ОП.01 РП_Экономика организации

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский
аграрный техникум»
___________В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экономика организации»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Председатель__________В.А.Мартынова

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
__________________ Шитова Т.В

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика организации»

Разработчик: Васюточкина О.А, преподаватель общепрофессиональных
дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 05.02.2018 г. № 69) для специальности среднего
профессионального образования базовой подготовки 38.02.01 «Экономика и
бухгалтерский учет» (по отраслям).

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины ОП.01 «Экономика организации».

4

2. Результаты усвоения программы.

5

3. Структура и содержание программы учебной дисциплины ОП.01 «Экономика
организации».

6-14

4. Условия реализации программы учебной дисциплины ОП.01 «Экономика
организации».

15-17

5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
ОП.01 «Экономика организации»

17-21

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
1.1. Область применения.
Программа учебной дисциплины ОП.01. «Экономика организации» является элементом
основной образовательной программы специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
(по отраслям) цикла ОП.00.
1.2. Цели и задачи программы, требования к результатам усвоения:
уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели
деятельности организации;
знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- принципы и методы управления основными и оборотными средствами;
- методы оценки эффективности их использования; организацию производственного и
технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их
эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, в том числе основные энергосберегающие технологии;
механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их
расчёта
1.3. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины ОП.01. «Экономика
организации»:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося -100 часов;
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 100 часов.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОП.01. «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Результатом усвоения программы ОП.01. «Экономика организации» являются общие (ОК) и
профессиональные (ПК) компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.З. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат
выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации
имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия
фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей
(регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и
финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за
отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством
сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые
декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в
установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом
положении организации, ее платежеспособности и доходности.

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Курсовой проект
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
100
72
36
0
0
28

6

3.2. Тематический план учебной дисциплины ОП.01 «Экономика организации»

Коды общих
и профессиональных
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «Экономика организации»

Всего
часов
(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка
обучающегося

Всего,
часов

1
ОК. 1
ОК.2
ОК. 4
ОК. 6
ОК .5

ОК.4 ПК.2.2
ОК.6 ПК.2.2

в т.ч.
лаборатор
ные занятия и
практичес
кие занятия,
часов

2

3

4

Введение
Раздел 1. Организация (предприятие), отрасль в
условиях рынка
Тема 1.1 Организация-понятие и основные признаки.
Отраслевые особенности
Тема 1.2 Организационно-правовые формы предприятия
Тема 1.3 Государственные предприятия
Раздел
2.
Материально-техническая
база
организации (предприятия)
Тема 2.1 Основной капитал и его роль в производстве
Тема 2.2 Оборотный капитал
Тема 2.3.Капитальные вложения и их эффективность

2
12

2
6

5
6

4

2

2

4
4
14

2
2
6

2
2
8

4
4
6

2
2
2

2
2
4

Раздел 3. Кадры и оплата труда в организации.

8

4

4

в т.ч.,
курсовая
работа
(проект)

часов

6
28

Самост
оятельн
ая
работа
обучающегося
Всего,
часов

ОК.5 ПК.4.2

Тема 3.1. Кадры организации и производительность
труда
ОК.7 ПК.4.3
Тема 3.2 Формы и системы оплаты труда
Раздел 4. Себестоимость, цена, прибыль и
рентабельность - основные показатели деятельности
организации (предприятия)
ОК.3
Тема 4.1 Издержки производства и реализации
продукции
ОК.8 ПК.2.3
Тема 4.2 Ценообразование
ПК.4.1 ПК.2.4 Тема 4.3. Прибыль и рентабельность
Раздел 5. Планирование деятельности организации
(предприятия)
ПК.4.4
Тема 5.1. Планирование деятельности организации
(предприятия)
ОК.9
Тема
5.2
Основные
показатели
деятельности
организации
Раздел 6. Внешнеэкономическая деятельность
организации
ОК.5
Тема 6.1. Формы внешнеэкономической деятельности
ОК.7
Тема 6.2 Операции предупреждения по экспорту и
импорту
Курсовой проект
Тематика курсовых работ:
1. Анализ эффективности использования основных
средств организации
2. Анализ эффективности использования трудового
потенциала организации
3. Источники образования прибыли и пути
повышения рентабельности производства

4

2

2

4
12

2
6

2
6

4

2

2

4
4
16

2
2
8

2
2
8

8

4

4

8

4

4

8

4

4

4
4

2
2

2
2

28

28

4. Оборотные средства предприятия: понятие,
структура, роль в деятельности предприятия.
5. Оборачиваемость оборотных средств и пути её
ускорения.
6. Оборотные средства предприятия и пути
улучшения их использования.
8

7. Нематериальные активы и их роль в деятельности
предприятия.
8. Себестоимость продукции: понятие, виды, пути
снижения.
9. Формы и системы оплаты труда на предприятии
10. Себестоимость продукции предприятия и пути ее
снижения.
11. Оборотные средства предприятия, их
классификация и эффективность использования.
12. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия
13. Основные фонды предприятия: учет и оценка
14. Амортизация основных фондов предприятия
15. Оборотные средства и их роль в обеспечении
производственного процесса на предприятии.
ИТОГО

100

36

36

28

-

9

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Наименование
разделов и тем

1
Введение

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими
знать:
дисциплинами, с практикой рыночной экономики.
- роль и место знаний по
Значение дисциплины для подготовки специалистов в
дисциплине в процессе
условиях многообразия и равноправия различных форм
освоения основной
собственности.
профессиональной
образовательной
программы по
специальности.
Знать, уметь

Раздел 1.
Организация
(предприятие),
отрасль в
условиях рынка

Тема
1.1 Студент должен:
Организациязнать:
понятие
и - основные аспекты
основные
развития отрасли,
признаки.
организации (предприятия);
Отраслевые
-организационно-правовые
особенности
формы организаций

Организация – понятие и основные признаки. Отраслевые
особенности организации (предприятия), влияющие на
формирование ее экономического потенциала.
Организационно-правовые формы хозяйствования:
хозяйственные товарищества, хозяйственные общества,
производственные кооперативы, государственные и
муниципальные унитарные предприятия. Основные

Количест- Уровень
во часов усвоения

4
2

5
1

12

2

4

10

Наименование
разделов и тем

1

Тема
1.2
Организационноправовые формы
предприятия

Тема
1.3
Государственные
предприятия

Раздел 2.

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
(предприятий);
характеристики и принципы функционирования.
- производственную
Производственная структура организации (предприятия) ее
структуру организации.
элементы.
Практическое занятие:
Определять организационно-правовые формы организаций
Студент должен:
Организация – понятие и основные признаки. Отраслевые
знать:
особенности организации (предприятия), влияющие на
- основные аспекты
формирование ее экономического потенциала.
развития отрасли,
Организационно-правовые формы хозяйствования:
организации (предприятия); хозяйственные товарищества, хозяйственные общества,
-организационно-правовые производственные кооперативы, государственные и
формы организаций
муниципальные унитарные предприятия. Основные
(предприятий);
характеристики и принципы функционирования.
- производственную
Производственная структура организации (предприятия) ее
структуру организации.
элементы.
Практическое занятие:
Решение ситуационных задач
Студент должен:
Организация – понятие и основные признаки. Отраслевые
знать:
особенности организации (предприятия), влияющие на
- основные аспекты
формирование ее экономического потенциала.
развития отрасли,
Организационно-правовые формы хозяйствования:
организации (предприятия); хозяйственные товарищества, хозяйственные общества,
-организационно-правовые производственные кооперативы, государственные и
формы организаций
муниципальные унитарные предприятия. Основные
(предприятий);
характеристики и принципы функционирования.
- производственную
Производственная структура организации (предприятия) ее
структуру организации.
элементы.
Практическое занятие:
Решение задач
Знать, уметь

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

5

4

4

14
11

Наименование
разделов и тем

1
Материальнотехническая
база
организации
(предприятия)
Тема 2.1
Основной
капитал и его
роль в
производстве

Тема 2.2
Оборотный
капитал

Тема 2.3.

Знать, уметь

2

Студент должен:
знать:
-структуру основного
капитала и способы
повышения его
эффективности;
-значение
производственной
мощности;
уметь:
-рассчитывать показатели
использования основного
капитала.
Студент должен:
знать:
- состав и структуру
оборотного капитала и его
роль в процессе
производства;
уметь:
- рассчитывать показатели
использования
материальных ресурсов.
Студент должен:

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
3

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

5

Понятие основного капитала, его сущность и значение.
Классификация элементов основного капитала и его
структура. Оценка основного капитала. Амортизация и износ
основного капитала. Формы воспроизводства основного
капитала. Показатели эффективного использования основных
средств. Фондоотдача, фондоемкость продукции. Способы
повышения эффективности использования основного
капитала.
Производственная мощность, ее сущность и виды. Расчет
производственной мощности. Показатели использования
производственной мощности
Практическое занятие
Расчет стоимости основных средств. Расчет показателей
использования основных средств.
Понятие оборотного капитала, его состав и структура.
Классификация оборотного капитала. Понятие материальных
ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов.
Определение потребности в оборотном капитале. Оценка
эффективности применения оборотных средств.
Практическое занятие
Расчет показателей использования оборотного капитала

4

1

Понятие оборотного капитала, его состав и структура.

4

2

4

1

2

12

Наименование
разделов и тем

1
Капитальные
вложения и их
эффективность

Раздел 3. Кадры
и оплата труда в
организации.
Тема 3.1. Кадры
организации и
производительно
сть труда

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
знать:
Классификация оборотного капитала. Понятие материальных
- состав и структуру
ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов.
оборотного капитала и его
Определение потребности в оборотном капитале. Оценка
роль в процессе
эффективности применения оборотных средств.
производства;
Практическое занятие
решение ситуационных задач
Знать, уметь

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

5

8
Студент должен:
знать:
- структуру кадров и
показатели
производительности труда;
уметь:
- рассчитывать показатели
производительности труда.

Состав и структура кадров организации. Планирование
кадров и их подбор. Показатели изменения списочной
численности персонала и методика их расчета. Рабочее время
и его использование. Бюджет рабочего времени.
Производительность труда – понятие и значение. Методы
измерения производительности труда. Показатели уровня
производительности труда. Факторы роста
производительности труда.
Практическое занятие
Расчет показателей производительности труда

4

1

2
Тема 3.2 Формы
и системы
оплаты труда

Студент должен:
знать:
- формы и системы оплаты
труда;
уметь:
- рассчитывать заработную
плату работников;

Тарифная система оплаты труда: ее сущность, состав и
содержание. ЕТКС (Единый тарифно-квалификационный
справочник) и его значение. Бестарифная система оплаты
труда.
Формы и системы оплаты труда: сдельная и повременная, их
разновидности, преимущества и недостатки.
Фонд оплаты труда и его структура.

4

2

13

Наименование
разделов и тем

1

Раздел 4.
Себестоимость,
цена, прибыль и
рентабельность
- основные
показатели
деятельности
организации
(предприятия)
Тема 4.1
Издержки
производства и
реализации
продукции

Знать, уметь

2
- рассчитывать фонд
заработной платы.

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
3
Основные элементы и принципы премирования в
организации
Практическое занятие
Расчет заработной платы различных категорий работников.
Расчет фонда оплаты труда

Студент должен:
знать:
- состав издержек
производства и реализации
продукции;
- отраслевые особенности
структуры себестоимости;
уметь:
- составлять калькуляцию
себестоимости
Тема 4.2
Студент должен:
Ценообразование знать:
- виды цен и методы их
формирования;

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

5

2

12

Понятие и состав издержек производства и реализации
продукции. Классификация затрат по статьям и элементам.
Отраслевые особенности структуры себестоимости.
Калькуляция себестоимости и ее значение. Методы
калькулирования. Значение себестоимости и пути ее
оптимизации.
Практическое занятие
Составление калькуляции и сметы затрат.

4

Ценовая политика организации. Цели и этапы
ценообразования. Ценообразующие факторы. Методы
формирования цены. Этапы процесса ценообразования.
Экономическое содержание цены. Виды цен. Механизм

4

2

2

1

14

Наименование
разделов и тем

1

Тема 4.3.
Прибыль и
рентабельность

Раздел 5.
Планирование
деятельности
организации
(предприятия)
Тема 5.1.
Планирование
деятельности
организации
(предприятия)

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
уметь:
рыночного ценообразования. Ценовая стратегия организации.
- рассчитывать цену товара. Управление ценами.
Практическое занятие
Определение цены товара.
Студент должен:
Прибыль организации – основной показатель результатов
знать:
хозяйственной деятельности.
- источники образования
Сущность прибыли, ее источники и виды. Факторы,
прибыли;
влияющие на величину прибыли. Функции и роль прибыли.
- виды рентабельности;
Распределение и использование прибыли.
уметь:
Рентабельность – показатель эффективности работы
- рассчитывать
организации. Виды рентабельности. Показатели
рентабельность продукции рентабельности. Методика расчета уровня рентабельности
и производства.
продукции производства.
Практическое занятие
Расчет прибыли и рентабельности продукции.
Знать, уметь

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

5

4

2
1

2

16

Студент должен:
знать:
- сущность
внутрифирменного
планирования;
- структуру бизнес-плана
уметь:
- рассчитывать основные

Планирование как основа рационального функционирования
организации. Составные элементы и методы
внутрифирменного планирования. Этапы планирования.
Классификация планов по признакам. Основные принципы
планирования.
Бизнес-план – основная форма внутрифирменного
планирования. Типы бизнес-планов. Структура бизнес-плана:
характеристика продукции или услуг; оценка рынка сбыта;

8

1

15

Наименование
разделов и тем

1

Тема 5.2
Основные
показатели
деятельности
организации

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
показатели бизнес-плана
анализ конкуренции; стратегия маркетинга. План
производства. Организационно-правовой план. Финансовый
план. Оценка рисков и страхование. Стратегия
финансирования
Практическое занятие
Составление бизнес-плана.
Знать, уметь

Студент должен:
знать:
-основные техникоэкономические показатели;
уметь:
- рассчитывать
производственную
программу,
производственную
мощность, эффективность
новой техники,
себестоимость и
рентабельность продукции
и производства.

Раздел 6.
Внешнеэкономи
ческая
деятельность
организации
Тема 6.1. Формы Основные формы
внешнеэкономич внешнеэкономических
еской
связей
деятельности

Показатели по производству продукции: натуральные и
стоимостные. Технико-экономические показатели
использования оборудования.
Показатели технического развития и организации
производства, их расчет.
Нормы и нормативы, их классификация и порядок расчета.
Показатели экономической эффективности капитальных
вложений в новую технику: коэффициент эффективности и
срок окупаемости.
Показатели использования материальных, трудовых и
финансовых ресурсов.
Практическое занятие
Расчет основных показателей деятельности организации

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

2

8

2

2
8

Виды внешнеторговых сделок. Внешнеторговые контракты.
Особенности экспорта. Таможенные платежи. Предприятия с
иностранными инвестициями
Практическое задание:

5

2

4

16

Наименование
разделов и тем

Знать, уметь

1

2

Тема
6.2 Основные формы
Операции
внешнеэкономических
предупреждения связей
по экспорту и
импорту
Итого

Содержание обучения по дисциплине
Структурное содержание учебного материала,
лабораторные занятия и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
3
Решение ситуационных задач
Виды внешнеторговых сделок. Внешнеторговые контракты.
Особенности экспорта. Таможенные платежи. Предприятия с
иностранными инвестициями
Практическое задание:
Решение ситуационных задач

Количест- Уровень
во часов усвоения

4

5

4

100

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

17

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература,
нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника
и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон,
телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов.
Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или частично
практическими.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной)
практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального
образования.
Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной)
практики по техническим специальностям в условиях действия государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Литература

Основные источники:
1. Сафронов Н.А.Экономика организации (предприятия, 2018.
2. Терещенко О.Н. Основы экономики. – М.: Академия, 2019.
3. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства.- М.: Академия, 2017.
Дополнительные источники:
1. Борисов Е.Ф. Экономика: учебник для бакалавров / Е.В.Борисов, А.А. Петров, Т.Е.
Березкина – М.: Проспект, 2017.
2. Кнышова Е.Н. Экономика организации: учебник/ Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова - М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2018.
3. Самарина В.П. Экономика организации: учебное пособие / В.П. Самарина, Г.В. Черезов,
Э.А. Карпов.- М.: КНОРУС, 2018.
4. Скляренко, В.К. Экономика предприятия: конспект лекций/ В.К. Скляренко, В.М.
Прудников. - М.: ИНФРА-М, 2019.
Интернет-ресурсы:
1. Консультант
Плюс:
справочная
система [Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа: http://www.consultant.ru/ ;
Оборудование: плакаты по учебным темам, инструменты: микрокалькуляторы
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть циклов ОПОП,
увеличивая при этом время, отведенное на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя
новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой
деятельности образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля
профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в
части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в
учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных
модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов,

обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов
работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий
и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным
образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей
четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного
обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для
всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного
компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие
обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так далее;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных
симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных
тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и
развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным
учреждением по каждому виду практики.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и
профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация
основных
профессиональных
образовательных
программ
должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной
образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к
сети «Интернет».
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов,
изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100
обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного
фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным
ресурсам сети «Интернет».
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную
программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать
материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и
практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной
практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально19

техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам,
включая использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так
далее.

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины
«Экономика организации», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового
контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися
знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль
проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители
общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Студент умеет:
•
определять организационно-правовые формы
организаций;
•
планировать деятельность организации;
•
определять состав материальных, трудовых и
финансовых ресурсов организации;
•
заполнять
первичные
документы
по
экономической деятельности организации;
•
рассчитывать по принятой методике основные
технико-экономические показатели деятельности
организации;
•
находить и использовать необходимую
экономическую информацию

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка результатов деятельности
обучающегося при выполнении и защите
результатов практических работ, выполнение
внеаудиторной самостоятельной работы,
тестирование и других видов текущего
контроля.

Студент знает:
•
•
•

сущность организации как основного звена
экономики отраслей;
основные принципы построения
экономической системы организации;
управление основными и оборотными
средствами и оценку эффективности их
использования;

Экспертная оценка результатов деятельности
обучающегося при выполнении и защите
результатов практических работ, выполнение
внеаудиторной самостоятельной работы,
тестирование и других видов текущего
контроля.

20

•
•

•
•
•

организацию производственного и
технологического процессов;
состав материальных, трудовых и финансовых
ресурсов
организации,
показатели
их
эффективного использования;
способы
экономии
ресурсов,
энерго
сберегающие технологии;
механизмы ценообразования, формы оплаты
труда;
основные
экономические
показатели
деятельности организации и методику их расчета.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения
профессионального модуля.

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».