Министерство образования Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный колледж» ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. и электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных организаций 1 Программа профессионального модуля ПМ 01. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. и электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных организаций разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 30 сентября 2009 года № 367) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Организация-разработчик Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Краснослободский техникум»). Разработчик: Левайкин В.В. Усанов Е.С. преподаватель специальных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Краснослободский техникум» 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Стр. 4 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 5 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 6 4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 12 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 13 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных организаций 1.1 Область применения программы Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения) и автоматизации сельскохозяйственных организаций и соответствующих профессиональных компетенций (ПК): 1. Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления. 2. Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок. 3. Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами. Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в программе повышения квалификации по направлению 110000 Сельское и рыбное хозяйство и в профессиональной подготовке по рабочим специальностям:, 19850 Электромонтер по обслуживанию электроустановок, 1.2 Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля: С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен: иметь практический опыт: монтажа и наладки электрооборудования сельскохозяйственных организаций; эксплуатации электрооборудования сельскохозяйственных организаций; монтажа, наладки и эксплуатации систем централизованного контроля и автоматизированного управления технологическими процессами сельскохозяйственного производства; уметь: производить монтаж и наладку приборов освещения, сигнализации, контрольно-измерительных приборов, звуковой сигнализации и предохранителей в тракторах, автомобилях и сельскохозяйственной технике; подбирать электропривод для основных сельскохозяйственных машин и установок; производить монтаж и наладку элементов систем централизованного контроля и автоматизированного управления технологическими процессами сельскохозяйственного производства; проводить утилизацию и ликвидацию отходов электрического хозяйства; знать: основные средства и способы механизации производственных процессов в растениеводстве и животноводстве1; Изучается в рамках общепрофессиональной дисциплины ОП.05 «Основы механизации сельскохозяйственного производства» 1 4 принцип действия и особенности работы электропривода в условиях сельскохозяйственного производства; назначение светотехнических и электротехнологических установок; технологические основы автоматизации и систему централизованного контроля и автоматического управления технологическими процессами сельскохозяйственного производства. 1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 695 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 462 часов; самостоятельной работы обучающегося - 231 часов; учебной и производственной практики - 288 часов. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. электроосвещения) и автоматизации сельскохозяйственных организаций, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 1.1 Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами Понимать сущность и социальную значимо ть своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за рез льтат выполнения заданий. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно 5 ПК 1.2 ПК 1.3 ОК 1. ОК 2. ОК 3. ОК 4. ОК 5. ОК 6. ОК 7. ОК 8. ОК 9. ОК 10. планировать повышение квалификации. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 6 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. и электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных организаций Коды профессиональных компетенций Наименования разделов профессионального модуля 1 2 ПК 1-3 ПК-3 МДК 01.01 Раздел 1. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования сельскохозяйственных предприятий Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий Производственная практика (по профилю специальности) Всего: Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования сельскохозяйственных предприятий Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) 3 Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) Обязательная аудиторная Самостоятельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося, часов Всего, в т.ч. в т.ч., Всего, в т.ч., часов лаборатор- курсочасов курсоные вой вой работы и проект, проект, практичес- часов часов кие занятия, часов 4 5 6 7 8 420 280 60 300 200 40 24 Практика Учебная, часов Производственная, часов 9 10 140 108 - 100 108 - 72 720 420 72 480 280 7 100 60 24 240 140 216 108 72 ПК 1. 1 ПК 1. 2 Раздел 1. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования сельскохозяйственных организаций Тема 1.1. Электропривод рабочих машин и агрегатов с/х производства Тема 1.2. Расчет мощности движения электропривода Тема 1.3. Аппаратура управления и защита электродвигателей Тема 1.4. Электропривод насосных и вентиляционных установок Тема 1.5. Электропривод кормоприготовительных машин, тракторных устройств и механизмов Тема 1.6. Электропривод машин и установок для первичной обработки сельскохозяйственной продукции Тема 1.7. Электрооборудование сельскохозяйственной техники и ремонтных мастерских Тема 1.8. Электрическое освещение Тема 1.9. Установки для облучения растений, животных и птиц 420 280 24 16 2 8 33 22 2 11 30 20 6 10 36 24 4 12 42 28 4 14 36 24 4 12 36 24 2 12 36 24 6 12 33 22 8 11 8 140 108 МДК 01.01 ПК 1.1. ПК 1.2. Тема 1.10. Основы электротермии Тема 1.11. Электрические установки и устройства для создания микроклимата Тема 1.12. Электротермическое оборудование Тема 1.13. Электротехнологии Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования с/х предприятий Раздел 1. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования с/х организаций Тема 1.1. Электропривод рабочих машин и агрегатов с/х производства 1.1.1. Механика электропривода 1.1.2. Механические характеристики Эл.двигателей и основных с/х машин и механизмов 1.1.3. Расчетные схемы механической части электропривода 1.1.4. Электромеханические свойства электродвигателя постоянного и переменного тока 1.1.5. Применение однофазных АД 33 22 2 11 33 22 12 11 27 18 6 9 21 420 14 280 2 60 7 140 108 420 280 60 140 108 24 16 2 8 3 3 2 2 1 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 9 1.1.6. Переходные процессы в электроприводах 1.1.7. Энергетика электропривода Лабораторная работа № 1 Исследование электромеханических характеристик и способов регулирования частоты вращения трехфазного АД Тема 1.2. Расчет мощности двигателя электропривода 1.2.1. Нагрев и охлаждение электродвигателей 1.2.2. Понятие о нагрузочных диаграммах рабочих машин 1.2.3. Номинальные режимы работы электродвигателей 1.2.4. Выбор электродвигателей по мощности при продолжительном режиме 1.2.5. Выбор электродвигателя по мощности при кратковременном режиме 1.2.6. Выбор электродвигателя по мощности при повторнократковременном режиме 1.2.7. Обеспечение пуска, статической и динамической устойчивости электропривода 1.2.8. Особенности выбор электродвигателя для с/х машин 1.2.9. Выбор электродвигателей 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 11 33 22 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 6 4 2 10 по роду тока и уровню поражения, конструктивному исполнению и способу монтажа, степени защищенности, чистоте вращения и способу регулированию сроков Практическое занятие Выбор электродвигателя по мощности Тема 1.3.Аппаратура управления и защита электродвигателей 1.3.1. Электрические аппараты управления 1.3.2. Электронные средства управления электропривода 1.3.3. Аппаратура управления и защита электродвигателями 1.3.4. Общие принципы построения систем управления электрическим проводом 1.3.5. Контактно-релейное управление электроприводами 1.3.6. Типовые узлы управления электроприводом 1.3.7. Блокировка и сигнализация в схемах управления Практическое занятие Выбор аппаратуры управления и защиты электродвигателей Лабораторная работа 3 2 1 6 10 30 20 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 11 Исследование типовых схем управления электроприводами. Лабораторная работа Исследование регулируемого электропровода с теристорным преобразователем. Тема 1.4. Электропривод насосных и вентиляционных установок 1.4.1. Характерные особенности работы электропривода в условиях с/х производства 1.4.2. Требования к электропроводу и схемам автоматизации поточных линий 1.4.3. Приводные характеристики и режимы работы насосных установок 1.4.4. Приводные характеристики и режимы работы вентиляционных установок 1.4.5. Расчет мощности типа электродвигателя для привода нососных и вентиляционных установок 1.4.6. Принципы регулирования подачи воздуха вентилятора 1.4.7. Принципы управления насосным установкам 1.4.8. Типовые схемы и комплекты электрооборудования насосных 3 2 1 5 12 36 24 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 12 установок 1.4.9. Принципы управления вентиляционно - отопительным устройством 1.4.10. Типовые схемы и комплекты электрооборудования вентиляционно-отопительных установок Практическое занятие Расчет мощности и выбор типа электродвигателя для привода насоса и вентилятора. Лабораторная работа Исследование автоматизированных электрических приводов насосных и вентиляционных установок Тема 1.5. Электропривод кормоприготовительных машин, транспортных устройств и механизмов 1.5.1. Приводные характеристики и режимы работы кормоприготовительных машин. 1.5.2. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя для привода кормоприготовительных машин 1.5.3. Принципы управления 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 4 14 42 28 3 2 1 3 2 1 3 2 1 13 кормоприготовительными машинами. 1.5.4. Классификация транспортных машин и установок 1.5.5. Приводные характеристики и режимы работы стационарных транспортеров на животноводческих фермах 1.5.6. Приводные характеристики и режимы работы стационарных транспортеров на птицеводческих фермах 1.5.7. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя для их привода 1.5.8. Принцип управления транспортерами 1.5.9. Электропривод штенговых, скреперных и скребковых навозных транспортеров 1.5.10. Приводные характеристики и режимы работы мобильных электропогрузчиков, кормораздатчиков 1.5.11. Расчет мощности и выбор электродвигателя для их привода 1.5.12. Принципы управления 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 14 электропогрузчиками, кормораздатчиками Практическое занятие Расчет мощности и выбор электродвигателя для кормораздатчика Лабораторная работа Исследование автоматизированного электропривода скребкового навозоуборочного транспортера Тема 1.6. Электропривод машин и установок для первичной обработки с/х продукции 1.6.1. Машины для первичной обработки с/х продукции 1.6.2. Приводные характеристики и режимы работы доильных установок 1.6.3. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя для их привода 1.6.4. Принципы управления доильных установок 1.6.5. Приводные характеристики и режим работы молочных сепараторов 1.6.6. Расчет мощности электродвигателя и выбор структуры электропривода сепараторов 1.6.7. Схемы электроприводов 3 2 1 3 2 1 2 12 36 24 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 15 молочных сепараторов 1.6.8. Приводные характеристики и режим работы машин и агрегатов зерноочистительно-сушильных пунктов и комплексов 1.6.9. Расчет мощности и выбор типа электродвигателей для их привода 1.6.10. Принципы управления поточными линиями зерноочистительно-сушильных пунктов и комплексов Лабораторная работа Исследование схемы автоматического управления электроприводом источных линий зерносушильных пунктов. Лабораторная работа Исследование автоматизированных электропривода молочных сепараторов Тема 1.7. Электрооборудование сельскохозяйственной техники и ремонтных мастерских 1.7.1. Приводные характеристики, режима и особенности работы электродвигателей, крапов малой мощности. 1.7.2. Расчет мощности и выбор 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 4 12 36 24 3 2 1 3 2 1 16 типа электродвигателя для их привода 1.7.3. Принципы управления электроталями и крапами малой мощности 1.7.4. Режим работы и требования к электроприводу стендов для обмотки автотракторных ДВС 1.5.7. Расчет мощности и выбор электродвигателя для с/х привода 1.7.6. Схема управления стендами 1.7.7. Приводные характеристики и режим работы металлодеревообрабатывающих станков. 1.7.8. Расчет мощности и выбор типа электродвигателя для их привода 1.7.9. Принципы управления металлодеревообрабатывающими станками 1.7.10. Электропривод ручных инструментов 1.7.11. Особенности работы электропривода ручных инструментов Лабораторная работа Исследование схемы 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 17 1 автоматизированного эл.привода стенда для обмотки ДВС Тема 1.8. Электрическое освещение 1.8.1. Основные понятия и определения 1.8.2. Воздействие излучения на человека, животных и птиц 1.8.3. Искусственные источники оптического излучения. 1.8.4. Газоразрядные лампы низкого давления 1.8.5. Газоразрядные лампы высокого давления 1.8.6. Осветительные приборы 1.8.7. Светотехнический расчет 1.8.8. Метод коэффициента использования светового потока 1.8.9. Метод удельной мощности Практическое занятие Расчет освещения стойлового помещения коровника Лабораторная работа Оценка энергетической эффективности различных типов источников света Лабораторная работа Анализ характеристик светильников и работы осветительных установок 36 24 17 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 3 3 2 2 2 1 1 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 18 Тема 1.9. Установки для облучения растений, животных и птиц 1.9.1. Облучательные установки для животных и птиц. 1.9.2. Облучатели растений в теплицах 1.9.3. Расчет стационарных облучательных установок 1.9.4. Расчет бактерицидных облучательных установок 1.9.5. Расчет инфракрасных ьблучательных установок 1.9.6. Расчетных подвижных установок 1.9.7. Эксплуатация светотехнического оборудования Практическое занятие Расчет и выбор оборудования для обслуживания растений в теплицах Практическое занятие Расчет и выбор оборудования для обслуживания животных и птицы Лабораторная работа Анализ характеристик облучателей различного типа Лабораторная работа Анализ работы облучательной установки Тема 1.10. Основы 33 22 11 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 33 22 19 11 электротермии 1.10.1. Применение электронагрева в с/х производстве 1.10.2. Превращение энергии электромагнитного поля в различных средах 1.10.3. Способы электронагрева 1.10.4. Классификация электронагревательных установок 1.10.5. Электродный нагреватель 1.10.6. Элементный нагреватель 1.10.7. Индукционный нагреватель 1.10.8. Диэлектрический нагреватель 1.10.9. Схемы управления электротермическими установками 1.10.10.Тепловой (термически коэффициент холодного действия) для различных ЭНУ с/х назначений Практическое занятие Расчет нагревателей Тема 1.11. Электрические установки и устройства для создания микроклимата 1.11.1. Электродные водонагреватели и котлы 1.11.2. Электродные 3 2 1 3 2 1 3 3 2 2 1 1 3 2 1 3 3 2 2 1 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 33 22 11 3 2 1 3 2 1 20 водонагреватели КЭВ, ЭПЗ 100 1.11.3. Средства локального обогрева в с/х помещениях 1.11.4. Средства комбинированного обогрева 1.11.5. Установки СФОЦ Практическое занятие Выбор проточного водонагревателя для подогрева воды в коровнике Практическое занятие Расчет электрокалориферной установки Практическое занятие Расчет электрообогреваемого пола в птичнике Лабораторная работа Определение основных параметров электродного водонагревателя Лабораторная работа Определение элементного водонагревателя Лабораторная работа Определение основных параметров электрокалориферной установки Тема 1.12. Электротермическое оборудование 1.12.1. Средства контактного обогрева 3 2 1 3 2 1 3 3 2 1 1 2 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 27 18 9 3 2 1 21 1.12.2. Средства конвективного обогрева 1.12.3. Электротермическое оборудование предприятий общественного питания. 1.12.4. Энергосберегающее электронно-утилизационное оборудование ЭКО, УГФ 1.12.5. Тепловые насосы. Кондиционеры. 1.12.6. Электрооборудование ремонтных предприятий Лабораторная работа Определение основных параметров электротермического бытового оборудования Лабораторная работа Определение основных параметров сварочной установки Лабораторная работа Определение основных параметров электровулканизатора Тема 1.13. Электротехнологии 1.13.1. Обработка электротоком 1.13.2. Ипользование физикохимического действия тока 1.13.3. Использование биологического действия тока 1.13.4. Электроимпульсная технология и ее особенности 302 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 21 3 3 14 2 2 7 1 1 3 2 1 3 2 1 22 1.13.5. Электронно-ионная технология 1.13.6. Ультразвуковая технология Лабораторная работа Исследование работы электрической изгороди Учебная практика Виды работ: - монтаж элементов радиоэлектронных устройств - монтаж открытых и закрытых электрических проводок и кабелей в жилых помещениях и объектов с/х предприятий - монтаж осветительных электроустановок - монтаж электродвигателей и ПЗА - проведение утилизации отходов электрического хозяйства. МДК 01.02 Система автоматизации сельскохозяйственных организаций Раздел 2 Автоматизация ПК 1.3. сельскохозяйственных организаций Тема 2.1. Основы автоматизации сельскохозяйственного производства Тема 2.2. Автоматизация водоснабжения и гидромелиорация 27 Тема 2.3. Автоматизация технологических процессов в птицеводстве 3 2 1 3 2 1 3 2 1 108 300 200 40 24 100 300 200 40 24 100 30 20 2 18 2 27 18 23 10 9 4 9 МДК 01.02 Раздел 2. ПК 1.3. Тема 2.4. Автоматизация технологических процессов в животноводстве Тема 2.5. Автоматизация приготовления и раздачи кормов Тема 2.6. Автоматизация технологических процессов в полеводстве Тема 2.7. Автоматизация технологических процессов в защищенном грунте Тема 2.8. Автоматизация хранилищ сельскохозяйственной продукции Тема 2.9. Автоматизация систем теплоснабжения и холодильных установок Тема2.10. Автоматизация установок для электрического обогрева и облучения Тема 2.11. Централизованное управление производственным процессом Курсовой проект Системы автоматизации сельскохозяйственных организаций Автоматизация сельскохозяйственных организаций Тема 2.1. Основы 30 20 10 10 30 20 2 10 21 14 6 7 18 12 2 6 30 20 30 20 12 8 4 9 6 3 36 300 24 200 40 12 100 30 20 2 24 10 12 10 24 10 108 72 автоматизации с/х производства 2.1.1. Комплексная и полная автоматизация технологических процессов 2.1.2. Основные показатели технико-экономической эффективности автоматизации технологических процессов 2.1.3. Особенности автоматизации с/х производства 2.1.4. Технологические требования к производственным процессам 2.1.5. Классификация схем систем автоматизации 2.1.6. Порядок анализа и синтеза автоматических систем 2.1.7. Выбор элементов систем автоматики 2.1.8. выбор щитов, пультов управления элементов систем телемеханики элементах Лабораторная работа № 1 Исследование устройства и принцип работы датчиков различного типа Тема 2.2. Автоматизация водоснабжения и гидромелиорации 2.2.1. Автоматизация безбашенной насосной 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 27 18 3 2 25 2 1 2 9 1 установки 2.2.2. Автоматизация башенных водокачек. 2.2.3. Станция управления насосным агрегатом типа ШЭТ 2.2.4. Станции управления насосным агрегатом типа «Каскад» 2.2.5. Современные системы автоматизации водоснабжения 2.2.6. Современные системы автоматизации орошения 2.2.7. Устройство, принцип действия насосной установки водоснабжения 2.2.8. Устройство, принцип действия насосной установки орошения Лабораторная работа № 2 Анализ системы автоматизации башенной водокачки с использованием устройства ЭРСУ - 2 Тема 2.3. Автоматизация технологических процессов в птицеводстве 2.3.1. Автоматизация кормления и поения птицы 2.3.2. Технологические основы регулирования параметров микроклимата 2.3.3. Автоматизация местного обогрева птицы 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 27 18 9 3 2 1 3 2 1 3 2 1 26 2.3.4. Управление освещением в птичниках 2.3.5. Автоматизация установки ультрафиолетового облучения 2.3.6. Автоматизация процесса уборки помета 2.3.7. Автоматизация сбора яиц и убоя птицы Лабораторная работа № 3 Анализ системы автоматизации станции управления микроклиматом ШАП Лабораторная работа № 4 Анализ системы автоматизации кормораздатчика КС-1,5 Тема 2.4. Автоматизация технологических процессов в животноводстве 2.4.1. Автоматизация установок местного обогрева животных. 2.4.2. Автоматизация вентиляционных и приточноотопительных установок 2.4.3. Автоматизация кормления и поения животных 2.4.4. Автоматизация уборки навоза 2.4.5. Эксплуатация современных систем автоматического управления навозоуборочными машинами 2.4.6. Автоматизация доильных установок 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 6 10 30 20 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 27 2.4.7. Автоматизация линий первичной обработки молока Лабораторная работа № 5 Анализ системы автоматизации новозоуборочного транспортера ТСН Лабораторная работа № 6 Анализ системы автоматизации доения АДМ8 Лабораторная работа № 7 Анализ принципиальной схемы управления установкой ОПФ-1 Тема 2.5. Автоматизация приготовления и раздачи кормов 2.5.1. автоматизированные агрегаты для приготовления травяной муки 2.5.2. Автоматизация процесса гранулирования кормов 2.5.3. Электрическая схема управления оборудованием ОПК-2 2.5.4. Основы автоматизации дозирования и смешивания кормов 2.5.5. Автоматизация смесителей 2.5.6. Автоматизация приготовления концентрированных кормов 2.5.7. Автоматизация поточных линий переработки 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 4 10 30 20 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 28 корнеплодов 2.5.8. Автоматизация Лабораторная работа № 8 Анализ системы автоматизации агрегатов для приготовления травяной муки Лабораторная работа № 9 Анализ схема автоматизации кормоцехов Тема 2.6. Автоматизация технологических процессов в полеводстве 2.6.1. Автоматизация зернопунктов 2.6.2. Автоматизация зерносушилок 2.6.3. Автоматизация очистительных и сортировочных машин 2.6.4. Автоматизация мобильных машин Лабораторная работа № 10 Анализ системы автоматизации комплекса КЗС-20Ш Лабораторная работа № 11 Анализ системы автоматизации зерносушильного комплекса Лабораторная работа № 12 Анализ системы автоматизации устройства контроля и высева семян, внесение удобрений сеялки СЗУ-3, УСК-12 Тема 2.7. Автоматизация 3 2 1 3 2 1 6 7 21 14 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 6 18 12 29 технологических процессов в защищенном грунте 2.7.1. Технологические схемы автоматизации микроклимата 2.7.2. Автоматическое управление микроклиматом 2.7.3. Устройство и принцип действия оборудования УТ-12 2.7.4. Технологические основы автоматизации полива и подкормки растений 2.7.5. Схемы управления полива и подкормки растений Лабораторная работа № 13 Анализ схемы автоматизации полива и подкормки растений. Тема 2.8. Автоматизация хранилищ сельскохозяйственной продукции 2.8.1. Технологические основы хранения с/х продукции 2.8.2. Система автоматизации микроклимата в картофелехранилище. 2.8.3. Система автоматизации микроклимата в овощехранилище 2.8.4. Технологические основы автоматизации фруктохранилища 2.8.5. Эксплуатация систем автоматического управления 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 2 10 30 20 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 30 микроклиматом в фруктохранилищах 2.8.6. Характеристика средств автоматизации учета и контроля с/х продукции 2.8.7. Технологические основы и автоматизации сортирования с/х продукции в хранилищах 2.8.8. Средство автоматизации контроля качества с/х продукции 2.8.9. Эксплуатация оборудования автоматического учета Лабораторная работа № 14 Анализ схем автоматизации микроклимата в овощехранилище и фруктохранилищах Тема 2.9. Автоматизация систем теплоснабжения и холодильных установок 2.9.1. Автоматизация теплогенераторов 2.9.2. Автоматизация теплоснабжения 2.9.3. Автоматизация электрических установок для подогрева воды, воздуха и получения пара 2.9.4. Автоматизация холодильных установок Лабораторная работа № 15 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 30 20 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 12 2 31 10 1 Исследование схемы автоматизации теплогенератора Лабораторная работа № 16 Исследование системы автоматизации электродного водонагревателя КЭВ Лабораторная работа № 17 Исследование системы автоматизации водонагревателя CАОС Лабораторная работа № 18 Исследование системы автоматизации электрокалориферной установки СФОЦ Лабораторная работа № 19 Исследование работы компрессионного холодильного агрегата Лабораторная работа № 20 Анализ системы автоматизации холодильной установки ШХ0,4ОМ Тема 2.10. Автоматизация установок для электрического обогрева и облучения 2.10.1. Технологические основы облучения растений 2.10.2. Автоматизация облучающих установок 2.10.3. Устройство и принцип действия электросхем 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 12 8 4 3 2 1 3 2 1 3 2 1 32 управления облучающими установками 2.10.4. Эксплуатация систем 3 2 1 автоматизации установок для облучения Тема 2.11. Централизованное 9 6 3 управление производственными процессами 2.11.1. Принципы 3 2 1 централизации управления 2.11.2. Централизованный 3 2 1 контроль с/х производства 2.11.3. Автоматизированные 3 2 1 системы управления производством (АСУП) Курсовой проект 36 24 Тематика курсовых проектов: Автоматизация кормоприготовительных машин Автоматизация кормораздатчиков Автоматизация установок водоснабжения Автоматизация навозоудаления Автоматизация установки регулирования микроклимата Автоматизация водонагревателей Автоматизация электркалориферной установки Автоматизация обогрева теплиц Автоматизация обкаточного стенда Учебная практика 108 - анализ схем автоматизации технологическими процессами - поддержание режима работы и заданных параметров электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами в с/х предприятиях (организациях). Производственная практика 72 - монтаж элементов радиоэлектронных устройств - монтаж открытых и закрытых электрических проводок и кабелей в жилых помещениях и объектов с/х предприятий 33 - монтаж осветительных электроустановок - монтаж электродвигателей и ПЗА - проведение утилизации отходов электрического хозяйства. анализ схем автоматизации технологическими процессами - поддержание режима работы и заданных параметров электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами в с/х предприятиях (организациях). 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) ПМ.01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т.ч. и электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных организаций 34 Наименование разделов междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание обучения по междисциплинарному курсу Студент должен знать, уметь Содержание учебного материала. Лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся 2 3 1 Кол-во часов Уровень усвоения 4 5 16 2,3 МДК 02.01. Монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций Раздел 1. Введение Монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций Тема 1.1. Электропривод рабочих машин Студент должен: Понятие о механике электропривода. знать: Расчетные схемы механической части электропривода. Уравнения движения электропривода и его анализ. Электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока. - механику электропривода - механические характеристики электродвигателей и рабочих машин - основные электромеханические свойства электродвигателей - переходные процессы в Использование 3-х фазного АД в режиме однофазного. Виды переходных процессов. Причины возникновения переходных процессов. Потери мощности и энергии в установившихся и переходных процессов. Потери мощности и энергии в установившихся и переходных режимах работы Электропривода. Лабораторная работа. Исследование электромеханических характеристик и способов регулирования частоты вращения 3-х фазного АД. 35 электроприводах Самостоятельная работа - основные понятии об энергетике электропривода Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. Уметь: 8 - исследовать электромеханические характеристики электродвигателя - проводить расчет времени пуска и торможение электропривода Тема 1.2. Расчет мощности двигателя электропривода Студент должен: знать: - способы выбора электродвигателей по мощности Уметь: - выбирать электродвигатели по мощности при кратковременном и повторнократковременных режимах Нагрев и охлаждение электродвигателей. Понятия о нагрузочных диаграммах рабочих машин и электродвигателей. Выбор электродвигателя в условиях допустимого нагрева. Особенности выбора электродвигателя с/х машин. 22 Выбор электродвигателя по роду тока и уровню напряжения, конструктивному исполнению и способу монтажа, степени защищенности, частота вращения и способа регулирования скорости. Практическое занятие Выбор электродвигателя по мощности Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. 36 11 2,3 Тема 1.3. Аппаратура управления и защиты Студент должен: Электрические аппараты ручного и дистанционного управления. знать: Датчики тока, скорости, времени. - виды аппаратуры управления и защиты электродвигателей Аппараты управления и защиты электродвигателей, их виды - разомкнутые системы автоматического управления электроприводами - замкнутые системы автоматического управления электроприводами Уметь: - выбирать аппаратуру управления и защиты электродвигателей - исследовать типовые схемы управления электроприводами в функции времени, тока, скорости пути - исследовать регулируемый асинхронный электропривод с тиристорными преобразователями 20 Выбор аппаратов управления и защиты. Типовые узлы контактнолинейных схем управления электроприводами в функции времени, тока, скорости пути. Блокированные связи и сигнализация в схемах автоматического управления. Типовые схемы. Тиристорный регулятор напряжения, двигатель, преобразователь частоты двигателей. Практическое занятие Выбор аппаратуры управления и защиты электродвигателей. Лабораторная работа. Исследование типовых схем управления электроприводами. Лабораторная работа. Исследование регулируемого электропривода с тиристорным преобразователем. Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. 37 10 2,3 напряжения и частоты Тема 1.4. Электропривод насосных и вентиляционных установок Студент должен: знать: - приводные характеристики и режим работы насосных и вентиляционных установок Уметь: - исследовать автоматизированные электроприводы насосных и вентиляционных установок. - рассчитывать мощность и выбирать тип электродвигателя Тема 1.5. Студент должен: Электропривод кормоприготовительных знать: машин транспортных - приводные устройств и механизмов характеристики и режимы работы кормоприготовительных машин, транспортных машин и установок Уметь: Приводные характеристики и режимы работы насосных и вентиляционных установок. Принципы регулирования подачи воздуха вентилятором. Принципы управления насосными установками. 24 2,3 Принцип управления вентиляционно-отопительным установками. Практическое занятие Расчет мощности и выбор типа электродвигателей для привода насоса и вентилятора. Лабораторная работа. Исследование автоматизированных электроприводов насосных и вентиляционных установок. Самостоятельная работа 12 Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. Режимы работы кормоприготовительных машин. Принципы управления кормоприготовительными машинами, типовые схемы и комплекты электрооборудования. Классификация транспортных средств и установок. Расчет и выбор мощности и типа электродвигателя. Электропривод штанговых, скрежерных и скребковых навозных транспортеров. Режим работы мобильных электропогрузчиков,, кормораздатчиков. Практическое занятие - исследовать 38 28 2,3 автоматизированный электропривод скреперного навозоуборочного транспортера Расчет мощности и выбор электродвигателя для кормораздатчика. - рассчитывать мощность и выбирать тип электродвигателя Самостоятельная работа Тема 1.6. Студент должен: Электропривод машин и знать: установок для первичной обработки - приводные с/х продукции характеристики и режим работы смашин и установок для первичной обработки с/х продукции Уметь: Лабораторная работа. Исследование автоматизированного электропривода скребкового навозоуборочного транспортера Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. Режим работы доильных установок. Расчет мощности и выбор типа электродвигателей. Принципы управления доильными установками, типовые схемы. 14 24 Режим работы молочных сепараторов. Схемы электроприводов молочных сепараторов. Режим работы машин и аппаратов зерноочистительно-сушильных пунктов и комплексов. Принципы управления поточными линиями КЗС - исследовать автоматизированный электропривод молочных сепараторов Лабораторная работа. - исследовать схему автоматического управления электроприводами поточных линий. Лабораторная работа. Исследования автоматизированного электропривода молочных сепараторов. Исследование схемы автоматического управления электроприводом поточных линий КЗС. Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. 39 12 2,3 Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. Тема 1.7. Электрооборудование с/х техники и ремонтных мастерских Студент должен: Принципы управления электротоками и кранами малой мощности. знать: Типовые схемы и комплексы электрооборудования. -- приводные характеристики и режим работы установок и механизмов ремонтных мастерских, с/х предприятий. Структура электропривода обкаточных стендов. Расчет мощности. Принципы управления метало – и деревообрабатывающими станками. Расчет мощности и выбор типа электродвигателей - особенности работы электропривода ручных инструментов Уметь: - исследовать автоматизированный привод стенда для обкатки ДВС 24 2,3 Лабораторная работа Исследование автоматизированного электропривода стенда для обмотки ДВС Самостоятельная работа 12 Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. - рассчитывать мощность и выбирать тип электродвигателя. Тема 1.8. Электрическое Студент должен: освещение знать: - законы преобразования оптического измерения Физиологическое действие оптического излучения. Бактерицидное действие УФ-излучения на человека, животных, птиц. Воздействие этического излучения на растения, приборы для измерения излучений. Электрические источники оптического излучения. Лампы - типы электроисточников накаливания, газоразрядные лампы. Осветительные установки оптического измерения, общего назначения. Устройство, классификация, обозначения. их свойства и основные 40 24 2,3 характеристики. Светотехнический расчет. Метод коэффициента использования светового потока и метод удельной мощности. - системы, виды и Практическое занятие основные показатели электроосвещения, Расчет освещения стойлового помещения коровника характеристики осветительных установок Лабораторная работа. общего назначения. Оценка энергетической эффективности различных типов источников света Самостоятельная работа Тема 1.9. Установка для облучения растений, животных и птиц Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. 12 22 знать: Установки для обслуживания растений в сооружениях защищенного грунта. - назначение и методику расчета светотехнических установок с/х назначения Установки для ультрафиолетового и инфракрасного облучения животных. Расчет установок . Эксплуатация светотехнического оборудования. Уметь: Практическое занятие - выбирать источники излучения Расчет и выбор оборудования для облучения растений в теплицах. - анализировать работу светотехнических установок с/х назначения Расчет и выбор оборудования для облучения животных и птицы. - размещать светильники и облучатели Анализ характеристик облучателей различного типа. Студент должен: Практическое занятие Лабораторная работа. Лабораторная работа. 41 2,3 - рассчитывать установки Анализ работы облучательной установки. Самостоятельная работа 11 Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. Тема 1.10. Основы электротермии Студент должен: Применение электронагрева в с/х производстве. знать: Превращенные энергии электромагнитного поля в различных средства. - роль и место электрического нагрева в электротехнологии - основные законы преобразования электроэнергии в тепловую - принципы работы и автоматизации электротермических установок Уметь: - определять энергетические и режимные параметры электротермических установок 22 Преобразование электроэнергии в тепловую. Способы электронагрева и классификация электронагревательных установок. Тепловой К.П.Д. для различных ЭНУ с/ назначения, тепловые потери. Практическое занятие Расчет нагревателей Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. - рассчитывать электродный, элементный, 42 11 2,3 индукционный, диэлектрический нагреватели - составлять схемы управления электротермическими установками Тема 1.11. Электрические установки и устройства для создания микроклимата Студент должен: знать: - назначение, классификацию, устройство, методику определения мощности - особенности автоматизации Электродные водонагреватели и котлы. Электродная система. Расчет электродной системы. Электродные водонагреватели КЭВ, ЭПЗ – 100, ЭВН-110. Элементные водонагреватели. Расчет ТЭНа. Электроводонагреватели УАП, САОС. Проточные водонагреватели ЭПВ, ЭВ-Ф-15 ВЭП-600. Электрические парогенераторы и пароводонагреватели. Установка СФОЦ выбор ЭКУ. Установки ПВУ. Уметь: Средства локального обогрева. - определять основные параметры элементных и электродных водонагревателей, электротермических установок для создания макроклимата Практическое занятие Выбор проточного водонагревателя для коровника Практическое занятие Расчет электроколориферной установки Практическое занятие Расчет электрообогреваемого пола в птичнике Лабораторная работа. Определение основных параметров электродного водонагревателя. Лабораторная работа. 43 22 2,3 Определение параметров элементного водонагревателя. Лабораторная работа. Определение основных параметров электроколориферной установки Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите Тема 1.12. Электротермическое оборудование Студент должен: знать: Электроподогреватели воздуха для установок активного вентилирования сена. - особенности автоматизации и безопасной эксплуатации Электротермическое оборудование предприятия общественного питания. электротермических установок Лабораторная работа. Уметь: - исследовать работу электротермического оборудования 11 18 Энергетическое оборудование ремонтных предприятий. Определение основных параметров электротермического бытового оборудования Лабораторная работа Определение основных параметров сварочной установки Лабораторная работа Определение основных параметров электровулканизатора Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и 44 9 2,3 подготовка к защите Тема 1.13. Электротехнологии Студент должен: знать: - специальные виды электротехнологий и установок для них. Уметь: - исследовать работу электрической изгороди Обработка электрическим током. Использование физикохимического и биологического действия тока. Студент должен: знать: - общие понятия об автоматизации технологических процессов. - основные объекты автоматизации - основные схемы систем автоматизации - правила выбора элементов систем автоматизации 2,3 Электроимпульсная технология и ее особенности. Ультразвуковая технология Лабораторная работа Исследование работы электрической изгороди Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите Тема 2.1. Основы автоматизации сельскохозяйственного производства 14 Общие понятия об автоматизации технологических процессов. Объекты автоматизации. Схемы систем автоматизации. 7 20 Выбор элементов систем автоматизации Лабораторная работа Исследование устройства и принцип работы датчиков различного типа. Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите 45 10 2,3 Уметь: - анализировать различные типы схем автоматизации - переводить релейноконтактные схемы автоматизации на бесконтактные Тема 2.2. Автоматизация водоснабжения и гидромелиорации Студент должен: Автоматизация безбашенной насосной установки. знать: Автоматизация башенных водокачек. - системы водоснабжения и орошения Устройство и принцип действия, бесконтактной станцией насосными агрегатами типа ШЭТ и «Каскад». Уметь: - анализировать схемы автоматизации башенной насосной установки и насосной установки орошения 18 2,3 Устройство и принцип действия современных систем автоматизации водоснабжения и орошения. Лабораторная работа Анализ системы автоматизации башенной водокачки с использованием устройства ЭРСУ – 2 Самостоятельная работа 9 Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите Тема 2.3. Автоматизация технологических процессов в птицеводстве Студент должен: знать: - системы автоматизации кормления и поения Автоматизация кормления и поения птицы. Автоматизация микроклимата. Автоматизация процесса уборки помета. Автоматизация сбора яиц и убоя птицы. Лабораторная работа. 46 18 2,3 птицы - системы автоматизации микроклимата в птичниках - система автоматизации процессов уборки помета - система автоматизации сбора яиц и убоя птицы Уметь: Анализ системы автоматизации станции управления микроклиматом ШАП Лабораторная работа Анализ системы автоматизации кормораздатчика КС-1,5 Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите. 9 - анализировать системы автоматизации технологических процессов в птицеводстве Тема 2.4. Автоматизация технологических процессов в животноводстве Студент должен: Автоматизация микроклимата знать: Автоматизация уборки навоза. Автоматизация доильных установок и линий первичной обработки молока. - система автоматизации микроклимата 20 Лабораторная работа - системы автоматизации уборки навоза Анализ системы автоматизации новозоуборочного транспортера ТСН - системы автоматизации доильных установок и линий первичной обработки молока Лабораторная работа Уметь: Анализ принципиальной схемы управления установкой ОПФ-1 - анализировать схемы автоматизации Самостоятельная работа Анализ системы автоматизации доения АДМ8 Лабораторная работа 47 10 2,3 Тема 2.5. Автоматизация приготовления и раздачи кормов технологических процессов в животноводстве Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите Студент должен: Автоматизация агрегатов для приготовления травяной муки. Автоматизация процессов гранулировании и брикетированя. Автоматизация дозирования и смешивания кормов. Автоматизация кормоприготовления. Автоматизация кормоцехов. Автоматизация кормления и поения животных. знать: - системы автоматизации агрегатов для приготовления травяной муки - автоматизацию процессов гранулирования и брикетирования кормов - схема автоматизации дозирования и смешивания кормов - систему автоматизаций кормоприготовлени я 20 Лабораторная работа Анализ системы автоматизации агрегатов для приготовления травяной муки Лабораторная работа Анализ схема автоматизации кормоцехов Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите - систему автоматизаций кормоцехов - систему автоматизхации кормления и поения животных Уметь: - анализировать схемы автоматизации приготовления и раздачи 48 10 2,3 кормов. Тема 2.6. Автоматизация технологических процессов в полеводстве Тема 2.7. Автоматизация технологических процессов в защищенном грунте Студент должен: знать: - системы автоматизации зернопунктов, зерносушилок Автоматизация зернопунктов. Автоматизация зерносушилок. Автоматизация сортировальных машин. Автоматзация процесса вентилирования зерна. Лабораторная работа Анализ системы автоматизации комплекса КЗС-20Ш - системы автоматизации вентилирования зерна Анализ системы автоматизации зерносушильного комплекса - системы автоматизации мобильных машин Анализ системы автоматизации устройства контроля и высева семян, внесение удобрений сеялки СЗУ-3, УСК-12 Уметь: Самостоятельная работа - анализировать схемы автоматизации технологических процессов в полеводстве Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите Студент должен: Виды сооружений защищенного грунта. Технологические основы автоматизации обогрева парников и теплиц. Схема автоматического управления температуры в парнике. - системы автоматизации обогрева парников и теплиц 2,3 Автоматизация мобильных машин. - системы автоматизации очистительных и сортировалтных машин знать: 14 Лабораторная работа Лабораторная работа Автоматизация микроклимата. Автоматизация полива и подкормки растений. Уметь: Лабораторная работа - анализировать схемы автоматизации Анализ схемы автоматизации полива и подкормки растений Самостоятельная работа 49 7 12 2,3 Тема 2.8. Автоматизация хранилищ сельскохозяйственной продукции технологических процессов в защищенном грунте Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите 6 Студент должен: Автоматизация овощехранилищ и фруктохранилищ. 20 знать: Автоматизация учета, контроля и сортирования с/х продукции. Эксплуатация оборудования овощехранилищ и фруктохранилищ. - систему автоматизации овощехранилищ и фруктохранилищ. - средства автоматизации контроля и сортирования с/х продукции в хранилищах Уметь: - анализировать схемы автоматизации микроклимата овощехранилищ и фруктохранилищ. Тема 2.9. Автоматизация систем теплоснабжения и холодильных установок Студент должен: знать: - системы автоматизации теплогенераторов - системы автоматизации электрических установок для подогрева воды, воздуха, пара. 2,3 Лабораторная работа Анализ схем автоматизации микроклимата в овощехранилище и фруктохранилище Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите 10 Технологические схемы автоматизации теплогенераторов. Системы, приборы и средства автоматизации теплогенераторов. Автоматизация теплоснабжения. Система автоматизаций котельных. Автоматика системы безопасной эксплуатации оборудования в котельных. Автоматизация электроустановок для подогрева воды, воздуха, пара. Автоматизация холодильных установок. 20 Лабораторная работа Исследование схемы автоматизации теплогенератора - типы и системы 50 2,3 автоматизации холодильных установок Уметь: - анализировать схемы автоматизации систем теплоснабжения и холодильных установок Лабораторная работа Исследование системы автоматизации электродного водонагревателя КЭВ Лабораторная работа Исследование системы автоматизации водонагревателя CАОС Лабораторная работа Исследование системы автоматизации электрокалориферной установки СФОЦ Лабораторная работа Исследование работы компрессионного холодильного агрегата Лабораторная работа Анализ системы автоматизации холодильной установки ШХ-0,4ОМ Самостоятельная работа 10 Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. Подготовка к практическим работам, оформление отчетов и подготовка к защите Тема 2.10. Автоматизация установок для электрического обогрева и облучения Студент должен: знать: - системы автоматизации управления освещением и облучением птицы - системы автоматизации установок для облучения растений Технологическая основа облучения растений. Автоматизация облучения установок. Автоматизация освещением птичников и облучения птицы. Автоматизация микроклиматат животноводческих и птицеводческих помещениях. 8 Самостоятельная работа 4 Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы. 51 2 - системы микроклимата животноводческих помещений Уметь: - анализировать схемы автоматизации установок для электрообогрева и облучения. Тема 2.11. Централизованное управление производственными процессами Студент должен: знать: - основные принципы централизации управления Принципы централизации управления. Системы централизованного контроля и автоматизированного управления. 6 Самостоятельная работа Систематическая проработка комплектов занятий учебной, специальной, технической и нормативно-справочной литературы - системы централизованного контроля и автоматизированного управления с/х производства 52 3 2 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебной лаборатории «Электропривода сельскохозяйственных машин», «Светотехники и электротехнологии» и «Автоматизации технологических процессов и системы автоматического управления» Технические средства обучения: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - проектор; - экран. Оборудование лабораторий и рабочих мест: - рабочие столы и стулья для обучающихся; - рабочий стол и стул для преподавателя; - доска классная; - комплект учебно-методической документации; - лабораторные стенды по соответствующим темам; - измерительные приборы; - комплект соединительных проводов; - электромонтажные инструменты; - комплект плакатов; - комплект наглядных пособий; Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную практику. 4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1. Акимцев B.И., Веялис Б.С. Электроснабжение сельского хозяйства [Текст] / В.И. Акимцев., Б.С. Веялис – М: Колос, 1994. – 496с.2 2. Лещинская Т.Б. Электроснабжение сельского хозяйства [Текст] / Т.Б. Лещинская – М: КолосС, 2006. – 368 с. 3. Правила устройства электроустановок (ПУЭ) [Текст] – Издание седьмое, (издание шестое, дополненное, переработанное, 1998.), 2003 – 648с. 4. Руководящие указания и материалы по проектированию электроснабжения сельского хозяйства (РУМ) [Текст] – М.: 1996. - 86с.* Дополнительные источники: 1. ГОСТ 13109 – 97 – Нормы качества электрической энергии в СЭС общего назначения. 2. Методические указания. 3. Проекты КТП, ЗТП. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса Освоение обучающимися профессионального модуля должно проходить в условиях созданной образовательной среды, как в учебном заведении, так и в организациях соответствующих профилю специальности «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Электротехника», «Электрические измерения», «Электрические машины», «Материаловедение», «Метрология, стандартизация, сертификация», должно предшествовать освоению данного модуля или изучается параллельно. При работе над курсовым проектом обучающимся оказываются консультации. 2 Учебник не переиздавался 53 4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Эти преподаватели проходят стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой. Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты-преподаватели междисциплинарных курсов. Мастера: наличие квалифицированного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. 54 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Результаты (освоенные ПК) 1 ПМ 2.1 Выполнять мероприятия по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных организаций ПМ 2.2. Выполнять монтаж воздушных линий электропередач и трансформаторных подстанций 1 ПМ 2.3. Обеспечивать электробезопасность Основные показатели оценки результата 2 - точность и грамотность решения задачи по выбору предохранителей и автоматов; - умение грамотно воспользоваться таблицей по выбору предохранителей и автоматов; - умение грамотно подсчитать нагрузки в помещения и грамотно воспользоваться таблицами РУМ; - грамотное составление таблиц отклонения напряжения, умение точно произвести расчет допустимых потерь напряжения; - умение точно выбрать оптимальные надбавки на трансформаторах при составлении таблицы отклонения напряжения; - определение потери напряжения на конкретных участках и умение грамотно сделать проверку по допустимой потери напряжения; - грамотно производить расчеты токов короткого замыкания и выбор аппаратуры защиты для потребителей - грамотно выполнять монтаж воздушных линий; - уметь грамотно выбрать мощность трансформаторной подстанции, с последующей проверкой по коэффициенту загрузки; - грамотно запитать помещения от ТП; - грамотно осуществить монтаж ТП. 2 - знать правила техники безопасности при выполнении работ - план по организации и выполнению мероприятий по бесперебойному электроснабжению сельскохозяйственных организаций составлен в соответствии нормативной и технической документации. Формы и методы контроля и оценки 3 Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - оценка защиты практических работ; - оценка выполнения заданий по курсовому проекту; - тестирование. Итоговый контроль по разделу: - устный экзамен по разделу модуля по МДК Итоговый контроль по профессиональному модулю: - дифференциальный зачет по учебной практике; - комплексный экзамен по модулю; Текущий контроль: - оценка правильности выполнения практического занятия; - оценка защиты практических работ; оценка защиты лабораторных работ; - тестирование. - оценка выполнения заданий по курсовому проекту; Итоговый контроль по разделу: - устный экзамен по разделу модуля по МДК Итоговый контроль по профессиональному модулю: - дифференциальный зачет по учебной практике; - комплексный экзамен по модулю; 3 Входной контроль: - тестирование Текущий контроль: - оценка защиты практических работ; - тестирование. - оценка выполнения заданий по курсовому проекту; Итоговый контроль по профессиональному модулю: - дифференциальный зачет по учебной практике; - комплексный экзамен по модулю; - защита курсового проекта 55 Результаты (освоенные профессиональные компетенции) 1 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Основные показатели результатов подготовки Форма и методы контроля 2 демонстрация интереса к своей будущей профессии 3 Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы -применение методов и способов решения практических задач для выбора и определения сечений проводов, допустимой потери напряжения в ВЛ, электрических нагрузок в помещения; -самостоятельная оценка эффективности и правильности выполнения практических задач Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. решение нестандартных профессиональных задач в области обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных организаций осуществление поиска необходимой информации; использование различных источников, включая электронных; Оценка правильности выполнения лабораторной и практической работ применение математических методов и ПК в техническом нормировании и проектирования электроснабжения сельскохозяйственных организаций Оценка результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами п\о в ходе обучения Тестирование осуществление самоанализа и коррекция собственной работы Тестирование 1 ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. 2 планирование профессионального и личностного развития и повышения квалификации 3 Оценка правильности выполнения практического занятия выполнять анализ новых технологий в области обеспечение электроснабжения сельскохозяйственных организаций Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы профессионального модуля: - выполнение рефератов, заданий для самостоятельной работы, курсового проекта; 56 Оценка выполнения практического занятия - выполнение исследовательской творческой работы; - выполнение заданий учебной практики ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности 57 Оценка результатов наблюдений готовности исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)