6 РП_Эколог. основы природопользования-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный
техникум»
____________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
«Экологические основы природопользования»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной(цикловой)
комиссии агрономических
дисциплин
Председатель__________С.Н.Пильщиков
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный
техникум»
Зам. директора по учебной работе
_________________________Т.В. Шитова
Протокол № ____ от «_____» ___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Экологические основы природопользования»

Разработчик:
Бесков
А.Н.,
преподаватель
общеобразовательных
дисциплин
Государственного
бюджетного
профессионального
образовательного
учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2016 г. №
1564) для специальности среднего профессионального образования базовой
подготовки 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2. СТРУКТУРА
И
ДИСЦИПЛИНЫ

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальностям СПО «Эксплуатация и ремонт с/х техники», «Электрификация
и автоматизация с/х», «Агрономия», «Ветеринария», «Экономика и
бухгалтерский учет».
Программа учебной дисциплины может быть использована при подготовке
студентов по смежным специальностям.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
данная дисциплина принадлежит к математическому и общему
естественнонаучному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать эффективность природоохранных мероприятий;
- оценивать качество окружающей среды;
- использовать экозащитную технику и технологии;
- определять формы ответственности за загрязнение окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные определения и понятия природопользования;
- современное состояние окружающей среды России и мира;
- экологические принципы рационального использования природных
ресурсов и охраны природы;
- способы охраны биосферы от загрязнения антропогенными выбросами;
- основные направления рационального природопользования;
- сновные положения и сущность экономического механизма охраны
окружающей среды;
- правовые вопросы экологической безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 50 часов;
самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего), в том числе:
Выполнение рефератов, докладов, сообщений
Итоговая аттестация :Д/З

Объем часов
75
50

25

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»
Наименование
разделов и тем
1
РАЗДЕЛ 1.
Экология.
Тема 1.1.
Введение.

Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся
2

Содержание учебного материала
1 Экология как наука, её содержание, задачи.
Основной объект экологии – экосистема. Структура экологии.
Комплекс экологических наук. Связь экологии с другими науками.
Методы экологических исследований, экологическое
прогнозирование и моделирование природных процессов.
2 Современное состояние окружающей среды России.
Причины сложного экологического положения в России.
Глобальные проблемы экологии. Современная экологическая
обстановка в Мордовии, Краснослободском районе.
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений по
теме: «Гидросфера как среда жизнедеятельности», «Жизненные
свойства воды».
Тема 1.2.
Содержание учебного материала
Экология
– 1 Природа как объект воздействия и среда обитания человека.
теоретическая
2 Понятие среды.
основа
охраны 3 Условия существования организмов. Факторы среды, их
природы.
классификация и воздействия на организм. Жизненные формы.
4 Адаптации организмов. Адаптивные способности растений и
5 животных в различных местообитаниях.
6 Географическая зональность и изменчивость организмов.
Антропогенные факторы. Влияние производственной
деятельности человека на среду обитания. Глобальные и

Объем
часов
3
28

Уровень
освоения
4

2
ознакомительный

1

6
ознакомительный

локальное воздействие. Природные ресурсы, их классификация,
проблемы исчерпаемости, рациональные системы использования
природных ресурсов – эколого-экономические механизмы
рационального природопользования.
Практическое занятие №1. Сравнение морфологических и
анатомических особенностей растений из разных мест обитания.
Тема 1.3.
Содержание учебного материала
Экосистема,
её 1 Определение терминов «экосистема», «биогеоценоз», их
состав,
общая
взаимосвязь. Состав экосистемы. Трофические группы организмов
характеристика.
2 в экосистемах. Пищевые цепи и пищевые связи.
Структура экосистемы. Естественные и антропогенные системы.
Бюджет солнечной энергии в экосистеме.
Практическое занятие №2. Составление схем пищевых связей на
примере местных видов.
Тема 1.4.
Содержание учебного материала
Биологическая
1 Биологическая продуктивность – важнейшая характеристика
продуктивность.
2 экосистемы, единицы её измерения. Первичная и вторичная
продукция экосистемы. Валовая и чистая первичная продукция.
Переход энергии с одного трофического уровня на другой.
Основные классы экосистем по продуктивности. Продуктивность
основных экосистем России. Запас биомассы. Соотношение запаса
биомассы и биологической продуктивности. Экологические
пирамиды. Факторы, ограничивающие биологическую
продуктивность экосистем (лимитирующие факторы).
Роль человека в уменьшении их влияния.
Тема 1.5.
Содержание учебного материала
Биосфера.
1 Биосфера, её структура, состав, возникновение.
Функции живого в биосфере.
2 Учение В.И.Вернадского о биосфере как дальнейшее развитие
идей отечественных и зарубежных учёных об эволюции

2
2
ознакомительный

1
2
ознакомительный

2
ознакомительный

Тема 1.6.
Экологическое
равновесие.

природных комплексов на планете.
Зональное и вертикальное распределение биоценозов в биосфере.
Основные биосферные циклы веществ. Антропогенное
воздействие на биосферу.
Ноосфера – сфера разума.
Практическое занятие №3. Влияние деятельности человека на
биосферу.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка рефератов по
теме: «Водные биоресурсы».
Содержание учебного материала
1 Понятие экологического равновесия. Обратимые изменения в
экосистеме. Экологические сукцессии. Постоянство циклов
2 питательных элементов.
Типы взаимоотношений между организмами в экосистеме при
экологическом равновесии. Горизонтальные и вертикальные
взаимоотношения организмов. Смешанные взаимоотношения
организмов. Популяции. Их стабильность. Факторы, нарушающие
стабильность экосистемы. Экологическая ниша. Биологическое
разнообразие.
Контрольная работа №1. Предмет экологии. Основные понятия.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения
«Последствия вмешательства человека в экосистемы рек Мокши,
Суры, лесов Мордовии».

РАЗДЕЛ 2.
Рациональное
природопользование.
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Естественные
1 Основные естественные экосистемы России. Возникновение
экосистемы России и
великих озёр Каспия, Байкала, Арала. Становление их
их
рациональное
разнообразной флоры и фауны. Заповедники Прикаспия,

2
1
2
ознакомительный

1
2

22

5
ознакомительный

использование.

2 Приаралья, Байкальский и Баргузинский, цели их создания:
охрана уникальных природных экосистем.
3 Агроценозы. Поддержание экологического равновесия.
Поддержание видового разнообразия агроценозов, сохранение
рудеральной флоры и фауны. Охрана лесов, их рациональное
использование.
Леса и растительный мир. Сохранение площадей под
растительностью. Уничтожение и деградация растительности.
Защита лесов от вредителей. Радиоактивное загрязнение и
пожары.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовка сообщения
«Древесные и кустарниковые формы лесных растений Мордовии»,
«Лекарственные растения Мордовии».
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Экосистемы
1 Общее представление об агроэкосистеме. Структура, основные
сельского хозяйства.
трофические блоки. Почва – главный ресурс агроэкосистемы.
2 Основные приёмы сохранения плодородия почв. Экология
животноводства.
Самостоятельная работа обучающихся. Составить опорный конспект
по экосистемам сельского хозяйства.
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Городские
и 1 Городские и промышленные экосистемы. Источники и виды
промышленные
загрязнений. Отходы: промышленные, бытовые, радиоактивные
экосистемы.
2 (токсичные).
Влияние на атмосферу энергии. Экологические виды топлива.
Загрязнение водоёмов. Способы очистки воды.
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить сообщение о
загрязнении рек Мокши, Суры.
Тема 2.4.
Содержание учебного материала
Общие
вопросы 1 Два уровня охраны природы: популяционно-видовой,

3

2
продуктивный

2
2
продуктивный

3
4
продуктивный

охраны природы.

экосистемный. Создание Красных книг, создание генных банков.
Особо охраняемые природные территории.
Контрольная работа №2. Охрана природы и природопользование.
Самостоятельная работа обучающихся. Изучение видового состава
растений нашей зоны.
Итоговый зачет не предусмотрен
Всего:

1
2

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
экологических основ природопользования.
Оборудование учебного кабинета:
- доска учебная;
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место для преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия: демонстрационные плакаты, раздаточный материал,
гербарии растений, учебные плакаты, схемы.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным
обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень
рекомендуемых
учебных
изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Основные источники:
1.
В.М.Константинов,
Ю.Б.Челидзе.
Экологические
основы
природопользования. – М.: Академия, 2012
2. Ю.В.Новиков. Экология, окружающая среда и человек. – М.: Гранд, 1998
3. В.И.Жидкин. Охрана природы с основами экологии. – Саранск:
Мордовское книжное издательство, 2011
4. Основы экологии. Под редакцией В.И.Жидкина. - Саранск, Мордовское
книжное издательство, 2012
Дополнительные источники:
1. Астошин, Благосклонов. Охрана природы. – М.: Колос, 1984
2. Закон Российской Федерации «О рациональной безопасности населения».
Российская газета, 17.01.1996г.
3. Красная книга Мордовии тома 1 и 2, Красная книга России.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные
знания)
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен уметь:
оценивать эффективность
природоохранных мероприятий;
оценивать качество окружающей
среды;
использовать экозащитную технику
и технологии;
определять формы ответственности
за загрязнение окружающей среды.
В результате освоения дисциплины
обучающийся должен знать:
основные определения и понятия
природопользования;
современное состояние
окружающей среды России и мира;
экологические принципы
рационального
использования
природных ресурсов и охрана
природы;
способы охраны биосферы от
загрязнения антропогенными
выбросами;
основные направления
рационального
природопользования;
основные положения и сущность
экономического механизма охраны
окружающей среды;
правовые вопросы экологической
безопасности.

Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения

устный опрос, тестирование
устный опрос, тестирование
подготовка сообщений
практическая работа

тестирование
написание рефератов
написание рефератов

подготовка сообщений
письменный опрос
тестирование
устный опрос

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа № 1. Предмет экологии. Основные понятия.
Выберите из предложенных трёх вариантов один правильный ответ.
1. Экология – это наука…
А) о живых организмах;
Б) о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их
неживой природой;
В) наука о домашнем быте живых существ.
2. Что такое среда обитания?
А) та часть окружающей среды, с которой непосредственно взаимодействуют
организмы;
Б) вода, земля;
В) воздух.
3. Закон оптимума:
А) каждый фактор не имеет определённые влияния на организм;
Б) каждый фактор имеет определённые пределы влияния на организм;
В) такой закон не существует.
4. Популяция – это:
А) скопление особей одного вида;
Б) население особей одного вида на определённой территории;
В) группа особей, имеющих общую территорию.
5. Биоценоз – это…
А) организованная группа популяций растений, живущих совместно в одних
и тех же условиях среды;
Б) неорганизованная группа популяций растений и животных;
В) организованная группа растений и животных живущих раздельно.
6. Биогеоценозы характеризуются:
А) совокупностью природных явлений, растительности, животного мира и
почвы;
Б) совокупностью природных явлений;
В) совокупностью растительности и животного мира.
7. Биомасса поверхности суши состоит из:
А) почвы с населяющей её фауной и флорой;
Б) флоры поверхности суши;
В) флоры и фауны.
8. Совокупность живых организмов всех видов диких животных называется:
А) фауной;
Б) флорой;
В) флорой и фауной.
9. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды
называется:

А) географическим мониторингом;
Б) экономическим мониторингом;
В) экологическим мониторингом.
10. Методами экологических исследований является:
А) полевые;
Б) лабораторные;
В) полевые, лабораторные, экспериментальные.

Контрольная работа № 2. Охрана природы и природопользование.
Ответьте на поставленные вопросы.
1. Что такое заповедник? Какие заповедники России вы знаете?
2. Что является главной целью рационального использования природы?
3. Какую роль играют растения в круговороте веществ в природе?
4. Каковы основные результаты антропогенного влияния на леса планеты?
5. Какие основные меры применяются для уменьшения загрязнения
атмосферы, какова их эффективность?
Критерии оценивания:
На выполнение задания отводится 45 минут.
Работа состоит из 10 (5) заданий.
Оценка «5» выставляется в том случае, если верно выполнены все задания;
Оценка «4» выставляется, если верны 7 (3) задания;
Оценка «3» выставляется, если выполнено 50% работы;
Оценка «2» выставляется, если выполнено менее 50% работы.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».