УП.04

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
___________________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной практики
ПМ. 04 «Освоение одной или нескольких профессий
рабочих или должностей служащих»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
специальных дисциплин
Председатель__________Л.П. Селезнева
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Зам. директора
по производственному обучению
_____________________Г.В. Ятайкин
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной практики
ПМ. 04 «Освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей
служащих»
Разработчик:
Курашкин
М.И.,
преподаватель
дисциплин
профессионального цикла Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум»
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1564) для специальности
среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.16
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».

Содержание

1.

Общая характеристика программы учебной практики

2.

Структура и содержание учебной практики

3.

Условия реализации программы

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной практики

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной практики (УП) ПМ 04 «Освоение одной или
нескольких профессий рабочих или должностей служащих» является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по
специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».
1.2 Цель и планируемые результаты освоения учебной практики
В результате изучения учебной практики студент должен освоить основной вид
деятельности

Освоение

профессии

рабочих

19205

Тракторист-машинист

сельскохозяйственного производства и соответствующие ему профессиональные
компетенции, и общие компетенции:
Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Освоение
профессии
рабочих
сельскохозяйственного производства

ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.6

Код
ОК01
ОК 02
ОК 06
ОК 07

19205

Тракторист-машинист

Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа
движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы
Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с
требованиями правил техники безопасности и охраны труда
Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D»,
«Е», «F» в соответствии с правилами дорожного движения
Осуществлять
контроль
и
оценку
качества
выполняемой
сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической
картой
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной
применительно к различным контекстам

деятельности,

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей
Содействовать сохранению окружающей среды,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ресурсосбережению,

Дескрипторы сформированности компетенций по разделам профессионального модуля.
Спецификация ПК / разделов профессионального модуля
Спецификация 3.3.1.5
Название раздела
Формируемые компетенции

Действия
Умения
Знания
(дескрипторы)
Раздел
модуля
1.
Освоение
профессии
рабочих
19205
Тракторист-машинист
сельскохозяйственного производства
ПК 2.2. Осуществлять подбор
Выполнение
Управлять
Основные сведения
режимов
работы,
выбор
и сельскохозяйственн тракторами и
о производственных
обоснование способа движения ых
работ
на самоходными
процессах и
машинно-тракторного агрегата в агрегате.
машинами
энергетических
соответствии с условиями работы.
категории «В», «С», средствах в сельском
ПК 2.3. Выполнять работы на
«D», «Е», «F» в
хозяйстве.
машинно-тракторном агрегате в
соответствии с
Основные свойства
соответствии
с
требованиями
правилами
и показатели работы
правил техники безопасности и
дорожного
МТА.
охраны труда.
движения
ПК 2.4. Управлять тракторами
Технические и
и
самоходными
машинами
технологические
категории «В», «С», «D», «Е», «F»
регулировки машин.
в соответствии с правилами
дорожного движения.
Правила техники
ПК
2.6.
Осуществлять
безопасности,
контроль и оценку качества
охраны труда и
выполняемой
окружающей среды
сельскохозяйственной
техникой
работы
в
соответствии
с
технологической картой.
ОК 01 Выбирать способы Распознавание
Распознавать
Актуальный
решения задач профессиональной сложных
задачу и/или
профессиональный и
деятельности, применительно к проблемных
проблему в
социальный контекст,
различным контекстам.
ситуаций в
профессиональном в котором приходится
различных
и/или социальном
работать и жить;
контекстах.
контексте;
Основные
Проведение
Анализировать
источники
анализа сложных
задачу и/или
информации и
ситуаций при
проблему и
ресурсы для
решении задач
выделять её
решения задач и
профессиональной составные части;
проблем в
деятельности
Правильно
профессиональном
Определение
выявлять и
и/или социальном
этапов решения
эффективно искать
контексте.
задачи.
информацию,
Алгоритмы
Определение
необходимую для
выполнения работ в
потребности в
решения задачи
профессиональной и
информации
и/или проблемы;
смежных областях;
Осуществление
Составить план
Методы работы в
эффективного
действия,
профессиональной и
поиска.
Определить
смежных сферах.
Выделение всех
необходимые

OK 2 Осуществлять поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации, необходимой для
выполнения
задач
профессиональной деятельности.

возможных
источников
нужных
ресурсов, в том
числе
неочевидных.
Разработка
детального плана
действий
Оценка рисков
на каждом шагу
Оценивает
плюсы и минусы
полученного
результата,
своего плана и
его реализации,
предлагает
критерии оценки
и рекомендации
по улучшению
плана.
Планирование
информационног
о поиска из
широкого набора
источников,
необходимого
для выполнения
профессиональны
х задач
Проведение
анализа
полученной
информации,
выделяет в ней
главные аспекты.
Структурироват
ь отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами
поиска;
Интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессионально
й деятельности

ресурсы;
Структура
Владеть
плана для решения
актуальными
задач
методами работы в
Порядок
профессиональной
оценки
и смежных сферах;
результатов
Реализовать
решения задач
составленный
профессиональной
план;
деятельности
Оценивать
результат
и
последствия своих
действий
(самостоятельно
или с помощью
наставника).

Определять
задачи поиска
информации
Определять
необходимые
источники
информации
Планировать
процесс поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять
наиболее значимое
в перечне
информации
Оценивать
практическую
значимость
результатов
поиска
Оформлять
результаты поиска

Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности
Приемы
структурирования
информации
Формат
оформления
результатов поиска
информации

ОК 6 Проявлять гражданскоПонимать
патриотическую
позицию, значимость своей
демонстрировать
осознанное профессии
поведение
на
основе (специальности)
общечеловеческих ценностей.
Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческих
ценностей.

Описывать
значимость своей
профессии
Презентовать
структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения
в ходе выполнения
профессиональной
деятельности

ОК
7
Содействовать
сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях.

Соблюдать
нормы
экологической
безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Правила
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережения.

1.3.

Соблюдение
правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение
на рабочем месте

Количество часов, отводимое на освоение учебной практики

Всего на учебную практику - 72 часа;

2.2 Тематический план и содержание учебной практики (УП)
Наименования разделов и тем рабочей
Содержание учебного материала
программы профессионального
модуля (ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК)
1
2
Раздел 1. Освоение одной или нескольких профессий рабочих или должностей служащих
Учебная практика 04.01 «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства»
Техническое обслуживание (ТО-1,
Содержание
ТО-2, ТО-3) самоходной техники МТЗ 1. Проверка натяжения ремней вентилятора
82.1, МТЗ 1221, ДТ-75, Т-150К, К2. Замена ремня вентилятора
735(Премиум), ДОН-1500Б, ACROS
3. Проверка давления в шинах
595 plus, Faresin.
4. Подкачка колес
5. Проверка свободного хода педали сцепления
6. Регулировка педали сцепления
7. Проверка полного хода педали рабочих тормозов
8. Регулировка педали рабочих тормозов
9. Проверка люфта рулевого колеса
10. Устранение люфта рулевого колеса
11. Проведение протяжки головки блока цилиндров
12. Проведение регулировки клапанов
13. Проверка состояния рулевых тяг
14. Устранение люфта
15. Проведение замены масла в двигателе
16. Проведение замены топливных фильтров
17. Проведение замены фильтра гидросистемы
18. Проведение ревизии воздушного фильтра
19. Ознакомление, ежедневное ТО с тракторами МТЗ-82, МТЗ-1221
20. Ознакомление, ежедневное ТО с тракторами Т-150К, К-735 ПР .
21. Ознакомление, ежедневное ТО с комбайном ДОН-1500Б, ACROS 595
plus.
22. Требования техники безопасности труда при работе на тракторах
23. Противопожарные мероприятия при работе на тракторах
24. Выработка основ безопасного управления тракторами
25. Отработка приемов оказания первой помощи

Объем
часов

3
72
72
72
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Уровень
усвояемост
и

2-3

26. Восстановление деталей при проведении текущего ремонта
27.Слив охлаждающей жидкости
28. Залив охлаждающей жидкости
29. Слив масла из картера дизеля
30. Заливка в картер дизеля консервационного масла
31. Слив масла из гидросистемы
32. Залив масла в гидросистему
33. Слив топлива из баков
34. Залив топлива в бак
35. Снятие аккумуляторных батарей
36. Постава и подключение аккумуляторных батарей
Всего

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
72

3. Условия реализации программы
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация

программы

предполагает

наличие

учебного

кабинета

«Управления

транспортным средством и безопасности движения»;
Лаборатории: Технического обслуживания и ремонта машин»; «Тракторов и автомобилей»;
«Эксплуатация сельскохозяйственных машин»; слесарные мастерские.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
«Управления транспортным средством и безопасности движения»
Рабочее место преподавателя; рабочие места обучающихся; мультимедийный комплекс
(проектор, проекционный экран, ноутбук), тренажер для выработки навыков и совершенствования
техники управления транспортным средством. Оборудование мастерской и рабочих мест
мастерской (по каждой из мастерских).
Лабораторий:
Лаборатория «Технического обслуживания и ремонта машин»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся.
Лаборатории «Тракторов и автомобилей», «Эксплуатация сельскохозяйственных
машин»:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
-комплекты

оборудования

по

контролю

состояния

тракторов,

автомобилей

и

сельскохозяйственной техники;
- стенды, макеты и образцы тракторов, автомобилей и сельскохозяйственной техники.
Учебное хозяйство и учебный гараж с тракторами марок МТЗ-80/82, МТЗ-1221.3, ДТ75М, Т-150К, К-701, К 735 «Премиум», ДОН-1500Б, ACROS 595 plus.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Образовательная
организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы
для использования в учебном процессе.
Перечень рекомендуемых учебных изданий и интернет-ресурсов:
Основные источники:
1 Правила дорожного движения РФ с изменениями и дополнениями от 10.06.2015г.

2 Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей.- М.:
Форум-Инфра.2018 г.
3 Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей - МАДИ, 2018 г.
4 Серебряков К.Б., Тур Е.Я., Жолобов А.А. Устройство автомобилей-М.: Машиностроение,
2017 г.
Дополнительные источники:
1 Комментарий к правилам дорожного движения РФ с изменениями и дополнениями от
10.06.2018 г.
2 Корпусов-Долинин А.И. Главный справочник автомобилиста. - М.:изд: Оникс. - 2018.
3 Майборода О.В. Учебник водителя. Основы управления автомобилем и безопасность
движения «CD». М.; «За рулем», 2018 г.
4 Николенко В.Н., Блувштейн Г.А., Карнаухов Г.М.. Учебник водителя. Первая
доврачебная медицинская помощь. М.; «За рулем», 2019 г.
5 Шухман Ю.И.. Учебник водителя. Основы управления автомобилем и безопасность
движения «В». М.; «За рулем», 2018 г.
6 Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения», с изменениями и дополнениями от 23.07.2015г.
7 ГК РФ
а.Журнал «За рулем». Периодическое издание.
б.Зеленин С.Ф. Безопасность дорожного движения. М. Мир автокниг. 2014г.
в.КоАП РФ
с.Официальный сайт ГИБДД МВД РФ vvvvw.gibdd.ru
д.Сборник

нормативных

документов

по

организации

обучения

водителей

автотранспортных средств. М.; 2014г.
3.3 Организация образовательного процесса
Продолжительность

учебного

часа

теоретических

и

практических

занятий

-1

академический час (45 минут), а при обучении вождению - 1 астрономический час (60 минут),
включая время на подведение итогов, оформление документации. Обучение вождению проводится
вне сетки учебного времени мастером производственного обучения индивидуально с каждым
обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на тренажере и учебном
транспортном средстве). Мастер может обучать на тренажере одновременно до четырех
обучаемых (по числу учебных мест), а на учебном транспортном средстве - одного. Обучение
вождению состоит из первоначального обучения вождению и обучения практическому вождению
на учебных маршрутах в условиях реального дорожного движения.

К обучению практическому вождению на учебных маршрутах допускаются лица, имеющие
первоначальные навыки управления транспортным средством, представившие медицинскую
справку установленного образца и знающие требования Правил дорожного движения.
3.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования

к

квалификации

педагогических

(инженерно-педагогических)

обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):

кадров,

наличие среднего

профессионального или высшего профессионального образования, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели
междисциплинарных курсов.
Мастера практического обучения вождению должны иметь образование не ниже среднего
(полного) общего, непрерывный стаж управления транспортным средством соответствующей
категории не менее трех лет, и документ на право обучения вождению транспортных средством
данной категории.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является
обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального
цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в
профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Мастера

производственного

обучения

вождению

переаттестацию по безопасности дорожного движения.

должны

проходить

ежегодную

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной практики (по разделам)
Профессиональные и
общие компетенции,
формируемые в
рамках модуля

Оцениваемые знания и
умения, действия

ПК2.2.
Знания
Осуществлять
Основных сведений о
подбор режимов
производственных
работы, выбор и
процессах и
обоснование способа энергетических
движения машинно- средствах в сельском
тракторного агрегата хозяйстве.
в соответствии с
Основных свойств и
условиями работы. показателей работы
ПК 2.3. Выполнять МТА.
работы на машинно- Технических и
тракторном агрегате технологических
в соответствии с
регулировок машин.
требованиями правил
Правила техники
техники
безопасности, охраны
безопасности и
труда и окружающей
охраны труда.
среды
ПК 2.4. Управлять
Умения
тракторами и
управлять тракторами и
самоходными
самоходными машинами
машинами категории категории «В», «С», «D»,
«В», «С», «D», «Е», «Е», «F» в соответствии с
«F» в соответствии с правилами дорожного
правилами
движения
дорожного движения.
ПК2.6. Осуществлять
Действия
контроль и оценку
в управлении тракторами
качества
категорий «В», «С», «Е»,
выполняемой
«F», «D» и выполнение
сельскохозяйствелно сельскохозяйственных
й техникой работы в работ на агрегате.
соответствии с
технологической
картой.
ОК 01 Выбирать
способы решения
задач
профессиональной
деятельности,
применительно к
различным

Знания
Актуальный
профессиональный и
социальный контекст, в
котором приходится
работать и жить;
Основные

Методы
оценки

Тестирование
Собеседование

Критерии оценки

75% правильных ответов
Оценка процесса
Оценка результатов

Ролевая игра
Ситуационная
задача

Экспертное наблюдение
Оценка процесса

Виды работ на
практике зачет

Экспертное наблюдение

Распознавание
сложных
проблемные
ситуации в
различных
контекстах.
Проведение

Экспертное наблюдение
Оценка процесса

контекстам.

источники информации
и ресурсы для решения
задач и проблем в
профессиональном
и/или социальном
контексте.
Алгоритмы выполнения
работ в
профессиональной и
смежных областях;
Методы работы в
профессиональной и
смежных сферах.
Структура плана для
решения задач
Порядок оценки
результатов решения
задач
профессиональной
Умения
деятельности
Распознавать задачу
и/или проблему в
профессиональном
и/или социальном
контексте;
Анализировать задачу
и/или проблему и
выделять её составные
части;
Правильно выявлять и
эффективно искать
информацию,
необходимую для
решения задачи и/или
проблемы;
Составить план
действия,
Определить
необходимые ресурсы;
Владеть актуальными
методами работы в
профессиональной и
смежных сферах;
Реализовать
составленный план;
Оценивать результат и
последствия своих
действий
(самостоятельно или с
помощью наставника).

анализа сложных
ситуаций при
решении задач
профессионально
й деятельности
Определение
этапов решения
задачи.
Определение
потребности в
информации
Осуществление
эффективного
поиска.
Выделение всех
возможных
источников
нужных ресурсов,
в том числе
неочевидных.
Разработка
детального плана
действий
Оценка рисков на
каждом шагу
Оценивает плюсы
и минусы
полученного
результата, своего
плана и его
реализации,
предлагает
критерии оценки
и рекомендации
по улучшению
плана.

ОК.2
Осуществлять поиск,
анализ и
интерпретацию
информации,
необходимой для
выполнения задач
профессиональной
деятельности.

Знания
Номенклатура
информационных
источников
применяемых в
профессиональной
деятельности Приемы
структурирования
информации
Формат оформления
результатов поиска
информации
Умения
Определять задачи
поиска информации
Определять
необходимые
источники информации
Планировать процесс
поиска
Структурировать
получаемую
информацию
Выделять наиболее
значимое в перечне
информации Оценивать
практическую
значимость результатов
поиска
Оформлять результаты
поиска

ОК 6 Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное
поведение на основе
общечеловеческих
ценностей.

Знания
Сущность
гражданскопатриотической
позиции
Общечеловеческие
ценности
Правила поведения в
ходе выполнения
профессиональной
деятельности

Планирование
информационного
поиска из
широкого набора
источников,
необходимого для
выполнения
профессиональны
х задач
Проведение
анализа
полученной
информации,
выделяет в ней
главные аспекты.
Структурировать
отобранную
информацию в
соответствии с
параметрами
поиска;
Интерпретация
полученной
информации в
контексте
профессионально
й деятельности

Экспертное наблюдение

Понимать
Экспертное наблюдение
значимость своей
профессии
(специальности)
Демонстрация
поведения на
основе
общечеловеческих
ценностей.

Умения
Описывать значимость
своей профессии
Презентовать структуру
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)
ОК.7 Содействовать
сохранению
окружающей среды,
ресурсосбережению,
эффективно
действовать в
чрезвычайных
ситуациях

Знания
Правила экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности
Основные ресурсы
задействованные в
профессиональной
деятельности
Пути обеспечения
ресурсосбережения.
Умения
Соблюдать нормы
экологической
безопасности
Определять
направления
ресурсосбережения в
рамках
профессиональной
деятельности по
профессии
(специальности)

Соблюдение
Экспертное наблюдение
правил
экологической
безопасности при
ведении
профессиональной
деятельности;
Обеспечивать
ресурсосбережение
на рабочем месте


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».