РП_ПМ 04

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
___________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской
(финансовой) отчетности

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель__________В.А. Мартынова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
________________________Т.В. Шитова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской
(финансовой) отчетности

Разработчик: Васюточкина Т.Н., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г. № 69)
для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа по профессиональному модулю является частью программы подготовки
специалистов среднего звена основной профессиональной образовательной программы специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): Технология составления бухгалтерской отчетности, Основы
анализа бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и
финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный
период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по
ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении
организации, ее платежеспособности и доходности.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния
организации;
-составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и
формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные
законодательством сроки;
-участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
- анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и
доходности;
уметь:
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки;
- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации
организации в государственных органах;
знать:
- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и
финансовом положении организации;
- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный
период;
- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
- требования к бухгалтерской отчетности организации;
- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
- процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
- сроки представления бухгалтерской отчетности; правила внесения исправлений в бухгалтерскую
отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
- форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
- форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы,
внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их
заполнению;
- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных
фондах и статистических органах;
- методы финансового анализа;
- виды и приемы финансового анализа;
- процедуры анализа бухгалтерского баланса:
- порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям
баланса;
- порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по
показателям баланса;
- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
- порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
- состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
- процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
- принципы и методы общей оценки деловой активности организации,
- технологию расчета и анализа финансового цикла;
- процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего -168 , в том числе:
 учебной нагрузки обучающегося -168 часа, включая:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 168 часов в том числе: лекций
58 часов, практических занятий 98 часов, часа; учебной
практики - 36 часов,
производственная практика – 72 часов..

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности и
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 4.1.

ПК 4.2.
ПК 4.3.

Наименование результата обучения
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и
финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности
за отчетный период
Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки
Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации
по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении
организации, ее платежеспособности и доходности

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности»

Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 4.1-ПК 4.3

ПК 4.3- ПК 4.4

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего
часов

2
МДК 04.01
Отражение нарастающим итогом на
счетах
бухгалтерского
учета
имущественного и финансового
положения
организации,
определение
результатов
хозяйственной
деятельности
за
отчетный год.. Составление форм
бухгалтерской отчетности
МДК 04.02
Контроль и анализ информации об
имуществе
и
финансовом
положении
организации,
ее
платежеспособности и доходности.
Учебная практика УП04
Всего по ПМ 04:

3

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного
курса
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Лекции,
в т.ч.,
в т.ч.,
Всего, лабораторные
курсовая
курсовая
часов
часов
Всего,
работы и
работа
работа
практические
по
(проект), часов (проект),
занятия,
МДК
часов
часов
часов
4
5
6
7
8
9

78

78

38

90

90

60

36
180

12

168
98
12
Всего по МДК: 168 ч.
Учебная практика: 36 ч.
Производственная практика: 72 ч.
Промежуточная аттестация: 24 ч.
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Практика

Производственна
я (по профилю
специальности),
часов

10

40

36

18

36

58

72
72

6

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 04. 01.Технология
составления бухгалтерской
отчетности
Раздел 1 Определение
результатов хозяйственной
деятельности за отчетный
период и составление форм
бухгалтерской отчетности
Тема 1.1 Определение
результатов хозяйственной
деятельности за отчетный
период

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень
освоения

2

3

4

78

Содержание
1
Определение бухгалтерской отчетности как единой системы
данных об имущественном и финансовом положении организации
2
Механизм отражения нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета данных за отчетный период
3
Методы обобщения информации о хозяйственных операциях
организации за отчетный период
4

Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой
ведомости
5
Методы определения результатов хозяйственной деятельности за
отчетный период
Практические работы
1
Практическая работа №1.
Определение бухгалтерской отчетности как единой системы
данных об имущественном и финансовом положении организации с
проведением тестирования и обсуждением его результатов.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации
Практическая работа №2.
Определение бухгалтерской отчетности как единой системы
данных об имущественном и финансовом положении организации с
проведением тестирования и обсуждением его результатов.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

26
4

7

2
3

4

5

6

имущественное и финансовое положение организации
Практическая работа №3. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации
Практическая работа №4. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации: закрытие бухгалтерских счетов в конце
отчетного периода.
Практическая работа №5. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации: закрытие бухгалтерских счетов в конце
отчетного периода.
Практическая работа №6. Установление идентичности
показателей бухгалтерских отчетов: закрытие бухгалтерских счетов
в конце отчетного периода.
Практическая работа №7. Составление бухгалтерской
отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотносальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение
организации
Практическая работа №8. Составление бухгалтерской
отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотносальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение
организации
Практическая работа №9. Составление бухгалтерской
отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотносальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение
организации
Практическая работа №10. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации. Проведение уточнения оценки активов и
пассивов перед составлением бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №11. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации. Проведение уточнения оценки активов и
пассивов перед составлением бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №12. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое

2

6

6

4

4
8

Тема 1.2 Составление форм
бухгалтерской отчетности

положение организации. Перенесение обобщенной учетной
информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы
бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №13. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации. Перенесение обобщенной учетной
информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы
бухгалтерской отчетности.
Содержание
1

10

Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
2

Бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской
отчетности. Методы группировки и перенесения обобщенной
учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы
бухгалтерской отчетности
Практические работы
1
Практическая работа №14. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: состав и содержания форм
бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №15. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: состав и содержания форм
бухгалтерской отчетности
2
Практическая работа №16. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы № 1
бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».
Практическая работа №17. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы № 1
бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».
3
Практическая работа №18. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в

2
2

2

2
20
2-3

4

2-3

4

4

2-3
9

установленные законодательством сроки: составление Формы № 2
бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
Практическая работа №19. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы № 2
бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
4
Практическая работа №20. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» и
Формы «Отчет о движении денежных средств».
5
Практическая работа №21. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
приложения 6 к бухгалтерскому балансу.
Практическая работа №22. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
приложения 6 к бухгалтерскому балансу.
Практическая работа №23 Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
приложения 6 к бухгалтерскому балансу.
Примерная тематика домашних заданий
1 Определение бухгалтерской отчетности.
2 Порядок отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный
период.
3 Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.
4 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
5 Назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
6 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
7 Требования к бухгалтерской отчетности организации.
8 Сущность бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности.
9 Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской отчетности.
10 Условия и процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
11 Сущность учетной политики организации в целях бухгалтерского учета.
11 Порядок принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражения изменений в ней.
12 Правила внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.
Раздел
2
Составление

2-3
2
2-3

6

10

налоговых декларации по
налогам и сборам в бюджет,
форм
статистической
отчетности и форм расчетов
страховых
взносов
в
государственные
внебюджетные фонды
Тема
2.1
Составление Содержание
налоговых декларации по 1
Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и
налогам и сборам в бюджет,
инструкции по их заполнению
форм
статистической
отчетности
Практические работы
1
Практическая
работа
№24.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
2
Практическая
работа
№25.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговой декларации по налогу на прибыль.
3
Практическая
работа
№26.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговой декларации по налогу на имущество.
4
Практическая
работа
№27.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговых деклараций по единому доходу и единому доходу на
вмененный доход при упрощенной системе налогообложения.
5
Практическая
работа
№28.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление форм
в отчетности в государственные органы статистики.
Тема 2.2 Составление форм
Содержание
расчетов страховых взносов в 1
Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и
государственные
сборам и новых инструкций по их заполнению Передача
внебюджетные фонды
администрирования страховых взносов от налоговых органов к
Пенсионному фонду РФ и Фонду обязательного социального
страхования; осуществление контроля за уплатой страховых
взносов со стороны ПФР и ФСС; контроль ПФР страховых взносов
на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Практические работы

14
4

2

10
2

2-3

2

2-3

2

2-3

2

2-3

2

2-3

8

2

2

10
11

1

Практическая работа №29. Освоение новых форм бухгалтерской
отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации
в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по
начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское
страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в
части обязательного пенсионного обеспечения.
Практическая работа №30. Освоение новых форм бухгалтерской
отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации
в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по
начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское
страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в
части обязательного пенсионного обеспечения.

4

2-3

40
2

2

Примерная тематика домашних заданий
1 Новый порядок администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2 Функции Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное пенсионное и
медицинское страхование.
3 Сдача отчетности в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новым формам, утверждаемым Министерством
здравоохранения и социального развития РФ.
4 Форма квартальной отчетности в ФСС на 2013 год " Расчет по начисленным и уплаченным страховым
взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС
РФ)
МДК 04.02. Основы анализа
бухгалтерской отчетности
Раздел 3 Контроль и анализ
информации об имуществе и
финансовом положении
организации, ее
платежеспособности и
доходности.
Тема 3.1 Контроль и анализ
имущественного и
финансового положения
организации

Содержание
1
Цели и процедуры внутреннего контроля хозяйственной
деятельности организации; составляющие внутреннего контроля:
соблюдение требований законодательства; точность и полнота
документации бухгалтерского учета; предотвращение ошибок и

12

Основы анализа бухгалтерской
отчетности

искажений; исполнение приказов и распоряжений; обеспечение
сохранности имущества организации.
2
Организация
контроля
при
компьютерной
обработке
бухгалтерской информации.
3
Методы финансового анализа. Информационное обеспечение
финансового анализа. Система аналитических показателей
4
Процедуры анализа бухгалтерского баланса. Характеристика
аналитических процедур. Взаимоувязка показателей форм
бухгалтерской отчетности.
5
Порядок общей оценки структуры имущества организации и его
источников по показателям баланса. Анализ динамики валюты
бухгалтерского баланса. Абсолютные, относительные и средние
показатели финансового анализа отчетности.
6
Виды и приемы финансового анализа: горизонтальный
(трендовый) анализ, вертикальный (структурный) анализ
отчетности.
7
Порядок определения результатов общей оценки структуры
активов и их источников по показателям баланса Сравнительный
аналитический баланс
8
Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса
Экономическое содержание понятий платежеспособности и
ликвидности бухгалтерского баланса.
9
Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки
платежеспособности. Анализ показателей платежеспособности и
ликвидности, анализ кредитоспособности заемщика.
Практические работы
1

2

Практическая работа №1
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется:
выявить основные тенденции изменения стоимости и структуры
активов и пассивов организации; рассчитать абсолютное изменение и
темп роста отдельных статей активов и пассивов баланса.
Практическая работа №2
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется:
определить структуру имущества организации и источников его
формирования на начало и конец отчетного периода; рассчитать
величину оборотного капитала на начало и конец периода,
определить динамику и удельный вес; оценить динамику структуры
имущества организации.

2
2

2

4
2
4
2

2

2

2
2
2
2
4
2
38
2

2

2

2

13

3

4

5

6

7

8

9

10

Практическая работа №3
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год дать
определение ликвидности баланса, сгруппировать в четыре группы
активы по степени их ликвидности; сгруппировать в четыре группы
пассивы организации по срочности погашения обязательств.
Практическая работа №4
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется дать
определение
платежеспособности
организации.
Рассчитать
коэффициенты и оценить платежеспособность организации. Выявить
влияние факторов на изменение коэффициентов
текущей
ликвидности организации.
Практическая работа №5
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется
провести группировку оборотных активов по степени их
ликвидности и обязательств по степени срочности их погашения.
Практическая работа №6
По данным баланса за отчетный год требуется назвать типы
финансовой устойчивости и назвать факторы, оказывающие влияние
на
изменение
ее
уровня,
рассчитать
коэффициенты,
характеризующие финансовую устойчивость на начало и конец
периода.
Практическая работа №7
По данным баланса за отчетный год требуется назвать типы
финансовой устойчивости и методику их определения, рассчитать
величину собственных оборотных средств, перманентного капитала
и основных источников формирования запасов.
Практическая работа №8
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год раскрыть
экономическое содержание показателя «чистые активы» и формулу
его расчета, рассчитать величину чистых активов на начало и конец
года.
Практическая работа №9
По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского
баланса за отчетный год требуется дать определение
оборачиваемости активов, рассчитать показатели оборачиваемости
капитала и оборотных активов организации, долю оборотных
активов в общей величине капитала за отчетный год.
Практическая работа №10
По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского
баланса за отчетный год проанализировать динамику и структуру

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
14

11

12

13

14

15

16

17

18

запасов, в том числе производственных запасов и готовой продукции
за отчетный год
Практическая работа №11
по данным бухгалтерского баланса за отчетный период, отчета о о
финансовых результатах требуется раскрыть экономическое
содержание рентабельности, охарактеризовать основные показатели
рентабельности капитала (активов) организации, раскрыть методику
их расчета.
Практическая работа №12
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать виды и содержание доходов и расходов
организации, назвать порядок их отражения в отчете о прибылях и
убытках.
Практическая работа №13
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать важнейшие показатели финансовых результатов
деятельности организации, раскрыть методику их расчета, оценить
динамику прибыли от продаж, прибыли до налогообложения , чистой
прибыли и факторов их формирования.
Практическая работа №14
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать показатели рентабельности основной деятельности
организации, раскрыть методику их расчета
Практическая работа №15
По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского
баланса за отчетный период назвать факторы, оказывающие влияние
на изменения рентабельности капитала организации.
Практическая работа №16
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать понятие «сегмент деятельности» и виды сегментов,
проанализировать динамику и структуру доходов, расходов и
валовой прибыли в разрезе сегментов обычной деятельности
организации.
Практическая работа №17
По данным отчета об изменениях капитала и бухгалтерского баланса
(Ф.1,Ф.2) требуется назвать состав собственного капитала
организации. Охарактеризовать аналитические возможности отчета
Ф.3, проанализировать состав, структуру, динамику собственного
капитала.
Практическая работа №18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
15

По данным отчета об изменениях капитала требуется назвать
источники увеличения уставного капитала, указать основные
направления изменения в отчетном году уставного капитала.
Примерная тематика домашних заданий
1 Сущность и порядок проведения внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации.
2 Организация внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации при компьютерной
обработке бухгалтерской информации.
3 Методы финансового анализа и его характеристика.
4 Виды и приемы финансового анализ.
5 Критерии оценки финансового состояния организации.
6 Экспертные методы анализа;
7 Сущность анализа бухгалтерского баланса.
8 Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.
9 Способы проведения анализа Бухгалтерского баланса (Форма 1).
10 Построение и анализ сравнительного аналитического баланса.
11 Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям
баланса.
12 Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации; признаки оптимального
бухгалтерского баланса.
13 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса.
14 Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации.
15 Признаки банкротства и этапы процедуры банкротства.
16 Анализ показателей финансовой устойчивости.
17 Анализ отчета о прибыли и убытках (Форма 2).
18 Анализ отчета об изменениях капитала ( приложение к бухгалтерскому балансу)
19 Анализ отчета о движении денежных средств ( приложение к бухгалтерскому балансу)
20 Анализ отчета об использовании средств целевого финансирования( приложение к годовому
бухгалтерскому отчету).

Курсовая работа
Учебная практика
Виды работ
Ознакомление с формами бухгалтерской отчетности.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.
Проведение обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.
Определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

12
36
6

16

Составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
Контроль соблюдения требований к бухгалтерской отчетности организации.
Группировка и перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в
формы бухгалтерской отчетности.
Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

6

Формирование учетной политики организации в целях бухгалтерского учета.
Оформление принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражение изменений в ней.
Практика внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.
Ознакомление с порядком проведения внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации.
Ознакомление с организацией внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации при
компьютерной обработке бухгалтерской информации. Использование различных видов и приемов
финансового анализа. Использование критериев оценки финансового состояния организации. Применение
экспертных методов анализа хозяйственной деятельности организации. Проведение анализа бухгалтерского
баланса.

6

Оценка структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.
Использование различных способов проведения анализа Бухгалтерского баланса (Форма 1).
Построение и анализ сравнительного аналитического баланса.
Определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.
Проведение анализа динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации.
Оценка признаки оптимального бухгалтерского баланса; Проведение анализа ликвидности
бухгалтерского баланса.
Ознакомление с критериями оценки несостоятельности (банкротства) организации;

6

Определение признаков банкротства и этапов процедуры банкротства. Проведение анализа показателей
финансовой устойчивости. Проведение анализ отчета о прибыли и убытках (Форма 2).
Проведение анализа отчета об изменениях капитала. Проведение анализ отчета о движении денежных
средств .
Ознакомление с функциями Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное
пенсионное и медицинское страхование.
Заполнение отчетности в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новым формам, утвержденным Министерством
здравоохранения и социального развития РФ.

6

Заполнение формы квартальной отчетности в ФСС на 2013 год « Расчет по начисленным и уплаченным
страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС
РФ).
Производственная практика

6
3
72
17

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Формирование бухгалтерской отчетности.
Оценка показателей имущественного положения и структуры источников средств организации.
Расчет показателей платежеспособности и ликвидности.
Расчет показателей финансовой устойчивости организации.
Расчет показателей оборачиваемости активов(капитала) организации
Расчет показателей рентабельности деятельности организации
Расчет показателей доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации
Расчет показателей движения собственного капитала и денежных средств.
Расчет показателей интенсификации хозяйственной деятельности организации.
Всего

168

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

18

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
модуля
предполагает
наличие
учебного
кабинета
междисциплинарных курсов, лаборатории «Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:
Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
комплект законодательных и нормативных документов;
план счетов бухгалтерского учета;
комплект форм унифицированных первичных бухгалтерских документов;
схемы типовых бухгалтерских проводок;
комплект форм бухгалтерской отчетности;
комплект образцов заполненных форм бухгалтерской отчетности;
комплект форм отчетности в органы статистики;
комплект образцов заполненных форм отчетности в органы статистики;
комплект форм отчетности в ПФР и ФОМС, ФСС;
комплект образцов заполненных форм отчетности в ПФР и ФОМС, ФСС:
рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
рекомендации по составлению отчета по производственной практике;
задания для проведения практических занятий;
комплект тестовых заданий;
комплект комплексных практических и ситуационных заданий для /проведения
учебной практики;
комплект учебно-наглядных
пособий (слайд-фильмов,
презентаций,
видеофильмов).
Технические средства обучения:
компьютер;
аудиовизуальные средства обучения;
принтер;
сканер;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
Оборудование лаборатории «Учебная бухгалтерия» и рабочих мест лаборатории:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
компьютер с выходом в Интернет;
интерактивная доска.
Реализация
программы
модуля
предполагает
(концентрированную) производственную практику.

обязательную

итоговую

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
автоматизированное рабочее место бухгалтера;
программное обеспечение профессионального назначения.

4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год
19

ОИ 1

Учебник «Бухгалтерский учет»

ОИ2

ФЗ «О бухгалтерском учете» №402 от
6.12.201г.
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
деятельности
организации
и
Инструкция по его применению,

ОИ 3

В.М.Богаченко

издания
Феникс Ростов-наДону,2013

утвержденные приказом
Министра
финансов
Российской Федерации
от 31.10.2000 г. № 94н.

ОИ 4

Положение по бухгалтерскому учету
(ПБУ 5/01) «Учет материальнопроизводственных запасов»,

ОИ 5

и
Положение по бухгалтерскому учету Законодательные
нормативные акты
(ПБУ 6/01) «Учет основных средств»,
утв. Приказом Минфина РФ от
30.03.2001 № 26н.
Положение по бухгалтерскому учету В редакции приказов
Минфина
России
(ПБУ 14/2007) «Учет нематериальных
№132н от 25.10.2010 и
активов»,
№186н от 24.12.2010
Приказом
Положение по бухгалтерскому учету Утв.
Минфина РФ №132н от
(ПБУ 15/2008) «Учет расходов по
25.10.2010,
№144н
займам и кредитам,
от8.11.2010
Методические
указания
по в редакции приказа
Министерства финансов
инвентаризации
имущества
и
РФ № 142 –н от
финансовых обязательств
08.11.2010 г.
Дополнения к Методическим
утвержденным
указаниям ,
Минфином РФ в
редакции приказа
№ 142 –н от 08.11.2010
г.
Трудовой кодекс Российской
федерации.(ТК РФ)
Налоговый кодекс Российской
федерации.(НК РФ)
ПБУ4/99 «Доходы
в редакции приказа
организации»
Минфина России №
144н от8.11.2010
ПБУ 10/99 «Расходы
в редакции приказа
организации» »
Минфина
России
№144н от8.11.2010
«Анализ хозяйственной деятельности» Г.В. Савицкая
М.ИНФАФАРМ
2013
Практикум по основам финансового
Т.А.Пожидаева ,
2013
анализа
Финансовый анализ
В.В.Бочаров,
ПИТЕР,2013

ОИ 6

ОИ 7

ОИ 8

ОИ9

ОИ10
ОИ11
ОИ12
ОИ13
ОИ14
ОИ15
ОИ16

утв. Приказом Минфина
РФ от 09.06.2001 №
44н.

Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п
ДИ 1

Наименование
Бухгалтерский учет

Автор
Е. М . Лебедева

Издательство, год
издания
М.: Издательский
20

центр «Академия», 2013
ДИ 2

Бухгалтерский учет: Практикум

ДИ 3

Делопроизводство
подготовка,
формы
документации .
Бухгалтерский учет

ДИ 4
ДИ 5

Е. М . Лебедева

организации: А. В. Непогода
и
ведение
В.М.Швецкая,
Н.А.Головко

М.: Издательский
центр «Академия», 2013
М.: Омега-Л, 2013

М.: Дашков и К, 2013

Периодические издания:
Журналы
«Актуальные
вопросы
бухгалтерского
учета
и
налогообложения»,
«БУХ.1С».,«Бухгалтерский
учет»,
«Бухгалтерский бюллетень», «Главбух»,
«Делопроизводство и документооборот
на
предприятии»,
«Консультант
бухгалтера», «Московский бухгалтер»,
«Международный бухгалтерский учет».

Интернет-ресурсы
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».
http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал
http//www.buhsoft.ru Программы для бухгалтерии BUHSOFT Электронный ресурс
http://www.buh.ru БУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтера www.buhgalteria.ru
Образовательный ресурс по бухгалтерскому учету http://www.kadis.ru/ipb/ Библиотека бухгалтера,
информационный центр «Кадис».
http://www.buh.ru
Ресурс для бухгалтеров. http://www.klerk.ru Электронная библиотека.
Статьи бухгалтеру.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля заключается в изучении междисциплинарных курсов: МДК
04.01 «Технология составления бухгалтерской тчетности»,МДК04.02 «Основы анализа
бухгалтерской отчетности», которое проводится в кабинете междисциплинарных курсов.
Реализация программы модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения
каждого раздела междисциплинарных курсов. Занятия по учебной практике проводятся в
лаборатории «Учебная
бухгалтерия» с использованием специализированного программного
обеспечения.
Освоение данного модуля должно осуществляться после изучение общепрофессиональных
дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное
обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы,
денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта»,
«Аудит» и профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кассир бухгалтер».
Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля
ПМ04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение
междисциплинарных курсов: «Технология составления бухгалтерской отчетности» , «Основы
анализа бухгалтерской отчетности» и наличия курсовой работы.
Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании результатов,
подтверждаемых отчётами по практике студентов, а также отзывами руководителей практики на
21

студентов. Допускается электронная версия отчета, записанного в сетевой папке студента под его
учетной записью.
Учебная практика завершается зачётом студентам освоенных общих и профессиональных
компетенций.
Результаты прохождения учебной практики по модулю учитываются при проведении
государственной (итоговой) аттестации.
При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарных курсов:
«Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы анализа бухгалтерской
отчетности» в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно
деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:
- наличие высшего образования экономической направленности, соответствующего
профилю преподаваемых модулей «Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы
анализа бухгалтерской отчетности».
- наличие опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися
профессионального цикла;
стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
учебной практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов,
а также общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики»,
«Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение
профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и
налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта», «Аудит».

22

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК
4.1.
Отражать
нарастающим
итогом
на
счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое
положение
организации,
определять
результаты
хозяйственной деятельности
за отчетный период.

Основные показатели оценки
результата

Полное и четкое определение
бухгалтерской отчетности как единой
системы данных об имущественном и
финансовом положении организации;
Уверенное, обоснованное и точное
отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета данных за
отчетный период; Квалифицированное
владение методами и способами
обобщения
информации
о
хозяйственных операциях организации
за отчетный период;
Правильное
составление
шахматной таблицы и оборотносальдовой ведомости;
Достоверное
и
оперативное
определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный
период
ПК 4.2. Составлять формы
Четкое соблюдение требова-ний к
бухгалтерской отчетности в бухгалтерской отчетности организации;
установленные
Внимательное
отношение
к
законодательством сроки
бухгалтерскому балансу как к основной
форме бухгалтерской отчетности;
Полная и грамотная группи-ровка и
перенос
обобщенной
учетной
информации из оборот-но-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской
отчетности;
Выполнение
всех
требований
по
составлению
пояснительной записки;
Необходимое отражение изменений
в
учетной
политике
в
целях
бухгалтерского учета;
Оперативное
получение
аудиторского заключения в случае
необходимости;
Точное
соблюдение
сроков
представления
бухгалтерской
отчетности;
Правильное внесение исправлений
в бухгалтерскую отчетность в случае
выявления неправильного отражения
хозяй-ственных операций
ПК 4.3. Составлять налоговые

Полное

и

четкое

Формы и методы контроля
и оценки
Оценка
в
рамках
текущего
контроля:
результатов
работы
на практических занятиях;
резуль-татов
выполнения
индивидуальных домашних
заданий;
результатов
тестирования.
Экспертная
оце-нка
освоения
профессиональных ком-петенций
в рамках текущего контроля
в ходе проведения учебной
практики

Оценка
в
рамках
текущего контроля:
- результатов работы на
практических занятиях;
результатов
выполнения
индивидуальных
домаш-них
заданий;
результатов
тестирования.
Экспертная
оцен-ка
освоения
профессиональных компе-тенций в
рамках текущего контроля в
ходе проведения учебной
практики

Оценка
в
рамках
оформление текущего контроля:
23

декларации по налогам и
сборам в бюджет, налоговые
декларации по ЕСН и формы
статистической отчетности в
установленные
законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и
анализ
информации
об
имуществе и финансовом
положении организации, ее
платежеспособности
и
доходности

- результатов работы на
налоговых деклараций по налогам и практи-ческих занятиях;
сборам в бюджет и формы отчетов в
результатов
государственные
внебюджетные выполнения
индивифонды.
дуальных
домашних
заданий;
Своевременное
и
правильное
результатов
составление
форм
статистической
тестирования.
отчетности.
Четкое соблюдение
Экспертная
оцен-ка
порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых освоения
професорганах, внебюджетных фондах и сиональных компе-тенций в
статистических органах.
рамках текущего контроля
в ходе проведения учебной
практики
Оценка
в
рамках
Квалифицированное
владение текущего контроля:
методами,видами
и
приемами
- результатов работы на
финансового анализа.
практи-ческих занятиях;
результатов
Правильное
осуществление
индипроцедуры анализа бухгалтер-ского выполнения
баланса.
видуальных
домаш-них
заданий;
Четкое применение порядка общей
результатов
оценки
структуры
имущества тестирования.
организации и его источников по
показателям баланса.
Экспертная
оцен-ка
освоения
професКвалифицированное
проведение
процедуры
анализа
ликвидности сиональных ком-петенций в
бухгалтерского баланса,
расчета рамках текущего контроля в
финансовых
коэффициентов
для ходе проведения учебной
оценки платежеспособности, оценки практики
несостоятельности
(банкротства)
организации,
процедуры
анализа
показателей финансовой устойчивости.
- процедуры анализа отчета о
прибыли и убытках.
Проведение
оценки деловой
активности организации, про-цедуры
анализа
уровня
и
дина-мики
финансовых
результатов
по
показателям отчетности про-цедуры
анализа влияния факто-ров на прибыль.

Итоговая
модулю

аттестация

по

МДК.04.01
дифференцированный
зачет;
МДК
04.02
дифференцированный
зачет;
УП.04 – зачет;
Квалификационный
экзамен по модулю

–

–

24

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформировать профессиональных компетенций, но и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать
риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного
развития

Основные показатели
оценки результата
Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

Формы и методы контроля и
оценки
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности учащегося
в
процессе
освоения
образовательной программы на
практических занятиях, при
выполнении работ по учебной
практике.
Экспертное наблюдение и
оценка активности учаще-гося
при проведении учебновоспитательных меропри-ятий
профессиональной
направленности.
Мотивированное
Экспертное наблюдение и
обоснование выбора и
оценка деятельности учащегося
применения методов и
в
процессе
освоения
способов решения прообразовательной программы на
фессиональных задач при практических занятиях, при
осуществлении кредитных выполнении работ по учебной
операций
практике.
Точность, правильность и полнота выполнения профессиональ-ных
задач
Демонстрация
спо- Экспертное наблюдение и
собности принимать ре- оценка деятельности учашения в стандартных и щегося в процессе осво-ения
нестандартных ситу-ациях образовательной про-граммы
и
нести
за
них на практических занятиях,
ответственность
при при
выполнении
осуществлении кре-дитных индивидуальных домашних
операций
заданий, работ по учебной
практике.
Экспертное наблюдение и
оценка активности учаще-гося
при
проведении
учебновоспитательных меропри-ятий
различной тематики
Экспертное наблюдение и
Оперативность поис-ка
оценка
деятельности учащеи
использования
необходимой информа-ции гося в процессе освоения
для
качественного образовательной программы на
выполнения
профес- практических занятиях, при
выполнении индиви-дуальных
сиональных
задач,
домашних зада-ний, работ по
профессионального
и
учебной прак-тике.
25

личностного развития.
Широта использо-вания
различных
источ-ников
информации,
включая
электронные
ОК 5. Использовать информационноОперативность,
точкоммуникационные технологии для ность и широта осущестсовершенствования
вления
операций
профессиональной деятельности.
по составлению, использованию
и
анализу
бухгалтерской отчет-ности
с использованием общего и
специального
программного обеспечения

ОК 6. Работать в коллективе и
Коммуникабельность
команде, обеспечивать ее сплочение, при
взаимодействии
с
эффективно общаться с коллегами, обучающимися,
препоруководством, потребителями
давателями
и
руководителями практики в хо-де
обучения

ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность
подчиненных,
организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя
ответственности
за
результат
выполнения заданий.

Ответственность
за
результат
выполнения
заданий.
Способность к самоанализу
и
коррекции
результатов собственной
работы

Экспертное наблюдение и
оценка деятельности учащегося
в
процессе
освоения
образовательной программы на
практических занятиях, в ходе
компьютерного тестиро-вания,
подготовки
электрон-ных
презентаций, при выполнении
индивидуаль-ных
домашних
заданий, работ по учебной
практике.
Экспертное наблюдение и
оценка
использования
учащимся
информационных
технологий при подготовке и
проведении
учебно-воспитательных мероприятий различной тематики
Экспертное наблюдение и
оценка
коммуникативной
деятельности учащегося
в
процессе освоения образовательной
программы
на
практических занятиях, при
выполнении индивидуаль-ных
домашних заданий, работ по
учебной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка
использования
учащимся
коммуникативных
методов
и
приёмов
при
подготовке
и
проведении
учебновоспитательных
мероприятий
различной
тематики
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности учащегося
в
процессе
осво-ения
образовательной про-граммы на
практических занятиях при
работе в малых группах, работ
по учебной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка уровня ответствен-ности
учащегося при под-готовке и
проведении
учебновоспитательных ме-роприятий
различной
тема-тики
26

ОК 8. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации

Способность к организации и планированию
самостоятельных заня-тий
при
изучении
профессионального модуля

ОК 9. Быть готовым к смене
Проявление интереса к
технологий
в
профессиональной инновациям в области
деятельности
профессиональной
деятельности

(культурных
и
оздоровительных групповых мероприятий, соревнований, походов,
профессиональных
конкурсов и т.п.)
Экспертное наблюдение и
оценка динамики дости-жений
учащегося
в
учебной
и
общественной деятель-ности
Экспертное наблюдение и
оценка использования учащимся методов и приёмов
личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических
занятиях,
при
выполнении индивидуаль-ных
домашних заданий, работ по
учебной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка
использования
учащимся методов и приё-мов
личной
организации
при
подготовке
и
проведении
учебно-воспитательных
мероприятий различной тематики.
Экспертное наблюдение и
оценка динамики дости-жений
учащихся
в
учебной
и
общественной деятельности
Экспертное наблюдение и
оценка
деятельности учащегося в процессе освоения
образовательной программы на
практических занятиях, при
выполнении индиви-дуальных
домашних зада-ний, работ по
учебной прак-тике.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой
(таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90-100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных
Образовательных достижений.
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения
27

профессионального модуля.

28


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».