Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» _________________ В.М. Владимиров \ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА производственной практики (ПП.04.01) ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных и социальноэкономических дисциплин Председатель ______Мартынова В.А. Протокол № 1 от «31» августа 2021г Зам.директора по производственному обучению _________________ Г.В. Ятайкин Протокол № 1 от «31» августа 2021г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА производственной практики (ПП.04.01) ПМ. 04 Составление и использование бухгалтерской отчетности Разработчик: Федорова М.А. преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г №69) для специального среднего профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ 3 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ Рабочая программа учебной практики разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г №69) 1.1. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к результатам освоения учебной практики. 1.1.1. Область и объекты профессиональной деятельности. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности. 1.1.2. Цели и задачи учебной практики – требования к результатам освоения учебной практики. С целью овладения видами профессиональной деятельности по специальности обучающийся в ходе освоения учебной практики должен иметь практический опыт: − Загрузка специализированного программного обеспечения, использование меню ПО; − Ввод редактирование, сохранение экономической и бухгалтерской информации в специализированном программном обеспечении; − Владение навыками использования системы 1С: Бухгалтерия для решения задач бухгалтерского учета; − Умение вести учет поступления материалов и товаров, их движение и списание в системе 1С: Бухгалтерия; − Умение вести бухгалтерскую отчетность в системе 1С: Бухгалтерия. С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями. ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 ОК 1 ОК 2 Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет3, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы 4 выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные и технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 3 ОК 4 ОК 5 ОК 6 ОК 7 ОК 8 ОК 9 1.2. Количество часов на освоение учебной практики: 72 часов. Показатели Всего: Объем часов / продолжительность часов недель 72 2 5 2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской отчетности . Производственная практика. Этап практики 1 Производственная Этап 1 практика. Определение финансовых результатов хозяйственной деятельности. Тема 1.1. ПБУ 9/99 и иные нормативные документы по определению финансовых результатов Знать, уметь Содержание практики 2 3 Студент должен: знать ПБУ 9/99 и иные нормативные документы по определению финансовых результатов Уметь - использовать положения ПБУ 9/99 и нормативных документов для определения финансовых результатов Производственная практика: Исследование особенностей применения ПБУ 9/99 и иные нормативные документы по определению финансовых результатов на предприятии (организации) Производственная практика: Расчет финансового результата хозяйственной деятельности предприятия Распределение прибыли, заполнение журналов-ордеров № 13, 15 по данным предприятия (организации) Тема 1.2. Расчет финансового Студент должен: Производственная практика: Расчет результата хозяйственной знать финансового результата хозяйственной деятельности предприятия методику расчета деятельности предприятия финансового результата хозяйственной деятельности предприятия. Уметь - рассчитать финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Количество Уровень часов усвоения 4 5 4 3 4 3 6 Тема 1.3. Распределение Студент должен: прибыли, заполнение журналов- знать ордеров № 13, 15 - порядок распределения прибыли; - порядок формирования журналов-ордеров № 13, 15 Уметь распределять прибыль предприятия; - заполнить журналы-ордера № 13, 15 Этап 2 Производственная практика Бухгалтерская отчетность предприятия Тема 2.1. Составление Студент должен: бухгалтерского баланса знать - процедуру составления бухгалтерского баланса Уметь - составить бухгалтерский баланс Тема 2.2. Составление отчета о Студент должен: прибылях и убытках знать - процедуру составления отчета о прибылях и убытках. Уметь - составить отчет о прибылях и убытках Тема 2.3. Составление отчета об Студент должен: изменении капитала знать - процедуру составления отчета об изменении капитала. Уметь составлять отчет об Производственная практика: Распределение прибыли, заполнение журналов-ордеров № 13, 15 по данным предприятия (организации) 4 3 Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления бухгалтерского баланса предприятия (организации) 4 3 Производственная практика: исследование порядка и особенностей составления отчета о прибылях и убытках предприятия (организации) 4 3 Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления отчета об изменении капитала предприятия (организации) 4 3 7 изменении капитала Тема 2.4. Составление отчета о Студент должен: движении денежных средств знать - процедуру составления отчета о движении денежных средств. Уметь составлять отчет о движении денежных средств Тема 2.5. Составление Студент должен: приложения к бухгалтерскому знать балансу - процедуру составления приложения к бухгалтерскому балансу. Уметь - составлять приложение к бухгалтерскому балансу Этап 3 Производственная практика. Налоговая и статистическая отчетность Тема 3.1 Заполнение деклараций Студент должен: по федеральным налогам знать процедуру заполнения деклараций по федеральным налогам. Уметь заполнять налоговые декларации по федеральным налогам Тема 3.2. Заполнение деклараций Студент должен: по региональным налогам знать процедуру заполнения деклараций по региональным налогам. Уметь Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления отчета о движении денежных средств предприятия (организации) Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления приложения к бухгалтерскому балансу предприятия (организации) Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления заполнения деклараций по федеральным налогам предприятия (организации) Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления заполнения деклараций по региональным налогам предприятия (организации) 4 3 4 3 4 3 4 3 8 Тема 3.3. Заполнение деклараций по местным налогам Тема 3.4. Заполнение форм статистической отчетности Тема 3.5. отчетности фонды Заполнение форм во внебюджетные заполнять налоговые декларации по региональным налогам Студент должен: знать процедуру заполнения деклараций по местным налогам. Уметь заполнять налоговые декларации по местным налогам Студент должен: знать - процедуру заполнения форм статистической отчетности Уметь - заполнять статистическую отчетность Студент должен: знать - процедуру заполнения форм отчетности во внебюджетные фонды Уметь - заполнять отчетность во внебюджетные фонды Производственная практика: Исследование порядка и особенностей составления заполнения деклараций по местным налогам предприятия (организации) Производственная практика: Исследование порядка и особенностей заполнения форм статистической отчетности предприятия (организации) Производственная практика: Исследование порядка и особенностей заполнения форм отчетность во внебюджетные фонды предприятия (организации) Этап 4. Производственная практика Анализ форм бухгалтерской отчетности Тема 4.1 Анализ формы № 1 Студент должен: Производственная практика: «Бухгалтерский баланс» знать формы № 1 «Бухгалтерский методику анализа предприятия (организации) бухгалтерского баланса Уметь 4 3 4 3 4 3 Анализ баланс» 4 3 9 -анализировать бухгалтерский баланс. Тема 4.2. Анализ формы № 2 Студент должен: Производственная практика: Анализ формы «Отчет о прибылях и убытках» знать № 2 «Отчет о прибылях и убытках» - методику анализа отчета о предприятия (организации) прибылях и убытках. Уметь - анализировать отчет о прибылях и убытках Тема 4.3. Анализ формы № 3 Студент должен: Производственная практика: Анализ формы «Отчет об изменениях капитала» знать № 3 «Отчет об изменениях капитала» - методику анализа отчета об предприятия (организации) изменении капитала Уметь - анализировать отчет об изменении капитала Тема 4.4. Анализ формы № 4 Студент должен: Производственная практика: Анализ формы «Отчет о движении денежных знать № 4 «Отчет о движении денежных средств» средств» - методику анализа отчета о предприятия (организации) движении денежных средств. Уметь - анализировать отчет о движении денежных средств Тема 4.5. Анализ формы № 5 Студент должен: Производственная практика: Анализ формы «Приложение к бухгалтерскому знать № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» балансу» методику анализа предприятия (организации) приложение к бухгалтерскому балансу Уметь - анализировать приложение к бухгалтерскому балансу. ИТОГО ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) Итоговая аттестация по практике – дифференцированный зачёт 4 3 3 4 4 3 4 3 72 часа 10 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация дисциплины требует наличия учебной бухгалтерии. Оборудование учебного кабинета: − Посадочные места по количеству обучающихся; − Рабочее место преподавателя; − Комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через проксисервер в Интернет; − Аудиторная доска для письма; − Компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся. Технические средства обучения: − Мультимедиа проектор; − Экран; − Персональные компьютеры с лицензионным обеспечением (ОС Windows 7; 1С: Бухгалтерия 8.3); 3.2 Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы. программным Интернет-ресурсов, Основные источники: 1. Михеева Е.В. Титова О.И. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие. / Е. В. Михеева, О. И. Титова. - М.: ОИЦ «Академия», 2018. -208 с. 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера: учеб, пособие. / Е. В. Михеева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. - 288 с. Дополнительные источники: 1. 1С:Предприятие 8.1. Руководство пользователя / В. Байдаков, В. И. Дранищев [и др.] - .: Фирма «1C», 2018. - 303 с. 2. Севостьянов А. Д. 1C:Бухгалтерия 8. Практика применения / А. Д. Севостьянов, Е. В. Володина, Ю. М. Севостьянова. - М.: АУЦ «1C» - ООО «Константа», 2018. - 232 с. 3. Харитонов С.А. Хозяйственные операции в 1С:Бухгалтерия 8. Задачи, решения, результаты. / С. А. Харитонов, Д. В. Чистов. - М.: 1С-Паблишинг, 2018. - 463 с. Интернет-ресурсы: 1. Самоучитель 1С. [Электронный ресурс]. http://www.tepka.ru/1c_besplatno/ 2. 1С Предприятие 8. [Электронный ресурс]. - http://v8.1c.ru/buhv8/ 3. 1С Предприятие 7.7 и 8.0. [Электронный ресурс]. http://www.mista.ru/1c.htm 4. Школа бухгалтера. [Электронный ресурс]. - http://buhclass.ru/ - - 12 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений. Результаты (освоенные профессиональные компетенции) ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК4. 2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки. ПК4. 3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет3, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки. Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки -присваивать номера лицевым счетам; Текущий контроль -составлять документы аналитического в форме: учёта и анализировать содержание - оценка документов синтетического учёта; выполнения -составлять бухгалтерские проводки по практических отражению в учёте кассовых и заданий депозитных операций; - принимать первичные унифицированные бухгалтерские документы на любых видах носителей; - проверять наличие в первичных банковских документах обязательных реквизитов; - проводить формальную проверку документов, проверку по существу, арифметическую проверку. - понимать и анализировать план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций; -составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта; -заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации; -составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности бюджетных организаций. -составлять документы аналитического учёта и анализировать содержание документов синтетического учёта; -заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации; -составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности малых предприятий; -определять финансовые результаты деятельности малых предприятий и отражать их в учете; заполнять декларацию о доходах предпринимателей ПК4. 4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. Результаты (освоенные общие компетенции) ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно -заполнять первичные документы и обрабатывать их данные, для дальнейшей систематизации; -составлять бухгалтерские проводки и заполнять учетные регистры и формы отчетности предприятий торговли; - проводить учет материальнопроизводственных запасов; - проводить учет готовой продукции и ее реализации; - проводить учет текущих операций и расчетов. Основные показатели оценки результата − демонстрация профессии интереса к будущей − выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации в различных отраслях экономики; − оценка эффективности и качества выполнения; − решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации и источников его формирования в различны отраслях экономики; − эффективный поиск необходимой информации; − использование различных источников, включая электронные. Формы и методы контроля и оценки Интерпретац ия результатов наблюдений за деятельност ью обучающихс я в процессе освоения образователь ной программы − использование программ автоматизации бухгалтерского учета − взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения 14 общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности − самоанализ и коррекция собственной работы результатов − организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля − анализ инноваций в области документирования хозяйственных операций и ведения бухгалтерского учета имущества организации; 15