МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ «КРАСНОСЛОБОДСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ» Согласовано: Заместитель Министра образования Республики Мордовия _______________(________________) Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ___________________(В.М.Владимиров) АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Профессия 18103 Садовник Квалификация - Садовник Форма обучения – очная Срок освоения образовательной программы – 1 год 10 месяцев Год поступления – 2022 Согласовано с работодателем Заместитель главы – начальник управления по работе с отраслями АПК и ЛПХ Краснослободского муниципального района РМ _____________ П.М. Федосеев 2 Содержание Раздел 1. Общие положения…………………………………………………………………..... 1.1. Нормативно-правовые основы разработки АОППО…………………………………. 1.2. Требования к поступающим…………………………………………………………… Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения АОППО…………………………………………………………………. 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности………………………………... 2.2. Виды и задачи профессиональной деятельности……………………………………... 2.3. Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения АОППО….. 2.4. Результаты реализации АОППО………………………………………………………. 2.5. Структура АОППО……………………………………………………………………... 2.6. Трудоемкость АОППО ………………………………………………………………… 2.7. Срок освоения АОППО………………………………………………………………... Раздел 3. Документы, определяющие содержание и организацию процесса обучения при реализации АОППО……………………………………………………………………………... Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения АОППО……………………………….... Раздел 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ… 5.1. Кадровое обеспечение процесса обучения……………………………………………. 5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение……………………………... 5.3. Материально-техническое обеспечение………………………………………………. Раздел 6. Требование к организации практики обучающихся в процессе реализации АОППО............................................................................................................................ Раздел 7. Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся…………………………………….. Приложение 3 Раздел 1. Общие положения Адаптированная основная программа профессионального обучения (далее - АОППО) разработана с целью обеспечения права на профессиональное обучение лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития), а также реализации специальных условий для обучения данной категории обучающихся. Реализация АОППО для лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) определяется техникумом в соответствии с рекомендациями, данными по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), а также созданными специальными условиями: увеличенные сроки обучения, включение в учебный план адаптационного цикла, адаптации дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального и профессионального цикла, наличие педагога-психолога. АОППО регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия реализации образовательного процесса и включает в себя: - учебный план, календарный учебный график; - программы учебных дисциплин общепрофессионального цикла; - программы учебных дисциплин (профессиональных модулей, междисциплинарных курсов) профессионального цикла; - программы дисциплин адаптационного цикла; - программы учебной и производственной практик. - рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы. Образовательный процесс выстроен с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с целью создания благоприятных условий для профессионального обучения, реабилитации и адаптации подростков с нарушениями в умственном и физическом развитии. При разработке программ учебных дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов, программ учебной и производственной практик учитываются установленные профессиональным стандартом «Специалист в области декоративного садоводства" трудовые функции и необходимые знания и умения. Учебная и производственная практика реализуется в соответствии с объемом, установленным учебным планом. Производственная практика для лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) может быть организована как в условиях техникума, так и на базе производственных предприятий. Профстандарт «Специалист в области декоративного садоводства" представляет собой характеристику квалификации (то есть уровня знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы), необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. АОППО обеспечивает достижение обучающимися с ОВЗ результатов, установленных профессиональным стандартом 1.1. Нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы АОППО разработана с учетом следующих нормативно-правовых актов: − Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; – Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»; – Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2015 № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке основных 4 профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов»; – Письмо Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров от 11.02.2019 г. № 05-108 «О профессиональном обучении лиц с различными формами умственной отсталости»; – Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 31 августа 2020 г. N ДГ-1342/07 «Об организации образования лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; – Приказ Минпросвещения России от 26.08.2020 г. № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»; Приказ Минтруда России от 02.09.2020 N 559н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области декоративного садоводства" − Методические рекомендации по организации и осуществлению образовательной деятельности по программам профессионального обучения лиц с умственной отсталостью (нарушениями интеллектуального развития) / Д.Р. Макеева, Е.А. Канатникова, Е.В. Николаева, Е.А. Деникаева – М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2022. – 33 с. − Устав ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум». В АОППО используются следующие термины, определения, сокращения: Адаптационная дисциплина - элемент адаптированной образовательной программы среднего профессионального образования, направленный на индивидуальную коррекцию учебных и коммуникативных умений и способствующий социальной и профессиональной адаптации обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Адаптированная основная образовательная программа профессионального обучения - программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих адаптированная для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) - документ, в котором отражены необходимые специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида разработанный на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной 5 защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих. Особые образовательные потребности - это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить человек в процессе обучения. Профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий). Специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. АОППО − адаптированная основная программа профессионального обучения. ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия ОВЗ – ограниченные возможности здоровья. МДК – междисциплинарный курс. УП – учебная практика. ПП – производственная практика. АЦ – адаптационный цикл. 1.2. Требования к поступающим. К освоению АОППО допускаются лица, имеющие свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Зачисление на обучение по адаптированной основной образовательной программе профессионального обучения осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья на основании представленной справки медико-социальной экспертизы или/и заключения психологомедико-педагогической комиссии с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащего информацию о необходимых специальных условиях обучения. Нарушение интеллектуального развития − это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Оно может быть отягощено психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации психолого-педагогического сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях. 6 Общая характеристика психофизических особенностей нарушения интеллектуального развития: Восприятие. Замедленный темп восприятия. Узость объема восприятия. Обучающиеся выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материал, что, безусловно, сказывается на качестве их обучения. Низкий уровень развития константности восприятия. Недостаточная активность восприятия проявляется в слабой поисковой активности и приводит к трудностям восприятия в усложненных условиях. Трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Внимание. Нарушения как активного, так и пассивного внимания. Низкий объем внимания. Неустойчивость внимания. Низкий уровень развития распределения внимания, поэтому одновременное выполнение двух операций недоступно. Трудности при переключении внимания с одного объекта на другой. Быстрая утомляемость внимания. Мышление. Мышление развивается значительно медленнее и в гораздо более поздние сроки. Не все виды мышления, особенно словесно-логическое, достигают у обучающихся с нарушением интеллектуального развития такого уровня, который прослеживается в мыслительной деятельности детей с нормальным интеллектом. Затруднения в обобщении. Сниженная способность к классификации. Неспособность действовать по аналогии. Анализ отличается бедностью, непоследовательностью и фрагментарностью. Неадекватный, фрагментарный синтез. Неспособность к установлению причинно-следственной связи между объектами и явлениями, непонимание последовательности событий. Снижение способности к сравнению. Недоразвитие абстрактного мышления. Память. Неспособность к целенаправленному запоминанию; замедленный темп усвоения нового материала; низкий объем памяти (объем равен 3–4 объектам); слабость произвольной памяти; низкая точность воспроизведения; сниженная способность к логическому запоминанию; преобладание непроизвольного запоминания. Речь. Системное недоразвитие речи (нарушения фонетической, лексической, грамматической сторон речи); трудности понимания речи, многоступенчатых инструкций; малый словарный запас; трудности звукобуквенного анализа и синтеза, что приводит к существенным трудностям овладения письменной речью. Движения (моторика). Двигательные навыки формируются с задержкой, затруднена пространственная ориентировка, двигательная активность часто носит нецеленаправленный характер; Недостаточность развития точности движений, координации и равновесия, наличие стереотипных движений и других моторных расстройств. Недостатки моторики выражающиеся в замедленности движений, неуклюжести, в неравномерном характере движений, обусловлены неустойчивостью внимания. Скорость и точность выполнения ручных операций (легко автоматизируемые действия) выполняются сравнительно хорошо. Поведение. Безынициативность, неумение самостоятельно действовать; импульсивность; повышенная возбудимость или заторможенность; слабость собственных намерений; стереотипность, сниженная самооценка; деструктивность. Для лиц с нарушениями интеллектуального развития характерны следующие особые образовательные потребности: − получение специальной помощи средствами образования; − обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса; − научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования; − доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования; − увеличение сроков получения образования; − систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; − специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций; 7 − обеспечение особой пространственной и временной организации; общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов; − использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним; − развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой; − стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру. − овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих; − психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися; − психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации; − постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации. Раздел 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения АОППО Цели реализации АОППО: - получение лицами с нарушениями интеллектуального развития необходимых знаний, умений, практического опыта трудовых действий, необходимых для выполнения конкретных работ с учетом потребностей соответствующего производства и для работы с конкретным оборудованием и технологиями; - получение указанными лицами квалификационного разряда по профессии 18103 Садовник 2.1. Область и объекты профессиональной деятельности Область профессиональной деятельности – 13 Сельское хозяйство в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» Объекты профессиональной деятельности Объектами профессиональной деятельности выпускника являются: - заказы потребителей на выполнение работ; - территории озеленения (парки и сады, помещения); - цветочные растения, деревья и кустарники; - технологические процессы, в том числе социальные препараты и материалы 2.2. Виды профессиональной деятельности Обучающийся по АОППО по профессии 18103 Садовник готовится к следующим видам профессиональной деятельности: ОТФ А. Выполнение работ по выращиванию древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав в декоративном садоводстве ОТФ В. Выполнение работ повышенной сложности по выращиванию древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав в декоративном садоводстве 8 2.3. Трудовые функции выпускника, формируемые в результате освоения АОППО Выпускник, освоивший АОППО, должен обладать знаниями и умениями, необходимыми для выполнения следующих трудовых функций: ТФ A/01.3Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав ТФ A/02.3. Выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав ТФ А/03.3 Выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительностью, газонами ТФ В/01.4 Выполнение работ по созданию элементов ландшафтной архитектуры в декоративном садоводстве ТФ В/02.4 Выполнение работ при производстве посадочного материала древесно-кустарниковых культур в питомниках декоративных культур ТФ В/03.4 Координация деятельности работников бригад в декоративном садоводстве и питомниководстве 2.4. Результаты реализации АОППО Общие компетенции Формулировка компетенции Содержание компетенции ОК 1. Понимать сущность и Развитие интереса обучающихся к осваиваемой социальную значимость своей профессии и универсальных учебных действий будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную Организация собственной деятельности, выбор деятельность, исходя из цели и типовых методов и способов выполнения способов ее достижения, профессиональных задач определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую Анализ задачи и/или проблемы в профессиональном ситуацию, осуществлять текущий и и/или социальном контексте; составление плана итоговый контроль, оценку и действия и определение необходимых ресурсов для коррекцию собственной деятельности, реализации; оценка и рефлексия собственной нести ответственность за результаты деятельности. своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск Нахождение и использование информации для информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, эффективного выполнения профессионального и личностного развития профессиональных задач. ОК 5. Использовать информационно- Использование и обработка информации для коммуникационные технологии в формирования общих и профессиональных профессиональной деятельности. компетенций ОК 6. Работать в команде, эффективно Умение взаимодействовать с участниками общаться с коллегами, руководством, образовательного процесса, отстаивание клиентами. собственной точки зрения, работа в команде 9 Определение результатов освоения программ профессионального обучения на основе профессионального стандарта Трудовая A/01.3 функция Выполнение работ по подготовке почвы к посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав Трудовые действия -Подготовка сельскохозяйственного (садового) инвентаря, необходимого для обработки почвы под древесно-кустарниковую, цветочно-декоративную растительность и газонные травы - Выполнение немеханизированных работ по созданию дренажных и оросительных систем в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Планировка поверхности почвы на участке немеханизированным способом в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории -Подготовка к внесению удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Приготовление плодородного грунта для посадки и посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности -Внесение в почву и (или) распределение по поверхности удобрительных материалов и почвоулучшающих добавок, плодородного грунта -Обработка почвы немеханизированным способом на участке озеленения под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав в соответствии с технологиями возделывания декоративных культур -Обработка почвы немеханизированным способом в питомниках под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности в соответствии с технологиями производства посадочного материала декоративных культур -Обработка почвы (грунта) в культивационных сооружениях под посев и посадку древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности в соответствии с технологиями производства цветов и посадочного материала декоративных культур в защищенном грунте Трудовые умения -Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных технологических операций по подготовке почвы к посеву (посадке) с учетом свойств почвы и типа растительности - Осуществлять затачивание, мелкий ремонт сельскохозяйственного (садового) инвентаря для подготовки почвы - Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении операций по обработке почвы немеханизированным способом в соответствии с правилами его использования - Выполнять земляные работы по созданию дренажа, системы орошения с соблюдением норм охраны плодородного слоя почвы 10 - Укладывать (устанавливать) дренажные материалы, сооружения, установка которых не требует специальной подготовки, при создании дренажных и оросительных систем - Выполнять срезку грунта, засыпку углублений с трамбовкой грунта, разравнивание грунта, проверку спланированной поверхности - Производить растаривание,дробление, просеивание, взвешивание, смешивание удобрительных материалов - Заготавливать компоненты плодородного грунта (дерн, плодородный слой почвы, торфоперегнойные компосты, песок) в соответствии с требованиями технологии - Смешивать компоненты плодородного грунта в соотношениях, определенных требованиями технологии -Выполнять основную формирование борозд, Трудовая функция A/02.3. Трудовые действия Трудовые умения и поверхностные обработки почвы, гребней немеханизированным способом в соответствии с требованиями технологии при озеленении и производстве посадочного материала Выполнение работ по посадке и посеву древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав -Подготовка сельскохозяйственного (садового) инвентаря, необходимого для посадки (посева) древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав -Подготовка борозд, лунок, посадочных ям, траншей для посадки и посева древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав - Выполнение работ по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав немеханизированным способом при озеленении территории - Выполнение работ по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности немеханизированным способом при производстве посадочного материала декоративных культур - Выполнение работ по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности в защищенном грунте при производстве цветов и посадочного материала декоративных культур - Выполнение работ по установке опор (шпалер, посадочных кольев), подвязкедревесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности после посадки -Полив древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности, газонных трав при посеве и посадке -Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь для выполнения заданных технологических операций по посеву и посадке древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав с учетом свойств почвы и типа растительности -Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем при выполнении операций по посеву и посадке древесно11 Трудовая функция А/03.03 Трудовые действия кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав немеханизированным способом в соответствии с правилами его использования - Прикапывать посадочный материал (саженцы) древеснокустарниковой растительности в прикопочных траншеях с соблюдением агротехнических требований - Высевать летники и многолетники с соблюдением агротехнических требований - Высаживать рассаду цветочно-декоративных растений, в том числе в торфоперегнойных горшочках в грунт с соблюдением агротехнических требований - Осуществлять посадку в грунт, ящики, горшки клубней, луковиц, клубнелуковиц, корневищ цветочно-декоративных растений с соблюдением агротехнических требований - Осуществлять посев семян в школу сеянцев, посадку черенков, сеянцев и саженцев при производстве посадочного материала древесно-кустарниковых культур с соблюдением агротехнических требований - Осуществлять посев семян древесно-кустарниковых и цветочнодекоративных культур в ящики, горшки, грунт стеллажа в защищенном грунте с соблюдением агротехнических требований - Осуществлять пикировку сеянцев декоративных культур в ящики, горшки, грунт стеллажа с соблюдением агротехнических требований - Обрезать корни и кроны саженцев древесно-кустарниковых культур перед посадкой с использованием специальных инструментов - Определять оптимальную высоту корневой шейки саженца относительно поверхности почвы при посадке деревьев и кустарников - Формировать приствольные круги после посадки деревьев и кустарников с соблюдением агротехнических требований - Определять нормы полива для древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности, газонных трав с учетом свойств почвы при посеве и посадке Выполнение операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью, газонами -Подготовка сельскохозяйственного (садового) инвентаря, инструментов и оборудования, необходимых для ухода за древеснокустарниковой,цветочно-декоративной растительностью, газонами Полив древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав во время ухода за растениями в соответствии с заданием - Обработка почвы немеханизированным способом в процессе ухода за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью - Прополка древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонов - Проведение различных видов обрезки древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности с использованием специальных инструментов - Подкормка (обработка) древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонов сухими и жидкими 12 Трудовые умения удобрениями, биопрепаратами, стимуляторами роста - Проведение мероприятий по защите зеленых насаждений от вредителей и болезней - Лечение ран и дупел деревьев - Защита древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности от неблагоприятных метеорологических условий - Очистка территории озеленения от сухостойных и фаутных деревьев и кустарников -Подбирать сельскохозяйственный (садовый) инвентарь, инструменты и оборудование для выполнения заданных технологических операций по уходу за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами - Осуществлять затачивание, мелкий ремонт сельскохозяйственного (садового) инвентаря и инструментов для ухода за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами -Пользоваться сельскохозяйственным (садовым) ручным инвентарем и инструментами при уходе за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами в соответствии с правилами его использования -Пользоваться оборудованием, включая газонокосилки, кусторезки, бензопилы при уходе за древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительностью и газонами в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования -Производить ежесменное техническое обслуживание оборудования,используемого при уходе за древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонами, в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования - Производить окучивание, разокучивание, рыхление, перекопку почвы в процессе ухода за древесно-кустарниковой цветочно-декоративной растительностью с соблюдением агротехнических требований - Идентифицировать сорные растения и сортовые примеси в процессе ухода за древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительностью и газонными травами - Удалять сорные растения и сортовые примеси с одновременным рыхлением и без рыхления почвы - Осуществлять профильную обрезку кроны, обрезку под естественный вид, обрезку с прореживанием, омолаживающую обрезку - Готовить растворы удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста заданной концентрации для подкормки (обработки) древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонов - Равномерно распределять сухие удобрения по поверхности почвы с соблюдением дозы внесения - Производить опрыскивание растворами удобрений, биопрепаратов, стимуляторов роста с соблюдением дозы внесения - Идентифицировать основные вредители и болезни древеснокустарниковой, цветочно-декоративной растительности и газонных трав - Осуществлять механическую очистку древеснокустарниковой растительности от вредителей 13 Трудовая функция В/01.4 Трудовые действия - Накладывать ловчие пояса на деревья - Готовить растворы ядохимикатов необходимой концентрации, отравленные приманки - Производить обработку древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности и газонных трав ядохимикатами с соблюдением агротехнических требований - Раскладывать на территории озеленения, питомников отравленные приманки для борьбы с грызунами - Выполнять расчистку, обеззараживание, замазывание (окрашивание, пломбирование) раны дерева или дупла - Производить обвязку и укрытие древесно-кустарниковой, цветочно-декоративной растительности с целью обеспечения благоприятных условий перезимовки -Производить защиту древесно-кустарниковой, цветочнодекоративной растительности от заморозков дымлением, поливом, мульчированием - Валить деревья вручную или с использованием бензопилы с обрубкой сучьев и с раскряжевкой хлыстов - Выполнять раскорчевку пней, выкапывание (корчевку) сухостойных деревьев, кустарников, живой изгороди - Выполнять снегозадержание и уплотнение снега в приствольных кругах в питомниках декоративных культур Выполнение работ по созданию элементов ландшафтной архитектуры в декоративном садоводстве -Перенос проектов ландшафтного дизайна (проектов благоустройства) территории в натуру с использованием специальных приборов и оборудования - Выполнение работ по вертикальному озеленению в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Выполнение работ по формированию и содержанию живых изгородей в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Создание садовых скульптур путем придания заданной формы декоративным растениям в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Создание садовых скульптур из травы и (или) низкорослых растений в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Создание цветочных клумб и рабаток в соответствии с ландшафтным проектом (проектом благоустройства) территории - Устройство альпинариев и рокариев в соответствии с проектом благоустройства территории (ландшафтным проектом) - Устройство декоративных водоемов в соответствии с проектом благоустройства территории (ландшафтным проектом) - Выполнение работ по устройству спортивных газонов (покрытия футбольных полей, спортивных площадок) и уходу за ними - Проведение сплошной одерновки спортивных площадок 14 Трудовые умения -Пользоваться специальными приборами при перенесении проектов элементов ландшафтного дизайна в натуру в соответствии с инструкцией по эксплуатации приборов - Закреплять границы элементов ландшафтного дизайна на местности - Выполнять монтаж конструкций для вертикального озеленения в соответствии с проектом благоустройства территории (ландшафтным проектом) - Выполнять посадку растений в конструкции для вертикального озеленения с учетом их особенностей - Выполнять стрижку кустарников и деревьев с целью придания им заданной формы при создании (поддержании) живых изгородей и садовых скульптур механизированным способом и вручную -Пользоваться специальным оборудованием и ручными инструментами при стрижке кустарников и деревьев в процессе создания (поддержания) живых изгородей, садовых скульптур в соответствии с инструкциями по эксплуатации оборудования и инструментов -Выполнять ежесменное техническое обслуживание, включая подготовку к работе, оборудования и инструментов, используемых для вертикального озеленения, создания живых изгородей, садовых скульптур из растений, клумб - Выполнять работы по подготовке и установке конструкции скульптуры, посеву многолетних трав и (или) низкорослых растений при создании садовых культур из травы и (или) низкорослых растений - Переносить рисунок на поверхность клумбы (рабатки) с разметкой точек посадки, забивкой колышков, натягиванием шнура - Готовить лунки под посадку рассады цветов на клумбе (рабатке) в соответствии с агротехническими требованиями - Выполнять выборку рассады из ящиков, раскладку по точкам посадки в соответствии с рисунком и посадку рассады в клумбу, рабатку - Выполнять работы по созданию дренажа, насыпного слоя плодородного грунта, подпорных стенок при создании альпинария и рокария - Производить укладку камней на подготовленную поверхность в соответствии с технологией создания альпинария и рокария - Осуществлять выборку посадочного материала из ящиков, раскладку по точкам посадки в соответствии с рисунком - Выполнять посадку саженцев и рассады в альпинарий и рокарий в соответствии с агротехническими требованиями - Осуществлять оперативный контроль выполнения земляных работ при устройстве декоративных водоемов в части, касающейся соблюдения проектных решений и норм охраны плодородного слоя почвы - Выполнять работы по гидроизоляции дна и стенок декоративного водоема в соответствии с проектом благоустройства территории (ландшафтным проектом) - Оформлять береговую линию декоративных водоемов в соответствии с проектом благоустройства территории (ландшафтным проектом) 15 - Выполнять отвод границ участка, предназначенного для устройства спортивного газона, и закрепление границ в натуре - Осуществлять оперативный контроль качества планировки участка, предназначенного для устройства спортивного газона, в соответствии с проектными отметками Осуществлять оперативный контроль соответствия механизированных работ по устройству дренажа, прокладке водопровода, подготовке основания спортивного газона, посеву трав проекту и рабочей документации - Составлять смесь семян трав перед посевом согласно проектной схеме - Выполнять проверку вертикальныхотметок и выправку поверхности спортивного газона после укатки катком - Осуществлять стрижку спортивного газона с соблюдением периодичности и высоты скашивания - Осуществлять ежесменное техническое обслуживание и эксплуатацию газонокосилок при стрижке спортивного газона в соответствии с инструкциями по их эксплуатации - Восстанавливать поверхность спортивного газона в случае его повреждения путем замены дефектных участков - Заготавливать штучный и ленточный дерн - Выполнять подготовку постели под каждую дернину, укладку штучного и ленточного дерна под рейку, обрезку дерна по шаблону, заделку швов -Выполнять укатку одернованной поверхности легким катком с проверкой вертикальных отметок Трудовая функция В/02.4 Выполнение работ при производстве посадочного материала древесно-кустарниковых культур в питомниках декоративных культур Трудовые действия -Заготовка семян древесно-кустарниковых культур, соответствующих стандартным требованиям, предъявляемым к семенам -Заготовка черенков древесно-кустарниковых культур, соответствующих стандартным требованиям, предъявляемым к черенкам в зависимости от их последующего использования - Выполнение специальных мероприятий по подготовке семян и посадочного материала древесно-кустарниковых культур к посеву (посадке) с целью увеличения всхожести, интенсивности развития -Регулирование режима освещения, температуры и влажности воздуха при производстве посадочного материала древеснокустарниковых культур в защищенном грунте в соответствии с их требованиями к условиям произрастания - Подготовка вегетирующих и находящихся в состоянии покоя (при зимней прививке) подвоев древесно-кустарниковых культур к окулировке и прививке - Проведение окулировки и прививки вегетирующих и находящихся в состоянии покоя (при зимней прививке) подвоев древеснокустарниковых культур 16 - Проведение специальных мероприятий по уходу за зимними прививками древесно-кустарниковых культур с целью обеспечения их выживания с использованием специального оборудования - Обрезка окулянтов, однолетних и двухлетних саженцев древесно-кустарниковых культур в питомнике с использованием специальных инструментов - Обрезка древесно-кустарниковых культур в маточных насаждениях с использованием специальных инструментов - Заготовка отпрысков, отводков древесно-кустарниковых культур, соответствующих стандартным требованиям, предъявляемым к посадочному материалу - Выкопка сеянцев, саженцев древесно-кустарниковых культур, соответствующих стандартным требованиям, предъявляемым к посадочному материалу - Подготовка посадочного материала культур к реализации Трудовые умения древесно-кустарниковых - Размещение на зимнее хранение семенного материала, черенков, сеянцев, саженцев древесно-кустарниковых культур с целью создания условий для сохранения их жизнеспособности -Выполнять окучивание и разокучивание подвоев, очищение штамбиков от боковых ответвлений при подготовке вегетирующих подвоев древесно-кустарниковых культур к окулировке с использованием сельскохозяйственного ручного инвентаря и специальных инструментов - Осуществлять выборку из прикопки, выдерживание в заданных температурных условиях, промывку подвоев и привоев древеснокустарниковых культур при подготовке к зимней прививке - Выполнять надрезание коры на подвое, снятие щитка с привоя, вставку щитка в подвой, обвязку места прививки при окулировке древесно-кустарниковых культур с использованием специальных инструментов -Выполнять срезы на подвое и привое, совмещение подвоя и привоя, обвязку и обработку места прививки садовым варом (обвязку) при проведении прививки древесно-кустарниковых культур с использованием специальных инструментов и машин - Пользоваться специальными инструментами и прививочными машинами при проведении прививки и окулировки древесно-кустарниковых культур - Выполнять парафинирование и стратификацию зимних прививок в соответствии с технологическими требованиями для различных древесно-кустарниковых культур - Пользоваться специальным оборудованием при проведении стратификации зимних прививок древеснокустарниковых культур -Выполнять удаление дикой поросли подвоев древеснокустарниковых культур, обрезку окулянтов на шип и на глазок, подвязку культурного побега к шипу с использованием специальных инструментов -Выполнять прищипку (пинцировку) побегов и вырезку веток на саженцах, срезку декоративного растения на обратный рост, 17 кронирование саженцев с использованием специальных инструментов - Пользоваться специальными садовыми инструментами при обрезке и формировании кроны одно- и двухлетних саженцев древесно-кустарниковых культур в питомнике, маточных насаждениях -Выполнять подкапывание корневых систем и выемку сеянцев, саженцев из почвы с использованием сельскохозяйственного ручного инвентаря, а также выборку сеянцев, саженцев древеснокустарниковых культур за плугом - Пользоваться специальными садовыми инструментами и сельскохозяйственным ручным инвентарем при заготовке черенков, отпрысков, отводков, сеянцев, саженцев древеснокустарниковых культур - Выполнять сортировку, упаковку и маркировку посадочного материала древесно-кустарниковых культур для использования (реализации) - Размещать семенной материал, черенки, сеянцы, саженцы древесно-кустарниковых культур в хранилищах в соответствии с требованиями к условиям их хранения - Производить обеззараживание тары и помещений для хранения семян и посадочного материала древесно-кустарниковых культур - Оборудовать прикопочный участок, защищающий заложенный для хранения посадочный материал древесно-кустарниковых культур от неблагоприятных внешних условий -Осуществлять прикопку черенков, сеянцев и саженцев древеснокустарниковых культур на зимнее хранение в соответствии с требованиями к условиям их хранения - Контролировать состояние семян и посадочного материала древесно-кустарниковых культур в процессе хранения Трудовая функция В/03.4 Трудовые действия Координация деятельности работников декоративном садоводстве и питомниководстве бригад в -Расстановка работников бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве на рабочие места в соответствии с планом работ на день -Выдача (приемка после рабочего дня) материалов, инструментов, инвентаря, необходимых для выполнения запланированного вида и объема работ в декоративном садоводстве и питомниководстве, в соответствии с планом работ на день -Проведение инструктажа (обучения) неквалифицированных работников бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве (в том числе временных, сезонных) по выполнению выданных заданий в соответствии с требованиями, предъявляемыми к объему и качеству работ - Первичный контроль качества выполнения работ работниками бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве - Подготовка информации для учета объема работ, выполненных работниками в декоративном садоводстве и питомниководстве - Разработка предложений по повышению производительности труда бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве 18 Трудовые умения -Определять схемы расстановки работников бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве для эффективного выполнения объема работ - Определять виды и количество расходных материалов, инструментов и инвентаря, средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работ на день в декоративном садоводстве и питомниководстве - Осуществлять оперативное взаимодействие с вышестоящим руководителем и работниками бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве с использованием информационно-коммуникационных технологий - Выявлять причины отклонения качества и объемов работ, выполненных работниками бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве, от планов и технологических требований - Принимать оперативные меры по устранению отклонения качества и объемов работ, выполненных работниками бригады в декоративном садоводстве и питомниководстве, от планов и технологических требований -Осуществлять просмотр, поиск и фильтрацию информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" о новых перспективных способах организации труда, технологиях в декоративном садоводстве и питомниководстве 2.5. Структура АОППО Код, ОП Наименование УД, МДК Общепрофессиональный цикл ОД.01 Основы трудового законодательства ОД.02 Этика и психология общения ОД.03 Охрана окружающей среды ОП.04 Ботаника ОП.05 Агрономия ОП.06 Экономка отрасли и предприятия ОП.07 Механизация работ в садоводстве ОП.08 ОБЖ ОП.09 Русский язык и культура речи АФК.01 Физическая культура Адаптационный цикл АД.01 Психология личности и профессиональное самоопределение АД.02 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний АД.03 Коммуникативный практикум Профессиональный цикл МДК.01.01 Организация работ по профессии «Садовник» УП.01 Учебная практика ПП.01 Производственная практика ПА Промежуточная аттестация ИА Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) 2.6. Трудоемкость АОППО Объем образовательной программы составляет 2460 академических часов. 2.7. Срок освоения АОППО Срок получения образования по АОППО - 1 год 10 месяцев. 19 Форма обучения: очная. По завершению образовательной программы выпускникам выдаются свидетельства о профессии рабочего, должности служащего установленного образца Раздел 3. Документы, определяющие содержание и организацию процесса обучения при реализации АОППО. Учебный план определяет качественные и количественные характеристики АОППО: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения дисциплин и профессиональных модулей; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения итоговой аттестации. Учебный план предусматривает: - создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению; - комплектование группы до 15 человек; - овладение знаниями в объеме, определенном едиными требованиями обязательного минимума содержания профессионального обучения; - коррекция недостатков в развитии, индивидуальная и групповая работа, направленная на преодоление трудностей обучающихся в овладении отдельными предметами, проблем в общении. Общепрофессиональные и профессиональные компоненты реализуются также через коррекционно-развивающую, адаптационную область, где особое внимание уделяется формированию навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня. Календарный учебный график разрабатывается при обязательном соблюдении продолжительности сессии, производственной и учебной практик, каникул, промежуточной аттестации и сроков проведения итоговой аттестации. Учебный план, календарный учебный график, программы учебных дисциплин общеобразовательного, общепрофессионального, адаптационного и профессионального циклов представлены в Приложении. Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения АОППО. Оценка качества освоения адаптированной образовательной программы включает текущий контроль знаний, промежуточную аттестацию, итоговую аттестацию обучающихся. Текущий контроль знаний осуществляется на учебных занятиях, формы контроля: устный опрос, фронтальный опрос, письменный опрос, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, проверочная работа. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа. Текущий контроль успеваемости для обучающихся с интеллектуальными нарушениями имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность. Промежуточная аттестация слушателей адаптированной программы профессионального обучения осуществляется в форме зачетов, экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся с интеллектуальными нарушениями установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для них предусматривается увеличение времени на подготовку к зачетам/экзаменам, а также предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Комплекты контрольно-оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции разрабатываются и утверждаются техникумом. 20 С целью обеспечения дифференцированного подхода учитываются индивидуальные психофизические особенности обучающихся при организации учебного процесса и контроле знаний: - операциональные характеристики деятельности (темп, продуктивность, работоспособность, истощаемость, объем предполагаемых заданий); - дозирование нагрузок с учетом индивидуальных особенностей; - используется чередование видов деятельности; короткие четко сформулированные задания; текстовая информация, представленная в виде печатных таблиц на стендах или электронных носителях. - подача учебного материала осуществляется небольшими, логическими законченными дозами с опорой на наглядность. - при предъявлении нового и закрепление изученного материала используются вариативное повторение, пошаговые инструкции. Оказывается дозированная помощь. - используется закрепление и многократное повторение материала с переносом на аналогичный материал, в продуктивных видах деятельности. - проявляется особый педагогический такт. Используется индивидуальный подход при оценивании деятельности понятный обучающемуся. - использование наглядных опор: применяются схемы и таблицы, приближенные к жизни, реалистические иллюстрации, технологические карты, с опорой на субъективный опыт обучающегося, рационально определять объем применения наглядных средств, с соблюдением принципа необходимости и доступности; использование качественных наглядных методов (натуральных, изобразительных, символических) и приспособление для их демонстрации. - используется замедленный темп обучения; упрощена структура знаний, умений и навыков в соответствии с психофизическими возможностями обучающегося. - максимальная опора на практическую деятельность и опыт обучающегося, на наиболее развитые его способности; осуществляется дифференцированное руководство учебной деятельностью обучающегося. - применяются на занятиях различные методы: словесный метод - рассказ, беседа, объяснение. Наглядный метод – показ, иллюстрация, наблюдение. Практический метод – выполнение упражнений, заданий, формирующих профессиональные умения и навыки. С целью повышения работоспособности используются упражнения и задания с учетом здоровьесберегающих технологий; подбор индивидуального темпа работы и нагрузки обучающегося; рациональное дозирование содержание учебного материала; при переходе от одного задания к другому предлагаются упражнения, переключающие внимание обучающегося на новый вид работы, даются предельно развернутые инструкции, увеличенное количество практических проб. Итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам профессионального обучения, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной программы в полном объеме. Целью итоговой аттестации является определение соответствия полученных знаний, умений и практического опыта программы профессиональной подготовки по рабочей профессии и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, выполнившие все требования адаптированной образовательной программы профессионального обучения и успешно прошедшие промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом по профессии. Итоговая аттестация по АОППО по профессии 18103 Садовник проводится в форме квалификационного экзамена. Раздел 5. Обеспечение специальных условий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. 5.1. Кадровое обеспечение процесса обучения 21 Педагогические работники, участвующие в реализации адаптированной образовательной программы, ознакомлены с психофизическими особенностями обучающихся с нарушениями интеллектуального развития и учитывают их при организации образовательного процесса. Преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности: 13 Сельское хозяйство не реже 1 раза в 3 года, с учетом расширения спектра профессиональных компетенций. Работа педагога-психолога с данной категорией лиц заключается в создании благоприятного психологического климата, формировании условий стимулирующих личностный и профессиональный рост, обеспечении психологической защищенности обучающихся, поддержке и укреплении их психического здоровья. 5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение Адаптированная образовательная программа по профессии Садовник обеспечена учебно-методической документацией по всем учебным дисциплинам, включая адаптационные курсы. Библиотечный фонд укомплектован печатными и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине (модулю) из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине (модулю) на одного обучающегося. Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет. Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания и обеспечивает к ним доступ обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с использованием специальных технических и программных средств. Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями, в отличие от остальных, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Они обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в адаптированных формах: в печатной форме и/или в форме электронного документа. 5.3. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое обеспечение реализации адаптированной образовательной программы отвечает требованиям, определенным в профессиональном стандарте 18103 Садовник, а так же особым образовательным потребностям лиц с интеллектуальными нарушениями. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ отражена специфика требований к доступной среде, в том числе: - организации рабочего места обучающегося; - техническим и программным средствам общего назначения. Для реализации АОППО по профессии 18103 Садовник техникум располагает материально-технической базой обеспечивающей проведение занятий по всем учебным дисциплинам, профессиональным модулям и учебной практике. Материально-техническая база соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских для реализации АОППО № п/п Наименование 22 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 1. Кабинеты Социально-экономических дисциплин Безопасности жизнедеятельности и охраны труда Экологических основ природопользования Информационных технологий в профессиональной деятельности Русского языка Лабораторий Ботаники и физиологии растений Земледелия и почвоведения Микробиологии, санитарии и гигиены Защиты растений Семеноводства с основами селекции Мастерская «Агрономия» Спортивный зал Библиотека, читальный зал с выходом в Интернет Актовый зал Раздел 6. Требование к организации практики обучающихся в процессе реализации АОППО Практика представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся, в том числе обеспечивающую подготовку к итоговой аттестации (квалификационному экзамену). Видами практики слушателей, осваивающих программы профессионального обучения, являются: учебная практика и производственная практика. Программы практики являются составной частью реализуемой адаптированной программы профессионального обучения. Для лиц с нарушениями интеллектуального развития форма проведения практики устанавливается с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. При определении мест прохождения учебной и производственной практики техникум учитывает рекомендации, данные по результатам ПМПК, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики лицами с интеллектуальными нарушениями создаются специальные рабочие места с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 года №685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности». Раздел 7. Характеристика социокультурной среды образовательной организации, обеспечивающей социальную адаптацию обучающихся. В техникуме созданы условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствующие развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая участие обучающихся в работе творческих коллективов, кружков, спортивных секций, во внеурочных спортивных и творческих мероприятиях. В техникуме сформирована профессиональная и социокультурная среда, способствующая формированию готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности воспринимать социальные, личностные и культурные различия. 23 Важным фактором социальной адаптации является индивидуальная поддержка обучающихся с интеллектуальными нарушениями, которая носит название «сопровождение». Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, имеет предупреждающий характер и особенно актуально, когда у обучающихся с нарушениями интеллектуального развития возникают проблемы учебного, адаптационного, коммуникативного характера, препятствующие своевременному формированию необходимых компетенций. Сопровождение в техникуме носит непрерывный и комплексный характер: - организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося с нарушениями интеллектуального развития в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения; - психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с нарушениями интеллектуального развития, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося и адекватность становления его компетенций; - профилактически-реабилитационное сопровождение предусматривает решение задач, направленных на повышение психических ресурсов и адаптационных возможностей лиц с интеллектуальными нарушениями, гармонизацию их психического состояния; - социальное сопровождение решает широкий спектр вопросов социального характера, от которых зависит успешная учеба лиц с интеллектуальными нарушениями в техникуме. В техникуме проводится систематическая работа с кадрами по их ознакомлению с особыми образовательными потребностями обучающихся с интеллектуальными нарушениями в целях создания толерантной среды. 24 Приложение 1 .Учебный план ПМ.00 ПМ.01 Профессиональный цикл Профессиональные модули Выполнение работ по профессии АД.02 АД.03 О.00 ОД.01 ОД.02 ОД.03 ОД.04 ОД.05 ОД.06 ОД.07 ОД.08 з/4 48 34 14 з/2 40 507 25 34 20 80 60 20 60 38 28 197 17 24 14 32 26 14 26 16 12 310 8 10 6 48 34 6 34 22 40 130 28 12 130 1740 154 Дз/4 Дз/2 Дз/4 2 1 Дз/4 3 Дз/4 Дз/2 Дз/ 2,4 Кв./4 25 620 Учебная 40 14 Консультаций 98 36 Всего 138 50 Зачетов з/2 производственная Практика Обязательная В том числе Лабораторных и практических занятий ОД.09 АФК.01 Адаптационный цикл Психология личности и профессиональное самоопределение Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний Коммуникативный практикум Общепрофессиональный цикл Основы трудового законодательства Этика и психология общения Охрана окружающей среды Ботаника Агрономия Экономика отрасли и предприятия Механизация работ в садоводстве Основы безопасности жизнедеятельности Русский язык и культура речи Физическая культура Учебная нагрузка обучающихся (час.) Теоретически х занятий А.00 АД.01 Распределение по: Экзаменов Индекс Наименование циклов, дисциплин, предметов Распределение обязательной нагрузки по курсам и полугодиям (час.) 1 курс 2 курс 1 2 1 2 полуго полуго полуго полуго -дие -дие -дие -дие 16,5 23,5 16,5 23 нед. нед. нед. нед. 495 705 22 28 495 690 24 24 40 25 34 20 32 60 48 20 20 24 40 56 40 20 18 34 16 Дз/ 2,4 Дз/4 Дз/4 Всего 18103 «Садовник» МДК Организация работ по профессии 01.01 18103 «Садовник» УП.01 Учебная практика ПП.01 Производственная практика Всего: дисциплин, МДК, практик ПА Промежуточная аттестация ИА Итоговая аттестация Всего часов Консультации на одного обучающегося 4 часа в учебный год. Промежуточная аттестация – 1,5 недели. Итоговая аттестация – 1 неделя. Итоговая аттестация – квалификационный экзамен. 774 154 620 786 180 2385 45 30 2460 Дисциплин и МДК Учебной практики Производственной практики Экзаменов Зачетов , диф. зачетов (без. физ. культуры) 26 151 786 239 206 200 177 200 495 705 495 207 180 180 690 289 206 1 - 505 200 1 6 295 200 1 - 330 180 180 9 180 Приложение 2 Календарный учебный график Календарный учебный график разрабатывается при обязательном соблюдении продолжительности теоретического обучения, учебной и производственной практики, промежуточной аттестации, каникулы и сроков проведения итоговой аттестации. График учебного процесса 1 2 о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у оу/ :: оу/ :: = = = = о у о у о у о у о у о у 2 8 март 9 16 12 22 о у о у о у о у о у о у о у о у 2 8 апрель 9 16 23 15 22 29 о у о у о у о у о у о у о у о у о у о у май 6 13 20 12 19 26 о у о у о у о у о у о у июнь 4 11 18 25 1 10 17 24 31 7 о у о у о у о у о у х о у х о у х о у х Условные обозначения Учебная практика (производственное обучение) оу теоретическое обучение с теоретическим обучением оо без теоретического обучения Производственная практика от с теоретическим обучением х без теоретического обучения 27 :: промежуточная аттестация июль 8 15 22 14 21 28 = III каникулы итоговая аттестация о у х о у оу/ :: х III август 6 13 20 12 19 26 = = = = 27.07 – 02.08 февраль 5 12 19 11 18 25 29.06 – 05.07 январь 22 28 27.04 – 03.05 8 15 14 21 30.03 – 05.04 декабрь 10 17 24 1 16 23 30 7 23.02 – 01.03 ноябрь 3 9 26.01 – 01.02 6 13 20 12 19 26 29.12 – 04.01 октябрь 15 22 21 28 27.10-02.11 8 14 29.09 – 05.10 курсы сентябрь 1 7 = 3 9 = 10 17 24 16 23 31 = = =