Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________________В.М. Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Председатель__________В.А. Мартынова Рекомендована методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе ________________Т.В. Шитова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» Разработчик: Владимирова Е.П., преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»). Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки РФ от 5 февраля 2018г. № 69 (ред.от 17 декабря 2020 г.) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям). содержание 1. Паспорт программы учебной дисциплины ОП.03. «Налоги и налогообложение». 2.Результаты усвоения программы. 3.Структура и содержание учебной дисциплины ОП.03. «Налоги и налогообложение». 4.Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины ОП.03. «Налоги и налогообложение». 5.Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины ОП.03. «Налоги и налогообложение» 1. паспорт программы учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» 1.1. Область применения. Рабочая программа учебной дисциплины ПО.03. «Налоги и налогообложение» является элементом основной образовательной программы специальности «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям) цикла ОП.00. 1.2. Цели и задачи программы, требования к результатам усвоения: уметь: - ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации; - понимать сущность и порядок расчетов налогов; знать: - нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации; - экономическая сущность налогов; - принципы построения и элементы налоговых систем; - виды налогов в Российской федерации и порядок их расчетов 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины ОП.07. «Налоги и налогообложение»: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 52 часов, в том числе: - теоретическое обучение – 26 часов; - практических занятий – 26 часов; - итоговая аттестация – дифференцированный зачет. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» Результатом усвоения программы ОП.03. «Налоги и налогообложение» являются общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции. ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5. Использовать информационно - коммуникативные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 3.1.Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджет различных уровней.. ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды. ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям. 3. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЛОГИ 3.1. Объем учебной дисциплины в виде учебной работы Вид учебной работы Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: теоретические занятия практические занятия Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета Количество часов 52 26 26 И 3.2. Тематический план учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» Коды общих и профес сиональных компетенций Наименование разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» Всего часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Теоретическое обучение, часов 1 ОК.1 ОК.2 ОК.6 ОК.7 ОК.8 ОК.4 ОК.3 ПК 3.3 ПК 3.4 ОК.8 ПК 3.1 ПК 3.2 ОК.9 ОК.5 2 Раздел 1. Экономическая сущность налогов Тема 1.1. Сущность и место налогов в социально-экономической сфере Тема 1.2. Налог как экономическая категория Раздел 2. Налоговая система и налоговая политика государства Тема 2.1 Характеристика налоговой системы РФ 2.1.1. Налоговая система и принципы ее построения 2.1.2. Элементы налоговой системы Тема 2.2 Налоговая политика государства Тема 2.3 Налоговое законодательство 2.3.1 Законодательство РФ о налогах и сборах 2.3.2 Порядок действия актов налогового законодательства Раздел 3. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы Тема 3.1. Характеристика федеральных налогов и сборов Тема 3.2 Специальные системы налогообложения Тема 3.3. Характеристика региональных налогов и сборов Тема 3.4. Характеристика местных налогов и сборов Раздел 4. Система налогообложения физических лиц Тема 4.1. Особенности налогообложения физических лиц Тема 4.2. Система налогообложения индивидуальных предпринимателей ИТОГО Лабораторные и практические занятия, часов 3 6 2 4 4 2 5 2 - 4 18 2 10 2 8 2 6 2 2 2 2 4 - 4 4 20 2 2 8 2 2 12 6 2 4 4 6 4 8 4 4 2 2 2 4 2 2 2 4 2 4 2 2 52 26 26 3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «Налоги и налогообложение» Наименование разделов и тем Знать, уметь 1 2 Содержание обучения по дисциплине Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 3 Раздел 1. Экономическая сущность налогов Тема 1.1. Сущность и Студент должен: Общие теории налогов. Возникновение и развитие системы место налога в знать: налогообложения в России. Социально-экономическая социально-экономическую сущность налога; сущность и необходимость налогов. экономической среде - значение налогов для развития государства Тема 1.2. Налог как Студент должен: Понятие налога и сбора. Функции налогов и сборов. Виды экономическая знать: налогов и сборов. Федеральные налоги и сборы. Региональные категория - сущность налогов и сборов, их налоги и сборы. Местные налоги и сборы. классификацию; Практическая работа №1 - функции налогов и сборов; Налог как система уметь: -понимать сущность налога. Раздел 2. Налоговая система и налоговая политика государства Тема 2.1. Характеристика налоговой системы РФ 2.1.1. Налоговая Студент должен: Понятие налоговой системы и системы налогов сборов РФ. система и принципы знать: Принципы построения налоговой системы: экономические, ее построения. - сущность налоговой системы; юридические, организационные. - принципы построения налоговой системы РФ. 2.1.2. Элементы Студент должен: Определение налогового периода. Порядок исчисления налоговой системы знать: налога. Определение объектов налогообложения. Порядок -элементы налоговой системы определения налоговой базы. Расчет налогооблагаемой базы. уметь: Налоговые ставки. Определение налоговых льгот. Процесс и Количество часов Уровень усвоения 4 5 6 2 1 4 1 18 2 1 6 2 Тема 2.2. Налоговая политика государства - определять элементы налоговой системы; -понимать порядок расчета налога порядок уплаты налогов. Практическая работа №2 Определение элементов налоговой системы Практическая работа №3 Определение налоговых ставок и льгот Студент должен: знать: - типы налоговой политики; - направления налогового реформирования. Понятие налоговой политики. Типы налоговой политики: максимальных налогов и разумных налогов. Налоговый гнет. Основные направления налоговой политики. Тема 2.3Налоговое законодательство 2.3.1Законодательство Студент должен : Законодательство о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ. РФ о налогах и знать: Нормативные акты, регулирующие отношения в области сборах -нормативные акты ,регулирующие налогообложения. Порядок принятие налогового закона. налоговые правоотношения в РФ; Практическая работа№4 -порядок принятия налогового закона. Изучение содержания Налогового кодекса РФ. -уметь: -ориентироваться в действующим налоговым законодательстве. 2.3.2 Порядок Студент должен: Порядок введения и прекращения действия актов налогового действия актов знать: законодательства. налогового -порядок действия налоговых законов Практическая работа№5 законодательства на территории РФ; Определение соблюдение норм действия актов налогового уметь: законодательства -ориентироваться в законодательной базе, определяющей порядок действия актов налогового законодательства. Раздел 3. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы Тема 3.1. Студент должен: Состав федеральных налогов и сборов. Особенности уплаты Характеристика знать: федеральных налогов и сборов. Нормативные акты, федеральных налогов -виды федеральных налогов и сборов; регулирующие порядок взимания федеральных налогов и и сборов - их краткую характеристику; сборов. - законодательные основы Практическая работа№6 федерального налогообложения Решение задач по уплате федеральных налогов и сборов. 2 1 4 4 20 6 2,3 Тема 3.2Специальные системы налогообложения Тема 3.3. Характеристика региональных налогов и сборов Тема 3.4. Характеристика местных налогов и сборов уметь: -ориентироваться в законодательных актах федерального уровня. Студент должен: знать: -виды специальных режимов налогообложения; -законодательные основы системы специального налогообложения; уметь: -ориентироваться в законодательных актах, регулирующих систему специального налогообложения Студент должен: знать: - виды региональных налогов и сборов; - из краткую характеристику; - законодательные основы налогообложения субъектов РФ уметь - ориентироваться в законодательных актах субъектов РФ Практическая работа №7 Работа с законодательными актами федерального уровня. Студент должен: знать: - виды местных налогов и сборов; - их краткую характеристику; - законодательные основы местного налогообложения уметь: - ориентироваться в законодательных актах органов местного самоуправления Раздел 4. Система налогообложения физических лиц Виды специальных режимов налогообложения. Условия применения специальных режимов налогообложения. Нормативные акты, регулирующие введение специальных режимов налогообложения. Практическая работа№8 Работа с законодательными актами, регулирующими систему специального налогообложения. 4 Состав региональных налогов и сборов. Особенности уплаты региональных налогов и сборов. Нормативные акты, регулирующие порядок взимания региональных налогов и сборов. Практическая работа №9 Работа по уплате региональных налогов и сборов Практическая работа №10 Работа с законодательными актами в области налогообложения субъектов РФ. 6 1 Состав местных налогов и сборов. Особенности уплаты местных налогов и сборов. Нормативные акты, регулирующие порядок взимания местных налогов и сборов. Практическая работа №11 Работа с законодательными актами в области налогообложения органов местного самоуправления. 4 1 8 Тема 4.1. Особенности налогообложения физических лиц в РФ Тема 4.2. Система налогообложения индивидуальных предпринимателей Студент должен: знать: - виды налогов с физических лиц; - их краткую характеристику; - законодательные основы налогообложения физических лиц уметь: - ориентироваться в законодательных актах в области налогообложения физических лиц Студент должен: знать: - элементы налогообложения индивидуальных предпринимателей; - их краткую характеристику; - законодательные основы налогообложения индивидуальных предпринимателей уметь: - ориентироваться в законодательных актах в области налогообложения индивидуальных предпринимателей Виды налогов, взимаемых с физических лиц, их краткая характеристика. Эволюция системы налогообложения физических лиц в России. Социально-экономическое значение налогообложения физических лиц. Практическая работа №12 Работа с законодательными актами в области налогообложения физических лиц. 4 2 Особенности применения индивидуальными предпринимателями традиционной и специальной систем налогообложения. Практическая работа №13 Работа с законодательными актами в области налогообложения индивидуальных предпринимателей 4 1 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЛОГИ ИНАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» 4.1. Требования к минимальному материально- техническому обеспечению Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативнотехническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов. Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими и частично практическими. 4.2. Информационное обеспечение обучения Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальностями 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет « (по отраслям). Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной ) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Литература 1. Братухина О.А. Методология, методика и практика исчисления налогов. Ростов-на-Дону: Фениес, 2018 2. Гончаренко Л.И., Каширина М.В. Налогообложение юридических лиц. М.: Инфра – М, 2019 3. Карагод В.С., Худолеев В.В. «Налоги и налогообложение». М.: Форум – Инфра М, 2019 4. Налоговый кодекс РФ. Части 1 и 2. 5. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство. Под ред. И.П. Евстигнеева. М.: Питер,2019 6. Налоги и налогообложение. Под ред. М.В. Романовского. СПб.: Питер, 2018 7. Налоги с физических лиц. Под ред. Л.И.Гончаренко. М.: Форум – Инфра М, 2018г. 8. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. М.: Омега, 2018 9. Мимеков Н.В. Налоги и налогообложение М.: Инфра – М, 2019 10. Попова Л.В., Маслова И.А., Дрожжина И.А. Практика исчисления налогов. М.: Дело и сервис, 2018 11. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение М.: Академия, 2018 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет прав использовать время, отведенное на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологии и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому тактическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так далее; должно предусматривать в целях реализации компетентного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм поведения занятий компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п. в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечивать учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на его выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом в сети «Интернет». Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатным и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к компонентам библиотечного фонда, состоящего не менее, чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети «Интернет». Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу со специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей поведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательно учреждения. Материально - техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так далее. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины ОП.09. «Налоги и налогообложение», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля и индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения. Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представитель общественных организаций обучающихся. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателем результатов подготовки (таблицы). Раздел (тема) Результаты программы учебной (освоенные общие и дисциплины профессиональные «Финансы, денежное компетенции) обращение и кредит» Раздел 1. Экономическая сущность налогов Тема 1.1. Сущность и ОК.1 место налога в социальноэкономической сфере Основные показатели результатов подготовки Определение сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса через исследование социальноэкономической значимости налогов. Тема 1.2. Налог как ОК.2 Организация собственной экономическая деятельности, выбор категория типовых методов и способов выполнения профессиональных задач при выявлении сущности налога Раздел 2. Налоговая система и налоговая политика государства Тема 2.1. Характеристика налоговой системы РФ 2.1.1. Налоговая ОК.6 Исследование работы в система и принципы коллективе и команде при ее построения. изучении принципов налоговой системы 2.1.2. Элементы ОК.7 Исследование собственной налоговой системы ответственности за результат выполнения заданий по определению элементов налога. Тема 2.2. Налоговая ОК.8 Самостоятельно определить политика государства задачи профессионального Формы и методы контроля Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Фронтальный опрос Самостоятельная работа Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Самостоятельная работа Фронтальный опрос личностного развития при исследовании направлений налоговых реформ Раздел 3. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы Тема 3.1. ПК 3.3 Понимание механизма Характеристика ПК 3.4. формирования федеральных налогов бухгалтерских проводов по и сборов начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды через исследование особенностей уплаты федеральных налогов. Понимание порядка оформления платежных документов на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролирования их прохождения по расчетнокассовым банковским операциям через систему налогового законодательства Тема 3.2 ПК 3.1. Понимание механизма Характеристика формирования региональных налогов бухгалтерских проводок по и сборов начислению и перечислению региональных налогов через исследование особенностей уплаты региональных налогов. Тема 3.3 ПК 3.2. Понимание порядка Характеристика оформления платежных местных налогов и документов на перечисление сборов местных налогов, контролирования их прохождение по расчетнокассовым банковским операциям через изучение актов налогового законодательства органов местного самоуправления Раздел 4. Система налогообложения физических лиц Тема 4.1. Особенности ОК.9 Умение ориентироваться в налогообложения условиях частой смены физических лиц в РФ технологий в профессиональной деятельности при изучении действия актов налогового законодательства. Тема 4.2. Система ОК.5 Использование налогообложения информационноиндивидуальных коммуникационных предпринимателей технологий в профессиональной деятельности при расчете налоговых нагрузок Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Самостоятельная работа Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Самостоятельная работа Фронтальный опрос Отчет о выполнении практической работы Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90-100 80-89 70-79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений Балл (отметка) Вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации на медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля.