АД.03Коммуникативный практикум

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
____________________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
адаптированной дисциплины
«Коммуникативный практикум»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной
комиссии общих гуманитарных
и социально-экономических дисциплин
Председатель__________В.А. Мартынова

Рекомендована методическим
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
________________Т.В.Шитова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Адаптированной дисциплины
«Коммуникативный практикум»
Разработчик: Тараскина Н.А., преподаватель Государственного бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения
Республики
Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»).
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с
«Методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных
образовательных программ среднего профессионального образования» Министерства
образования и науки РФ от 20 апреля 2015г. № 06-830 и на основе примерной
программы адаптационной дисциплины «Коммуникативный практикум» для
профессии 18103 «Садовник»

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ
АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
АДАПТИРОВАННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

ОСВОЕНИЯ

1. ПАСПОРТ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Адаптированная рабочая программа учебной дисциплины разработана в
соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке и
реализации
адаптированных
образовательных
программ
среднего
профессионального образования» Министерства образования и науки РФ от
20 апреля 2015г. № 06-830 в соответствии с особыми образовательными
потребностями инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и
индивидуальных возможностей для профессии 18103 «Садовник»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Адаптационный учебный цикл
1.3. Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Программа предназначена для слушателей с ОВЗ с легкой степенью УО и ЗПР.
Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений
психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом
переработки информации;
- неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения внимания,
объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над
долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем нагляднообразное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической
неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире.
- отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно
реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
- характерна повышенная утомляемость. Быстро становятся вялыми или
раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах
быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания.
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к
вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении следует
разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:

Цель-формирование коммуникативных навыков личности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их
индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы,
намерения, состояния;
- выбирать такие стиль, средства, приемы общения, которые бы с
минимальными затратами приводили к намеченной цели общения;
- находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся
как в пределах учебной жизни, так и вне ее;
- ориентироваться в новых аспектах учебы и жизнедеятельности в
условиях
профессиональной
организации,
правильно
оценивать
сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом;
- эффективно взаимодействовать в команде;
- взаимодействовать
со
структурными
подразделениями
образовательной организации, с которыми обучающиеся входят в контакт;
- ставить задачи профессионального и личностного развития;
знать:
- теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой
коммуникации;
- методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе
средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
- приемы психологической защиты личности от негативных,
травмирующих переживаний, способы адаптации;способы предупреждения
конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
- правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в
деловой коммуникации.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Объем часов
40
40
12

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныАД.04КОММУНИКАТИВНЫЙ ПРАКТИКУМ

Наименование разделов и тем

1
Тема 1
Общение-основа человеческого
бытия

Тема 2
Основные элементы
коммуникации
Тема 3
Основные виды
коммуникации.
Тема 4
Вербальная и невербальная
коммуникация.

Тема5
Коммуникативные барьеры
Тема 6
Методы развития
коммуникативных
способностей

Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
2
Содержание учебного материала
Общение в системе межличностных отношений. Общение в
системе общественных отношений.
Практическое занятие
«Давайте познакомимся»
Цели работы: знакомство и установка благоприятной
атмосферы и доверия в группе.
Понятие коммуникации. Основные составляющие коммуникации.
Коммуникационный процесс. Эффективная коммуникация.
Общение как социально-психологический феномен. Виды
коммуникации. Гуманистическое и манипулятивное общение.
Классификация общения по числу общающихся. Классификация
общения по содержанию. Непосредственное и опосредованное
общение.
Вербальная коммуникация. Вербальные компоненты общения.
Невербальная коммуникация. Виды невербальных средств
общения.
Практическое занятие
«Культура общения» Соответствие вербальных и невербальных
средств общения ситуации общения. Необходимость
контролировать свои эмоции в общении.
Цели работы: выработать навыки эффективной вербальной и
невербальной коммуникации.
Основные коммуникативные барьеры.
Пути преодоления коммуникативных барьеров в межличностном
общении.
Коммуникативные способности. Виды, правила и техники
слушания.

Объем часов

Уровень освоения

3

4

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

1

2

2

2

1

Тема 7
Толерантность как средство
повышения эффективности
общения
Тема 8
Конфликт.
Тема 9
Пути выхода из конфликтных
ситуаций
Тема 10
Понятие деловой этики.

Тема 11
Деловая коммуникация

Тема 12
Эффективное общение

Тема 13
Самопрезентация

Толерантность. Определение коммуникативной толерантности.
Ситуативная коммуникативная толерантность. Типологическая
коммуникативная
толерантность.
Профессиональная
коммуникативная толерантность. Общая коммуникативная
толерантность.
Конфликт и его структура
Правила поведения в конфликтах

2

1

2

1

Пути выхода из конфликтных ситуаций

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

Общие сведения об этической культуре.
Профессиональная этика.
Деловой этикет. Имидж.
Особенности национальной этики.
Деловая беседа. Деловая переписка.
Теоретические основы, структура и содержание деловой
коммуникации. Формы деловой коммуникации. Методы
постановки целей в деловой коммуникации.
Практическое занятие
«Особенности делового общения».
Поведение на собеседовании, написание делового письма.
Работа-размышление на тему «Коммуникативный практикум:
нужный предмет или пустая трата времени?»
Цели работы: выработать навыки эффективной деловой
коммуникации.
Эффективное общение в условиях образовательной среды и на
производственной практике.
Практическое занятие
« Умение осуществлять контроль своего настроения и
поведения».
Приёмы нормализации своего эмоционального состояния
Цели работы: выработать навыки эффективного общения.
Познание задатков и способностей.
Самопознание. Самовоспитание личности.
Формы, методы и технологии самопрезентации.
Практическое занятие
« Отработка умения найти общую тему» (отработка умения
задавать вопросы открытого и закрытого типа).
Цели работы: выработать навыки эффективной
самопрезентации.

Тема 14
Моделирование цели жизни

Конструирование цели жизни.
Технология превращения мечты в цель.

2

1

Практическое занятие
« Профориентационная игра «Калейдоскоп профессий»
Цели работы: выработать навыки эффективного общения

2

1

Всего:

28/12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация основной программы дисциплины требует наличия учебного
кабинета. Учебное место организуется в соответствии с санитарными
нормами и требованиями, а также с учетом индивидуальных возможностей и
особых образовательных потребностей обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по предмету;
- дидактический материал по предмету;
- необходимый набор учебно – методической литературы по предмету;
Технические средства обучения:
экран, проектор, ноутбук
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Г.М.Шеламова, Деловая культура и
Академия, 2014
Дополнительные источники:
Интернет – ресурсы:
1.digital.1september.ru

психология

общения,

М.,

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателемв процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимисяиндивидуальных
заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийсядолжен:
уметь:
- толерантно воспринимать и
правильно оценивать людей, включая их
индивидуальные
характерологические
особенности, цели, мотивы, намерения,
состояния;
- выбирать такие стиль, средства,
приемы общения, которые бы с
минимальными затратами приводили к
намеченной цели общения;
- находить пути преодоления
конфликтных ситуаций, встречающихся
как в пределах учебной жизни, так и вне
ее;
- ориентироваться
в
новых
аспектах учебы и жизнедеятельности в
условиях профессиональной организации,
правильно
оценивать
сложившуюся
ситуацию, действовать с ее учетом;
- эффективно взаимодействовать
в команде;
- взаимодействовать
со
структурными
подразделениями
образовательной организации, с которыми
обучающиеся входят в контакт;
- ставить
задачи
профессионального
и
личностного
развития;
знать:
- теоретические
основы,
структуру и содержание процесса деловой
коммуникации;
- методы
и
способы
эффективного общения, проявляющиеся в
выборе средств убеждения и оказании
влияния на партнеров по общению;
- приемы
психологической

Формы и методыконтроля и оценки
результатов обучения

Практические занятия
Фронтальный опрос
Работа с карточками
Практические занятия

Тест множественного выбора
Практические занятия

Контрольная работа

Соотнесение вопроса и ответа
Дописать предложение

Составление плана

Ребусы

защиты
личности
от
негативных,
травмирующих переживаний, способы Кроссворд
адаптации; способы предупреждения
конфликтов и выхода из конфликтных
ситуаций;
Найти ошибку
- правила
активного
стиля
общения и успешной самопрезентации в
Оценка внеаудиторной
деловой коммуникации.
работы

самостоятельной


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».