Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» ____________В.М.Владимиров РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы гидравлики и теплотехники» Рассмотрена и одобрена на заседании предметной(цикловой) комиссии специальных дисциплин Председатель__________Л.П.Селезнева Протокол № ____ от «_____» ___20___г. Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» Зам. директора по учебной работе ________________________Т.В. Шитова Протокол № ____ от «_____» ___20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы гидравлики и теплотехники» Разработчик: Курашкин М.И., преподаватель дисциплин профессионального цикла Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1564) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». Содержание 1.Общая характеристика рабочей программы. 2.Структура и содержание учебной дисциплины. 3.Условия реализации учебной дисциплины. 4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины «ОП. 05 Основы гидравлики и теплотехники» 1.1 Область применения рабочей программы. Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования». 1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: Код ПК, ОК ОК 01,ОК 02, ОК 10 ПК 1.1-1.6, ПК 2.3 ПК 3.1-3.8 Умения Знания Уметь: Использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве Знать: Основные законы гидростатики и динамики движущихся потоков; Особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам); Основные положения теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; Основные законы термодинамики; Характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена; Принципы работы гидравлических машин и систем, их применение; Виды и характеристики насосов и вентиляторов; Принципы работы теплообменных аппаратов, их применение 2. Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем Самостоятельная работа. Объем образовательной программы В том числе: Теоретическое обучение Лабораторные работы Практические занятия Курсовая работа (проект) Контрольная работа Самостоятельная работа Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета Объем часов 70 20 90 44 8 18 Не предусмотрено Не предусмотрено 20 2 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем 1 Раздел 1. Основы гидравлики Тема 1.1 Гидравлика Тема 1.2 Гидравлические машины Тема 1.3 Гидропривод Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем часов 2 3 42 12 8 Содержание учебного материала Предмет гидравлики и его значение. Основные физические свойства жидкости. Основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков. Особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам) В том числе лабораторных работ - основные физические свойства жидкости - методы определения расхода жидкости. Расходомеры Изучение закона Паскаля. Изучение закона Архимеда. Самостоятельная работа обучающихся: -гидравлический удар в напорном трубопроводе - решение практических задач Содержание учебного материала Назначение и классификация гидравлических машин. Применение гидравлических машин в сельскохозяйственном производстве. Принципы работы гидравлических машин и систем. Характеристика насосов. Основы теории подобия лопастных насосов В том числе практических занятий - устройство гидравлических машин и систем в сельскохозяйственной технике - подбор насосов Самостоятельная работа обучающихся: Принципы работы вентиляторов. Характеристики вентиляторов Содержание учебного материала Назначение и общая характеристика гидропривода. Классификация гидроприводов. Принцип действия объемного гидропривода. Гидродинамические передачи. Применение гидродинамических передач на сельскохозяйственной технике Осваиваемые элементы компетенций 4 ОК 01; ОК 02; ОК10 ПК 1.1- 1.6, ПК 1.1- ПК -1.6, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.8 4 2 2 4 2 2 10 6 ОК 01; ОК 02; ОК10 ПК 1.1- 1.6, ПК 1.1- ПК -1.6, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.8 4 2 2 2 12 10 ОК 01; ОК 02; ОК10 ПК 1.1- 1.6, ПК 1.1- ПК -1.6, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.8 В том числе практических занятий Устройство гидропривода ходовых систем сельскохозяйственных машин Самостоятельная работа обучающихся: Гидропривод мобильной сельскохозяйственной техники 2 2 2 Раздел 2. Основы теплотехники 46 Тема 2.1 термодинамика Техническая Содержание учебного материала Предмет теплотехники и его значение Основные понятия и определения термодинамики. Газовые смеси. Теплоемкость. Основные законы термодинамики В том числе практических занятий - определение параметров водяного пара по диаграмме is - приборы и методы определения теплоемкости твердых тел, воздуха водяного пара 10 6 Самостоятельная работа обучающихся: - дросселирование пара и газа - процесс парообразования. Основные параметры влажного воздуха Содержание учебного материала Основные понятия и определения теплообмена Теплопроводность. Механизмы передачи теплоты и коэффициент теплопроводности. Конвективный теплообмен. Основные положения теории подобия и ее применение для описания теплопередачи. Теплообмен излучением. Теплопередача. Теплообменные аппараты. Принципы их работы В том числе лабораторных работ - тепломеханический расчет теплообменных аппаратов - определение теплопроводности твердых тел 4 2 2 10 6 Самостоятельная работа обучающихся: Устройство и характеристики водонагревателей и воздухонагревателей 2 Тема 2.2 Тепломассообмен ОК 01; ОК 02; ОК10 ПК 1.1- 1.6, ПК 1.1- ПК -1.6, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.8 4 2 2 4 2 2 ОК 01; ОК 02; ОК10 ПК 1.1- 1.6, ПК 1.1- ПК -1.6, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.8 Тема 2.3 Применение теплоты в Содержание учебного материала сельском хозяйстве Применение теплообменных аппаратов в сельскохозяйственном производстве. Вентиляция и кондиционирование воздуха в помещениях, отопление зданий и помещений, в том числе животноводческих и птицеводческих, сушка сельхозпродуктов, обогрев сооружений защищенного грунта. Использование холода для хранения сельскохозяйственной продукции В том числе практических занятий - нетрадиционные и возобновляемые источники энергии - выбор системы отопления для индивидуальной застройки -теплотехнические расчеты процессов сушки и хранения сельскохозяйственной продукции - теплотехнические расчеты и подбор холодильных машин Самостоятельная работа обучающихся: - энергосбережение - использование солнечной энергии - паровые котлы в электроэнергетике Промежуточная аттестация (зачет) Самостоятельная работа Всего: 14 6 8 2 2 2 2 6 2 2 2 2 20 90 ОК 01; ОК 02; ОК10 ПК 1.1- 1.6, ПК 1.1- ПК -1.6, ПК 2.3, ПК 3.1, ПК 3.8 3.Условия реализации программы учебной дисциплины 3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория «Гидравлики и теплотехники»: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, учебно-наглядные пособия по теме «Гидравлика и теплотехника», учебнонаглядные пособия по теме «Термодинамика», стенды по определению гидростатических и гидродинамических характеристик жидкости, стенды по определению характеристик гидропривода и гидравлических машин, комплект учебного оборудования по определению тепловых характеристик приборов отопления, теплотехнике газов и жидкостей. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы. Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе. 3.2.1 Печатные издания. 1. Гусев А.А. Основы гидравлики (Электронный ресурс): учебник для СПО/ А.А. Гусев. – 2-е изд. Пер. и доп. – М.: Юрайт, 2017-ЭБС «Юрайт» 3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы) 1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Электронный ресурс). – СанктПетербург, 2002-2018. – Режим доступа: http: //e. lanbook. com/; 2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн (Электронный ресурс). – Москва, 2003-2018. - Режим доступа: http: //biblioclud. ru/; 3. Издательский цент «Академия» (Электронный ресурс): сайт. – Москва, 2016. - Режим доступа: http: //www. academia-moscow. ru/; 4. Электронно-библиотечная система Издательства «Проспект Науки» (Электронный ресурс). – Санкт-Петербург, 2002-2018. – Режим доступа: http: //www. prospektnauki. ru/ebooks/index-usavm. php 3.2.3 Дополнительные источники 1. Исаев Ю.М. Гидравлика и гидропневмопривод (Текст): учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы сред.проф. образования. – 2-е изд.; стереотип. / Ю.М.Исаев. – М.: Академия, 2018 4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Результаты обучения Знания: Основные законы гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; особенности движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам); основные положений теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; основные законы термодинамики; характеристики термодинамических процессов и тепломассообмена; принципы работы гидравлических машин и систем, их применение; виды и характеристики насосов и вентиляторов; принципы работы теплообменных аппаратов, их применение Умения: Использовать гидравлические устройства и тепловые установки в производстве Критерии оценки Методы оценки Демонстрировать знания Устный или письменный основных законов опрос, тестовый контроль гидростатики, кинематики и динамики движущихся потоков; особенностей движения жидкостей и газов по трубам (трубопроводам); основных положений теории подобия гидродинамических и теплообменных процессов; основных законов термодинамики; характеристик термодинамических процессов и тепломассообмена; принципов работы гидравлических машин и систем, их применение; видов и характеристик насосов и вентиляторов; принципов работы теплообменных аппаратов, их применение Демонстрировать умение Экспертная оценка решения использовать гидравлические ситуационных задач устройства в сельскохозяйственной технике и тепловые установки в производстве