9 РП Б Ж-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии специальных
дисциплин
Председатель__________Л.П.Селезнева
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
______________________Т.В. Шитова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»

Разработчик:
Симунин Р.А., преподаватель дисциплин общепрофессионального цикла
Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. №
1564) для специальности среднего профессионального образования базовой
подготовки 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.4

2. СТРУКУТРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.6

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.7

4. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

стр. 9

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

стр.14

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы и изучается в соответствии с
ФГОС по специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация
с/х»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной
программы:
дисциплина
относится
к
общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- Организовывать и проводить мероприятия по защите населения от
негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- принимать профилактические меры для снижения уровня опасностей
различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия
массового поражения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей;
- применят профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей
военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной
специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в
повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости функционирования объектов
экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при
природных и техногенных чрезвычайных ситуациях, в том числе в условиях
противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной
безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и быту;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при
пожарах;
- организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступления
на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения,
состоящих на вооружении воинских подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности;
- область применения получаемых профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:
практические занятия

18

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

Итоговая аттестация в форме диф. зачета

3. Тематический план учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Коды
Наименование разделов и тем рабочей Всего
общих
программы учебной дисциплины
часов
компетен.

Раздел 1. Гражданская оборона
ОК 9
ОК 8
ОК 3
ОК 5
ОК 5
ОК 7
ОК 3

ОК 8

Кол-во часов на освоение учебной
дисциплины
Обязательная
аудиторная Самост.
учебная нагрузка обучающегося
работа
Всего
В
т.ч. В
т.ч. обуч-ся
часов
ЛПЗ,
курсовая
часов
работа, ч

30

1.1. Единая государственная система
предупреждения и ликвидации ЧС
1.2. Организация гражданской
обороны
1.3. Защита населения и территорий
при стихийных бедствиях
1.4. Защита населения и территорий
при авариях (катастрофах) на всех
видах транспорта
1.5. Защита населения и территории
при авариях (катастрофах) на
производственных объектах
1.6. Обеспечение безопасности при
неблагоприятной социальной
обстановке
1.7. Обеспечение безопасности при
неблагоприятной экологической
обстановке
Раздел 2. Основы военной службы
2.1. Вооруженные Силы РФ на

10

4

6

2

2

2

6

4

4

2

6

4

4

2

6

4

2

2

10

10

6

4

2

4

2

2

40

современном этапе
ОК 10

2.2. Уставы Вооруженных Сил РФ

4

2

ОК 10

2.3. Строевая подготовка

12

12

10

2

ОК 3

2.4. Огневая подготовка

12

10

10

2

ОК 5

2.5. Медико-санитарная подготовка

12

12

10

2

Итого

90

70

40

20

4. Содержание обучения по учебной дисциплине
«Безопасность жизнедеятельности»
Наименование
разделов и тем

Раздел 1.
Гражданская
оборона
1.1. Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации ЧС

1.2. Организация
гражданской обороны

1.3. Защита населения
и территорий при
стихийных бедствиях

1.4. Защита населения
и территорий при
авариях (катастрофах)
на всех видах
транспорта

Содержание обучения по дисциплине
Студент должен
Знать, уметь

Структурное содержание
учебного материала, ЛПЗ,
самостоятельная работа,
курсовая работа

Задачи по защите населения от
ЧС; правовые основы
организации защиты
населения
Оценивать уровень своей
подготовленности по защите
населения в ЧС

Основные направления
деятельности
государственных организаций
и ведомств РФ по защите
населения и территорий от ЧС
Самостоятельная работа:
организация и уровневая
структура РСЧС
Современное оружие
массового поражения.
Средства индивидуальной и
коллективной защиты от
ОМП. Приборы химической и
радиационной разведки и
контроля.
Практические занятия:
отработка нормативов по
надеванию противогазов и
ОЗК
Самостоятельна работа:
организация гражданской
обороны в образовательном
учреждении
Защита населения при
землетрясениях, наводнениях,
ураганах, бурях, грозах.
Защита при снежных заносах,
сходе лавин, метели,
оползнях.
Защита при пожарах.
Самостоятельная работа:
меры безопасности населения
при надвигающемся урагане
Защита при
авариях(катастрофах) на
автомобильном и ж/д
транспорте, воздушном и
водном транспорте
Самостоятельна работа:
Первая помощь пострадавшим

Основные задачи
государственных служб по
защите населения в ЧС
мирного и военного времени
Выполнять установленные
правила поведения при угрозе
и возникновении ЧС,
пользоваться средствами
индивидуальной и
коллективной защиты при ЧС

Основные мероприятия по
защите населения при
стихийных бедствиях;
Владеть способами защит
населения, пользоваться
средствами индивидуальной и
коллективной защиты при
стихийных бедствиях
Потенциальные опасности,
возникающих на всех видах
транспорта;
Правильно оценивать
ситуации при авариях и
катастрофах, оказать первую
помощь

Колво
часов

Уровень
усвоения

2

2

4

2

2

4

2

2

4

2

2

1.5. Защита населения
и территории при
авариях (катастрофах)
на производственных
объектах

1.6. Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной
социальной
обстановке

1.7. Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной
экологической
обстановке

Раздел 2. Основы
военной службы
2.1. Вооруженные
Силы РФ на
современном этапе

2.2. Уставы
Вооруженных Сил РФ

в ДТП
Защита при авариях
(катастрофах) на пожаро- и
взрывоопасных, химических,
радиационных объектах.
Практические занятия:
Отработка порядка и правила
действий при возникновении
пожара, пользование
средствами пожаротушения
Самостоятельная работа:
Понятие устойчивости работ
объектов экономики
Потенциальные опасности при Обеспечение безопасности
неблагоприятной социальной
при возникновении
обстановке, характерной для
общественных беспорядков,
региона; оценивать уровень
при угрозе и совершении
своей подготовленности для
теракта и в случае захвата
обеспечения безопасности при заложников
неблагоприятной социальной
Самостоятельная работа:
обстановке
Возможные причины
загрязнения воздуха, воды и
почвы в месте вашего
проживания
Существующие рекомендации Обеспечение безопасности
по уменьшению вредного
при неблагоприятной
воздействия на человека
экологической обстановке,
различных опасных явлений
характерной для вашего
пр неблагоприятной
региона
экономической обстановке;
Самостоятельная работа:
Оценивать степень опасности Виды потенциальных
для человека при
опасностей и их последствия в
неблагоприятной обстановке
профессиональной
деятельности и в быту
Потенциальные опасности на
различных производственных
объектах;
Правильно оценивать
ситуации на
производственных объектах,
оказать помощь
пострадавшим, пользоваться
средствами пожаротушения

Состав и предназначение
Вооруженных Сил РФ;
Различать виды и рода войск
Вооруженных Сил РФ и
воинские звания
военнослужащих

Состав и организационная
структура Вооруженных Сил.
Виды и рода войск. Система
руководства и управления ВС.
Комплектование ВС личным
составом
Самостоятельная работа:
воинские звания
военнослужащих ВС РФ
Названия и предназначения
Венная присяга. Боевое знание
общевоинских уставов ВС РФ, воинской части.
военную присягу;
Взаимоотношения между
Использовать значение статей военнослужащими.
воинских уставов в армейской Караульная служба.
службе
Обязанности и действия
часового

10

2

4

2

2

2

2

2

4

2

6
2

2

2.3. Строевая
подготовка

2.4. Огневая
подготовка

2.5. Медикосанитарная
подготовка

Итого

Самостоятельная работа:
Проработка конспектов,
изучение нормативных
документов
Строй и управление ими,
Строй и управление им.
положения строевого Устава
Практические занятия:
ВС РФ;
Строевая подготовка и
Выполнять строевые приемы с повороты на месте и в
оружием и без оружия, в
движении. Движение
строю и вне строя
строевым и походным шагом.
Построение и перестроение в
стою. Выполнение воинского
приветствия в строю и на
месте.
Самостоятельная работа:
Строй и его элементы
Назначение и материальная
Материальная часть автомата
часть автомата Калашникова,
Калашникова
правила ведения стрельбы;
Практические занятия:
Разобрать и собрать автомат
Неполная сборка и разборка
Калашникова, подготовить к
АКМ. Подготовка автомата к
стрельбе и вести огонь из
стрельбе, принятие положения
автомата
для стрельбы, прицеливание.
Самостоятельная работа:
Виды вооружения
современных ВС РФ
Общие сведения об оказании
Общие сведения о ранах,
первой помощи при
способах остановки
различных видах ран, травм,
кровотечения и обработки ран.
ушибов, переломов;
Первая помощь при ушибах,
Оказать само- и
переломах, вывихах,
взаимопомощь в различных
растяжениях; при ожогах и
экстремальных и ЧС
поражении электрическим
током, утоплении; при
перегреве и переохлаждении;
при отравлениях и
клинической смерти
Практические занятия:
Наложение
кровоостанавливающего
жгута (закрутки), пальцевое
прижатие артерий. Наложение
повязок на голову, туловище,
конечности. Отработка на
тренажере искусственного
дыхания и непрямого массажа
сердца.
Самостоятельная работа:
Правовые основы оказания
первой доврачебной
медицинской помощи

2

10

2

2
10

2

2

10

2

70

2

5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе
учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», обеспечивает
организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных
образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний,
умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией,
которую проводит экзаменационная комиссия, в состав которой могут
входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по
профессиональному
модулю
самостоятельно
разрабатываются
образовательным учреждением и отводятся до сведения обучающихся не
позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями
создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные
материалы, предназначенные для определения соответствия (или
несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным
показателям результатов подготовки (таблицы).

Раздел (тема) программы
учебной дисциплины

Результаты
(освоенные
ОК и ПК)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и
методы
контроля

1.1. Единая государственная
система предупреждения и
ликвидации ЧС
1.2. Организация
гражданской обороны

ОК 9

2,3,4,5

1.3. Защита населения и
территорий при стихийных
бедствиях
1.4. Защита населения и
территорий при авариях
(катастрофах) на всех видах
транспорта
1.5. Защита населения и
территории при авариях
(катастрофах) на
производственных объектах

ОК 3

Уметь правильно ориентироваться в
различных
чрезвычайных
и
экстремальных ситуациях
Уметь правильно определять и
решать задачи, поставленные перед
человеком и обществом ЧС
Уметь решать проблемы, оценивать
риски,
принимать
решения
в
нестандартных ситуациях
Уметь
правильно
использовать
информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной
деятельности
Уметь
правильно
использовать
информационно-коммуникационные
технологии в профессиональной
деятельности

Раздел 1. Гражданская
оборона

ОК 8

ОК 5

ОК 5

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

1.6. Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной социальной
обстановке
1.7. Обеспечение
безопасности при
неблагоприятной
экологической обстановке
Раздел 2. Основы военной

ОК 7

Умет правильно анализировать и
информацию в различных ЧС

2,3,4,5

ОК 3

Решать проблемы, оценивать риски,
принимать правильные решения в ЧС

2,3,4,5

ОК 8

Понимать сущность и социальную
значимость ВС РФ в системе
обороноспособности государства
Исполнять воинскую обязанность, в
т.ч.
с
применением
знаний,
полученных в учебном заведении
Исполнять воинскую обязанность,
уметь
работать
в
коллективе,
общаться с коллегами, руководством
Уметь
принимать
правильное
решение в нестандартных ситуациях
и нести за них ответственность
Брать на себя ответственность в
различных ЧС

службы
2.1. Вооруженные Силы РФ
на современном этапе
2.2. Уставы Вооруженных

ОК 10

Сил РФ
2.3. Строевая подготовка

ОК 19

2.4. Огневая подготовка

ОК 8

2.5. Медико-санитарная

ОК 7

подготовка

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

2,3,4,5

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
текущего и итогового контроля производится в соответствии с
универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
100-90

Качественная оценка индивидуальных образовательных
достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
5
Отлично

89-70

4

Хорошо

69-50

3

удовлетворительно

Менее 50

2

неудовлетворительно


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».