ОГСЭ 02 История

Министерство образования Республики Мордовия
ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ

специальности:
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»,
32.02.05 «Агрономия»,
36.02.01 «Ветеринария»,
36.02.02 «Зоотехния»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования
и науки от 14.10. 2009 года № 405) для специальностей среднего
профессионального образования базовой подготовки:
35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»,
32.02.05 «Агрономия»,
36.02.01 «Ветеринария»,
36.02.02 «Зоотехния».
Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»).
Разработчик:
Щукина О.А., преподаватель общепрофессиональных
дисциплин
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум» ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум»).
Рекомендована: Методическим советом Государственного бюджетного
образовательного профессионального учреждения Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум») в качестве рабочей программы учебной дисциплины
«История».
Заключение: Методического совета № ____ от __________2019 г.
(основание: Протокол заседания Методического совета Государственного
бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум») от «____» _________2019 г. № ____

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История».

4

2. Результаты усвоения программы.

5

3. Структура и содержание программы учебной дисциплины «История».
4. Условия реализации программы учебной дисциплины «История».
5. Контроль и оценка результатов усвоения программы учебной дисциплины
«История».

6-25
26

27-29

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
1.1. Область применения программы.
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы:
Учебная дисциплина История относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти
XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX –
начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на
развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в
современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в
России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные)
политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и
государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и
регионального значения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
в том числе практических занятий 8 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа;
итоговая аттестация – дифференцированный зачет.

2.РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСТОРИЯ»
Результатом усвоения программы «История» являются общие компетенции (ОК).
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
ОК.5.
Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК.10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).

5

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «История»
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе: практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Количество
часов
72
48
8
24
24

6

3.2. Тематический план учебной дисциплины «ИСТОРИЯ»

Коды общих
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «История»

1

2
Раздел. 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е
годы.
Тема 1.1. От сверхдержавы к распаду.
Тема 1.1.1. СССР к началу 1980-х. Закономерности развития.
Тема 1.1.2. Попытка обновления. Перестройка Горбачёва.
Тема 1.1.3. Распад СССР.
Тема 1.1.4. Культура государства 1980-х годов.
Тема 1.2. СССР в международных отношениях в 1980-е годы.
Тема 1.2.1. Кризис социалистического лагеря. Образование
СНГ.
Тема 1.2.2. Отношения с Западом. Разрядка в Холодной
войне.
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ века - начале ХХI века.
Тема 2.1. Постсоветское пространство в 90-е годы.
Тема 2.1.1. Экономические реформы начала 90-х. Переход к
рынку.
Тема 2.1.2. Путь к демократии.
Тема 2.1.3. Межнациональные конфликты внутри молодого
государства в 90-е годы.
Тема 2.1.4. Международные организации в разрешении

ОК. 3
ОК. 4
ОК. 4
ОК. 9
ОК. 6
ОК. 10

ОК. 8
ОК. 8
ОК. 10
ОК. 3

Всего
часов

(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Всего,
Всего,
практические
часов
часов
занятия,
часов
4

5

6

21

14

7

3
3
3
3

2
2
2
2

1
1
1
1

3

2

1

6

4

51

34

17

3

2

1

3
6

2
4

1
2

3

2

2

2

2

1

Коды общих
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «История»

1

2
конфликтов.
Тема 2.2. Укрепление влияния России на постсоветстком
пространстве.
Тема 2.2.1. Российская Федерация и бывшие союзные
республики.
Тема 2.2.2. Бархатные революции в странах СНГ.
Тема 2.3. Россия и мировые интеграционные процессы.
Тема 2.3.1. Расширение Евросоюза и Россия.
Тема 2.3.2. Формирование единого образовательного и
культурного пространства.
Тема 2.4. Развитие культуры в России.
Тема 2.4.1. Традиции или ориентир на Запад?
Тема 2.4.2. Молодёжные субкультуры и экстремистские
движения.
Тема 2.4.3. Массовая и элитарная культура современного
мира.
Тема 2.5. Перспективы развития Российской Федерации в
мире.
Тема 2.5.1. Направления развития и основные проблемы РФ в
начале XXI века.
Закрепление знаний и умений.

ОК. 8
ОК. 8
ОК. 1
ОК. 9
ОК. 9
ОК. 6
ОК. 2

ОК. 5
ОК. 7

Всего
часов

(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Всего,
практические
Всего,
часов
часов
занятия,
часов
4

5

6

3

2

1

3

2

1

3
3

2
2

1
1

3
6

2
4

1
2

3

2

6

4

3

2

2

1

2

2
2
8

Коды общих
компетенций

Наименования разделов и тем рабочей программы
учебной дисциплины «История»

1

2
Зачёт по предмету.

Всего
часов

(макс.
учебная
нагрузка и
практики)

3

ИТОГО:

Количество часов, отведенное на
освоение учебной дисциплины
Самостоя
Обязательная аудиторная
тельная
учебная нагрузка
работа
обучающегося
обучающегося
в т.ч.
Всего,
практические
Всего,
часов
часов
занятия,
часов
4

5

3

2

72

48

6

8

24

9

3.3. Содержание обучения по учебной дисциплине «ИСТОРИЯ»
Наименование
разделов и тем

1
Раздел. 1. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е годы.
Тема 1.1. От
сверхдержавы к
распаду.
Тема 1.1.1. СССР к
началу 1980-х.
Закономерности
развития.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Студент должен:
Период Хрущёва. Период Брежнева.
знать:
Период Андропова. Период Черненко.
Противоречия в культуре. Динамика
 основные характеристики периодов
развития социализма в СССР.
управления государством Хрущёва,
Брежнева, Андропова, Черненко;
 понятие «развитой социализм»;
 основные противоречия в развитии
СССР второй половины ХХ века;
уметь:
 выявлять основные проблемы
советского общества;
 оценивать уровень развития страны в
разные периоды социализма;
 строить диаграмму, отражающую темпы
развития страны.
Самостоятельная работа.
Подготовка выступлений по кратким характеристикам периодов Хрущёва, Брежнева,
Андропова, Черненко.
Составление диаграммы по динамике развития социализма в СССР.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

1

3

Наименование
разделов и тем

1
Тема 1.1.2. Попытка
обновления.
Перестройка
Горбачёва.

Тема 1.1.3. Распад
СССР.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Перестройка глазами обывателя.
знать:
Личность Горбачёва.
Дисциплинированные коррективы.
 суть понятий «перестройка»,
Гласность. Концепция хозрасчёта. Авария
«Гласность», «плюрализм»;
в Чернобыле. Первый президент.
 цели и методы перестройки;
 временные рамки политики;
уметь:
 сопоставлять мнение народа и научные
данные;
 анализировать и сопоставлять события в
Чернобыле 1986 и в Японии 2011 годов;
 формировать свою позицию.
Самостоятельная работа.
Изложение воспоминаний родителей об этой эпохе в кратком эссе.
Оценка последствия гласности в рефлексии.
Студент должен:
Межнациональные конфликты.
знать:
Нагорный Карабах. Прибалтийские
республики.
 суть межнациональных противоречий
Новый союзный договор. Путч августа
1980-х годов;
1991 года. Беловежское соглашение.
 дату и название акта распада СССР;
Создание СНГ.
 причину, суть, итоги Путча 1991 года;
уметь:
 оценивать позиции советских
республик;
 выявлять причины межнациональных
противоречий;
 анализировать документ Беловежского
соглашения;

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1,2

1

3

2

1,2

11

Наименование
разделов и тем

1

Тема 1.1.4. Культура
государства 1980-х
годов.

Тема 1.2. СССР в
международных
отношениях в 1980-е
годы.
Тема 1.2.1. Кризис

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
 формировать свою позицию к факту
распада СССР.
Самостоятельная работа.
Составление социально-экономической карты СССР. Анализ ресурсообеспеченности
союзных республик.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

Студент должен:
Разрушение «железного занавеса».
знать:
Постмодернизм. Возрождение
православия. Поиск новых идеалов.
 причины разрушения советских
культурных устоев;
 последствия демократизации культуры;
уметь:
 выявлять проблемы культурного
развития общества;
 находить альтернативы развития
обновлённого общества;
 оценивать культурные достижения 80- и
90-х годов;
 анализировать художественные фильмы
как проявление культуры.
Самостоятельная работа.
Подготовка выступлений о различных направлениях искусства в 90-е годы.

2

1,2

1

3

Студент должен:

2

1,2

Ликвидация ОВД и СЭВ. Вывод войск

12

Наименование
разделов и тем

1
социалистического
лагеря. Образование
СНГ.

Тема 1.2.2.
Отношения с
Западом. Разрядка в
Холодной войне.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
знать:
из Афганистана. Крушение
социалистических режимов в Восточной
 причины распада социалистического
Европе. Объединение Германии.
лагеря;
Перестройка и перемены в странах
 даты объединения Германии, вывода
социалистического
лагеря. Вывод войск из
войск из Афганистана;
 страны, входившие в социалистический Афганистана.
лагерь;
уметь:
 выявлять взаимосвязь перестройки и
распада социалистического лагеря;
 анализировать противоречия в
отношениях СССР с социалистическими
странами;
 осознавать неизбежность распада
социалистического лагеря;
 оценивать военное вмешательство СССР
в Афганистан.
Самостоятельная работа.
Подготовка к семинару по взаимоотношениям СССР с социалистическими странами.
Подготовка выступлений-обвинений или выступлений-защит от социалистических
стран по отношению к СССР.
Студент должен:
Политика «разрядки» в холодной войне.
знать:
Разоружение стран. Новые формы
противостояния. Встречи в верхах.
 суть понятий «новое политическое
мышление», «разрядка»;
 характер перемен в отношениях с
Западом;
 основные международные договоры по

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

2

1,2

13

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
разоружению;
уметь:
 выявлять противоречия во
взаимоотношениях с Западом;
 исследовать содержание ОСВ-1, ОСВ-2;
 оценивать изменения во внешней
политике;
 отбирать и анализировать информацию
о встречах Горбачёва и Рейгана по
документальному фильму.
Практическое занятие.
Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический,
внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот
период событий.
Самостоятельная работа.
Проведение исследования внешней политики СССР во второй половине ХХ века по
таблице (45-91 гг.)
Этапы внешней политики,
хронологические рамки, цель

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

2

3

Причины курса

Раздел 2. Россия и
14

Наименование
разделов и тем

1
мир в конце ХХ
века - начале ХХI
века.
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е
годы.
Тема 2.1.1.
Экономические
реформы начала 90х.
Переход к рынку.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Студент должен:
Плановая и рыночная экономики.
знать:
Программа «500 дней». Либерализация
цен. Социальное расслоение.
 основные черты рыночной экономики;
Экономический кризис 2998 года. Итоги
 имена лидеров, проводящих реформы;
реформ глазами обывателя и власти.
 цели и основные методы проведения
экономических реформ;
 суть понятий «приватизация»,
«ваучеризация», «финансовые
пирамиды»;
уметь:
 находить информацию о реформе в сети
интернет;
 формировать своё понимание
преобразований;
 исследовать последствия реформ
реально существующих людей, своей
семьи;
 анализировать статьи в периодической
печати, исторических документах.
Самостоятельная работа.
Составление сообщений на основе систематизации материала о реформах, взятого из

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

1

3

15

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Интернета.
Заполнение таблицы «Рыночные реформы в России».
Направления реформ
Основные мероприятия

Тема 2.1.2. Путь к
демократии.

Студент должен:
знать:
 суть понятия «демократия», основные
черты;
 методы перехода к демократии;
 этапы демократизации общества во
второй половине ХХ века;
уметь:
 выявлять соответствие России
признакам демократии;
 исследовать Конституцию по вопросам
основных прав и свобод человека;
 определять противоречия
демократизации;
 анализировать исторические условия
принятия Конституции 1993 года.

Попытки демократизации. Демократия
как режим. Демократия стран Запада.
Первый Президент РФ. Октябрь 1993 года.
Парламентские выборы.
Конституция демократической России.

по Конституции

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

1

3

Результаты

Самостоятельная работа.
Исследование демократии в России по Конституции РФ по таблице:
Признаки демократии

Количество часов

в реальности
16

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.1.3.
Межнациональные
конфликты внутри
молодого
государства в 90-е
годы.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Многопартийность
Свобода слова
Парламентаризм
Народ – источник власти

Студент должен:
Многонациональное государство.
знать:
Чеченские компании. Чечня глазами
современников. Терроризм.
 причины и итоги чеченских военных
компаний;
 суть понятий «сепаратизм»,
«терроризм»;
уметь:
 анализировать альтернативы решения
чеченской проблемы;
 оценивать изменения в
межнациональных отношениях внутри
нового государства;
 проводить социологический опрос и
анализировать данные;
 выявлять цели терроризма.
Практическое занятие.
Изучение исторических и географических карт Северного Кавказа, биографий
политических деятелей обеих сторон конфликта, их программных документов.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

1,2

2

1,2

17

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.1.4.
Международные
организации в
разрешении
конфликтов.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Самостоятельная работа.
Проведение социологического опроса.
Поиск и систематизация с помощью таблиц и диаграммы информации из Интернета о
террористических актах в РФ 90-х-2000-х годов.
Студент должен:
ООН. История возникновения. Устав
знать:
ООН. Деятельность ЮНЕСКЛ. Принципы
и действительность.
 цели, методы, основные направления
деятельности ООН, ЮНЕСКО;
 противоречия в деятельности
организаций;
уметь:
 анализировать документы – Уставы
организаций ООН и ЮНЕСКО;
 анализировать действия в соответствии
с принципами, изложенными в Уставе.
Самостоятельная работа.
Заполнение таблицы в результате анализа деятельности организаций.
Военный конфликт
Действия ООН
Противоречия принципам

Тема 2.2. Укрепление
влияния России на
постсоветстком
пространстве.
Тема 2.2.1.
Студент должен:
Российская
знать:

Договоры с Украиной, Белоруссией,
Литвой, Абхазией, Грузией. Изменения в

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
3

2

1,2

1

3

2

1,2

18

Наименование
разделов и тем

1
Федерация и бывшие
союзные республики.

Тема 2.2.2.
Бархатные
революции в странах
СНГ.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
территориальном
устройстве
РФ.
 содержание основных противоречий
России с Украиной, Белоруссией,
Грузией, Абхазией и др.;
 направление российской политики в
отношении стран СНГ;
уметь:
 анализировать территориальные
изменения стран;
 выявлять проблемы в развитии стран
СНГ после выхода из СССР;
 исследовать содержание договоров РФ
со странами СНГ;
 оценивать СНГ как межгосударственное
объединение.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

Самостоятельная работа.
Исследование политических карт 1993-2009 гг. и решений президента по реформе
территориального устройства.
Исследование понятий «суверенитет», «независимость», «самостоятельность» по
отношению к государственной политике.

1

3

Студент должен:
знать:
 суть понятий «бархатная революция»,
«оранжевая революция»;
 причины и последствия революций в
Грузии, по Украине, в Киргизии;

2

1,2

Бархатная революция в Грузии. Позиция
Саакашвилли. Оранжевая революция на
Украине. Ющенко и Янукович.
Противостояние в Киргизии.

19

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.3. Россия и
мировые
интеграционные
процессы.
Тема 2.3.1.
Расширение
Евросоюза и Россия.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
 основных деятелей,
противоборствующих в революциях;
уметь:
 выяснять позицию РФ в этих событиях;
 выявлять закономерности в ходе
революций разных стран;
 формулировать свою точку зрения по
данным событиям.
Самостоятельная работа.
Исследование общественного мнения о личностях лидеров революций через отзывы,
помещённые в сети Интернет.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

Студент должен:
Расширение Евросоюза. Формирование
знать:
мирового «рынка труда». Политические
ориентиры России.
 суть процесса глобализации;
 основную позицию Евросоюза;
уметь:
 анализировать документы ВТО, ЕЭС,
ОЭСР;
 соотносить процесс глобализации с
позицией граждан России;
 выявлять отрицательные стороны
глобализации.
Самостоятельная работа.
Исследование международного движения «Антиглобалистов» в сети Интернет.

2

1,2

1

3
20

Наименование
разделов и тем

1
Тема 2.3.2.
Формирование
единого
образовательного и
культурного
пространства.

Тема 2.4. Развитие
культуры в России.
Тема 2.4.1. Традиции
или ориентир на
Запад?

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Формирование единого
знать:
образовательного пространства в Европе и
 направления изменений в образовании в др. регионах мира. Реформы в образовании
РФ начала XXI века. Рыночные отношения
начале ХХI века;
в системе образования.
 значение единого образовательного
пространства в Европе и др. регионах
мира;
уметь:
 выявлять противоречия российских
традиций в образовании и процессов,
происходящих в мире;
 исследовать способы адаптации
российского общества к новым
образовательным программам.
Самостоятельная работа.
Проведение социального опроса по проблеме ЕГЭ в России.
Создание эссе на тему «Специалист XXI века».
Студент должен:
знать:
 различия культурных основ Запада и
России;
 современные виды культур;
уметь:
 исследовать противоречия культурного
развития современной России;
 сравнивать культурные основы Запада и

Соприкосновение с культурой Запада в
истории России.
Разрушение советских идеалов.
Экспансия западной системы ценностей.
СМИ как основной источник культуры.

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1,2

1

3

2

1,2

21

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.4.2.
Молодёжные
субкультуры и
экстремистские
движения.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
России;
 формировать свою позицию по
восприятию западных ценностей;
 осознавать российские традиции как
основу для полноценного развития
общества.
Самостоятельная работа.
Исследование программ телеканалов ТВ за неделю с целью выявления влияния
зарубежной культуры.
Студент должен:
Почему не как все? Эмо, готы, фаны,
знать:
скинхэды, панки и другие.
Психологические основы субкультур.
 причины возникновения субкультур в
Молодёжь и проблемы общества.
обществе;
 самые распространённые субкультуры и
их признаки;
уметь:
 выявлять через рассмотрение
субкультур проблемы в обществе;
 формировать своё отношение к той или
иной субкультуре или движению с
позиции гражданина.
Практическое занятие.
Сопоставление и анализ документов современных националистических и
экстремистских молодежных организаций в Европе и России.

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

1

3

2

1,2

2

1,2

22

Наименование
разделов и тем

1

Тема 2.4.3. Массовая
и элитарная культура
современного мира.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Самостоятельная работа.
Анализ интервью с представителями субкультур.
Подготовка выступления к проведению дискуссии.
Студент должен:
Современные СМИ и их воздействие на
знать:
человека. Природа массовой культуры.
Элитарная культура как
 понятия «массовая культура»,
противопоставление массовой. Примеры в
«элитарная культура»;
разных сферах искусства.
 основные признаки массовой и
элитарной культуры;
уметь:
 находить примеры видов культур в
современной жизни;
 анализировать и оценивать значение той
и другой культуры в развитии личности;
 выявлять условия зарождения массовой
культуры.
Самостоятельная работа.
Заполнение сравнительной таблицы по видам культуры.
Вид культуры
Массовая
Элитарная
Время возникновения
Признаки
Противоречия

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
3

2

1,2

1

3

Тема 2.5.
Перспективы
развития Российской
Федерации в мире.
23

Наименование
разделов и тем

1
Тема 2.5.1.
Направления
развития и основные
проблемы РФ в
начале XXI века.

Закрепление знаний
и умений.

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3
Студент должен:
Единое государство. Насущные
знать:
проблемы общества. Развитая экономика и
её основы. Выборы как отражение
 условия успешного политического и
общественных противоречий. Уровень
социально-экономического развития
жизни и социальное расслоение.
страны;
уметь:
 выявлять основные проблемы
современного российского общества;
 формировать в себе уважение к своей
стране, народу, его истории;
 видеть необходимость сохранения
территориальной целостности России;
 осознавать свою роль в обществе.
Практическое занятие.
Анализ политических и экономических карт России и сопредельных территорий за
последнее десятилетие с точки зрения выяснения преемственности социальноэкономического и политического курса с государственными традициями России.
Самостоятельная работа.
Исследование рейтинга в последних выборах лидирующих политических партий
«Единая Россия» и КПРФ, ЛДПР по Интернету и через проведение социологических
опросов.
Студент должен:
Выполнение тестов при подготовке к
знать:
зачету.
- этапы развития СССР в конце XX века;
- причины и следствия распада СССР;
- этапы развития Российской Федерации в
конце XX века – начале XXI века;

Количество часов

Уровень
усвоения

4
2

5
1,2

2

1,2

2

3

2

1,2

24

Наименование
разделов и тем

1

Содержание обучения по дисциплине
Знать, уметь
Структурное содержание учебного
материала, лабораторные занятия и
практические занятия, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работа
(проект) (если предусмотрены)
2
3

Количество часов

Уровень
усвоения

4

5

2

3

2

1,2

уметь:
- работать с картами СССР и РФ, а также
сопредельных государств;
-выявлять основные проблемы
российского общества;
- формировать свою позицию по
отношению к событиям, происходящим в
РФ.
Самостоятельная работа.
Закрепление знаний и умений по предмету. Подготовка к зачету.
Зачет по предмету
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

25

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории, или,
при его отсутствии, кабинета оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным
программным обеспечением.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:
не предусмотрено.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
не предусмотрено.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы.
Используемая литература
1. А.Ф. Киселёв, В.П. Попов История России ХХ-н.XXI века. М.: «Дрофа», 2007.
2. История России, 1945-2007 гг.: 11 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений. /Под ред. Данилова А.А., Уткина А.И.,
Филиппова А.В. – М.: Просвещение, 2008. – 367 с.
3. История современной России, 1991-2003: учеб. пособие /В.И. Короткевич. – СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. – 293 с.
4. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. –
М.: Просвещение, 2007. - 432 с.
5. Е.Т. Гайдар Смуты и институты. Государство и эволюция. «Норма». СанктПетербург 2010.
6. Д. Травин Очерки новейшей истории России. «Норма». Санкт-Петербург 2010.
7. Сурков В.Ю. Основные тенденции и перспективы развития современной России.
М. Соврем. Гуманит. Универ. 2007.
8. Дроздов Ю. Россия и мир. Куда держим курс. /Ю.Дроздов. – М.: Артстильполиграфия, 2009. - 352 с.
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«История»

Раздел. 1. Развитие
СССР и его место в
мире в 1980-е годы.
Тема 1.1. От
сверхдержавы к
распаду.
Тема 1.1.1. СССР к
началу 1980-х.
Закономерности
развития.
Тема 1.1.2. Попытка
обновления.
Перестройка
Горбачёва.
Тема 1.1.3. Распад
СССР.
Тема 1.1.4. Культура
государства 1980-х
годов.
Тема 1.2. СССР в
международных
отношениях в 1980-е
годы.
Тема 1.2.1. Кризис
социалистического
лагеря. Образование
СНГ.
Тема 1.2.2.
Отношения с
Западом. Разрядка в
Холодной войне.
Раздел 2. Россия и
мир в конце ХХ
века - начале ХХI
века.
Тема 2.1.
Постсоветское
пространство в 90-е
годы.

Результаты
(освоенные общие и
профессиональные
компетенции)

Основные показатели
результатов
подготовки

ОК. 3

Осознание противоречий в
обществе СССР в 70-80гг.

2,3,4,5
Проведение
семинара.

ОК. 4

Исследование методов и
результатов перестройки.

2,3,4,5
Фронтальный
опрос.

ОК. 4

Понимание последствий
распада СССР

ОК. 9

Оценка культуры
государства 80-х годов.

2,3,4,5
Письменный
опрос.
2,3,4,5
Беседа.

ОК. 6

Анализ способов
взаимодействия СССР со
странами
социалистического лагеря.

2,3,4,5
Семинар.

ОК. 10

Выявление изменений во
внешней политике СССР в
80-е годы.

2,3,4,5
Работа с
картами.
Заполнение
таблицы.

Формы и методы
контроля

27

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«История»

Результаты
(освоенные общие и
профессиональные
компетенции)

Тема 2.1.1.
ОК. 8
Экономические
реформы начала 90-х.
Переход к рынку.
Тема 2.1.2. Путь к
ОК. 8
демократии.
Тема 2.1.3.
Межнациональные
конфликты внутри
молодого
государства в 90-е
годы.
Тема 2.1.4.
Международные
организации в
разрешении
конфликтов.
Тема 2.2. Укрепление
влияния России на
постсоветстком
пространстве.
Тема 2.2.1.
Российская
Федерация и бывшие
союзные республики.
Тема 2.2.2.
Бархатные
революции в странах
СНГ.
Тема 2.3. Россия и
мировые
интеграционные
процессы.
Тема 2.3.1.
Расширение
Евросоюза и Россия.
Тема 2.3.2.
Формирование
единого
образовательного и
культурного
пространства.
Тема 2.4. Развитие
культуры в России.
Тема 2.4.1. Традиции
или ориентир на
Запад?

Основные показатели
результатов
подготовки

Формы и методы
контроля

Исследование методов
перехода страны от
плановой экономике к
рыночной.

2,3,4,5
Заполнение
таблицы.

Анализ демократии в
соответствии с
Конституцией РФ.
Сопоставление сути
чеченской проблемы с её
восприятием в российском
обществе.

2,3,4,5
Диспут

ОК. 3

Выявление противоречий в
деятельности
международных
организаций.

2,3,4,5
Таблица.

ОК. 8

Исследование изменений в
отношениях России с
бывшими союзными
республиками.

2,3,4,5
Письменный
опрос.

ОК. 8

Анализ информации о
«бархатных революциях»,
содержащейся в сети
Интернет.

2,3,4,5
Семинар.

ОК. 1

Выявление плюсов и
минусов процесса
глобализации.

2,3,4,5
Дискуссия.

ОК. 9

Осознание противоречий
современного образования в
России.

2,3,4,5
Письменная
рефлексия.

ОК. 9

Анализ влияния на
российское общество
западной системы
ценностей.

2,3,4,5
Дискуссия.

ОК. 10

2,3,4,5
Устный опрос.
Работа с
картами.

28

Раздел (тема)
программы учебной
дисциплины
«История»

Тема 2.4.2.
Молодёжные
субкультуры и
экстремистские
движения.
Тема 2.4.3. Массовая
и элитарная культура
современного мира.
Тема 2.5.
Перспективы
развития Российской
Федерации в мире.
Тема 2.5.1.
Направления
развития и основные
проблемы РФ в
начале XXI века.
Тема 2.5.2.
Экономика и наука:
проблемы
инноваций.
Зачёт по предмету.

Результаты
(освоенные общие и
профессиональные
компетенции)

Основные показатели
результатов
подготовки

Формы и методы
контроля

ОК. 6

Выявление психологических
основ возникновения
субкультур.

2,3,4,5
Дискуссия. Анализ
документов.

ОК. 2

Сравнение влияния на
общество массовой и
элитарной культур.

2, 3, 4, 5
Письменный
опрос.

ОК. 5

Оценка современной
социально-экономической
ситуации в РФ.

2,3,4,5
Дискуссия.
Работа с
картами.

ОК. 7

Осознание своей роли в
экономике, основанной на
инновациях.

2,3,4,5
Письменная
рефлексия.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
90 ÷ 100
80 ÷ 89
70 ÷ 79
менее 70

Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка
освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов усвоения
профессионального модуля.

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».