Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» __________________В.М.Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АФК.01 Рассмотрена и одобрена на заседании предметной(цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель_________ Ю.В.Садовникова «_____»________________20____г. Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Зам. директора по учебной работе ________________________ Т.В.Шитова Протокол № ____ от «_____» ___20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА АФК.01 Разработчик: Гурьева А. Д., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259). СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины «Физическая культура». 2. Результаты усвоения программы. 3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Физическая культура». 4. Условия реализации программы учебной дисциплины «Физическая культура». 5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины «Физическая культура». 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Область применения рабочей программы рабочая программа учебной дисциплины АФК.01. является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18103 « Садовник» в рамках реализации ОПОП СПО 1.1. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Дисциплина «Физическая культура» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: -использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. 1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура»: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 130 часов обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 130 часов; Программой не предусмотрено лекционных занятий - теоретические сведения сообщаются в ходе проведения практических занятий. Элементы ППФП включены в каждый раздел рабочей программы 2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Результатом усвоения программы «Физическая культура» являются общие компетенции (ОК). ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Количест во часов 130 130 Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: Теоретические занятия Практические занятия 130 Итоговая аттестация: в форме дифференцированного зачета 3.2. Тематический план учебной дисциплины «Физическая культура» Всего часов Коды общих компетенций 1 Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, часов занятия, часов часов 2 Раздел 1. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности 3 4 5 130 130 130 Тема 2.1 Лёгкая атлетика. 22 22 22 1.1.1 Бег на короткие дистанции, старт, стартовый разгон, бег по прямой. 1.1.2 Бег на средние дистанции, бег по виражу. 1.1.3 Эстафетный бег. 1.1.4 Техника бега на длинные дистанции по пересечённой местности. 1.1.5 Кроссовый бег, развитие выносливости. ОРУ 4 4 4 2 4 4 2 4 4 2 4 4 8 8 8 Тема 1.2 Волейбол. 28 28 28 1.2.1 Волейбол. Правила игры. Стойки в волейболе. Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая. Приём и передачи мяча. 1.2.2 Волейбол. Приём и передачи мяча, техника подачи. 1.2.3 Волейбол. Нападающий удар по прямой и с переводом мяча в зону 2,4. 1.2.4 Волейбол. Блокирование нападающего удара одиночное и групповое в зонах 2,3,4. 1.5.5 Волейбол. Тактика игры в защите. Страховка у сетки. Расстановка игроков. 1.2.6 Волейбол. Тактика игры в нападении. Страховка у сетки. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 2 4 4 4 Ок2,3,8 6 Всего часов Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» 1 (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, часов занятия, часов часов 2 3 4 5 Расстановка игроков. 1.2.7 Волейбол. Групповые и командные действия игроков. Учебная и контрольная игра. 6 6 6 Тема 1.3 Баскетбол. 26 26 26 1.3.1 Баскетбол. Правила игры. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди. Ловля мяча 1.3.2 Баскетбол. Броски мяча по кольцу с места, в движении. 1.3.3 Баскетбол. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом. 1.3.4 Баскетбол. Тактика игры в защите в баскетболе. 1.3.5 Баскетбол. Тактика игры в нападении. групповые и командные действия игроков. 1.3.6 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя учебная игра и судейство. 1.3.7 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 2 4 4 4 Тема 1.4 Настольный теннис. 10 10 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 4 4 1.4.1 Настольный теннис. Правила игры. Способы держания ракетки. Передвижения: шаги, прыжки, рывки. 1.4.2 Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. 1.4.3 Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. 1.5.4 Настольный теннис. Тактика одиночной игры. Двусторонняя 6 Всего часов Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Физическая культура» 1 2 (макс. учебная нагрузк аи практи ки) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающ егося в т.ч. практические Всего, Всего, часов занятия, часов часов 3 4 5 Тема 1.5 Футбол. 24 24 24 1.5. 1 Футбол. Правила игры. Ведение мяча. 1.5. 2 Футбол. Удары по мячу внутренней стороной стопы. 1.5. 3 Футбол. Удары по мячу внешней стороны стопы. 1.5. 4 Футбол. Удары по мячу подъёмом стопы. 1.5. 5 Футбол. Остановка мяча ногой. 1.5. 6 Футбол. Остановка мяча грудью. 1.5. 7 Футбол. Тактика игры. 4 4 2 4 4 2 4 4 4 2 4 4 2 4 4 4 2 4 4 2 4 Тема 1.6 Лыжная подготовка. 20 20 20 1.6.1 Одновременные: бесшажный, одношажный, двухшажный классические ходы 1.6.2 Попеременные лыжные ходы. 1.6.3 Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в лыжном спорте. 1.6.4 Передвижение по пересечённой местности. Применение способов передвижения на лыжах. 4 4 4 4 4 4 4 4 4 8 8 8 учебная игра. 6 3.3 Содержание обучения по учебной дисциплине «Физическая культура» Наименование разделов и тем 1 Тема 1.1. атлетика. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Количество часов Уровень усвоения 4 5 Структурное содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. 2 3 Раздел 1. Учебно-практические основы формирования физической культуры личности Практические занятия по лёгкой атлетике. Легкая Студент должен: знать: методику составления программ 1. На каждом занятии планируется оздоровительного бега, правила личной решение задачи по разучиванию, гигиены, профилактики травматизма и закреплению и совершенствованию оказания доврачебной помощи при техники двигательных действий. занятиях легкой атлетикой. 2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, уметь: технически правильно предусмотренных настоящей программой. осуществлять двигательные действия, 3. На каждом занятии планируется использовать их в условиях решение задач по сопряжённому соревновательной деятельности. Проводить самостоятельные занятия по воспитанию двигательных качеств и развитию основных физических способностей: способностей, подбирать физические -воспитание быстроты в процессе занятий упражнения и планировать лёгкой атлетикой. самостоятельные занятия с беговой -воспитание скоростно-силовых качеств в направленностью, контролировать и процессе занятий лёгкой атлетикой. регулировать состояния организма при -воспитание выносливости в процессе занятий лёгкой атлетикой. занятиях легкой атлетикой. -воспитание координации движений в процессе занятий лёгкой атлетикой. 22 2 1.1.1 Бег на короткие дистанции, старт, стартовый разгон, бег по прямой. знать: - историю развития легкой атлетики. - правила проведения соревнований по легкой атлетике. -рациональную технику бега на короткие дистанции уметь: -провести разминку перед занятием по Ходьба, бег, ОРУ Стартовые позиции: высокая, средняя, низкая. Повторное пробегание отрезков 5 по 30м. 4 легкой атлетике. 2 знать: особенности техники бега на 1.1.2 Бег на средние средние дистанции. дистанции, бег по - способы старта в беге на средние виражу. дистанции. уметь: провести разминку перед занятием по легкой атлетике. 1.1.3 Эстафетный бег. Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, закрепление техники двигательных действий. Переменная тренировка на ЧСС 150-160 4 по 400 м. Развитие скоростной выносливости. . знать: историю развития эстафетного бега Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, способы передачи эстафеты. закрепление техники двигательных уметь: демонстрировать передачу действий. Переменная тренировка на ЧСС эстафеты в коридоре. 150-160 4по 100 м. Развитие скоростной выносливости. 2 2 4 2 1.1.4 Техника бега на знать: особенности техники бега на длинные дистанции по длинные дистанции. пересечённой уметь: применить на практике различные местности. способы преодоления препятствий. 1.1.8 Кроссовый бег, знать: развитие -способы преодоления препятствий на выносливости, ОРУ. пересечённой местности. - способы предупреждения травматизма при занятиях кроссовым бегом. уметь: оказать первую доврачебную помощь в случае возникновения травмы Студент должен: Тема 1.2 Волейбол. знать: психофизиологические основы обучения двигательным действиям способы организации самостоятельных занятий спортивными играми профилактику травматизма при занятиях спортивными играми. -правила соревнования по видам спорта. Ходьба, бег, ОРУ. Разучивание, закрепление техники прыжков в длину с разбега. Разбег в сочетании с отталкиванием. Движения в фазе полета и безопасное приземление. 4 2 Равномерный кроссовый бег 3 км .на ЧСС 130-140 ударов минуту. 8 Практические занятия 1. На каждом занятии планируется решение задачи по разучиванию, закреплению и совершенствованию техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 2. На каждом занятии планируется сообщение теоретических сведений, 28 1.2.1 Правила игры. Стойки в волейболе. Подача мяча: нижняя прямая, верхняя прямая. Приём и передачи мяча. уметь: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой подготовкой, проведением занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта, контролировать и регулировать состояния организма при занятиях спортивными играми. предусмотренных настоящей программой. 3. На каждом занятии планируется решение задач по сопряжённому воспитанию двигательных качеств и способностей: -воспитание быстроты в процессе занятий спортивными играми. -воспитание скоростно-силовых качеств в процессе занятий спортивными играми. -воспитание выносливости в процессе занятий спортивными играми. -воспитание координации движений в процессе занятий спортивными играми. 4. В зависимости от задач занятия проводятся тренировочные игры, двусторонние игры на счёт. 5. После изучение техники отдельного элемента проводится выполнение контрольных нормативов по элементам техники спортивных игр, техникотактических приёмов игры. 6. В процессе занятий по спортивным играм каждым студентом проводится самостоятельная разработка и проведение занятия или фрагмента занятия по изучаемым спортивным играм. знать: правила проведения соревнований историю развития волейбола - технику выполнения подачи и передачи - правила техники безопасности. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения подач, передач. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Сообщение теоретических сведений по правилам игры в волейбол. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 4 2 1.2.2 Приём и знать: способы выполнения подачи и передачи мяча, техника передачи мяча. подачи. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения передач на месте и в движении. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 4 2 Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры. 4 2 4 3 2 2 4 2 1.2.3 Нападающий удар по прямой и с переводом мяча в зону 2,4. знать: способы выполнения нападающего удара. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения нападающего удара. провести разминку перед занятием по спортивным играм. 1.2.4 Блокирование нападающего удара одиночное и групповое в зонах 2,3,4. знать: способы построения тактики игры при блокировании нападающего удара. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения блокирования нападающего удара. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 1.2.5 Тактика игры в защите. Страховка у сетки. Расстановка игроков. знать: способы построения командной игры в защите. уметь: занимать наиболее выгодную позицию при игре в защите. - страховать товарищей по команде Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 1.2.6 Тактика игры в нападении. Страховка у сетки. Расстановка игроков. знать: способы построения командной игры в нападении. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения командных нападающих действий. - страховать товарищей по команде Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. Двусторонняя контрольная игра и судейство. 1.2.7 Групповые и командные действия игроков. Учебная и контрольная игра. знать: системы построения групповых и командных действий игроков уметь: обеспечить судейство в игре по волейболу. Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. Двусторонняя контрольная игра и судейство. Тема 1.3 Баскетбол. 1.3.1 Правила игры. Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди. Ловля мяча. 6 2 26 знать: способы выполнения ведения и передачи мяча. уметь: демонстрировать рациональную технику выполнения передач на месте и в движении. провести разминку перед занятием по спортивным играм. Сообщение теоретических сведений по правилам игры в баскетбол. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры 4 2 1.3.2 Баскетбол. Броски знать: способы выполнения бросков мяча. мяча по кольцу с места, уметь: демонстрировать рациональную в движении. технику выполнения бросков мяча с места и в движении. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 4 2 1.3.3 Баскетбол. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом. знать: способы выполнения передвижений без мяча. - способы выполнения обманных действий. уметь: демонстрировать технику индивидуальных действий в учебной игре. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в баскетбол. 4 2 1.3.4 Баскетбол. Тактика игры в защите в баскетболе знать: способы построения командной игры в защите. уметь: демонстрировать персональную и зонную технику игры в защите в учебной игре. Ходьба, бег, ОРУ Разучивание, закрепление и совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры. 4 2 1.3.5 Баскетбол. знать: способы ведения командной игры 4 2 Тактика игры в нападении. Групповые и командные действия игроков. в нападении. уметь: выполнять групповые и командные действия в нападении в учебной игре. 1.3.6 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя учебная игра и судейство. знать: способы построения командной игры в защите и нападении. уметь: - выполнять групповые и командные действия в нападении и защите в учебной игре - обеспечить судейство в игре по баскетболу. 1.3.7 Баскетбол. Командные действия игроков. Двусторонняя контрольная игра и судейство. знать: способы построения командной игры в защите и нападении. - правила проведения соревнований уметь: - выполнять групповые и командные действия в нападении и защите в учебной игре - обеспечить судейство в игре по баскетболу Ходьба, бег, ОРУ закрепление и совершенствование техники двигательных действий, техникотактических приёмов игры в защите и нападении. Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. 2 2 4 2 Ходьба, бег, ОРУ совершенствование техники двигательных действий, технико-тактических приёмов игры в защите и нападении. Двусторонняя контрольная игра и судейство. Тема 1.4 Настольный теннис. 10 1.4.1 Настольный теннис. Правила игры. Способы держания ракетки. Передвижения: шаги, прыжки, рывки. знать: - способы держания ракетки; - правила игры. уметь: - владеть ракеткой при отбивании шарика внутренней и внешней стороной. Ходьба, бег. ОРУ, ТБ и гигиена. Изучение способов держания ракетки, передвижений у стола. 2 2 1.4.2 Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. знать: Ходьба, бег, ОРУ. Изучение техники подач - способы выполнения подачи, приёма разными способами слева и справа. подачи. уметь: - рационально применять различные 2 2 способы приёма подач 1.4.3 Настольный теннис. Способы подачи, приёма подачи, откидка, подрезка, накат, подставка. 1.4.4 Настольный теннис. Тактика одиночной игры. Двусторонняя учебная игра. знать: - способы подрезки, откидки при приёме подачи и в игре. уметь: - разнообразить приёмы подачи подрезкой и откидкой в игре. Ходьба, бег. ОРУ. Изучение техники приёмов подач, откидки, подрезки. знать: - тактические схемы игры от обороны или Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание технико-тактических приёмов в атаке. в игре. уметь: - умело применять разнообразные тактические приёмы, переходя от защиты к атаке. Тема 1.5 Футбол. 4 2 Ходьба, бег. ОРУ. Совершенствование техники ведения футбольного мяча. 4 2 Ходьба, бег. ОРУ, закрепление и совершенствование техники ударов по мячу внутренней стороной стопы. 4 2 знать: - разнообразные способы ударов по мячу. уметь: - проводить удары по мячу внешней стороной стопы. Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание и закрепление ударов по мячу внешней стороной стопы. 2 2 знать: - целесообразность разных ударов, Ходьба, бег. ОРУ. Разучивание и закрепление ударов по мячу подъемом 4 2 1.5.2 Футбол. Удары по знать: - разнообразные способы ударов по мячу. мячу внутренней стороной стопы. уметь: - проводить удары по мячу внутреннею стороной стопы. 1.5.4 Футбол. Удары по мячу подъёмом 2 24 1.5.1 Футбол. Правила игры. Ведение мяча. 1.5.3 Футбол. Удары по мячу внешней стороны стопы. 2 стопы. 1.5.5 Футбол. Остановка мяча ногой. 1.5.6 Футбол. Остановка мяча грудью. 1.5.7 Футбол. Тактика игры. Тема 1.6 Лыжная подготовка. 1.6.1 Одновременные: бесшажный, одношажный, двухшажный классические ходы 1.6.2 Попеременные лыжные ходы. соответственно ситуации. уметь: - производить удары по мячу подъемном стопы. стопы. знать: - способы остановки мяча ногой. уметь: - остановить двигающийся к тебе мяч движением ноги. Ходьба, бег. ОРУ. Изучение техники остановки мяча ногой. знать: - способы остановки мяча грудью уметь: -грудью остановить мяч летящий на небольшой высоте и сбросить его себе под ноги. знать: - тактические схемы в игре. уметь: - умело переходить от тактики «глухой защиты» к нападению с использованием прессинга. 4 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники остановки летящего мяча грудью. 2 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение тактическим действиям «вне игры», «глухая защита», «Прессинг». 4 2 20 знать: правила гигиены и питания при занятиях лыжным спортом. правила подготовки лыжного инвентаря. правила техники безопасности при занятиях лыжным спортом. уметь: технически правильно осуществлять двигательные действия лыжного спорта в условиях соревновательной деятельности, - контролировать и регулировать ТБ, гигиена. Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники одновременных классических ходов: бесшажного, одношажного, двухшажного. 4 2 Ходьба, бег. ОРУ. Обучение техники поперечных лыжных ходов. 4 2 Ходьба, бег. ОРУ. ТБ. Изучение техники 4 2 1.6.3 Повороты, торможения, прохождение спусков, подъемов и неровностей в лыжном спорте. 2.6.4 Передвижение по пересечённой местности. Применение способов передвижения на лыжах. функциональное состояние организма при занятиях лыжным спортом, - пользоваться современным спортивным инвентарем - разрабатывать индивидуальный двигательный режим, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности -оказать доврачебную помощь при травмах и обморожениях. торможения способом «плугом», «упором», «падением». Изучение техники спусков с горы в высокой, средней и низкой стойках. Изучение подъемов в гору способами «ступающим», «елочкой», «лесенкой» Повороты: переступанием «плугом». Спуски: высокая, средняя, низкой стойки. Торможение: «плугом», упором, падением. Преодоление препятствий на лыжах. Прохождение соревновательной дистанции. Развитие выносливости: равномерная тренировка в режиме умеренной и большой интенсивности. Кросс по пересеченной местности. Ходьба, бег. ОРУ. Обучение хождению на лыжах дистанции с подъемами спусками. Применение различных классических способов ходьбы на лыжах. 8 2 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Для реализации учебной дисциплины имеется универсальный спортивный зал, зал аэробики, тренажёрный зал, открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий, открытая площадка для занятий спортивными и подвижными играми, оборудованные раздевалки с душевыми кабинами. Спортивное оборудование: Баскетбольные, футбольные, волейбольные мячи, щиты, ворота, корзины, сетки, стойки, антенны, столы, сетки, ракетки для игры в настольный теннис, ракетки для игры в бадминтон, оборудование для силовых упражнений; гимнастическая перекладина, брусья, гимнастические маты, оборудование для опорных прыжков, секундомеры. оборудование, необходимое для реализации части по профессионально-прикладной физической подготовке; контрольно-измерительное оборудование для тестирования состояния физического здоровья. Для занятий лыжным спортом: лыжная база с лыжехранилищем, мастерской для мелкого ремонта лыжного инвентаря и теплой раздевалкой; учебно-тренировочные лыжни и трассы спусков на склонах, отвечающие требованиям безопасности; лыжный инвентарь (лыжи, ботинки, лыжные палки, лыжные мази и.т.п.). 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых дополнительной литературы учебных изданий, Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. В.И. Лях Физическая культура М. Просвещение 2018г. 2. А.В.Решетников Физическая культура М. Академия 2018г. 3. И.С. Барчуков Физическая культура и физическая подготовка М. ЮНИТИДАНА 4..Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник для вузов [Текст] / В.И. Ильинич. – М.: Гардарики, 2017. -366 с. 5. Туманян Г.С. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] /Г.С..: Издательский центр «Академия», 2018. – Дополнительные источники: 1. Аэробика - идеальная фигура: методические рекомендации / Сост.: В.А. Гриднев, В.П. Шибкова, О.В Кольцова, Г.А. Комендантов. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. тех. ун-та, 2018. - 44 с. 2. Бартош О.В. Сила и основы методики ее воспитания: Методические рекомендации. - Владивосток: Изд-во МГУ им. адм. Г.И. Невельского, 2019. 47 с. 3. Боровских В.И., Мосиенко М.Г. Физическая культура и самообразование учащихся средних учебных заведений: методические рекомендации. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2018. - 66 с. 4. Бурбо, Л. Тренируем мышцы ног и ягодиц за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. – Ростов Н/дону: «Феникс», 2018. – 160 с. 5. Бурбо,Л. Фитбол за 10 минут в день [Текст] / Люси Бурбо. – Ростов н/дону: «Феникс», 2018. – 160 с. Волков Л. В. Физическое воспитание учащихся [Текст] / Л. В. Волков – Киев: Издательство Олимпийская литература. – 2018. - 290с. 6. Жмулин А. В., Масягина Н. В. Профессионально-прикладная ориентация содержания примерной программы дисциплины «Физическая культура» в контексте новых Федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] – М.: Издательство «Прометей» МПГУ. – 2017. Стр. 11-13. 7. Кречмер, Э. Строение тела и характер [Текст] / Э. Кречмер. – М.: Педагогика, 2020. – 158 с. 8. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия [Текст] / Кеннет Купер: Пер. с англ. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 192 с.: ил. 9. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст] / Б. Х. Ланда – Москва: Издательство Советский спорт. - 2018. – 192с. 10. Муравов И. В. Оздоровительные эффекты физической культуры и спорта [Текст] / И. В. Муравов – Киев: Издательство Здоровье. - 2018. – 272с. 11. Носов В.В. Основные упражнения баскетболиста на начальном этапе обучения: Методические указания. - Ульяновск: УлГТУ, 2018. - 30 с. 12. Программное и организационно - методическое обеспечение физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования. Методические рекомендации к формированию Комплексной программы учебного заведения по предмету «Физическая культура» [Текст] / Под ред. И.П. Залетаева, А. П. Зотова, М. В. Анисимовой, О. М. Плахова – Москва: Издательство Физкультура и Спорт. - 2018. – 160с. 13. Ратов И. П. Двигательные возможности человека и нетрадиционные методы их развития и восстановления [Текст] / И. П. Ратов – Минск: Издательство Минтиппроэкт. - 2018. – 116 с. 14. Рубцова И.В., Кубышкина Е.В., Алаторцева Е.В., Готовцева Я.В. Оптимальная двигательная активность: Учебно-методическое пособие. Воронеж: ИПЦ ВГУ, 2017. - 23 с. 15. Селуянов, В.Н. ИЗОТОН (Основы оздоровительной физической культуры) [Текст]: Учебное пособие / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, Е.Б. Мякиченко. – М., Фин. Академия, ОФК. – 2018. – 138 с. 16. Черемисинов В. Н. Валеология [Текст] / В. Н. Черемисинов – Москва: Издательство Физическая культура. - 2018. – 144с. 17. Черенкова С. Л., Физическая культура: самостоятельные занятия [Текст] / С.Л. Черенкова - Брянск: БГТУ. - 2019. – 205 с. Шевякова С.А., Захарова В.Р., Мосиенко М.Г. 18. Физическая культура в режиме дня студента: Методические рекомендации. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2018. - 15 с. Интернет ресурсы: 1. Сайт Министерства спорта, туризма и молодёжной политики http://sport.minstm.gov.ru Сайт Департамента физической культуры и спорта города Москвы http://www.mossport.ru 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - о роли физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; - основы здорового образа жизни. Должен уметь: использовать физкультурнооздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. - выполнять задания, связанные с самостоятельной разработкой, подготовкой, проведением студентом занятий или фрагментов занятий по изучаемым видам спорта. Формы и методы контроля и оценки результатов обучения Формы контроля обучения: – практические задания по работе с информацией – домашние задания проблемного характера - ведение календаря самонаблюдения. Оценка подготовленных студентом фрагментов занятий (занятий) с обоснованием целесообразности использования средств физической культуры, режимов нагрузки и отдыха. Методы оценки результатов: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка; - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка; - тестирование в контрольных точках. Лёгкая атлетика. 1.Оценка техники выполнения двигательных действий (проводится в ходе занятий): бега на короткие, средние, длинные дистанции; прыжков в длину; Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами лёгкой атлетики. Спортивные игры. Оценка техники базовых элементов техники спортивных игр Волейбол (Стойки в волейболе. Перемещение по площадке. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, верхняя прямая, верхняя боковая. Приём мяча. Передачи мяча. Нападающие удары. Блокирование нападающего удара. Страховка у сетки. Расстановка игроков. Тактика игры в защите, в нападении. Индивидуальные действия игроков с мячом, без мяча. Групповые и командные действия игроков. Взаимодействие игроков. Учебная игра.) Баскетбол (Ведение мяча. Передачи мяча: двумя руками от груди, с отскоком от пола, одной рукой от плеча, снизу, сбоку. Ловля мяча: двумя руками на уровне груди, «высокого мяча», с отскоком от пола. Броски мяча по кольцу с места, в движении. Тактика игры в нападении. Индивидуальные действия игрока без мяча и с мячом, групповые и командные действия игроков. Тактика игры в защите в баскетболе. Индивидуальные и командные действия игроков.) Футбол. Передвижение по площадке. Ведение мяча. Передачи мяча. Удары по мячу ногой, головой. Остановка мяча ногой, грудью. Приём паса: ногой, головой. Удары по воротам. Обманные движения. Обводка соперника, отбор мяча. Тактика игры в защите, в нападении (индивидуальные, групповые, командные действия). Техника и тактика игры вратаря. Настольный теннис. Способы держания ракетки: горизонтальная хватка, вертикальная хватка. Передвижения: шаги, прыжки, рывки. Технические приёмы: подача, подрезка, срезка, накат, поставка, топспин, свеча. Тактика игры, стили игры. Тактические комбинации. Тактика одиночной и парной игры.) Оценка технико-тактических действий студентов в ходе проведения контрольных соревнований по спортивным играм Оценка выполнения студентом функций судьи. Оценка самостоятельного проведения студентом фрагмента занятия с решением задачи по развитию физического качества средствами спортивных игр. Лыжная подготовка. Оценка техники передвижения на лыжах различными ходами по пересеченной местности, техники выполнения поворотов, торможения, спусков и подъемов, Прохождение дистанций до 5 км (девушки), до 10 км (юноши).