Рабочая программа ПП 03

Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Краснослободский аграрный техникум»

Утверждаю:
Директор ГБПОУ РМ
«Краснослободский аграрный техникум
________________В.М.Владимиров

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих. МДК 03.01.
Выполнение работ по
профессии 15830 «Оператор по искусственному осеменению животных
и птицы»

Рассмотрена и одобрена
Рекомендована Методическим советом
на заседании предметной (цикловой)
ГБПОУ РМ «Краснослободский
комиссии зооветеринарных
аграрный техникум»
дисциплин
Заместитель директора по учебной работе
Председатель________С.Н. Морозова _______________________Т.В.Шитова.
Протокол №___от_______20__г.
Протокол №___от «___»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ 03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих. МДК 03.01 Выполнение работ по
профессии 15830 «Оператор по искусственному осеменению животных
и птицы»

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 23.11.2020 г. № 657) для специальности 36.02.01
«Ветеринария».
Организация-разработчик Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Республики Мордовия «Краснослободский
аграрный техникум (ГБПОУ РМ «Краснослободский аграрный техникум»)
Разработчики: Косарев М.А., Морозова С.Н., преподаватель Государственного
бюджетного
профессионального образовательного учреждения Республики Мордовия
«Краснослободский аграрный техникум» (ГБПОУ РМ «Краснослободский
аграрный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830
«Оператор по искусственному осеменению животных и птицы»
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830
«Оператор по искусственному осеменению животных и птицы»
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ
03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830
«Оператор по искусственному осеменению животных и птицы».
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830
«Оператор по искусственному осеменению животных и птицы».

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по
искусственному осеменению животных и птицы»
1.1 Область применения программы
Программа профессионального модуля - является элементом основной
профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования по специальности 36.02.01 Ветеринария базовой подготовки в части
освоения основного вида профессиональной деятельности:
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03. Выполнение работ по одной или
нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 03.01.
«Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по искусственному
осеменению животных и птицы» и соответствующих профессиональных
компетенций (ПК):
1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных животных и
ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно-диагностическом процессе.
2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.
3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием
специальной аппаратуры и инструментария.
4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в
неотложных ситуациях.
5.Участвовать в проведении ветеринарного приема.
1.2 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- осеменения разных видов сельскохозяйственных животных;
- проведения диагностики беременности.
уметь:
- готовить инструменты и посуду к осеменению;
-готовить растворы;
- оценивать качество спермы;
- осеменять коров маноцервикальным, ректоцервикальным, визоцервикальным
способом;
- проводить ректальное исследование животных;
знать:

- права и обязанности оператора по искусственному осеменению;
- технику осеменения коров и телок;
- технику осеменения овец;
- технику осеменения кобыл;
- технику осеменения свиней;
- способы диагностики беременности животных.
– проведения диагностического исследования, диспансеризации,
профилактических мероприятий;
– выполнения лечебно-диагностических мероприятий в различных условиях;
–ведения ветеринарной документации;
1.3 Количество часов на освоение ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ
03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по
искусственному осеменению животных и птицы»
производственная практика – 72 часа.
итоговая аттестация – дифференцированный зачёт.

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по
искусственному осеменению животных и птицы»
Результатом усвоения программы ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03.
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по
искусственному осеменению животных и птицы» являются общие (ОК) и
профессиональные (ПК) компетенции.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых),
результат выполнения заданий.
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности.
ПК 2.1. Обеспечивать безопасную среду для сельскохозяйственных, мелких
домашних и экзотических животных и ветеринарных специалистов, участвующих
в лечебно-диагностическом процессе.
ПК 2.2. Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции.
ПК 2.3. Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с
использованием специальной аппаратуры и инструментария.
ПК 2.4. Оказывать доврачебную помощь сельскохозяйственным животным в
неотложных ситуациях.
ПК 2.5. Оказывать акушерскую помощь сельскохозяйственным животным.
ПК 2.6. Участвовать и проводить ветеринарный прием.

3.1. Структура и содержание ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03. Выполнение работ по одной
или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 03.01. «Выполнение работ по профессии
15830 «Оператор по искусственному осеменению животных.
Объем производственной практики.
Вид учебной работы
Производственная практика
Итоговая аттестация

Количество часов
72
Дифференцированный
зачёт

3.2. Содержание обучения по ПМ 03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по искусственному осеменению животных

и птицы»
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 03.01 «Выполнение

Производственная практика
Содержание учебного материала, лабораторные занятия
и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
2

работ по профессии
15830 «Оператор по
искусственному
осеменению животных
и птицы»
Тема 1. Особенности
содержания, кормления и
использования
производителей.
Тема 2. Организация работы
на племенных предприятиях
искусственного осеменения
сельскохозяйственных
животных.

Количество часов

Уровень
усвоения

3

4

72

Производственная практика.
-ознакомление с правилами содержания производителей.
Производственная практика.
- ознакомление с нормами кормления производителей.
Производственная практика.
- ознакомление с нормой использования производителей.
Производственная практика.
-изучить перечень учетной документации на
племпредприятиях искусственного осеменения животных;
-освоить правила оформления учетно-отчетной
документации на племпредприятиях;
Производственная практика
-заполнить журнал осеменения и отелов коров, карточку
производственного состояния коров, индивидуальные
карточки на корову.
Производственная практика.
-освоить методику работы «календаря техника»;
-разработать план случек и отелов по группе коров и телок.

2

2,3

2

2,3

2

2, 3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Тема 3. Организация работы
на пунктах искусственного
осеменения животных.

Тема 4. Подготовка рабочего
места оператора в
лаборатории. Подготовка
приборов, растворов и
инструментов для проведения
искусственного осеменения.

Тема 5. Методы оценки
качества спермы.

Производственная практика.
- изучить организацию пункта искусственного осеменения;
-изучить порядок открытия пункта искусственного
осеменения.
Производственная практика.
-ознакомление с правами и обязанностями оператора по
искусственному осеменению.
Производственная практика.
ознакомление с размещением и оборудованием лаборатории
по искусственному осеменению животных.
Производственная практика.
подготовка к работе рабочего стола, необходимых приборов и
инструментов.
Производственная практика.
-подготовка к работе следующих растворов и материалов:
70% спирта, 1% раствора натрия хлорида, раствора
двууглекислой соды, цитрат натрия, три марлевых салфетки,
тампоны.
Производственная практика.
-изучение правил подготовки животного;
-подготовка к осеменению шприц-катетера и влагалищного
зеркала.
Производственная практика.
оценка спермы по внешним признакам;
-оттаивание гранул объемом 0,1-0,2 мл.
Производственная практика.
-оценка спермы по активности (подвижности);
-определение концентрации спермиев с помощью камеры
Горяева.
Производственная практика.
-изучение действия на спермиев высокой, низкой
температуры, воды, различных растворов.

2

2,3

2

2,3
2,3

2

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Тема 6. Технология
разбавления, хранения и
транспортировки спермы.

Тема 7. Ветеринарносанитарные правила работы
на пунктах искусственного
осеменения животных.

Тема 8. Подготовка рабочего
места оператора в
лаборатории. Подготовка
приборов, растворов и
инструментов для проведения
искусственного осеменения.

Тема 9. Техника
искусственного осеменения
коров и телок.

Производственная практика.
- изучение конструкции термосов для кратковременного
хранения спермы; изучение оборудования для длительного
хранения спермы быка.
Производственная практика.
-изучение техники замораживания спермы в жидком азоте;
-ознакомление с составами разбавителей для хранения
спермы в жидком азоте.
Производственная практика.
-изучение правил транспортировки спермы.
Производственная практика
-изучение ветеринарно-санитарных правил при работе на
пунктах искусственного осеменения животных
Производственная практика.
-отработка методов стерилизации инструментов и приборов
для искусственного осеменения животных.
Производственная практика.
ознакомление с техникой санитарной обработки сосуда
Дьюара.
Производственная практика.
подготовка к работе рабочего стола, необходимых приборов и
инструментов.
Производственная практика.
-подготовка к работе следующих растворов и материалов:
70% спирта, 1% раствора натрия хлорида, раствора
двууглекислой соды, цитрат натрия, три марлевых салфетки,
тампоны.
Производственная практика.
-изучение правил подготовки животного;
-подготовка к осеменению шприц-катетера и влагалищного
зеркала.
Производственная практика.
подготовка рабочего места, инструментов, приборов для
осеменения;
-размораживание и набирание в осеменительный прибор

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Тема 10.Техника осеменения
свиней.

Тема 11. Техника осеменения
кобыл, овец.

Тема 12. Диагностика
беременности у животных.

спермы, определение её качества.
Производственная практика.
-подготовка животных к проведению осеменения;
-соблюдение техники безопасности, личная гигиена и
технология осеменения коров и телок.
Производственная практика.
-убрать рабочее место;
-отметить преимущества и недостатки данного способов
искусственного осеменения.
Производственная практика.
выявить свиноматок в охоте;
-подготовка инструментов и сперму к осеменению
животных.
Производственная практика.
-освоение техники осеменения свиней по способу ВИЖ.
Производственная практика.
-ознакомление с осеменением свиней фракционным методом.
Производственная практика.
выявить кобыл, овец в охоте;
-подготовка инструментов и сперму к осеменению
животных.
Производственная практика
-подготовка животных к проведению осеменения;
-соблюдение техники безопасности, личная гигиена и
технология осеменения кобыл и овец.
Производственная практика.
-проведение осеменения кобыл, обработка инструментов
после осеменения.
-проведение осеменения овец, обработка инструментов после
осеменения.
Производственная практика.
-определение беременности на разной стадии развития плода
рефлексологическим методом.
Производственная практика.

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2, 3

2

2, 3

2

2,3

-определение срока беременности при ректальном
исследовании у самок.
Производственная практика.
-заполнить акт ректального исследования коров на
стельность.
ИТОГО

2

2,3

2

2,3

Дифференцированный
зачёт

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по ПМ 03. Выполнение работ по
одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих. МДК 03.01 «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО
ПРОФЕССИИ 15830 «ОПЕРАТОР ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСЕМЕНЕНИЮ ЖИВОТНЫХ и птицы».
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная литература, нормативно-техническая документация, модели и
макеты оборудования, вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, телевизор, плакаты по
учебным темам.
4.2.Информационное обеспечение обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария».
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего
профессионального образования.
Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных
учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной) практики по техническим специальностям в услов иях
действия государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
1. Михайлов М.Н.Акушерство, гинекология и искусственное осеменение сельскохозяйственных животных.
М.: Агропромиздат, 2000.
2. Никитин В.Я., Миролюбов М.Г.Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения.
М.: Колос, 2000.
3. Карпов В.А.Акушерство и гинекология мелких домашних животных.
М.: Росагропромиздат, 2000.
4. Гончаров В.П., Карпов В.А.Анатомо-физиологические особенности половой системы собак и кошек.
М.: МГАВМиБ, 2004.
5. Гончаров В.П., Черепахин Д.А.Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных.М.: «КолосС», 2004.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
-имеет право использовать время, отведенное на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на дисциплины и
модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности
образовательного учреждения;
-имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну
или несколько) согласно приложению к ФГОС;
-обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных
модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик,
методических материалов, обеспечивающих реализа цию
соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики,
техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
-обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их
освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
-обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны
преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
-обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности,
способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие
обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так далее;
-должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и
интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических
и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться до ступом каждого обучающегося к базам
данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной
программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети «Интернет».
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной
литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания

в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований
отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными
образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и ин формационным ресурсам
сети «Интернет».
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего
профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных
работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным
планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным
нормам, включая использование оборудования на основе заключения договоров с организациями и так далее.

3.2. Содержание обучения по ПМ 03. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01 «Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по искусственному осеменению животных

и птицы»
Наименование разделов
профессионального модуля
(ПМ), междисциплинарных
курсов (МДК) и тем
1
МДК 03.01 «Выполнение

Производственная практика
Содержание учебного материала, лабораторные занятия
и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если
предусмотрены)
2

работ по профессии
15830 «Оператор по
искусственному
осеменению животных
и птицы»
Тема 1. Ознакомление с
хозяйством, пунктом
искусственного осеменения,
Инструктаж по технике
безопасности при работе с
животными, азотом и
оборудованием пункта
искусственного осеменения.
Тема 2. Оборудование пункта
лаборатории искусственного
осеменения
сельскохозяйственных
животных. Права и
обязанности оператора по
искусственному осеменению.

Количество часов

Уровень
усвоения

3

4

72

Производственная практика.
- изучить инструктаж по технике безопасности в хозяйстве.
Производственная практика.
- изучить организацию пункта искусственного осеменения.
Производственная практика.
- изучить порядок открытия пункта искусственного
осеменения.
Производственная практика.
-ознакомление с правами и обязанностями оператора по
искусственному осеменению.
Производственная практика
- ознакомление с размещением и оборудованием лаборатории
по искусственному осеменению животных.
Производственная практика.
- ознакомление с работой лаборатории по искусственному
осеменению животных.

2

2,3

2

2,3

2

2, 3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Тема 3. Участие в проведении
санитарных мероприятий на
пункте искусственного
осеменения.

Тема 4. Гинекологические
методы исследования.
Исследование наружных и
внутренних
воспроизводительных
функций органов у коров.

Тема 5. Освоение техники
ректального исследования
коров, диагностика стадии
полового цикла.

Тема 6. Выявление коров в
охоте.

Производственная практика.
- организовать и оборудовать рабочее место на пункте
искусственного осеменения в соответствии с ветеринарносанитарными требованиями.
Производственная практика.
- соблюдение правил личной гигиены.
Производственная практика.
- правильный выбор методов дезинфекции помещений,
инвентаря и оборудования, качество проведения
стерилизации инструментов, соблюдение правил хранения
приборов и инструментов.
Производственная практика.
. - повести гинекологическое исследование животных, с
целью определения причин бесплодия.
Производственная практика.
- ознакомление с методикой лечебных процедур при
гинекологических заболеваниях половых органов у
животных.
Производственная практика.
- отработка нахождения органов размножения у коров.
Производственная практика.
- подготовка руки техника искусственного осеменения,
введение руки в прямую кишку.
Производственная практика.
- массаж стенки прямой кишки, прощупывание и нахождение
через стенку прямой кишки матку, шейку матки и яичники.
Производственная практика.
- диагностика стадий полового цикла разными методами.
Производственная практика.
- выявление коров и тёлок в половой охоте.
Производственная практика.
- определение оптимального времени осеменения животных.
Производственная практика.

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Тема 7. Отработка техники
искусственного осеменения
коров и тёлок ректоцервикальным способом.

Тема 8. Отработка техники
искусственного осеменения
коров и тёлок визоцервикальным способом.

Тема 9. Овладение техникой
искусственного осеменения
коров маноцервикальным
способом.

- выявление коров и тёлок в половой охоте разными
методами.
Производственная практика
-изучение ветеринарно-санитарных правил при работе на
пунктах искусственного осеменения животных
Производственная практика.
-отработка методов стерилизации инструментов и приборов
для искусственного осеменения животных.
Производственная практика.
ознакомление с техникой санитарной обработки сосуда
Дьюара.
Производственная практика.
подготовка к работе рабочего стола, необходимых приборов и
инструментов.
Производственная практика.
-подготовка к работе следующих растворов и материалов:
70% спирта, 1% раствора натрия хлорида, раствора
двууглекислой соды, цитрат натрия, три марлевых салфетки,
тампоны.
Производственная практика.
-изучение правил подготовки животного;
-подготовка к осеменению шприц-катетера и влагалищного
зеркала.
Производственная практика.
подготовка рабочего места, инструментов, приборов для
осеменения;
-размораживание и набирание в осеменительный прибор
спермы, определение её качества.
Производственная практика.
-подготовка животных к проведению осеменения;
-соблюдение техники безопасности, личная гигиена и
технология осеменения коров и телок.
Производственная практика.
-убрать рабочее место;
-отметить преимущества и недостатки данного способов

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Тема 10. Отработка приёмов
искусственного осеменения
свиней. Выявление в охоте.

Тема 11. Диагностика
беременности у коров.

Тема 12.Учёт и отчётность на
станциях и пунктах
искусственного осеменения
животных и птицы.

ИТОГО

искусственного осеменения.
Производственная практика.
выявить свиноматок в охоте;
-подготовка инструментов и сперму к осеменению
животных.
Производственная практика.
-освоение техники осеменения свиней по способу ВИЖа.
Производственная практика.
-ознакомление с осеменением свиней фракционным методом.
Производственная практика.
-определение беременности на разной стадии развития плода
рефлексологическим методом.
Производственная практика.
-определение срока беременности при ректальном
исследовании у самок.
Производственная практика.
-заполнить акт ректального исследования коров на
стельность.
Производственная практика.
-изучить перечень учётной документации на
племпредприятиях.
Производственная практика.
- изучить перечень учётной документации на пунктах
искусственного осеменения животных.
Производственная практика.
-изучить перечень учётной документации на пунктах
искусственного осеменения птицы.

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

2

2, 3

2

2, 3

2

2,3

2

2,3

2

2,3

Дифференцированный
зачёт

Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 — ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 — репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 — продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ ПМ. 03 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ОДНОЙ ИЛИ НЕСКОЛЬКИМ
ПРОФЕССИЯМ РАБОЧИХ, ДОЛЖНОСТЯМ СЛУЖАЩИХ
4.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: учебная и справочная
литература, нормативно-техническая документация, модели и макеты оборудования,
вычислительная техника и программное обеспечение к ней, аудио- и видеозаписи,
видеофильмы, телевизор, плакаты по учебным темам, посадочные места по количеству
обучающихся- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по дисциплине МДК 03.01 Выполнение
работ по профессии 15830 « Оператор по искусственному осеменению животных и птицы»
;
комплект
учебно-практического
оборудования
(микроскопы,
лабораторная
посуда,реактивы, наборы инструментов для клинического исследования):
Ветеринарный
ультразвуковой
диагностический
аппарат
WED
-9618Vс
микроконвекснымдатчиком.
Микроскоп Levenhuk 720В.бинокулярный -6шт
Сосуд Дьюара СДС-35М
Считыватель микрочипов для индентификации животных СН RОАквадистиллятор ПЭ-2205
Баня водяная модель "БВ-8"
Весы лабораторные электронные МассаК Вк-300
Микроскоп Микромед С-12 со столиком Морозова -2шт
рН-метр Эксперт-рН
Сосуд Дьюара СДС-6-6
Термостат электрический суховоздушный ТС-1 СПУ (ТС-1/120СПУ)
Облучатель четырехламповый передвижной ОБПе300"Азов"
Термостат биологический ОБ-3(универсальный)
Бесконтактный инфракрасный термометр NF-3101 - 4шт
Капельница Шустера -3 шт
Фотометр КФК-301 (ЗОМЭ)
Центрифуга Армед СН90-1S
Счётчик лейкоцитарной формулы крови СЛФ-ЭЦ-01-09
Инкубатор МСI -12 сухой электрический нагреватель для инкубации ампульный тестов Д
Электрокардиограф ЭКЗЕ-01-«З-Д» (одно - трёхканальный)
Ветеринарный столик Виноградова «Классик»
Кипятильник
- наглядные средства обучения (приборы, муляжи, плакаты, схемы, рисунки,
фотографии,рентгеновские снимки, таблицы)
-презентационный материал;
-учебные фильмы;
Технические средства обучения:
Компьютер, интерактивная доска, проектор, видеоокуляр , CD и DVD диски.
Интерактивная доска АВС Воаrd 5WWWW-95с двусторонними створками
(белыми/белыми)
4.2 .Информационное обеспечение обучения
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности 36.02.01 «Ветеринария».
Положение о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов
образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Рекомендации по применению Положения о производственной (профессиональной)
практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального
образования.

Рекомендации по планированию и организации производственной (профессиональной)
практики по техническим специальностям в условиях действия государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования.
1. Михайлов М.Н. Акушерство, гинекология и искусственное осеменение
сельскохозяйственных животных. М.: Агропромиздат, 2020.
2. Никитин В.Я., Миролюбов М.Г. Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника
размножения. М.: Колос, 2019.
3. Карпов В.А. Акушерство и гинекология мелких домашних животных.
М.: Росагропромиздат, 2020.
4. Гончаров В.П., Карпов В.А. Анатомо-физиологические особенности половой системы
собак и кошек. М.: МГАВМиБ, 2018.
5. Гончаров В.П., Черепахин Д.А. Акушерство, гинекология и биотехника размножения
животных и птицы. М.: «КолосС», 2021.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать время,
отведенное на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом время, отведенное на
дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в
соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного
учреждения; имеет право определять для освоения обучающимися в рамках
профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или
несколько) согласно приложению к ФГОС; обязано ежегодно обновлять основную
профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и
профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или)
содержания рабочих программ учебных дисциплин и
профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик,
методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития
региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках,
установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко
формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому
практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров
производственного обучения; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в
формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать
социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и
социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента
образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие
обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов и так
далее;
должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным
учреждением по каждому виду практики.
Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебнометодической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и

профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна
обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам,
формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной
образовательной программы.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к
сети «Интернет».
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными
изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов,
изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные,
справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на
каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного
фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и
информационным ресурсам сети «Интернет».
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную
образовательную программу по специальности среднего профессионального образования,
должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех
видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной
и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом
образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать
действующим санитарным и противопожарным нормам, включая использование
оборудования на основе заключения договоров с организациями и так далее.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе ПМ 03
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих. МДК 03.01. Выполнение работ по профессии 15830 «Оператор по
искусственному осеменению животных и птицы», обеспечивает организацию и
проведение текущего и итогового контроля индивидуальных образовательных достижений
- демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения. Итоговый контроль
проводится экзаменационной комиссией после обучения.
Обучение по программе завершается промежуточной аттестацией, которую проводит
экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить
представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю
самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения
обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды
оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы,
предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных
образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели
оценки результата
Форма и методы контроля оценки
ПК 3.1. Организация
искусственного осеменения
животных и птицы
Организация
искусственного осеменения
животных и птицы
Текущий контроль в форме:
- устного опроса тестирования - защиты
практических занятий.
Дифференцированные
зачеты по учебной практике.
Зачет по производственной
практике
ОК 01. Выбрать способы
решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к различным
контекстам
Выбор и применение
методов и способов решения
профессиональных задач в
области диагностических,
лечебных и
профилактических
мероприятий при болезнях
животных
Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы

ОК 02. Использовать
современные средства
поиска, анализа и
интерпретации информации
и информационные
технологии для выполнения
задач профессиональной
деятельности
Эффективный поиск
необходимой информации в
области искусственного
осеменения животных и
птицы; использование
различных источников,
включая интернет
источники в области
искусственного осеменения
Интерпретация результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде.
ОК 09. Пользоваться
профессиональной
документацией на
государственном и
иностранном языках.
животных и птицы.
Эффективно осуществлять
поиск и обмен информацией
с использованием
современного оборудования
и программного
обеспечения, в том числе на
основе сетевого
взаимодействия, для
решения профессиональных
задач.
Взаимодействие с
обучающимися,
преподавателями в ходе
обучения

Применять
профессиональную
документацию в процессе
работы
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и
итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности
(правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 – 100 5 Отлично
80 – 89 4 Хорошо
70 – 79 3 Удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных
образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная
оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как
результатов усвоения профессионального модуля.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.





Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».