Методическая разработка Владимирова Е.П

a;

F

,'ii

-

4

i

MEHLIcrepcrBo o6p{BoBaHLt I Pecrry6nnru Mop,uoBl{t
focy.UapcrBeHHoe 6roANernoe npoQeccrloH€ulbnoe o6paroBare.IlbHoe }^rpexAeHl,Ie
pecuy6rymx MopAoeur 

MeroAriqecKan pa3pa6oTKa
BHeKJIaCCHOTO

Mep0rprlflTrrfl

oKpaAu,T, ero cylrluocrb r{ BrrAbD)

2024 r.

ftl
.*.

.

r

Paccrvrorpena n ogoopeua

yre6uoft pa6ore
T.B.IlIurosa

Ha 3aceAarruu MeroAl{qecroft
KoMr,rccHH

o6qux

ryN{aHr.rrapHbx

I4 COIIUILTIbHO-SKOHOMI{qeCKI'IX AI,ICqUlnpIH

-i
flpeAceAaretu
flpororon Ns

!

(

4l

/J >> 2y''
a/

or<<

)

( 4,

96

2024 r.

2024r.

Anrop : rr perioAaBareJrb gKoHoMrrqecKux ArrcqrrrJr nH BraAu

t.

Mrr

poBa

E.[.

::

f?

Пояснительная записка
Данная методическая разработка открытого урока совершенствует знания,
умения и навыки студентов, обобщает полученные теоретические знания по теме
«Кредит, его сущность и виды».
Студент обобщает, закрепляет знания по пройденным темам курса
«Финансы, денежное обращение, кредит». Формирует навыки самостоятельной
работы с литературой. Открытый урок способствует более глубокому усвоению
изучаемого материала, умению публично выступать, защищать свои мысли при
защите результатов своей деятельности, формируются исследовательские
умения и навыки студентов.
Систематизируются и закрепляются полученные теоретические знания и
практические умения по общеобразовательным и специальным дисциплинам.
При проектировании учебного занятия в качестве средства обучения
преподавателем были использованы практические ситуационные задачи,
которые охватывают широкий круг проблем.
В результате использования данного урока в процессе обучения и развития:
- повышается интерес студентов к учебным занятиям;
- изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний;
- студенты развивают инновационное, аналитическое, экономическое и
психологическое мышление.
Воспитывает у студентов активную, ответственную, профессионально –
грамотную личность, компетентного специалиста.
Способствует развитию организационных качеств, развивается умение
анализировать, систематизировать и сравнивать.
Открытый урок – «Кредит, его сущность и виды» рекомендуется для
использования по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» по
специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
«Кредит – это единственная форма доверия,
которую без денег не оправдать.»
Михаил Мамич

План урока
Тема открытого урока: «Кредит, его сущность и виды»
Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний,
закрепления умений.
Это урок закрепления изучаемого материала, повторение изученного,
формирование умений и навыков.
Повторительно-обобщающий урок.
Метод проведения: Фронтально - групповой и индивидуальный с
элементами самостоятельной работы.
Цели урока:
Образовательные:
 обобщить полученные знания по теме «Кредит, его сущность и виды»;
 продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов
с литературой;
 способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
 сформировать исследовательские умения и навыки (умение собирать
информацию, конспектировать литературу и т.д.);
 умение публично выступать, защищать свои мысли при защите
результатов своей
 деятельности;
 систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и
практических умений по общепрофессиональным и специальным
дисциплинам;
Воспитательные:
 воспитание активной, ответственной, профессионально грамотной
личности;
 воспитание деловых качеств, самостоятельности.
 продолжать воспитывать компетентного специалиста.
Развивающие:
 развивать пространственное мышление, умение классифицировать,
выявлять связи, формулировать выводы;
 развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный
интерес;
 развивать умение объяснять особенности, закономерности,
анализировать, сопоставлять, сравнивать;
 укрепление связи с будущей профессией.
Межпредметные связи: «Общество», «Экономика», «Экономика
организации», «Статистика»
Оснащение урока:
1.
Видеофильм «Виды кредита».
2.
Презентации, приготовленные студентами группы 4 на темы:
«Ипотечный кредит», Потребительский кредит», «Межбанковский кредит».

3.
Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
4.
Калькуляторы.
Учебно-методическая литература:
1.
Финансы, денежное обращение, кредит. Климович В.П. М:
«Кнорус», 2019г.
2.
Финансовые расчеты. Практикум. Ефимова Ф.Р. М: Изд. центр
«Кнорус», 2018. 183с.
3.
Тестовые задания по темам: «Деньги, виды денег», «Кредит,
принципы и виды кредитов».
4.
Карточки с ситуационными задачами по группам.
5.
Оценочные листы.
6.
Технологические карты открытого урока.
7.
Опорные конспекты.
Интернет-ресурсы (И-Р)
И-Р 1 www.finam.ru – Финансовая информация И-Р 2 www.finanaliz.ru –
Финансовый анализ
Ход урока
1. Организационный момент. 2 мин.
 взаимное приветствие преподавателя и студентов;
 проверка отсутствующих;
 проверка внешнего состояния аудитории;
 проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида студентов;
 организация внимания.
1. Вступительное слово о роли кредитов в жизни
общества. Видеофильм на тему «Виды кредитов» 5 мин.
2. Сообщение темы, целей и плана проведения урока. 3 мин.
Студенты самостоятельно называют цели урока на основе
просмотренного фильма.
3. Блиц – опрос. 4 мин.
Преподаватель задаёт вопросы для повторения пройденного материала,
студенты отвечают.
4. Представление презентаций по группам. 10 мин.
Презентации подготовлены студентами заранее на темы: «Ипотечный
кредит», «Потребительский кредит», «Межбанковский кредит».
Требования к презентациям: Показать сущность кредита, его
положительные и отрицательные моменты, кто может воспользоваться данным
кредитом.
1.
Повторение пройденного материала. Тесты. 5 мин.

2.
Самооценка тестов. 5 мин.
Самостоятельная проверка тестов студентами, оценки записываются в
оценочные листы.
1.
Решение и разбор ситуационных задач. 7 мин.
2.
Домашнее задание. 2 мин.
1.
Рефлексия. 2 мин.
Ход урока.
Организационный момент.
Деятельность
преподавателя
Приветствует студентов,
проверяет готовность к уроку,
проверка отсутствующих.

Деятельность студентов
Приветствуют преподавателя.

Вступительное слово о роли кредитов в жизни общества.
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
 Кредит – это форма движения ссудного
Студенты
капитала, т.е. денежного капитала,
заслушивают
предоставляемого ссуду.
сообщение
При помощи кредита приобретаются товарно- преподавателя
материальные ценности, различного рода машины,
механизмы, покупаются населением товары с
рассрочкой платежа. Объектом приобретения за
счет кредита выступают разнообразные ценности
(вещи, товары).
Необходимость кредита обусловлена
закономерностями кругооборота и оборота
капитала
в процессе воспроизводства: на одних участках
высвобождаются временно свободные средства,
которые выступают как источник кредита, на
других
- возникает потребность в них.

Сообщение темы, целей и плана проведения урока.
Деятельность преподавателя
Деятельность
студентов
Цели урока показываются на слайде:
Студенты
1.
обобщить полученные знания по теме
самостоятельно
«Кредит. Сущность и виды кредита»;
называют цели урока,
2.
способствовать более глубокому усвоению основываясь на
изучаемого материала;
просмотренном фильме
3.
умение публично выступать, защищать свои и своих теоретических
мысли при защите результатов своей деятельности;
знаниях.
4.
систематизация и закрепление полученных
теоретических знаний и практических умений по
общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
Блиц - опрос.
Деятельность преподавателя
Преподаватель задаёт вопросы для повторения пройденных
тем, студенты, которые правильно ответили в свои оценочные
листы ставят оценку:
 Деньги – это … (товар особого рода, играющий роль
всеобщего эквивалента)
 Виды денег? (действительные и заменители
действительных денег) Так ка понятие денег неразделимо
связано с кредитом, вспомним некоторые понятия:
 Пользовалась ли ваша семья услугами кредитования?
 В каком банке был взят кредит?
 На какие цели?
 Были ли сложности при взятии кредита? Какие?
 Кредит – это… (движение ссудного капитала)
 Принципы кредита? (возвратность, срочность, платность)
 Какие формы кредитов вы
знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский,
государственный, международный, ипотечный)
 - Перечислите виды банковского кредита в
зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6
месяцев, среднесрочные
– от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)
 Дайте понятие потребительского
 кредита? (Применяется при различной продаже товаров
длительного пользования в рассрочку).

Деятельно
сть студентов
Отвечают
на вопросы.
За
правильные
ответы в
оценочные
листы
выставляют
оценку.

Представление презентаций.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
 формирование исследовательских
Студенты заранее разделились
умений и навыков (умение
на подгруппы, каждая подгруппа
собирать информацию,
подготовила презентацию по темам:
конспектировать литературу и т.д. );
«Ипотечный кредит»,
 умение публично выступать,
«Потребительский кредит»,
защищать свои мысли при
«Межбанковский кредит».
защите результатов своей деятельности;
 Требования к презентациям: Показать
сущность кредита, его положительные и
отрицательные моменты, кто может
воспользоваться данным кредитом.
Повторение пройденного материала. Тесты.
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
 Формирование новых знаний и
способов деятельности студентов.
 Студенты выполняют тест на
Основываясь на вашем жизненном
карточках, отмечая правильный
опыте и знаниях полученных на уроках
ответ.
ответьте на тесты. Перед вами, на партах
(Приложение 1)
лежат карточки с тестами и ответами,
выберите правильный ответ, подчеркните.
На ответы даётся 5 минут.
Самооценка тестов.
Деятельность преподавателя
 На слайдах представлены ответы к
каждому вопросу. Самостоятельно
проверяете тест и ставите себе оценку по
критериям. Оценку записываете в
оценочные листы.
 Карточки с тестами сдаются
преподавателю.
Решение и разбор ситуационных задач.
Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
Самостоятельная проверка
тестов студентами. По критериям
выставляют себе оценку.

Деятельность
студентов
Преподаватель задаёт студентам ситуационную задачу
Студенты
каждой группе. Правильные ответы на ситуационные отвечают:
задачи студенты самостоятельно оценивают и записывают
в оценочные листы, затем происходит разбор задач: 1.У
Прогнозируемые
вас появились сбережения. Первый банк предлагает 9% ответы.
годовых по вкладу, второй – 14%, третий – 20%. Куда Вы
1.Студенты, как

бы положили свои деньги и почему?
Комментарии.

Следует напомнить, что вложение денежных средств
всегда сопряжено с определенным риском. Если это
«последние» ваши деньги, то может не стоит гнаться за
слишком высокими процентами, рискуя попасть на банкоднодневку. 9% - это низкий процент, если учесть что
прогноз по инфляции на этот год доходит до 14%, по
мнению некоторых специалистов. Поэтому самым
приемлемым может быть второй вариант - 14%. Но
следует помнить, что выбор всегда индивидуален, и если
человек готов рискнуть, нельзя лишить его этой
возможности.
2. Сегодня экономика России переживает кризис,
который не мог не коснуться и банковского сектора.
Какие действия в этой ситуации вы бы предприняли:
А) - уже имея вклад в банке;
Б) - собираясь взять кредит?
Комментарии.
А) Относительно вкладов есть смысл напомнить
учащимся, что депозиты до 700 тысяч входят в систему
государственного страхования вкладов и в случае
необходимости должны быть возвращены владельцу.
Поэтому, вероятно, изымать вклад, если он уже есть,
сейчас и не стоит.
Б) Что же касается кредитов, то если есть возможность,
пока лучше не занимать деньги в банке. Если условия
кредитования ещё ухудшатся, то, вряд ли значительно, а
вот если экономика пойдет на подъем, то через несколько
месяцев, вероятно, можно будет взять более крупный заем
и под более низкую ставку процента. Если же
возможности подождать нет, то следует тщательно
проанализировать условия кредитования в различных
банках и сделать окончательный выбор.
3. Гражданин Петров обратился в банк за получением
ссуды в размере 50 000 рублей сроком на 1 год под 26 %
годовых.
Рассчитать сумму денежных средств, которые уплатит
заемщик по истечении срока кредитования.
Студенты сдают свои оценочные листы преподавателю.

правило, выбирают
банк с наибольшим
процентом.
Прогнозируемые
ответы.
2. А) Возможно,
студенты предложат
забрать деньги из
банка, вложив их в
более
безопасные
активы,
объясняя
это
возможным
ростом инфляции и
снижением
банковских ставок
по депозитам.
Б)
Поскольку
банки ужесточили
условия
кредитования,
сейчас не лучшее
время для взятия
кредита.
Прогнозируемые
ответы
3.
Заёмщик
уплатит
по
истечении
срока
кредитования 64500
рублей

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Тесты на тему: «Кредит, сущность и виды кредитов»
1. Кредит – это:
а) финансирование государственных экономических программ; б) ссуды на
условиях возвратности и платности;
в) доверие кредитора заемщику;
г) привлечение денежных средств банками.
2. Основными принципами кредитования являются:
а) хозяйственная самостоятельность, обеспечение, безвозмездность б)
самофинансирование, целевой характер
в)возвратность, срочность, платность г) получение прибыли,
безвозвратность
3. Кредит, при котором заемщиком выступает физическое
лицо, называется:
а) государственным б) до востребования
в)потребительским г) контокоррентным
4. Совокупность денежных отношений, при которых заемщиком, кредит
ором или гарантом выступает государство:
а) коммерческий кредит; б) государственный кредит; в) банковский кредит;
г) потребительский кредит.
5. Денежная эмиссия это:
а) выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы б) обращение
денег
в) создание кредитных средств обращения г) регулирование объема
денежной массы
6. Наиболее распространенное определение денег:
а) порядок формирования, распределения и использования денежных
средств б) форма движения ссудного капитала
в) товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента
г) любой актив, который согласен принять продавец
за свой товар
7. Кредит, при котором залогом выступает
недвижимое имущество, называется:
а) краткосрочным б) государственным
в) бланковым г) ипотечным

8. В России за последние годы сложилась:
а) одноуровневая банковская система
б)двухуровневая банковская система
в) трехуровневая банковская система
г) многоуровневая банковская система
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ на тему «Кредит. Сущность и виды кредита»
Номер
вопроса
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Вариант
ответа
А
Б
В
В
Б
А
В
Г
Б

Критерии оценок для тестов по теме «Кредит. Сущность и виды
кредитов»:
9 – 8 правильных ответов – «5»
7 – 6 правильных ответов – «4»
5 – 4 правильных ответов – «3»
Менее 4 правильных ответов – «2»


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».