Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» __________________ В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы агрономии» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии агрономических дисциплин Председатель _________С.Н. Пильщиков Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе ________________________ Т.В. Шитова Протокол №___ от «____»_______20___г. Протокол № ___ от «_____»_______20_____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы агрономии» Разработчик: Шмырева Н.Н., преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014 г. № 454) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.05 «Агрономия». Рецензия на рабочую программу учебной дисциплины «Основы агрономии» ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 35.02.05 «Агрономия». Программа предусматривает вариативную часть учебного плана ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум», в которой указаны дополнительные профессиональные компетенции, рекомендуемые работодателями и социальными партнерами. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе обязательная аудиторная работа 32 часа; самостоятельная работа 16 часов. Рабочая программа состоит из четырех разделов: - паспорт рабочей программы; - структура и содержание учебной дисциплины; - условия реализации учебной дисциплины; - контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. В паспорте рабочей программы учебной дисциплины определены область применения рабочей программы, место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, цели и задачи учебной дисциплины. Преподавателем составлен тематический план, в котором отражено содержание учебного материала, объём часов, уровень освоения по каждой теме. Данная рабочая программа может быть рекомендована для изучения дисциплины «Основы агрономии» в учебных заведениях среднего профессионального образования. Рецензент: Доцент кафедры агрономия и ландшафтной архитектуры национального исследовательского МГУ им. Н.П. Огарева Аграрного института С.В. Емельянов 1. Паспорт программы учебной дисциплины ОП.02 «Основы агрономии» 1.1. Область применения. Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 «Основы агрономии» является элементом основной образовательной программы «Агрономия» ОП.00. 1.2. Цели и задачи программы, требования к результатам усвоения: уметь: - определять виды, разновидности и сорта культурных растений; - определять особенности выращивания отдельных культур с учетом их биологических особенностей; знать: - основные культурные растения, их происхождение и одомашивание; - возможности хозяйственного использования культурных растений; - основные приемы и методы растениеводства. 1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Основы агрономии» - максимальная учебная нагрузка обучающегося – 48 часов; - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся – 32 часа; в том числе: - лабораторно-практические занятия – 12 часов; - самостоятельной работе обучающегося – 16 часов; - итоговая аттестация – дифференцированный зачет. 2. Результаты усвоения программы «Основы агрономии» Результатом усвоения программы «Основы агрономии» являются общие (ОК) и профессиональные компетенции (ПК). ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК.1. Выбирать агротехнологии для различных сельскохозяйственных культур. ПК.2. Готовить посевной и посадочной материал. ПК.3. Осуществлять уход за посевами и посадками сельскохозяйственных культур. ПК.4. Определять качество продукции растениеводства. ПК.5. Проводить уборку и первичную обработку урожая. 3. Структура и содержание учебной дисциплины «Основы агрономии» 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: лабораторные занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы Итоговая аттестация – дифференцированный зачет Количество часов 48 32 12 16 16 3.2. Тематический план учебной дисциплины «Основы агрономии» Коды общих и профессиональных компетенций Наименование разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Основы агрономии» Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 1 2 3 3 33 6 ОК.1-3 ПК 1.1. ОК 1-3 ПК 1.1. ОК 1-3 ПК 1.1. ОК 1-3 ПК 1.1. ОК 1-3 ПК 1.1. ОК 1-3 ПК 1.1. ОК 1-5 ПК 1.1. Введение. Раздел 1. Культурные растения Тема 1.1. Классификация и центры происхождения культурных растений Тема 1.2. Крахмалоносные растения Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Обязательная аудиторная Самостояучебная нагрузка обучающегося тельная работа обучающегося Всего, В т.ч. в т.ч. Всего, часов часов лаборатор курсовая ные работа занятия и (проект) часов практичес кие занятия, часов 4 5 6 7 2 1 22 10 11 4 2 2 6 4 2 - 2 Тема 1.3. Сахароносные растения 3 2 - - 1 Тема 1.4. Зерновые бобовые культуры 6 4 2 - 2 Тема 1.5. Масличные растения 6 4 2 - 2 Тема 1.6. Волокнистые растения 6 4 2 - 2 Раздел 2. Основные приемы и методы растениеводства Тема 2.1. Традиционные технологии выращивания культурных растений 12 3 8 2 2 - - 4 1 Коды общих компетенций Наименование разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Основы агрономии» Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Обязательная аудиторная Самостояучебная нагрузка обучающегося тельная работа обучающегося Всего, в т.ч. в т.ч. Всего, часов часов лаборатор курсовая ные работа занятия и (проект) часов практичес кие занятия, часов 4 5 6 7 2 2 1 ОК. 1-5 ПК 1.1. ОК 1-5 ПК 1.1. 2 Тема 2.2. Интенсивность технологии выращивания культурных растений Тема 2.3. Агротехника основных культур 3 4 5 4 - - 2 Итого 48 32 12 - 16 3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «Основы агрономии» Наименование разделов и тем 1 Введение Раздел 1. Культурные растения Тема 1.1. Классификация и центры происхождения культурных растений Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Агрономия – важнейшая наука. Краткая знать: история развития агрономии. Задачи в - понятие агрономии; области агрономии. - краткую историю развития; Самостоятельная работа - цели и задачи в области Задание 1. Прочитать материал учебника агрономии (Л.1, с.3) Количест во часов Уровень усвоения 4 2 5 1 18 Студент должен: знать: - классификацию происхождения растений Классификация, центры происхождения по Н.И. Вавилову. Регионы одомашивания и центры растений, группы растений по давности культурных одомашивания, пути распространения культурных растений по регионам и современное растениеводство. уметь: Самостоятельная работа - ориентироваться в растениях по Задание 1. Заполнить таблицу № 2 (Л.-1, группам с.7) 2 1,2 Наименование разделов и тем 1 ЛПЗ № 1. Изучение центров происхождения культурных растений Тема 1.2. Крахмалоносные растения ЛПЗ № 2. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Интродукция. Закономерности в знать: распространении культурных растений центры происхождении на земном шаре. Китайский, Индийский, культурных растений Переднеазиатский, Среднеазиатский, Средниземноморский, Абиссинский, уметь: Центральноамерканский центры - определять видовое происхождения культурных растений разнообразие центров происхождения культурных растений Студент должен: Крахмалосныен растения. Настоящие знать: хлеба (пшеница, рожь, тритикале, ячмень, - виды, особенности морфологии, овес), хлеба второй группы (кукуруза, биологии и технологии просо, сорго, рис); крупяная культура – выращивания крахмалоносных гречиха; растения, не относящиеся к растений семейству злаковых, в т.ч. тропические и субтропические крахмалоносы. уметь: Самостоятельная работа - определять виды, разновидности Задание 1. Заполнить таблицу № 5 (Л.-1, крахмалосных растений; с.24) - определять особенности их выращивания Студент должен: Зерновые хлеба I и II группы, их отличие Количест во часов Уровень усвоения 4 2 5 2 1,2 Изучение видов, разновидностей, сортов крахмалоносных растений Тема 1.3. Сахароносные растения знать: - особенности растений по морфологии, биологии и крахмалоносных хозяйственному использованию. Тритикале. Гречиха. Виды и разновидности крахмалоносных растений. уметь: отличать крахмалоносные растения по внешнему виду Студент должен: знать: - виды, особенности морфологии, биологии и агротехники сахарной свеклы Сахароносные (сахарная свекла, сахарной тростник и др.) и инсулиноносные растения (топинамбур, цикорий), их морфология, биология и агротехника. Самостоятельная работа. Задание 1. Ответить письменно на контрольные вопросы (Л.1, с. 202) 2 Зернобобовые культуры и решение проблемы растительного белка: горох, фасоль, бобы, чечевица, нут, соя и др. их морфология, биология, приемы выращивания. Самостоятельная работа. уметь: Задание 1. Выполнить контрольные - определять виды, разновидности, задания (Л.1, с. 178-179) сорта; - определять особенности их выращивания 2 уметь: - определять виды, разновидности, сорта; - определять особенности их выращивания Тема 1.4. Зерновые Студент должен: бобовые культуры знать: - виды, особенности морфологии, биологии и агротехники сахарной свеклы 1 1 1,2 Наименование разделов и тем 1 ЛПЗ № 3. Изучение видов, разновидностей, сортов зерновых бобовых культур Тема 1.5. Масличные растения Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Зерновые бобовые культуры. Горох. Чина. знать: Чечевица. Фасоль. Со. Нут. Кормовые - виды, разновидности, сорта бобы. Триединое значение зерновых зерновых бобовых культур бобовых культур. Разновидности. Морфология зерновых бобовых культур. уметь: - определять зерновые бобовые культуры по внешнему виду; - определять особенности их выращивания Студент должен: Растения, дающие жирные масла: знать: подсолнечник, лен, масличные, кунжут, - виды, особенности морфологии, арахис, рапс и др. Эфирномасличные биологии, агротехники растения. Их морфология, биология, подсолнечника приемы выращивания Самостоятельная работа. уметь: Задание 1. Ответить на контрольные - определять виды, разновидности, вопросы и выполнить задание (Л.1-1, сорта масличных; с.241) - определять особенности их выращивания Количест во часов Уровень усвоения 4 2 5 2 1 Наименование разделов и тем 1 ЛПЗ № 4. Изучение видов, разновидностей, сортов масличных культур Тема 1.6. Волокнистые растения ЛПЗ № 5. Изучение видов, разновидностей и Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Подсолнечник – основная масличная знать: культура страны и РМ. Характеристика - виды, разновидности, сорта масел. Высыхаемость масла. Лузжистость масличных культур и панцирность подсолнечника. Подвиды: грызовой, масличный и межеумок, их уметь: морфологическое отличие. - определять масличные культуры по морфологии Студент должен: Волокнистые растения. Лен, хлопчатник, знать: конопля. Их характеристика, - виды, разновидности, биологические особенности, строение. особенности морфологии, Виды и разновидности. Приемы биологии и агротехники выращивания. волокнистых растений Самостоятельная работа. Задание 1. Составить план выращивания уметь: конопли на волокно (Л.-1, с.251-254) - определять виды, разновидности волокнистых растений; - определять особенности их выращивания Студент должен: Конопля – основная волокнистая культура знать: Мордовии. Использование конопли на - виды, разновидности и сорта зеленец и семена. Двухстороннее Количест во часов Уровень усвоения 4 2 5 2 1 2 Наименование разделов и тем 1 сортов волокнистых растений Раздел 2. Основные методы, приемы и методы растениеводства Тема 2.1. Традиционные технологии выращивания культурных растений Тема 2.2. Интенсивные технологии Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 волокнистых растений использование. Продукты конопли. Качество волокна. Переработка стеблей на уметь: волокно. Одиодомная конопля. - определять растения по морфологическим признакам Количест во часов Уровень усвоения 4 2 5 6 Студент должен: знать: - основные традиционные приемы и методы выращивании культурных растений уметь: - владеть агротехническими приемами выращивании культурных растений; Студент должен: знать: - основные приемы и методы Понятие технологии возделывания. Виды технологий. Традиционная технология: способы посева, ухода и уборки культуры. Самостоятельная работа Задание 1. Описать основные требования к выращиванию культурных растений (Л.-1, с.46-49) Интенсивные технологии выращивания культурных растений. Элементы интенсивной технологии: размещение по 1 Наименование разделов и тем 1 выращивания культурных растений ПЗ № 1. Составление агротехплана выращивания яровой пшеницы Тема 2.3. Агротехника основных культур Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 интенсивной технологии, ее лучшим предшественникам, дробное особенности применение азотных удобрений, оставление колеи при посеве, уметь: интегрированная система защиты - определять особенности растений от вредителей, болезней и выращивания культур с учетом их сорняков. биологии Самостоятельная работа Задание 1. Прочитать материал практикума по растениеводству (Л.-2, с.94-95) и составить краткий конспект. Студент должен: Агротехника яровой пшеницы. Выбор знать: участка. Обработка почвы. Подготовка - агротехнику яровой пшеницы семян яровой пшеницы к посеву. Посев: срок, норма высева семян, глубина их уметь: заделки, способ посева. Уход: борьба с - составлять агротехплан по вредителями, болезнями и сорняками на выращиванию яровой пшеницы посевах яровой пшеницы. Подкормка. Уборка урожая. Студент должен: Агротехника яровой пшеницы, картофеля, знать: гороха, кукурузы. Севообороты. - агротехнику основных культур Обработка почвы. Система удобрения. Подготовка семян к посеву. Способ, срок посева. Норма высева и глубина заделки Количест во часов Уровень усвоения 4 5 1 2 2 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 уметь: семян. Уход за посевами - составлять агротехплан по сельскохозяйственных культур. Уборка выращиванию культуры урожая: комплекс машин, срок, способ уборки. Самостоятельная работа Задание 1. Заполнить технологическую схему возделывания проса (Л.1, с. 109117) Количест во часов Уровень усвоения 4 5 1 Технологическая схема возделывания проса Предшественник картофель № п/п Технологическая операция Агрегат Машина Орудия Агротехнические требования 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы агрономии» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио – и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов. № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Перечень приборов и оборудования, наглядных пособий Автомобиль Газ 3507 Компьютер Ноутбук Трактор МТЗ-82, МТЗ-82.1 Комбайн ДОН-15 00Б, АКРОС – 55 Плуг ПЛН-8-40 Протравитель семян ПСШ – 3 Сеялки СУБМ-3,6, СЗ-5 и 4, СЗУ – 3,6 А, СО – 4,2 Зерноочистительные машины ПС-10 Дискатор БДМ-4 Культиваторы ИМТ 16-61, КСП 5, КТМ 8, КОН – 2,8, КПС – 4 Опрыскиватели ОП 2000 с навесным оборудованием «Радуга-5» Кормораздатчик РКТ – 10- 02 Пневмосортировательная машина ПСМ-10 Разбрасыватель минеральных удобрений МВУ 1200 Косилка КДМ -2,1, КС – 2А, КРН – 2,1 Рулонный пресс уборщик ПР - 180 Грабли ГВ -4,6 Дискатор БДМ 3х2 Эксперт – рН-метр № 2142 Прибор для определения кислотности почвы ЕТР-330 Нитратометр ИТ-1201 Ножи для прививок: Fiskars Ножи окулировочные Весы электронные, лабораторные ВК-600 Весы электронные, лабораторные ВК-300 Измеритель деформации клейковины ИДК-3М Иономер лабораторный в комплекте с электродами Почвенная лаборатория STH-14 Пурка ПХ-1 МЦ литровая Тестомесилка лабораторная с дозатором У1-ЕТК-1М Устройство для формировки клейковины ПФК -1 Устройство механизированного отмывания клейковины У1-МКО-МТ 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. Шкаф химический вытяжной ШВ «Ламинар-С» 1,0 Лабораторная мельница ЛМ 202 Диафамоскоп ДСЗ-3 Пломбиратор Д=10 (430) Прибор для анализа почвы «4 в 1» АПЦ – 1 Автоматический счетчик семян SLY-С Профессиональная полевая сумка агронома Экостестор 2 СОЭКС Экспресс анализатор качества зерна – Инфроскан -1050 Очиститель проб зерна лабораторный ОЗЛ.Р.Э. Термоштанга Rsn digital temo Влагомер Wile-55 Реализация программы предполагает теоретическими, практическими или комбинированными. все занятия проводить частично практическими, 4.2. Информационное обеспечение обучения Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 35.02.05 «Агрономия». Положение о производственной (профессионально) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Литература Для обучающихся 1. Гатаулина Г.Г., Объедков М.Г. Практикум по растениеводству. – М.: КолосС, 2018. 2. Гуренев М.Н. Основы земледелия. – М.: Агропромиздат, 2018. 3. Коренев Г.В., Федотов В.А., Попов А.Ф., Шевченко В.Е. растениеводство. – М.: Колос, 1999. 4. Лыков А.М., Коротков А.А., Баздырев Г.Н., Сафонов А.Ф. Земледелие с почвоведением. – М.: Колос, 2020. 5. Михалев С.С. Технология производства кормов. – М.: Колос, 1998. 6. Кормопроизводство с основами земледелия. -/ Под ред. Н.Г. Пендреева. М.: Агропромиздат, 2019. 7. Технология производства продукции растениеводства. - / Под ред. Г.Г. Гатаулиной. – М.: Колос,2018. 8. Сидоров В.Н., Учайкин И.П., Казаков В.Н. и др. Система земледелия Республики Мордовия. – Саранск: Издательство Мордовского университета, 2019. 9. Третьяков Н.Н., Ягодин Б.А., Туликов А.М. и др. Основы агрономии. М.: ПрофОбрИздат, 2020. 10. Шевченко В.А., Раскутин О.А. и др. Технология производства продукции растениеводства. – М.: КМК, 2019. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса При формировании ОПОП образовательное учреждение: - имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; - имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержание рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; - обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретенному практическому опыту, знаниями умениям; - обязано обеспечивать эффективную самостоятельно работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею; - со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; - обязано обеспечить обучающимися возможность участвовать; - в формировании индивидуальной образовательной программы; - обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так далее; - должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательными учреждениями по каждому виду практики. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети «Интернет». Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания. В расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам «Интернет». Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательным учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так далее. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы агрономии» Образовательная учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины «Основы агрономии», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрационных обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения. Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводится экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представитель общественных организацией обучающихся. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включаются в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (для несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Результаты обучения (основные Формы и методы контроля и оценки умения, усвоенные знания) результатов обучения Тема 1.1. Классификация и центры Текущий контроль: происхождения культурных растений - тестирование; - устный и письменный опрос; - решение экономических задач; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы; - отчеты по практическим работам. Тема 1.2. Кразмалоносные растения Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы. Тема 1.3. Сахароносные растения Входной контроль: - тестирование; Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение ситуационных задач; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий для самостоятельной работы. Тема 1.4. Зерновые бобовые культуры Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение ситуационных задач; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. Тема 1.5. Масличные растения Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - решение ситуационных задач; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. Тема 1.6. Волокнистые растения Текущий контроль: - устный и письменный опрос; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. Тема 2.1. Традиционные технологии Текущий контроль: выращивания культурных растений - устный и письменный опрос; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. Тема 2.2. Интенсивность технологии Текущий контроль: выращивания культурных растений - устный и письменный опрос; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. Тема 2.3. Агротехника основных Текущий контроль: культур - устный и письменный опрос; - тестирование по темам разделов; - оценка выполнения заданий самостоятельной работы. для для для для для для Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной цикловой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 : 100 80 : 89 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 5 Отлично 4 Хорошо 70 : 79 Менее 70 3 2 Удовлетворительно Не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля.