ОУД. 11 РП_Экономика

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»
__________________ В.М. Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экономика»

Рассмотрена и одобрена на заседании
предметной (цикловой) комиссии общих
гуманитарных и социально-экономических
дисциплин.
Председатель ________В.А. Мартынова
«_____» ________________20_____г.
Протокол №___от «___»________20_____г.
.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Заместитель директора по учебной работе
_____________________Т.В. Шитова
«_____» ________________20_____г.
Протокол №___от ___»________20_____г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экономика»

Разработчик: Лубоятников В.Ф., преподаватель Государственного
бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики
Мордовия «Краснослободский аграрный техникум».
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика» составлена на
основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины
«Экономика» для профессиональных образовательных организаций (Гомола
А. И. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 22 с.), рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный
институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной
программы для реализации основной профессиональной образовательной
программы СПО на базе основного общего образования с получением
среднего общего образования (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.,
регистрационный номер рецензии 386 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»), и
в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям), утвержденного приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018 г. № 69,
профессионального стандарта Бухгалтер, утвержденного приказом
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22
декабря 2014 г. N 1061н.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

…………………………………………………….

4

1 Паспорт рабочей программы…………………………………………….

6

1.1 Общая характеристика учебной дисциплины «Экономика»….…

6

1.2 Место учебной дисциплины в учебном плане……………………

6

1.3 Результаты освоения учебной дисциплины………………………

6

2 Содержание учебной дисциплины……………………………………..

8

3 Тематическое планирование……………………………………………

13

4 Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов.

14

5 Характеристика основных видов учебной деятельности студентов...

15

6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы
учебной дисциплины «Экономика»………………………..

19

Рекомендуемые учебные издания, интернет-ресурсы ………………...

19

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика»
предназначена для изучения экономики в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП
СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных
рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины
«Экономика», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего
общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом
требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Экономика» направлено на достижение следующих
целей:
− освоение основных знаний об экономической жизни общества, в котором
осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных
предприятий и государства;
− развитие экономического мышления, умение принимать рациональные решения
при ограниченности природных ресурсов, оценивать возможные последствия для
себя, окружения и общества в целом;
− воспитание ответственности за экономические решения, уважение к труду и
предпринимательской деятельности;
− овладение умением находить актуальную экономическую информацию в
источниках, включая Интернет; анализ, преобразование и использование
экономической информации, решение практических задач в учебной деятельности
и реальной жизни, в том числе в семье;
− овладение умением разрабатывать и реализовывать проекты экономической и
междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;
− формирование
готовности
использовать
приобретенные
знания
о
функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и
индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и
дальнейшего образования;
− понимание особенностей современной мировой экономики, место и роли России,
умение ориентироваться в текущих экономических событиях.
Основу программы составляет содержание, согласованное с требованиями
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое
для усвоения программы подготовки специалистов среднего звена, формирования у
обучающихся профессиональных компетенций.
Особое внимание в программе уделяется формированию у обучающихся
современного экономического мышления и финансовой грамотности.
4

При реализации программы учебной дисциплины рекомендуется использовать
различные современные педагогические технологии: деловые игры, проектные задания,
методики проблемного обучения.
Курс учебной дисциплины заканчивается промежуточной аттестацией в форме
экзамена.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными
организациями, реализующими образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОП СПО на базе основного общего образования
(ППССЗ).

5

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»
В современных условиях глобализации развития мировой экономики, усложнения,
интенсификации и увеличения напряженности профессиональной деятельности
специалистов существенно возрастает общественно-производственное значение
экономических знаний для каждого человека. Возникает необходимость формирования
представлений об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук,
владения базовыми экономическими знаниями, опыта исследовательской деятельности.
Экономика изучает жизнь общества и государства с позиции экономической
теории, выделяет различные уровни экономики, которые характеризуют деятельность
индивидов, семей, предприятий в области микроэкономики, макроэкономические
процессы на государственном и международном уровне. Содержание учебной
дисциплины «Экономика» является начальной ступенью в освоении норм и правил
деятельности экономических институтов: муниципальных округов, субъектов Федерации,
в целом Российской Федерации и экономических отношений международного уровня.
При освоении специальности СПО социально-экономического профиля
профессионального образования экономика изучается на базовом уровне ФГОС среднего
общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина,
учитывающая специфику осваиваемой специальности.
Особое внимание при изучении учебной дисциплины уделяется:
− формированию у обучающихся современного экономического мышления,
финансовой грамотности, потребности в экономических знаниях;
− овладению умением подходить к событиям общественной и политической
жизни с экономической точки зрения, используя различные источники
информации;
− воспитанию уважения к труду и предпринимательской деятельности;
− формированию готовности использовать приобретенные знания в
последующей трудовой деятельности.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Экономика» завершается
подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ППССЗ
1.2 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане ППССЗ учебная дисциплина «Экономика» находится в составе
общеобразовательного учебного цикла и относится к профильным дисциплинам,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования
для специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального
образования.
1.3 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «Экономика» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
•
личностных:
− Л1 развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность обучаемого для определения жизненно
6

•

•
−

−

−

−

−

важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики,
сокращения природных ресурсов;
− Л2 формирование системы знаний об экономической жизни общества,
определение своих места и роли в экономическом пространстве;
− Л3 воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей
природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной
ценности;
метапредметных:
− МТ1 овладение умениями формулировать представления об экономической
науке как системе теоретических и прикладных наук, изучение особенности
применения экономического анализа для других социальных наук, понимание
сущности основных направлений современной экономической мысли;
− МТ2 овладение обучающимися навыками самостоятельно определять свою
жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые
знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе
проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью
разрешения имеющихся проблем;
− МТ3 формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
полученную в процессе изучения общественных наук, вырабатывать в себе
качества гражданина Российской Федерации, воспитанного на ценностях,
закрепленных в Конституции Российской Федерации;
− МТ4 генерирование знаний о многообразии взглядов различных ученых по
вопросам, как экономического развития Российской Федерации, так и мирового
сообщества; умение применять исторический, социологический, юридический
подходы для всестороннего анализа общественных явлений;
предметных:
П1 сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;
П2 понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества, сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
П3 сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных
ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия
для себя, своего окружения и общества в целом;
П4 владение навыками поиска актуальной экономической информации в
различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и
оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать
экономическую информацию для решения практических задач в учебной
деятельности и реальной жизни;
П5 сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на
основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
7

− П6 умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного
исполнения
основных
социально-экономических
ролей
(потребителя, производителя, покупателя, продавца, заемщика, акционера,
наемного работника, работодателя, налогоплательщика);
− П7 способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
− П8 понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и
мире.
2 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание учебной дисциплины «Экономика» и ее задачи при освоении
обучающимися профессий СПО и специальностей СПО для подготовки специалистов в
условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Связь с другими
учебными дисциплинами, теорией и практикой рыночной экономики.
1. Экономика и экономическая наука
1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и
экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал,
предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема
экономики. Границы производственных возможностей.
1.2. Факторы производства. Прибыль и рентабельность
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные
системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли.
Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процента.
Основные теории происхождения процента.
1.3. Выбор и альтернативная стоимость
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и
меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
1.4. Типы экономических систем
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного
образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при
рыночной
экономике.
Административно-командная
экономика.
Условия
функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной
экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности.
1.5. Собственность и конкуренция. Экономическая свобода. Значение специализации и
обмена
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических
отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании.
Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. Конкуренция.
Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия.
8

Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка.
Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный
обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена.
Практическое занятие
Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность.
Кривая спроса и цены.
2. Семейный бюджет
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный
располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и
номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товаров.
Практические занятия
Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его
баланса.
Практикум «Куда вложить деньги?»
3. Рыночная экономика
3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон
спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон
предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность
спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
Эластичность предложения. Рыночные структуры.
3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская
деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской
деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий.
Организационно-правовые формы предприятий.
3.3. Организация производства
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия.
Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и
технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации
производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала.
Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные
средства. Производственная функция. Материально-технические и социальноэкономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности
труда.
Методы
измерения
производительности
труда.
Показатели
уровня
производительности труда.
3.4. Производственные затраты. Бюджет затрат
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек
предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость.
Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
9

3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций.
Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и
неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.
Межотраслевые переливы капитала. Переход
Практические занятия
Расходы организации.
Составление сметы затрат.
Расчёт производительности труда.
4. Труд и заработная плата
4.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда
и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная
заработная плата. Организация оплаты труда. Формы оплаты труда. Поощрительные
системы оплаты труда.
4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая
безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости
населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов.
Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели
функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
Практическое занятие
Расчёт зарплаты при повременной форме оплаты труда. НДФЛ.
Расчёт зарплаты при сдельной форме оплаты труда. НДФЛ.
5. Деньги и банки
5.1. Деньги и их роль в экономике
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера
стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема
ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль
денег в экономике.
5.2. Банковская система
Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое
положение Центрального банка (ЦБ) РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ.
Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции
коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций.
Специализированные кредитно-финансовые учреждения.
управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России.
5.3. Инфляция и ее социальные последствия
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения
инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические
последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер.
Практические занятия
Скорость обращения денег.
10

Расчёт процентов по банковским вкладам и кредитам.
Расчёт темпа инфляции. Влияние инфляции на стоимость товаров.
6. Государство и экономика
6.1. Роль государства в развитии экономики
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства.
Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики.
Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на
них.
6.2. Налоги. Система функции налоговых органов
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы.
Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и
функции налоговых органов.
6.3. Государственный бюджет. Государственный долг.
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного
бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного
бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и
его структура.
Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что
такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они
работают.
6.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы
Понятие валового внутреннего продукта (ВВП). Цели национального производства
состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод
добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный
ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
6.5. Основы денежно-кредитной политики государства
Понятие денежно-кредитной политики. Цели и задачи денежно-кредитной
политики. Инструменты денежно-кредитной политики. Операции на открытом рынке.
Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих»
и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования.
Практические занятия
Расчёт различных видов налогов.
Оформление налоговых вычетов.
Определение ВВП.
7. Международная экономика
7.1. Международная торговля.
Государственная политика в области международной торговли
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда.
Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика.
Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в
международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная
политика в области международной торговли.
11

7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный
курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие
валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет
покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных
ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного
курса. Глобальные экономические проблемы.
7.3. Особенности современной экономики России
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат
в современной России. Россия и мировая экономика.

12

3 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Экономика» в пределах освоения ППССЗ по специальности 38.02.01 Экономика и
бухгалтерский учет (по отраслям)
(очная форма обучения) учебная нагрузка
обучающихся составляет: 72 часов; из них аудиторная (обязательная) нагрузка
обучающихся, включая практические занятия, – 72 часа (из них практические занятия – 8
часов).
Тематический план
Из них
Количество
часов,
Теорет. Практ.
всего
занятия занятия

Вид учебной работы
Аудиторные занятия. Содержание обучения
Введение
1. Экономика и экономическая наука
1.1. Потребности. Свободные и экономические блага.
Основные экономические проблемы.
Ограниченность ресурсов
1.2. Факторы производства и факторы дохода.
1.3. Выбор и альтернативная
стоимость
1.4. Типы экономических
систем
1.5. Собственность и конкуренция. Экономическая
свобода. Значение специализации
и обмена
2. Семейный бюджет
3. Рыночная экономика
3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие.
Рыночные структуры
3.2. Экономика фирмы: цели, организационноправовые формы
3.3. Производство, производительность труда.
Факторы влияющие на производственный труд
3.4.Производственные затраты. Бюджет затрат
3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый
рынок
4. Труд и заработная плата
4.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда
4.2. Безработица. Политика государства в области
занятости. Наемный труд и профессиональные союзы
5. Деньги и банки
5.1. Деньги и их роль в экономике
5.2. Банковская система
5.3. Инфляции и ее социальные последствия
6. Государство и экономика
6.1. Роль государства в развитии экономики
6.2. Налоги. Система и функции налоговых органолв
6.3. Государственный бюджет. Государственный долг
6.4. Показатели экономического роста.
13

2
14

2
12

2

2
6

2
4

2

2

2

2

2

2
8
16

2
6
14

2
2

4

2

2

2

2

4
4

4
4

2
6
4

2
6
4

2
6
2
2
2
16
2
4
4
4

2
6
2
2
2
14
2
2
4
4

2
2

Экономические циклы
6.5. Основы денежно-кредитной политики государства
2
2
7. Международная экономика
6
6
7.1. Международная торговля — индикатор
интеграции национальных экономик
2
2
7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобализация
мировой экономики
2
2
7.3. Особенности современной экономики России
2
2
Итого
72
72
Промежуточная аттестация в форме экзамена

8

4 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (ДОКЛАДОВ) И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРОЕКТОВ
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на
современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального
образования).
Развитие малого бизнеса в Нижегородской области. Характерные черты и
проблемы.
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Как стать грамотным заемщиком.
Финансовое мошенничество.
Ипотека: плюсы и минусы.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк РФ и его роль.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.

14

5 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Характеристика основных видов учебной деятельности
студентов (на уровне учебных действий)
Введение
Обоснование актуальности изучения экономики как составной
части общественных наук. Формулирование целей и задач
учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными
предметами и практикой рыночной экономики
1. Экономика и экономическая наука
1.1. Потребности.
Формулирование основных экономических понятий
Свободные и
«потребности человека» и «ограниченность ресурсов».
экономические блага.
Раскрытие понятия экономики, предмет экономической
Основные экономические науки, определение связей понятий «потребление»,
проблемы. Ограниченность «производство», «распределение».
ресурсов
Характеристика потребностей человека, рынков труда,
капиталов и ресурсов
1.2. Факторы производства Освещение сущности концепции факторов производства,
и факторы дохода.
различие понятий ренты и заработной платы.
Обоснование значения предпринимательства и финансовохозяйственной деятельности.
Умение отличать предпринимательскую деятельность от
коммерческой.
Произведение расчета прибыли, понимание методов анализа
прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.)
1.3. Выбор и
Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на
альтернативная
рынке от цены на этот продукт.
стоимость
Определение факторов, влияющих на формирование цены на
рынке.
Изучение материала, построение кривой спроса с
использованием материалов из сборника задач по экономике
1.4. Типы экономических
Изучение различий элементов экономических систем.
систем
Выявление характерных черт постиндустриального
общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI
века информатизации в разных сферах общества.
Раскрытие традиционной и административно-командной
экономических систем
1.5. Собственность
Изучение понятия «собственность», виды собственности в
и конкуренция.
различных странах.
Экономическая свобода.
Изучение различия государственной, муниципальной
Значение специализации
и частной собственности.
и обмена
Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии,
монополистической конкуренции, олигархии.
Изучение этапов становления рыночной экономики.
Изучение вопроса о развитии предпринимательства
в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства,
в том числе в обеспечении равновесия в обществе
2. Семейный бюджет
2.1. Источники доходов
Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов
семьи, основные виды
семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы
расходов. Сбережения
и нравственные ценности отдельных людей
Содержание обучения

15

населения. Страхование
2.2. Рациональный
потребитель

Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой
стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек производства

3. Рыночная экономика
Изучение влияния уровня спроса цены товара или услуги.
Изучение ключевых характеристик товара: качества,
технических характеристик, гарантий, возможности
приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного
обслуживания и полезных свойств товара.
Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на
товар
3.2. Экономика фирмы:
Изучение определения предприятия и их классификации.
цели организационные
Раскрытие понятия «организационное единство».
формы
Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо».
Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий,
характеристика каждой из них
3.3. Производство,
Изучение классификатора производственных процессов.
производительность труда. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических
Факторы влияющие на
производственных процессов.
производственный труд
Формулировка цели составления маршрутной технологической карты.
Изучение понятий: «производственный цикл», «поточное
производство»; «партионный метод»; «единичный метод
организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и
транспортное хозяйство»
3.4.Производственные
Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих
затраты. Бюджет затрат
организациях.
Изучение структуры производственных расходов: прямых
и косвенных.
Изучение понятия себестоимости и калькулирования –
двух основных подходов к определению затрат.
Изучение состава и содержания бюджета затрат
коммерческого предприятия.
Характеристика особенностей нормативного, позаказного,
попередельного и попроцессного методов учета затрат.
Проведение анализа плановой сметы или бюджета
производства и продажи продукции предприятия
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость
3.5. Ценные бумаги: акции,
курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и
облигации. Фондовый
вторичный рынок. Организованный и неорганизованный
рынок
рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.
Межотраслевые переливы капитала. Переход
3.1. Рыночный механизм.
Рыночное равновесие.
Рыночные структуры

4. Труд и заработная плата

16

4.1. Рынок труда.
Заработная
плата и мотивация труда

Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных
способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального
трудового контракта и коллективных соглашений (договоров).
Изучение факторов формирования рынка труда: заработной
платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и
сложности труда, потребности в свободном времени.
Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата»,
«основные формы оплаты труда»
4.2. Безработица. Политика Изучение понятия «безработица»: добровольная и
государства в области
вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий:
занятости. Профсоюзы
«явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная»,
«циклическая», «застойная», «естественная» безработица.
Изучение основных причин безработицы, социальных
последствий и вопросов трудоустройства безработных,
профсоюзы. Изучение характеристики категорий
экономически активного населения в разных странах, целей
создания профсоюзов
5. Деньги и банки
5.1. Деньги и их роль в
Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена;
экономике
натуральных и символических; мер стоимости.
Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен,
мировых денег.
Изучение видов денег
5.2. Банковская система
Характеристика структуры банковской системы РФ,
деятельности банков и их роли в экономике страны.
Изучение поддержки стабильности и динамичности банков.
Изучение основных банковских операций и сделок,
исключительной роли Центрального банка РФ, его задач
и функций
5.3. Ценные бумаги: акции, Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость
курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и
облигации. Фондовый
вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок.
рынок
Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.
Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к
эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в
России.
5.4. Инфляция и ее
Изучение экономических и социальных последствий
социальные последствия
инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и
издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов.
Характеристика видов инфляций
6. Государство и экономика
6.1. Роль государства в
Изучение необходимости государственного регулирования
развитии экономики.
экономики, функций правительства США в XVIII веке,
Общественные блага
сформулированных А.Смитом.
Изучение методов государственного регулирования экономики

17

6.2. Налоги. Система и
функции налоговых
органов

Изучение основных этапов возникновения налоговой системы
в мире.
Раскрытие становления налоговой системы в России.
Характеристика реформ налоговых систем в различных
странах, общих принципов налогообложения.
Изучение налогового законодательства, твердых,
пропорциональных, прогрессивных и регрессивных ставок,
способов взимания налогов.
Изучение функций и видов налогов
6.3. Государственный
Формулировка целей создания государственного бюджета.
бюджет. Государственный Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и
долг. Дефицит и профицит «профицит бюджета».
бюджета
Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных
факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет
Характеристика понятия пенсия. Изучение государственной
пенсионной системы в РФ. Характеристика накопительной и
страховой пенсии. Характеристика пенсионных фондов.
6.4. Понятие ВВП.
Определение понятия «национальный продукт».
Показатели
Характеристика разницы между ВВП и ВНП.
экономического роста.
Формулировка конечной цели экономического роста.
Экономические
Исследование причин кризисных явлений.
циклы
Раскрытие сути цикличности в экономике
6.5. Основы денежноРаскрытие определения денежно-кредитной политики.
кредитной политики
Изучение инструментов денежно-кредитной политики,
государства
используемых центральными банками различных стран.
Изучение сущности резервов кредитных организаций
в ЦБ РФ
7. Международная экономика
7.1. Международная торгов Изучение понятия «международная торговля», факторов,
ля. Государственная
определяющих производственные различия национальных
политика в области
экономик.
международной торговли
Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных
экономик»
Изучение понятия «Всемирная торговая организация»
(ВТО), принципов построения торговой системы ВТО
7.2. Валюта. Обменные
Изучение основных принципов валютного регулирования
курсы валют. Глобальные и валютного контроля в РФ.
экономические проблемы Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на
валютный курс.
Изучение понятия «валютный паритет», особенностей
регулирования валютного курса
Изучение процесса глобализации мировой экономики;
сущности глобализации мирового экономического сообщества
7.3. Особенности
Изучение признаков экономического роста России.
современной
Формулирование роли Российской Федерации в мировом
экономики России
хозяйстве.
Изучение факторов, способствующих росту
стабилизационного фонда и резервов страны

18

6 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Экономика» предполагает наличие
учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для
выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по
экономике, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Экономика» входят:
•
многофункциональный комплекс преподавателя
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых и др.);
•
информационно-коммуникативные средства;
•
экранно-звуковые пособия;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),
обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Экономика», рекомендованные или
допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экономика» студенты
должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по экономике,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронные книги, практикумы,
тесты и др.)
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Для студентов
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2020. — Ст. 445.
2. Борисов, Е. Ф.
Основы экономики: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. —
Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 383 с. — (Профессиональное образование).
3. Гомола, А.И., Кириллов, В.Е., Жанин, П.А. Экономика для профессий и
специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ.

19

учреждений сред. проф. образования. — Москва: Издательство Академия, 2018. —
352 с.
4. Грязнова, А. Г., Думная, Н. Н. Экономика: учебник для 10 —11 классов. — М.:
Интеллект-Центр, 2018. — 496 с.
5. Куликов, Л. М. Основы экономической теории (СПО). КноРус — М., 2016.
6. Носова С.С. Основы экономики. КноРус — М., 2018.
7. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — Москва: Издательство Академия, 2018. —
224 с.
Комплект электронных учебно-методических материалов (ЭУММ) по финансовой
грамотности для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций.
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа
–
http://wblanittest.activetextbook.com/portal#courses/13
Для преподавателей
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с поправками) // СЗ РФ. — 2020. — Ст. 445.
2. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) «Об
образовании в Российской Федерации».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрировано в Минюсте
РФ 07.06.2012 № 24480).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении
изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012
413
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
5. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования».
6. Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (введен в действие Федеральным законом от
30.11.94 № 51-ФЗ) (в ред. от 16.12.2019) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст.
3301.
7. Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (введен в действие Федеральным законом от
26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст.
410.
8. Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (введен в действие Федеральным законом от
26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
9. Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (введен в действие Федеральным законом от
18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст.
5496.
20

10. Семейный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным
законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (ред. от 06.02.20) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. —
Ст. 16.
11. Гомола, А.И. Бухгалтерский учет: учебник. — 12-е изд. — М., 2018. — 480 с.
12. Гомола А.И., Кириллов В.Е. Экономика для профессий и специальностей
социально-экономического профиля. Методические рекомендации: метод. пособие
для преподавателей сред. проф. образования. — М., 2017.
13. Международные экономические отношения: учебник / под ред. Б.М.Смитиенко. —
М., 2019. — 528 с.
14. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) / под ред.
А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. — М., 2018. — 678 с.
15. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / под. ред.
А.Г.Грязновой, А.Ю.Юданова. М.: КНОРУС, 2019. — 640 с.
16. Нешитой А.С. Финансы: учебник. — 11-е изд., перераб и доп. — М.: Дашков и К,
2019. — 352 с.
17. Слагода В.Г. Экономическая теория. — М.: Инфра-М, 2018. — 266 с.
Интернет-ресурсы
www.aup.ru (Административно-управленческий портал).
www.economicus.ru (Проект института «Экономическая школа»).
www. informika.ru (Государственное научное предприятие для продвижения новых
информационных технологий в сферах образования и науки России).
www.economictheory.narod.ru (Экономическая теория On-Line, книги, статьи).
www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология,
менеджмент»).

21


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».