Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Владимиров В.М. __________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Родная (мордовская) литература» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии общих гуманитарных социально-экономических дисциплин Председатель _________ В..А.. Мартынова «___» ____________ 2021г. Протокол № ___ от «____» _____ 2021 г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе __________________ Т.В. Шитова «___» ____________ 2021 г. Протокол № ___ от «____» _____ 2021г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Родная литература» Разработчик: Соколова П.А. преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка программы учебной дисциплины «Родная литература». 2. Общая характеристика учебной дисциплины «Родная литература» 3. Результаты освоения программы «Родная литература» 4. Структура и содержание программы учебной дисциплины «Родная литература». 5. Условия реализации программы учебной дисциплины «Родная литература». 6. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины «Родная литература». 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа составлена с учётом обязательных минимумов содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования. Вместе с тем учитывались тенденции деятельностного подходов к определению целей, содержания и методов обучения родной литературе. Исходя из этого, содержание программы ориентировано на контроль и измерение уровня сформированности у выпускников средних специальных учебных заведений знаний и умений, необходимых для продолжения образования, развития их интеллектуальных и творческих способностей. Дисциплина «Родная литература подразумевает проверку знаний и умений абитуриентов по родной литературе, а также выявляет области исследовательских интересов. В итоге студенты иметь представление о родной литературе как культурном феномене; – подходах к анализу текстов разных жанров; – исходных принципах филологического подхода к разбору текста на основе современной лингвистической и литературоведческой терминологии и аналитических методик. Обучающиеся должны знать: – понятийный литературоведческий аппарат; – систему и структуру родной (мокшанской/эрзянской) литературы, её роль в современном обществе; – специфику мордовской художественной литературы; – историю и состояние родной литературы в её поступательном развитии;; – содержание изученных литературных произведений; – анализировать литературное произведение с учётом его жанрово-родовой специфики; – выражать собственное мнение об эстетической ценности произведения; - быть способным: выражать и обосновывать свою позицию и взгляды на проблемы родной литературы; излагать свои мысли в письменной и устной формах. Рабочая программы «Родная литература» направлено на достижение следующих целей: • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков. • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи; • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет. Рабочая программа состоит из следующих разделов: − Введение; − «Развитие родной литературы и культуры первой половины века»; − «Особенности развития родной литературы во второй половине века»; − «Поэзия второй половины века»; − «Особенности развития литературы 1920-х годов» − «Особенности развития литературы 1930 начала 1940-х годов» − «Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» − «Особенности развития литературы 1950 - 1980-х годов» − «Особенности развития литературы конца 1980 - 2000-х годов» 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции. Одна из ярких примет современного образования - возрастание роли регионализации в обучении и воспитании молодежи. Региональное своеобразие образовательной среды позволяет преподавателю формировать эффективное воспитательное пространство в своем образовательном учреждении. Реализация регионального компонента в нашем техникуме ведется в соответствии с учебными планами специальностей. Разработана вся необходимая учебная документация для качественного проведения занятий по данным дисциплинам (рабочие программы, курс лекций, контрольно-измерительные материалы). Кроме того, преподаватели проводят уроки-экскурсии по городу, его историческим местам, музеям, районам республики с целью изучения жизни мордвы. В нашем техникуме региональный компонент используется на уроках литературы и, в частности, внедряются элементы краеведения на уроках, построенных по проектной методике. Существует тонкая и сложная взаимосвязь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание. Д. С. Лихачев утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной». Прослеживается тесная связь творчества русских писателей и мордовского края. Содержание учебной дисциплины «Родная литература» структурировано по периодам развития литературы в России и Мордовии с обзором соответствующего периода развития родной литературы, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в этот период, включает произведения для чтения, изучения, обсуждения и повторения. 3. РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА». Результатом усвоения программы «Родная литература» являются общие (ОК) компетенции. ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 4. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) по дисциплине «Родная литература» Итоговая аттестация в форме д/зачёта. Количест во часов 39 4.2 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Родная литература» Дата Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего часов 1 ОК 1,4 ОК 3 ОК 4 ОК 6 2 Введение. Тема 1. Развитие родной литературы и культуры первой половины века. История мордовского народа в литературе Тема 2. Захар Фёдорович Дорофеев (1890-1952) - один из зачинателей мордовской литературы. Философская лирика. З.Ф. Дорофеева . Тема 3 Сюжетно-композиционная и образная система произведения «Мордовская 3 2 2 2 2 свадьба» М. Е. Евсевьева Тема 4. Жизнь и творчество К.Г. Абрамова. Роман К.Г. Абрамова «Пургаз»: факты, ОК.4,6 ОК.5 ОК.5 личности и образы в романе К.Г. Абрамова «Пургаз» Тема 5. Развитие родной литературы второй половины века . Своеобразие изображения характера Алёны Арзамасской в произведениях мордовских писателей. Тема 6.М. Брыжинский « Ради братия своих». Специфика воплощения образа исторической личности. Диалог культур. «Образ Алены Арзамасской в русской и мордовской литературе» Тема 7. Никул Эркай – известный детский писатель. Разнообразие жанров. 2 2 2 2 4 Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Родная литература» Дата Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего часов 1 ОК.3 ОК.3 ОК.4 ОК.4 ОК.4 ОК 2 ОК 2,5 ОК 6 2 Художественное своеобразие детских произведений. Трудное послевоенное детство в повести «Алёшка». Тема Родины и гражданская позиция в творчестве Никула Эркая. Тема 8. Тема Родины Мордовской поэзии (Поэтическая гостиная). Тема 9. Новаторство Максима Бебана в развитии сатирических жанров мордовской литературы. М. Бебан – баснописец. Басня «Хитрый Осел». Тема 10. Первые поэтические опыты Артура Моро. Поиски изобразительновыразительных средств в ранних стихах. Глубокая гражданственность и патриотический пафос поэзии Артура Моро. Тема 11. Тема Родины в поэзии И.Д. Пиняева Символика деревьев как философский компонент творчества поэтов Мордовии: М. И. Безбородов, Н. Эркай, А. Мартынов. Тема 12. Художественное восприятие природы в произведении И. Янюшкина«Вишни зацветут завтра» Тема 13. Доронин А.М. «Перепелка-птица полевая» Проблема взаимоотношений человека и природы в романе. Тема 14. С. В. Аникин. Рассказ «Гераська-диктатор» Образ Гераськи – центрального персонажа произведения. Пристальное внимание в рассказе к внутреннему миру героев. Роль пейзажных зарисовок. Тема 15. А.Куприн и Н. Тремасов – две философии любви, два художественных мира. Повести А.Куприна «Гранатовый браслет» и Н. Тремасова «В семье не без урода». Тема 16. Тема Великой Отечественной войны в поэзии А. К. Мартынова. Изображение фронтовых будней, жизни работников тыла, дружбы народов в стихотворении «Моё имя – Россия». 3 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Коды общих компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Родная литература» Дата Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося Всего часов 1 ОК 6 ОК 6 ОК 6 ОК 6 2 3 Тема 17.М. П. Девятаев. Жизненный и творческий путь М. П. Девятаева. Участие в 2 Великой Отечественной войне. Реальные события в повести «Побег из ада». Тема 18. Повести В. Распутина и Г. Пинясова. «Тематика и проблематика произведений В. Распутина «Живи и помни» и Г. Пинясова «Жаркое лето» Тема 19. С. В. Кинякин – поэт - философ. С. Кинякин – автор текста Государственного Гимна Республики Мордовия. Раздумья поэта о морали, нравственности, о месте человека в нашем неспокойном мире. Стихи «Разговор с ветром», «Голос усталой лошади». Дифференцированный зачет ИТОГО 2 2 1 39 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ « РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 5.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование кабинета: учебная и справочная литература, нормативнотехническая документация, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или частично практическими. Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 Отлично 4 Хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно