Этика и психология общения Санитар Ветеринарный

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Врио директора ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
___________________Г.В.Ятайкин

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОУД.02 «Этика и психология общения»
для профессии18111Санитар ветеринарный

Рассмотрена и ободрена
Рекомендована Методическим советом
на заседании методической
ГБПОУ РМ «Краснослободский
комиссии общих гуманитарных и
аграрный техникум»
социально-экономических дисциплин
Заместитель директора по
Председатель_________В.А.Мартыноваучебной работе
______________ Т.В.Шитова
Протокол №___от «_____»_____20__г.
Протокол №____ от «___»_______20_г.

Разработчик:
Тараскина Н.А. преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин Государственного бюджетного профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».
Адаптированная программа учебной дисциплины составлена для профессиональной
подготовки лиц, не имеющих основного общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья без получения среднего общего образования
сроком обучения 1 год 10 месяцев с учетом их психофизических особенностей.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Паспортадаптированнойрабочейпрограммы учебнойдисциплины

4

2

Структура

7

3
4

и содержание адаптированной рабочей программы
учебнойдисциплины
Условияреализацииадаптированнойрабочейпрограммыучебнойдисциплины
Контрольиоценкарезультатовосвоенияадаптированнойрабочейпрограммыучебнойд
исциплины

10
11

1. Паспорт адаптированной рабочей программы учебной
дисциплины ОУД.02 Этика и психология общения
1.1. Областьприменениярабочейпрограммы
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Этика и
психологииобщения является частью программы по профессии: 18111 Санитар ветеринарный,
разработана
на
основеРекомендаций
по
разработке
иреализацииадаптированныхобразовательныхпрограммпрофессиональногообучениядляинвалид
ови лиц сОВЗснарушениями интеллекта.
В программе учитываются индивидуальные особенности обучающегося и
спецификаусвоения им учебного материала. Рабочая программа направлена на коррекцию
недостатков взнаниях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление
трудностей
восвоениидисциплиныЭтика
ипсихологияобщения,оказание
помощииподдержкиобучающимсяданнойкатегории.
1.2. Местодисциплинывструктуреадаптированнойосновнойпрофессиональнойобра
зовательнойпрограммы
УчебнаядисциплинаОУД.02Этикаипсихологияобщенияявляетсядисциплинойгуманитарн
ого цикла.
1.3. Целиипланируемыерезультатыосвоенияучебнойдисциплины:
Цельюучебнойдисциплиныявляетсяприобретениестудентамитеоретическихзнанийипракти
ческихумений вобластиэтики ипсихологии общения.
Задачидисциплины:
 развиватьнавыкиэффективногообщения,необходимогодляработы;
 научитьиспользоватьзнаниявобластиэтикиипсихологииобщенияврегулированииконфлик
тныхситуаций;
 сформироватьнавыкисоблюденияэтическихнормобщения.
Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсясинтеллектуальныминарушения
мидолженуметь:
 применятьтехникииприемыэффективногообщениявпрофессиональнойдеятельности;
 использоватьприемысаморегуляцииповедениявпроцессемежличностногообщения.
Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсясинтеллектуальныминарушения
мидолжензнать:
 взаимосвязьобщенияидеятельности;
 цели,функции,видыиуровниобщения;
 ролииролевыеожиданиявобщении;
 видысоциальныхвзаимодействий;
 механизмывзаимопониманиявобщении;
 техникииприемыобщения,правиласлушания,ведениябеседы,убеждения;
 этическиепринципыобщения;
 источники,причины,видыиспособыразрешенияконфликтов.
Вышеперечисленные требования к результатам освоения учебной
дисциплинынаправленынаформированиеследующихобщих
компетенций:
Код
ПК, ОК
ОК 01

Выбирать способы

Умения
распознавать задачу и/или
проблему

Знания
актуальный профессиональный
и социальный контекст, в
4

решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам

в профессиональном и/или
социальном контексте
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные части
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или
проблемы
составлять план действия
определять необходимые
ресурсы

ОК 02

Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 04

Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и
команде
ОК 05

Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
ОК 06

Проявлять
гражданско-

определять задачи для поиска
информации
определять необходимые
источники информации

организовывать работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе

котором приходится работать и
жить
основные источники
информации
и ресурсы для решения задач и
проблем
в профессиональном и/или
социальном контексте
методы работы в
профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения
задач
порядок оценки результатов
решения задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности
приемы структурирования
информации

психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности
основы проектной деятельности
особенности социального и
культурного контекста;

правила оформления документов
и построения устных сообщений

описывать значимость своей
специальности

сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
5

патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения

применять стандарты
антикоррупционного поведения

значимость профессиональной
деятельности по специальности
стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения

ОК 09

понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний
на известные темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на
знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания
о себе и о своей
профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые или
интересующие
профессиональные темы

правила построения простых и
сложных предложений на
профессиональные темы

Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)
лексический минимум,
относящийся к описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности

6

2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теория
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Дифференцированный зачет

Объем часов
34
24
10
-

7

2.2 Тематический план и содержание учебной
дисциплиныОУД.02
Этикаи
психологияобщения
Наименование
разделовитем

Объем часов

Кодыкомпетен
ций,формирова
ниюкоторыхспо
собствуетэлеме
нт
программы

3

4

2

ОК1.
ОК2.
ОК6.

Содержаниеучебногоматериала,практическиеработы

1
2
Раздел1
Понятиеисущностьобщения
Основное содержание учебного материала
Тема 1.
1.Сущность,це Предметэтикиипсихологииобщения.
ли,
Понятиеделовогообщения.Культураделовогообщения.
структураобще В том числе практических занятий
ния
Определениесвоихкоммуникативныхнавыковобщения.
Раздел2
Психологияличности
Основное содержание учебного материала
Тема
2.1Психоло
Индивидуальность.Личность.Темперамент
гияличност
В том числе практических занятий
и
«Яитемперамент»
Основное содержание учебного материала
Тема
2.2Харак
Характер,чертыхарактера.Воля. Волевыекачествачеловека
терВоля
Основное содержание учебного материала
Тема
2.3Эмоци
Классификацииэмоций.Видычувств.Мимика,пантомимика
и
ичувства
Раздел3
Психологияобщения
Основное содержание учебного материала
Тема
3.1Структ
Субъектиобъект общения.
ураобщен
В том числе практических занятий
ия.
Развитиенавыковустановлениеконтакта
Основное содержание учебного материала
Тема

4

2
8
2

ОК2.
ОК6.

2
2

2

12
2
4

2

ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК 9.

2

8

3.2Стратегии, Вербальныеиневербальныесредстваобщения
тактики,виды
общения
Тема 3.3Общение Основное содержание учебного материала
каквосприятие Восприятие.Типичныеискаженияпривосприятии.
Психологическиемеханизмывосприятия
Основное содержание учебного материала
Тема
3.4Общение
Процессобмена информацией прикоммуникации.Видыкоммуникативных
каккоммуника барьеров
ция
В том числе практических занятий
Самодиагностика коммуникативных качеств
Раздел4
Конфликтыиспособыихпредупрежденияиразрешения
Основное содержание учебного материала
Тема
4.1Конфликт:
Понятиеконфликтаиегоструктура.Невербальноепроявлениеконфликта
егосущность
Основное содержание учебного материала
иосновные
Стратегияразрешенияконфликтов
характеристики. В том числе практических занятий
Проведение самодиагностики по определению конфликтности личности
Основное содержание учебного материала
Тема
4.2Эмоциональ Особенностиэмоциональногореагированиявконфликтах.Гнев,агрессия.
ноереагирован Разрядкаэмоций
ие вконфликтах Основное содержание учебного материала
Влияниетолерантностинаразрешениеконфликтнойситуации

2

2

2
10
2
2

ОК1.
ОК6.
ОК 9.

2
2

2

9

3. Условия реализации адаптированной рабочей программы
учебной дисциплины
3.1. Материально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса
Учебная дисциплина ОУД.02 Этики и психологии общения, реализуется в кабинете
Этики и психологии делового общения.
Оборудованиеучебногокабинета:
 Доска учебная
 Рабочееместопреподавателя
 Столы
 Стулья
3.2. Информационное обеспечение образовательного
процессаОсновнаяисточники:
1)ПанфиловаА.П.«Психологияобщения»
(учебникдлясреднегопрофессиональногообразования)– М.:Издательский
центр«Академия», 2021.–368с.
Дополнительныеисточники:
1) БатаршевА.В.«Психодиагностикаспособностикобщению,илиКакопределитьорганизаторс
киеикоммуникативныекачестваличности.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС– 2020 г.-176с.
2) МартинД.«Языкделовогообщения».-М.:Изд-воЭКСМО–Пресс,2019г.-272с.
3) РуденкоА.М.,СамыгинС.И.Деловоеобщение(учебноепособие)–М.:КноРус,2020.–440с.
4) Рогов Е.И. Психология общения + Приложение: Тесты : учебник / Рогов Е.И. — Москва
:КноРус,2020. Психологияобщения (СПО)+Приложение: Тесты.(СПО)
Интернет-ресурсы:
1. http://www.alleng.ru/edu/pscych3.html
2. http://www.koob.ru
3. https://www.psychology-online.net/
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального
доступадлякаждогообучающегосяизлюбой точки,вкоторойимеетсядоступ ксети Интернет.
С обычным учебником обучающийся с интеллектуальными нарушениями работать
несможет.Поэтому
преподавательсоздаетнаосновеучебниковопорныеконспекты,рабочиететради,вкоторыхматериал
структурированиадаптировантакимобразом,чтобыонбылдоступен для обучающегося. Учебный
материал адаптирован к специфическим особенностямобучениялиц синтеллектуальными
нарушениями.

10

4. Контроль и оценка результатов
программы учебной дисциплины

освоения

адаптированной

рабочей

Контрольиоценкарезультатовосвоениядисциплиныосуществляетсяпреподавател
емвпроцессепроведенияпрактическихработ,тестирования,атакжевыполненияобучающим
ися,индивидуальных заданий,проектов.

4.1.

Результатыобучения
(освоенные умения,
усвоенныезнания)
1
Умения

Формы и методы контроля и оценки
результатовобучения
2

применятьтехникииприемыэффективно
го
общения
впрофессиональн
ойдеятельности;

- выполнение практических заданий и упражнений
напроведениесамодиагностикинаосноведиагностичес
когоинструментарияианализполученныхрезультатов,и
спользованиетехникиприемовэффективногообщения;
- выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работытворческогохарактера

использоватьприемысаморегуляциипов
едения
в
процессе
межличностногообщения

- выполнение практических заданий и упражнений
напроведениесамодиагностикинаосноведиагностичес
когоинструментарияианализполученныхрезультатов,р
ешениеситуационныхзадачинахождениеспособовимо
делейповедения
- выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работытворческогохарактера

Знания:
-взаимосвязьобщенияидеятельности;
-цели, функции, виды и
уровниобщения;
-ролииролевыеожиданиявобщении;

- устныйопрос
- тестирование

- наблюдение
оценка
решения
ситуационных
заданийпо определению позиционных ролей при
общении
иконфликтностиилибесконфликтности
общения.
проведениесамодиагностикинаосноведиагностич
ескогоинструментарияианализполученных
результатов
-видысоциальныхвзаимодействий;
- устныйопрос
проведение
самодиагностики
на
основе
диагностического
и
анализ
инструментария
полученных результатов
взаимопонимания
в механизмы
контрольпроведениясамодиагностикинаосноведиагно
общении;
стического
инструментария
и
анализ
полученныхрезультатов
- устныйопрос
проведение
на
основе
техникииприемыобщения,правиласлуша самодиагностикидиагностическо
и
анализ
ния,ведениябеседы,убеждения;
го инструментарияполученных
результатов
-этическиепринципыобщения;
-устныйопрос
11

источники,причины,видыиспособыразр
ешенияконфликтов

- устныйопрос
- выполнение
практических
заданий
по
составлениюкейсовирешениюконфликтныхситуаций
проведениесамодиагностикинаосноведиагностич
ескогоинструментарияианализполученныхрезультато
в

Текущий
контроль
результатов
обучения
осуществляется
преподавателем
впроцессепроведенияпрактическихработ. Текущийконтроль позволяет своевременновыявить
затруднения и отставание и внестикоррективывучебнуюдеятельность.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированногозачета.
Процедура
проведения
промежуточной
аттестации
для
обучающегося
синтеллектуальныминарушениямиустанавливаетсясучетоминдивидуальныхпсихофизическихос
обенностей(устно,письменнонабумаге,вформетестирования).
Принеобходимостипредусматриваетсяувеличениевременинаподготовкук
дифференцированному зачету, а также предоставляется дополнительное времядляподготовки
ответа.
Промежуточнаяаттестацияможетпроводитьсявнесколькоэтапов.
Оценочныесредства(включаязаданиядлясамостоятельнойработы,вопросы
к
дифференцированному зачету) доводятся до сведения, обучающегося сОВЗвдоступной для
негоформе.

Формыиметодыконтроляиоценкирезультатовобученияпокомпетенциям
Результаты(о
своенныеком
петенции)

Основные
показателиоценкир
езультата

Формы и
методыконтроля и
оценкирезультатовоб
учения
задачу и/или Опрос,сообщение

ОК 1. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам

Распознавать
проблему
в профессиональном и/или
социальном контексте

ОК 2. Использовать современные
средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной деятельности

Умение
и/или

ОК 04 Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде

Пониманиеправилинормдело
вогоэтикета.

самостоятельно Сообщение

с
помощьюпрепод
авателяискать
и
анализировать информацию в
сети Интернет
Беседа, практическая
работа

12

ОК 5. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение
на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 9. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках

Излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике
на государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе

Практическая работа,
сообщение

Понимать значение
общечеловеческих ценностей

Деловая игра,
беседа

Строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности

Беседа, опрос

13

14

15

16

18


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».