Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Врио директора ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум» _______________ ____Г. В. Ятайкин АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. «Ветеринарная фармакология» Для подготовки рабочей профессии 18111 «Санитар ветеринарный» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья 2023 г Рассмотрена и одобрена Рекомендовано Методическим советом на заседании предметной (цикловой) ГБПОУ РМ «Краснослободский комиссии зооветеринарных аграрный техникум» дисциплин Заместитель директора по учебной работе Председатель _______С.Н. Морозова _______________________Т.В.Шитова Протокол №____от «___»___20__г Протокол №_____от «___»_____20___г АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 04. «Ветеринарная фармакология» Разработчик: Селиванова О.В. преподаватель специальных дисциплин специальности «Ветеринария» Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум». Адаптированная программа учебной дисциплины ОП 04. «Ветеринарная фармакология» составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 18111 «Санитар ветеринарный» для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без получения среднего общего образования сроком обучения 1 год10 месяцев с учетом их психофизических особенностей. СОДЕРЖАНИЕ 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП 04 Ветеринарная фармакология» по профессии 18111 «Санитар ветеринарный» 1.1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Ветеринарная фармакология» по профессии 18111 «Санитар ветеринарный» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 36.02.01 Ветеринария. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09. ОК 1. Выбрать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК.2. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретация информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК.5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учётом особенностей социального и культурного контекста. ОК.7. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережного производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК.9. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. 1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины: В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания: Код Умения Знания ПК, ОК ПК 1.1-1.3 ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09. - применять фармакологические средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения; - готовить жидкие и мягкие лекарственные формы; рассчитать дозировку лекарственных средств для различных животных - ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства; - нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных; - принципы производства лекарственных средств; - ядовитые, токсичные и вредные вещества, потенциальную опасность их воздействия на организмы и экосистемы; - механизмы токсического действия; - методы диагностики, профилактики и лечения заболеваний, развивающихся вследствие токсического воздействия 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем в часах Объем образовательной программы учебной дисциплины 60 в т. ч.: теоретическое обучение 26 практические занятия (если предусмотрено) 34 Промежуточная аттестация - экзамен 5 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся Объем в часах 1 Раздел I. Рецептура. Тема 1.1. Общая рецептура. 2 Содержание учебного материала Аптека. Учёт и хранение медикаментов. 3 26 12 2 Аптечная посуда. 2 Правила хранения лекарственных веществ. 2 6 2 В том числе практических занятий 1 Практическое занятие №1 «Аптека. Устройство ветеринарной аптеки. Правила работы в Коды компетенций, формировани ю которых способствует элемент программы 4 ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09 аптеке, хранение и отпуск ядовитых, сильнодействующих и других средств». Тема1.2. Лекарственные формы. 2 Практическое занятие №2 «Подготовка аптечной посуды» 3 Практическое занятие №3 «Взвешивание, приготовление и отпуск лекарственных веществ» Содержание учебного материала Жидкие, плотные, мягкие лекарственные формы. Жидкие лекарственные формы: растворы, микстуры, суспензии, настои, отвары, эмульсии. В том числе практических занятий 1 Практическое занятие №4 «Приготовление жидких лекарственных веществ » 2 Практическое занятие №5 «Твердые (плотные) лекарственные формы: порошки, сборы, болюсы, пилюли, брикеты, таблетки. Драже, капсулы» 3 Практическое занятие №6 «Приготовление твёрдых лекарственных веществ » 4 Практическое занятие №7 «Мягкие лекарственные формы: мази, пасты, кашки, линименты, суппозитории, пластыри» Практическое занятие №8 «Приготовление мягких лекарственных веществ» 2 2 14 2 2 10 2 2 2 2 5 Раздел 2. Общая фармакология. 2 18 Тема 2.1. Способы, виды, сущность действия лекарственных веществ. 4 2 2 2 Содержание учебного материала Дозирование лекарственных веществ. В том числе практических занятий 1 Практическое занятие №9 «Дозы на один прием, суточные и на весь курс лечения» ПК 1.2., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09, 6 Тема 2.2. Пути и способы введения лекарственных веществ. Содержание учебного материала Применение лекарственных веществ через органы пищеварения. Введение через рот, в рубец и прямую кишку. В том числе практических занятий 1 Практическое занятие №10 « Парентеральное введение лекарственных веществ» 2 14 2 12 2 ПК 1.1.,ПК 1.3., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09, Практическое занятие №11 « Введение лекарственных веществ на кожу и слизистые оболочки» 3 Практическое занятие №12 « Введение лекарственных веществ через органы дыхания» 2 4 Практическое занятие №13 « Пути выделения и возможное фармакологическое действие 2 5 веществ на путях их выведения» Практическое занятие №14 « Первая помощь животным при отравлении» 2 6 Практическое занятие №15 « Стерилизация инструментов» 2 Раздел 3. Частная фармакология. Тема 3.1. Содержание учебного материала Противомикробные Дезинфицирующие и антисептические средства. и противопараМероприятия, проводимые перед дезинфекцией помещений. зитарные средства. Тема 3.2. Содержание учебного материала Химиотерапевтичес Антибиотики. Общая характеристика. Показания к применению и пути введения кие средства 16 2 2 4 2 антибиотиков. Классификация. Тема3.3. Дератизационные препараты. Тема3.4. Лекарственное растительное сырьё. В том числе практических занятий 1 Практическое занятие №16 « Подготовка и применение антибиотиков» Содержание учебного материала Дератизационные препараты. Свойства, действия и применение. В том числе практических занятий 1 Практическое занятие №17 « Раскладывания приманок для грызунов» Содержание учебного материала Лекарственное растительное сырьё. Сроки сбора лекарственного сырья. Определение лекарственных растений по коллекциям, гербариям. Всего: ПК 1.1., ПК 1.2, ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09 2 2 4 2 2 2 6 2 2 2 ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09 ПК 1.1., ПК 1.2., ОК 01, ОК 02, ОК 05, ОК 07, ОК 09 60 Промежуточная аттестация - экзамен 7 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: Лаборатория «Ветеринарная фармакология и латинский язык», оснащенная необходимым для реализации программы учебной дисциплины оборудованием по данной специальности. Оборудование: учебная и справочная литература, таблицы, плакаты, схемы, интерактивный тренажерный комплекс «Фармаколог», тренажер для проведения сердечно-легочной реанимации у собак, бесконтактный инфракрасный термометр, лекарственные препараты, приборы, инструменты, посуда, инвентарь, реактивы, гербарии, интерактивная доска. Техническими средствами обучения: - компьютер - принтер. 3.2 Информационное обеспечение реализации программы Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями. 3.2.1. Основные печатные издания 1. Шадская, А. В. Ветеринарная фармакология: учебник для СПО / А. В. Шадская, Н. В. Сахно. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 224 с. — ISBN 978-5-8114-6523-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/165821 2. Ващекин, Е. П. Ветеринарная рецептура: учебное пособие для спо / Е. П. Ващекин, К. С. Маловастый. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 240 с. — ISBN 978-5-81147831-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/166351 3.2.2. Основные электронные издания 1. Самородова, И. М. Ветеринарная фармакология и рецептура. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. М. Самородова, М. И. Рабинович. — 7-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 266 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07643-1 https://urait.ru/book/veterinarnaya-farmakologiya-ireceptura-praktikum-437877 2. Конопельцев, И. Г. Гормоны и их применение в ветеринарии: учебное пособие / И. Г. Конопельцев, А. Ф. Сапожников. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 192 с. — ISBN 978-5-81145470-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/143121 3. Королев, Б. А. Токсикология. Практикум: учебное пособие / Б. А. Королев. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 384 с. — ISBN 978-5-8114-5959-9. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/146908 4. Набиев, Ф. Г. Современные ветеринарные лекарственные препараты : учебное пособие / Ф. Г. Набиев, Р. Н. Ахмадеев. — 2-е изд., перераб. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 816 с. — ISBN 978-5-8114-1100-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/169472 5. Справочник основных терминов по ветеринарной фармакологии: учебное пособие для СПО / А. В. Шадская, Р. Ф. Капустин, Н. В. Сахно, С. В. Кузнецов. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 136 с. — ISBN 978-5-8114-5389-4. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/ 8 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Результаты обучения 1 - средства лечения животных в соответствии с правилами их использования и хранения - готовить жидкие и мягкие лекарственные формы Критерии оценки 2 - применение фармакологических средств для лечебных процедур - использование оборудования для приготовления различных лекарственных форм - ветеринарные лекарственные средства, их состав и свойства - характеристики ветеринарных лекарственных средств - методики производства лекарственных средств - принципы всасывания, выведения лекарственных веществ - нормы дозировки для разных видов сельскохозяйственных животных - принципы производства лекарственных средств Методы оценки 3 Проверка решения ситуационных задач, оценка знаний и умений в процессе учебных занятий. оценка умений, приобретенных при проведении практических занятий. оценка выполнения практического задания. оценка знаний и умений. Защита лабораторных и практических занятий. Проверка решения ситуационных задач, оценка практического задания. Проверка решения ситуационных задач, оценка знаний, умений, защита лабораторных и практических занятий оценка умений, приобретенных при проведении практических занятий. 9