общественное бытие и общественное
− применять различные философские
сознание.
теории к определению сущности
Философия истории. Направленность
человека.
социального развития и проблема «конца
истории».

2

2

2

1,2

Студент должен:
знать:
− понятия «прогресс» и «регресс»;
− глобальные проблемы современности;
уметь:
− находить философские подходы к

2

1,2

Развитие: прогресс и регресс. Структура и
основания гражданского общества.
Единство и многообразие развития
общества. Историческое будущее России

16

Наименование тем

1

Закрепление знаний
и умений в области
философских наук.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
проблеме решения вопроса преодоления
глобальных проблем.
Самостоятельная работа.
Подготовка реферата на тему «Пути выхода из кризисных ситуации»
Практическая работа
Выполнение тестовых заданий для подготовки к зачету/экзамену
Студент должен:
Основные философские категории.
знать:
Современный философский подход к
проблемам действительности.
− основные понятия философии;
− основные философские направления;
− актуальные философские проблемы;
уметь:
− применять полученные на занятиях
знания для анализа философских
проблем.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

3

2

1,2

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

17

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная
литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования,
вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи,
видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор,
комплекты слайдов.
Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или
частично практическими.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
среднего
профессионального образования .
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов,
курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации
по
применению
Положения
о
производственной
(профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений
среднего профессионального образования.
Рекомендации
по
планированию
и
организации
производственной
(профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия
государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Литература.
Учебные пособия:
1. Хаврак А.П. Философия: учебное пособие,- М.: Дашков и К,2008.- 373
2. Курбатов В.И. основы философии: учебное пособие-М.: Наука,2007.-349.
Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 256 с (с хрестоматией).
3. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,
2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
4. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб.
заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные
направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии:
учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. –
496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова.
– М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.:
Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. 480 с.
18

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
Интернет-ресурсы
www.alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
www.diplom-inet.ru/resursfilos
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать время, отведенное
на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на
дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в
соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности
образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального
модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно
приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную
программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных
учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной
практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных
модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в
сочетании с совершенствованием управления ею
со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать
в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые
для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию
воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных
и творческих клубов и так далее;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода
использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных
ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным
учреждением по каждому виду практики.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться
учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам
и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным
19

фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной
профессиональной образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены
доступом к сети «Интернет».
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов,
изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания
в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам
библиотечного фонда, состоящего не менее чем из
3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети «Интернет».
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную
образовательную программу по специальности среднего профессионального образования,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов
лабораторных
работ
и
практических
занятий,
дисциплинарной,
междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных
учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна
соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая
использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так
далее.

20

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.01. «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной
дисциплины «Основы философии», обеспечивает организацию и проведение текущего и
итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых
обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый
контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить
представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются
фонды оценочных средств (ФОС).

22


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».