Тараскина Н.А. ПДФ

Актуальность данной разработки заключается в том, что в современных условиях
противостояния в социальныхотношенияхнеобходимымфакторомуспешной адаптации в
обществе является разрешение личных и общественных инцидентов. Поэтому средипроблем,
стоящих перед образовательной
организацией,наиболеезначимойявляетсяпроблемаконфликтного поведения подростков.
Цель работы: дать определение понятию «конфликт», способствовать развитию
представления о сущности конфликтов, показать причины возникновения конфликтов и
возможности их разрешения.
Задачи:
- познакомить учащихся с понятиями конфликтная ситуации и конфликт;
- помощь в формировании социально одобряемых форм поведения;
Форма классного часа: беседа
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к классному часу, классная
доска
Ход урока
(Слайд 1)Здравствуйте, ребята! Безусловно, всем вам знакомабасня И.А.Крылова
«Лебедь, Щука и Рак» (Слайд 2).
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Вспомните, пожалуйста, в чем заключается мораль данного произведения.
Ответы учащихся.
Хорошо, молодцы. Как вы уже поняли, сегодня мы будем говорить с вами о таком
явлении, как конфликт, о причинах возникновения конфликтных ситуаций и возможности
решения большинства конфликтов. Почему мне бы хотелось побеседовать об этом именно с
вами? Потому как подростковый возраст является наиболее «конфликтным». Это связано с

эмоциональной незрелостью, недостаточно развитым умением контролировать собственное
поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей.
Межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков,
в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа
проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным
способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению
конфликта.
Так что же мы называем конфликтом, давайте разберемся. Конфликт-это столкновение
отдельных людей или групп, которые выражающих противоположные цели, интересы и
взгляды (Слайд 3). Конфликт берет свое начало с конфликтной ситуации. Конфликтная
ситуация- это ситуация скрытого или явного противоборства сторон (Слайд 4). В
конфликтных ситуациях принято выделять оппонентов (противостоящие стороны) и
собственно предмет конфликта (из-за чего стороны пришли к разногласию). Предметом
конфликта может стать вещь, точка зрения, приверженность к религии, национальность и т.
д. Ребята, вспомните конфликтные ситуации, в которых вам приходилось участвовать или
которые вам приходилось наблюдать.
Ответы учащихся.
На примерах вы доказали, что конфликты-это чаще всего негативное явление, однако
помимо негативных функций конфликт может способствовать развитию личности, познанию
друг друга и т.д. Конфликты бывают конструктивными и деструктивными. В
конструктивных конфликтах возникают новые связи, взаимодействия, в деструктивных напротив, отношения разрушаются. А какие позитивные следствия конфликтов можете
назвать вы?
Ответы учащихся.
Все верно, но все же конфликты, чаще всего, вызывают у людей негативные чувства.
Для того чтобы конфликты не приносили негативных последствий, их нужно уметь
разрешать, в случае, если их не удалось предотвратить. Прежде чем мы с вами перейдем к
способам выхода из конфликтной ситуации, подумайте и расскажите, а как вы справляетесь
с конфликтами.
Ответы учащихся(на примерах из личного опыта проводится обсуждение возможных
способов решения конфликтных ситуаций, выводы записываются на доске)
Действительно, мы можем говорить о том, что способов выхода из конфликтных
ситуаций множество. Рассмотрим основные из них:
(Слайд 5) Уход– это уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликтной ситуации,
не разрешая ее. Испытываемые при этом чувства: затаенный гнев, депрессия. Обидчика

игнорируют, отпускают ехидные замечания за спиной, отказываются от дальнейших
отношений.
(Слайд 6) Приспособление – это изменение своей позиции, сглаживание противоречий, отказ
от своих интересов. При этом человек подавляет свои негативные эмоции, делает вид, что
все в порядке, что ничего не произошло, ругает себя за раздражительность, вынашивает план
мести.
(Слайд 7) Соперничество - это открытая борьба за свои интересы, отстаивание своей
позиции, стремление доказать, что другой не прав, попытки перекричать его, применить
физическое насилие, требование беспрекословного подчинения, попытки перехитрить,
призвать на помощь своих союзников, шантажировать разрывом отношений.
(Слайд 8) Компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки.
Поддерживаются дружеские отношения, предмет спора делится участниками поровну между
собой.
(Слайд 9) Сотрудничество - в выходе из конфликта все стороны удовлетворяются
полностью через нахождение замен предмета спора на равнозначные или на более ценные.
Ребята, как вы считаете, все ли люди конфликтны в одинаковой степени?
Ответы учащихся
Все верно, а теперь мы обобщим ваши ответы и запишем на доске характеристики людей,
которые реже участвуют в конфликтах. Это люди, которые:


не сплетничают;



придерживаются нейтральной позиции в суждениях;



тщательно выбирают не только друзей, но и просто собеседников;



выглядят уверенными в своих силах;



не суют свой нос, куда не надо.

Ребята, подытожить все выше сказанное мне бы хотелось следующим притчей о тех
конфликтах, которые происходят на вспышке эмоций.
Притча
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды
его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего
гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он
научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало
уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать
гвозди.

Наконец пришел день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об
этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться,
он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось
ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не
будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же
шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
Ребята, мы не можем прожить жизнь без конфликтов, но культурный, разумный
человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные
стратегии. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт,
мудрость и знания. Мне хотелось бы надеяться, что часть этоймудрости вы получили в ходе
сегодняшнего классного часа!


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».