Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Врио директора ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум _________Г.В.Ятайкин АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Охрана окружающей среды» (для подготовки рабочей профессии профессии 18103 Садовник из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья) 2023 Рассмотрена и одобрена на заседании предметной комиссии агрономических дисциплин Председатель __________С.Н.Пильщиков Рекомендована Методическим советом ГБПОУ РМ «Краснослобоский аграрный техникум» Заместитель директора по учебной работе _____________Т.В.Шитова Протокол № ___ от «__»_______ 20____г. Протокол № ___ от «___»__________20__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Охрана окружающей среды» Разработчик: Юрченкова Ж.А., преподаватель общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» Рабочая программа учебной дисциплины «Охрана окружающей среды» разработана для профессиональной подготовки лиц, не имеющих основного общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья без получения среднего общего образования сроком обучения 1 год 10 месяцев с учетом их психофизических особенностей. СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ стр. 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 7 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины «Охрана окружающей среды» является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 18103 «Садовник». Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу подготовки для лиц с ограниченными возможностями здоровья по профессиям рабочих. 1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы: дисциплина общеобразовательного цикла основной профессиональной 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - определять степень загрязненности окружающей среды. В результате освоения дисциплины студенты должны знать: - основные мероприятия по защите и охране окружающей среды от загрязнений. 2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 20 в том числе: теоретические занятия 14 практические занятия 6 Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Наименование разделов и тем Раздел 1. Общество и природа Тема 1.1. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Тема 1. 2. Направления охраны окружающей среды. Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения Содержание учебного материала 1. Масштабы антропогенного воздействия на окружающую природную среду. Ноосфера. 2. Понятие об экологическом кризисе. Причины и пути выхода из экологического кризиса. 3. Основные источники загрязнения окружающей среды. Практические занятия Виды источников загрязнения окружающей среды Содержание учебного материала 1. Объекты и принципы охраны окружающей среды. 2. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». 3. Особо охраняемые природные территории и объекты. 4. Инженерная охрана природной окружающей среды. 5. Природоохранная деятельность предприятий. 6. Охрана окружающей среды - охрана природных ресурсов. 7. Пути решения проблем охраны окружающей среды. 8. Международное сотрудничество в сфере охраны окружающей среды. 9. Устойчивое развитие - ключевое понятие современности в природоохранной деятельности. Практические занятия Виды и принципы работы очистного оборудования и очистных сооружений на территории района Дифференцированный зачет Итого 3 2 3 9 3 2 20 2 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по охране окружающей среды. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или учебное пособие, технические средства обучения: - аудио – и видеомагнитофоны; - телевизор и мультимедиопроектор . 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: 1.Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология – М., Владос, 2020– 246 с. 2.Захлебный Н.А. На экологической тропе. – М., Владос, 2019– 356 с. 3.Рыжова Н.А. Экология. – М. Педагогический поиск, 2020 – 318 с. 4.Серебрякова Т.А. Охрана окружающей среды.- М.: Академия 2019 – 210 с. 5.Фокина В.Н. Экология. – М., Владос, 2019 – 236 с. Дополнительные источники: Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе. – М. Педагогический поиск, 2009 – 196 с. Кормилицын В.И., Цицкишвили М.С., Яламов Ю.И. Основы экологии. – М. Владос, 2008 – 316 с. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – М. Владос, 2008 – 273 с. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. – М. Владос, 2009 – 318 с. Петров К.М. Общая экология: взаимодействие общества и природы учебное пособие для пед. колледжей. – М. Владос, 2010 – 436 с. 4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований, самостоятельных видов работ. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Умения: Определять степень загрязнения окружающей среды. Знания: Основных мероприятий по охране окружающей среды защите Формы и методы контроля и оценки результатов обучения оценка выполнения индивидуальных заданий; оценка составление сравнительных таблиц и картосхем; и устный опрос; контрольная работа; защита практических заданий; оценка подготовки по вопросам семинара;