Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ___________________В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ.03 «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной(цикловой) специальных дисциплин Председатель__________Л.П. Селезнева Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Зам. директора по производственному обучению _____________________Г.В. Ятайкин Протокол № ____ от «_____» ___20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ.03 «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники» Разработчик: Курашкин М.И., преподаватель дисциплин профессионального цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1564) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Содержание 1. Паспорт рабочей программы учебной практики 2. Результаты освоения учебной практики 3. Структура и содержание учебной практики 4. Условие реализации программы учебной практики профессионального модуля 1 Паспорт рабочей программы учебной практики 1.1Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной практики (далее - программа) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» в составе профессионального модуля ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД 3) Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники и соответствующих профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) . 1.2 Цели и задачи учебной практики – требования к результатам учебной практики: С целью овладения указанным видом профессионального деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения учебной практики должен: иметь практический опыт: -проведения технического обслуживания тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования; -определения технического состояния отдельных узлов деталей машин; -выполнения разборочно-сборных, дефектовочно-комплектовочных работ, обкатки агрегатов и машин; -налаживания и эксплуатации ремонтно-технологического оборудования; Уметь -проводить операции профилактического обслуживания машин; - определять техническое состояние деталей и состояние деталей и сборочных единиц тракторов, автомобилей, комбайнов; -подбирать ремонтные материалы; -выполнять техническое обслуживание машин и сборочных единиц; -выполнять разборочно-сборочные, дефектовочно-комлектовочные, обкатку и испытание машин и их сборочных единиц и оборудования; Знать: - основные положения технического обслуживание и ремонта машин; - операции профилактического обслуживания машин; -технологию сборки, обкатки, обкатки и испытание двигателей и машин при сборке; -ремонтно-технологическое обслуживание, приспособления, приборы и инструмент; -принимать на техническое обслуживание и ремонт машин и оформлять приёмно-сдаточную документацию; 1.3 Количество часов, отводимое на освоение учебной практики Всего на учебную практику - 108 часов; Промежуточная аттестация – д/зачет. 2. Результаты освоения учебной практики Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модуля «Техническое обслуживание и ремонт сельскохозяйственной техники» с целью овладения видами профессиональной деятельности по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями. Код Наименование результата обучения ПК 3.1. Проводить диагностирование неисправностей сельскохозяйственных машин и механизмов и другого инженерно-технологического оборудования в соответствии с графиками проведения технических обслуживаний и ремонтов ПК 3.2. Определять способы ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с ее техническим состоянием ПК 3.3. Оформлять заявки на материально-техническое обеспечение технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники в соответствии с нормативами ПК 3.4 Подбирать материалы, узлы и агрегаты, необходимые для проведения ремонта ПК 3.5 Осуществлять восстановление работоспособности или замену деталей узла сельскохозяйственной техники в соответствии с технологической картой ПК 3.6 Использовать расходные, горюче-смазочные материалы и технические жидкости, инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения работ ПК 3.7 Выполнять регулировку, испытание, обкатку отремонтированной сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами ПК 3.8 Выполнять консервацию и постановку на хранение сельскохозяйственной техники в соответствии с регламентами ПК 3.9 Оформлять документы о проведении технического обслуживания, ремонта постановки и снятия с хранения сельскохозяйственной техники ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. 3. Структура и содержание учебной практики Код ПК Наименование тем и разделов Содержание учебного материала Кол-во часов ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4. Раздел 1. Система 1. технического обслуживания и 2. ремонта сельскохозяйственных 3. машин и механизмов Тема 1. Техническое обслуживание и диагностирование: тракторов, автомобилей, комбайнов. 1. Система ТО и ремонта машин. 2. Инструктаж по технике безопасности. 3. ТО-2 колесных тракторов МТЗ-82.1, МТЗ – 1221.3 4. Диагностирование топливной аппаратуры 5. Проведение ТО-2 комбайнов и с/х машин 6.ТО-2 гусеничных тракторов 7. Проведение ТО-2 автомобилей ГАЗ 53А (ВАЗ), ГАЗОН Next 8. Диагностика ДВС 9. Определение эффективной мощности двигателей Д-240 10.Диагностирование двигателей внутреннего сгорания (компрессия, зазоры в клапанных) 11.Разборка, сборка ТНВД 12. Регулировка топливного насоса на стенде 13.Разборка, сборка, испытании, регулировка форсунок на стенде 14.Диагностирование и обслуживание ходовой части рулевого 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Формат практик (с указанием базы практики) Учебная лаборатория технического обслуживания и ремонта машин, мастерская «Эксплуатация с/х машин», учебнопроизв. хозяйство Тема 2. Проведение осмотра автомобилей и тракторов при выезде на линию. ПК 3.2, ПК 3.4, Раздел 2. Технологические процессы ремонтного производства. Тема 1. Разбора и управления тракторов и автомобилей 15.Обслуживание АКБ 16. Приготовление электролита 17. Диагностирование электрооборудования тракторов 18. Диагностирование электрооборудования автомобилей 19. Диагностирование и обслуживание системы смазки, гидравлической системы тракторов и автомобилей 20. Регулировка насоса на стенде. 21. Диагностирование комбайнов 22. Диагностирование с/х машин 23. Функции, должностные обязанности механика по эксплуатации МТП 24. Ответственность и права механизатора по эксплуатации МТП 25.Проведение ТО автомобилей и тракторов при выезде на линию. 26. Оформление документации о состоянии техники получение задания на работу (путевые листы, накладные) 27. Подготовка машин к ремонту 28. Разборка машин 29. Разборка, сборка ДВС 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ПК сборка, дефектация 3.5, узлов ДВС ПК 3.6, ПК 3.7, ПК 3.8, ПК 3.9. Тема 2. Ремонт топливной аппаратуры Тема 3. Проверка технического состояния и ремонт стартеров и генераторов Тема 4. Проверка и ремонт сборочных 30. Ремонт блоков цилиндров 31. Ремонт коленчатых валов и подшипников 32. Ремонт шатуннопоршневой группы 33. Ремонт головок блока 34. Шлифовка плоскостей головок блока 35. Ремонт шатунов 36. Подгонка втулки верхней головки шатуна по кольцу 37. Ремонт клапанных гнезд 38. Притирка и сборка головок блока 39. Разборка деталей топливной аппаратуры 40. Дефектация деталей ТНВД 41. Сборка топливных насосов 42. Обкатка, испытание топливных насосов на стенде 43. Обкатка, испытание топливных насосов и их форсунок на стенде 44. Проверка состояния АКБ 45. Зарядка АКБ и контроль плотности электролита 46. Разборка, сборка и дефектовка деталей стартера 47. Разборка, сборка и дефектовка деталей генератора 48. Ремонт агрегатов гидросистемы 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 единиц гидравлической системы 49. Испытание на стенде 50. Сборка и обкатка насосов типа НШ 51. Вспомогательное оборудование Тема 5. Режимы 52. Хранение машин консервации и 53. Хранение хранение отдельных узлов и сельскохозяйственной деталей машин техники 54. Оформление документации на хранение Итого: 2 2 2 2 2 2 108 4. Условие реализации программы учебной практики профессионального модуля 4.1. Реализация учебной практики предполагает наличие учебного кабинета «Техническое обслуживание и ремонт машин», лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт машин», мастерская «Эксплуатация с/х машин», учебнопроизв. хозяйство. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: • посадочные места по количеству обучающихся; • рабочее место преподавателя; • комплект деталей, сборочные единицы и агрегаты; • комплекты плакатов; • учебная и методическая литература; • техническая документация. Технические средства обучения: • компьютер, сканер, принтер. Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: • приборы диагностирования, инструмент, приспособления (FCAR F7S-G); • универсальный стенд ОПР-989 для сборки тракторных двигателей; • стенд для проверки и регулировки топливного насоса КИ-921М; • Стенд-приставка для проверки и регулировки топливной системы "Common Rail" • стенд для проверки и регулировки приборов и узлов электрооборудования Э-250-02; • стенд для обкатки и испытания агрегатов системы смазки КИ-5278; • стенд для обкатки и испытания узлов и агрегатов гидросистемы КИ-4200; • установка для проверки технического состояния форсунок М-107Э; • двигателя внутреннего сгорания; комплект деталей, сборочные единицы и агрегаты. • Стенд для обточки головок цилиндров RP-330. Учебно-производственное хозяйство: • слесарные мастерские; • пункт технического обслуживания. 4.2. Информационное обеспечение реализации программы Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы: Основные источники литературы: 1. Баженов С.П. Основы эксплуатации и ремонта автомобилей и тракторов: допущено мин. образования и науки РФ в качестве учебника для студентов вузов, обучающихся по специальности "Автомобиле- и тракторостроение" направления подготовки дипломированных специалистов "Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы" / С.П. Баженов, Б.Н. Казьмин, С.В. Носов; Под ред. С.П. Баженова. - М. : Академия, 2017. - 336 с. 2. Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные технологические процессы: лабораторный практикум. Рекомендовано ФГО "Федеральный институт образования" в качестве учебного пособия для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО / В. М. Виноградов, О. В. Храмцова. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2018.- 160 с. 3. Гаврилов K.JT. Тракторы и сельскохозяйственные машины иностранного и отечественного производства: устройство, диагностика и ремонт: учебное пособие предназначено для инженерно- технических работников сервисных и эксплуатационных предприятия АПК, для студентов профильных специальностей образовательных учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования / К. JI. Гаврилов. - Пермь: ИПК "Звезда", 2010. - 352 с. 4. Иванов В.П. Ремонт автомобилей: учебное пособие/ Иванов В.П., Ярошевич В.К.. Савич А.С. — Минск: Высшая школа, 2019. — 383 с. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21750. 5. Новиков М.А. Сельскохозяйственные машины. Учебное пособие. — СПб.: Проспект Науки, 2017. — 208 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35817.html. — ЭБС «IPRbooks» 6. Пучин Е.А. Технология ремонта машин / Под ред. Е.А. Пучина. - М.: КолосС, 2017. - 488 с. 7. Пузанков А. Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств: допущено Минобрнауки РФ в качестве учебника для студентов образовательных учреждений СПО, обучающихся по специальностям "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Механизация сельского хозяйства" / В. Л. Пузанков. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2018.-560 с. 8. Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины / Халанский В.М., Горбачев И.В.— СПб.: Квадро, 2019.— 624 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/60219. Дополнительные источники литературы: 1. Вахламов В К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя: допущено Минобрнауки РФ в качестве учебника для студентов образовательных "Техническое учреждений обслуживание СПО, и обучающихся ремонт по специальностям автомобильного транспорта", "Механизация сельского хозяйства" / под ред. А.А. Юрчевского.-5-е изд., стер. М.: Академия, 2019.-816 с. 2. Головин С.Ф. Технический сервис транспортных машин и оборудования / С.Ф. Головин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М. - 2018. - 228 с. 3. Казиев Ш.М. Современные технологии диагностирования, технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин: методические указания к практическим занятиям по дополнительной образовательной программе повышения квалификации по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия/ Казиев Ш.М., Богатырёва И.А-А., Эбзеева Ф.М.— Электрон, текстовые данные.— Черкесск: Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, 2018.— 49 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27231 4. Пенкин Н.С. Основы трибологии и триботехники. Учебное пособие: учебное пособие.- М.: Машиностроение, 2018.- 367 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5152 5. Пуховой А.А. Руководство по техническому обслуживанию и ремонту тракторов "БЕЛАРУС" серий 500, 800, 900 / Пуховой А.А.— Электрон, текстовые данные.— М.: Машиностроение, 2017.— 440 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5178