Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум»
Утверждаю:
Врио директора ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
___________________Г.В.Ятайкин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОУД.02 «Этика и психология общения»
для профессии18111Санитар ветеринарный
Рассмотрена и ободрена
Рекомендована Методическим советом
на заседании методической
ГБПОУ РМ «Краснослободский
комиссии общих гуманитарных и
аграрный техникум»
социально-экономических дисциплин
Заместитель директора по
Председатель_________В.А.Мартыноваучебной работе
______________ Т.В.Шитова
Протокол №___от «_____»_____20__г.
Протокол №____ от «___»_______20_г.
Разработчик:
Тараскина Н.А. преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин Государственного бюджетного профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».
Адаптированная программа учебной дисциплины составлена для профессиональной
подготовки лиц, не имеющих основного общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья без получения среднего общего образования
сроком обучения 1 год 10 месяцев с учетом их психофизических особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ
1
Паспортадаптированнойрабочейпрограммы учебнойдисциплины
4
2
Структура
7
3
4
и содержание адаптированной рабочей программы
учебнойдисциплины
Условияреализацииадаптированнойрабочейпрограммыучебнойдисциплины
Контрольиоценкарезультатовосвоенияадаптированнойрабочейпрограммыучебнойд
исциплины
10
11
1. Паспорт адаптированной рабочей программы учебной
дисциплины ОУД.02 Этика и психология общения
1.1. Областьприменениярабочейпрограммы
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Этика и
психологииобщения является частью программы по профессии: 18111 Санитар ветеринарный,
разработана
на
основеРекомендаций
по
разработке
иреализацииадаптированныхобразовательныхпрограммпрофессиональногообучениядляинвалид
ови лиц сОВЗснарушениями интеллекта.
В программе учитываются индивидуальные особенности обучающегося и
спецификаусвоения им учебного материала. Рабочая программа направлена на коррекцию
недостатков взнаниях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление
трудностей
восвоениидисциплиныЭтика
ипсихологияобщения,оказание
помощииподдержкиобучающимсяданнойкатегории.
1.2. Местодисциплинывструктуреадаптированнойосновнойпрофессиональнойобра
зовательнойпрограммы
УчебнаядисциплинаОУД.02Этикаипсихологияобщенияявляетсядисциплинойгуманитарн
ого цикла.
1.3. Целиипланируемыерезультатыосвоенияучебнойдисциплины:
Цельюучебнойдисциплиныявляетсяприобретениестудентамитеоретическихзнанийипракти
ческихумений вобластиэтики ипсихологии общения.
Задачидисциплины:
развиватьнавыкиэффективногообщения,необходимогодляработы;
научитьиспользоватьзнаниявобластиэтикиипсихологииобщенияврегулированииконфлик
тныхситуаций;
сформироватьнавыкисоблюденияэтическихнормобщения.
Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсясинтеллектуальныминарушения
мидолженуметь:
применятьтехникииприемыэффективногообщениявпрофессиональнойдеятельности;
использоватьприемысаморегуляцииповедениявпроцессемежличностногообщения.
Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсясинтеллектуальныминарушения
мидолжензнать:
взаимосвязьобщенияидеятельности;
цели,функции,видыиуровниобщения;
ролииролевыеожиданиявобщении;
видысоциальныхвзаимодействий;
механизмывзаимопониманиявобщении;
техникииприемыобщения,правиласлушания,ведениябеседы,убеждения;
этическиепринципыобщения;
источники,причины,видыиспособыразрешенияконфликтов.
Вышеперечисленные требования к результатам освоения учебной
дисциплинынаправленынаформированиеследующихобщих
компетенций:
Код
ПК, ОК
ОК 01
Выбирать способы
Умения
распознавать задачу и/или
проблему
Знания
актуальный профессиональный
и социальный контекст, в
4
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к различным
контекстам
в профессиональном и/или
социальном контексте
анализировать задачу и/или
проблему и выделять её
составные части
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для
решения задачи и/или
проблемы
составлять план действия
определять необходимые
ресурсы
ОК 02
Использовать
современные средства
поиска, анализа
и интерпретации
информации,
и информационные
технологии для
выполнения задач
профессиональной
деятельности
ОК 04
Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и
команде
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную
коммуникацию
на государственном
языке Российской
Федерации с учетом
особенностей
социального
и культурного
контекста
ОК 06
Проявлять
гражданско-
определять задачи для поиска
информации
определять необходимые
источники информации
организовывать работу
коллектива
и команды
взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами в ходе
профессиональной деятельности
грамотно излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике на
государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе
котором приходится работать и
жить
основные источники
информации
и ресурсы для решения задач и
проблем
в профессиональном и/или
социальном контексте
методы работы в
профессиональной и смежных
сферах
структуру плана для решения
задач
порядок оценки результатов
решения задач
профессиональной деятельности
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности
приемы структурирования
информации
психологические основы
деятельности коллектива,
психологические особенности
личности
основы проектной деятельности
особенности социального и
культурного контекста;
правила оформления документов
и построения устных сообщений
описывать значимость своей
специальности
сущность гражданскопатриотической позиции,
общечеловеческих ценностей
5
патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, в том
числе
с учетом
гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных
отношений,
применять стандарты
антикоррупционного
поведения
применять стандарты
антикоррупционного поведения
значимость профессиональной
деятельности по специальности
стандарты антикоррупционного
поведения и последствия его
нарушения
ОК 09
понимать общий смысл четко
произнесенных высказываний
на известные темы
(профессиональные и бытовые),
понимать тексты на базовые
профессиональные темы
участвовать в диалогах на
знакомые общие
и профессиональные темы
строить простые высказывания
о себе и о своей
профессиональной
деятельности
кратко обосновывать и
объяснять свои действия
(текущие и планируемые)
писать простые связные
сообщения на знакомые или
интересующие
профессиональные темы
правила построения простых и
сложных предложений на
профессиональные темы
Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках
основные общеупотребительные
глаголы (бытовая и
профессиональная лексика)
лексический минимум,
относящийся к описанию
предметов, средств и процессов
профессиональной деятельности
особенности произношения
правила чтения текстов
профессиональной
направленности
6
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
теория
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Дифференцированный зачет
Объем часов
34
24
10
-
7
2.2 Тематический план и содержание учебной
дисциплиныОУД.02
Этикаи
психологияобщения
Наименование
разделовитем
Объем часов
Кодыкомпетен
ций,формирова
ниюкоторыхспо
собствуетэлеме
нт
программы
3
4
2
ОК1.
ОК2.
ОК6.
Содержаниеучебногоматериала,практическиеработы
1
2
Раздел1
Понятиеисущностьобщения
Основное содержание учебного материала
Тема 1.
1.Сущность,це Предметэтикиипсихологииобщения.
ли,
Понятиеделовогообщения.Культураделовогообщения.
структураобще В том числе практических занятий
ния
Определениесвоихкоммуникативныхнавыковобщения.
Раздел2
Психологияличности
Основное содержание учебного материала
Тема
2.1Психоло
Индивидуальность.Личность.Темперамент
гияличност
В том числе практических занятий
и
«Яитемперамент»
Основное содержание учебного материала
Тема
2.2Харак
Характер,чертыхарактера.Воля. Волевыекачествачеловека
терВоля
Основное содержание учебного материала
Тема
2.3Эмоци
Классификацииэмоций.Видычувств.Мимика,пантомимика
и
ичувства
Раздел3
Психологияобщения
Основное содержание учебного материала
Тема
3.1Структ
Субъектиобъект общения.
ураобщен
В том числе практических занятий
ия.
Развитиенавыковустановлениеконтакта
Основное содержание учебного материала
Тема
4
2
8
2
ОК2.
ОК6.
2
2
2
12
2
4
2
ОК1.
ОК2.
ОК6.
ОК 9.
2
8
3.2Стратегии, Вербальныеиневербальныесредстваобщения
тактики,виды
общения
Тема 3.3Общение Основное содержание учебного материала
каквосприятие Восприятие.Типичныеискаженияпривосприятии.
Психологическиемеханизмывосприятия
Основное содержание учебного материала
Тема
3.4Общение
Процессобмена информацией прикоммуникации.Видыкоммуникативных
каккоммуника барьеров
ция
В том числе практических занятий
Самодиагностика коммуникативных качеств
Раздел4
Конфликтыиспособыихпредупрежденияиразрешения
Основное содержание учебного материала
Тема
4.1Конфликт:
Понятиеконфликтаиегоструктура.Невербальноепроявлениеконфликта
егосущность
Основное содержание учебного материала
иосновные
Стратегияразрешенияконфликтов
характеристики. В том числе практических занятий
Проведение самодиагностики по определению конфликтности личности
Основное содержание учебного материала
Тема
4.2Эмоциональ Особенностиэмоциональногореагированиявконфликтах.Гнев,агрессия.
ноереагирован Разрядкаэмоций
ие вконфликтах Основное содержание учебного материала
Влияниетолерантностинаразрешениеконфликтнойситуации
2
2
2
10
2
2
ОК1.
ОК6.
ОК 9.
2
2
2
9
3. Условия реализации адаптированной рабочей программы
учебной дисциплины
3.1. Материально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса
Учебная дисциплина ОУД.02 Этики и психологии общения, реализуется в кабинете
Этики и психологии делового общения.
Оборудованиеучебногокабинета:
Доска учебная
Рабочееместопреподавателя
Столы
Стулья
3.2. Информационное обеспечение образовательного
процессаОсновнаяисточники:
1)ПанфиловаА.П.«Психологияобщения»
(учебникдлясреднегопрофессиональногообразования)– М.:Издательский
центр«Академия», 2021.–368с.
Дополнительныеисточники:
1) БатаршевА.В.«Психодиагностикаспособностикобщению,илиКакопределитьорганизаторс
киеикоммуникативныекачестваличности.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС– 2020 г.-176с.
2) МартинД.«Языкделовогообщения».-М.:Изд-воЭКСМО–Пресс,2019г.-272с.
3) РуденкоА.М.,СамыгинС.И.Деловоеобщение(учебноепособие)–М.:КноРус,2020.–440с.
4) Рогов Е.И. Психология общения + Приложение: Тесты : учебник / Рогов Е.И. — Москва
:КноРус,2020. Психологияобщения (СПО)+Приложение: Тесты.(СПО)
Интернет-ресурсы:
1. http://www.alleng.ru/edu/pscych3.html
2. http://www.koob.ru
3. https://www.psychology-online.net/
Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального
доступадлякаждогообучающегосяизлюбой точки,вкоторойимеетсядоступ ксети Интернет.
С обычным учебником обучающийся с интеллектуальными нарушениями работать
несможет.Поэтому
преподавательсоздаетнаосновеучебниковопорныеконспекты,рабочиететради,вкоторыхматериал
структурированиадаптировантакимобразом,чтобыонбылдоступен для обучающегося. Учебный
материал адаптирован к специфическим особенностямобучениялиц синтеллектуальными
нарушениями.
10
4. Контроль и оценка результатов
программы учебной дисциплины
освоения
адаптированной
рабочей
Контрольиоценкарезультатовосвоениядисциплиныосуществляетсяпреподавател
емвпроцессепроведенияпрактическихработ,тестирования,атакжевыполненияобучающим
ися,индивидуальных заданий,проектов.
4.1.
Результатыобучения
(освоенные умения,
усвоенныезнания)
1
Умения
Формы и методы контроля и оценки
результатовобучения
2
применятьтехникииприемыэффективно
го
общения
впрофессиональн
ойдеятельности;
- выполнение практических заданий и упражнений
напроведениесамодиагностикинаосноведиагностичес
когоинструментарияианализполученныхрезультатов,и
спользованиетехникиприемовэффективногообщения;
- выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работытворческогохарактера
использоватьприемысаморегуляциипов
едения
в
процессе
межличностногообщения
- выполнение практических заданий и упражнений
напроведениесамодиагностикинаосноведиагностичес
когоинструментарияианализполученныхрезультатов,р
ешениеситуационныхзадачинахождениеспособовимо
делейповедения
- выполнение
внеаудиторной
самостоятельной
работытворческогохарактера
Знания:
-взаимосвязьобщенияидеятельности;
-цели, функции, виды и
уровниобщения;
-ролииролевыеожиданиявобщении;
- устныйопрос
- тестирование
- наблюдение
оценка
решения
ситуационных
заданийпо определению позиционных ролей при
общении
иконфликтностиилибесконфликтности
общения.
проведениесамодиагностикинаосноведиагностич
ескогоинструментарияианализполученных
результатов
-видысоциальныхвзаимодействий;
- устныйопрос
проведение
самодиагностики
на
основе
диагностического
и
анализ
инструментария
полученных результатов
взаимопонимания
в механизмы
контрольпроведениясамодиагностикинаосноведиагно
общении;
стического
инструментария
и
анализ
полученныхрезультатов
- устныйопрос
проведение
на
основе
техникииприемыобщения,правиласлуша самодиагностикидиагностическо
и
анализ
ния,ведениябеседы,убеждения;
го инструментарияполученных
результатов
-этическиепринципыобщения;
-устныйопрос
11
источники,причины,видыиспособыразр
ешенияконфликтов
- устныйопрос
- выполнение
практических
заданий
по
составлениюкейсовирешениюконфликтныхситуаций
проведениесамодиагностикинаосноведиагностич
ескогоинструментарияианализполученныхрезультато
в
Текущий
контроль
результатов
обучения
осуществляется
преподавателем
впроцессепроведенияпрактическихработ. Текущийконтроль позволяет своевременновыявить
затруднения и отставание и внестикоррективывучебнуюдеятельность.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированногозачета.
Процедура
проведения
промежуточной
аттестации
для
обучающегося
синтеллектуальныминарушениямиустанавливаетсясучетоминдивидуальныхпсихофизическихос
обенностей(устно,письменнонабумаге,вформетестирования).
Принеобходимостипредусматриваетсяувеличениевременинаподготовкук
дифференцированному зачету, а также предоставляется дополнительное времядляподготовки
ответа.
Промежуточнаяаттестацияможетпроводитьсявнесколькоэтапов.
Оценочныесредства(включаязаданиядлясамостоятельнойработы,вопросы
к
дифференцированному зачету) доводятся до сведения, обучающегося сОВЗвдоступной для
негоформе.
Формыиметодыконтроляиоценкирезультатовобученияпокомпетенциям
Результаты(о
своенныеком
петенции)
Основные
показателиоценкир
езультата
Формы и
методыконтроля и
оценкирезультатовоб
учения
задачу и/или Опрос,сообщение
ОК 1. Выбирать способы решения
задач профессиональной
деятельности применительно
к различным контекстам
Распознавать
проблему
в профессиональном и/или
социальном контексте
ОК 2. Использовать современные
средства поиска, анализа
и интерпретации информации,
и информационные технологии
для выполнения задач
профессиональной деятельности
Умение
и/или
ОК 04 Эффективно
взаимодействовать
и работать
в коллективе и команде
Пониманиеправилинормдело
вогоэтикета.
самостоятельно Сообщение
с
помощьюпрепод
авателяискать
и
анализировать информацию в
сети Интернет
Беседа, практическая
работа
12
ОК 5. Осуществлять устную
и письменную коммуникацию
на государственном языке
Российской Федерации с учетом
особенностей социального
и культурного контекста
ОК 6. Проявлять гражданскопатриотическую позицию,
демонстрировать осознанное
поведение
на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, в
том числе
с учетом гармонизации
межнациональных
и межрелигиозных отношений,
применять стандарты
антикоррупционного поведения
ОК 9. Пользоваться
профессиональной
документацией
на государственном
и иностранном языках
Излагать свои мысли
и оформлять документы по
профессиональной тематике
на государственном языке,
проявлять толерантность в
рабочем коллективе
Практическая работа,
сообщение
Понимать значение
общечеловеческих ценностей
Деловая игра,
беседа
Строить простые
высказывания о себе и о
своей профессиональной
деятельности
Беседа, опрос
13
14
15
16
18