7 РП_Метрология.станд.-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Метрология, стандартизация
и подтверждение качества»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии специальных
дисциплин
Председатель__________Л.П.Селезнева
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
_____________________Т.В. Шитова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Метрология, стандартизация
и подтверждение качества»

Разработчик: Селезнева Л.П., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. № 1564) для специальности среднего
профессионального образования базовой подготовки 35.02.08 «Электрификация и
автоматизация с/х»

Содержание
1. Общая характеристика рабочей программы.
2. Структура и содержание учебной дисциплины.
3. Условия реализации учебной дисциплины.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

1. Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
«ОП. 09 Метрология, стандартизация и подтверждение качества»
1.1 Область применения рабочей программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация с/х»
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная
дисциплина
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ОК 01
ОК 02
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

Умения

Знания

- выполнять технические измерения,
необходимые при проведении работ по
техническому обслуживанию и ремонту
сельскохозяйственной
техники
и
оборудования;
- осознанно выбирать средства и
методы измерения в соответствии с
технической задачей, обеспечивать
поддержание качества работ;
указывать
в
технической
документации требования к точности
размеров,
форме
и
взаимному
расположению
поверхностей,
к
качеству поверхности;
- пользоваться таблицами стандартов и
справочниками, в том числе в
электронной форме, для поиска нужной
технической информации;
- рассчитывать соединения деталей для
определения допустимости износа и
работоспособности, для возможности
конструкторской доработки.

- основные понятия, термины и
определения;
средства
метрологии,
стандартизации и сертификации;
профессиональные
элементы
международной
и
региональной
стандартизации;
- показатели качества и методы их
оценки;
- системы и схемы сертификации.

2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателями.
Самостоятельная работа.
Объем образовательной программы
В том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
контрольная работа
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация в форме диф.зачета

Объем часов
90
30
60
50
10
Не предусмотрено
Не предусмотрено
30

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
часов

Осваиваемые
элементы
компетенций
4

1
2
Раздел 1. Основы стандартизации
Тема 1.1 Сущность и народнохо- Содержание учебного материала
зяйственное значение стандарти- Введение. Задачи и значения дисциплины в свете законов РФ. Роль
зации
стандартизации в системе управления техническим уровнем и качеством
выпускаемой продукции. Сущность стандартизации, ее народнохозяйственное
значение. Основные понятия и определения.
Самостоятельная работа обучающихся:
Краткие исторические сведения о развитии стандартизации
Тема 1.2 Методические основы Содержание учебного материала
стандартизации
Общие предпосылки и положения стандартизации. Систематизация,
классификация и кодирование.
Предпочтительные числа. Главные, основные и вспомогательные параметры.

3
14
4
2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

Тема
1.3
Межотраслевые Содержание учебного материала
комплексы стандартов
Единая система конструкторской документации (ЕСКД). Единая система
технологической документации (ЕСТД). Комплексы стандартов по
безопасности жизнедеятельности (ССБТ). Система разработки и постановки
продукции на производство (СРПП)
Самостоятельная работа обучающихся: Изучение комплексов стандартов
ЕСКД, ЕСТД
Тема
1.4
Международная, Содержание учебного материала
региональная
и
национальная Межгосударственная система по стандартизации (МГСС). Международная
стандартизация
организация по стандартизации (ИСО). Международная электротехническая
комиссия (МЭК). Экономическая эффективность стандартизации.
Тема 1.5 Государственная система Содержание учебного материала
стандартизации
Общие положения. Цели и задачи стандартизации. Принципы стандартизации.
Органы и службы по стандартизации. Виды стандартов. Государственный
контроль за соблюдением требований государственных стандартов.
Нормативный контроль технической документации

4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

2

2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

Раздел 2. Основы взаимозаменяемости
Тема
2.1
Общие
принципы Содержание учебного материала
взаимозаменяемости
Взаимозаменяемость и ее виды. Основные принципы взаимозаменяемости и ее
связь с эксплуатационными требованиями, технологией производства и
ремонта, погрешностями измерения, организацией и эффективностью
производства.
Тема 2.2 Основные понятия о Содержание учебного материала
допусках и посадках
Классификация соединений по форме сопрягаемых поверхностей, характеру
контакта, степени подвижности. Основные положения, термины и
определения.
Определение посадки. Понятие о зазоре и натяге. Допуск посадки.
Графическое изображение полей допусков. Обозначение на чертежах размеров
с отклонениями.

34
2

Тема 2.3 Точность геометрических Содержание учебного материала
параметров деталей
Основные параметры, характеризующие деталь как геометрическое тело.
Точность обработки. Влияние отклонений геометрических параметров на
эксплуатационные показатели машин.

4
2

Нормирование отклонений формы и взаимного расположения. Шероховатость
и волнистость поверхностей. Обозначение допускаемых отклонений формы,
расположения поверхностей и шероховатостей на чертежах.
Тема 2.4 ЕСДП – основа Содержание учебного материала
взаимозаменяемости
Международная система допусков и посадок (ИСО).
Единая система допусков и посадок (ЕСДП), общие принципы ее построения.
Единица допуска, интервалы размеров, квалитеты, число единиц допуска,
ряды основных отклонений. Условное обозначение полей допусков.
Основной вал и основное отверстие. Система вала и система отверстия.
Обозначение допусков и посадок на чертежах. Допуски больших и малых
размеров
Тема 2.5 Выбор посадок и Содержание учебного материала
назначение
допусков
гладких Расчетные предельные зазоры (натяги) – основа выбора и назначения посадок.
цилиндрических соединений
Выбор посадок
соединений с зазорами по расчетным зазорам с
использованием таблиц допусков и основных отклонений ГОСТ 25.346-89.

2

4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

2

4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

2

8
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,

Изменение зазора в соединениях в процессе их эксплуатации.
Выбор посадок для соединений с натягом. Использование таблиц допусков и
отклонений стандарта ЕСДП при выборе посадок. Выбор и назначение
переходных посадок. Применение различных посадок в сельскохозяйственном
машиностроении.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1
Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений (ГЦС)
Выбор посадок по предельным зазорам и натягам с использованием таблиц
допусков и основных отклонений ЕСДП.
Самостоятельная работа обучающихся:
Оформление отчета ПЗ № 1
Тема 2.6 Система допусков и Содержание учебного материала
посадок подшипников качения
Классы точности подшипников. Система допусков и посадок для
подшипников. Обозначение посадок колец подшипников качения на чертежах.

ПК 3.7,ПК 3.8
2

2
2

2
2

Тема 2.7 Допуски на конические Содержание учебного материала
соединения
Виды и область применения конических соединений в тракторах, автомобилях
и сельскохозяйственном машиностроении. Система допусков и посадок для
конических соединений. Допуски угловых размеров.

2

Тема 2.8
Взаимозаменяемость Содержание учебного материала
различных соединений
Общие принципы взаимозаменяемости цилиндрической резьбы. Основные
параметры метрической резьбы.
Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Допуски зубчатых
конических и гипоидных передач. Допуски червячных передач.
Взаимозаменяемость шпоночных соединений. Взаимозаменяемость шлицевых
соединений.
Тема 2.9 Расчет размерных цепей
Содержание учебного материала
Основные термины и определения, классификация размерных цепей. Метод
расчета размерных цепей на полную взаимозаменяемость. Теоретиковероятностный метод расчета размерных цепей.

2

Практическое занятие № 2
Расчет размерных цепей

6
2

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

Самостоятельная работа обучающихся:
Оформление отчета по ПЗ № 2
Раздел 3. Основы метрологии и технические измерения
Тема 3.1 Основные понятия Содержание учебного материала
метрологии
Измеряемые величины. Виды и методы измерений. Методика выполнения
измерений. Метрологические показатели средств измерений. Погрешности и
классы точности средств измерений. Международная система единиц (система
СИ). Критерии качества измерений.

2
16
4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

Самостоятельная работа обучающихся:
Систематизация погрешностей измерения
Тема 3.2 Линейные и угловые Содержание учебного материала
измерения
Плоскопараллельные концевые меры, их назначение. Калибры. Щупы,
угловые меры. Контрольные линейки.

2
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

Тема
3.3
Универсальные
и Содержание учебного материала
специальные средства измерений
Простейшие средства измерения. Штангенинструменты. Микрометрические
инструменты. Измерительные головки, назначение, области применения.
Проверка и настройка инструментов.
В том числе лабораторных работ
Лабораторная работа № 1 Измерение деталей штангенинструментами
Лабораторная работа № 2 Измерение деталей микрометрическими
инструментами
Лабораторная работа № 3 Определение погрешности формы и расположения
поверхностей и осей деталей.
Самостоятельная работа обучающихся: оформление отчета по
лабораторным работам № 1, № 2, № 3
Раздел 4. Основы сертификации
Тема 4.1 Основные положения Содержание учебного материала
сертификации
Основные понятия, цели и объекты сертификации. Правовое обеспечение
сертификации. Роль сертификации в повышении качества продукции. Общие
сведения о конкурентоспособности. Обязательная и добровольная
сертификация

10
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10
ПК 1.1-1.6,ПК 3.1-3.2,
ПК 3.4, ПК 3.5,
ПК 3.7,ПК 3.8

6
2
2
2
2
14
4
2

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

Тема
4.2
сертификация

Самостоятельная работа обучающихся:
Описать схемы сертификации, применяемые в России, и области их
применения.

2

Международная Содержание учебного материала
Деятельность ИСО в области сертификации. Деятельность МЭК в области
сертификации. Деятельность МГС участниц СНГ в области сертификации.
Самостоятельная работа обучающихся: сертификация в различных сферах

4
2

Тема 4.3 Качество продукции

Содержание учебного материала
Основные понятия и определения в области качества продукции. Показатели
качества, свойства продуктов и изделий. Количественные характеристики
показателей качества и методы их оценки. Управление качеством продукции.
Сертификация систем качества. Качество продукции и защита прав
потребителей. Порядок проведения сертификации продукции, выдача
сертификатов.
Самостоятельная работа обучающихся: Исследование «петли качества» и
выявление факторов, влияющих на качество продукции

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация диф.зачет
Всего:

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

2
6
2

2

2
30
60

ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10

3. Условия реализации программы учебной дисциплины
3.1 Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие
специальные помещения:
Кабинет «Метрология, стандартизация и подтверждение качества», оснащенный
оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, комплекты наглядных
пособий учебных плакатов, комплекты заданий для тестирования и контрольных работ,
измерительные
инструменты,
технологические
средства
обучения:
компьютер,
мультимедиапроектор.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет
печатные
и электронные образовательные и информационные ресурсы. Образовательная
организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы
для использования в учебном процессе.
3.2.1 Печатные издания
1. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация/ А.Д. Никифоров, Т.АБакиев.
– М.: Высшая школа, 2013. -424 с.
2. Ганевский Г.М. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении/
Г.М.Ганевский, И.И.Гольдин. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» (Электронный ресурс). – СанктПетербург, 2010-2016. – Режим доступа: http: // e. Lanbook. com/;
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн (Электронный
ресурс). – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http: //biblioclub. ru/;
3. Издательский центр «Академия» (Электронный ресурс): сайт. – Москва, 2016. - Режим
доступа: http: //www. academia-moscow. ru/;
4. Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки» (Электронный ресурс).
– Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http: //www.prospektnauki. ru/ books/ index-usavm.
php;
3.2.3 Дополнительные источники
1. Исаев Л.К. Метрология и стандартизация в сертификации/ Л.К. Исаев, В.Д. Маклинский. –
ИПК Изд-во стандартов, 2014. – 169 с.
2. Палий М.А. Нормы взаимозаменяемости в машиностроении/ М.А.Палий, В.А.Брагинский. –
М.: Машиностроение, 2013. – 199с.
3. Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация. –М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2014
4. Чижикова Т.В. Стандартизация, сертификация и метрология. –М.: Колос, 2013

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Результаты обучения
Критерии оценки
Основные понятия, термины и Полно и точно перечислены
определения
определяющие черты каждого
указанного понятия и термина
Средства
метрологии, Средства
метрологии
стандартизации
и стандартизации
и
сертификации
сертификации перечислены в
полном объеме
Профессиональные элементы Знание
нормативных
международной
и документов международной и
региональной стандартизации
региональной стандартизации
Показатели качества и методы Показатели качества и методы
их оценки
их
оценки
выбраны
в
соответствии с заданными
условиями и требованиями
ИСО
Системы
и
схемы Выбранные системы и схемы
сертификации
соответствуют
заданным
условиям
Выполнять
технические Измерения
выполнены
в
измерения, необходимые при соответствии с технической
проведении
работ
по характеристикой
техническому обслуживанию и используемого инструмента
ремонту сельскохозяйственной
техники
Осознанно выбирать средства Средства и методы измерения
и
методы
измерения
в выбраны в соответствии с
соответствии
с заданными
условиями;
технологической
задачей, использование измерительного
обеспечивать поддерживания инструмента
соответствует
качества работ
основным
правилам
их
использования
Указывать
в
технической Заполнение
технической
документации требования к документации
соответствует
точности размеров, форме и требованиям ГОСТ
взаимному
расположению
поверхностей,
к
качеству
поверхности
Пользоваться
таблицами Использование для поиска
стандартов и справочниками, в технической
информации
том числе в электронной комплексных
систем
форме, для поиска нужной стандартов
технической информации
Рассчитывать
соединения Выбранные
значения
при
деталей
для
определения расчете
соответствуют
допустимости
износа
и нормативным документам
работоспособности,
для
возможности конструкторской
доработки.

Методы оценки
Устный
опрос,
тестовый
контроль, контрольные работы
Устный
опрос,
тестовый
контроль, контрольные работы
Устный
опрос,
тестовый
контроль, контрольные работы
Устный
опрос,
тестовый
контроль, контрольные работы

Устный
опрос,
тестовый
контроль, контрольные работы
Индивидуальные
задания,
контрольные
работы,
практические работы

Индивидуальные
задания,
контрольные
работы,
практические работы

Индивидуальные
задания,
контрольные
работы,
практические работы

Индивидуальные
задания,
контрольные
работы,
практические работы
Индивидуальные
задания,
контрольные
работы,
практические работы


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».