РП_ПМ 04

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
___________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской
(финансовой) отчетности

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель__________В.А. Мартынова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
________________________Т.В. Шитова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Составление и использование бухгалтерской
(финансовой) отчетности

Разработчик: Васюточкина Т.Н., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г. № 69)
для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

СОДЕРЖАНИЕ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОМОДУЛЯ
5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности»
1.1 Область применения программы
Рабочая программа по профессиональному модулю является частью программы подготовки
специалистов среднего звена основной профессиональной образовательной программы специальности
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям» в части освоения основного вида
профессиональной деятельности (ВПД): Технология составления бухгалтерской отчетности, Основы
анализа бухгалтерской отчетности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и
финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный
период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по
ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении
организации, ее платежеспособности и доходности.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими
профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- составления бухгалтерской отчетности и использования ее для анализа финансового состояния
организации;
-составления налоговых деклараций, отчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды и
формы статистической отчетности, входящие в бухгалтерскую отчетность, в установленные
законодательством сроки;
-участия в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
- анализа информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и
доходности;
уметь:
- отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации;
- определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
- закрывать учетные бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки;
- устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
- осваивать новые формы бухгалтерской отчетности, выполнять поручения по перерегистрации
организации в государственных органах;
знать:
- определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и
финансовом положении организации;
- механизм отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный
период;
- методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период;
- порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости;
- методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период;
- требования к бухгалтерской отчетности организации;
- состав и содержание форм бухгалтерской отчетности;
- бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской отчетности;
- методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской отчетности;
- процедуру составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу;

- порядок отражения изменений в учетной политике в целях бухгалтерского учета;
- порядок организации получения аудиторского заключения в случае необходимости;
- сроки представления бухгалтерской отчетности; правила внесения исправлений в бухгалтерскую
отчетность в случае выявления неправильного отражения хозяйственных операций;
- формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и инструкции по их заполнению;
- форму налоговой декларации по ЕСН и инструкцию по ее заполнению;
- форму статистической отчетности и инструкцию по ее заполнению;
- сроки представления налоговых деклараций в государственные налоговые органы,
внебюджетные фонды и государственные органы статистики;
- содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и сборам и новых инструкций по их
заполнению;
- порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных
фондах и статистических органах;
- методы финансового анализа;
- виды и приемы финансового анализа;
- процедуры анализа бухгалтерского баланса:
- порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям
баланса;
- порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по
показателям баланса;
- процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
- порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
- состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
- процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
- процедуры анализа отчета о прибыли и убытках:
- принципы и методы общей оценки деловой активности организации,
- технологию расчета и анализа финансового цикла;
- процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
- процедуры анализа влияния факторов на прибыль.

1.3 Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего -168 , в том числе:
 учебной нагрузки обучающегося -168 часа, включая:
 обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 168 часов в том числе: лекций
58 часов, практических занятий 98 часов, часа; учебной
практики - 36 часов,
производственная практика – 72 часов..

2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися
видом профессиональной деятельности Составление и использование бухгалтерской отчетности и
профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
ПК 4.1.

ПК 4.2.
ПК 4.3.

Наименование результата обучения
Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и
финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности
за отчетный период
Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки
Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации
по ЕСН и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки

ПК 4.4.

Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении
организации, ее платежеспособности и доходности

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

3 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Тематический план профессионального модуля Составление и использование бухгалтерской отчетности»

Коды
профессиональных
компетенций

1
ПК 4.1-ПК 4.3

ПК 4.3- ПК 4.4

Наименования разделов
профессионального модуля

Всего
часов

2
МДК 04.01
Отражение нарастающим итогом на
счетах
бухгалтерского
учета
имущественного и финансового
положения
организации,
определение
результатов
хозяйственной
деятельности
за
отчетный год.. Составление форм
бухгалтерской отчетности
МДК 04.02
Контроль и анализ информации об
имуществе
и
финансовом
положении
организации,
ее
платежеспособности и доходности.
Учебная практика УП04
Всего по ПМ 04:

3

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного
курса
Самостоятельная
Обязательная аудиторная учебная
работа
нагрузка обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Лекции,
в т.ч.,
в т.ч.,
Всего, лабораторные
курсовая
курсовая
часов
часов
Всего,
работы и
работа
работа
практические
по
(проект), часов (проект),
занятия,
МДК
часов
часов
часов
4
5
6
7
8
9

78

78

38

90

90

60

36
180

12

168
98
12
Всего по МДК: 168 ч.
Учебная практика: 36 ч.
Производственная практика: 72 ч.
Промежуточная аттестация: 24 ч.
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Практика

Производственна
я (по профилю
специальности),
часов

10

40

36

18

36

58

72
72

6

3.2 Содержание обучения по профессиональному модулю
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 04. 01.Технология
составления бухгалтерской
отчетности
Раздел 1 Определение
результатов хозяйственной
деятельности за отчетный
период и составление форм
бухгалтерской отчетности
Тема 1.1 Определение
результатов хозяйственной
деятельности за отчетный
период

Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень
освоения

2

3

4

78

Содержание
1
Определение бухгалтерской отчетности как единой системы
данных об имущественном и финансовом положении организации
2
Механизм отражения нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета данных за отчетный период
3
Методы обобщения информации о хозяйственных операциях
организации за отчетный период
4

Порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой
ведомости
5
Методы определения результатов хозяйственной деятельности за
отчетный период
Практические работы
1
Практическая работа №1.
Определение бухгалтерской отчетности как единой системы
данных об имущественном и финансовом положении организации с
проведением тестирования и обсуждением его результатов.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое положение организации
Практическая работа №2.
Определение бухгалтерской отчетности как единой системы
данных об имущественном и финансовом положении организации с
проведением тестирования и обсуждением его результатов.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

26
4

7

2
3

4

5

6

имущественное и финансовое положение организации
Практическая работа №3. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации
Практическая работа №4. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации: закрытие бухгалтерских счетов в конце
отчетного периода.
Практическая работа №5. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации: закрытие бухгалтерских счетов в конце
отчетного периода.
Практическая работа №6. Установление идентичности
показателей бухгалтерских отчетов: закрытие бухгалтерских счетов
в конце отчетного периода.
Практическая работа №7. Составление бухгалтерской
отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотносальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение
организации
Практическая работа №8. Составление бухгалтерской
отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотносальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение
организации
Практическая работа №9. Составление бухгалтерской
отчетности с использованием счетов Главной книги и оборотносальдовой ведомости. Отражение нарастающим итогом на счетах
бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение
организации
Практическая работа №10. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации. Проведение уточнения оценки активов и
пассивов перед составлением бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №11. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации. Проведение уточнения оценки активов и
пассивов перед составлением бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №12. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое

2

6

6

4

4
8

Тема 1.2 Составление форм
бухгалтерской отчетности

положение организации. Перенесение обобщенной учетной
информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы
бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №13. Отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое
положение организации. Перенесение обобщенной учетной
информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы
бухгалтерской отчетности.
Содержание
1

10

Состав и содержание форм бухгалтерской отчетности
2

Бухгалтерский баланс как основную форму бухгалтерской
отчетности. Методы группировки и перенесения обобщенной
учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в формы
бухгалтерской отчетности
Практические работы
1
Практическая работа №14. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: состав и содержания форм
бухгалтерской отчетности.
Практическая работа №15. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: состав и содержания форм
бухгалтерской отчетности
2
Практическая работа №16. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы № 1
бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».
Практическая работа №17. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы № 1
бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс».
3
Практическая работа №18. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в

2
2

2

2
20
2-3

4

2-3

4

4

2-3
9

установленные законодательством сроки: составление Формы № 2
бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
Практическая работа №19. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы № 2
бухгалтерской отчетности «Отчет о финансовых результатах».
4
Практическая работа №20. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
бухгалтерской отчетности «Отчет об изменениях капитала» и
Формы «Отчет о движении денежных средств».
5
Практическая работа №21. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
приложения 6 к бухгалтерскому балансу.
Практическая работа №22. Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
приложения 6 к бухгалтерскому балансу.
Практическая работа №23 Закрытие учетных бухгалтерских
регистров и заполнение форм бухгалтерской отчетности в
установленные законодательством сроки: составление Формы
приложения 6 к бухгалтерскому балансу.
Примерная тематика домашних заданий
1 Определение бухгалтерской отчетности.
2 Порядок отражения нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный
период.
3 Методы обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.
4 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
5 Назначение и порядок составления шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
6 Методы определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.
7 Требования к бухгалтерской отчетности организации.
8 Сущность бухгалтерского баланса, как основной формы бухгалтерской отчетности.
9 Методы группировки и перенесения обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской отчетности.
10 Условия и процедура составления пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
11 Сущность учетной политики организации в целях бухгалтерского учета.
11 Порядок принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражения изменений в ней.
12 Правила внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.
Раздел
2
Составление

2-3
2
2-3

6

10

налоговых декларации по
налогам и сборам в бюджет,
форм
статистической
отчетности и форм расчетов
страховых
взносов
в
государственные
внебюджетные фонды
Тема
2.1
Составление Содержание
налоговых декларации по 1
Формы налоговых деклараций по налогам и сборам в бюджет и
налогам и сборам в бюджет,
инструкции по их заполнению
форм
статистической
отчетности
Практические работы
1
Практическая
работа
№24.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
2
Практическая
работа
№25.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговой декларации по налогу на прибыль.
3
Практическая
работа
№26.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговой декларации по налогу на имущество.
4
Практическая
работа
№27.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление
налоговых деклараций по единому доходу и единому доходу на
вмененный доход при упрощенной системе налогообложения.
5
Практическая
работа
№28.
Определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный период, составление форм
в отчетности в государственные органы статистики.
Тема 2.2 Составление форм
Содержание
расчетов страховых взносов в 1
Содержание новых форм налоговых деклараций по налогам и
государственные
сборам и новых инструкций по их заполнению Передача
внебюджетные фонды
администрирования страховых взносов от налоговых органов к
Пенсионному фонду РФ и Фонду обязательного социального
страхования; осуществление контроля за уплатой страховых
взносов со стороны ПФР и ФСС; контроль ПФР страховых взносов
на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Практические работы

14
4

2

10
2

2-3

2

2-3

2

2-3

2

2-3

2

2-3

8

2

2

10
11

1

Практическая работа №29. Освоение новых форм бухгалтерской
отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации
в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по
начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское
страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в
части обязательного пенсионного обеспечения.
Практическая работа №30. Освоение новых форм бухгалтерской
отчетности, выполнение поручений по перерегистрации организации
в государственных органах; заполнение единой формы «Расчет по
начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское
страхование в фонды обязательного медицинского страхования» в
части обязательного пенсионного обеспечения.

4

2-3

40
2

2

Примерная тематика домашних заданий
1 Новый порядок администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
2 Функции Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное пенсионное и
медицинское страхование.
3 Сдача отчетности в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новым формам, утверждаемым Министерством
здравоохранения и социального развития РФ.
4 Форма квартальной отчетности в ФСС на 2013 год " Расчет по начисленным и уплаченным страховым
взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС
РФ)
МДК 04.02. Основы анализа
бухгалтерской отчетности
Раздел 3 Контроль и анализ
информации об имуществе и
финансовом положении
организации, ее
платежеспособности и
доходности.
Тема 3.1 Контроль и анализ
имущественного и
финансового положения
организации

Содержание
1
Цели и процедуры внутреннего контроля хозяйственной
деятельности организации; составляющие внутреннего контроля:
соблюдение требований законодательства; точность и полнота
документации бухгалтерского учета; предотвращение ошибок и

12

Основы анализа бухгалтерской
отчетности

искажений; исполнение приказов и распоряжений; обеспечение
сохранности имущества организации.
2
Организация
контроля
при
компьютерной
обработке
бухгалтерской информации.
3
Методы финансового анализа. Информационное обеспечение
финансового анализа. Система аналитических показателей
4
Процедуры анализа бухгалтерского баланса. Характеристика
аналитических процедур. Взаимоувязка показателей форм
бухгалтерской отчетности.
5
Порядок общей оценки структуры имущества организации и его
источников по показателям баланса. Анализ динамики валюты
бухгалтерского баланса. Абсолютные, относительные и средние
показатели финансового анализа отчетности.
6
Виды и приемы финансового анализа: горизонтальный
(трендовый) анализ, вертикальный (структурный) анализ
отчетности.
7
Порядок определения результатов общей оценки структуры
активов и их источников по показателям баланса Сравнительный
аналитический баланс
8
Процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса
Экономическое содержание понятий платежеспособности и
ликвидности бухгалтерского баланса.
9
Порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки
платежеспособности. Анализ показателей платежеспособности и
ликвидности, анализ кредитоспособности заемщика.
Практические работы
1

2

Практическая работа №1
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется:
выявить основные тенденции изменения стоимости и структуры
активов и пассивов организации; рассчитать абсолютное изменение и
темп роста отдельных статей активов и пассивов баланса.
Практическая работа №2
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется:
определить структуру имущества организации и источников его
формирования на начало и конец отчетного периода; рассчитать
величину оборотного капитала на начало и конец периода,
определить динамику и удельный вес; оценить динамику структуры
имущества организации.

2
2

2

4
2
4
2

2

2

2
2
2
2
4
2
38
2

2

2

2

13

3

4

5

6

7

8

9

10

Практическая работа №3
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год дать
определение ликвидности баланса, сгруппировать в четыре группы
активы по степени их ликвидности; сгруппировать в четыре группы
пассивы организации по срочности погашения обязательств.
Практическая работа №4
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется дать
определение
платежеспособности
организации.
Рассчитать
коэффициенты и оценить платежеспособность организации. Выявить
влияние факторов на изменение коэффициентов
текущей
ликвидности организации.
Практическая работа №5
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год требуется
провести группировку оборотных активов по степени их
ликвидности и обязательств по степени срочности их погашения.
Практическая работа №6
По данным баланса за отчетный год требуется назвать типы
финансовой устойчивости и назвать факторы, оказывающие влияние
на
изменение
ее
уровня,
рассчитать
коэффициенты,
характеризующие финансовую устойчивость на начало и конец
периода.
Практическая работа №7
По данным баланса за отчетный год требуется назвать типы
финансовой устойчивости и методику их определения, рассчитать
величину собственных оборотных средств, перманентного капитала
и основных источников формирования запасов.
Практическая работа №8
По данным бухгалтерского баланса за отчетный год раскрыть
экономическое содержание показателя «чистые активы» и формулу
его расчета, рассчитать величину чистых активов на начало и конец
года.
Практическая работа №9
По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского
баланса за отчетный год требуется дать определение
оборачиваемости активов, рассчитать показатели оборачиваемости
капитала и оборотных активов организации, долю оборотных
активов в общей величине капитала за отчетный год.
Практическая работа №10
По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского
баланса за отчетный год проанализировать динамику и структуру

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
14

11

12

13

14

15

16

17

18

запасов, в том числе производственных запасов и готовой продукции
за отчетный год
Практическая работа №11
по данным бухгалтерского баланса за отчетный период, отчета о о
финансовых результатах требуется раскрыть экономическое
содержание рентабельности, охарактеризовать основные показатели
рентабельности капитала (активов) организации, раскрыть методику
их расчета.
Практическая работа №12
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать виды и содержание доходов и расходов
организации, назвать порядок их отражения в отчете о прибылях и
убытках.
Практическая работа №13
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать важнейшие показатели финансовых результатов
деятельности организации, раскрыть методику их расчета, оценить
динамику прибыли от продаж, прибыли до налогообложения , чистой
прибыли и факторов их формирования.
Практическая работа №14
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать показатели рентабельности основной деятельности
организации, раскрыть методику их расчета
Практическая работа №15
По данным отчета о финансовых результатах, бухгалтерского
баланса за отчетный период назвать факторы, оказывающие влияние
на изменения рентабельности капитала организации.
Практическая работа №16
По данным отчета о финансовых результатах требуется
охарактеризовать понятие «сегмент деятельности» и виды сегментов,
проанализировать динамику и структуру доходов, расходов и
валовой прибыли в разрезе сегментов обычной деятельности
организации.
Практическая работа №17
По данным отчета об изменениях капитала и бухгалтерского баланса
(Ф.1,Ф.2) требуется назвать состав собственного капитала
организации. Охарактеризовать аналитические возможности отчета
Ф.3, проанализировать состав, структуру, динамику собственного
капитала.
Практическая работа №18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2
15

По данным отчета об изменениях капитала требуется назвать
источники увеличения уставного капитала, указать основные
направления изменения в отчетном году уставного капитала.
Примерная тематика домашних заданий
1 Сущность и порядок проведения внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации.
2 Организация внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации при компьютерной
обработке бухгалтерской информации.
3 Методы финансового анализа и его характеристика.
4 Виды и приемы финансового анализ.
5 Критерии оценки финансового состояния организации.
6 Экспертные методы анализа;
7 Сущность анализа бухгалтерского баланса.
8 Порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.
9 Способы проведения анализа Бухгалтерского баланса (Форма 1).
10 Построение и анализ сравнительного аналитического баланса.
11 Порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям
баланса.
12 Анализ динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации; признаки оптимального
бухгалтерского баланса.
13 Анализ ликвидности бухгалтерского баланса.
14 Состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации.
15 Признаки банкротства и этапы процедуры банкротства.
16 Анализ показателей финансовой устойчивости.
17 Анализ отчета о прибыли и убытках (Форма 2).
18 Анализ отчета об изменениях капитала ( приложение к бухгалтерскому балансу)
19 Анализ отчета о движении денежных средств ( приложение к бухгалтерскому балансу)
20 Анализ отчета об использовании средств целевого финансирования( приложение к годовому
бухгалтерскому отчету).

Курсовая работа
Учебная практика
Виды работ
Ознакомление с формами бухгалтерской отчетности.
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета данных за отчетный период.
Проведение обобщения информации о хозяйственных операциях организации за отчетный период.
Определения результатов хозяйственной деятельности за отчетный период.

12
36
6

16

Составление шахматной таблицы и оборотно-сальдовой ведомости.
Контроль соблюдения требований к бухгалтерской отчетности организации.
Группировка и перенесение обобщенной учетной информации из оборотно-сальдовой ведомости в
формы бухгалтерской отчетности.
Составление пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.

6

Формирование учетной политики организации в целях бухгалтерского учета.
Оформление принятия учетной политики в целях бухгалтерского учета и отражение изменений в ней.
Практика внесения изменений в бухгалтерскую отчетность.
Ознакомление с порядком проведения внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации.
Ознакомление с организацией внутреннего контроля хозяйственной деятельности организации при
компьютерной обработке бухгалтерской информации. Использование различных видов и приемов
финансового анализа. Использование критериев оценки финансового состояния организации. Применение
экспертных методов анализа хозяйственной деятельности организации. Проведение анализа бухгалтерского
баланса.

6

Оценка структуры имущества организации и его источников по показателям баланса.
Использование различных способов проведения анализа Бухгалтерского баланса (Форма 1).
Построение и анализ сравнительного аналитического баланса.
Определение результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса.
Проведение анализа динамики валюты баланса, структуры активов и пассивов организации.
Оценка признаки оптимального бухгалтерского баланса; Проведение анализа ликвидности
бухгалтерского баланса.
Ознакомление с критериями оценки несостоятельности (банкротства) организации;

6

Определение признаков банкротства и этапов процедуры банкротства. Проведение анализа показателей
финансовой устойчивости. Проведение анализ отчета о прибыли и убытках (Форма 2).
Проведение анализа отчета об изменениях капитала. Проведение анализ отчета о движении денежных
средств .
Ознакомление с функциями Пенсионного фонда России по контролю страховых взносов на обязательное
пенсионное и медицинское страхование.
Заполнение отчетности в ПФР, ФФОМС и ТФОМС по новым формам, утвержденным Министерством
здравоохранения и социального развития РФ.

6

Заполнение формы квартальной отчетности в ФСС на 2013 год « Расчет по начисленным и уплаченным
страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в
связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма – 4 ФСС
РФ).
Производственная практика

6
3
72
17

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Формирование бухгалтерской отчетности.
Оценка показателей имущественного положения и структуры источников средств организации.
Расчет показателей платежеспособности и ликвидности.
Расчет показателей финансовой устойчивости организации.
Расчет показателей оборачиваемости активов(капитала) организации
Расчет показателей рентабельности деятельности организации
Расчет показателей доходов, расходов и финансовых результатов деятельности организации
Расчет показателей движения собственного капитала и денежных средств.
Расчет показателей интенсификации хозяйственной деятельности организации.
Всего

168

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

18

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация
программы
модуля
предполагает
наличие
учебного
кабинета
междисциплинарных курсов, лаборатории «Учебная бухгалтерия».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета междисциплинарных курсов:
Посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированная мебель.
комплект законодательных и нормативных документов;
план счетов бухгалтерского учета;
комплект форм унифицированных первичных бухгалтерских документов;
схемы типовых бухгалтерских проводок;
комплект форм бухгалтерской отчетности;
комплект образцов заполненных форм бухгалтерской отчетности;
комплект форм отчетности в органы статистики;
комплект образцов заполненных форм отчетности в органы статистики;
комплект форм отчетности в ПФР и ФОМС, ФСС;
комплект образцов заполненных форм отчетности в ПФР и ФОМС, ФСС:
рекомендации по подготовке к практическим занятиям;
рекомендации по составлению отчета по производственной практике;
задания для проведения практических занятий;
комплект тестовых заданий;
комплект комплексных практических и ситуационных заданий для /проведения
учебной практики;
комплект учебно-наглядных
пособий (слайд-фильмов,
презентаций,
видеофильмов).
Технические средства обучения:
компьютер;
аудиовизуальные средства обучения;
принтер;
сканер;
программное обеспечение общего и профессионального назначения;
Оборудование лаборатории «Учебная бухгалтерия» и рабочих мест лаборатории:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
компьютер с выходом в Интернет;
интерактивная доска.
Реализация
программы
модуля
предполагает
(концентрированную) производственную практику.

обязательную

итоговую

Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
автоматизированное рабочее место бухгалтера;
программное обеспечение профессионального назначения.

4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год
19

ОИ 1

Учебник «Бухгалтерский учет»

ОИ2

ФЗ «О бухгалтерском учете» №402 от
6.12.201г.
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
деятельности
организации
и
Инструкция по его применению,

ОИ 3

В.М.Богаченко

издания
Феникс Ростов-наДону,2013

утвержденные приказом
Министра
финансов
Российской Федерации
от 31.10.2000 г. № 94н.

ОИ 4

Положение по бухгалтерскому учету
(ПБУ 5/01) «Учет материальнопроизводственных запасов»,

ОИ 5

и
Положение по бухгалтерскому учету Законодательные
нормативные акты
(ПБУ 6/01) «Учет основных средств»,
утв. Приказом Минфина РФ от
30.03.2001 № 26н.
Положение по бухгалтерскому учету В редакции приказов
Минфина
России
(ПБУ 14/2007) «Учет нематериальных
№132н от 25.10.2010 и
активов»,
№186н от 24.12.2010
Приказом
Положение по бухгалтерскому учету Утв.
Минфина РФ №132н от
(ПБУ 15/2008) «Учет расходов по
25.10.2010,
№144н
займам и кредитам,
от8.11.2010
Методические
указания
по в редакции приказа
Министерства финансов
инвентаризации
имущества
и
РФ № 142 –н от
финансовых обязательств
08.11.2010 г.
Дополнения к Методическим
утвержденным
указаниям ,
Минфином РФ в
редакции приказа
№ 142 –н от 08.11.2010
г.
Трудовой кодекс Российской
федерации.(ТК РФ)
Налоговый кодекс Российской
федерации.(НК РФ)
ПБУ4/99 «Доходы
в редакции приказа
организации»
Минфина России №
144н от8.11.2010
ПБУ 10/99 «Расходы
в редакции приказа
организации» »
Минфина
России
№144н от8.11.2010
«Анализ хозяйственной деятельности» Г.В. Савицкая
М.ИНФАФАРМ
2013
Практикум по основам финансового
Т.А.Пожидаева ,
2013
анализа
Финансовый анализ
В.В.Бочаров,
ПИТЕР,2013

ОИ 6

ОИ 7

ОИ 8

ОИ9

ОИ10
ОИ11
ОИ12
ОИ13
ОИ14
ОИ15
ОИ16

утв. Приказом Минфина
РФ от 09.06.2001 №
44н.

Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п
ДИ 1

Наименование
Бухгалтерский учет

Автор
Е. М . Лебедева

Издательство, год
издания
М.: Издательский
20

центр «Академия», 2013
ДИ 2

Бухгалтерский учет: Практикум

ДИ 3

Делопроизводство
подготовка,
формы
документации .
Бухгалтерский учет

ДИ 4
ДИ 5

Е. М . Лебедева

организации: А. В. Непогода
и
ведение
В.М.Швецкая,
Н.А.Головко

М.: Издательский
центр «Академия», 2013
М.: Омега-Л, 2013

М.: Дашков и К, 2013

Периодические издания:
Журналы
«Актуальные
вопросы
бухгалтерского
учета
и
налогообложения»,
«БУХ.1С».,«Бухгалтерский
учет»,
«Бухгалтерский бюллетень», «Главбух»,
«Делопроизводство и документооборот
на
предприятии»,
«Консультант
бухгалтера», «Московский бухгалтер»,
«Международный бухгалтерский учет».

Интернет-ресурсы
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Справочно-правовая система «Гарант».
http://www.edu.ru Российское образование Федеральный портал
http//www.buhsoft.ru Программы для бухгалтерии BUHSOFT Электронный ресурс
http://www.buh.ru БУХ.1С - Интернет-ресурс для бухгалтера www.buhgalteria.ru
Образовательный ресурс по бухгалтерскому учету http://www.kadis.ru/ipb/ Библиотека бухгалтера,
информационный центр «Кадис».
http://www.buh.ru
Ресурс для бухгалтеров. http://www.klerk.ru Электронная библиотека.
Статьи бухгалтеру.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы модуля заключается в изучении междисциплинарных курсов: МДК
04.01 «Технология составления бухгалтерской тчетности»,МДК04.02 «Основы анализа
бухгалтерской отчетности», которое проводится в кабинете междисциплинарных курсов.
Реализация программы модуля предполагает рассредоточенную учебную практику после изучения
каждого раздела междисциплинарных курсов. Занятия по учебной практике проводятся в
лаборатории «Учебная
бухгалтерия» с использованием специализированного программного
обеспечения.
Освоение данного модуля должно осуществляться после изучение общепрофессиональных
дисциплин «Экономика организации», «Статистики», «Менеджмент», «Документационное
обеспечение управления», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Финансы,
денежное обращение и кредит», «Налоги и налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта»,
«Аудит» и профессионального модуля «Выполнение работ по профессии кассир бухгалтер».
Обязательным условием допуска к учебной практике в рамках профессионального модуля
ПМ04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является освоение
междисциплинарных курсов: «Технология составления бухгалтерской отчетности» , «Основы
анализа бухгалтерской отчетности» и наличия курсовой работы.
Аттестация по итогам учебной практики проводится на основании результатов,
подтверждаемых отчётами по практике студентов, а также отзывами руководителей практики на
21

студентов. Допускается электронная версия отчета, записанного в сетевой папке студента под его
учетной записью.
Учебная практика завершается зачётом студентам освоенных общих и профессиональных
компетенций.
Результаты прохождения учебной практики по модулю учитываются при проведении
государственной (итоговой) аттестации.
При проведении практических занятий в рамках освоения междисциплинарных курсов:
«Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы анализа бухгалтерской
отчетности» в зависимости от сложности изучаемой темы и технических условий возможно
деление учебной группы на подгруппы численностью не менее 8 человек.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров,
обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам:
- наличие высшего образования экономической направленности, соответствующего
профилю преподаваемых модулей «Технология составления бухгалтерской отчетности», «Основы
анализа бухгалтерской отчетности».
- наличие опыта деятельности в организациях соответствующей профессиональной
сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися
профессионального цикла;
стажировка в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство
учебной практикой: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов,
а также общепрофессиональных дисциплин «Экономика организации», «Статистики»,
«Менеджмент», «Документационное обеспечение управления», «Правовое обеспечение
профессиональной деятельности», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Налоги и
налогообложение», «Основы бухгалтерского учёта», «Аудит».

22

5 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные
профессиональные
компетенции)
ПК
4.1.
Отражать
нарастающим
итогом
на
счетах бухгалтерского учета
имущественное и финансовое
положение
организации,
определять
результаты
хозяйственной деятельности
за отчетный период.

Основные показатели оценки
результата

Полное и четкое определение
бухгалтерской отчетности как единой
системы данных об имущественном и
финансовом положении организации;
Уверенное, обоснованное и точное
отражение нарастающим итогом на
счетах бухгалтерского учета данных за
отчетный период; Квалифицированное
владение методами и способами
обобщения
информации
о
хозяйственных операциях организации
за отчетный период;
Правильное
составление
шахматной таблицы и оборотносальдовой ведомости;
Достоверное
и
оперативное
определение
результатов
хозяйственной деятельности за отчетный
период
ПК 4.2. Составлять формы
Четкое соблюдение требова-ний к
бухгалтерской отчетности в бухгалтерской отчетности организации;
установленные
Внимательное
отношение
к
законодательством сроки
бухгалтерскому балансу как к основной
форме бухгалтерской отчетности;
Полная и грамотная группи-ровка и
перенос
обобщенной
учетной
информации из оборот-но-сальдовой
ведомости в формы бухгалтерской
отчетности;
Выполнение
всех
требований
по
составлению
пояснительной записки;
Необходимое отражение изменений
в
учетной
политике
в
целях
бухгалтерского учета;
Оперативное
получение
аудиторского заключения в случае
необходимости;
Точное
соблюдение
сроков
представления
бухгалтерской
отчетности;
Правильное внесение исправлений
в бухгалтерскую отчетность в случае
выявления неправильного отражения
хозяй-ственных операций
ПК 4.3. Составлять налоговые

Полное

и

четкое

Формы и методы контроля
и оценки
Оценка
в
рамках
текущего
контроля:
результатов
работы
на практических занятиях;
резуль-татов
выполнения
индивидуальных домашних
заданий;
результатов
тестирования.
Экспертная
оце-нка
освоения
профессиональных ком-петенций
в рамках текущего контроля
в ходе проведения учебной
практики

Оценка
в
рамках
текущего контроля:
- результатов работы на
практических занятиях;
результатов
выполнения
индивидуальных
домаш-них
заданий;
результатов
тестирования.
Экспертная
оцен-ка
освоения
профессиональных компе-тенций в
рамках текущего контроля в
ходе проведения учебной
практики

Оценка
в
рамках
оформление текущего контроля:
23

декларации по налогам и
сборам в бюджет, налоговые
декларации по ЕСН и формы
статистической отчетности в
установленные
законодательством сроки.

ПК 4.4. Проводить контроль и
анализ
информации
об
имуществе и финансовом
положении организации, ее
платежеспособности
и
доходности

- результатов работы на
налоговых деклараций по налогам и практи-ческих занятиях;
сборам в бюджет и формы отчетов в
результатов
государственные
внебюджетные выполнения
индивифонды.
дуальных
домашних
заданий;
Своевременное
и
правильное
результатов
составление
форм
статистической
тестирования.
отчетности.
Четкое соблюдение
Экспертная
оцен-ка
порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых освоения
професорганах, внебюджетных фондах и сиональных компе-тенций в
статистических органах.
рамках текущего контроля
в ходе проведения учебной
практики
Оценка
в
рамках
Квалифицированное
владение текущего контроля:
методами,видами
и
приемами
- результатов работы на
финансового анализа.
практи-ческих занятиях;
результатов
Правильное
осуществление
индипроцедуры анализа бухгалтер-ского выполнения
баланса.
видуальных
домаш-них
заданий;
Четкое применение порядка общей
результатов
оценки
структуры
имущества тестирования.
организации и его источников по
показателям баланса.
Экспертная
оцен-ка
освоения
професКвалифицированное
проведение
процедуры
анализа
ликвидности сиональных ком-петенций в
бухгалтерского баланса,
расчета рамках текущего контроля в
финансовых
коэффициентов
для ходе проведения учебной
оценки платежеспособности, оценки практики
несостоятельности
(банкротства)
организации,
процедуры
анализа
показателей финансовой устойчивости.
- процедуры анализа отчета о
прибыли и убытках.
Проведение
оценки деловой
активности организации, про-цедуры
анализа
уровня
и
дина-мики
финансовых
результатов
по
показателям отчетности про-цедуры
анализа влияния факто-ров на прибыль.

Итоговая
модулю

аттестация

по

МДК.04.01
дифференцированный
зачет;
МДК
04.02
дифференцированный
зачет;
УП.04 – зачет;
Квалификационный
экзамен по модулю

–

–

24

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у
обучающихся не только сформировать профессиональных компетенций, но и развитие общих
компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие
компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и
социальную значимость своей
будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, определять методы и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

ОК 3. Решать проблемы, оценивать
риски и принимать решения в
нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и
оценку информации, необходимой для
постановки
и
решения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного
развития

Основные показатели
оценки результата
Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии

Формы и методы контроля и
оценки
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности учащегося
в
процессе
освоения
образовательной программы на
практических занятиях, при
выполнении работ по учебной
практике.
Экспертное наблюдение и
оценка активности учаще-гося
при проведении учебновоспитательных меропри-ятий
профессиональной
направленности.
Мотивированное
Экспертное наблюдение и
обоснование выбора и
оценка деятельности учащегося
применения методов и
в
процессе
освоения
способов решения прообразовательной программы на
фессиональных задач при практических занятиях, при
осуществлении кредитных выполнении работ по учебной
операций
практике.
Точность, правильность и полнота выполнения профессиональ-ных
задач
Демонстрация
спо- Экспертное наблюдение и
собности принимать ре- оценка деятельности учашения в стандартных и щегося в процессе осво-ения
нестандартных ситу-ациях образовательной про-граммы
и
нести
за
них на практических занятиях,
ответственность
при при
выполнении
осуществлении кре-дитных индивидуальных домашних
операций
заданий, работ по учебной
практике.
Экспертное наблюдение и
оценка активности учаще-гося
при
проведении
учебновоспитательных меропри-ятий
различной тематики
Экспертное наблюдение и
Оперативность поис-ка
оценка
деятельности учащеи
использования
необходимой информа-ции гося в процессе освоения
для
качественного образовательной программы на
выполнения
профес- практических занятиях, при
выполнении индиви-дуальных
сиональных
задач,
домашних зада-ний, работ по
профессионального
и
учебной прак-тике.
25

личностного развития.
Широта использо-вания
различных
источ-ников
информации,
включая
электронные
ОК 5. Использовать информационноОперативность,
точкоммуникационные технологии для ность и широта осущестсовершенствования
вления
операций
профессиональной деятельности.
по составлению, использованию
и
анализу
бухгалтерской отчет-ности
с использованием общего и
специального
программного обеспечения

ОК 6. Работать в коллективе и
Коммуникабельность
команде, обеспечивать ее сплочение, при
взаимодействии
с
эффективно общаться с коллегами, обучающимися,
препоруководством, потребителями
давателями
и
руководителями практики в хо-де
обучения

ОК 7. Ставить цели, мотивировать
деятельность
подчиненных,
организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя
ответственности
за
результат
выполнения заданий.

Ответственность
за
результат
выполнения
заданий.
Способность к самоанализу
и
коррекции
результатов собственной
работы

Экспертное наблюдение и
оценка деятельности учащегося
в
процессе
освоения
образовательной программы на
практических занятиях, в ходе
компьютерного тестиро-вания,
подготовки
электрон-ных
презентаций, при выполнении
индивидуаль-ных
домашних
заданий, работ по учебной
практике.
Экспертное наблюдение и
оценка
использования
учащимся
информационных
технологий при подготовке и
проведении
учебно-воспитательных мероприятий различной тематики
Экспертное наблюдение и
оценка
коммуникативной
деятельности учащегося
в
процессе освоения образовательной
программы
на
практических занятиях, при
выполнении индивидуаль-ных
домашних заданий, работ по
учебной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка
использования
учащимся
коммуникативных
методов
и
приёмов
при
подготовке
и
проведении
учебновоспитательных
мероприятий
различной
тематики
Экспертное наблюдение и
оценка деятельности учащегося
в
процессе
осво-ения
образовательной про-граммы на
практических занятиях при
работе в малых группах, работ
по учебной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка уровня ответствен-ности
учащегося при под-готовке и
проведении
учебновоспитательных ме-роприятий
различной
тема-тики
26

ОК 8. Самостоятельно определять
задачи
профессионального
и
личностного развития, заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации

Способность к организации и планированию
самостоятельных заня-тий
при
изучении
профессионального модуля

ОК 9. Быть готовым к смене
Проявление интереса к
технологий
в
профессиональной инновациям в области
деятельности
профессиональной
деятельности

(культурных
и
оздоровительных групповых мероприятий, соревнований, походов,
профессиональных
конкурсов и т.п.)
Экспертное наблюдение и
оценка динамики дости-жений
учащегося
в
учебной
и
общественной деятель-ности
Экспертное наблюдение и
оценка использования учащимся методов и приёмов
личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических
занятиях,
при
выполнении индивидуаль-ных
домашних заданий, работ по
учебной практике.
Экспертное наблюдение и
оценка
использования
учащимся методов и приё-мов
личной
организации
при
подготовке
и
проведении
учебно-воспитательных
мероприятий различной тематики.
Экспертное наблюдение и
оценка динамики дости-жений
учащихся
в
учебной
и
общественной деятельности
Экспертное наблюдение и
оценка
деятельности учащегося в процессе освоения
образовательной программы на
практических занятиях, при
выполнении индиви-дуальных
домашних зада-ний, работ по
учебной прак-тике.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой
(таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90-100
80-89
70-79
Менее 70

Качественная оценка индивидуальных
Образовательных достижений.
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения
27

профессионального модуля.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».