12 РАБОЧАЯ ПРОГРАМА Биология-конвертирован

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики «Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеобразовательной учебной дисциплины
«Биология»

Рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой)
комиссии агрономических
дисциплин
Председатель
_______________С.Н.Пильщиков
«_____»_____________20____г.

Рекомендована Методическим советом
ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»
Заместитель директора по учебной работе
__________________Т.В.Шитова
«_____»______________20____ г.

Протокол № ___ от «____» ______20___г.

Протокол № ___ от «____» ______20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Биология»

Составитель: Спиридонова Т.П., преподаватель общеобразовательных
дисциплин

Рабочая программа составлена на основании примерной программы
общеобразовательной учебной дисциплины «Биология», рекомендованной
Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный
институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).
В качестве примерной программы для реализации основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (Протокол № 3 от 21
июля 2015 г. Регистрационный № рецензии 371 от 23 июля 2015 г. ФГАУ
«ФИРО»).

Содержание
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебной дисциплины «Биология».
Место учебной дисциплины в учебном плане.
Результаты освоения учебной дисциплины.
Содержание учебной дисциплины.
Тематическое планирование.
Тематический план.
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов.
Учебно-методическое

и

материально-техническое

программы учебной дисциплины «Биология».
Рекомендуемая литература.

обеспечение

Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалификационных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или
специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих
целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка,
Организм, Популяция, Вид, экосистема); истории развития современных
представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;
роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль
биологических знаний в практической деятельности людей. Развитии
современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить
наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых
объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей,
теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в
ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к
мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности
других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и
собственному
здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики
заболеваний,
оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил
поведения в природе.

Общая характеристика учебной дисциплины
«Биология»
Биология – система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех уровнях
организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая биосферным.
Объектами изучения биологии являются живые организмы, их строение и
жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и распределение
живых организмов на Земле.
Общая биология изучает законы исторического и индивидуального
развития
организмов, общие законы жизни и те особенности, которые
характерны для всех видов живых существ на планете, а также их взаимодействие
с окружающей средой.
Биология, таким образом, является одной из основополагающих наук о
жизни, а владение биологическими знаниями – одним из необходимых условий
сохранения жизни на планете.
Основу содержания учебной дисциплины «биология» составляют
следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, её уровневая
организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные
линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного
познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Содержание учебной дисциплины направлено на подготовку обучающихся
к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, - по
рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья
людей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического
профиля профессионального образования биология изучается на базовом уровне
ФГОС среднего общего образования, при освоении профессий СПО и
специальностей СПО естественнонаучного профиля профессионального
образования биология изучается более углубленно, как профильная учебная
дисциплина,
учитывающая
специфику
осваиваемых
профессий
или
специальностей. Это выражается в содержании обучения, количестве часов,
выделяемых на изучение отдельных тем учебной дисциплины, глубине их
освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий,
демонстраций, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При отборе содержания учебной дисциплины «Биология» использован
культуро - сообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны
усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры,
определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде,
востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию
обучающихся, формированию у них знаний о современной естественнонаучной
картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации
биологического образования.
Содержание учебной дисциплины предусматривает формирование у
обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций, включающих умение сравнивать
биологические объекты, анализировать, оценивать и обобщать полученные
сведения, уметь находить и использовать информацию из различных источников.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Биология»
завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или
экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе ОПОП СПО с
получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору
из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего
общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина
«Биология» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО
на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования (ППКРС, ППССЗ).
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной
биологической
науки;
представления
о
целостной
естественнонаучной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их
влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и
этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественнонаучной
картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору
путей её достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами
толерантности,
диалога
сотрудничества;
готовность
к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектноисследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/ специальности,
обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных
взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути её изменения под влиянием антропогенных факторов, способность
к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния
окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания
и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для
анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного
эксперимента,
использованию
информационных
технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в
области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
- сформированность представлений о месте биологии
в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, её уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
измерений в природе;
- сформированность умений
объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и пути их решения.

Содержание учебной дисциплины
Введение
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов и
их многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы
познания живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в
формировании современной естественнонаучной картины мира и практической
деятельности людей. Значение биологии при освоении профессий и
специальностей среднего профессионального образования.
Демонстрации
Биологические системы разного уровня: клетка, организм, популяция,
экосистема, биосфера.
Царства живой природы.
1. Учение о клетке
Химическая организация клетки. Клетка – элементарная живая система и
основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая
история изучения клетки.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества
клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их
роль в клетке.
Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические
клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с
вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана.
Органоиды клетки.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический и
энергетический обмен.
Строение и функции хромосом.
ДНК – носитель наследственной
информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.
Жизненный цикл клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном
организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.
Митоз. Цитокинез.
Демонстрации
Строение и структура белка.
Строение молекул ДНК и РНК.
Репликация ДНК.
Схемы энергетического обмена и биосинтеза белка.
Строение клеток прокариот и эукариот, строение и многообразие клеток
растений и животных.
Строение вируса.
Фотографии схем строения хромосом.
Схема строения гена.
Митоз.
Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых
микропрепаратах, их описание.

Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по
микропрепаратам.

готовым

2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Размножение организмов. Организм – единое целое. Многообразие
организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и
бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.
Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза.
Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное
развитие.
Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как
свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии
организмов.
Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения
среды на развитие человека.
Демонстрации
Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
Фотосинтез.
Деление клетки.
Митоз.
Бесполое размножение организмов.
Образование половых клеток.
Мейоз.
Оплодотворение у растений.
Индивидуальное развитие организма.
Типы постэмбрионального развития животных.
Практическое занятие
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других
позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
3. Основы генетики и селекции
Основы учения о наследственности и изменчивости. Генетика – наука о
закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель –
основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.
Законы генетики, установленные Г.Менделем. Моногибридное и
дигибридное
скрещивание. Хромосомная теория наследственности.
Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.
Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека,
их причины и профилактика.
Закономерности изменчивости. Наследственная, или генотипическая,
изменчивость. Модификационная, или
ненаследственная, изменчивость.
Генетика
человека.
Генетика
и
медицина.
Материальные
основы

наследственности и изменчивости. Генетика и эволюционная теория. Генетика
популяций.
Основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Генетика –
теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание
культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы
селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения
современной селекции культурных
растений, домашних животных и
микроорганизмов.
Биотехнология, её достижения и перспективы развития. Этические аспекты
некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы
клонирования человека).
Демонстрации
Моногибридное и дигибридное скрещивание.
Перекрест хромосом.
Сцепленное наследование.
Мутации.
Центры многообразия и происхождения культурных растений и домашних
животных.
Гибридизация.
Искусственный отбор.
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
Практические занятия
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного
скрещивания.
Решение генетических задач.
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного
их влияния на организм.
4. Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение
Происхождение и начальные этапы развития жизни на Земле. Гипотезы
происхождения жизни. Изучение основных закономерностей возникновения,
развития и существования жизни на Земле. Усложнение живых организмов в
процессе эволюции. Многообразие живого мира на Земле и современная его
организация.
История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б.
Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционные ученые
Ч.Дарвина. естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании
современной естественнонаучной картины мира.
Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.
Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.
Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления
о видообразовании (С.С.Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция.
Доказательства эволюции.

Сохранение биологического многообразия как основа устойчивости
биосферы и прогрессивного её развития. Причины вымирания видов. Основные
направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический
регресс.
Демонстрации
Критерии вида.
Структура популяции.
Адаптивные особенности организмов, их относительный характер.
Эволюционное древо растительного мира.
Эволюционное древо животного мира.
Представители редких и исчезающих видов растений и животных.
Практические занятия
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
5. Происхождение человека
Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о
происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими
животными. Этапы эволюции человека.
Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас.
Критика расизма.
Демонстрации
Черты сходства и различия человека и животных.
Черты сходства человека и приматов.
Происхождение человека.
Человеческие расы.
Практическое занятие
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека.
6. Основы экологии
Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и
окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов.
Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем.
Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз,
хищничество, паразитизм.
Причины устойчивости и смены экосистем.
Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Роль
живых организмов в биосфере. Круговорот важнейших биогенных
элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.
Биосфера и человек. Изменения в биосфере. Последствия деятельности
человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности на
окружающую среду в области своей будущей профессии. Глобальные
экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и
охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной
среде. Бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и
их сообществам) и их охрана.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организм.
Межвидовые отношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.
Ярусность растительного сообщества.
Пищевые цепи и сети в биоценозе.
Экологические пирамиды.
Схема экосистемы.
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме.
Биосфера.
Круговорот углерода (азота и др.) в биосфере.
Схема агроэкосистемы.
Особо охраняемые природные территории России.
Практические занятия
Описание антропогенных изменений в естественных природных
ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных природных систем
(например, леса) и какой-нибудь агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в
природной экосистеме и в организме.
Описание и практическое создание искусственной экосистемы
(пресноводной аквариум). Решение экологических задач.
7. Бионика
Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики.
Рассмотрение бионикой особенностей морфо-физиологической организации
живых организмов и их использования для создания совершенных технических
систем и устройств по аналогии с живыми системами. Приницпы и примеры
использования в хозяйственной деятельности людей морфо-функциональных черт
организации растений и животных.
Демонстрации
Модели складчатой структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и
технике.
Экскурсии
Многообразие видов.
Сезонные (весенние, осенние) изменения в природе.
Многообразие сортов культурных растений и пород домашних животных,
методы
их
выведения
(селекционная
станция,
племенная
ферма,
сельскохозяйственная выставка).
Естественные и искусственные экосистемы своего района.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
Наследственная информация и передача её из поколения в поколение.
Драматические страницы в истории развития генетики.
Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.
История развития эволюционных идей до Ч. Дарвина.
«Система природы» К. Линнея и её значение для развития биологии.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Современные представления о зарождении жизни. Рассмотрение и оценка
различных гипотез происхождения.
Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность
расизма.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития
человеческого общества.
Влияние окружающей среды и её загрязнения на развитие организмов.
Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на
эмбриональное развитие ребенка.
Витамины, ферменты, гормоны и их роль в организме. Нарушения при их
недостатке и избытке.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности
людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в
глобальной экосистеме – биосфере.
Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его
устойчивости.
Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических
системах.
Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждый
их ступени.
Пути повышения биологической продуктивности в искусственных
экосистемах.
Роль правительственных и общественных экологических организаций в
современных развитых странах.
Рациональное использование и охрана невозобновленных природных
ресурсов (на конкретных примерах).
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры»,
кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их
возникновения.
Тематическое планирование
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины
«Биология» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего
образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ)
максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:

- по профессиям СПО и специальностям СПО технического профиля
профессионального образования - 54 часа, из них аудиторная (обязательная)
учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия – 36 часов;
внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 18 часов.
- по профессиям СПО и специальностям СПО естественнонаучного
профиля профессионального образования - 108 часов, из них аудиторная
(обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия –
72 часа; внеаудиторная самостоятельная работа студентов – 36 часов.
Тематический план
Вид учебной работы
Аудиторные занятия.
Содержание обучения

Количество часов
Профили профессионального образования
Технический
Естественнонаучный
Профессии СПО,
Профессии СПО,
специальности СПО специальности СПО

Введение.
1
2
1.Учение о клетке.
5
10
2.Организм.
Размножение
и 4
8
индивидуальное развитие организмов.
3.Основы генетики и селекции.
8
16
4.Происхождение и развитие жизни на 8
16
Земле. Эволюционное учение.
5.Происхождение человека.
3
6
6. Основы экологии.
6
12
7. Бионика.
1
2
Итого:
36
72
Внеаудиторная самостоятельная работа
Подготовка
докладов,
рефератов,
36
индивидуального
проекта
с 18
использованием
информационных
технологий, экскурсии и др.
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета или
экзамена
Всего:
54
108

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Содержание
обучения
Введение

Учение о клетке
Химическая
организация клетки

Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Ознакомление с биологическими системами разного
уровня: клеткой, организмом, популяцией, экосистемой,
биосферой. Определение роли биологии в формировании
современной естественнонаучной картины мира и
практической деятельности людей.
Обучение соблюдению правил поведения в природе,
бережному отношению к биологическим объектам
(растениям и животным и их сообществам) и их охране.

Умение проводить сравнение химической организации
живых и неживых объектов.
Получение представления о роли органических и
неорганических веществ в клетке.
Строение и функции Изучение строения клеток эукариот, строение и
клетки
многообразия клеток растений и животных с помощью
микропрепаратов.
Наблюдение клеток растений и животных под
микроскопом на готовых микропрепаратах, их описание.
Приготовление и описание микропрепаратов клеток
растений.
Сравнение строения клеток растений и животных по
готовым микропрепаратам.
Обмен веществ и Умение строить схемы энергетического обмена и
превращение
биосинтеза белка.
энергии в клетке
Получение представления о пространственной структуре
белка, молекул ДНК и РНК.
Жизненный
цикл Ознакомление с клеточной теорией строения организмов.
клетки
Умение самостоятельно искать доказательства того, что
клетка – элементарная живая система и основная
структурно-функциональная
единица
всех
живых
организмов.
Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Размножение
Овладение знаниями о размножении как о важнейшем
организмов
свойстве живых организмов.
Умение самостоятельно находить отличия митоза от
мейоза, определяя эволюционную роль этих видов
деления клетки.
Индивидуальное
Ознакомление с основными стадиями онтогенеза на
развитие организма
примере развития позвоночных животных.
Умение характеризовать стадии постэмбрионального
развития на примере человека. Ознакомление с причинами
нарушений в развитии организмов.
Развитие умения правильно формировать доказательную

базу эволюционного развития животного мира.
Индивидуальное
Выявление и описание признаков сходства зародышей
развитие человека
человека и других позвоночных как доказательства их
эволюционного родства.
Получение представления о последствиях влияния
алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения
среды на развитие и репродуктивное здоровье человека
Основы генетики и селекции
Закономерности
Ознакомление с наследственной и ненаследственной
изменчивости
изменчивостью и её биологической ролью в эволюции
живого мира.
Получение представления о связи генетики и медицины.
Ознакомление с наследственными болезнями человека, их
причинами и профилактикой.
Изучение влияния алкоголизма, наркомании, курения на
наследственность на видеоматериале.
Анализ фенотипической изменчивости. Выявление
мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка
возможного их влияния на организм.
Основы
селекции Получение представления о генетике как о теоретической
растений, животных основе селекции.
и микроорганизмов
Развитие метапредметных умений в процессе нахождения
на карте центров многообразия и происхождения
культурных растений и домашних животных, открытых
Н.И. Вавиловым.
Изучение методов гибридизации и искусственного отбора.
Умение разбираться в этических аспектах некоторых
достижений в биотехнологии: клонировании животных и
проблемах клонирования человека.
Ознакомление с основными достижениями современной
селекции культурных растений, домашних животных и
микроорганизмов.
Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
Происхождение
и Анализ и оценка различных гипотез происхождения
начальные
этапы жизни.
развития жизни на Получение представления об усложнении живых
Земле
организмов на Земле в процессе эволюции.
Умение экспериментальным путем выявлять адаптивные
особенности организмов, их относительный характер.
Ознакомление с некоторыми представителями редких и
исчезающих видов растений и животных.
Проведение описания особей одного вида по
морфологическому
критерию
при
выполнении
лабораторной работы. Выявление черт приспособленности
организмов к разным средам обитания (водной, наземновоздушной, почвенной).
Истории
развития Изучение наследия человечества на примере знакомства с
эволюционных идей историей развития эволюционных идей К. Линнея, Ж.Б.

Ламарка, Ч.Дарвина. оценивание роли эволюционного
учения в формировании современной естественнонаучной
картины мира.
Развитие способности ясно и точно излагать свои мысли,
логически
обосновывать
свою
точку
зрения,
воспринимать и анализировать мнения собеседников,
признавая право другого человека на иное мнение.
Микроэволюция
и Ознакомление с концепцией вида, её критериями, подбор
макроэволюция
примеров того, что популяция – структурная единица
вида и эволюции.
Ознакомление с движущимися силами эволюции и её
доказательствами.
Усвоение того,
что основными направлениями
эволюционного прогресса являются биологический
прогресс и биологический регресс.
Умение отстаивать мнение, о сохранении биологического
многообразия как основе устойчивости биосферы и
прогрессивного её развития. Умение выявлять причины
вымирания видов.
Происхождение человека
Антропогенез
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении
человека.
Развитие умения строить доказательную базу по
сравнительной характеристике человека и приматов,
доказывая их родство.
Выявление этапов эволюции человека.
Человеческие расы
Умение доказывать равенство человеческих рас на
основании их родства и единства происхождения.
Развитие толерантности, критики расизма во всех его
проявлениях.
Основы экологии
Экология – наука о Изучение экологических факторов и их влияния на
взаимоотношениях
организмы.
между
собой
и Знакомство с экологическими системами, их видовой и
окружающей средой пространственной структурами.
Умение объяснять
причины устойчивости и смены экосистем.
Ознакомление с межвидовыми и взаимоотношениями в
экосистеме: конкуренцией, симбиозом, хищничеством,
паразитизмом.
Умение строить ярусность растительного сообщества,
пищевые цепи и сети в биоценозе, а также экологические
пирамиды.
Знание
отличительных
признаков
искусственных
сообществ – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.
Описание антропогенных изменений в естественных
природных ландшафтах своей местности.
Сравнительное описание одной из естественных
природных систем (например, леса) и какой-нибудь

Биосфера–
глобальная
экосистема.

Биосфера и человек.

агроэкосистемы (например, пшеничного поля).
Составление схем передачи веществ и энергии по цепям
питания в природной экосистеме и агроценозе.
Ознакомление с учением В.И. Вернадского о биосфере
как о глобальной экосистеме.
Наличие представления о схеме экосистемы на примере
биосферы, круговороте веществ и превращении энергии в
биосфере.
Умение доказывать роль живых организмов в биосфере на
конкретных примерах.
Нахождение связи изменения в биосфере с последствиями
деятельности человека в окружающей среде. Умение
определять воздействие производственной деятельности
на окружающую среду в области своей будущей
профессии.
Ознакомление
с
глобальными
экологическими
проблемами и умение определять пути их решения.
Описание и практическое создание искусственной
экосистемы
(пресноводного
аквариума).
Решение
экологических задач.
Демонстрирование
умения
постановки
целей
деятельности, планирования собственной деятельности
для
достижения поставленных целей, предвидения
возможных результатов этих действий, организации
самоконтроля и оценки полученных результатов.
Обучение соблюдению правил поведения в природе,
бережному отношению к биологическим объектам
(растениям и животным и их сообществам) и их охране.

Бионика
Бионика как одно из Ознакомление
с
примерами
использования
в
направлений
хозяйственной
деятельности
людей
морфобиологии
и функциональных черт организации растений и животных
кибернетики.
при создании
совершенных технических систем и
устройств по аналогии с живыми системами.
Знакомство с трубчатыми структурами в живой природе и
технике, аэродинамическими и гидродинамическими
устройствами в живой природе и технике.
Умение строить модели
складчатой структуры,
используемые в строительстве.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины «Биология»
Основание программы учебной дисциплины «Биология» предполагает
наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором
имеется возможность обеспечить обучающимся свободный доступ в Интернет во
время учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) оснащено
типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе
специализированной учебной литературой и средствами обучения, достаточными
для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством
которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию по биологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные
документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебной дисциплины «Биология» входят:
- многофункциональный комплекс преподавателя;
- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых, динамические пособия, иллюстрирующие биологические
процессы, модели, муляжи и микропрепараты биологических объектов и др.);
- информационно-коммуникативные средства;
- экранно-звуковые пособия;
- комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
- библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Биология»,
рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных
образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного
общего образования.
Библиотечный фонд дополнен
энциклопедиями, справочниками,
словарями, научной и научно-популярной литературой и другой литературой по
разным вопросам биологии.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Биология» студенты
имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по биологии,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам и др.).

Литература
Для студентов
Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Г. и др. Биология (базовый
уровень). 10 класс. – М., 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. – М.,
2014.
Лукаткин А.С., Ручин А.Б., Силаева Т.Б. и др. Биология с основами
экологии: учебник для студ. учреждений высш. образования. – М., 2014.
Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Биология: учебник для студ.
учреждений высш. образования (бакалавриат). – М., 2014.
Никитинская Т.В. Биология: карманный справочник. – М., 2015.
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология.
Общая
биология: базовый уровень, 10-11 класс. – М., 2014.
Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Иванова Т.В. Биология (базовый уровень).
10-11 класс. – М., 2014.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений
в Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 «Об
утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки
рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 №
06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования».
Биология: в 2 т./ под ред. Н.В. Ярыгина. – М., 2010.
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В. Маркиной.–
М., 2010.
Дарвич Ч. Сочинения. – Т.3.- М., 1939.
Дарвин Ч. Происхождение видов. - М., 2006.
Кобылянский В.А. Философия экологии: краткий курс: учеб. пособие для
вузов. – М., 2010.
Орлова Э.А. История антропологических учений: учебник для вузов. – М.,
2010.
Пехов А.П. Биология, генетика и паразитология. – М., 2010.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. – М., 2010.

Интернет – ресурсы
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии).
www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm (Телекоммуникационные викторины по
биологии – экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит
электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернетресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного
учебника, разработанного в Московском государственном открытом
университете).
www.nature.ok.ru (Редкие и исчезающие животные России – проект
Экологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника»,
«Зоология», «Человек»).


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».