РАБОЧАЯ ПРОГРАММА литература

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины «Литература»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии общих гуманитарных
социально-экономических дисциплин
Председатель
____________ В.А. Мартынова
«___» ____________ 2021 г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
__________________ Т.В. Шитова
«___» ____________ 2021 г.
Протокол № ___ от «____» _____ 2021 г.

Протокол № ___ от «____» _____ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Литература»

Составитель: Родиошкина Н.П. преподаватель общеобразовательных дисциплин

Рабочая программа составлена на основании примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «литература», рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждение «Федеральный институт
развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).
В
качестве
примерной
программы
для
реализации
основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21
июля 2015 г. Регистрационный № рецензии 371 от 23 июля 2015 г. ФГАУ
«ФИРО»).

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка программы учебной дисциплины «Литература».
2. Общая характеристика учебной дисциплины «Литература»
3. Результаты освоения программы «Литература»
4. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Литература».
5. Условия реализации программы учебной дисциплины «Литература».
6. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«Литература».

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Литература»
предназначена для изучения литературы в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего и общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего
звена.
Рабочая программы «Литература» направлено на достижение следующих
целей:
• дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к
речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой
деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и
саморазвития; информационных умений и навыков.
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и
самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в
современном
мире;
формирование
гуманистического
мировоззрения,
национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви
и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств,
культуры читательского восприятия художественного текста, понимания
авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного
процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих
способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной
и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и
формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных
понятий; формирование общего представления об историко-литературном
процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения как художественного целого в его историко-литературной
обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания
сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования
необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:
 Введение;
 «Развитие русской литературы и культуры первой половины  века»;
 «Особенности развития русской литературы во второй половине  века»;
 «Поэзия второй половины  века»;
 «Особенности развития литературы и других видов искусств в начале 
века»;
 «Особенности развития литературы 1920-х годов»
 «Особенности развития литературы 1930 начала 1940-х годов»
 «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет»
 «Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов»
 «Русское литературное зарубежье 1920 – 1990-х годов (три волны эмиграции)
 «Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов»

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
Литературе
принадлежит
ведущее
место
в
эмоциональном,
интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его
миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен
культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие
человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой
воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям
нации и человечества. Литература формирует духовный облик и нравственные
ориентиры молодого поколения.
Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к
вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра,
справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что
национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения,
формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст
возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции
читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции,
включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства,
развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретиколитературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям
учащегося.
Особенность углубленного изучения литературы заключается в проведении более
глубокого анализа предложенных для освоения произведений, формировании
представления о литературной эпохе, творчестве писателя, расширении тематики
сочинений, увеличении различных форм и видов творческой деятельности.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития
литературы в России с обзором соответствующего периода развития зарубежной
литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей,
чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для
чтения, изучения, обсуждения и повторения.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ЛИТЕРАТУРА».
Результатом усвоения программы «Литература»
являются общие (ОК)
компетенции.
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат
выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением
полученных профессиональных знаний (для юношей).

4. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЛИТЕРАТУРА»
4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
Итоговая аттестация в форме зачёта.

Количест
во часов
117
117

4.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

Коды общих
компетенций

1
ОК 1,4

ОК 3
ОК 4
ОК 6

ОК.6
ОК.4,6
ОК.4,6
ОК.4,6

ОК.5
ОК.5

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
Введение.
Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой
половине  века.
Тема 1.1. А.С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Темы и
мотивы лирики поэта.
Тема 1.2. М.Ю.Лермонтов. Основные мотивы лирики.
Тема 1.3. Н.В.Гоголь. Петербургские повести, «Портрет».
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй
половине XIX века.
Тема 2.1. Русская литература второй половины XIX века.
Тема 2.2. А.Н.Островский.
Тема 2.2.1. А.Н.Островский – драматург. Социально-культурная
новизна.
Тема 2.2.2. Драма А.Н.Островского «Гроза». Творческая история
драмы.
Тема 2.2.3. Конфликт романтической личности с укладом жизни,
лишённой нравственных основ.
Тема 2.3. И.А.Гончаров.
Тема 2.3.1. И.А.Гончаров. Основные этапы жизни. Роман
«Обломов».
Тема 2.3.2. Отражение социально-психологических проблем

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная аудиторная
ятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3

4

5

2

2

-

6
2

6
2

-

2
2
44

2
2
44

-

2
2
2

2

-

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

Коды общих
компетенций

1

ОК.3
ОК.3
ОК.3

ОК.4
ОК.4
ОК 3
ОК.4
ОК 2

ОК 2
ОК .2
ОК 2
ОК 4,6
ОК 2,5
ОК 2,5

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
России в романе Гончарова «Обломов».
Тема 2.4. И.С.Тургенев.
Тема 2.4.1. И.С.Тургенев. Основные этапы жизни и творчества
Тема 2.4.2. Роман «Отцы и дети» как система российских
социальных противоречий в системе общественных отношений.
Тема 2.4.3. Художественные образы романа «Отцы и дети» И.С.
Тургенева.
Тема 2.5. Н.Г. Чернышевский.
Тема 2.5.1 Н.Г. Чернышевский. Жизнь и творчество.
Тема 2.5.2. Н.Г. Чернышевский. Роман «Что делать?»
Тема 2.6.Н.С.Лесков. Повесть «Очарованный странник».
Тема 2.7. М.Е. Салтыков - Щедрин.
Тема 2.7.1. М.Е. Салтыков - Щедрин. Сказки.
Тема 2.7.2. М.Е. Салтыков - Щедрин. История создания «История
одного города»
Тема 2.8. Ф.М.Достоевский.
Тема 2.8.1. Ф.М.Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Тема 2.8.2. М.Ф. Достоевский. Роман «Униженные и
оскорбленные»
Тема 2.8.2. М.Ф. Достоевский. Роман «Идиот»
Тема 2.9. Л.Н.Толстой.
Тема 2.9.1. Л.Н.Толстой. Духовные искания писателя. Романэпопея «Война и мир»
Тема 2.9.2. Духовные искания героев романа «Война и мир».
Тема 2.9.3. Кутузов и Наполеон. Развенчание идеи

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная аудиторная
ятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3

4

5

2
2

2
2

-

2

2

-

2
2
2

2
2
2

-

2
2

2
2

-

2
2

2
2

-

2

2

-

2

2

-

2
2

2
2

-

-

Коды общих
компетенций

1

ОК 3
ОК 6,7
ОК 6
ОК 6
ОК 6
ОК 6

ОК 6
ОК 2
ОК 2
ОК 6

ОК 2
ОК 7
ОК 2

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
«наполеонизма».
Тема 2.10. А.П. Чехов
Тема 2.10.1. А.П. Чехов. Художественное совершенство рассказов.
Тема 2.10.2. Драматургия А.П.Чехова. Комедии «Вишнёвый сад».
Тема 3. Поэзия второй половины XIX века.
Тема 3.1. Обзор русской поэзии второй половины XIX века
Тема 3.2. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Своеобразие лирики поэтов.
Тема 3.3. А.К. Толстой. Сатирическое мастерство.
Тема 3.4. Н.А. Некрасов. Жанровое своеобразие лирики. Поэма
«Кому на Руси жить хорошо».
Тема 4. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале  века.
Тема 4.1. Введение в русскую литературу ХХ века. И.А.Бунин
Лирика. Проза.
Тема 4.2. А.И.Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый
браслет».
Тема 4.3. Серебренный век русской поэзии. М. Горький пьеса «На
дне».
Тема 4.4. А.А. Блок. Тема родины в лирике Блока. Поэма
«Двенадцать».
Тема 5. Особенности развития литературы 1920х годов.
Тема 5.1. Литературный процесс 1920х г. В.В.Маяковский.
Тема 5.2. С.А.Есенин. Развитие темы родины как выражение
любви к России.
Тема 5.3. А.А. Фадеев. Роман «Разгром».

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная аудиторная
ятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3

4

5

2
2
8
2
2
2
2

2
2
8
2
2
2
2

-

8

8

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

6
2
2

6
2
2

-

2

2

-

-

Коды общих
компетенций

1

ОК 4
ОК 5
ОК 4
ОК 2,4,5.
ОК 2,4,5.
ОК 2,4,5
ОК 3

ОК 2
ОК 2
ОК 2,4
ОК 2
ОК 2,4
ОК 2,4
ОК 2,4
ОК 2,4,5
ОК 2,4,5

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная аудиторная
ятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

2

3

4

5

Тема 6. Особенности развития литературы 1930 –начала 1940х
годов.
Тема 6.1.Становление мировой культуры в 1930е г. М.И.Цветаева,
О.Э. Мендельштам.
Тема 6.2. А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».
Тема 6.3. И. Э. Бабель. «Конармия»
Тема 6.4. М.А. Булгаков.
Тема 6.4.1. М.А.Булгаков. Роман «Белая гвардия».
Тема 6.4.2. М.А.Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита».
Тема 6.5. А.Н.Толстой. Роман «Петр Первый».
Тема 6.6. М.А.Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор).
Тема 7. Особенности развития литературы периода ВОВ и
первых послевоенных лет.
Тема 7.1. А.А.Ахматова. Лирика. Поэма «Реквием».
Тема 7.2. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго»
Тема 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980х годов.
Тема 8.1. Развитие литературы 1950-1980 г в контексте культуры.
Тема 8.2. Творчество писателей прозаиков 1950-1980х годов
Тема 8.3. Творчество поэтов в 1950-1980е г.
Тема 8.4. Драматургия 1950-1980х годов
Тема 8.5. А.Т. Твардовский. Лирика.
Тема 8.6. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана
Денисовича. Рассказ «Матренин двор».
Тема 8.7. А.В. Вампилов. Драма «Утиная охота».
Тема 9. Русское литературное зарубежье 1920-1990-х годов

14

14

-

2

2

-

2
2

2
2

-

2
2
2
2
4

2
2
2
2
4

-

2
2
14
2
2
2
2
2
2

2
2
14
2
2
2
2
2
2

-

2
2

2
2

-

Коды общих
компетенций

1
ОК 2,4

ОК 2,4
ОК 2,4
ОК 2,4
ОК 2,4

Наименования разделов и тем рабочей программы учебной
дисциплины «Русский язык»*

2
(Три волны эмиграции).
Тема 9.1. В. Набоков «Машенька»
Тема 10. Особенности развития литературы конца 1980-2000-х
годов.
Тема 10.1. Общественно-культурная ситуация в России конца начала  века.
Тема 10.2. Проза.
Тема 10.3. Развитие разных традиций в поэзии.
Тема 10.4. Духовная поэзия.
Дифференцированный зачет
ИТОГО

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самосто
Обязательная аудиторная
ятельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
Всего,
Всего,
часов
часов

3

4

5

2
13

2
9

-

2

2

-

2
2
2

2
2
2
1
117

-

117

4.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ЛИТЕРАТУРА».
Наименование
разделов и тем
1
Введение.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

Структурное содержание учебного материала
3
Историко-культурный процесс рубежа V -  века.
Романтизм – ведущее направление русской литературы 1-й
половины XIX века. Самобытность русского романтизма.
Литературные общества и кружки.

Студент должен:
знать:
 закономерности историко-культурного процесса;
 романтизм как ведущее направление
уметь:
 соотносить развитие литературы с общественной
жизнью и культурой России ХIХ века;
 отличать романтизм от других направлений.
Тема 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине  века
Тема 1.1. А.С.
Студент должен:
Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.
Пушкин. Жизнь знать:
Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель
и творческий
пустынный...», «...Вновь я посетил...», «К морю», «Вольность»,
 основные факторы жизни и творчества А.С.
путь. Темы и
«Деревня», «Пророк», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! Покоя
Пушкина;
мотивы лирики
сердце просит...».
 литературное понятие «Элегия»;
поэта
Философское начало в ранней лирике Творчество.
уметь:
Жизненный
и творческий путь. Роль Пушкина в становлении
 анализировать стихотворения и поэму «Медный
русского
литературного
языка. Болдинская осень в творчестве
всадник»;
 выразительно читать стихотворения и отрывки из Пушкина. Пушкин мыслитель. Жизнь произведений Пушкина в
других видах искусства.
поэмы;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 1.2.
Студент должен:
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.
М.Ю.Лермонтов. знать:
Стихотворения: «Поэт», «Молитва», «Дума», «Как части
Основные
пёстрою
толпою...», «Выхожу один я на дорогу...», Сон»,
 основные факторы жизни Лермонтова;
мотивы лирики.
«Родина», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой», «Нет, я
 особенности своеобразия творчества;
не Байрон, я другой...».
 содержание изученных стихотворений;
Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества.
уметь:
Трагизм
любовной лирики.
 анализировать стихотворения Лермонтова;
 выразительно читать стихотворения Лермонтова;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 1.3.
Студент должен:
Сведения из биографии. Жизненный и творческий путь.
Н.В.Гоголь.
знать:
«Петербургские повести»: проблематика и художественное

Кол-во
часов
4
2

2

2

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала
1
2
3
«Петербургские
своеобразие.
Особенности
сатиры.
 содержание повестей Гоголя;
повести»
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
 факты жизни и творчества Гоголя;
«Портрет».
уметь:
 анализировать повести Гоголя;
 сопоставлять литературные произведения;
 формулировать своё отношение к прочитанному;
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половины XIX века.
Тема 2.1.
Студент должен:
Культурно-историческое развитие России середины XIX
Русская
знать:
века, отражение его в литературном процессе. Феномен
литература
 закономерности историко-культурного процесса; русской литературы. Взаимодействие разных стилей и
второй
направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм.
уметь:
половины XIX
 соотносить развитие литературы с общественной Нравственные поиски героев.
века.
Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная
жизнью и культурой России ХIХ века;
полемика.
Тема 2.2. А.Н.Островский
Тема 2.2.1.
Студент должен:
Сведения из биографии.
А.Н.Островский знать:
Социально-культурная новизна драматургии
– драматург.
А.Н.Островского. темы «горячего сердца» и «темного мира» в
 понятие «драма»;
Социальнотворчестве.
 понятие «конфликт»;
культурная
«Гроза». Творческая история драмы. Жанровое своеобразие.
 содержание драмы «Гроза»;
новизна
Художественные
особенности драмы. Калинов и его обитатели
уметь:
(система персонажей).самобытность замысла. Символика
Тема 2.2.2.
 анализировать драму «Гроза»;
грозы. Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской
Пьеса
 определять род и жанр произведения;
А.Н.Островского  аргументировано формулировать своё отношение натуры.
Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.
«Гроза».
к прочитанному произведению;
Катерина в оценке Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев. Позиция
Творческая
автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда.
история драмы.
Тема 2.2.3.
Конфликт
романтической
личности с
укладом жизни,
лишённой

Кол-во
часов
4

2

2

2

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

1
нравственных
основ.
Тема 2.3. И.А.Гончаров.
Тема 2.3.1.
Студент должен:
И.А.Гончаров.
знать:
Основные этапы  понятие «Роман»;
жизни. Роман
 содержание романа «Обломов»;
«Обломов».
 факты жизни И.А. Гончарова;
Тема 2.3.2.
уметь:
Отражение
 анализировать эпизод романа;
социально соотносить произведение с общественной
психологических
жизнью;
проблем России
 формулировать своё отношение к прочитанному;
в романе
Гончарова
«Обломов».
Тема 2.4. И.С.Тургенев.
Тема 2.4.1.
Студент должен:
Основные этапы знать:
жизни и
 понятия «роман»;
творчества.
 содержание романа «Отцы и дети»;
Тема 2.4.2.
 эволюцию творческого мировоззрения И.С.
Роман «Отцы и
Тургенева;
дети» как
уметь:
система
 анализировать отдельные эпизоды романа;
российских
 соотносить роман «Отцы и дети» с общественной
социальных
жизнью России»;
противоречий в
 аргументированно формулировать своё
системе
отношение к прочитанному;
общественных
отношений.
Тема 2.4.3.
Художественные
образы романа

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Сведения из биографии. Роль В.Г. Белинского в жизни И.А.
Гончарова «Обломов». Творческая история романа.
Своеобразие сюжета и жанра произведения. Образ Обломова.
Оценка романа «Обломов» в критике (Н. Добролюбова, Д.И.
Писарева и др.) Прошлое и будущее России. Решение автором
проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих
отношений. (Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына).
Постижение авторского идеала человека, живущего в
переходную эпоху.

2

Сведения из биографии. Психологизм творчества Тургенева.
Тема любви в творчестве. Своеобразие художественной
манеры.
Смысл названия романа. Нравственная проблематика романа
и её общечеловеческое значение. Особенности композиции
романа. Базаров в системе образов. Любовная интрига в
романе. Базаров и родители. Конфликт «отцов» и «детей».
Авторская позиция в романе. Базаров и Кириловы. Базаров и
Одинцова. Значение заключительных сцен романа.

2

2

2

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

1
«Отцы и дети».
Тема 2.5 Н.Г.Чернышевский
Тема 2.5.1. Н.Г.
Студент должен:
Чернышевский., знать:
жизнь и
 понятия «роман»;
творчество
 содержание романа «Что делать?»;
Тема 2.5.2. Н.Г.
уметь:
Чернышевский
 анализировать отдельные эпизоды романа;
роман «Что
 аргументированно формулировать своё
делать?»
отношение к прочитанному;
Тема 2.6.
Студент должен:
Н.С.Лесков.
знать:
Повести
 основные факты жизни и творчества Н.С.
«Очарованный
Лескова;
странник».
уметь:
 анализировать художественное произведение;
 соотносить художественную литературу с
общественной жизнью»
Тема 2.7 М.Е. Салтыков- Щедрин.
Тема 2.7.1
Студент должен:
М.Е. Салтыковзнать:
Щедрин. Сказки.  понятия «сказка», «сатира», «гротеск», «Эзопов
Тема 2.7.2 М.Е.
язык»;
Салтыковуметь:
Щедрин.
 анализировать сказки;
История
 определять род и жанр произведения;
создания
 сопоставлять литературные сказки с народными;
«История одного
города»
Тема 2.8. Ф.М.Достоевский
Тема 2.8.1.
Студент должен:
Ф.М.Достоевски знать:
й. Роман

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Краткий очерк жизни и творчества Н.Г.Чернышевского.
эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе
«Что делать?» . Особенности жанра и композиции романа.
Утопические идеи в романе. Нравственные и идеологические
проблемы . «Женский вопрос» в романе. Образы
«новых»людей. Теория «разумного эгоизма» . образ
«особенного человека» Рахметова. Противопоставление
«новых людей» старому миру. Смысл финала романа.
Сведение из биографии. Художественный мир Н.С.Лескова.
Повести «Очарованный странник».
Особенности композиции и жанра повести. Смысл названия
повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.

2

Сведения из биографии. Жанровое своеобразие. Тематика и
проблематика сказок. Своеобразие фантастики в сказках.
Обобщенный смысл сказок.
Замысел и история создания «История одного города.
Своеобразие жанра. Композиция. Образ градоначальников.
Приемы сатирической фантастики

2

Сведения из биографии.
«Преступление и наказание». Своеобразие жанра.
Отображение русской действительности в романе.

2

2

2

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
1
2
«Преступление и  основные факты жизни Достоевского;
наказание»
 содержание произведения;
Тема 2.8.2.
уметь:
Ф.М.Достоевски  анализировать сцены из романа;
й. Роман
 соотносить художественное произведение с
«Униженные и
общественной жизнью;
оскорбленные»
 определять род и жанр произведения;
Тема 2.8.2.
 формулировать своё отношение к произведению.
Ф.М.Достоевски использовать знания для:
й. Роман
 создания связного текста;
«Идиот»
участия в дискуссии.
Тема 2.9. Л.Н.Толстой.
Тема 2.9.1.
Студент должен:
Л.Н.Толстой.
знать:
Духовные
 понятие «роман-эпопея»;
искания
 основные факты о жизни и творчестве Толстого;
писателя. Роман-  содержание романа «Война и мир»;
эпопея «Война и уметь:
мир»
 воспроизводить содержание романа;
Тема 2.9.2.
 анализировать отдельные эпизоды произведения;
Духовные
 выявлять темы и проблемы романа;
искания героев
 выявлять авторскую позицию;
романа.
 аргументированно формулировать своё
Тема 2.9.3.
отношение к прочитанному.
Кутузов и
 соотносить роман «Война и мир» с общественной
Наполеон.
жизнью и культурой;
Развенчание
идеи
«наполеонизма»
Тема 2.10. А.П.Чехов.
Тема 2.10.1.
Студент должен:
А.П.Чехов.
знать:
Художественное основные факты жизни и творчества А.П. Чехова;

Структурное содержание учебного материала
3
Проблематика романа. Смысл теории Раскольникова.
Символические образы в романе. Библейские мотивы в
произведении.
Жанровое своеобразие романа «Униженные и оскорбленные».
Особенности сюжета. Боль за униженных, угнетенных в
произведении. Сложный богатый внутренний мир «маленького
человека»
Жанровое своеобразие романа «Идиот». Особенности сюжета.
Философская глубина. Нравственная проблематика романа.
Трагичность отношения героев к внешнему миру.

Кол-во
часов
4

2

2

Биография. Жизненный и творческий путь. Духовные
искания писателя.
Роман-эпопея «Война и мир». «Жанровое своеобразие
романа. Особенности композиционной структуры романа.
Художественные принципы Художественные образы.
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова,
Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа
Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе
Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании
писателя.. Осуждение жестокости войны в романе.
Проблематика русского национального характера.

2

Сведения из биографии. Новаторство Чехова.
Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов .
Новый тип рассказа.

2

2

2

Наименование
разделов и тем
1
совершенство
рассказов.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

уметь:
 воспроизводить содержание рассказов;
 анализировать литературное произведение;
Тема 2.10.2.
Студент должен:
Драматургия
знать:
А.П.Чехова.
 понятия «драма», «ремарка», «реплика»,
Комедии
«конфликт», «комедия»;
«Вишнёвый
 содержание комедии «Вишнёвый сад»;
сад».
уметь:
 анализировать пьесу «Вишнёвый сад»;
 определять род и жанр произведения;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 3. Поэзия второй половины  века.
Тема 3.1. Обзор
Студент должен:
русской поэзии
знать:
второй
 понятия «поэзия»;
половины 
уметь:
века
 определять род и жанр произведения;
Тема 3.2.
Студент должен:
Ф.И.Тютчев.
знать:
А.А. Фет.
 основные факты жизни и творчества Ф.И.
Своеобразие
Тютчева;
лирики поэтов.
 стихотворения поэта;
 основные факты жизни и творчества А.А. Фета;
 стихотворения поэта;
уметь:
 анализировать лирическое произведение;
 определять тему лирического произведения;
 выявлять авторскую позицию;
 анализировать лирическое произведение;
 определять тему лирического произведения;
 выявлять авторскую позицию;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Комедия «Вишневый сад» - история создания, жанр, система
персонажей. Драматургия Чехова. «Вишнёвый сад» - вершина
драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная
беспомощность героев пьесы. Расширение границ
исторического времени в пьесе. Роль А.П. Чехова в мировой
драматургии театра.

2

Обзор русской поэзии второй половины  века, стилевое
жанровое и тематическое разнообразие русской лирики.

2

Сведения из биографии.
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Умом
Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим»,
«Последняя любовь», «Нам не дано предугадать...», «К.Б.» («Я
встретил Вас – и всё былое...»), «День и ночь», «Эти бедные
селенья» и др.
Философская, общественно-политическая и любовная
лирика. Художественные особенности лирики Ф.И. Тютчева.
Стихотворения: «Шёпот, робкое дыханье...», «Ещё майская
ночь...», «Это утро, радость эта...», «Ещё одно забывчивое
слово», «Вечер» и др.
Эстетические взгляды поэта и художественные особенности
лирики. темы, мотивы и художественное своеобразие лирики
А.А. Фета.

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 3.3.
А.К.Толстой.
Сатирическое
мастерство

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

Структурное содержание учебного материала
3
Биография. Идейно-тематические и художественные
особенности лирики. многожанровость наследия А.К.Толстого.
сатирическое мастерство Толстого.

Студент должен:
знать:
 факты из жизни и творчества А.К.Толстого;
 понятие «сатира»;
уметь:
 выявлять авторскую позицию;
 аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;
Тема 3.4.
Студент должен:
Сведения из биографии.
Н.А.Некрасов.
знать:
Стихотворения: «Родина», «Элегия», «Вчерашний день, часу
Жанровое
в шестом...», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди»,
 понятие «поэма»;
своеобразие
«Поэт и гражданин», «О Муза, я у двери гроба...», «Я не люблю
 понятие «тема» и «идея» литературного
лирики. Поэма
иронии твоей...», «Внимая ужасам войны...». Поэма «Кому на
произведения;
«Кому на Руси
Руси жить хорошо».
 содержание изучаемых стихотворений и поэмы;
жить хорошо».
Гражданский пафос лирики. Жанровое своеобразие лирики
уметь:
Некрасова.
Любовная лирика.
 анализировать лирическое произведение;
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр.
 анализировать отрывок поэмы;
Композиция.
Сюжет. Нравственная проблематика поэмы,
 соотносить художественную литературу с
авторская
позиция.
Многообразие крестьянских типов.
общественной жизнью;
Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни.
 определять род и жанр литературного
Образ женщины в поэме.
произведения;
 выразительно читать изученные произведения;
Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале  века.
Тема 4.1.
Студент должен:
Серебряный век как культурно историческая эпоха.
Введение в
знать:
Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Основные
русскую
тенденции развития прозы. Реализм и модернизм. Расцвет
 понятия «серебряный век»;
литературу ХХ
 основные факты жизни и творчества И.А. Бунина; религиозно-философской мысли.
века. И.А.
Сведения из биографии А.И.Бунина. Лирика А.И.Бунина.
 содержание рассказов Бунина;
Бунин. Лирика.
Философичность
лирики Бунина. Особенность поэтика И.А.
уметь:
Проза.
Бунина.
 выразительно читать стихотворения;
 сопоставлять стихотворения различных течений;
 воспроизводить содержание рассказов;

Кол-во
часов
4
2

2

2

Наименование
разделов и тем
1

Тема 4.2.
А.И.Куприн.
Тема любви в
повести
«Гранатовый
браслет».

Тема 4.3.
Серебряный век
русской поэзии.
М. Горький
пьесса «На
дне»Литературн
ые течения
поэзии русского
модернизма.
Тема 4.4. А.А.
Блок.
Тема родины в
лирике Блока.
Поэма
«Двенадцать».

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
 анализировать литературное произведение;
 выявлять темы и проблемы произведений;
Студент должен:
знать:
 основные факты жизни и творчества
А.И.Куприна;
 содержание повести «Гранатовый браслет»;
уметь:
 воспроизводить содержание литературного
произведения;
 анализировать повесть «Гранатовый браслет»;
 аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;
 писать сочинение;
Студент должен:
знать:
 понятия «серебряный век», «модернизм»,
«символизм», «акмеизм», «футуризм»,
«крестьянская поэзия»;
уметь:
 выразительно читать стихотворения;
 анализировать стихотворения;
 сопоставлять стихотворения различных течений;
 формулировать своё отношение к прочитанному;
Студент должен:
знать:
 основные факты жизни и творчества А.Блока;
 понятия «символизм», «поэма»;
уметь:
 анализировать литературное произведение;
 соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;
 определять род и жанр произведения;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Сведения из биографии.
Повесть «Гранатовый браслет».
Поэтическое изображение природы, богатство духовного
мира героев. Нравственные и социальные проблемы в
рассказах Куприна. Осуждение пороков современного
общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия
повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема
неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

2

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX –
начала ХХ века. Литературные течения поэзии русского
модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Новокрестьянская
поэзия.
Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и её
философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении
человека. Авторская позиция и способы её выражения.
Новаторство Горького – драматурга. Горький и МХАТ.
Горький-романист.

2

Сведения из биографии.
Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица,
фонарь, аптека...», «На железной дороге», Поэма «Двенадцать».
Лирика. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема
родины, тревога за судьбу России.
Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком
социального характера революции. Сюжет поэмы и её герои.
Борьба миров. Композиция, лексика, ритмика.
.

2

Наименование
разделов и тем
1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
 выявлять авторскую позицию;
 выразительно читать произведения;

Тема 5. Особенности развития литературы 1920х годов.
Тема 5.1.
Студент должен:
Литературный
знать:
процесс 1920х г.
 основные факты из жизни и творчества
В.В.Маяковский.
В.Маяковского;
 понятие «Футуризм»;
уметь:
 анализировать стихотворения В.Маяковского;
 выразительно читать литературные произведения;
 соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;
 аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;
Тема 5.2.
Студент должен:
С.А.Есенин.
знать:
Развитие темы
 понятие «поэтические средства художественной
родины как
выразительности»;
выражение
 основные факты жизни и творчества С.Есенина;
любви к России. уметь:
 выразительно читать изученные стихотворения;
 анализировать лирические произведения;
 сопоставлять литературные произведения;
 аргуметированно формулировать своё отношение
к прочитанному произведению;
Тема 5.3.
Студент должен:
А.А.Фадеев.
знать:
Роман
 факты из жизни и творчества А.А.Фадеева;
«Разгром».
 понятие «роман»;
уметь:
 анализировать эпизоды произведения;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Сведения из биографии.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!»,
«Скрипка и немножко нервно...», «Прозаседавшиеся»,
«Лиличка!».
Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание,
гиперболичность и пластика образов, яркость метафор,
контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и
действительности, несовершенства мира в лирике поэта.
Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в
стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличие мещанства и
«новообращённых».

2

Сведения из биографии.
Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо
матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Спит
ковыль. Равнина дорогая...», «Письмо к женщине», «Собаке
Качалова», «Я покинул родимый дом...», «Не жалею, не зову,
не плачу...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Русь
Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ...». Поэтизация русской
природы, русской деревни, развитие темы родины как
выражение любви к России.

2

Биография. Роман «Разгром». Гуманистическое направление
романа. Долг и преданность идее. Проблематика человека и
революции. Новаторский характер романа. Революционная
романтика.

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
1
2
 соотносить произведение с общественной
жизнью;
 выявлять авторскую позицию;
аргументированно формулировать своё отношение к
прочитанному;
Тема 6. Особенности развития литературы 1930 – 1940х годов.
Тема 6.1.
Студент должен:
Становление
знать:
русской
 основные факты жизни и творчества
культуры в
М.Цветаевой;
1930е г.
уметь:
М.И.Цветаева,
 анализировать лирическое произведение;
О.Э.
 выразительно читать стихотворения;
Мендельштам
 сопоставлять лирические произведения;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 6.2.
Студент должен:
А.П.Платонов.
знать:
Рассказ «В
 факты из жизни и творчества Платонова;
прекрасном и
 содержание изученного рассказа;
яростном мире». уметь:
 анализировать литературное произведение;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 6.3 И. Э.
Студент должен:
Бабель
знать:
«Канармия»
 факты из жизни и творчества Бабеля;
 содержание изученного рассказа;
уметь:
 анализировать литературное произведение;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 6.4. М.А. Булгаков.
Тема 6.4.1.
Студент должен:
М.А.Булгаков.
знать:
Роман «Белая

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Поворот к патриотизму в середине 1930х г. Первый съезд
советских писателей. Биография. Идейно-тематические
особенности поэзии М.И.Цветаевой. Художественные
особенности. Фольклорные и литературные образы и мотивы в
лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

2

Сведения из биографии. Поиски положительного героя
писателем. Единство нравственного и эстетического.
Принципы создания характеров. Социально-философское
содержание творчества А.Платонова.

2

Сведения из биографии. Проблематика и особенности
поэтики прозы Бабеля. Сочетание трагического и комического,
прекрасного и безобразного в книге рассказов «Конармия».

2

Сведения из биографии.
Романы: Белая гвардия», «Мастер и Маргарита».
«Белая гвардия». Изображение войны и офицеров белой

2

Наименование
разделов и тем
1
гвардия».
Тема 6.4.2. М.А.
Булгаков. Роман
«Мастер и
Маргарита»

Тема 6.5. А.Н.
Толстой. Роман
«Петр Первый»

Тема 6.6.
М.А.Шолохов.
Роман-эпопея
«Тихий Дон»
(обзор).

Тема 7.1.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала
2
3
гвардии
как
обычных
людей.
«Мастер
и Маргарита».
 факты из жизни и творчества писателя;
Своеобразие жанра. Система образов.
 понятие «роман»;
уметь:
 воспроизводить содержание романа;
 анализировать отдельные эпизоды произведения;
 формулировать своё отношение к произведению;
 соотносить художественную литературу с
общественной жизнью;
 выявлять авторскую позицию;
Студент должен:
Биография. Роман «Петр Первый» - исторический материал и
знать:
художественный вымысел в романе. Обзор Петра. Народ в
романе. Пафос, борьба за могущество и величие России.
 факты из жизни и творчества А.Н.Толстого;
 понятие «роман»;
уметь:
 анализировать эпизоды произведения;
 соотносить произведение с общественной
жизнью;
 выявлять авторскую позицию;
аргументированно формулировать своё отношение к
прочитанному;
Студент должен:
Сведения из биографии.
знать:
«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и
казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра.
 факты из жизни и творчества Шолохова;
Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира
 понятие «роман-эпопея»;
в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и
уметь:
гуманизм романа.
 анализировать эпизоды произведения;
 соотносить произведение с общественной
жизнью;
 выявлять авторскую позицию;
 аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному;
Тема 7. Особенности развития литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Студент должен:
Жизненный и творческий путь.

Кол-во
часов
4

2

2

2

Наименование
разделов и тем
1
А.А.Ахматова.
Лирика. Поэма
«Реквием».

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

знать:
 основные факты жизни и творчества;
 понятие «поэта»;
уметь:
 анализировать стихотворения и поэму;
 выразительно читать лирические произведения;
 определять род и жанр произведения;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 7.2
Студент должен:
Б.Л.Пастернак.
знать:
Роман «Доктор
 основные факты жизни и творчества
Живаго».
Б.Пастернака;
Лирика
уметь:
 выразительно читать стихотворения;
 анализировать лирическое произведение;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 8. Особенности развития литературы 1950 – 1980х годов.
Тема 8.1.
Студент должен:
Развитие
знать:
литературы 1950  понятия «проза»;
– 1980х г. в
уметь:
контексте
 воспроизводить содержание литературного
культуры
произведения;
 соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;
выявлять авторскую позицию;
Тема8.2.
Студент должен:
Творчество
знать:
писателей
 понятия «направления» и «течения»;
прозаиков в
уметь:
1950-1980е г.
 сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью;

Структурное содержание учебного материала
3
Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний
поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность
лирики периода первой мировой войны: судьба страны и
народа..
Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы.
Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.
Своеобразие лирики Ахматовой.

Кол-во
часов
4

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики.
Эволюция поэтического стиля. История создания романа
«Доктор Живаго». Жанровое своеобразие. Тема интеллигенции
и революции. Особенности композиции романа. Система
образов романа.

2

Основные направления и течения художественной прозы 1950
– 1980х годов. Тематика и проблематика, трагизм и
новаторство. Новое осмысление проблемы человека на войне.
Изображение жизни советской деревни.

2

Особенности направления и течения. Проблема и
проблематика, традиции и новаторство в произведениях
прозаиков. Историческая тема в советской литературе.

2

Наименование
разделов и тем
1
Тема 8.3.
Творчество
поэтов в 1950 –
1980е годы.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2

Студент должен:
знать:
 лирику поэтов фронтовиков;
уметь:
 сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью и культурой;
выразительно читать стихотворения;
Тема 8.4.
Студент должен:
Драматургия
знать:
1950 – 1980х г.
 понятия «драма», «драматургия»;
уметь:
 воспроизводить содержание литературного
произведения;
 соотносить художественную литературу с
общественной жизнью и культурой;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 8.5.
Студент должен:
А.Т.Твардовский знать:
Лирика.
 факты жизни и творчества А.Т.Твардовского.
уметь:
 выразительно читать произведения;
 сопоставлять литературные произведения;
Тема 8.6.
Студент должен:
А.И.Солженицы знать:
н. Повесть
 содержание изученных литературных
«Один день
произведений;
Ивана
 основные факты жизни и творчества
Денисовича»,
А.И.Солженицына;
Рассказ
уметь:
«Матренин
 воспроизводить содержание литературных
двор»
произведений;
 анализировать литературные произведения;
 соотносить рассказы Солженицына с

Кол-во
часов

Структурное содержание учебного материала
3
Развитие традиций русской классики и поиски нового
поэтического языка, формы, жанры. Лирика поэтов
фронтовиков.

4
2

Особенности драматургии. Жанры и жанровые разновидности

2

Биография. Творчество. Особенности поэтического мира.
Автобиографизм поэзии Твардовского. Образ лирического
героя.

2

Сведения из биографии.
«Матренин двор» А.И.Солженицын. Отражение конфликтов
истории в сдьбах героев. Характеры героев. Мастерство
Солженицына – психолога: глубина характеров, историкофилософское обобщение в творчестве писателя.

2

Наименование
разделов и тем

Содержание обучения по дисциплине

Знать, уметь
Структурное содержание учебного материала
1
2
3
общественной жизнью и культурой 2-ой
половины ХХ века;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 8.7.
Студент должен:
Сведения из биографии. Поза. Нравственная проблематика
А.В.Вампилов.
знать:
пьес. Пьеса «Старший сын». Анализ.
Жизнь и
 содержание изученных литературных
творчество.
произведений;
Пьеса «Старший  основные факты жизни и творчества
сын»
А.И.Вампилова;
уметь:
 воспроизводить содержание литературных
произведений;
 анализировать литературные произведения;
 выявлять авторскую позицию;
Тема 9. Русское литературное зарубежье 1920-1990х годов. (Три волны эмиграции)
Тема 9.1. В.
Студент должен:
Первая волна эмиграции. Характерные черты литературы
Набоков
знать:
русского зарубежья 1920-1930х г. Творчество писателей.
«Машенька»
Вторая волна эмиграции. Творчество писателей.
 понятия «волна эмиграции»;
Третья волна эмиграции. Творчество писателей.
уметь:
 сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью и культурой;
 выразительно читать стихотворения;
Тема 10. Особенности развития литературы конца 1980 – 2000х годов.
Тема 10.1.
Студент должен:
Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров.
Общественно
знать:
Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980 – 1990х
культурная
г. «Задержанная» и «возвращенная» литература.
 понятия «задержанная»,
ситуация в
Произведения А. Солженицына, А.Бека и других.
«возвращенная»литература;
России конца
уметь:
 - начала   сопоставлять литературное произведение с
века.
общественной жизнью и культурой;
 выразительно читать;
Тема 10.2.
Студент должен:
Проза А.Солженицына, В.Распутина, Ф.Искандера, Ю.Коваля,
Проза.
знать:
В.Маканина, С.Алексеевич, О.Ермакова и др.

Кол-во
часов
4

2

2

2

2

Наименование
разделов и тем
1

Тема 10.2.3.
Развитие разных
традиций в
поэзии.

Тема 10.4.
Духовная
поэзия.

Итоговое
занятие

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
2
 понятия «проза»;
уметь:
 анализировать стихотворение;
 сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью и культурой;
 выразительно читать стихотворения;
Студент должен:
знать:
 понятия «поэзия»;
уметь:
 анализировать стихотворение;
 сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью и культурой;
 выразительно читать стихотворения;
Студент должен:
знать:
 понятия «духовная поэзия»;
уметь:
 анализировать стихотворение;
 сопоставлять литературное произведение с
общественной жизнью и культурой;
 выразительно читать стихотворения;

Структурное содержание учебного материала
3

Кол-во
часов
4

Поэзия Б.Ахмадулиной, Т.Бек, Н.Горбаневского, А.Жигулина,
В.Соколова, О.Чухонцева и др.

2

Духовная поэзия С.Аверинцева, И.Раташинского,
Н.Горбаневского и др.

2

Повторение пройденного материала

1

5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование кабинета: учебная и справочная литература, нормативнотехническая документация, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска,
аудио- и видеозаписи, видеофильмы,
Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или
частично практическими.

7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»
Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»
Введение.

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)
ОК.2

Основные показатели результатов
подготовки

Определение особенностей
литературной борьбы первой половины
XIX века.

Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века.
Тема 1.1. А.С.
ОК.3
Определение особенностей творчества
Пушкин. Жизнь и
А.С. Пушкина
творческий путь.
Темы и мотивы
лирики поэта
Тема 1.2.
ОК.4
Умение анализировать стихотворения
М.Ю.Лермонтов.
М.Ю.Лермонтова
Основные мотивы
лирики

Формы и
методы
контроля
Устное
собеседование

Устное
собеседовании.

Викторина
(тест) по
творчеству
М.Ю.Лермонт
ова. Устное
собеседование
Устное
собеседование

Тема 1.3.
ОК.6
Определение художественного
Н.В.Гоголь.
своеобразия сборника Н.В.Гоголя
«Петербургские
«Петербургские повести».
повести»,
«Портрет»,
Тема 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века.
Тема 2.1. Русская
ОК.6
Определение литературной второй
Устное
литература второй
половины XIX века.
собеседование
половины XIX века.
Тема 2.2. А.Н.Островский.
Тема 2.2.1.
ОК.4,6
Определение своеобразия драматургии Доклад
А.Н.Островский –
А.Н.Островского
драматург.
Социальнокультурная новизна .
Тема 2.2.2. Пьеса
ОК.4,6
Определение своеобразия драматургии Рецензии на
А.Н.Островского
А.Н.Островского
сочинение
«Гроза». Творческая
история драмы.
Тема 2.2.3.
ОК.4,6
Определение своеобразия драматургии Доклад
Конфликт
А.Н.Островского
романтической
личности с укладом
жизни, лишённой
нравственных основ.
Тема 2.3. И.А.Гончаров.
Тема 2.3.1.
ОК.5
Умение соотносить роман «Обломов» с Диспут.
И.А.Гончаров.
общественной жизнью России.
Основные этапы
жизни. Роман

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

«Обломов».
Тема 2.3.2.
ОК.5
Отражение
социальнопсихологических
проблем России в
романе Гончарова
«Обломов».
Тема 2.4. И.С.Тургенев.
Тема 2.4.1.
ОК.3
И.С.Тургенев
Основные этапы
жизни и творчества
Тема 2.4.2. Роман
ОК.3
«Отцы и дети» как
система российских
социальных
противоречий в
системе
общественных
отношений.
Тема 2.4.3.
ОК.3
Художественные
образы романа
«Отцы и дети». И.А.
Тургенева
Тема 2.5. Н.Г.Чернышевский.
Тема 2.5.1. Н.Г.
ОК.3
Чернышевский.
Жизнь и творчество
Тема 2.5.2.
ОК.3
Н.Г.Чернышевский.
роман «Что делать?»
Тема 2.6.
ОК.2
Н.С.Лесков. Повесть
«Очарованный
странник».
Тема 2.7. М.Е.Салтыков-Щедрин.
Тема 2.7.1.
ОК.4
М.Е.СалтыковЩедрин. Сказки.
Тема 2.7.2.
ОК.2
М.Е.СалтыковЩедрин. История
создания «История
одного города.
Тема 2.8. Ф.М.Достоевский.
Тема 2.8.1.
ОК.2

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

Умение соотносить роман «Обломов» с
общественной жизнью России.

Устное
собеседование

Определение условий формирования
творческого мировоззрения И.С.
Тургенева.

Устное
собеседование
Диспут.

Написание реферата: «И.С.Тургенев.
Стихотворения в прозе: тематика,
основные мотивы, жанровое
своеобразие»

Защита
рефератов

Умение соотносить роман «Отцы и
дети» с общественной жизнью России.

Устное
собеседование

Определение условий формирования
творческого мировоззрения Н.Г.
Чернышевского.
Умение соотносить роман «Что
делать?» с общественной жизнью
России.
Определение особенностей творчества
Н.С.Лескова

Диспут.

Определение художественных
особенностей сказок М.Е.СалтыковаЩедрина.

Устное
собеседование

Определение художественного
своеобразия «История одного города».

Устное
собеседование

Определение особенностей творчества

Устное

Устное
собеседование
Устное
собеседование

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Ф.М.Достоевский.
Ф.М.Достоевского.
Роман
«Преступление и
наказание»
Тема 2.8.2.
ОК.2
Определение художественного
Ф.М.Достоевский.
своеобразия «Униженные и
Роман «Униженные
оскорбленные».
и оскорбленные»
Тема 2.8.2.
ОК.2
Определение условий формирования
Ф.М.Достоевский.
творческого мировоззрения.
Роман «Идиот»
Ф.М.Достоевского.
Тема 2.9. Л.Н.Толстой.
Тема 2.9.1.
ОК.4,6
Определение условий духовных исканий
Л.Н.Толстой.
Л.Н.Толстого.
Духовные искания
писателя. Романэпопея «Война и
мир»
Тема 2.9.2.
ОК.2,5
Определение духовных исканий героев
Духовные искания
романа «Война и мир».
героев романа.
«Война и мир».
Тема 2.9.3. Кутузов
ОК.2,5
Умение аргументировано
и Наполеон.
формулировать своё отношение к
Развенчание идеи
прочитанному.
«наполеонизма».
Тема 2.10. А.П. Чехов.
Тема 2.10.1.
ОК.3
Умение анализировать рассказы
А.П.Чехов.
А.П.Чехова.
Художественное
совершенство
рассказов.
Тема 2.10.2.
ОК.6,7
Умение анализировать пьесу; выявление
Драматургия
авторской позиции, знание содержания
А.П.Чехова.
пьесы.
Комедия
«Вишнёвый сад».
Тема 3. Поэзия второй половины  века.
Тема 3.1. Обзор
ОК.6
Определение особенностей русской
русской поэзии
поэзии второй половины XIX века.
второй половины
 века.
Тема 3.2.
ОК.4
Знание стихов поэта, умение
Ф.И.Тютчев.
анализировать лирическое
А.А.Фет. Лирика.
произведение.
Своеобразие лирики
поэтов.
Тема 3.3.
ОК.4
Знание стихов поэта, умение

Формы и
методы
контроля
собеседование

Устное
собеседование
Диспут.

Устное
собеседование

Устное
собеседование
Устное
собеседование

Устное
собеседование
Диспут.
Устное
собеседование
Выступление с
докладами.

Устное
собеседование
Устное
собеседование
Чтение
стихотворений
.
Устное

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

А.К.Толстой.
анализировать сатирическое
собеседование
Сатирическое
произведение.
мастерство.
Тема 3.5.
ОК.6
Определение основных тем и идей
Устное
Н.А.Некрасов.
лирики Н.А.Некрасова Определение
собеседование
Жанровое
своеобразия поэмы «Кому на Руси
своеобразие лирики.
жить хорошо».
Поэма «Кому на
Руси жить хорошо».
Тема 4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале  века.
Тема 4.1. Введение в
ОК2,.4
Определение особенностей развития
Устное
русскую литературу
русской поэзии.
собеседование
ХХ века.
Воспроизведение содержания рассказы Чтение
И.А.Бунина. Лирика.
И.А.Бунина.
стихотворения
Проза.
Умение выявлять тему и проблему
наизусть.
рассказа.
Тема 4.2.
ОК.2
Воспроизведение содержания повести.
Дискуссия.
А.И.Куприн. Тема
Умение аргументировать своё
Конкурс
любви в повести
отношение к прочитанному. Написание сочинений по
«Гранатовый
сочинения-миниатюры.
повести
браслет».
«Гранатовый
браслет».
Тема 4.3.
ОК.2,3
Определение особенностей развития
Устное
Серебряный век
русской поэзии.
собеседование
русской поэзии М.
Умение аргументированно излагать
Горький пьеса «На
свою позицию в сочинениидне»
рассуждении.
Использование своих знаний в
дискуссии.
Тема 4.4. А.А. Блок.
ОК.6
Умение анализировать литературное
Устное
Тема родины в
произведение. Определение
собеседование
лирике Блока. Поэма
особенностей общественной жизни
Прослушивание
«Двенадцать».
начала ХХ века.
выразительног
о чтения
стихов
А.Блока.
Тема 5. Особенности развития литературы 1920х годов.
Тема 5.1.
Ок.2
Умение выразительного чтения и
Устное
Литературный
анализа стихотворения В.Маяковского. собеседование
процесс 1920х г.
Аргументированно
В.В.Маяковский.
формулировать своё отношение к
прочитанному.
Тема 5.2.
ОК.7
Определение особенностей лирики
Устное
С.А.Есенин..
С.Есенина.
собеседование
Развитие темы
Умение выразительно читать и
Литературная
родины как
анализировать стихотворения
гостиная по
выражение любви к
С.Есенина.
творчеству
России.
С.Есенина.
Тема 5.3. А.А.
ОК.3
Умение анализировать литературное
Устное

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Фадеев. Роман
«Разгром».

Формы и
методы
контроля

произведение. Определение
особенностей общественной жизни
начала ХХ века.
Тема 6. Особенности развития литературы 1930-начала 1940х годов.

собеседование
Диспут.

Тема 6.1.
Становление новой
культуры в 1930е г.
М.И.Цветаева. О.Э.
Мендельштам.
Тема 6.2.
А.П.Платонов.
Рассказ «В
прекрасном и
яростном мире».
Тема 6.3. И.Э.
Бабель. «Конармия»

ОК.4

Определение тематики поэзии
М.Цветаевой.
Определение особенностей лирики
поэта.

Устное
собеседование

ОК.5

Определение особенностей творчества
А.Платонова.

Диспут.

ОК.5

Определение жанровых особенностей
романа. Выявление авторской позиции.

Доклады,
устное
собеседование

Тема 6.4. М.А.Булгаков.
Тема 6.4.1.
ОК.2, 4, 5
Умение выявлять авторскую позицию и Доклады,
М.А.Булгаков.
аргументировано формулировать своё
устное
Роман «Белая
отношение к прочитанному.
собеседование
гвардия».
Тема 6.4.2.
ОК.2, 4, 5
Умение выявлять авторскую позицию и Доклады,
М.А.Булгаков.
аргументировано формулировать своё
устное
Роман «Мастер и
отношение к прочитанному.
собеседование
Маргарита».
Тема 6.5.
ОК.3
Умение анализировать литературное
Устное
А.Н.Толстой. Роман
произведение.
собеседование
«Петр Первый»
Диспут.
Тема 6.6.
ОК.3
Определение жанровых особенностей
Устное
М.А.Шолохов.
романа «Тихой Дон». Выявление
собеседование
Роман-эпопея
авторской позиции.
«Тихий Дон» (обзор)
Тема 7. Особенности развития литературы периода ВОВ и первых послевоенных лет.
Тема 7.1.
ОК.2
Умение аргументировать
Устное
А.А.Ахматова.
литературное произведение. Выявление собеседование
Лирика. Поэма
авторской позиции
Доклады.
«Реквием».
Тема 7.2.
ОК.2
Умение выразительного чтения и
Устное
Б.Л.Пастернак.
анализа лирического произведения.
собеседование
Роман «Доктор
Определение своеобразия лирики
Живаго».
Б.Пастернака.
Тема 8. Особенности развития литературы 1950-1980х годов.
Тема 8.1. Развитие
ОК.2,5
Определение проблем развития
Устное
литературы 1950литературы 1950-1980г.
собеседование
1980г. в контексте
культуры
Тема 8.2. Творчество
ОК.2,5
Определение современной прозы.
Устное

Раздел (тема)
программы
учебной
дисциплины
«Литература»

Результаты
(освоенные
общие и
профессиональн
ые
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

писателей прозаиков
собеседование
в 1950-1980г.
Тема 8.3.
ОК.2,5
Умение выразительного чтения и
Устное
Творчество поэтов в
анализа лирического произведения.
собеседование
1950-1980е г.
Тема 8.4.
ОК.2,5
Определение проблем современной
Устное
Драматургия 1950драматургии.
собеседование
1980г.
Тема 8.5.
ОК.2
Умение выразительного чтения и
Устное
А.Т.Твардовский.
анализа лирического произведения.
собеседование
Лирика
Доклады.
Тема 8.6.
ОК.3
Умение аргументировано
Устное
А.И.Солженицын.
формулировать своё отношение к
собеседование
Повесть «Один день
прочитанному.
Чтение
Ивана Денисовича».
произведений.
Рассказ «Матренин
двор»
Тема 8.7.
ОК.3
Умение аргументировано
Устное
А.В.Вампилов.
формулировать своё отношение к
собеседование
Драма «Утиная
прочитанному.
Чтение
охота».
произведений.
Тема 9. Русская литературное зарубежье 1920-1990х годов (Три волны эмиграции)
Тема 9.1. В Набоков
ОК.2,5
Умение аргументировано
Устное
«Машенька»
формулировать своё отношение к
собеседование
прочитанному.
Тема 10. Особенности развития литературы конца 1980- 2000х годов.
Тема 10.1.
ОК.2
Определение особенностей русской
Устное
Общественнолитературы последних десятилетий.
собеседование
культурная ситуация
Диспут.
в России конца  начала  века.
Тема 10.2. Проза
ОК.2,5
Определение особенностей прозы.
Устное
собеседование
Тема 10.3. Развитие
ОК.2,5
Определение особенностей поэзии.
Устное
разных традиций в
собеседование
поэзии.
Тема 10.4. Духовная
ОК.2,5
Определение особенностей поэзии
Устное
поэзия.
собеседование
Дифференцированн
ОК.4
ый зачет

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент
результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
Отлично
4
Хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».