Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» __________________ В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ЕН.03 Информатика» Рассмотрена и одобрена на заседания предметной (цикловой) комиссии математических и общих естественнонаучных дисциплин Председатель _____________Ю.В. Садовникова Протокол №____от ____»______20____г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _______________________Т.В. Шитова Протокол №____от «____»______20____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕН.03 Информатика» Составитель: Шестеркина А.Е., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………...3 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………….4 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……..9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………...11 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС специальности «Агрономия» 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ: – дисциплина входит в математический естественнонаучный учебный цикл ЕН.00. и общий 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: работать с разными видами информации с помощью компьютера и других информационных средств и коммуникационных технологий; организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты; использовать программы графических редакторов электронновычислительных машин; в профессиональной деятельности; работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на электронно-вычислительных машинах. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: методику работы с графическим редактором электронновычислительных машин при решении профессиональных задач; основы применения системных программных продуктов для решения профессиональных задач на электронно-вычислительных машинах. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 49 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часов; самостоятельной работы обучающегося – 9 часов, консультация к экзамену – 2 часа, экзамен – 6 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы Тематический план Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия теоретические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: тематика внеаудиторной самостоятельной работы Количество часов 48 32 14 18 16 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ЕН.03 Информатика» Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся 1 2 РАЗДЕЛ 1. Автоматизированная обработка информации: Основные понятия и технология Введение Содержание учебного материала Тема 1.1 Информация, Введение в дисциплину. Виды свойства информации. Информационные 1 информационные процессы. Информационное общество. процессы Содержание учебного материала 1 Технологии обработки информации. Применение технологий обработки Тема 1.2 информации. Понятие компьютерных коммуникаций. Виды компьютерных Технология обработки коммуникаций (средства связи, компьютерные сети). информации. Самостоятельная работа Компьютерные История формирования всемирной сети Интернет коммуникации Поисковые сайты и технологии поиска информации в Интернет Проблемы защиты информации в Интернет Авторское право и Интернет Объем часов Уровень освоения 3 4 2 2 2 2 2 РАЗДЕЛ 2. Программное обеспечение. Прикладные программные средства Тема 2.1 Программное обеспечение Тема 2.2 Обработка графической информации Содержание учебного материала 1 Понятие программное обеспечение. Базовое программное обеспечение: операционные системы, сервисное программное обеспечение, программы технического обслуживания, инструментальное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение Самостоятельная работа Справочные правовые системы. Классификация справочных правовых систем Операционная система Windows Прикладное программное обеспечение Содержание учебного материала 1 Понятие компьютерной графики. Типы графики: растровая, векторная, фрактальная. Форматы графических файлов. Понятие о системе 2 2 1 2 2 автоматизированного проектирования Самостоятельная работа История развития компьютерной графики Содержание учебного материала. Графические объекты в текстовом документе. Вставка объектов в текст: редактор формул (MS Equation 3.0), фигурный текст (WordArt), вставка рисунков (автофигуры, надписи, обтекание текстом, группировка объектов). Создание схем и рисунков средствами встроенного графического редактора. Практические занятия 1. Технология ввода символов (форматирование символов и абзацев), создание и форматирование таблиц. Создание и форматирование списков. Стили документа. Создание оглавления документа 2. Вставка объектов в текстовый документ: редактор формул, WordArt, встроенный графический редактор. Самостоятельная работа Оформление документа с использованием гиперссылок 1 1 Тема 2.3 Обработка текстовой информации 1 Тема 2.4 Обработка данных в электронных таблицах Тема 2.5 Содержание учебного материала Электронная таблица MS Excel 2003 (2007). Структура книги. Ячейка, адрес ячейки. Относительные и абсолютные ссылки. Форматирование ячейки. Форматы данных. Формулы Практические занятия 1. Форматирование фрагмента электронной таблицы. Составление простой расчетной. Таблицы. Работа с листами таблицы 2. Составление многостраничной книги для выполнения расчета Относительные и абсолютные ссылки. Иллюстрации деловой графики на основе числовых данных (диаграммы) Самостоятельная работа Представить информацию в табличном варианте, вычислить с применением функций электронной таблицы и построить диаграмму по полученным данным Содержание учебного материала 2 2 4 3 2 4 3 2 Технология работы с мультимедийными презентациями 1 Способы организации презентаций. Создание презентации. Оформление презентации. Настройка анимации, добавление звуковых и видео файлов. Практические занятия 1. Создание слайдов презентации 2. Создание анимационных эффектов 2 4 Самостоятельная работа Подготовка материала профессиональной направленности, создание презентации, организация показа презентации 3 Содержание учебного материала 1 Тема 2.6 Автоматизация обработки информации в системах управления базами данных 2 4 Понятие о базе данных. Типология баз данных. Модели данных, реляционная модель данных. Система управления базами данных. Технология работы с базой данных. СУБД MS Access Практические занятия 1. Создание простой базы данных. Схема данных. Ввод данных. Создание форм. Итоговое занятие Самостоятельная работа Подготовка материала, разработка базы данных на основе материала профессиональной направленности, создание отчета и запроса с условием отбора Итого 2 2 2 3 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1. 2. 3. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению. Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Информатика». Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; учебно-методические пособия; наглядные пособия по темам дисциплины. Технические средства обучения: компьютер с необходимым лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор (рабочее место преподавателя); компьютеры с необходимым лицензионным программным обеспечением по количеству учащихся (с делением на подгруппы на практические занятия). Программное обеспечение (лицензионное или свободно распространяемое): операционная система Windows; текстовый процессор MS Word; электронные таблицы MS Excel; системы управления базами данных MS Access; демо-версия СПС «Консультант Плюс»; графические редакторы: Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Михеева Е.В. Информатика Академия,1012 2. Михеева Е.В. Практикум по информатике Академия, 2012 3. Прохорова О.В. Информатика [Электронный ресурс]: учебник/ Прохорова О.В.— Электрон. текстовые данные.— Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20465.html.— ЭБС «IPRbooks» 4. Борисов Р.С. Информатика (базовый курс) [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Борисов Р.С., Лобан А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2014.— 304 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34551.html.— ЭБС «IPRbooks» Дополнительные источники: 1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности Академия, 2012 2. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности Академия, 2012 3. Васильева Т.Ю. Компьютерная графика. 3D-моделирование с помощью системы автоматизированного проектирования AutoCAD [Электронный ресурс]: лабораторный практикум/ Васильева Т.Ю., Мокрецова Л.О., Чиченева О.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Издательский Дом МИСиС, 2013.— 48 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56064.html.— ЭБС «IPRbooks» 4. Романова А.А. Информатика [Электронный ресурс]: учебнометодическое пособие/ Романова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская юридическая академия, 2015.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/49647.html.— ЭБС «IPRbooks» Интернет –ресурсы: 1. Каталог сайтов - Мир информатики Форма доступа: http://jgk.ucoz.ru/dir/ 2. Научная электронная библиотека Форма доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp 3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Библиотека (Электронная библиотека учебно-методической литературы для общего и профессионального образования) Форма доступа: http://window.edu.ru/window/library 4. Официальный http://www.autodesk.ru/ 5. Официальный http://www.consultant.ru сайт компании сайт Autodesk компании Форма доступа: «КонсультантПлюс» 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания) результатов обучения Умения Работать с разными видами информации с помощью компьютера и других Оценка выполнения практических информационных средств и заданий коммуникационных технологий Организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты Использовать программы графических редакторов электронно-вычислительных машин в профессиональной деятельности Работать с пакетами прикладных программ профессиональной направленности на электронно-вычислительных машинах Оценка выполнения практических заданий, выполнение самостоятельной работы Оценка выполнения практических заданий Оценка выполнения практических заданий Знания Методику работы с графическим Тестирование, редактором электронно-вычислительных дифференцированный зачёт, машин при решении профессиональных оценка выполнения практических заданий задач Основы применения системных Тестирование, программных продуктов для решения дифференцированный зачёт, профессиональных задач на электронно-вычислительных машинах оценка выполнения практических заданий