Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Врио директора ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ___________________Г.В.Ятайкин РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.02 «Этика и психология общения» для профессии18111Санитар ветеринарный Рассмотрена и ободрена Рекомендована Методическим советом на заседании методической ГБПОУ РМ «Краснослободский комиссии общих гуманитарных и аграрный техникум» социально-экономических дисциплин Заместитель директора по Председатель_________В.А.Мартыноваучебной работе ______________ Т.В.Шитова Протокол №___от «_____»_____20__г. Протокол №____ от «___»_______20_г. Разработчик: Тараскина Н.А. преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум». Адаптированная программа учебной дисциплины составлена для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без получения среднего общего образования сроком обучения 1 год 10 месяцев с учетом их психофизических особенностей. СОДЕРЖАНИЕ 1 Паспортадаптированнойрабочейпрограммы учебнойдисциплины 4 2 Структура 7 3 4 и содержание адаптированной рабочей программы учебнойдисциплины Условияреализацииадаптированнойрабочейпрограммыучебнойдисциплины Контрольиоценкарезультатовосвоенияадаптированнойрабочейпрограммыучебнойд исциплины 10 11 1. Паспорт адаптированной рабочей программы учебной дисциплины ОУД.02 Этика и психология общения 1.1. Областьприменениярабочейпрограммы Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины ОУД.02 Этика и психологииобщения является частью программы по профессии: 18111 Санитар ветеринарный, разработана на основеРекомендаций по разработке иреализацииадаптированныхобразовательныхпрограммпрофессиональногообучениядляинвалид ови лиц сОВЗснарушениями интеллекта. В программе учитываются индивидуальные особенности обучающегося и спецификаусвоения им учебного материала. Рабочая программа направлена на коррекцию недостатков взнаниях обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, преодоление трудностей восвоениидисциплиныЭтика ипсихологияобщения,оказание помощииподдержкиобучающимсяданнойкатегории. 1.2. Местодисциплинывструктуреадаптированнойосновнойпрофессиональнойобра зовательнойпрограммы УчебнаядисциплинаОУД.02Этикаипсихологияобщенияявляетсядисциплинойгуманитарн ого цикла. 1.3. Целиипланируемыерезультатыосвоенияучебнойдисциплины: Цельюучебнойдисциплиныявляетсяприобретениестудентамитеоретическихзнанийипракти ческихумений вобластиэтики ипсихологии общения. Задачидисциплины: развиватьнавыкиэффективногообщения,необходимогодляработы; научитьиспользоватьзнаниявобластиэтикиипсихологииобщенияврегулированииконфлик тныхситуаций; сформироватьнавыкисоблюденияэтическихнормобщения. Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсясинтеллектуальныминарушения мидолженуметь: применятьтехникииприемыэффективногообщениявпрофессиональнойдеятельности; использоватьприемысаморегуляцииповедениявпроцессемежличностногообщения. Врезультатеосвоенияучебнойдисциплиныобучающийсясинтеллектуальныминарушения мидолжензнать: взаимосвязьобщенияидеятельности; цели,функции,видыиуровниобщения; ролииролевыеожиданиявобщении; видысоциальныхвзаимодействий; механизмывзаимопониманиявобщении; техникииприемыобщения,правиласлушания,ведениябеседы,убеждения; этическиепринципыобщения; источники,причины,видыиспособыразрешенияконфликтов. Вышеперечисленные требования к результатам освоения учебной дисциплинынаправленынаформированиеследующихобщих компетенций: Код ПК, ОК ОК 01 Выбирать способы Умения распознавать задачу и/или проблему Знания актуальный профессиональный и социальный контекст, в 4 решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам в профессиональном и/или социальном контексте анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы составлять план действия определять необходимые ресурсы ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 06 Проявлять гражданско- определять задачи для поиска информации определять необходимые источники информации организовывать работу коллектива и команды взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе котором приходится работать и жить основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте методы работы в профессиональной и смежных сферах структуру плана для решения задач порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности основы проектной деятельности особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений описывать значимость своей специальности сущность гражданскопатриотической позиции, общечеловеческих ценностей 5 патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения применять стандарты антикоррупционного поведения значимость профессиональной деятельности по специальности стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения ОК 09 понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения текстов профессиональной направленности 6 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теория практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Дифференцированный зачет Объем часов 34 24 10 - 7 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплиныОУД.02 Этикаи психологияобщения Наименование разделовитем Объем часов Кодыкомпетен ций,формирова ниюкоторыхспо собствуетэлеме нт программы 3 4 2 ОК1. ОК2. ОК6. Содержаниеучебногоматериала,практическиеработы 1 2 Раздел1 Понятиеисущностьобщения Основное содержание учебного материала Тема 1. 1.Сущность,це Предметэтикиипсихологииобщения. ли, Понятиеделовогообщения.Культураделовогообщения. структураобще В том числе практических занятий ния Определениесвоихкоммуникативныхнавыковобщения. Раздел2 Психологияличности Основное содержание учебного материала Тема 2.1Психоло Индивидуальность.Личность.Темперамент гияличност В том числе практических занятий и «Яитемперамент» Основное содержание учебного материала Тема 2.2Харак Характер,чертыхарактера.Воля. Волевыекачествачеловека терВоля Основное содержание учебного материала Тема 2.3Эмоци Классификацииэмоций.Видычувств.Мимика,пантомимика и ичувства Раздел3 Психологияобщения Основное содержание учебного материала Тема 3.1Структ Субъектиобъект общения. ураобщен В том числе практических занятий ия. Развитиенавыковустановлениеконтакта Основное содержание учебного материала Тема 4 2 8 2 ОК2. ОК6. 2 2 2 12 2 4 2 ОК1. ОК2. ОК6. ОК 9. 2 8 3.2Стратегии, Вербальныеиневербальныесредстваобщения тактики,виды общения Тема 3.3Общение Основное содержание учебного материала каквосприятие Восприятие.Типичныеискаженияпривосприятии. Психологическиемеханизмывосприятия Основное содержание учебного материала Тема 3.4Общение Процессобмена информацией прикоммуникации.Видыкоммуникативных каккоммуника барьеров ция В том числе практических занятий Самодиагностика коммуникативных качеств Раздел4 Конфликтыиспособыихпредупрежденияиразрешения Основное содержание учебного материала Тема 4.1Конфликт: Понятиеконфликтаиегоструктура.Невербальноепроявлениеконфликта егосущность Основное содержание учебного материала иосновные Стратегияразрешенияконфликтов характеристики. В том числе практических занятий Проведение самодиагностики по определению конфликтности личности Основное содержание учебного материала Тема 4.2Эмоциональ Особенностиэмоциональногореагированиявконфликтах.Гнев,агрессия. ноереагирован Разрядкаэмоций ие вконфликтах Основное содержание учебного материала Влияниетолерантностинаразрешениеконфликтнойситуации 2 2 2 10 2 2 ОК1. ОК6. ОК 9. 2 2 2 9 3. Условия реализации адаптированной рабочей программы учебной дисциплины 3.1. Материально-техническоеобеспечениеобразовательногопроцесса Учебная дисциплина ОУД.02 Этики и психологии общения, реализуется в кабинете Этики и психологии делового общения. Оборудованиеучебногокабинета: Доска учебная Рабочееместопреподавателя Столы Стулья 3.2. Информационное обеспечение образовательного процессаОсновнаяисточники: 1)ПанфиловаА.П.«Психологияобщения» (учебникдлясреднегопрофессиональногообразования)– М.:Издательский центр«Академия», 2021.–368с. Дополнительныеисточники: 1) БатаршевА.В.«Психодиагностикаспособностикобщению,илиКакопределитьорганизаторс киеикоммуникативныекачестваличности.-М.:Гуманит.изд.центрВЛАДОС– 2020 г.-176с. 2) МартинД.«Языкделовогообщения».-М.:Изд-воЭКСМО–Пресс,2019г.-272с. 3) РуденкоА.М.,СамыгинС.И.Деловоеобщение(учебноепособие)–М.:КноРус,2020.–440с. 4) Рогов Е.И. Психология общения + Приложение: Тесты : учебник / Рогов Е.И. — Москва :КноРус,2020. Психологияобщения (СПО)+Приложение: Тесты.(СПО) Интернет-ресурсы: 1. http://www.alleng.ru/edu/pscych3.html 2. http://www.koob.ru 3. https://www.psychology-online.net/ Электронно-библиотечная система обеспечивает возможность индивидуального доступадлякаждогообучающегосяизлюбой точки,вкоторойимеетсядоступ ксети Интернет. С обычным учебником обучающийся с интеллектуальными нарушениями работать несможет.Поэтому преподавательсоздаетнаосновеучебниковопорныеконспекты,рабочиететради,вкоторыхматериал структурированиадаптировантакимобразом,чтобыонбылдоступен для обучающегося. Учебный материал адаптирован к специфическим особенностямобучениялиц синтеллектуальными нарушениями. 10 4. Контроль и оценка результатов программы учебной дисциплины освоения адаптированной рабочей Контрольиоценкарезультатовосвоениядисциплиныосуществляетсяпреподавател емвпроцессепроведенияпрактическихработ,тестирования,атакжевыполненияобучающим ися,индивидуальных заданий,проектов. 4.1. Результатыобучения (освоенные умения, усвоенныезнания) 1 Умения Формы и методы контроля и оценки результатовобучения 2 применятьтехникииприемыэффективно го общения впрофессиональн ойдеятельности; - выполнение практических заданий и упражнений напроведениесамодиагностикинаосноведиагностичес когоинструментарияианализполученныхрезультатов,и спользованиетехникиприемовэффективногообщения; - выполнение внеаудиторной самостоятельной работытворческогохарактера использоватьприемысаморегуляциипов едения в процессе межличностногообщения - выполнение практических заданий и упражнений напроведениесамодиагностикинаосноведиагностичес когоинструментарияианализполученныхрезультатов,р ешениеситуационныхзадачинахождениеспособовимо делейповедения - выполнение внеаудиторной самостоятельной работытворческогохарактера Знания: -взаимосвязьобщенияидеятельности; -цели, функции, виды и уровниобщения; -ролииролевыеожиданиявобщении; - устныйопрос - тестирование - наблюдение оценка решения ситуационных заданийпо определению позиционных ролей при общении иконфликтностиилибесконфликтности общения. проведениесамодиагностикинаосноведиагностич ескогоинструментарияианализполученных результатов -видысоциальныхвзаимодействий; - устныйопрос проведение самодиагностики на основе диагностического и анализ инструментария полученных результатов взаимопонимания в механизмы контрольпроведениясамодиагностикинаосноведиагно общении; стического инструментария и анализ полученныхрезультатов - устныйопрос проведение на основе техникииприемыобщения,правиласлуша самодиагностикидиагностическо и анализ ния,ведениябеседы,убеждения; го инструментарияполученных результатов -этическиепринципыобщения; -устныйопрос 11 источники,причины,видыиспособыразр ешенияконфликтов - устныйопрос - выполнение практических заданий по составлениюкейсовирешениюконфликтныхситуаций проведениесамодиагностикинаосноведиагностич ескогоинструментарияианализполученныхрезультато в Текущий контроль результатов обучения осуществляется преподавателем впроцессепроведенияпрактическихработ. Текущийконтроль позволяет своевременновыявить затруднения и отставание и внестикоррективывучебнуюдеятельность. Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированногозачета. Процедура проведения промежуточной аттестации для обучающегося синтеллектуальныминарушениямиустанавливаетсясучетоминдивидуальныхпсихофизическихос обенностей(устно,письменнонабумаге,вформетестирования). Принеобходимостипредусматриваетсяувеличениевременинаподготовкук дифференцированному зачету, а также предоставляется дополнительное времядляподготовки ответа. Промежуточнаяаттестацияможетпроводитьсявнесколькоэтапов. Оценочныесредства(включаязаданиядлясамостоятельнойработы,вопросы к дифференцированному зачету) доводятся до сведения, обучающегося сОВЗвдоступной для негоформе. Формыиметодыконтроляиоценкирезультатовобученияпокомпетенциям Результаты(о своенныеком петенции) Основные показателиоценкир езультата Формы и методыконтроля и оценкирезультатовоб учения задачу и/или Опрос,сообщение ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам Распознавать проблему в профессиональном и/или социальном контексте ОК 2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности Умение и/или ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде Пониманиеправилинормдело вогоэтикета. самостоятельно Сообщение с помощьюпрепод авателяискать и анализировать информацию в сети Интернет Беседа, практическая работа 12 ОК 5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста ОК 6. Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках Излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе Практическая работа, сообщение Понимать значение общечеловеческих ценностей Деловая игра, беседа Строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности Беседа, опрос 13 14 15 16 18