Министерство образования Республики Мордовия ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» специальность «Электрификация и автоматизация с/х» СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности». 2. Результаты усвоения программы. 3. Структура и содержание программы учебной дисциплины 4. Условия реализации программы учебной дисциплины 5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины стр. 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности» 1.1. Область применения. Программа учебной дисциплины является элементом основной образовательной программы специальности35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 1.2. Цели и задачи программы, требования к результатам усвоения: уметь: − использовать необходимые нормативно-правовые документы; − применять документацию систем качества; знать: − основные положения Конституции Российской Федерации; − основы трудового права; − законодательные акты и нормативные документы, регулирующие правоотношения в профессиональной деятельности. 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»: − максимальной учебной нагрузки обучающегося – 48 час; − обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 32 часа, в том числе: − практические занятия – 8 часов; − самостоятельной работы обучающегося – 16 часов; − итоговая аттестация – дифференцированный зачет 2.Результаты усвоения программы «Правовые основы профессиональной деятельности» Результатом усвоения программы «Правовые основы профессиональной деятельности» являются общие (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения заданий. ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). ПК.4.2. Планировать выполнение работы исполнителями. ПК.4.3. Организовывать работу трудового коллектива. ПК.4.4. Контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями. П.К.4.5.Вести утвержденную учетно-оценочную документацию 3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия контрольные работы Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация -экзамен Количест во часов 48 32 8 16 3.2. Тематический план учебной дисциплины ОП.11 «Правовые основы профессиональной деятельности» Коды общих и профессиональных компетенций Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»* 1 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 2 Введение. Раздел 1. Право и экономика. ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ОК 3-8 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 Конституция РФ. Основы конституционного строя России. Органы государственной власти Правовое регулирование экономических отношений. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Экономические споры Раздел 2. Труд и социальная защита. Трудовое право как отрасль права. Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя тельная Обязательная аудиторная работа учебная нагрузка обучающегося обучающегося Теоретиче Всего, Всего, Практическ ские часов часов ие занятия занятия 3 4 5 2 2 2 6 6 4 6 7 2 2 2 2 4 4 2 2 28 4 20 2 18 2 2 2 Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. 2 2 2 6 4 4 2 2 2 2 2 2 Заработная плата. 2 2 2 2 2 Трудовая дисциплина 2 2 2 14 2 2 Коды общих и профессиональных компетенций 1 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Наименования разделов и тем рабочей программы учебной дисциплины «Правовые основы профессиональной деятельности»* 2 Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) Количество часов, отведенное на освоение учебной дисциплины Самостоя тельная Обязательная аудиторная работа учебная нагрузка обучающегося обучающегося Теоретиче Всего, Всего, Практическ ские часов часов ие занятия занятия 3 4 5 6 Материальная ответственность сторон трудового договора Трудовые споры. 6 4 4 2 2 2 2 2 Раздел 3. Административное право. Административные правонарушения и административная ответственность. ИТОГО: 6 6 4 4 4 4 2 2 48 32 28 4 7 16 3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «Правовые основы профессиональной деятельности» Наименование разделов и тем 1 Введение. Раздел 1. Право и экономика. Конституция РФ. Основы конституционного строя России. Органы государственной власти Правовое регулирование экономических отношений. Правовое положение субъектов предпринимательско й деятельности. Экономические споры. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Иметь представление: Содержание дисциплины и её задачи. Связь с другими общими гуманитарными и − о роли и месте дисциплины в системе социально-экономическими, профессионального образования; общепрофессиональными и специальными − о значении знаний по дисциплине для дисциплинами. Значение дисциплины для процесса освоения основной процесса освоения основной профессиональной программы по профессиональной программы по специальности. специальности. Количество часов Уровень усвоения 4 2 5 1,2 6 Студент должен: знать: − основные положения Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации. Конституция РФ и ее содержание. Права и свободы человека и гражданина. Конституционный строй России. Органы государственной власти России Студент должен: знать: − признаки предпринимательской деятельности; − виды источников права, регулирующих экономические отношения в Российской Федерации. − виды субъектов предпринимательской деятельности; − виды и формы собственности по Рыночная экономика как объект воздействия права. Понятие предпринимательской деятельности, её признаки. Отрасли права, регулирующие хозяйственные отношения в РФ, их источники. Понятие экономических споров. Виды экономических споров: преддоговорные споры; споры, связанные с нарушением 2 2 1,2 1,2 Наименование разделов и тем 1 Раздел 2. Труд и социальная защита. Трудовое право как отрасль права. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 российскому законодательству; прав собственника; споры, связанные с причинением убытков; споры с − правомочия собственника; − понятие и признаки юридического лица; государственными организациями; споры о деловой репутации и товарных знаках. − порядок создания и прекращения Досудебный (претензионный) порядок деятельности юридического лица; рассмотрения споров. Подведомственность − организационно-правовые формы и подсудность экономических споров. юридических лиц; Сроки исковой давности. − признаки банкротства; Практическое занятие. − виды экономических споров; составить исковое заявление в − досудебный (претензионный) порядок арбитражный суд. рассмотрения споров; − сроки исковой давности; уметь: − составить исковое заявление в арбитражный суд. Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 2 28 Студент должен: знать: − основные виды источников трудового права; − основания возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений; − субъектов трудовых правоотношений; Понятие трудового права. Источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Основания возникновения, изменения и прекращения трудового правоотношения. Структура трудового правоотношения. Субъекты трудового правоотношения. 2 1,2 Самостоятельная работа. Исследование по словарям понятий: трудовое право, трудовые правоотношения, субъект трудовых правоотношений, трудовой кодекс 2 3 Наименование разделов и тем 1 Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Трудовой договор. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 Российской Федерации, трудовая дееспособность. Студент должен: Общая характеристика законодательства знать: РФ о трудоустройстве и занятости населения. Государственные органы − понятие занятости; занятости населения, их права и − понятие безработного; обязанности. Негосударственные − понятия подходящей и неподходящей организации, оказывающие услуги по работы; трудоустройству граждан. − порядок и условия признания Понятие и формы занятости. Порядок и гражданина безработным; условия признания гражданина − права и обязанности безработного и безработным. Правовой статус трудоустраиваемого гражданина; безработного. Пособие по безработице. уметь: − составлять резюме для предоставления в Иные меры социальной поддержки безработных. Повышение квалификации и службу занятости и в кадровые переподготовка безработных граждан. агентства. Студент должен: знать: − понятие трудового договора, его виды; − перечень документов, предъявляемых при поступлении на работу; − основания прекращения трудового договора; уметь: − составлять и оформлять документы, необходимые при приёме на работу и увольнении с работы. Понятие трудового договора, его значение. Стороны трудового договора. Содержание трудового договора. Виды трудовых договоров. Порядок заключения трудового договора. Документы, предоставляемые при поступлении на работу. Оформление на работу. Испытания при приёме на работу. Понятие и виды переводов по трудовому праву. Отличие переводов от перемещения. Совместительство. Основания прекращения трудового Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1,2 2 1,2 Наименование разделов и тем 1 Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 договора. Оформление увольнения работника. Правовые последствия незаконного увольнения. Практическое занятие составлять и оформлять документы, необходимые при приёме на работу и увольнении с работы. Самостоятельная работа. Подборка образцов документов, необходимых при поступлении на работу. Студент должен: Понятие рабочего времени, его виды. знать: Режим рабочего времени и порядок его установления. Учёт рабочего времени. − понятие рабочего времени, его виды; Понятие и виды времени отдыха. − виды отпусков и порядок их Компенсация за работу в выходные и предоставления; праздничные дни. − льготы, установленные Отпуска: понятие, виды, порядок законодательством для лиц, предоставления. Порядок установления совмещающих работу с обучением. рабочего времени и времени отдыха для лиц, совмещающих работу с обучением. Самостоятельная работа. Исследование льгот по трудовому кодексу Российской Федерации, установленных законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением, и для лиц, работающих в выходные и праздничные дни. Студент должен: Понятие заработной платы. Социальнознать: экономическое и правовое содержание заработной платы. Правовое − порядок определения размера Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 2 2 2 3 1,2 2 3 2 1,2 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 вознаграждения работника за работу в регулирование заработной платы: зависимости от условий его труда; государственное и локальное. − порядок и условия выплаты заработной Минимальная заработная плата. Индексация заработной платы. Системы платы. заработной платы: сдельная и повременная. Оплата труда работников бюджетной сферы. Единая тарифная сетка. Порядок и условия выплаты заработной платы. Ограничения удержаний из заработной платы. Оплата труда при отклонениях от нормальных условий труда. Количество часов Уровень усвоения 4 5 Трудовая дисциплина. Студент должен: знать: − понятие трудовой дисциплины; − понятие дисциплинарной ответственности, её виды; − порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности. − понятие материальной ответственности, её виды; − порядок привлечения работников к материальной ответственности. Понятие трудовой дисциплины, методы её обеспечения. Понятие дисциплинарной ответственности. Виды дисциплинарных взысканий. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Порядок обжалования и снятия дисциплинарных взысканий. 2 1,2 Материальная ответственность сторон трудового договора. Студент должен: знать: − понятие материальной ответственности, её виды; Понятие материальной ответственности. Основания и условия привлечения работника к материальной ответственности. Полная и ограниченная 2 1 Наименование разделов и тем 1 Материальная ответственность сторон трудового договора. Трудовые споры. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 материальная ответственность. − порядок привлечения работников к Индивидуальная и коллективная материальной ответственности. материальная ответственность. Порядок определения размера материального ущерба, причинённого работником работодателю. Порядок возмещения материального ущерба, причинённого работником работодателю. Студент должен: знать: − понятие материальной ответственности, её виды; − порядок привлечения работников к материальной ответственности. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причинённый работнику. Виды ущерба, возмещаемого работнику, и порядок возмещения ущерба Самостоятельная работа. Составление документа (приказ, распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания. Студент должен: знать: − понятие трудового спора; − виды трудовых споров; − порядок разрешения коллективных трудовых споров; − понятие забастовки; − порядок проведения забастовки; − порядок разрешения индивидуальных трудовых споров; уметь: − применять нормы трудового права для Понятие трудовых споров, причины их возникновения. Классификация трудовых споров. Понятие и механизм возникновения коллективных трудовых споров. Порядок разрешения коллективных трудовых споров: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Право на забастовку. Порядок проведения забастовки. Незаконная забастовка и её правовые последствия. Порядок признания забастовки незаконной. Количество часов Уровень усвоения 4 5 2 1 2 3 1,2 2 Наименование разделов и тем 1 Раздел 3. Административное право. Административные правонарушения и административная ответственность. Административные правонарушения и административная ответственность. Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 разрешения трудовых споров. Понятие индивидуальных трудовых споров. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: комиссии по трудовым спорам, суд. Сроки подачи заявлений и сроки разрешения дел в органах по рассмотрению трудовых споров. Исполнение решения по трудовым спорам. Количество часов Уровень усвоения 4 5 6 Студент должен: знать: − субъектов административного права; − виды административных взысканий; уметь: − определить законность привлечения гражданина к административной ответственности. Понятие административного права. Субъекты административного права. Административные правонарушения.. Студент должен: знать: − порядок наложения административных взысканий;. Понятие административной ответственности. Виды административных взысканий. Порядок наложения административных взысканий. Самостоятельная работа. Составление перечня административных правонарушений в области предпринимательской деятельности 2 1,2 2 1,2 2 3 Наименование разделов и тем 1 Содержание обучения по дисциплине Знать, уметь Структурное содержание учебного материала, лабораторные занятия и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) 2 3 касающегося технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. Количество часов Уровень усвоения 4 5 42 Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, видеомагнитофон, телевизор, плакаты по учебным темам, диапроектор, комплекты слайдов. Реализация программы предполагает все занятия проводить практическими или частично практическими. 4.2. Информационное обеспечение обучения Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности Механизация сельского хозяйства Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в условиях действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Трудовой кодекс РФ Гражданско-процессуальный кодекс РФ Арбитражно-процессуальный кодекс РФ Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» Федеральный закон «Об мировых судьях в РФ» Федеральный закон «О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров» Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» Федеральный закон «О занятости населения в РФ» Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» Федеральный закон «Об акционерных обществах» Федеральный закон «О производственных кооперативах» Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон «О защитах прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» Федеральный закон «О естественных монополиях» Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» Закон РФ «О стандартизации» Закон РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Основная литература Гражданское право, Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ А.И.Гомола 6-е изд., исп. и доп.- М., издательский центр «Академия», 2008. Правовое регулирование профессиональной деятельности: учебник // под ред. А.С.Аракчеева и Д.С. Тузова. - М., 2005. Предпринимательское право. Учебное пособие – М., Приор, 2002. Дополнительная литература Абашин Э.А. Арбитраж: долги юридических лиц. - М., 2002. Анисимов В.П., Вавенков В.А., Дмитриева И.В., Коленова С.Д., Корнеева И.Л., Рацкевич С.В., Юрченко Н.А. Правоведение: практикум. -М.,2005. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: схемы и комментарии. М., 2003. Иванов В.Н. Как защитить свои права и законные интересы. - М., .2004. Козлов Ю.М. Административное право: учебник. — М., 2004. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный, научнопрактический) / под ред. К.Я.Ананьевой. - М., 2002. Основы правовых знаний: учебное пособие / под ред. В.И. Шкатуллы. М.,2004. Пискарев И.К. Образцы судебных документов: практическое пособие. - М.,2006. Пучинский Б.И. «Коммерческое право России» - М., Юристъ, 2004. 4.3. Общие требования к организации образовательного процесса При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так далее; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети «Интернет». Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети «Интернет». Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам, включая использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так далее. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», обеспечивает организацию и проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией после обучения. Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся. Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения. Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС). ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы). Результаты (освоенные общие и профессиона льные компетенции) ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Основные показатели результатов подготовки Цели и задачи курса, связь с профессиональными компетенциями Рефлексивная оценка 1,2,3,4,5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Основы конституционного права России Устный опрос 1,2,3,4,5 Тестирование 1,2,3,4,5 Правовое регулирование экономических отношений. Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности. Экономические споры. Раздел 2. Труд и социальная защита. Трудовое право как отрасль права. ОК 3-8 Подборка информации, правовых актов для решения экономических споров Решение задач 1,2,3,4,5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Трудовые правоотношения, источники трудового права Правовое регулирование занятости и трудоустройства. ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Сравнение правовых отношений безработного и работающего Трудовой договор. ПК 4.2-4.5 Оформление трудового договора Исследование ключевых понятий трудового права 1,2,3,4,5 Исследование проблем трудоустройств а в Мордовии Оформление правовых Раздел (тема) программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Введение. Раздел 1. Право и экономика. Конституция РФ. Основы конституционного строя России. Органы государственной власти ПК 4.2-4.5 Формы и методы контроля Раздел (тема) программы учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Результаты (освоенные общие и профессиона льные компетенции) Основные показатели результатов подготовки Рабочее время и время отдыха. ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Понимание правоотношения «рабочее время», «время отдыха» Заработная плата. ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Правоотношения по зарплате Правоотношения по трудовой дисциплине Правовое определение материальной ответственности Трудовые споры. ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Система трудовых споров Раздел 3. Административное право. Административные правонарушения и административная ответственность. ОК 1-10 ПК 4.2-4.5 Система административных правонарушений, система административной ответственности Трудовая дисциплина. Материальная ответственность сторон трудового договора. Формы и методы контроля документов при устройстве на работу Исследование льгот по рабочему времени и времени отдыха Решение задач Решение задач Исследование порядка возмещения ущерба работодателю и работнику Решение задач Исследование возможных административн ых правонарушений в профессионально й деятельности механика Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица). Процент результативности (правильных ответов) 90 ÷ 100 80 ÷ 89 70 ÷ 79 менее 70 Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений балл (отметка) вербальный аналог 5 отлично 4 хорошо 3 удовлетворительно 2 не удовлетворительно На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения профессионального модуля.