Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республик Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» __________________ В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Формирование ключевых компетенций цифровой экономики» Рассмотрена и одобрена Рекомендована Методическим советом на заседании предметной (цикловой) ГБПОУ РМ «Краснослободский комиссии математических и общих аграрный техникум» естественнонаучных дисциплинЗаместитель директора по учебной работе Председатель___________Ю.В. Садовникова ______________________Т . В . Ш и т о в а Протокол № __ от «____» ______ 20 __ г. Протокол №____ от «___» _______20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Формирование ключевых компетенций цифровой экономики» Составитель: Шестеркина А.Е., преподаватель общепрофессиональных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум». Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 05.02.2018 г. № 69 ) и профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 г № 1061 н, регистрационный № 309, приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2004 г. № 832 для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И ДИСЦИПЛИНЫ ПРИМЕРНОЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ УЧЕБНОЙ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Формирование ключевых компетенций цифровой экономики 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы по профессиям «Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования», «Электрификация и автоматизация с/х», «Агрономия», «Ветеринария», «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и направлена на формирование следующих общих компетенций: Общие компетенции ФГОС СПО Наименование Основные признаки освоения компетенции ОК 01 Умения: Выбирать способы - распознавать задачу и/или проблему в решения задач профессиональном и/или социальном профессиональной контексте; деятельности, - анализировать задачу и/или проблему и применительно к выделять её составные части; различным контекстам - определять этапы решения задачи; - выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; - составить план действия; определить необходимые ресурсы; - владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; - реализовать составленный план; - оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). – – – – Знания: – - актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; - основные источники информации иресурсы для решения задач и проблем впрофессиональном и/или социальном Ключевые компетенции цифровой экономики Наименование Основные признаки освоения компетенции 3. Креативное Умения: мышление - использовать цифровые средства и ресурсы для генерирования новых идей и решений; - абстрагироваться от стандартных моделей: перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов действий; - использовать цифровые средства и приложения для создания продукта. 5. Критическое мышление в цифровой среде 3. Креативное мышление – – – – Умения: - формировать и проверять гипотезы; - выбирать и использовать уместные цифровые средства, приложения и ресурсы для постановки и решения задачи/проблемы; - оценить информацию/данные на достоверность и релевантность сравнением нескольких источников информации; - разделять комплексные задачи на подзадачи; отслеживать процесс исполнения задач помощью цифровых инструментов; - строить логические умозаключения на основании информации/данных, в том числе в различных цифровых средах (в том числе, оценивать результат и последствия своих действий). Знания: - возможностей и ограничений цифровой средыи цифровых инструментов для созданияпродукта/решения задачи; - цифровых инструментов для разработки исоздания продукта; - принципов работы социальных сетей и медиас – – – – контексте; - алгоритмы выполнения работ впрофессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной исмежных сферах; - структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решениязадач профессиональной деятельности. точки зрения создания оригинальногопродукта (понимание трендов, предпочтенийпользователей). 5. Критическое мышление в цифровой среде – – – – ОК 02 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности Умения: - определять задачи для поиска информации; - определять необходимые источники информации; - планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; - выделять наиболее значимое в перечне информации; - оценивать практическую значимость результатов поиска; - оформлять результаты поиска 3. Креативное мышление 5. Критическое мышление в цифровой среде Знания: - цифровые инструменты и сервисы дляпроверки достоверности информации/гипотезы; - методы и приемы формулирования гипотез и задач; - цифровые ресурсы для решения задач/проблемв профессиональном и/или социальномконтексте и для оценки результатов решения. Умения: - выбирать оптимальный формат, способ и место хранения информации и данных с помощью цифровых инструментов; - защитить информацию (данные) при помощи паролей и кодирования; - создавать резервные копии данных на различных носителях; - искать информацию в сети Интернет с использованием фильтров и ключевых слов; - оценивать данные на достоверность; - идентифицировать различные виды мошенничества с персональными данными; - оформлять результаты поиска с помощью цифровых инструментов. Умения: - применять программные решения для структурирования и систематизации информации; - оценить информацию/данные на достоверность и релевантность сравнением нескольких источников информации; - оценивать практическую значимость Знания: - номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности; - приемы структурирования информации; - формат оформления результатов поиска информации ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие Умения: - определять актуальность нормативноправовой документации в профессиональной деятельности; - применять современную научную профессиональную терминологию; - определять и выстраивать траектории профессионального развития исамообразования. Знания: - содержание актуальной нормативноправовой документации; 4. Управление информацией и данными результатов поиска с помощью цифровых инструментов. Знания: - инструменты крупнейших цифровых экосистем для получения, обработки и анализа информации; - особенности различных расширений и форматов хранения данных; - принципы работы различных поисковых сервисов; - риски публикации персональных данных и их отображения в социальных сетях; - нормы интеллектуальной собственности, лицензий и др. норм при публикации и скачивании контента. 5. Критическое мышление в цифровой среде Знания: - способы и цифровые инструменты/ сервисы для проверки достоверности информации. 2. Саморазвитие в условиях неопределенности Умения: - ставить себе образовательные цели под возникающие жизненные задачи; - находить информацию в целях самообразования и обучения при помощи цифровых инструментов; - самостоятельно определять пробелы в своих знаниях и компетенциях с использованиеминструментов самооценки и цифровых оценочных средств; - выбирать цифровые средства в целях саморазвития; - адаптироваться к появлению новых цифровых средств, приложений, программных обеспечений. Знания: - основных образовательных Интернетресурсов, типов цифрового образовательного ОК 04 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 09 Использовать - современная научная и профессиональная терминология; - возможные траектории профессионального развития. Умения: - организовывать работу коллектива и команды; - взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. Знания: - психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; - основы проектной деятельности. Умения: - грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, - проявлять толерантность в рабочем коллективе Знания: - особенности социального и культурногоконтекста; - правила оформления документов и построения устных сообщений. Умения: - применять средства информационных 1.Коммуникация и кооперация в цифровой среде Элемент цифровой грамотности в контента; - возможностей и ограничений образовательного процесса при использовании цифровых технологий. Умения: - выбирать цифровые средства общения в соответствии с целью взаимодействия и индивидуальными особенностями (в том числе культурными) собеседника; - использовать цифровые средства общения при взаимодействии с другими людьми, в том числе для организации совместной деятельности; - справляться с нежелательным поведением других людей в цифровой среде (угрозы, травля, агрессивные действия); - выбирать цифровые медиа (текст, фото, видео, анимация и т.п.) в соответствии с культурными, познавательными и личностными особенностями собеседника; - находить тематические Интернет-сообщества. Знания: - видов и функций информационных сообщений, групп информационных объектов; - каналов распространения информации и организации совместной работы (командной работы); - преимуществ и ограничений цифровых средств при общении и совместной работе; - культуру общения, принятую в цифровой среде; - принципы создания и функционирования Интернет-сообществ Конкретизируется в зависимости от вида профессиональной деятельности (формируется, информационные технологии в профессиональной деятельности технологий для решения профессиональных задач; - использовать современное программное обеспечение. Знания: - современные средства и устройства информатизации; - порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. профессиональной деятельности в том числе в рамках изучения учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»). 1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - воспринимать изменения в условиях производства, рыночной экономики и предпринимательства; - применять модельно-аналитические и информационно-коммуникационные технологии поддержки принятия решений в социально-экономических системах в условиях цифровой экономики; -анализировать, систематизировать и обобщать, экономические явления и процессы, происходящие в обществе с целью их применения в различных сферах деятельности; - пользоваться сервисными и прикладными программами; - применять основные принципы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; - находить и использовать необходимую экономическую информацию. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - современные технологии цифровой экономики; -теоретические и практические навыки в области формирования и развития цифровой экономики и управления ее структурными компонентами на базе применения современных информационных технологий и адекватного использования информационных ресурсов и факторов; -теоретические основы и закономерности функционирования рыночной экономики; - общие принципы работы с компьютером как средством управления информацией; - основные методы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; - законодательство по охране авторских прав. В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими профессиональными компетенциями: ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование. ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей. ПК 1.3. Способностью принимать оптимальныеуправленческие решения ПК 1.4. Способностью воспринимать,анализировать иреализовывать управленческие инновациив профессиональнойдеятельности ПК 1.5. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации. ПК 1.6 Проводить мониторинг и анализ социальных процессов (условия, причины, мотивы проявления) в муниципальном образовании. ПК 1.7. Исследовать и анализировать деятельность по состоянию социальноправовой защиты отдельных категорий граждан. ПК 1.8. Содействовать интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений с целью обеспечения социальной защищенности населения. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: При реализации содержания учебной дисциплины “Формирование ключевых компетенций цифровой экономики” в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования максимальной учебной нагрузки обучающихся составляет: • по специальностям СПО технических, естественно-научных профилей профессионального образования - 36 часов 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы «Бухгалтерский учет» Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателями. Самостоятельная работа. Объем образовательной программы В том числе: Теоретическое обучение Лабораторные работы Практические занятия Курсовая работа (проект) Контрольная работа Объем часов 36 Не предусмотрено 36 16 Не предусмотрено 20 Не предусмотрено Не предусмотрено 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Формирование ключевых компетенций цифровой экономики» Наименование разделов и тем Содержание учебного Объем часов Коды компетенций материала и формы организации деятельности обучающихся Раздел 1. Информационная грамотность Тема 1.1 Информатизация Содержание учебного Содержание учебного материала ОК 01; общества и его социально материала 8 ОК 02, экономическое развитие Новые технологии в ИКТ ОК,3; Информатизация общества и его социально экономическое развитие Информационная грамотность Управление данными, информацией и цифровым контентом на ПК Практические занятия: Просмотр, поиск и фильтрация данных и цифрового контента Раздел 2. Коммуникационная грамотность Тема 2.1 Использование Содержание учебного материала 8 ОК 01; цифровых технологий для Этикет и правила поведения в сети ОК 02, коммуникации Использование социальных сетей и ОК 09 IT-инструментов для организации групповой работы Практические занятия: Использование цифровых технологий для коммуникации, Совместный доступ к файлам и совместная работа над ними Раздел 3. Создание цифрового контента Тема 3.1 Работа над Содержание учебного 14 ОК 01; цифровым контентом материала ОК 02, Авторские права и лицензия ОК 4 Информационная безопасность 1. Практические занятия: Работа с текстовым редактором, Работа с электронными таблицами, Работа с базами данных, Работа с графическим контентом, Работа с аудио и видео Раздел 4. Навыки решения проблем в цифровой среде Тема 4.1. Навыки решения Содержание учебного 6 ОК 01; технических проблем с материала ОК 02, устройствами и программным Решение технических проблем с ОК 4; обеспечением устройствами и программным ОК 09 обеспечением Практические занятия: Решение повседневных задач с помощью цифровой среды, определение правильных программ, приложений и цифровых ресурсов для решения проблем в повседневной жизни, Взаимодействие с банками, государством, магазинами, различными организациями посредством цифровых технологий 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебной аудитории и в учебно-вычислительном центре (УВЦ). Оборудование учебно-вычислительного центра: компьютер с лицензионнопрограммным обеспечением – 10 рабочих мест, мультимедийное оборудование, экран проекционный 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы: Основные источники: 1. Маркова, В. Д. Цифровая экономика : учебник / В.Д. Маркова. — М. : ИНФРАМ, 2020. — 186 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). 2. Лапина М. А. Информационное право / М.А. Лапина; А.Г. Ревин; В.И. Лапин – М.: Юнити-Дана, 2018. - 336 с. Дополнительные источники: 1. Соловьев А. В. Культура информационного общества / А.В. Соловьев – М.:Директ-Медиа, 2018. - 276 с. 2. Ташков П. А. Интернет. Общие вопросы. – СПб.: ПИТЕР, 2018. – 416 с. Электронные ресурсы: 1. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453407[Акулич, М.В. Интернетмаркетинг : учебник / М.В. Акулич. – Москва : Дашков и К°, 2018. – 352 с. 2. http://biblioclub.ru/ [Электронная библиотечная система «Университетскаябиблиотека Онлайн»] 3. http://www.garant.ru [Информационно-правовой портал ГАРАНТ] 4. www.iprbookshop.ru [Электронная библиотека студента -ЭБС IPR BOOKS] 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) 1 Освоенные умения: – использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности; – применять компьютерные и телекоммуникационные средства; – работать с информационными справочноправовыми системами; – использовать прикладные программы в профессиональной деятельности; – владетьнавыками постановки управленческих целей и задач в сфере профессиональной деятельности для принятия управленческих решений на основе экономических знанийиспользовать ресурсы локальных и глобальных информационных сетей. Усвоенные знания: − эволюцию развития в системе информационной экономики; − основные правила и методы работы с пакетами прикладных программ; Формы и методы контроля и оценки результатов обучения 2 − практические работы; − внеаудиторная самостоятельная работа; − контрольные работы; − защита докладов по изученным темам; − защита презентаций по темам − дифференцированный зачет. −влияние цифровой экономики на организацию рыночных отношений; − понятие правовой информации как среды информационной системы; − назначение, возможности, структуру, принцип работы информационных справочно-правовых систем; − меры, механизмы и средства защиты информации; − возможности сетевых технологий работы с информацией; − стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно