Министерство образования Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОП.010 «Охрана труда» специальность 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки от 07.05.2014 г. № 457) для специальности среднего профессионального образования базовой подготовки 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». Организация-разработчик Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»). Разработчик: Катищина Н.А., преподаватель специальных дисциплин Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Краснослободский аграрный техникум» ГБПОУ РМ СПО «Краснослободский аграрный техникум»). СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины ОП.010 «Охрана труда». 2. Результаты усвоения программы. 3. Структура и содержание программы учебной дисциплины ОП.010 «Охрана труда». 4. Условия реализации программы учебной дисциплины ОП.010 «Охрана труда». 5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины ОП.010 «Охрана труда» стр. 1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Учебной дисциплины ОП.010 «Охрана труда» 1.1 Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС по специальности 35.02.08. «Электрификации и автоматизации сельского хозяйства». 1.2 Цели и задачи учебной дисциплины-требования к результатам освоения учебной дисциплины. В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать : -основные понятия и термины безопасности труда; -классификацию и номенклатуру негативных факторов производственной среды; -действие негативных факторов на человека и их нормирование; -источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде; -методы и средства защиты от опасных и вредных производственных факторов, а именно; -физических(вибрации, шума, инфра- и ультразвука, электромагнитных и ионизирующих излучений, механического силового воздействия) -химических и биологических; -факторов комплексного характера; уметь: -проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере своей будущей профессиональной деятельности -разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда. 1.3 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов; самостоятельной работы обучающегося 20 часов. 2.Результаты усвоения программы ОП.10 «охрана труда» Результатом усвоения программы ОП.010 «Охрана труда» являются общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте электрооборудования. ПК 2.1. Планировать и организовывать работы по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования. ПК.2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ. ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте электрооборудования. 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА» 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия лабораторные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: выполнение индивидуальных расчетно-графических заданий Оформление отчетов по лабораторным работам Внеаудиторная самостоятельная работа Итоговая аттестация в форме экзамена Количеств о часов 60 40 8 20 3.2. Тематический план учебной дисциплины «Охрана туда» Всего часов Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. лабора торные в т.ч., занякурсоВсего, Всего, тия и вая часов часов практи работа ческие (проект) часов занятия, часов Коды общих и профессиональных компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «охрана труда»* 1 2 3 4 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Введение. 3 2 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 2.1 ОК 1-10 ПК1.1-2.3 Раздел 1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды Тема 1.1 Классификация и номенклатура негативных факторов. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Тема 1.2 Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека. Механические, физические, химические факторы Тема 1.3. Физические негативные факторы: электромагнитные поля и излучения(неионизирующие излучения)ионизирующие излучения, электрический ток. (макс. учебная нагрузка и практики) 12 8 5 6 7 1 4 3 2 1 3 2 1 3 2 1 Всего часов Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. лабора торные в т.ч., занякурсоВсего, Всего, тия и вая часов часов практи работа ческие (проект) часов занятия, часов Коды общих и профессиональных компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «охрана труда»* 1 2 3 4 Тема 1.4 Опасные факторы комплексного характера Раздел 2.Защита человека от вредных и опасных производственных факторов Тема 2.1 Защита человека от физических негативных факторов. Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических факторов.. Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования Практическое занятие №1 Порядок выполнения организационных и технических мероприятий Тема 2.4 Защита человека от опасных факторов комплексного характера Практическое занятие №2 Расчет защитного заземления .Раздел 3.Обеспечение комфортных условий для трудовой 3 18 2 12 1 6 3 2 1 3 2 1 3 2 1 ОК 1-10 ПК 1.1, 2.1 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 1.1., 2.1. ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 (макс. учебная нагрузка и практики) 3 3 2 2 3 6 5 7 1 1 2 4 6 1 2 Всего часов Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. лабора торные в т.ч., занякурсоВсего, Всего, тия и вая часов часов практи работа ческие (проект) часов занятия, часов Коды общих и профессиональных компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «охрана труда»* 1 2 3 4 деятельности Тема 3.1 Микроклимат помещений. 3 2 1 Тема 3.2 Освещение 3 2 1 .Раздел 4.Психофизиологические и эргономические основы безопасности труда Тема 4.1 Психофизиологические основы безопасности труда 9 6 3 3 2 1 Тема 4.2 Эргономические основы безопасности труда 3 2 1 Практическое занятие №3 Расследование и учет несчастных случаев Раздел 5 Управление безопасностью труда 3 6 4 2 Тема 5.1Правовые,нормативные,организационные основы безопасности труда Практическое занятие № 4 Оформление и проведение инструктажа по охране труда 3 2 1 ОК 1-10 ПК 1.1, 2.1 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 (макс. учебная нагрузка и практики) 3 5 2 2 6 7 1 1 Всего часов Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя Обязательная аудиторная тельная учебная нагрузка работа обучающегося обучающегося в т.ч. лабора торные в т.ч., занякурсоВсего, Всего, тия и вая часов часов практи работа ческие (проект) часов занятия, часов Коды общих и профессиональных компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «охрана труда»* 1 2 3 4 Раздел 6. Первая помощь пострадавшим 6 4 2 Тема 6.1 Оказание первой помощи пострадавшим.Общие принципы оказания первой помощи пострадавшим Тема 6.2 Методы освобождения пострадавшего от электрического тока . Итого: 3 2 1 3 2 1 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 (макс. учебная нагрузка и практики) 60 40 5 8 6 7 20 3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «Охрана труда» Наименование разделов и тем 1 Введение. Раздел1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды Тема 1.1 Классификация и номенклатура негативных факторов. Классификация Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Содержание дисциплины и её задачи. Знать: Связь с другими общими гуманитарными -содержание и задачи учебной дисциплины и социально-экономическими, ,ее роль в формировании специалиста; общепрофессиональными и -основные понятия, термины и определения специальными дисциплинами. Значение в области охраны труда дисциплины для процесса освоения Уметь: основной профессиональной программы -проводить анализ травмоопасных и по специальности. вредных факторов в сфере своей будущей профессианальной деятельности Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 1 1 8 Студент должен: знать: - основные стадии идентификации негативных производственных факторов -наиболее опасные виды работ -уметь: Основные понятия о классификации опасных и вредных производственных факторов. Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и 2 1 2 Наименование разделов и тем Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 - проводить анализ наиболее опсных и специальной литературы вредных видов работ 1 опасных и вредных производственных факторов Тема 1.2. Источники Студент должен: и характеристики знать: негативных факторов − источники негативных факторов.и их и их воздействие на воздействие на человека; человека. − принципы нормирования и предельноМеханические, допустимые уровни негативных физические, факторов . химические факторы уметь: − использовать средства защиты для защиты от физических ,механических химических факторов. Тема 1.3. Физические негативные факторы: электромагнитные поля и излучения(неионизир Студент должен: знать: -физические негативные факторы уметь: − разрабатывать мероприятия Количество часов Уровень усвоения 4 5 Опасные механические факторы: механические движения и действия технологического оборудования, инструмента, механизмов и машин. Физические негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитые поля ,излучения, электрический ток Химические негативные факторы(вредные вещества)-их классификация и нормирование 2 2 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы 1 Физически негативные факторы: виброакустические колебания, электромагнитые поля и излучения(неионизирующие излучения),ионизирующие 2 2 Наименование разделов и тем 1 ующие излучения)ионизиру ющие излучения, электрический ток Тема 1.4 Опасные факторы комплексного характера Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 обеспечивающие безопасные и излучения,электрический ток безвредные условия труда Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Студент должен: Знать: -категорирование помещений по степени взрывопожарной опасности; -источники возникновения опасных факторов и их воздействие на человека Уметь: Выявлять опасные и негативные факторы комплексного характера Опасные факторы комплексного характера: Пожаровзрывоопасность-основные сведения о пожаре и взрыве, категорирование помещений по степени взрывопожарной опасности Классификация герметичных систем опасности возникающие при нарушении герметичности Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Количество часов Уровень усвоения 4 5 1 2 2 1 Наименование разделов и тем 1 Раздел 2.Защита человека от вредных и опасных производственных факторов Тема 2.1 Защита человека от физических негативных факторов. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Количество часов Уровень усвоения 4 5 12 Студент должен : Знать: -способы и средства защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности Уметь: -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты Основные способы и средства защиты от физических негативных факторов. Средства защиты от физических негативных факторов Защита от вибрации, шума, инфра-и- ульра звука, защита от постоянных электрических и магнитных полей, лазерного излучения, теплового(инфракрасного) и ультрафиолетового. Защита от радиации. Методы и средства обеспечения электробезопасности Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы,подготовка к практическим занятиям с использованием методической рекомендации,оформление отчетов и подготовка к их защите 2 1 3 Наименование разделов и тем 1 . Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических факторов Тема 2.3. Защита человека от опасности механического травмирования Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Защита от загрязнения воздушной среды: Знать: вентиляция и системы вентиляции, -способы защиты от загрязнения основные методы и средства очистки воздушной среды; воздуха от вредных веществ. -способы защиты от загрязнения водной Защита от загрязнения водной среды: среды; методы и средства очистки воды, -средства индивидуальной защиты обеспечение качества питьевой воды. человека от химических и Средства индивидуальной защиты биологических негативных факторов человека от химических и биологических Уметь: негативных факторов -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты Самостоятельная работа -разрабатывать мероприятия, Систематическая проработка обеспечивающие безопасные и конспектов занятий, учебной и безвредные условия труда специальной литературы Подготовка к практическому занятию№1 с использованием методических рекомендаций Студент должен: Методы и средства защиты при работе с знать: технологическим оборудованием и -безопасные приемы выполнения работ инструментом; с ручным инструментом; Требования предъявляемые к средствам -особенности обеспечения безопасности защиты; подъемно-транспортного оборудования; Основные защитные средствауметь: оградительные устройства, -Пользоваться ручным инструментом; предохранительные устройства, -контролировать навыки, необходимые устройства аварийного отключения, для достижения требуемого уровня обеспечение безопасности при безопасности; выполнении работ с ручным Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 3 1 2 3 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 -использовать средства индивидуальной инструментом. и коллективной защиты Практическое занятие №1 Порядок выполнения организационных и технических мероприятий. Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Оформление отчета практического задания№1 Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1 Подготовка к практическому занятию№2 с использованием методических рекомендаций . Тема 2.4 Защита человека от опасных факторов комплексного характера Студент должен: Знать: -методы пожарной защиты; -методы защиты от статического электричества; -методы обеспечения безопасности герметичности систем, . работающих под давлением уметь -разрабатывать мероприятия обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда; -использовать индивидуальные и Пожарная защита на производственных объектах; Методы тушения пожара; Огнетушащие вещества и особенности их применения; Методы защиты от статического электричества; электрического тока Молниезащита зданий и сооружений; Предохранительные устройства, контрольно-измерительные приборы,освидетельствование и испытание сосудов и емкостей Практическое занятие №2 2 2 3 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 коллективные средства защиты. Расчет защитного заземления Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Оформление отчета практического задания№2 Раздел 3.Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности . Тема 3.1 Микроклимат помещений. Студент должен : Знать: Пользоваться ручным инструментом; -контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности; Уметь -использовать средства индивидуальной и коллективной защиты Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние климата на здоровье человека. Терморегуляция организма человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Методы обеспечения комфортных климатических условий в рабочих помещениях. Самостоятельная работа Систематическая проработка Количество часов Уровень усвоения 4 5 1 2 1 2 Наименование разделов и тем 1 Тема 3.2 Освещение Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 конспектов занятий, учебной и специальной литературы,подготовка к практическим занятиям с использованием методической рекомендации,оформление отчетов и подготовка к их защите Студент должен: Знать: -требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах; -методы расчета и контроля освещения; -требования к организации освещения Уметь: -производить расчет освещения Количество часов Уровень усвоения 4 5 Характеристики освещения и световой среды. Виды освещения и его нормирование . Искусственные источники света и светильники. Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий Расчет освещения 2 2 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы 1 Подготовка к практическому занятию№3 с использованием методических рекомендаций Наименование разделов и тем Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 1 Раздел 4.Психофизиологич еские и эргономические основы безопасности труда Тема 4.1 Психофизиологическ ие основы безопасности труда Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 2 − Студент должен: Знать: -виды трудовой деятельности; -общность и различие между физическим и умственным трудом; -влияние алкоголя на безопасность труда; Психические процессы, свойства и состояния влияющие на безопасность труда. Виды трудовой деятельности. Классификация условий трудовой деятельности по тяжести и напряженности трудового процесса. Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 -способы снижения утомления человека Основные психические причины и повышения его работоспособности; травматизма -способы оценки тяжести и Практическое занятие №3 напряженности труда Расследование и учет несчастных случаев Уметь: -выявлять опасные и вредные производственные факторы Тема 4.2 Эргономические основы безопасности труда Студент должен: Знать: -сенсорные и энергетические характеристики человека Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Оформление отчета практического задания№3 1 Сенсорные и энергетические характеристики человека 2 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы Подготовка к практическому занятию№4 с использованием методических рекомендаций 1 2 Наименование разделов и тем 1 Раздел 5 Управление безопасностью труда Тема 5.1Правовые,нормат ивные,организацион ные основы безопасности труда Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Знать: -законодательство о труде; -систему стандартов безопасности; -систему управления безопасностью труда в РФ; -систему контроля и надзора за безопасностью труда. Уметь: -регистрировать, учитывать несчастные случаи на производстве; -пользоваться нормативной документацией -контролировать условия труда Правовые и нормативные основы безопасности труда; Трудовой кодекс; Гигиенические нормативы, санитарные правила, система строительных норм и правил Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 2 Практическое занятие №4 Оформление и проведение инструктажа по охране труда 2 Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы 1 Оформление отчета практического задания№4 Наименование разделов и тем 1 . Раздел 6. Первая помощь пострадавшим . Тема 6.1 Оказание первой помощи пострадавшим.Общи е принципы оказания первой помощи пострадавшим Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 3 − Студент должен: Знать: -общие принципы оказания первой помощи пострадавшим на производстве; Первая помощь при ранениях, переломах, вывихах, ушибах. Первая помощь при отравлениях и утопающим. Первая помощь при ожогах и обморожении. Уметь : -оказать первую помощь пострадавшим Самостоятельная работа Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы 1 Наименование разделов и тем 1 Тема 6.2 Методы освобождения пострадавшего от электрического тока . Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Студент должен: Знать: -методы освобождения пострадавшего от электрического тока -методы оказания доврачебной помощи Уметь: -освободить пострадавшего от электрического тока -оказать доврачебную помощь Первая помощь при поражении электрическим током. Освобождение пострадавшего от действия электрического тока. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы,подготовка к практическим занятиям с использованием методической рекомендации,оформление отчетов и подготовка к их защите Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 3 1 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов. Лабораторный стенд, измерительные приборы, комплект соединительных проводов, монтажные провода, электромонтажные инструменты. Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или частично практическими. 4.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники: 1. .Девисилов В.А.Безопасность труда(охрана труда) [Текст] : Учебник для студентов СПО В.А.Деввясилов,-М.:Форум-Инфра-М.,2005 . 2. Правила устройства электроустановок. Седьмое ,издание.-М.: ЗАО Энергосервис»2002 3.Межотраслевые правила по охране труда(правила безопасности)при эксплуатацииэлектроустановок.ПОТРМ-016-2001 РД153-34.0-03.150-00 4. Правила пожарной безопасности(ППБ-1-03.)-М.;ИНФРА-М.,2003 5.Инструкия по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках М,; Изд-во НЦ ЭНАС,2003 Дополнительные источники: 1 Белов С.В.Безопасность жизнедеятельности[Текст]:Учебник для студентов ВУЗов С.В.Белов-ВАСОТ-М.:Высшая школа,2005 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так далее; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети «Интернет». Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети «Интернет». Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так далее. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА» Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины «Охрана труда», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения. Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Раздел (тема) программы учебной дисциплины охрана труда» Введение. Раздел 1 Идентификация и воздействие на человека негативных факторов производственной среды Тема 1.1. Классификация и номенклатура негативных факторов... Тема 1.2. Источники и характеристики негативных факторов и их воздействие на человека. Механические, физические, химические факторы.. Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Основные показатели результатов подготовки Понимание сущности, цели и задачи курса, связь дисциплины с общепрофессиональными и специальными дисциплинами Рефлексивная оценка 1,2,3,4,5 ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Исследование классификации опасных и вредных производственных факторов Исследование и проведение анализа наиболее опасных источников и характеристик негативных факторов и их воздействие на человека. Устный опрос 1,2,3,4,5 ОК 1-10 ПК 2.1,1.1,1.2,2.2,2.3 Формы и методы контроля Тестирование 1,2,3,4,5 Раздел (тема) программы учебной дисциплины охрана труда» Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) Основные показатели результатов подготовки Тема 1.3. . Физические негативные факторы: электромагнитные поля и излучения(неионизиру ющие излучения)ионизирую щие излучения, электрический ток Тема 1.4 Опасные факторы комплексного характера ОК 1-10 Исследование и проведение анализа наиболее опасных ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Формы и методы контроля Устный опрос1,2,3,4,5 физических негативных факторов и их воздействие на человека ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Исследование и проведение анализа наиболее опасных Устный опрос1,2,3,4,5 факторов комплексного характера Пожароопасности и взрывоопасности Раздел2 Раздел Защита человека от вредных и опасных производственных факторов ОК 1-10 Тема 2.1 Защита ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 человека от физических негативных факторов.. Тема 2.2 Защита человека от химических и биологических факторов ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 ОК 1-10 Тема 2.3 Защита человека от опасности механического травмирования ОК 1-10 ПК 1.1., 2.1. Тема 2.4 Защита человека от опасных ОК 1-10 ПК 1.2, 2.,2 Умение пользоваться средствами защиты человека от физических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности Умение пользоваться средствами защиты человека от химических и биологических негативных факторов, возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности Умение пользоваться средствами защиты человека от опасности механического травмирования , возникающих в сфере будущей профессиональной деятельности Устный опрос1,2,3,4,5 Знание способов и средств защиты от опасных факторов комплексного Устный опрос1,2,3,4,5 Устный опрос1,2,3,4,5 Устный опрос1,2,3,4,5 Раздел (тема) программы учебной дисциплины охрана труда» факторов комплексного характера Раздел 3. Обеспечение комфортных условий для трудовой деятельности Тема 3.1 Микроклимат помещений. Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля характера ОК 1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Исследование и проведение анализа Устный опрос1,2,3,4,5 параметров микроклимата и их гигиенического нормирования Устный Умение производить опрос1,2,3,4,5 расчет освещенности рабочего места, умение применять требования к системам освещения и параметрам освещения на рабочих местах Тема 3.2 Освещение ОК 1-10 ПК 1.1,1.2, 2.2, 2.3 Раздел 4.Психофизиологиче ские и эргономические основы безопасности труда Тема 4.1 Психофизиологически е основы безопасности труда Тема 4.2 Эргономические основы безопасности труда ОК1-10 ПК1.1,1.2 Понимание сущности психических свойств человека, влияющих на безопасность Устный опрос1,2,3,4,5 ОК1-10 ПК1.1,2.2 Понимание сущности требований к организации рабочего места .Сенсомоторные и энергетические характеристики человека Устный опрос 1,2,3,4,5 Раздел 5 Управление безопасностью труда Тема 5.1Правовые,нормат ивные,организационн ые основы безопасности труда ОК1-10 ПК1.1,1.2, Понимание сущности законодательства о труде, систему стандартов безопасности труда вРФ,систему контроля Устный опрос1,2,3,4,5 Раздел (тема) программы учебной дисциплины охрана труда» Результаты (освоенные общие и профессиональные компетенции) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля и надзора за безопасностью труда Раздел 6 Первая помощь пострадавшим Тема 6.1 Оказание первой помощи пострадавшим.Общи е принципы оказания первой помощи пострадавшим Тема 6.2 Методы освобождения пострадавшего от электрического тока Практическое занятие №1 Порядок выполнения организационных и технических мероприятий ОК1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Приобретение практических навыков, приемов и методов Устный опрос 1,2,3,4,5 оказания первой помощи пострадавшим в результате несчастного случая ОК1-10 ПК 1.1, 1.2, 2.1-2.3 Приобретение практических навыков,приемов и Устный опрос1,2,3,4,5 методов освобождения пострадавшего от электрического тока Освоение организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности работ в электроустановках, заполнять наряд-допуск на выполнение работ в электроустановках. Правильность оформления документации Оформление отчета Получение практических навыков Практическое занятие №2 Расчет защитного заземления Практическое занятие №3 Расследование и учет несчастных случаев Практическое занятие № 4 Оформление и проведение инструктажа по охране труда Расчет защитного заземления в электроустановках до 1000В и сделать выводы об опасности электрического тока Получение практических навыков Научиться расследовать несчастный случай .Вести документацию установленного образца. Оформление акта о НС по форме Н-1 Получение практических навыков Правильность выполнения практического задания Оформление отчета Уумение проведения инструктажа по охране труда и оформление его в журнале. Получение практических навыков Правильность выполнения практического задания Правильность выполнения практического отчета задания Оформление отчета Оформление отчета Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля.